Автомобиль Skoda Octavia (Tour). КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ
Skoda Octavia (Tour). КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ
На автомобили Skoda Octavia устанавливают колесные диски двух типов: стальные штампованные или легкосплавные литые. Стальные колесные диски изготовляют из двух частей. Обод колеса, на который устанавливается шина, и собственно диск соединяют друг с другом сваркой. У литых колесных дисков обе части объединены в единую деталь.
Параметры колесных дисков, показанные на рис 14.1, отражены в маркировке дисков. Маркировка колесного диска, например, 6,0Jx15 94W расшифровывается следующим образом:
6,0 - ширина профиля обода в дюймах;
J - форма бортовой закраины обода (J-об- разная);
х - глубокий обод;
15 - диаметр обода в дюймах;
94 - индекс нагрузки;
W - индекс скорости.
Skoda Octavia (Tour). ШИНЫ
Шина - сложное высокотехнологичное изделие. От конструкции и качества установленных на автомобиль шин во многом зависит комфортность и безопасность езды.
Рис. 14.1. Параметры колесных дисков: А - ширина профиля обода (в дюймах); В - форма бортовой закраины; С - диаметр обода (в дюймах); D - количество отверстий под болты; Е - профиль борта покрышки; F- вылет ЕТ (в мм); G - точка, в которой измеряется максимальное биение диска; Н - центр диска |
Шины - одни из немногих деталей автомобиля, при покупке которых автовладелец имеет большую свободу выбора и может проявить творческий подход.
В настоящее время в продаже представлены сотни моделей шин от десятков производителей. Этот раздел призван помочь автовладельцам разобраться в основных особенностях конструкции шин и сделать правильный выбор при покупке.
Покрышка - упругая резинокордная часть пневматической шины, воспринимающая тяговые и тормозные усилия и обеспечивающая сцепление резины с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас 2 (рис. 14.2), брекер4, протектор 5, боковины 1 и борта 9.
Камера (ездовая камера) - резиновая кольцевая труба со специальным вентилем.
Камерная шина - покрышка в комбинации с камерой.
Бескамерная шина - покрышка, не требующая камеры. Герметичность полости достигается особым строением самой покрышки и обода.
Каркас - важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая ее прочность, воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая на колесо нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги.
Задачей каркаса является поддержание амортизационных свойств шины, а также удерживание в шине необходимого для этого количества воздуха.
Каркас состоит из одного или нескольких, наложенных друг на друга слоев обрезиненного корда. В зависимости от конструкции каркаса, размеров, допустимой нагрузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от 1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельскохозяйственных шинах и пр.).
Брекер - часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины. Он служит для улучшения связей каркаса с протектором, предотвращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механическим повреждениям.
В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, те. расположены диагонально независимо от конструкции шины.
В зависимости от материала корда шины подразделяются на шины с текстильным бре- кером, шины с металлическим брекером, а при использовании металлокорда и в каркасе - цельнометаллокордные.
Протектор - наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины. С наружной поверхности протектор имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок (ламелей), так называемую «беговую дорожку». Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. От качества протектора зависит износостойкость шины и сцепление колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций.
Плечевая зона - часть протектора, расположенная между беговой дорожкой и боковиной
Рис. 14.2. Элементы конструкции шины: 1 - боковина; 2 - каркас; 3 - плечевая зона; 4 - брекер; 5 - протектор; 6 - камера; 7 - ободная лента; 8 - обод; 9 - борт |
шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой, и улучшает соединение протектора с каркасом.
Боковина - часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, представляющая собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продолжением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от влаги и механических повреждений. На боковины нанесены обозначение и маркировка шин.
Борт - жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бес- камерной) на ободе колеса.
Основа борта - нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной обрезиненной проволоки. Борт состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или профилированного резинового наполнительного шнура. Стальное кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а наполнительный шнур - монолитность и эластичный переход от жесткого кольца к резине боковины. С наружной стороны борта расположена бортовая лента из прорезиненной ткани, или корда, предохраняющая борт от истирания об обод и повреждения при монтаже и демонтаже.
Skoda Octavia (Tour). КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН
Шины классифицируются следующим образом.
1. По типу рисунка протектора и условиям эксплуатации:
-дорожные шины (летние) - предназначены для эксплуатации на шоссейных дорогах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, как правило неширокими;
- универсальные шины - предназначены для эксплуатации как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер и может иметь грунтозацепы (массивные выступы) по краям протектора;
- шины повышенной проходимости служат для эксплуатации в условиях бездорожья и мягких грунтов. Отличаются разреженным рисунком с развитыми грунтозацепами по краям и мощными недеформируемыми шашками по центру беговой дорожки;
- всесезонные шины R+W («Road»+ «Winter» - дорожная и зимняя) - предназначены для эксплуатации как в зимнее, так и в летнее время. Обеспечивают приемлемую реализацию характеристик эксплуатации при круглогодичном использовании по шоссейным и грунтовым дорогам. Рисунок более разреженный, чем у дорожных, и может быть с микроканавками (ламелями), обеспечивающими сцепление с обледенелой и заснеженной дорогой;
- зимние шины M+S («Mud»+«Snow» грязь и снег) - предназначены для эксплуатации в зимнее время года. Существуют два типа зимних шин:
а) нешипуемые, изготовленные из мягких сортов резины, чаще всего имеющие направленный рисунок с большим количеством ламелей и предназначенные в основном для эксплуатации на очищаемых дорогах, в крупных городах;
б) шипованные или с возможностью шипования, изготовленные из резины средней жесткости и имеющие шипы или размеченные места для монтажа шипов. Рисунок протектора разреженный, с развитой сетью ламелей, в некоторых случаях приближаются к внедорожным моделям шин. Обеспечивают неплохую проходимость на глубоком снегу и хорошо удаляют снежную шугу. Шипованные шины отличаются лучшим сцеплением со льдом и укатанным снегом, но на твердом дорожном покрытии сцепление ухудшается. Обладают повышенной шумностью.
2. По виду рисунка протектора.
В зависимости от расположения элементов рисунок протектора может быть ненаправленным А (рис. 14.3), направленным Б или асимметричным В
Ненаправленный рисунок - симметричный относительно радиальной плоскости колеса (проходящей через его ось вращения). Является наиболее универсальным, поэтому большую часть шин выпускают именно с этим рисунком.
Направленный рисунок - симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса (проходящей через середину протектора). Он отличается улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью. Запасное колесо совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны автомобиля, но временная установка его на другую сторону допустима при условии движения с небольшой скоростью.
Асимметричный рисунок несимметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине (например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой).
3. По способу герметизации полости.
Шины бывают с камерой или без камеры.
Бескамерные шины в основном считаются
более надежными, чем шины с камерой, потому что при проколе шины воздух покидает ее только через отверстие прокола, в то время как в шинах с камерой воздух вытекает из полости шины по всей окружности монтажного
отверстия, поскольку герметичность этого соединения нарушена. Поэтому бескамерная шина оставляет больше времени для маневра до того момента, когда езда на поврежденном колесе станет опасной. Кроме того, шины в бескамерном исполнении легче своих аналогов с камерой.
На борту бескамерной шины можно встретить обозначение «Tubeless», «TL», на борту камерной - «Tubetype», «Tubed Tire».
4. По расположению нитей в каркасе и бре- кере:
- диагональные шины. Диагональные шины А (рис. 14.4) имеют каркас из одной или нескольких пар кордных слоев, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются.
Вам, скорее всего, не придется выбирать шины по этому признаку, так как диагональные уже почти полностью вытеснены с рынка радиальными шинами. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших количествах, потому что они относительно дешевы в производстве. Единственное преимущество этих шин заключается в том, что у них прочнее боковина;
- радиальные шины. В радиальной шине Б корд каркаса натянут от одного борта кдругому без перехлеста нитей. Направление натяжения нитей следует из названия.
Тонкая мягкая оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута мощным гибким брекером - поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, как правило стального. Поэтому к надписи «radial» (радиальная) на боковинах шин часто добавляют «belted» (опоясанная) или «steel belted» (опоясанная сталью).
Такое расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.
Радиальные шины имеют много преимуществ, они более комфортны, долговечны, устойчивы, отличаются более низким сопротивлением качению. Диагональные шины предпочтительней эксплуатировать на бездорожье и при высоких ударных нагрузках на колесо.
Рис. 14.3. Виды рисунков протектора: А - симметричный; Б - направленный; В - асимметричный
ИНДЕКСЫ
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ шин
Индекс | Нагрузка, кгс |
41 | 145 |
42 | 150 |
43 | 155 |
44 | 160 |
45 | 165 |
46 | 170 |
47 | 175 |
48 | 180 |
49 | 185 |
50 | 190 |
51 | 195 |
52 | 200 |
53 | 206 |
54 | 212 |
55 | 218 |
56 | 224 |
57 | 230 |
58 | 236 |
59 | 243 |
60 | 250 |
61 | 257 |
62 | 265 |
63 | 272 |
64 | 280 |
65 | 290 |
66 | 300 |
67 | 307 |
68 | 315 |
69 | 325 |
70 | 335 |
Индекс | Нагрузка, кгс |
71 | 345 |
72 | 355 |
73 | 365 |
74 | 375 |
75 | 387 |
76 | 400 |
77 | 412 |
78 | 426 |
79 | 437 |
80 | 455 |
81 | 462 |
82 | 475 |
83 | 487 |
84 | 500 |
85 | 515 |
86 | 530 |
87 | 545 |
88 | 560 |
89 | 580 |
90 | 600 |
91 | 615 |
92 | 630 |
93 | 650 |
94 | 670 |
95 | 690 |
96 | 710 |
97 | 730 |
98 | 750 |
99 | 775 |
100 | 800 |
ИНДЕКСЫ СКОРОСТИ ШИН Таблица 14.2
Индекс | Максимальная |
скорости | скорость, км/ч |
J | 100 |
К | 110 |
L | 120 |
М | 130 |
N | 140 |
Q | 150 |
R | 160 |
S | 170 |
Индекс | Максимальная |
скорости | скорость, км/ч |
Т | 180 |
и | 190 |
Н | 200 |
V | 210 |
VR | Более 210 |
W | 270 |
Y | 300 |
ZR | Более 240 |
Skoda Octavia (Tour). МАРКИРОВКА ШИН
На боковины шин наносят маркировку в которой указаны основные их параметры. Например, маркировка 185/65 R15 91W расшифровывается следующим образом:
185 - ширина шины, мм;
65 - отношение высоты к ширине профиля, %;
R - радиальная шина;
15 - диаметр диска в дюймах;
91 - допустимая нагрузка на шину (допустимая нагрузка 615 кгс на одну шину) (табл. 14.1);
W - максимально допустимая скорость движения (возможны варианты: Т - 190 км/ч; Н - 210 км/ч; V - 240 км/ч; W - 270 км/ч) (табл. 14.2).
На боковую поверхность шины в зависимости от типа и страны производителя могут быть дополнительно нанесены следующие специальные обозначения, дающие более подробную информацию о данной модели.
REINFORCED (усиленная) - для шин с повышенной грузоподъемностью.
REGROOVABLE - для шин, на которых возможно углубление рисунка нарезкой.
STEEL (steel belted) - шина имеет опоясывающий металлический корд.
Рис. 14.4. Виды каркаса шин: А - шина диагональной конструкции; Б - шина радиальной конструкции; 1 - посадочные поверхности; 2 - обод; 3 - нити корда; 4 - брекер; 5 - боковина; 6 - протектор |
TWI (tread wear index) или символ треугольной формы - указывает место расположения индикаторов износа... |
...выполненных в виде выступов внутри канавок протектора. После стирания протектора до уровня этих индикаторов шина считается не пригодной для эксплуатации.
SAFETY WARNING - для шин рынка США и Канады, текст на английском языке, поясняющий некоторые тонкости безопасного использования шины.
Дата изготовления шины состоит из трех цифр, первые две из которых указывают неделю, а последняя - год изготовления (с 2000 года - из четырех цифр, две последние из которых обозначают год изготовления).
TRACTION А коэффициент сцепления шины с дорожным полотном (обычно только на шинах, поставляемых в США). Обозначается буквами «А», «В» или «С». Шины с коэффициентом «А» отличаются наибольшим в своем классе сцеплением с дорогой.
TEMPERATURE А -температурный режим. Характеризует способность шины противостоять чрезмерному нагреванию во время движения транспортного средства. Показатель температуры наносится на боковину (обычно только на шинах, поставляемых в США) с буквой «А», «В» или «С». Маркировка с буквой «А» означает лучшую температурную устойчивость, «В» - хорошую, «С» - удовлетворительную.
DOT - символ соответствия действующим стандартам безопасности, установленным транспортным департаментом США. Дальше
идет идентификационный или серийный номер шины (до 11 цифр и букв).
А - знак с цифрой - номером страны, выдавшей сертификат соответствия по правилам ЕЭК ООН.
ETRTO (The European Tyre and Rirn Technical Organization) - Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель.
ЕСЕ (Economic Commission for Europe) - ведомство ООН в Женеве.
FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standards) - нормативы безопасности США.
TUBELESS бескамерная конструкция шины.
TUBED TIRE - камерная конструкция шины.
PLIES TREAD - состав слоя протектора.
SIDEWALL - состав слоя боковины.
ROTATION > - направление вращения.
LEFT - шина устанавливается на левую сторону автомобиля (для шин с направленным рисунком протектора).
RIGHT - шина устанавливается на правую сторону автомобиля (для шин с направленным рисунком протектора).
OUTSIDE (Side facing outwards) - внешняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора).
INSIDE (Side facing inwards) - внутренняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора).
DA (штамп) - незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации.
Часто буквами могут быть указаны условия эксплуатации, например:
M+S («Mud»+«Snow» - грязь и снег);
R+W («Road»+«Winter» - дорожная и зимняя);
WINTER - зима;
RAIN - дождь;
WATER или AQUA - вода;
AW (Any weather) - всепогодная;
ALL SEASON (всесезонная) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
Некоторые производители вместо буквенных обозначений используют пиктограммы (солнышко, снежинка, тучка и т.д.).
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст