Автомобиль Opel Meriva. СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Opel Meriva. СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Система вентиляции салона автомобиля приточно-вытяжного типа.

Воздухозаборник расположен в коробе пе­ред ветровым стеклом. Приток воздуха через


воздухозаборник осуществляется как естест­венным путем за счет напора встречного по­тока воздуха, так и принудительно при вклю­чении электрического вентилятора системы отопления и вентиляции.




Вытяжная вентиляция кузова осуществля­ется через дефлекторы с клапанами, которые установлены на задних стойках кузова под де­коративными накладками.

Управление системой отопления и вентиля­ции салона выполнено автономно от системы кондиционирования воздуха. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондиционера. Узлы отопи­теля и испарителя кондиционера выполнены в одном блоке.

Основные узлы отопителя: теплообменник (радиатор) 6 (рис. 13.1) отопителя, предназначенный для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаж­дающей двигатель жидкости. Теплообменник соединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами;

- вентилятор (воздухонагнетатель) 11. Элек­тродвигатель 12 вентилятора с возбуждением от постоянных магнитов, обеспечивающий


Рис. 13.1. Схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 - дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 - заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и к дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4 - воздуховоды обогрева зоны ног во­дителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и к воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 6 - радиа­тор отопителя; 7 - салонный воздушный фильтр; 8 - заслонка системы рециркуляции; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник в салоне автомобиля; 11 - крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 - дренажное отверстие для слива конденсата; 15 - заслонка регулятора температуры; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования


регулируемую подачу наружного воздуха к за­слонкам отопителя и кондиционера. Для полу­чения изменяемых значений частоты враще­ния вентилятора в цепи питания электродвига­теля установлен резистор или электронный регулятор;

- заслонка 15 регулятора температуры воз­духа, поступающего из отопителя в салон. От изменения ее положения зависит количе­ство воздуха, проходящего через теплооб­менник отопителя, и наружного воздуха, про­ходящего в обход теплообменника;

- заслонки 2 распределения воздуха, по­ступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.

Панель блока управления системой венти­ляции, отопления и кондиционирования воз­духа в салоне автомобиля установлена на консоли панели приборов.

Регулятор 1 (рис. 13.2) температуры посту­пающего в салон воздуха управляет заслонкой 15 (см. рис. 13.1) посредством тросового при­вода. Регулятор 3 (см. рис. 13.2) распределе­ния потоков воздуха управляет заслонками 2 и 5 (см. рис. 13.1) посредством гибого вала.

Переключатель 2 (см. рис. 13.2) интенсив­ности подачи воздуха в салон работает неза­висимо от положения регуляторов распреде­ления воздуха и температуры и управляет ско­ростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.

При нажатии кнопки выключателя 4 режима рециркуляции воздуха приток наружного воз­духа в салон прекращается, при этом в блок системы отопления и кондиционирования воздух поступает из салона автомобиля. Этот режим предназначен для скорейшего охлаж­дения воздуха в салоне в жаркую погоду, про­грева сапона в холодную погоду, а также в не­которых случаях для предотвращения проник­новения в салон пыли и запахов. Включение и выключение режима рециркуляции допусти­мо в любой момент и не влияет на работу бло­ка системы отопления и кондиционирования.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Следует помнить, что длительное исполь­зование системы рециркуляции приводит к накоплению в салоне автомобиля продук­тов дыхания и дискомфортному состоянию пассажиров.

Не следует применять режим рециркуляции в холодную погоду во избежание образова­ния влаги и льда на стеклах окон.

Системой кондиционирования воздуха уп­равляют расположенной на панели кнопкой выключателя 6 кондиционера.

ПРИМЕЧАНИЕ

Кондиционер не включается, если переклю­чатель режимов работы вентилятора уста­новлен в положение «О» (вентилятор выклю­чен). Это предусмотрено конструкцией и не является признаком неисправности.

Система кондиционирования, установлен­ная на автомобиле, компрессорного типа.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Система кондиционирования заправле­на хладагентом под высоким давлением.


Рис. 13.2. Блок управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования с ручным управлением:

1 - регулятор температуры воздуха; 2 - переключатель режимов работы вентилятора; 3 - регулятор распределе­ния потоков воздуха; 4 - выключатель режима рециркуляции; 5 - выключатель электрообогрева заднего стекла; 6 - выключатель кондиционера



Рис. 13.3. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); 6 - вентилятор конденсора и радиатора си­стемы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный кла­пан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан


Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обмо­рожение. Поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонта­жем элементов системы кондиционирова­ния, проводите по возможности в специали­зированных сервисных центрах, оборудован­ных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ свои­ми силами принимайте меры предосторож­ности. Работайте в защитных очках.

Принципиальная схема движения хладаген­та в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 13.3.

Компрессор 7 (см. рис. 13.3) установлен на двигателе и приводится во вращение поли- клиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов. Компрессор аксиально-поршнево­го типа. Вал компрессора установлен в алю­миниевом корпусе на двух игольчатых подшип­никах и уплотнен со стороны шкива привода сальником. В компрессоре пять поршней с те­флоновыми уплотнительными кольцами. Кла­паны лепесткового типа. Регулятор произво­дительности с электрическим управлением встроен в корпус компрессора.

Шкив привода установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. Крутящий момент от шкива к валу компрессора переда­ется через демпфер к ведомому диску, кото­рый, в свою очередь, жестко напрессован на вал компрессора. Включением компрессора управляет электромагнитный клапан, установ­ленный в корпусе компрессора. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента по сис­теме и создает давление, необходимое для перетекания хладагента через отверстие тер­морегулирующего клапана.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок - это муф­та под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муф­та во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае нужно добраться до сервисного центра и заменить подшипник.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и электри­ческая схема управления блокирует включе­ние компрессора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- нарушена электросхема управления;

- сгорела катушка электромагнитной муфты;

- блок управления двигателем по какой-ли­бо причине заблокировал включение ком­прессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило ком­прессор. Внутренняя насосная часть ком­прессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что ком­прессор работает, а в действительности он ничего не перекачивает. Установить истину может только опытный специалист при на­личии контрольно-диагностического обо­рудования.

Во всех этих случаях точно определить при­чину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сер­висном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.

Конденсор (радиатор кондиционера)

5 многопоточного типа. Установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя по направлению движения автомобиля. Со­ты конденсора изготовлены из плоских тон­костенных алюминиевых трубок с внутрен­ними продольными перегородками для же­сткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминие­вые, с фланцем для подсоединения трубок. По высоте бачки разделены на секции, по­этому, проходя через конденсор, поток хла­дагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происходит конденсация па­ров сжатого компрессором хладагента и от­вод выделяющегося при этом тепла в окру­жающий воздух.

При включении кондиционера блок управ­ления двигателем включает цепь питания вен­тилятора 6 радиатора охлаждения двигателя. Это улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Не реже одного раза в год, лучше перед нача­лом летней эксплуатации, промывайте ореб- рение сот конденсора от налипшей грязи, пы­ли и противогололедных реагентов. Это улуч­шит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы. Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды с высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию тонкостенных пластин оребрения.

Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем этого хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противого­лоледных реагентов, грязи и камешков с до­роги, а трубки у него тонкие. В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии конденсор поте­ряет герметичность, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре воз­можно появление течи в другом месте. Кста­ти, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25-30 атм.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить сварку, монтаж-демонтаж конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый. Вместо дорогого ориги­нального вполне можно купить более деше­вый конденсор от авторизованных произво­дителей запасных частей.


Ресивер-осушитель 3 установлен рядом с конденсором с правой его стороны. Корпус ресивера неразборный, изготовлен из алюми­ниевого сплава. Внутри корпуса находятся фильтрующий элемент и полость, заполненная гранулами осушителя (силикагеля). Проходя­щий через ресивер сжиженный хладагент очи­щается от возможных примесей, грязи и влаги.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

В случае ремонта или замены элементов си­стемы кондиционирования, если система кондиционирования находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), фильтрую­щий элемент ресивера-осушителя (карт­ридж) подлежит замене. Без этого после за­правки системы хладагент не будет осушать­ся, и внутри системы могут образоваться кислоты, которые будут разрушать изнутри детали кондиционера. Приобретая новый фильтрующий элемент (картридж), убеди­тесь, что он в герметичной упаковке. Фильт­рующий элемент, хранившийся без упаков­ки, для использования не пригоден, даже ес­ли он совершенно новый и чистый.


Терморегулирующий клапан 12 блочного типа расположен в моторном отсеке в месте присоединения к испарителю трубопроводов. Клапан крепится к трубопроводам с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дроссе­лирующее отверстие в корпусе клапана, жид­кий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установ­лен регулирующий элемент, изменяющий про­ходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хла­дагента. Регулирующий элемент настраивает­ся на заводе-изготовителе и в процессе экс­плуатации не подлежит регулировке.

Испаритель 11 расположен под панелью приборов в общем с радиатором отопителя пластмассовом разборном корпусе. Он изго­товлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из возду­ха, обдувающего наружную оребренную по­верхность трубок. Воздух охлаждается и вен­тилятором подается в салон автомобиля.

Нагнетающий вентилятор 10 установлен в пластмассовом корпусе, расположенном под панелью приборов.


Датчик электронного термостата за­креплен на поверхности испарителя. Термо­стат контролирует температуру выходящего из испарителя воздуха и при снижении темпе­ратуры ниже точки обмерзания подает в блок управления двигателем сигнал для выключе­ния компрессора кондиционера - происходит оттаивание испарителя.

ПРИМЕЧАНИЕ


При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Конденсат через на­конечник дренажной трубки, расположенный на щите моторного отсека, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем мо­жет образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажную от конденсата наружную поверх­ность испарителя оседают частицы дорож­ной грязи и пыли.

Этот слой становится средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомо­биле появляется неприятный запах. Особен­но сильно он ощущается в момент выключе­ния кондиционера и во влажную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск воз­никновения этой проблемы, при покупке ново­го автомобиля необходимо провести профи­лактическую обработку испарителя специаль­ными химическими препаратами, регулярно прочищать дренажную трубку. Если запах все же появился, несмотря на принятые меры, об­ратитесь в специализированный сервис по ре­монту автомобильных кондиционеров для промывки испарителя. При очень сильном за­грязнении испаритель придется заменить.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы изготовлены из алюминиевых сплавов. Для соединения взаимоподвижных элементов системы в тру­бопроводы на некоторых участках включены гибкие шланги из синтетических материалов.

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена...

...или шайбы с резиновыми уплотнениями. Во время ремонта системы при разъеди­нении участков трубопроводов уплотнитель­ные кольца и шайбы подлежат обязательной замене.

ПРИМЕЧАНИЯ

Уплотнительные кольца, шайбы и поверхно­сти разъемов должны быть в идеальном со- стоянии. Заусенец, частица грязи или следы коррозии на уплотняющей поверхности мо­гут привести к утечке хладагента.

Перед установкой смазывайте уплотнитель­ные кольца чистым маслом для компрессора.



На трубопроводах также расположены два сервисных клапана 4 и 9 (см. рис. 13.3) для подсоединения диагностического и запра­вочного оборудования. Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Проверять наличие хладагента в системе пу­тем нажатия на золотники сервисных клапа­нов запрещено!


Датчик давления 1 комбинированного ти­па установлен на трубопроводе высокого давления в моторном отсеке. Датчик принуди­тельно отключает компрессор кондиционера при падении давления (разгерметизация сис­темы, давление не больше 1,7 кгс/см2) и при аварийном увеличении давления (не менее 27 кгс/см2) в системе с целью защиты ком­прессора от перегрузок.

ПРИМЕЧАНИЕ

Датчик навернут на штуцер трубопровода высокого давления, в котором установлен запирающий клапан, поэтому при замене или снятии датчика для проверки удалять хладагент из системы не надо.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При выворачивании и вворачивании датчика используйте два ключа соответствующего размера для предупреждения проворачива­ния резьбового штуцера трубопровода и по­вреждения элементов системы.

Система заправлена хладагентом R134a. Категорически запрещается использовать в системе хладагенты других типов. В хлада­гент добавлено специальное масло для смаз­ки компрессора.

ПРИМЕЧАНИЯ

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си­туации, когда требуется обслуживание сис­темы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диа­гностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеис- катели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод ультрафиолетовой диагностики гер­метичности автокондиционера. Он состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель и места утечки хла­дагента становятся видны в свете ультрафи­олетовых лучей.

После ремонта автокондиционера необхо­димо провести вакуумирование и заправку системы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционе­ра для каждой модели автомобиля индиви­дуален. Для проведения высококачествен­ной заправки автомобильного кондиционе­ра необходимы:

- прецизионные манометрические блоки;

- мощный вакуумный насос;

- высокоточные весы.

В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в дан­ном разделе описаны только работы по сня­тию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, проводите в специализированных сервисных центрах.

Opel Meriva. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ И ОБСЛУЖИВАНИИ СИСТЕМЫ КОНДИ­ЦИОНИРОВАНИЯ

1. Хладагент представляет собой химичес­кий состав, требующий особого обращения во избежание получения травм.

2. Необходимо работать в хорошо провет­риваемом помещении и избегать вдыхания паров хладагента.

3. При выполнении работ, связанных с раз­герметизацией системы кондиционирования, необходимо всегда надевать защитные очки и оборачивать чистой тканью фитинги, клапа­ны и соединения.

4. Запрещается проводить работы по свар­ке и очистке паром при установленных на ав­томобиль узлах и трубопроводах системы, а также в непосредственной близости к ним.

5. При необходимости транспортировки баллона с хладагентом запрещается перево­зить его в салоне автомобиля.

6. Оберегайте металлические участки тру­бопроводов от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубопровода приводит к ухудшению производительности системы.

7. Запрещается изгибать гибкие вставки трубопроводов (шланги) радиусом, меньшим четырех диаметров гибкой вставки.

8. Запрещается располагать шланги близко к выпускному коллектору без соответствую­щей тепловой защиты или термоэкранов.

9. Регулярно осматривайте шланги на пред­мет появления трещин и потертостей.

10. Перед разборкой любого соединения в системе кондиционирования необходимо удалить из нее весь хладагент.

11. Отворачивайте резьбовые соединения элементов системы медленно. Не прибли­жайте лицо и руки к месту сопряжения дета­лей во избежание получения травмы при на­личии в системе остатков жидкого хладагента.

12. При обнаружении давления в системе во время разьединения трубопроводов стра­вите давление, как описано в разделе «Удале­ние хладагента из системы кондиционирова­ния», с. 367.

13. Немедленно после разьединения како­го-либо участка системы загерметизируйте отверстия колпачками или лентой. Это пре­дотвратит попадание в систему влаги и грязи, которые могут вывести из строя насосную часть компрессора.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Во время работы кондиционера или отопите­ля все окна должны быть закрыты. Для того чтобы температура воздуха в салоне быстрее достигла требуемого значения, рекомендуем использовать режим рециркуляции в начале работы системы, после ее включения.

В жаркую солнечную погоду, после длитель­ной стоянки автомобиля на солнце рекомен­дуем перед включением кондиционера про­ветрить салон, открыв на две-три минуты все
двери (или все окна, если необходимо сразу начать движение).

При работе системы кондиционирования в жаркую погоду на теплообменнике конди­ционера может образоваться значительное количество конденсата, в результате чего под стоящим автомобилем появляются по­теки воды. Это не является признаком неис­правности, а только свидетельствует о нор­мальном функционировании системы.

Перед началом движения очищайте от сне­га, грязи и опавшей листвы решетку короба воздухопритока.

Для поддержания элементов системы кон­диционирования в рабочем состоянии (вос­становление слоя смазки на деталях ком­прессора и уплотнениях) включайте конди­ционер на несколько минут не реже одного раза в месяц, даже если необходимость в кондиционировании воздуха отсутствует. На автомобилях, оборудованных системой климат-контроля, эта процедура выполняет­ся автоматически во время движения, одна­ко при низкой температуре наружного возду­ха этого не происходит и кондиционер необ­ходимо включать вручную.

Все работы по ремонту системы кондицио­нирования следует выполнять только при полностью разряженной системе.

Поскольку пары хладагента токсичны, а испа­ряющийся жидкий хладагент может вызвать серьезное обморожение кожи, ремонтируйте систему с использованием специального оборудования, имеющегося в специализиро­ванных сервисах по обслуживанию систем кондиционирования.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности