Автомобиль Kia Ceed (2009+). ДВИГАТЕЛЬ G4FA, G4FB и G4FC

Kia Ceed (2009+). ДВИГАТЕЛЬ G4FA, G4FB и G4FC

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автомобили Kia Cee'd оснащают попереч­но расположенными четырехцилиндровыми четырехтактными бензиновыми инжекторны­ми 16-клапанными двигателями рабочим объ­емом 1,4; 1,6 и 2,0 л мод. G4FA, G4FB и G4FC соответственно, а также четырехцилиндровы­ми дизельными двигателями рабочим объе­мом 1,6 и 2,0 л мод. D4FB и D4EA. На россий­ский рынок поставляют автомобили только с бензиновыми двигателями.

Все двигатели - с рядным вертикальным расположением цилиндров, жидкостного


охлаждения. Детали и узлы показаны на при­мере двигателя G4FB (рис. 5.1 и 5.2).

Распределительные валы двигателей G4FA. G4FB и D4FB приводятся во вращение цепью, а двигателей G4FC и D4EA - армированным зубчатым ремнем.

Головка блока цилиндров двигателей изго­товлена из алюминиевого сплава по попереч­ной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противопо­ложных сторонах головки). В головку запрессо­ваны седла и направляющие втулки клапанов.

Блок цилиндров двигателя представляет собой единую отливку из специального алю­миниевого сплава, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера

и пять опор коленчатого вала. В блоке цилин­дров установлены тонкостенные чугунные гильзы. В нижней части блока выполнены пять постелей коренных подшипников, обработан­ные в сборе с блоком и не взаимозаменяе­мые. Fla блоке цилиндров выполнены специ­альные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.

Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные сталь­ные вкладыши с антифрикционным слоем. Коленчатый вал двигателя зафиксирован от осевых перемещений двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника.


Рис. 5.1. Двигатель (вид спереди): 1 - кронштейн левой опоры подвески силового агрегата; 2 - генератор; 3 - пробка маслоналивной горловины; 4 - указатель (щуп) уровня мас­ла; 5 - впускная труба; б - топливная рампа; 7 - крышка головки блока цилиндров; 8 - дроссельный узел; 9 - коробка передач; 10 - стартер; 11 - кронштейн передней опоры подвески силового агрегата; 12 - усилитель блока цилиндров; 13 - блок цилиндров; 14 - масляный фильтр; 15 - корпус термостата; 16 - масляный картер; 17 - компрессор кондиционера



Маховик отлит из чугуна, установлен на зад­нем конце коленчатого вала через установоч­ную втулку и закреплен шестью болтами через шайбу На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером. Поскольку ма­ховик выполнен довольно тонким, для его уси­ления служит дистанционная шайба, а вместо резьбовых отверстий для крепления кожуха на­жимного диска сцепления на тыльной поверх­ности маховика для этой цели приварены гай­ки. На автомобили с автоматической коробкой передач вместо маховика устанавливают веду­щий диск гидротрансформатора.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности голо­вки поршня сделаны кольцевые канавки для маслосъемного и двух компрессионных колец. Поршни дополнительно охлаждаются маслом, подаваемым через отверстие в верхней головке шатуна и разбрызгиваемым на днище поршня.

Поршневые пальцы установлены в бо­бышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с ша­тунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична коренным.

Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.

Система смазки комбинированная ;по­дробнее см. «Система смазки», с. 84).


Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмо­сферой, поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повыша­ет надежность различных уплотнений двига­теля и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.

Система состоит из двух ветвей, большой и малой.

При работе двигателя на холостом ходу и в режимах малых нагрузок, когда разреже­ние во впускной трубе велико, картерные газы через клапан системы вентиляции картера двигателя, установленный на крышке головки блока цилиндров, по малой ветви системы всасываются впускной трубой. Клапан откры­вается в зависимости от разрежения во впу­скной трубе и таким образом регулирует по­ток картерных газов.

В режимах полных нагрузок, когда дроссель­ная заслонка открыта на большой угол, разре­жение во впускной трубе снижается, а в возду­хоподводящем рукаве возрастает, картерные газы через шланг большой ветви, подсоеди­ненный к штуцеру на крышке головки блока, в основном поступают в воздухоподводящий рукав, а затем через дроссельный узел - во впускную трубу и в цилиндры двигателя.

Система охлаждения двигателя герме­тичная, с расширительным бачком, состоит


из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сго­рания и газовые каналы в головке блока ци­линдров. Принудительную циркуляцию охлаж­дающей жидкости обеспечивает центробеж­ный водяной насос с приводом от коленчатого вала поликлиновым ремнем, одновременно приводящим генератор. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждаю­щей жидкости в системе охлаждения установ­лен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.

Система питания двигателя состоит из эле­ктрического топливного насоса, установленно­го в топливном баке, дроссельного узла, филь­тра тонкой очистки топлива, расположенного в модуле топливного насоса, регулятора давле­ния топлива, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.

Система зажигания двигателя микро­процессорная, состоит из катушек и свечей зажигания. Катушками зажигания управляет электронный блок (контроллер) системы уп­равления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на четырех опорах с эластичны­ми резиновыми элементами: двух верхних

боковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, и зад­ней и передней нижних, компенсирующих крутящий момент от трансмиссии и нагруз­ки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.

В данном разделе описан ремонт двигате­ля G4FB.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

При известном навыке и внимательности мно­гие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Си­ний дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дым­ление - признак сильного износа деталей ци­линдропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокру­чивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможе­ния двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым возникает из-за слишком бога­той смеси вследствие неисправности систе­мы управления двигателем или форсунок. Си­зый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) озна­чает, что охлаждающая жидкость проникла в камеру сгорания через поврежденную про­кладку головки блока цилиндров. При силь­ном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уро­вень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию.

Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в холодную погоду - нормаль­ное явление.

Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с от­крытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше, конечно, этого не допус­кать, почаще поглядывая на указатель тем­пературы. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентиляторы или просто потечь ох­лаждающая жидкость. Если вы упустили мо­мент перегрева, не паникуйте и не усугуб­ляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель - он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дай­те ему поработать на холостых оборотах, тогда в системе сохранится циркуляция жид­кости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть воз­можность, поливайте радиатор холодной во­дой. Только добившись снижения температу­ры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку радиатора: на пере­гретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, и вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.

Практически во всех инструкциях к автомо­билю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в слу­чае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить


энергию аккумулятора на проворачивание валов и шестерен коробки передач в загус­тевшем масле. В остальных случаях эта ме­ра направлена лишь на то, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости включена передача. Этот прием вреден для двигателя, так как при выжатом сцеплении через него на упорный подшипник коленчатого вала пе­редается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро изнашива­ется, коленчатый вал получает осевой люфт, а трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией. Для того чтобы не пор­тить двигатель, возьмите в привычку прове­рять перед пуском положение рычага пере­ключения передач и пускать двигатель при затянутом ручном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости.



Рис. 5.2. Двигатель (вид сзади): 1 - транспортный рым; 2 - крышка головки блока цилиндров; 3 - управляющий датчик концентрации кислорода; 4 - термоэкран катколлекто- ра; 5 - пробка маслоналивной горловины; 6 - головка блока цилиндров; 7 - кронштейн левой опоры подвески силового агрегата; 8 - ремень привода вспомогательных агрега­тов; 9 - усилитель блока цилиндров; 10 - диагностический датчик концентрации кислорода; 11 - катколлектор; 12 - блок цилиндров; 13 - кронштейн задней опоры подвески силового агрегата; 14 - коробка передач


ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель не пускается

Нет давления топлива в рампе: засорены топливопроводы

Промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы

неисправен топливный насос

Замените насос

засорен топливный фильтр

Замените фильтр

неисправен регулятор давления топлива

Проверьте регулятор, неисправный замените

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем»

Неисправен датчик положения коленчатого вала

Тоже

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Неисправен регулятор холостого хода

Замените регулятор холостого хода

Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов

Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените

Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист

Неполное открытие дроссельной заслонки

Отрегулируйте привод дроссельной заслонки

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки

Замените датчик

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Загрязнен воздушный фильтр

Замените фильтрующий элемент

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем»

Недостаточная компрессия - ниже 1 МПа (10 кгс/см2): пробита прокладка головки блока цилиндров

Замените прокладку

прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец

Очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените

плохое прилегание клапанов к седлам

Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла

чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец

Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Недостаточное давление масла в прогретом двигателе

Использование масла несоответствующей марки

Замените масло рекомендованным

Разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости

Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости, замените масло

Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса

Промойте или замените масляный насос

Засорение масляного фильтра

Замените масляный фильтр

Ослабление крепления или засорение маслоприемника

Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр

Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей

Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок

Стук коренных подшипников коленчатого вала

Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном повышении и понижении частоты вращения коленчатого вала

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Увеличенный зазор в упорном подшипнике коленчатого вала

Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника новыми, проверьте зазор

Стук шатунных подшипников

Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Стук поршней

Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне

Замените кольца или поршни с кольцами

Повышенный шум газораспределительного механизма

Попадание воздуха в гидротолкатели клапанов вследствие слишком низкого (захват воздуха насосом) или слишком высокого (вспенивание масла) уровня масла в двигателе

Удалите воздух из гидротолкателей

Загрязнение полостей гидротолкателей клапанов вследствие применения низкокачественного масла или повреждения масляного фильтра

Промойте гидротолкатели, замените масло и фильтр

Износ рабочих поверхностей гидротолкателей клапанов, вызванный применением низкокачественного масла или несвоевременной его заменой

Замените гидротолкатели

Поломка клапанной пружины

Замените пружину

Чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, вызванный их износом

Замените направляющую втулку и клапан

Износ кулачков распределительного вала

Замените распределительный вал

Неисправны гидротолкатели клапанов

Замените гидротолкатели

Стук на холодном двигателе, слышный в течение 2-3 мин после пуска и усиливающийся при повышении частоты вращения коленчатого вала

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Стук поршней, исчезающий после прогрева двигателя, не является признаком неисправности. При постоянном стуке замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Ослабление крепления шкива коленчатого вала

Подтяните крепление

Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя

Использование масла несоответствующей марки (с пониженной вязкостью)

Замените масло на рекомендованное

Увеличенный осевой зазор коленчатого вала

Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника

Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике

Замените вкладыши переднего коренного подшипника

Стуки в прогретом двигателе на режиме холостого хода

Ослабление натяжения или износ ремней приводов генератора и водяного насоса, компрессора кондиционера и насоса гидроусилителя рулевого управления

Отрегулируйте натяжение ремней или замените их

Шум деталей газораспределительного механизма

См. неисправность «Повышенный шум газораспределительного механизма»

Использование масла несоответствующей марки

Замените масло на рекомендованное заводом - производителем автомобиля

Увеличенные зазоры между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней

Замените поршни и пальцы

Увеличенные зазоры между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Непараллельны оси верхней и нижней головок шатуна

Замените шатун

Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала

Поломка ступицы шкива коленчатого вала

Замените поврежденные детали

Чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных подшипников коленчатого вала

Перешлифуйте шейки под ремонтный размер и замените вкладыши

Повышенная вибрация двигателя

Дисбаланс коленчатого вала

Снимите и отбалансируйте коленчатый вал

Установлены поршни разной массы

Разберите шатунно-поршневую группу, подберите поршни по массе

Неодинаковые значения компрессии в цилиндрах

См. «Проверка компрессии в цилиндрах»

Подушки опор подвески силового агрегата сильно изношены или затвердели

Замените опоры

Ослаблено крепление шкива коленчатого вала или шкивов вспомогательных агрегатов

Подтяните крепления

Повышенный расход масла

Подтекание масла через уплотнения двигателя

Подтяните крепления или замените прокладки и сальники

Засорена система вентиляции картера

Промойте детали системы вентиляции картера

Износ поршневых колец или цилиндров двигателя

Расточите цилиндры, замените поршни и кольца

Поломка поршневых колец

Замените кольца

Закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла

Очистите кольца и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым в приложении

Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов

Замените маслосъемные колпачки

Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок

Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров

Перегрев двигателя

Недостаток жидкости в системе охлаждения

Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения

Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора

Очистите наружную поверхность радиатора струей воды

Неисправен термостат

Замените термостат

Неисправен электровентилятор системы охлаждения

Проверьте электродвигатель вентилятора и реле его включения, неисправные узлы замените

Неисправен клапан пробки радиатора (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку радиатора

Использование бензина с пониженным октановым числом

Залейте бензин с соответствующим октановым числом

Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке

Поврежден радиатор

Отремонтируйте радиатор или замените

Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов

Замените поврежденные шланги или прокладки, замените хомуты шлангов

Подтекание жидкости через сальник водяного насоса

Замените водяной насос

Повреждена прокладка головки блока цилиндров

Замените прокладку

Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке блока цилиндров

Проверьте герметичность блока и головок блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали


Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности