Автомобиль Nissan Primera (2002+). Двигатель QG16DE, QG18DE, QR20DE

Nissan Primera (2002+). Двигатель QG16DE, QG18DE, QR20DE

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

На автомобили Nissan Primera для России и стран СНГ устанавливают поперечно распо­ложенные четырехцилиндровые четырехтакт­ные бензиновые 16-клапанные двигатели мод. QG16DE, QG18DE и QR20DE (рис. 5.1 и 5.2) ра­бочим объемом соответственно 1,6; 1,8 и 2,0 л.

Все двигатели с рядным вертикальным распо­ложением цилиндров, жидкостного охлаждения.

Распределительные валы двигателей при­водятся во вращение цепью.

Двигатели QG16DE и QG18DE сходны по конструкции, но отличаются диаметрами цилиндров и деталями системы выпуска от­работавших газов.

Головка блока цилиндров двигателя из­готовлена из алюминиевого сплава по попе­речной схеме продувки цилиндров (впуск­ные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки). В головку запрессованы седла и направляю­щие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафикси­рованной через тарелку двумя сухарями. Распределительные валы непосредственно воздействуют на клапаны через цилиндри­ческие толкатели.

Блок цилиндров двигателя представляет собой единую отливку, образующую цилинд­ры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выпол­ненных в виде перегородок картера. Блок



Рис. 5.1. Двигатель QR20DE (вид слева): 1 - впускной коллектор; 2 - управляющий клапан системы изменения фаз газораспределения впускного распределительного вала; 3 - пробка маслоналивной гор­ловины; 4 - кронштейн правой опоры силового агрегата; 5 - генератор; 6 - водяной насос; 7 - катколлектор; 8 - компрессор кондиционера; 9 - автоматический натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов; 10 - масляный картер; 11 - ведущий шкив ремня привода вспомогательных агрегатов с гаси­телем крутильных колебаний; 12- масляный фильтр; 13 - насос гидроусилителя рулевого управления



двигателей QG16DE и QG18DE изготовлен из специального высокопрочного чугуна с цилиндрами, расточенными непосредст­венно в теле блока. Блок цилиндров двигате­ля QR20DE изготовлен из алюминиевого сплава, цилиндры с высокопрочным и изно­состойким покрытием также выполнены не­посредственно в теле блока.

Крышки коренных подшипников двигате­лей обработаны в сборе с блоками. Первая и вторая, а также четвертая и пятая крышки двигателей QG16DE и QG18DE объединены попарно в блоки, третья крышка выполнена отдельно. Крышки коренных подшипников двигателя QR20DE изготовлены в едином блоке крышек.

На блоке цилиндров выполнены специаль­ные приливы, фланцы и отверстия для креп­ления деталей, узлов и агрегатов, а также ка­налы главной масляной магистрали.

Коленчатый вал, отлитый из специальной стали, вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным споем. Коленчатый вал двигателя зафиксирован от осевых переме­щений двумя полукольцами, установленны­ми в проточки постели среднего коренного подшипника.

Маховик отлит из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала через уста­новочную втулку и закреплен шестью болта­ми. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером.

Маховик двигателя QR20DE двухмассовый, со встроенным гасителем крутильных коле­баний.

На автомобили, оснащенные автоматичес­кой коробкой передач, вместо маховика ус­танавливают ведущий диск гидротрансфор­матора.



Рис. 5.2. Двигатель QR20DE (вид справа): 1 - распределительная труба системы охлаждения; 2 - корпус водяного распределительного клапана; 3 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 4 - крышка головки блока цилиндров; 5 - датчик положения распределительного вала впускных клапа­нов (датчик фазы); б - дроссельный узел; 7 - топливная форсунка; 8 - электромагнитный клапан продув­ки адсорбера; 9 - впускной коллектор; 10 - насос гидроусилителя рулевого управления; 11 - масляный фильтр; 12 - датчик аварийного падения давления масла; 13 - водомасляный теплообменник; 14 - дат­чик детонации; 15 - маховик; 16 - кожух сцепления


Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршней выполнены кольцевые канавки для маслосъемного и двух ком­прессионных колец. Поршни дополни­тельно охлаждаются маслом, подавае­мым через отверстие в нижней головке шатуна и разбрызгиваемым на днище поршня.

Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрес­сованы с натягом в верхние головки ша­тунов, которые своими нижними голо­вками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых анало­гична коренным.


Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.

Система смазки комбинированная (по­дробнее см. «Система смазки», с. 130).

Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмо­сферой, поэтому одновременно с отсосом га­зов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повыша­ет надежность различных уплотнений двига­теля и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.

Система состоит из двух ветвей: большой и малой.

При работе двигателя на холостом ходу и в режимах малых нагрузок, когда разреже­ние во впускной трубе велико, картерные га­зы через клапан системы вентиляции картера двигателя, установленный на крышке головки блока цилиндров, по малой ветви системы всасываются во впускной коллектор. Клапан открывается в зависимости от разрежения во впускной трубе и таким образом регулиру­ет поток картерных газов.

В режимах полных нагрузок, когда дрос­сельная заслонка открыта на большой угол, разрежение во впускной трубе снижается, а в воздухоподводящем рукаве возрастает, картерные газы через шланг большой ветви, подсоединенный к штуцеру на крышке голо­вки блока, в основном поступают в воздухо­подводящий рукав, а затем через дроссель­ный узел - во впускной коллектор и в цилин­дры двигателя.

Система охлаждения двигателя герме­тичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в ли­тье и окружающей цилиндры в блоке, каме­ры сгорания и газовые каналы в головке бло­ка цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает цент­робежный водяной насос с приводом от ко­ленчатого вала поликлиновым ремнем при­вода вспомогательных агрегатов двигателя. Для поддержания нормальной рабочей тем­пературы охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекры­вающий большой круг системы при непро- гретом двигателе и низкой температуре ох­лаждающей жидкости.

Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, уста­новленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, рас­положенного в модуле топливного насоса, регулятора давления топлива, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.

Система зажигания двигателя микропро­цессорная, состоит из катушек и свечей за­жигания. Катушками зажигания управляет электронный блок системы управления дви­гателем. Система зажигания при эксплуата­ции не требует обслуживания и регулировки.

Система изменения фаз газораспреде­ления изменяет фазы открытия и закрытия впускных клапанов в соответствии с режима­ми работы двигателя. Исполнительный ме­ханизм размещен на звездочке впускного распределительного вала: корпус привода соединен со звездочкой, ротор - с распреде­лительным валом. Для поворота распреде­лительного вала масло под давлением через клапан направляется к одной из сторон лепе­стков ротора, одновременно с другой сторо­ны лепестка открывается полость на слив. После того как блок управления определит, что распределительный вал занял требуемое положение, оба канала к механизму пере­крываются и ротор механизма удерживается в фиксированном положении.

Для уменьшения сил инерции второго по­рядка, возникающих при движении деталей кривошипно-шатунного механизма, двига­тель QR20DE оснащен блоком с двумя балан- сирными валами, приводимыми цепью от звездочки коленчатого вала.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на четырех опорах с эластичными


резиновыми элементами - двух верхних бо­ковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, и задней и передней нижних, компенсирующих крутя­щий момент от трансмиссии и нагрузки, воз­никающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.

__________ Полезные советы

При известном навыке и внимательнос­ти многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно оп­ределить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свиде­тельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымле­ние — признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появле­ние дыма при перегазовках, после дли­тельного прокручивания стартером, по­сле долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигате­лем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым возникает из-за слишком богатой смеси вследствие неисправнос­ти системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после пе­регрева двигателя) означает, что ох­лаждающая жидкость проникла в каме­ру сгорания через поврежденную про­кладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масля­ный картер, уровень масла резко повы­шается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в холодную погоду — нормальное явление.


Довольно часто можно увидеть стоя­щий посреди городской пробки авто­мобиль с открытым капотом, испус­кающий клубы пара. Перегрев. Луч­ше, конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указатель температуры. Но никто не застрахо­ван от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентиля­торы или просто потечь охлаждаю­щая жидкость. Если вы упустили мо­мент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возмож­ные последствия. Никогда сра­зу же не глушите двигатель — он по­лучит тепловой удар и, возможно, ос­тыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему порабо­тать на холостых оборотах, тогда в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максималь­ную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поли­вайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения темпе­ратуры, остановите двигатель. Но ни­когда сразу не открывайте пробку радиатора: на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, и вы сохраните здоровье ма­шины и ваше собственное здоровье.

Nissan Primera (2002+). Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель не пускается

Нет давления топлива в рампе: засорены топливопроводы

Промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы

неисправен топливный насос

Замените насос

засорен топливный фильтр

Замените фильтр

неисправен регулятор давления топлива

Проверьте регулятор, неисправный замените

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем»

Неисправен датчик положения коленчатого вала

Тоже

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Неисправен регулятор холостого хода

Замените регулятор холостого хода

Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов

Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените

Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист

Неполное открытие дроссельной заслонки

Отрегулируйте привод дроссельной заслонки

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки

Замените датчик

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Загрязнен воздушный фильтр

Замените фильтрующий элемент

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем»

Недостаточная компрессия - ниже 1 МПа (10 кгс/см2): пробита прокладка головки блока цилиндров

Замените прокладку

прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец

Очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените

плохое прилегание клапанов к седлам

Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла

чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец

Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Недостаточное давление масла в прогретом двигателе

Использование масла несоответствующей марки

Замените масло рекомендованным

Разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости

Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости, замените масло

Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса

Промойте или замените масляный насос

Засорение масляного фильтра

Замените масляный фильтр

Ослабление крепления или засорение маслоприемника

Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр

Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей

Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок

Стук коренных подшипников коленчатого вала

Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном повышении и понижении частоты вращения коленчатого вала

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Увеличенный зазор в упорном подшипнике коленчатого вала

Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника новыми, проверьте зазор

Стук шатунных подшипников

Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Стук поршней

Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне

Замените кольца или поршни с кольцами

Повышенный шум газораспределительного механизма

Попадание воздуха в гидротолкатели клапанов вследствие слишком низкого (захват воздуха насосом) или слишком высокого (вспенивание масла) уровня масла в двигателе

Удалите воздух из гидротолкателей

Загрязнение полостей гидротолкателей клапанов вследствие применения низкокачественного масла или повреждения масляного фильтра

Промойте гидротолкатели, замените масло и фильтр

Износ рабочих поверхностей гидротолкателей клапанов, вызванный применением низкокачественного масла или несвоевременной его заменой

Замените гидротолкатели

Поломка клапанной пружины

Замените пружину

Чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, вызванный их износом

Замените направляющую втулку и клапан

Износ кулачков распределительного вала

Замените распределительный вал

Неисправны гидротолкатели клапанов

Замените гидротолкатели

Стук на холодном двигателе, слышный в течение 2-3 мин после пуска и усиливающийся при повышении частоты вращения коленчатого вала

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Стук поршней, исчезающий после прогрева двигателя, не является признаком неисправности. При постоянном стуке замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Ослабление крепления шкива коленчатого вала

Подтяните крепление

Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя

Использование масла несоответствующей марки (с пониженной вязкостью)

Замените масло на рекомендованное

Увеличенный осевой зазор коленчатого вала

Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника

Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике

Замените вкладыши переднего коренного подшипника

Стуки в прогретом двигателе на режиме холостого хода

Ослабление натяжения или износ ремней приводов генератора и водяного насоса, компрессора кондиционера и насоса гидроусилителя рулевого управления

Отрегулируйте натяжение ремней или замените их

Шум деталей газораспределительного механизма

См. неисправность «Повышенный шум газораспределительного механизма»

Использование масла несоответствующей марки

Замените масло на рекомендованное заводом - производителем автомобиля

Увеличенные зазоры между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней

Замените поршни и пальцы

Увеличенные зазоры между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Непараллельны оси верхней и нижней головок шатуна

Замените шатун

Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала

Поломка ступицы шкива коленчатого вала

Замените поврежденные детали

Чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных подшипников коленчатого вала

Перешлифуйте шейки под ремонтный размер и замените вкладыши

Повышенная вибрация двигателя

Дисбаланс коленчатого вала

Снимите и отбалансируйте коленчатый вал

Установлены поршни разной массы

Разберите шатунно-поршневую группу, подберите поршни по массе

Неодинаковые значения компрессии в цилиндрах

См. «Проверка компрессии в цилиндрах»

Подушки опор подвески силового агрегата сильно изношены или затвердели

Замените опоры

Ослаблено крепление шкива коленчатого вала или шкивов вспомогательных агрегатов

Подтяните крепления

Повышенный расход масла

Подтекание масла через уплотнения двигателя

Подтяните крепления или замените прокладки и сальники

Засорена система вентиляции картера

Промойте детали системы вентиляции картера

Износ поршневых колец или цилиндров двигателя

Расточите цилиндры, замените поршни и кольца

Поломка поршневых колец

Замените кольца

Закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла

Очистите кольца и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым в приложении

Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов

Замените маслосъемные колпачки

Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок

Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров

Перегрев двигателя

Недостаток жидкости в системе охлаждения

Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения

Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора

Очистите наружную поверхность радиатора струей воды

Неисправен термостат

Замените термостат

Неисправен электровентилятор системы охлаждения

Проверьте электродвигатель вентилятора и реле его включения, неисправные узлы замените

Неисправен клапан пробки радиатора (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку радиатора

Использование бензина с пониженным октановым числом

Залейте бензин с соответствующим октановым числом

Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке

Поврежден радиатор

Отремонтируйте радиатор или замените

Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов

Замените поврежденные шланги или прокладки, замените хомуты шлангов

Подтекание жидкости через сальник водяного насоса

Замените водяной насос

Повреждена прокладка головки блока цилиндров

Замените прокладку

Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке блока цилиндров

Проверьте герметичность блока и головок блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности