Автомобиль Рено Логан (2004+). Тормозная система

Рено Логан (2004+). Тормозная система

Автомобиль Renault Logan оборудован дву­мя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной. Первая, оснащенная гидравлическим приводом с вакуумным уси­лителем и антиблокировочной системой (ус­танавливают по заказу), обеспечивает тормо­жение при движении автомобиля, вторая за­тормаживает автомобиль на стоянке. Рабочая система двухконтурная с диагональным со­единением тормозных механизмов передних и задних колес. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и ле­вого заднего тормозных механизмов, дру­гой - левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй кон­тур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включены ваку­умный усилитель и двухконтурный регулятор давления задних тормозов.

Стояночная тормозная система имеет тро­совый привод на тормозные механизмы зад­них колес.

Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой за­зора между колодками 2 (рис. 9.1) и диском 1, с плавающей скобой. Подвижная скоба обра­зуется суппортом 3 с однопоршневым рабо-


чим цилиндром. Направляющая 4 колодок прикреплена болтами к поворотному кулаку. Подвижная скоба прикреплена болтами к на­правляющим пальцам 5, установленным в от­верстия направляющей колодок. Направляю­щие пальцы смазаны консистентной смазкой

и защищены резиновыми чехлами. В полости колесного цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском, поверх­ность которого защищена щитом тормоза.


Рис. 9.1. Тормозной механизм переднего колеса: 1 - тормозной диск; 2 - тормозные колодки; 3 - суппорт тормозного механизма; 4 - направляющая колодок; 5 - направляющий палец суппорта; 6 - клапан выпуска воздуха; 7 - тормозной шланг




При торможении поршень под воздействием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, в результате силы реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом сила прижатия колодок оказывается одинако­вой. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, между колодками и диском обра­зуется небольшой зазор.

Главный тормозной цилиндр 1 (рис. 9.2) типа «тандем» гидравлического привода тор­мозов состоит из двух отдельных камер, со­единенных с независимыми гидравлически­ми контурами. Первая камера связана с пра­вым передним и левым задним тормозными механизмами, вторая - с левым передним и правым задним.

На главный цилиндр через резиновые со­единительные втулки 4 установлен бачок 2, внутренняя полость которого разделена пе­регородкой на два отсека. Каждый отсек пи­тает одну из камер главного цилиндра.

При нажатии на педаль тормоза поршни главного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются и начинается вытеснение тор­мозной жидкости.

В пробке 3 бачка установлен датчик уровня тормозной жидкости. При падении уровня жидкости ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигнальная лампа неис­правного состояния тормозной системы.

Вакуумный усилитель (рис. 9.3), уста­новленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при тор­можении за счет разрежения во впускной трубе двигателя через шток и поршень пер­вой камеры главного цилиндра создает до­полнительное усилие, пропорциональное усилию от педали.

В шланге, соединяющем вакуумный усили­тель с впускной трубой, установлен обратный клапан. Он удерживает разрежение в усили­теле при его падении во впускной трубе и препятствует попаданию топливовоздуш­ной смеси в вакуумный усилитель.

Регулятор давления изменяет давление в гидравлическом приводе тормозных меха­низмов задних колес в зависимости от нагруз­

ки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы, через него тормозная жидкость поступает к обоим зад­ним тормозным механизмам. Регулятор за­креплен болтами на кузове автомобиля. Его шток через подпружиненный нагрузочный



Рис. 9.4. Регулятор давления в гидроприводе задних тормозов: 1 - корпус регулятора давления; 2 - чехол штока регулятора; 3 - рычаг; 4 - регулировочная гайка; 5 - серьга





Рис. 9.2. Главный тормозной цилиндр с бачком: 1 - главный тормозной цилиндр; 2 - бачок главного тормозного цилиндра; 3 - пробка бачка; 4 - соединительные втулки



стержень, рычаг 3 (рис. 9.4) и серьгу 5 соеди­нен с балкой задней подвески. В зависимости от расстояния между балкой и кузовом, кото­рое определяется нагрузкой автомобиля, пе­ремещается шток регулятора, который, в свою очередь, с помощью системы клапанов изме­няет сечения проходных каналов контуров внутри регулятора, ограничивая тем самым давление в контурах задних тормозов. Степень ограничения регулятора, а следовательно, и давление в контурах регулируют, изменяя длину штока регулятора с помощью гайки 4.

Тормозной механизм задних колес ба­рабанный с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Тор­мозные колодки 1 и 11 (рис. 9.5) приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром 8 с двумя поршнями. Оптималь­ный зазор между барабаном и колодками поддерживается механическим регулятором

б, установленным на распорной планке 9.

Стояночный тормоз, приводимый в дей­ствие механически, состоит из рычага, уста­новленного на основании кузова между пе­редними сиденьями, переднего троса с регу­лировочным устройством и уравнителем, к которому присоединены два задних троса, и разжимных рычагов, установленных в тор­мозных механизмах задних колес.


Рис. 9.5. Тормозной механизм заднего колеса: 1 - передняя тормозная колодка; 2 - щит тормозно­го механизма; 3 - пружина рычага регулятора зазоров; 4 - опорные стойки; 5 - рычаг регулятора зазо­ров; 6 - регулятор зазоров; 7 - верхняя стяжная пружина; 8 - рабочий цилиндр; 9 - распорная планка; 10 - разжимной рычаг привода стояночного тормоза; 11 - задняя тормозная колодка; 12 - трос приво­да стояночного тормоза; 13 - нижняя стяжная пружина



Рис. 9.6. Схема антиблокировочной системы тормозов: 1 - гидравлический блок; 2 - главный тор­мозной цилиндр; 3 - вакуумный усилитель тормозов; 4 - сигнальная лампа отключения ABS в комбина­ции приборов



Стояночный тормоз не требует особого ухода. При текущем ремонте проверьте сте­пень износа зубьев сектора и собачки. Чрез­мерно изношенные детали замените.

При обнаружении обрыва оболочек или проволочек тросов их нужно заменить новыми.

Антиблокировочная система тормозов (ABS) состоит из электронного блока управ­ления (ЭБУ), датчиков частоты вращения ко­лес, гидравлического блока 1 (рис. 9.6) с гид­равлическими электромагнитными клапана­ми, возвратного насоса с электрическим при­водом и сигнальной лампы 4 в комбинации приборов.

ABS служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при тор­можении в сложных дорожных условиях, предотвращая блокировку колес. Система обеспечивает следующие преимущества:

- объезд препятствий с более высокой сте­пенью безопасности, в том числе и при экс­тренном торможении;

- сокращение тормозного пути при экс­тренном торможении с сохранением курсо­вой устойчивости и управляемости автомо­биля, в том числе и в повороте.

В случае неисправности системы предус­мотрена функция поддержания работы при отказах системы.

Электронный блок управления (ЭБУ) полу­чает информацию о скорости движения ав­томобиля, направлении движения и дорож­ных условиях от датчиков частоты вращения колес.

На основе этой информации блок управ­ления определяет оптимальный режим тор­можения колес, изменяя с помощью элект­ромагнитных клапанов гидравлического


блока проходные сечения контуров, преду­гадывая момент блокировки замедляющего вращение колеса, чем предотвращает его блокировку.

Если система предполагает блокировку ка­кого-либо колеса, она дает команду соответ­ствующему клапану изолировать подачу жидкости к рабочему цилиндру этого колеса от главного тормозного цилиндра.

Если частота вращения колеса по сравне­нию с другими колесами продолжает сни­жаться, система ABS возвращает тормозную жидкость обратно в главный цилиндр, ос­лабляя торможение. Если все четыре колеса будут одинаково замедляться, возвратный насос отключится и все электромагнитные клапаны снова откроются, позволяя главно­му тормозному цилиндру воздействовать на рабочие цилиндры в штатном режиме. Этот цикл может повторяться до десяти раз в секунду.

Включение электромагнитных клапанов и возвратного насоса создает пульсации в ги­дроприводе тормозной системы, они переда­ются на педаль тормоза, сигнализируя тем са­мым водителю о работе ABS.

Электромагнитные клапаны в контурах тормозных механизмов передних колес воз­действуют на их рабочие цилиндры незави­симо, на каждый в отдельности, в то время как электромагнитный клапан контуров тор­мозных механизмов задних колес воздейст­вует на оба рабочих цилиндра механизмов одновременно. Поскольку тормозная систе­ма имеет диагональное разделение, отдель­ный механический плунжерный клапан в ги­дравлическом блоке разделяет гидравличе­ский выход заднего электромагнитного кла­пана на два отдельных контура. Для того чтобы предотвратить воздействие на систе­му ложных сигналов, встроенный контур бе­зопасности следит за всеми сигналами, по­ступающими в ЭБУ. Если поступает ложный сигнал или напряжение в бортовой электро­сети недостаточно, система автоматически выключается, в комбинации приборов заго­рается сигнальная лампа отключения ABS. В этом случае сохраняется обычный режим работы тормозной системы, однако при движении по скользкой дороге нужно быть предельно осторожным, поскольку распре­делительная функция системы нарушается (функция уравнивания давления в тормоз­ных механизмах передних и задних колес) и возникает вероятность заноса автомобиля при торможении.

Если в системе ABS появилась неисправ­ность, обратитесь на станцию технического обслуживания, так как для ее диагностирова­ния и ремонта требуется специальное обору­дование.

Гидравлическая система тормозов объеди­нена в единое целое металлическими трубка­ми и шлангами. Система заполнена специ­альной тормозной жидкостью класса не ниже DOT-4, которую необходимо периодически заменять. Порядок замены тормозной жид­кости описан в разд. 4 «Техническое обслу­живание» (см. «Замена тормозной жидкос­ти», с. 60).

Проверка тормозной системы описана в разд. 4 «Техническое обслуживание», см. «Первое техническое обслуживание (ТО-1)», с. 46.

Рабочий ход педали тормоза при рабо­тающем двигателе должен быть пример­но 60“65 мм. Слишком малый рабочий ход свидетельствует о неправильной на­чальной установке педали тормоза, на­рушении регулировки вакуумного уси­лителя тормозов или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тор­мозных колодок. Слишком большой ра­бочий ход - признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нару­шения герметичности гидропривода тормозной системы. Если рабочий ход уменьшается при неоднократном нажа­тии на педаль, т.е. она становится «жест­че», в системе воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться, систе­ма негерметична.

Если при торможении педаль тормоза все­гда начинает вибрировать, вероятнее все­го, покороблены тормозные диски. К со­жалению, в такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба. Периодически появляющаяся и исчезающая вибрация педали при резком торможении сопро­вождает работу антиблокировочной сис­темы тормозов и не является признаком неисправности.

Если при торможении машину начинает тя­нуть в сторону, проверьте рабочие цилин­дры: возможно, потребуется их замена. Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверь­те затяжку болтов крепления суппорта. После замены тормозных колодок до на­чала движения обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза ~ поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.

Возможные неисправности тормозной системы, их причины и способы устранения


Причина неисправности

Способ устранения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров

Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилиндры, промойте и просу­шите колодки, диски и барабаны

Воздух в тормозной системе

Удалите воздух, прокачав систему

Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре

Замените цилиндр в сборе

Повреждены резиновые шланги гидро­привода тормозов

Замените шланги и прокачайте систему

Повышенное биение тормозного диска (более 0,04 мм)

Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних ко­лес менее 10,6 мм

Недостаточная эффективность торможения

Замасливание накладок колодок тормоз­ных механизмов

Промойте и просушите колодки

Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах

Устраните причины заклинивания, по­врежденные детали замените

Полный износ накладок тормозных колодок

Замените тормозные колодки

Перегрев тормозных механизмов

Немедленно остановитесь и дайте ос­тыть тормозным механизмам

Применение низкокачественных колодок

Применяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем

Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза)

Замените поврежденные детали, прока­чайте систему

Нарушение регулировки педали тормоза (расстояние от площадки педали до по­ла меньше нормы)

Отрегулируйте положение педали тор­моза

Нарушение регулировки штока вакуум­ного усилителя тормозов

Обратитесь в сервис для регулировки усилителя

Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов

Обратитесь в сервис для проверки анти­блокировочной системы тормозов

Неполное растормаживание всех колес

Отсутствует свободный ход педали тормоза

Отрегулируйте положение педали тормоза

Увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов

Обратитесь в сервис для регулировки усилителя

Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попада­ния в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Промойте и прокачайте всю систему ги­дропривода, замените резиновые детали

Заклинивание поршней главного цилиндра

Проверьте и при необходимости заме­ните главный цилиндр

Притормаживание одного колеса при отпущенной педали

Излом или ослабление стяжной пружи­ны колодок тормозного механизма зад­него колеса

Замените пружину

Причина неисправности

Способ устранения

Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса

Замените рабочий цилиндр и прокачай­те систему гидропривода тормозов

Разбухание уплотнительных колец рабо­чего цилиндра из-за попадания в жид­кость посторонних примесей

Замените рабочий цилиндр и прокачай­те гидропривод тормозов

Нарушение положения суппорта тормоз­ного механизма переднего колеса отно­сительно тормозного диска при ослаб­лении болтов крепления

Затяните болты крепления, при необхо­димости замените поврежденные детали

Неправильная регулировка стояночной тормозной системы

Отрегулируйте стояночную тормозную систему

Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов

Обратитесь в сервис для проверки анти­блокировочной системы тормозов

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

Заклинивание поршня рабочего цилиндра

Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре

Закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения

Замените или прочистите трубку

Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок тормозных колодок

Очистите детали тормозных механизмов

Нарушены углы установки колес

Отрегулируйте углы установки колес

Разное давление в шинах

Установите необходимое давление в шинах

Не работает один из контуров тормоз­ной системы (сопровождается снижени­ем эффективности торможения)

Замените поврежденные детали и про­качайте систему. Если это не приведет к желаемому результату, обратитесь в сервис для проверки антиблокировоч­ной системы тормозов

Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении

Неисправен вакуумный усилитель

Замените усилитель

Поврежден шланг, соединяющий вакуум­ный усилитель и впускную трубу двигате­ля, или ослаблено его крепление

Замените шланг

Разбухание резиновых уплотнителей ци­линдров из-за попадания в жидкость бен­зина, минеральных масел и т.п.

Замените цилиндры, промойте и прока­чайте систему

Писк или вибрация тормозов

Замасливание фрикционных накладок

Зачистите накладки металлической щет­кой с применением теплой воды с мою­щим средством. Устраните причины по­падания жидкости или смазки на тор­мозные колодки

Износ накладок или инородные включе­ния в них

Замените колодки

Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного диска

Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних ко­лес менее 10,6 мм



Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности