Автомобиль Geely МК / Cross. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Geely МК / Cross. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобилях установлена система кон­диционирования компрессорного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кон­диционера скомпонованы в одном блоке. Органы управления системой кондициони­рования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.

Принципиальная схема движения хлада­гента в системе кондиционирования возду­ха приведена на рис. 12.2.


Компрессор установлен на блоке ци­линдров двигателя и приводится во враще­ние поликпиновым ремнем.


Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора ус­тановлен в алюминиевой передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со сто­роны шкива привода сальником.

Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращает­ся. Крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через ведомый диск.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если система исправна, то во время включения кондиционера раздается щелчок - это прижим­ной диск муфты под действием электромагни­та входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероят­но, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода», с. 271). В некоторых запущенных случаях может по­требоваться замена муфты компрессора в сбо­ре или составляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и система уп­равления блокирует включение компрессора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- неисправности в электрических цепях сис­темы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, высокие обороты двига­теля) заблокировал включение компрессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинил компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а охлаждение воздуха в салоне не происходит. В этом случае компрессор рабо­тает вхолостую, ничего не перекачивая. Опре­делить эту неисправность может только опыт­ный специалист при наличии специального кон­трольно-диагностического оборудования. Наиболее точно определить причину неис­правности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.


Рис. 12.3. Конденсор кондиционера: 1 - фланец крепления трубопровода низкого давления; 2, 4 - бачки конден­сора; 3 - соты; 5 - ресивер; 6 - датчик давления; 7 - фланец крепления трубопровода высокого давления



На корпусе компрессора установлен кла­пан сброса аварийного давления. В случае роста давления в системе при отказе датчика давления или иных нештатных ситуациях, при превышении установленного максимума давления мембрана клапана разрушается и часть хладагента выбрасывается на улицу. Как правило, после этого нарушается герме­тичность аварийного клапана. Поэтому после устранения причин, вызвавших рост давле­ния и сброс хладагента, клапан подлежит обязательной замене.

Конденсор (радиатор кондиционера) (рис. 12.3) многопоточного типа располо­жен перед радиатором системы охлажде­ния двигателя. Он прикреплен с помощью кронштейнов к радиатору системы охлаж­дения. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными пере­городками для жесткости и наружным оре- брением для улучшения теплообмена. Бач­ки алюминиевые, с фланцами для подсое­динения трубопроводов и ресивера. По высоте бачки разделены на секции, по­этому, проходя через конденсор, поток хла­дагента несколько раз меняет направле­ние. В конденсоре происходит конденса­ция паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок уп­равления двигателем включает цепь пита­ния электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя, что улучшает тепло­
обмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

Не реже одного раза в год, лучше перед нача­лом летней эксплуатации, промывайте ореб- рение А сот конденсора от налипшей грязи, пы­ли и противогололедных реагентов Б. Это улуч­шит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы. Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стен­ки трубок у него тонкие. В большинстве случа­ев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоно­вой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную струк­туру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов бу-


дет перекрыта. Соответственно упадет рассеи­ваемая мощность и ухудшится работа кондици­онера, особенно в пробках и в жаркую погоду. После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-ус- тановку, сварку конденсора и заправку сис­темы хладагентом. Так что лучше сразу уста­новить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных про­изводителей запасных частей.

Испаритель расположен в блоке систе­мы отопления и кондиционирования сало­на. Испаритель изготовлен из алюминие­вых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по труб­кам испарителя, кипящий хладагент актив­но поглощает тепло из воздуха, обдуваю­щего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилято­ром подается в салон автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются

Конденсат через дренажную трубку, подсое­диненную к нижней части корпуса испарителя и выведенную наружу, сливается под днище автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверх­ности испарителя оседают частицы дорож­ной пыли и грязи.


Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент вы­ключения кондиционера и во влажную погоду. Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и про­чищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

На боковой поверхности испарителя рас­положен фланец для крепления терморегу­лирующего клапана.


Терморегулирующий клапан блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан прикреплен к трубопроводам и испа­рителю с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирую­щий элемент, изменяющий проходное сече­ние дросселирующего отверстия в зависи­мости от давления и температуры хладаген­та. Регулировочный элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе экс­плуатации регулировке не подлежит.


Ресивер-осушитель установлен на кон­денсоре с левой стороны. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент (карт­ридж), заполненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от воз­можных примесей, грязи и влаги.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если элементы системы кондиционирования находились в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубо­проводы и т.п.), то в случае ремонта или за­мены ресивер-осушитель подлежит замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.


Оберегайте металлические участки тру­бопроводов от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы.


Рис. 12.4. Конструкция шланга гибкой вставки:

1 - наружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд си­лового каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой


Для соединения взаимоподвижных эле­ментов системы трубопровода некоторые участки снабжены гибкими вставками (рис. 12.4) из синтетических материалов.

В местах соединений отдельных элемен­тов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъедине­нии участков трубопроводов уплотнитель­ные кольца подлежат обязательной заме­не. Резьбовые соединения трубопроводов затягивайте рекомендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка при­водит к деформации уплотняемых поверх­ностей и утечке хладагента.

Сервисные клапаны для подсоедине­ния диагностического и заправочного обо­рудования расположены на трубопроводах.

Так расположены на трубопроводах сервис­ные клапаны линий низкого А и высокого Б давления.

Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.

В клапанах установлены золотники, сход­ные по конструкции с золотниками шин ко­лес, но отличающиеся от них размерами.

Проверять наличие хладагента в системе пу­тем нажатия на золотники сервисных клапа­нов запрещено, так как после такой провер­ки золотник клапана может полностью не за­крыться, и произойдет утечка хладагента из системы!

Датчик давления установлен в мотор­ном отсеке с правой стороны конденсора на фланце для присоединения трубопрово­да линии высокого давления.

По сигналам датчика электронный блок управления двигателем отключает ком­прессор кондиционера при разгерметиза­ции системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессо­ра от перегрузок.


Панель блока управления системой отоп­ления, кондиционирования и вентиляции салона автомобиля установлена на консоли панели приборов.

Подробно органы управления отопите­лем, кондиционером и вентиляцией описа­ны в разд. 1 «Устройство автомобиля» (см. «Отопление, кондиционирование и венти­ляция салона», с. 21).



Датчик температуры воздуха в салоне

расположен в левой нижней облицовки па­нели приборов, если на автомобиле уста­новлена система климат-контроля. Для ис­ключения неверных показаний значений температуры из-за влияния нагретых эле­ментов панели датчик снабжен системой принудительного обдува. Система обеспе­чивает равномерный проток воздуха из пе­редней части салона автомобиля через корпус датчика. Для нормального движе­ния воздуха предохраняйте входное отвер­стие корпуса датчика от попадания ка­ких-либо твердых частиц или жидкости. Особенно это касается случаев химической чистки салона. Во время уборки салона пы­лесосом категорически запрещается под­носить всасывающий наконечник трубы пы­лесоса к входному отверстию датчика. При затрудненном протоке воздуха через кор­пус датчика нормальное функционирова­ние системы автоматического управления климатом нарушается.


Датчик наружной температуры, хотя и расположен в передней части автомоби­ля за облицовкой радиатора в защищенном от солнечного излучения и вентилируемом месте, подвержен воздействию таких фак­торов, как теплый воздух от двигателя и из­лучение от нагретого асфальта. Поэтому его показания иногда могут быть несколько завышенными, особенно после долгого простаивания в пробках. Показания наруж­ной температуры можно считать правиль­ными при движении со скоростью не менее 40 км/ч в течение не менее 10 мин.



Для повышения эффективности работы системы управления климатом и более ком­фортного распределения воздушных пото­ков в салоне установлен датчик солнечной освещенности. В зависимости от степени нагрева салона лучами солнца по сигналам датчика потоки воздуха направляются в об­ласть лиц или ног водителя и переднего пассажира. Датчик расположен на панели приборов возле стекла ветрового окна.

Хладагент. Система заправлена хлада­гентом HFC134a (R134a). В хладагент до­бавлено специальное масло для смазки компрессора. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты и мас­ла других типов.

ПРИМЕЧАНИЯ

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си­туации, когда требуется обслуживание сис­темы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диа­гностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это раз­герметизация системы и выход из нее хла­дагента.


Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.


В некоторых сложных случаях применяется метод т. н. ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.

Во время осмотра системы краситель начи­нает светиться (флюоресцировать) под дей­ствием ультрафиолетовых лучей специаль­ного светильника...


Метод состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на на­ружную поверхность элементов системы.



...и места утечки хладагента становятся видны.

Следует отметить, что краситель не оказы­вает никакого отрицательного воздействия на систему. Он может находиться в хладаген­те, циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу только тогда, когда возникнет утечка.


После ремонта автокондиционера необходи­мо вакуумировать и заправить систему соот­ветствующим хладагентом HFC134a (R134a). Объем заправки автокондиционера для каж­дой модели автомобиля индивидуален.

Для проведения высококачественной за­правки автомобильного кондиционера необ­ходимы:

Для проведения высококачественной за­правки автомобильного кондиционера необ­ходимы:


- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными нако­нечниками;


- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;


- высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хла­дагента.

В связи со специфическими особеннос­тями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элемен­тов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладаген­том, следует проводить в специализиро­ванных сервисных центрах.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попа­дание жидкого хладагента на кожные покро­вы человека вызывает сильное обмороже­ние, поэтому все работы, связанные с обслу­живанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализиро­ванных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим обору­дованием. При проведении работ своими си­лами принимайте меры предосторожности.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности