Автомобиль Skoda Octavia A5. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА

Skoda Octavia A5. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Система отопления, кондиционирования и вентиляции представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движение. Система включает в себя отопитель (повышает температуру воздуха при любых режимах работы системы), кондиционер (снижает температуру и влажность воздуха), воздухонагнетатель (вентилятор) и воздуховоды с фильтром (обеспечивают воздухообмен в салоне, очищают воздух от пыли), а также блок управления (управляет всеми элементами системы для получения заданных параметров комфорта).

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ


На автомобиле установлен отопитель салона жидкостного типа.

Радиатор отопителя объединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами, проходящими в моторном отсеке. Радиатор помещен в пластмассовый кожух климатического блока, установленный под центральной частью панели приборов.

Основные узлы отопителя (рис. 12.1):

- теплообменник (радиатор) 6 отопителя, предназначенный для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости;

- вентилятор (воздухонагнетатель) 11 Электродвигатель 12 вентилятора с возбуждением от постоянных магнитов обеспечивает регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам

отопителя и кондиционера. Для получения различных значений частоты вращения вентилятора в цепи питания электродвигателя установлен блок дополнительных резисторов,

заслонка 15 регулятора температуры воздуха. поступающего из отопителя в салон От изменения ее положения зависит количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника;

- заслонки 2 распределения воздуха, поступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.

Рис. 12.1. Принципиальная схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 - дефлекторы обдува ветрового стек­ла; 2 - заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4 - воздуховоды обо­грева зоны ног водителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пасса­жиров; б - радиатор отопителя; 7 - салонный воздушный фильтр; 8 - заслонка системы рециркуляции воздуха; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник 8 салоне авто­мобиля; 11 - крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 - дренажное отверстие для слива конденсата; 15 - заслонка регулятора температуры; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования




ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобиле установлена система кон­диционирования компрессорного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кон­диционера скомпонованы в одном блоке. Ор­ганы управления системой кондиционирова­ния воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.

Принципиальная схема движения хладаген­та в системе кондиционирования воздуха приведена, на рис. 12.2.

Компрессор установлен на двигателе с по­мощью специального кронштейна крепления и приводится во вращение поликлиновым рем­нем привода вспомогательных агрегатов. Ком­прессор аксиально-поршневого типа перемен­ной производительности. Вал 18 (рис. 12.3) компрессора установлен в алюминиевом кор­пусе 8 на двух роликовых подшипниках 17 и 21 и уплотнен со стороны шкива 23 привода саль­ником 22. В компрессоре семь поршней 10 с тефлоновыми уплотнительными кольцами. Клапаны лепесткового типа. Pen/лятор произ­водительности встроен в корпус компрессора.

Шкив 23 привода установлен на двухрядном шариковом подшипнике 3 и при работающем двигателе постоянно вращается. При включе­нии кондиционера крутящий момент от шкива к валу 18 компрессора передается через фрикционную муфту с электромагнитным при­водом. Компрессор обеспечивает циркуля­цию хладагента в системе и создает давление, необходимое для перетекания хладагента че­рез отверстие терморегулирующего клапана.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если система исправна, во время включе­ния кондиционера раздается щелчок - это прижимной диск муфты под действием эле­ктромагнита входит в зацепление со шки­вом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муф­та во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшип­ник (см. «Замена подшипника шкива приво­да», с. 302). В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрес­сора в сборе или составляющих ее частей.



Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); б - вентилятор конденсора и радиатора си­стемы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный кла­пан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан


Рис. 12.3. Компрессор кондиционера: 1 - прижимной диск; 2 - обмотка электромагнита; 3 - подшипник шкива; 4 - передняя крышка корпуса; 5 - рычаг обоймы наклонной шайбы; б - упорный роликовый подшипник наклонной шайбы; 7 - наклонная шайба; 8- корпус компрессора; 9 - шатун; 10 - поршень; 11 - гайка крепления блока клапа­нов регулятора и упоров блока лепестковых клапанов; 12 - штуцер линии нагнетания; 13 - штуцер линии всасыва­ния; 14 - крышка блока клапанов; 15 - блок лепестковых клапанов; 16 - блок клапанов регулятора производитель­ности; 17,21- подшипники вала; 18- вал наклонной шайбы; 19- направляющий упор наклонной шайбы; 20-упор­ный подшипник вала; 22 - сальник вала; 23 - шкив привода



2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и система уп­равления блокирует включение компрессора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- неисправности в электрических цепях сис­темы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-ли- бо причине (высокая температура охлажда­ющей жидкости двигателя, высокие оборо­ты двигателя) заблокировал включение компрессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а охлаждение воздуха в салоне не происходит. В этом случае ком­прессор работает вхолостую, ничего не пе­рекачивая. Определить эту неисправность может только опытный специалист при на­личии специального контрольно-диагностического оборудования.

Наиболее точно определить причину неис­правности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.


В некоторых вариантах исполнения ком­прессора на крышке 14 (см. рис. 12.3) блока лепестковых клапанов может быть установ­лен клапан сброса аварийного давления. В случае роста давления в системе при от­казе датчика давления или иных нештатных ситуациях, при превышении установленного максимума давления мембрана клапана разрушается и часть хладагента выбрасы­вается на улицу. Как правило, после этого аварийный клапан не обладает достаточ­ной герметичностью. Поэтому после устра­нения причин, вызвавших рост давления и сброс хладагента, клапан подлежит обяза­тельной замене.

Конденсор (радиатор кондиционера) многопоточного типа расположен перед ра­диатором системы охлаждения двигателя. Он крепится с помощью четырех винтов к радиатору системы охлаждения двигателя. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внут­ренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для

улучшения теплообмена. Бачки алюминие­вые, с фланцами для подсоединения трубо­проводов. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет на­правление. В конденсоре происходит кон­денсация паров сжатого компрессором хла­дагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок управ­ления двигателем включает цепь питания эле­ктрического вентилятора радиатора охлажде­ния двигателя, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ




Не реже одного раза в год, лучше перед на­чалом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реаген­тов Б. Это улучшит теплообмен, снизит дав­ление в системе и увеличит срок службы элементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо ча­ще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противо­гололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стенки трубок у него тонень­кие... В большинстве случаев конденсор по­вреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоно­вой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-ус­тановку, сварку конденсора и заправку сис­темы хладагентом. Так что лучше сразу уста­новить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных про­изводителей запасных частей.

Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования воздуха в са­лоне. Испаритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются.


Конденсат через дренажную трубку, распо­ложенную на нижней части правой стороны моторного щита, сливается под днище авто­мобиля. При высокой влажности окружаю­щего воздуха под автомобилем может обра­зоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондицио­нирования.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхнос­ти испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент вы­ключения кондиционера и во влажную погоду. Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами,


регулярно заменять салонный фильтр и про­чищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

На боковой поверхности испарителя рас­положен фланец для крепления терморегули­рующего клапана.


Терморегулирующий клапан блочного ти­па расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам и испарителю с по­мощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапа­на, жидкий хладагент резко снижает свое дав­ление и начинает кипеть. В корпусе клапана ус­тановлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отвер­стия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраива­ется на заводе-изготовителе и в процессе экс­плуатации регулировке не подлежит


Ресивер-осушитель установлен с правой стороны конденсора. Неразборный корпус ресивера изготовлен из алюминиевого спла­ва. Трубопроводы крепятся к корпусу ресиве­ра с помощью фланцевых соединений. Внут­ри корпуса находится фильтрующий элемент заполненный гранулами осушителя (силика­геля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных приме­сей, грязи и влаги.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В случае ремонта или замены элементов си­стемы кондиционирования, если она нахо­дилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресивер-осушитель подлежит заме­не. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.


Оберегайте металлические участки трубо­проводов от вмятин и перегибов. Любое суже­ние проходного сечения трубопровода приво­дит к снижению производительности системы.

Для соединения взаимоподвижных элемен­тов системы трубопроводы на некоторых уча­стках снабжены гибкими вставками (рис. 12.4) из синтетических материалов.

В местах соединения отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ре­монта системы при разьединении участков трубопроводов уплотнительные кольца под­лежат обязательной замене. Резьбовые


Рис. 12.4. Конструкция шланга гибкой вставки: 1 -

наружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд сило­вого каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой



соединения трубопроводов затягивайте реко­мендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уп­лотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Подпись: Сервисные клапаны для подсоединения диагностического и заправочного оборудова­ния расположены на трубопроводах.

Так расположены на трубопроводах сервис­ные клапаны линий высокого...

.и низкого давления



Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.

В клапанах установлены золотники, сход­ные по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.

Для выворачивания и вворачивания золот­ников используется специальный ключ.


Проверять наличие хладагента в системе пу­тем нажатия на золотники сервисных клапа­нов запрещено, так как после такой провер­ки золотник клапана может не закрыться полностью и произойдет утечка хладагента из системы!

Датчик давления установлен в моторном отсеке с правой стороны на участке трубо­провода линии высокого давления.

По сигналам датчика электронный блок уп­равления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.


Панель блока управления системой отоп­ления, кондиционирования и вентиляции сало­на установлена на консоли панели приборов.

Подробно органы управления отопителем, кондиционером и вентиляцией описаны в под­разделе «Отопление (кондиционирование) и вентиляция салона», с. 22.


Датчик температуры воздуха в салоне

установлен в плафоне внутреннего освещения. Для исключения неверных показаний значений температуры из-за влияния нагретых элемен­тов салона датчик снабжен системой принуди­тельного обдува. Система обеспечивает рав­номерное протекание воздуха из передней ча­сти салона автомобиля через корпус датчика. Для нормального движения воздуха предохра­няйте входное отверстие корпуса датчика от попадания каких-либо твердых частиц или жид­кости. Особенно это касается случаев химиче­ской чистки салона. Во время уборки салона

пылесосом категорически запрещается подно­сить всасывающий наконечник трубы пылесоса к входному отверстию датчика. При затруднен­ном протекании воздуха через корпус датчика нормальное функционирование системы авто­матического управления климатом нарушается.

Хладагент. Система заправлена хладаген­том R134а. Полный объем заправки составля­ет (525±25) г. Категорически запрещено ис­пользовать в системе хладагенты других типов.

В хладагент добавлено специальное масло для смазки компрессора.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Тип рекомендуемого хладагента и масла указан на табличке, наклеенной на корпус компрессора.

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си­туации, когда требуется обслуживание сис­темы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагно­стическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерме­тизация системы и выход из нее хладагента.

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод так называемой ультрафиолетовой диагностики герметичности системы авто­кондиционера.

Метод состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хла­дагентом постепенно выходит на наружную поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы краситель под действием ультрафиолетовых лучей специ­ального светильника начинает светиться (флюоресцировать)...


...и тогда места утечки хладагента становят­ся видны.

Следует отметить, что краситель не оказы­вает какого-либо отрицательного воздейст­вия на систему. Он может находиться в хла­дагенте и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу, толь­ко когда возникнет утечка.

После ремонта автокондиционера необходи­мо провести вакуумирование и заправку сис­темы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каж­дой модели автомобиля индивидуален.

Для проведения высококачественной за­правки автомобильного кондиционера необ­ходимы:

- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконеч­никами;


- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

- высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хла­дагента.

В связи со специфическими особенностя­ми ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, свя­занные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попа­дание жидкого хладагента на кожные по­кровы человека вызывает сильное обморо­жение, поэтому все работы, связанные с об­служиванием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализиро­ванных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим обору­дованием. При проведении работ своими си­лами принимайте меры предосторожности.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности