Автомобиль Опель Астра Эйч. СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Опель Астра Эйч. СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ


ОСОБЕННОСТИ

УСТРОЙСТВА

На автомобиле Opel Astra управление сис­темой отопления и вентиляции салона вы­полнено автономно от системы кондициони­рования воздуха при выполнении функций обогрева и вентиляции салона, удаления инея и конденсированной влаги с ветрового стекла, обдува стекол дверей. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондиционера. Узлы отопи­теля и теплообменник испарителя кондицио­нера выполнены в одном блоке.

В зависимости от комплектации на авто­мобиль может быть установлена система с ручной настройкой рабочих режимов либо система с функцией автоматического регули­рования температуры воздуха в салоне (кли- мат-контроль).

Основные узлы отопителя:

- теплообменник отопителя (радиа­тор), предназначенный для нагревания по­ступающего в салон воздуха теплом охлажда­ющей двигатель жидкости;

- вентилятор с электрическим приво­дом (воздухонагнетатель), обеспечиваю­щий регулируемую подачу наружного возду­ха к заслонкам отопителя и кондиционера;

- заслонка регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в са­лон, от изменения ее положения зависит ко­личество воздуха, проходящего через тепло­обменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника;

- заслонки распределения воздуха, по­ступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.

Системой кондиционирования воздуха уп­равляют посредством органов управления, рас­положенных на панели, общей с отопителем.

В систему кондиционирования воздуха входят следующие элементы.

Компрессор с ременным приводом от шкива коленчатого вала двигателя. В шкив компрессора встроена фрикционная электро­магнитная муфта, отключающая вал компрес­сора от шкива или соединяющая их при рабо­те кондиционера по сигналу электронного блока управления двигателем. При работе компрессор сжимает до высокого давления пары хладагента, поступающие к нему из теп­лообменника испарителя. Температура паров хладагента на выходе компрессора значи­тельно выше, чем на входе.

Редукционный клапан встроен в ком­прессор и выполняет защитную функцию, срабатывая при увеличении давления более допустимого значения на выходе компрессо­ра. Причиной срабатывания редукционного клапана может быть отказ клапана высокого давления, электрического вентилятора и т.п.

Теплообменник (радиатор) конденсатора, расположенный впереди радиатора системы охлаждения двигателя и имеющий развитую ленточную вставку сердцевины для быстрого охлаждения и конденсации сжатых компрессо­ром до высокого давления паров хладагента.

Расширительный клапан (редуктор) с сетчатыми фильтрами на входе и выходе ус­тановлен в трубопроводе, подводящем жид­кий хладагент к теплообменнику испарителя. Дроссельное отверстие в клапане ограничи­вает расход жидкого хладагента и снижает давление в испарителе. После остановки дви­гателя жидкий хладагент продолжает некото­рое время перетекать через расширительный клапан из зоны повышенного давления в зону низкого давления. Протекание жидкости че­рез дроссельное отверстие сопровождается характерным шипящим звуком, который про­слушивается в течение 30—60 спосле останов­ки двигателя и не свидетельствует о неис­правности.

Теплообменник (радиатор) испарите­ля. Жидкий хладагент теплообменника кон­денсатора через расширительный клапан по­ступает в теплообменник испарителя, распо­ложенный в блоке отопителя. В теплообмен­нике жидкость переходит в газообразное со­стояние, поглощая тепло. Влага, содержаща­яся в воздухе, поступающем к теплообмен­нику, конденсируется на нем, стекает с испа­рителя и удаляется из блока отопителя. Из теплообменника испарителя газообраз-


ный хладагент с примесью небольшого коли­чества жидкой фракции хладагента и капель холодильного масла поступает в ресивер, который подключен к выходному трубопро­воду испарителя.

Ресивер-осушитель. В нижней части кор­пуса ресивера находится емкость с поглоти­телем паров воды из паров хладагента, кото­рые, освобождаясь от влаги через специаль­ное отверстие в заборной трубке, смешива­ются с холодильным маслом. В верхней части корпуса ресивера расположены штуцера для присоединения трубопроводов. Ресивер не­ремонтопригоден, заменять его нужно толь­ко в сборе.

Помимо перечисленных элементов, в систе­му входят сервисные клапаны высокого и низ­кого давления, а также датчики давления.

Принципиальная схема движения хлада­гента в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 13.1.

Полезные советы

Во время работы кондиционера или отопителя все окна должны быть закры­ты. Для того чтобы температура воздуха в салоне быстрее достигала требуемого значения, рекомендуем использовать режим рециркуляции в начале работы системы, после ее включения.

В жаркую солнечную погоду, после длительной стоянки автомобиля на солнце рекомендуем перед включе­нием кондиционера проветрить салон, открыв на 2-3 мин все двери (или все окна, если необходимо сразу начать движение).


Рис. 13.1. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха:

1 - компрессор кондиционера; 2 - теплообменник конденсатора; 3 - расширительный клапан (редук­тор); 4 - теплообменник испарителя; 5 - ресивер-осушитель; 6 - поглотитель влаги в ресивере; 7 - от­верстие для смешивания паров хладагента с холодильным маслом; 8 - редукционный клапан в компрес­соре; А - жидкий хладагент под высоким давлением; В - жидкий хладагент под низким давлением; С - газообразный хладагент под высоким давлением; D - газообразный хладагент под низким давлением


При работе системы кондициониро­вания в жаркую погоду на теплооб­меннике кондиционера может обра­зоваться значительное количество конденсата, в результате чего под сто­ящим автомобилем появляются поте­ки воды. Это не является признаком неисправности, а только свидетельст­вует о нормальном функционирова­нии системы.

Перед началом движения очищайте от снега, грязи и опавшей листвы ре­шетку короба воздухопритока.

Для поддержания элементов систе­мы кондиционирования в рабочем состоянии (восстановление слоя смазки на деталях компрессора и уп­лотнениях) включайте кондиционер на несколько минут не реже одного раза в месяц, даже если необходи­мость в кондиционировании воздуха отсутствует. На автомобилях, обору­дованных системой кпимат-контро- ля, эта процедура выполняется авто­матически во время движения, однако при низких температурах на­ружного воздуха этого не происхо­дит и кондиционер необходимо включать вручную.

___ Предупреждения

Все работы по ремонту системы конди­ционирования следует выполнять только при полностью разряженной системе.

Поскольку пары хладагента токсич­ны, а испаряющийся жидкий хлада­гент может вызвать серьезное обмо­рожение кожи, ремонтируйте систе­му с использованием специального оборудования, имеющегося в спе­циализированных сервисах по об­служиванию систем кондициониро­вания.

_________________ Примечания

В связи со специфическими особен­ностями ремонта системы конди­ционирования (см. предупрежде­ние выше) в данном подразделе описаны только работы по снятию и установке блока управления сис­темой отопления (кондициониро­вания) и вентиляции салона и блока управления заслонкой рециркуля­ции, снятие и установка электро­вентилятора воздухонагнетателя и его дополнительного сопротивле­ния, так как для снятия остальных элементов узла отопления и конди­ционирования (в том числе и ради­атора отопителя) требуется полное снятие узла с автомобиля с разгер­метизацией системы кондициони­рования.

Замена фильтра поступающего в са­лон воздуха является регламентной работой технического обслуживания и описана в разд. 4 «Техническое об­служивание» (см. «Замена фильтра очистки поступающего в салон воз­духа», с. 75).

Опель Астра Эйч. ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИ­ОНИРОВАНИЯ С РУЧНОЙ НАСТРОЙКОЙ РАБОЧИХ РЕЖИМОВ





Рис. 13.2. Панель управления системой вен­тиляции, отопления и кондиционирования ав­томобиля, оснащенного системой ручной на­стройки рабочих режимов: 1 - выключатель кондиционера; 2 - переключатель режима рецир­куляции; 3 - выключатель электрообогрева задне­го стекла (стекла окна двери задка); 4 - переклю­чатель режимов работы вентилятора воздухонаг- нетателя; 5 - регулятор температуры поступаю­щего в салон воздуха; 6 - регулятор распределе­ния потоков воздуха

На рис. 13.2 показана панель блока управ­ления отоплением (кондиционированием) и вентиляцией салона, установленная на кон­соли панели приборов автомобиля, оснащен­ного системой ручной настройки рабочих ре­жимов.

Переключатель 4 режимов вентилятора воздухонагнетателя работает независимо от положения регуляторов распределения воздуха и температуры и управляет скоро­стью вентилятора, изменяя напряжение в це­пи питания электродвигателя.

Регулятор б распределения потоков возду­ха и регулятор 5 температуры управляют за­слонками отопителя с помощью электропри­водов.

Включение/выключение системы вентиляции, отопления и кондициони­рования и регулировка интенсивности воздушного потока

Интенсивность потока воздуха, поступаю­щего в салон через сопла и воздуховоды, ре­гулируют рукояткой переключателя 4 (см. рис. 13.2) режимов работы вентилятора воз­духонагнетателя.

Для включения системы вентиляции, отоп­ления и кондиционирования включите руко­яткой переключателя один из четырех режи­мов работы вентилятора воздухонагнетателя. При возвращении рукоятки переключателя в исходное (крайнее левое) положение сис­тема отключается.

Поворотом рукоятки переключателя в соот­ветствующее положение выбирают требуе­мый скоростной режим вентилятора воздухо- нагнетателя, а следовательно, и необходи­мую интенсивность потока поступающего в салон воздуха.

Выбор температурного режима

Для изменения температуры поступающего в салон воздуха вращайте рукоятку регулято­ра 5 (см. рис. 13.2) вправо или влево от сред­него положения. Левая часть шкалы (враще­ние рукоятки в направлении знака «-») соот­ветствует подаче максимально охлажденного воздуха, правая (вращение рукоятки в на­правлении знака «+») - максимально подо­гретого. При среднем положении рукоятки в салон подается воздух при температуре ок­ружающей среды.


Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности