Автомобиль Hyundai Santa Fe. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Автомобиль оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной. Первая, оснащенная гидравлическим приводом, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке. Рабочая система двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой - левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется другой контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
В гидравлический привод включены главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, гидроэлектронный модуль антиблоки- ровочной системы тормозов, тормозные механизмы передних и задних колес вместе с рабочими цилиндрами, трубопроводы.
Стояночная тормозная система - с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.
Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками и вентилируемым диском 4 (рис. 9.1). Направляющая колодок 6 прикреплена болтами к поворотному кулаку. Подвижная скоба 3 выполнена за одно целое с двумя рабочими тормозными цилиндрами. К скобе прикреплены болтами 7 и 12 направляющие пальцы, которые перемешаются в отверстиях направляющей колодок. Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены защитными чехлами 1 и
11. В полости каждого рабочего цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском, поверхность которого защищена тормозным щитом. При торможении поршни под действием давления жидкости прижимают внутреннюю колодку 2 к диску, силой реакции подвижная скоба перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом сила прижатия колодок оказывается одинаковой. При растормаживании поршни за счет упругости уплотнительных колец отводятся от колодки, в результате чего между колодками и диском образуется небольшой зазор.
Тормозной механизм заднего колеса (рис. 9.2) дисковый, с автоматической регулировкой зазора. Тормозные колодки приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром. Оптимальный зазор между диском и колодками поддер-
Рис. 9.1. Тормозной механизм переднего колеса: 1,11 - защитные чехлы; 2 - внутренняя тормозная колодка; 3 - подвижная скоба; 4 - диск; 5 - фиксирующие пружины тормозных колодок; 6 - направляющая колодок; 7,12 - болты направляющих пальцев; 8 - клапан выпуска воздуха; 9 - тормозной шланг; 10 - болт-штуцер крепления шланга к рабочим цилиндрам
Рис. 9.3. Детали стояночного тормозного механизма заднего колеса (тормозной диск для наглядности снят):
1 - тормозной щит; 2 - распорная планка; 3, 7 - фрикционные накладки тормозных колодок; 4,9 - тормозные колодки; 5 - опорная стойка колодки; 6, 10 - пружинные пластины опорных стоек; 8- верхняя стяжная пружина
Рис 9.4. Главный тормозной цилиндр с бачком: 1 - пробка бачка; 2 - бачок главного тормозного цилиндра; 3 - соединительная втулка; 4 - фланец крепления цилиндра; 5 - уплотнительное кольцо; б - электрический разъем датчика уровня тормозной жидкости; 7 - соединительное отверстие трубопровода первого контура; 8- главный тормозной цилиндр; 9 - соединительное отверстие трубопровода второго контура
Дисковый рабочий тормозной механизм заднего колеса совмещен с барабанным механизмом стояночного тормоза. Внутренняя полость ступицы тормозного диска одновременно служит тормозным барабаном стояночного тормоза.
Стояночный тормоз, приводимый в действие механическим приводом, состоит из колодок, переднего троса с регулировочным устройством, двух задних тросов и механизмов на задних колесах. На щите 1 (рис. 9.3) заднего тормозного механизма установлены стянутые пружинами 8 тормозные колодки 4 и 9. Тормозные колодки приводятся в действие разжимным рычагом через распорную планку 2 привода стояночного тормоза. Оптимальный зазор между колодками и барабаном обеспечивается с помощью неавтоматического (требующего ручной регулировки) регулировочного устройства.
Наконечники тросов привода стояночного тормоза соединены с разжимными рычагами, выполненными за одно с распорными планками.
Педаль привода стояночного тормоза оборудована механизмом регулировки натяжения троса и соединена передним тросом с уравнителем.
Стояночному тормозу не требуется особый уход. При текущем ремонте проверьте степень износа его деталей, убедитесь в исправности зубьев сектора и собачки. Чрезмерно изношенные детали замените.
При обнаружении обрыва оболочек или проволок тросы нужно заменить новыми.
Главный тормозной цилиндр 8 (рис. 9.4) типа «тандем» гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Передняя камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, задняя - с левым передним и правым задним.
На главный цилиндр через резиновые соединительные втулки 3 установлен бачок 2, внутренняя полость которого разделена перегородками на два отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра.
При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются и начинается вытеснение тормозной жидкости.
Вакуумный усилитель, установленный между механизмом педали и главным
Антиблокировочная система тормозов (ABS) состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя на педали тормоза, гидроэлектронного модуля управления (HECU) и сигнализатора в комбинации приборов. Антиблокировочная система оборудована системой самодиагностики, выявляющей неисправности компонентов системы.
ABS служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях, предотвращая блокировку колес.
Система ABS обеспечивает следующие преимущества:
- объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
- сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
В случае неисправности системы предусмотрены функции диагностики и поддержания работы при отказах системы.
Гидроэлектронный модуль управления получает информацию о скорости движения автомобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков частоты
На основе этой информации блок управления определяет оптимальный режим торможения колес.
Различают следующие режимы работы антиблокировочной системы:
- режим нормального торможения. При нормальном торможении электромагнитный клапан обесточен, входной клапан открыт, выходной клапан закрыт. При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость под давлением подается в рабочий цилиндр через электромагнитный клапан и приводит в действие тормозные механизмы колес. При отпускании педали тормоза тормозная жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр через входной и обратный клапаны;
- режим экстренного торможения. Если при экстренном торможении начинается блокировка колеса, модуль выдает на электромагнитный клапан команду на уменьшение подачи тормозной жидкости, затем напряжение подается на каждый электромагнитный клапан. Входной клапан закрывается и подача тормозной жидкости из главного цилиндра перекрывается; выходной клапан открывается и тормозная жидкость поступает из рабочего цилиндра в главный, а затем в бачок, что вызывает снижение давления;
- режим поддержания давления. При максимальном снижении давления в рабочем цилиндре модуль выдает на электромагнитный клапан команду на поддержание давления тормозной жидкости, напряжение подается на входной клапан и не подается на выходной клапан. При этом входной и выходной клапаны закрыты и тормозная жидкость из рабочего цилиндра не уходит;
- режим повышения давления. Если модуль определяет, что колесо не заблокировано, то он обесточивает электромагнитный клапан. Напряжение на электромагнитные клапаны не подается, тормозная жидкость через входной клапан поступает в рабочий цилиндр, давление в котором возрастает.
Для диагностики и ремонта антиблокиро- вочной системы тормозов требуются специальное оборудование и оснастка. Поэтому в случае выхода ее из строя обращайтесь на специализированную станцию технического обслуживания. Гидравлическая система тормозов объединена в единое целое металлическими трубками и шлангами. Система заполнена специальной тормозной жидкостью класса DOT-3 или DOT-4, кото-
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности | Способ устранения |
Увеличенный рабочий ход педали тормоза | |
Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров | Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилиндры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны |
Воздух в тормозной системе | Удалите воздух, прокачав систему |
Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре | Замените цилиндр в сборе |
Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов | Замените шланги и прокачайте систему |
Повышенное биение тормозного диска (более 0,04 мм) | Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 24,4 мм, а задних менее 8,4 мм |
Недостаточная эффективность торможения | |
Замасливание накладок колодок тормозных механизмов | Промойте и просушите колодки |
Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах | Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените |
Полный износ накладок тормозных колодок | Замените тормозные колодки |
Перегрев тормозных механизмов | Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам |
Применение низкокачественных колодок | Применяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем |
Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза) | Замените поврежденные детали, прокачайте систему |
Нарушение регулировки начального положения педали тормоза (расстояние от площадки педали до пола меньше нормы) | Отрегулируйте положение педали тормоза |
Уменьшено выступание штока вакуумного усилителя тормозов | Обратитесь на сервис для регулировки усилителя |
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов | Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов |
Неполное растормаживание всех колес | |
Отсутствует свободный ход педали тормоза | Отрегулируйте положение педали тормоза |
Увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов | Обратитесь на сервис для регулировки усилителя |
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. | Промойте и прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали |
Заклинивание поршней главного цилиндра | Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр |
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали | |
Излом или ослабление стяжной пружины колодок стояночного тормоза | Замените пружину |
Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса | Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов |
Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей | Замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривод тормозов |
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления | Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали |
Неправильная регулировка стояночной тормозной системы | Отрегулируйте стояночную тормозную систему |
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов | Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов |
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении | |
Заклинивание поршня рабочего цилиндра | Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре |
Закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения | Замените или прочистите трубку |
Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок тормозных колодок | Очистите детали тормозных механизмов |
Нарушены углы установки колес | Отрегулируйте углы установки колес |
Разное давление в шинах | Установите необходимое давление в шинах |
Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается снижением эффективности торможения) | Замените поврежденные детали и прокачайте систему. Если это не приведетк желаемому результату, обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов |
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении | |
Неисправен вакуумный усилитель | Замените усилитель |
Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослаблено его крепление | Замените шланг |
Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. | Замените цилиндры, промойте и прокачайте систему |
Замасливание фрикционных накладок | Зачистите накладки металлической щеткой с применением теплой воды с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки |
Износ накладок или инородные включения в них | Замените колодки |
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного диска | Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 24,4 мм, а задних -менее 8.4 мм. |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст