Chevrolet Lanos / Daewoo Lanos. Руководство — часть 294
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 5А - 287
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
И РАБОТА СИСТЕМЫ
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ
ДЛЯ УЗЛОВ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Следующие определения и сокращения
приводятся для того, чтобы описывать яв
ления, связанные с автоматической короб
кой передач, на едином языке. Нижеприве
денные термины используются в разделе 5
настоящего руководства по ремонту.
Положения дроссельной заслонки
(ДЗ)
• Минимальное открытие ДЗ - соответст
вует минимальному углу открытия ДЗ,
позволяющему переключение коробки
передач на соседнюю высшую передачу.
• Небольшое открытие ДЗ - соответствует
приблизительно 1/4 хода педали акселе
ратора (открытие ДЗ на 25%).
• Среднее открытие ДЗ - соответствует
приблизительно 1/2 хода педали акселе
ратора (открытие ДЗ на 50%).
• Сильное открытие ДЗ - соответствует
приблизительно 3/4 хода педали акселе
ратора (открытие ДЗ на 75%).
• Полное открытие ДЗ - соответствует пол
ному ходу педали акселератора (открытие
Д3 на 100%).
• Включение низшей ступени полным от
крытием ДЗ - быстрое и полное нажатие
на педаль акселератора, приводящее к пе
реключению коробки передач на соседнюю
низшую передачу.
• Накат - движение автомобиля при вклю
ченном диапазоне D и полностью закры
той ДЗ (педаль акселератора отпущена).
• Торможение двигателем - движение ав
томобиля при полностью закрытой ДЗ,
когда двигатель используется для тормо
жения автомобиля посредством принуди
тельного включения низшей передачи.
Явления и состояния при
переключении передач
• Удар - резкое и сильное включение фрик
циона или ленточного тормоза коробки
передач.
• Толчки - кратковременные продольные ус
корения и замедления автомобиля, кото
рые более всего заметны при заблокиро
ванном гидротрансформаторе. Такие толч
ки сходны с теми, которые могут наблю
даться при буксировке прицепа.
• Запаздывание - состояние, при котором
ожидается переключение передачи, одна
ко это переключение не происходит в те
чение какого-то промежутка времени. За
паздывание может происходить из-за
медленного включения фрикциона или
ленточного тормоза при частично или
полностью открытой ДЗ или после вклю
чения вручную низшего фрикциона короб
ки передач.
• Двойной удар - два резких и сильных
включения муфты или ленточного тормоза
коробки передач.
• Опережение - переключение передач до
того, как автомобиль достигнет необходи
мой скорости перехода на следующую пе
редачу. Опережение вызывает перегрузку
двигателя при переключениях на высшую
передачу.
• Конечный удар - ощущение более жест
кого переключения на конечной стадии
процесса переключения передачи по
сравнению с начальной стадией этого пе
реключения.
• Жесткое переключение - ощутимое быст
рое включение фрикционных элементов
или тормоза коробки передач. Это явле
ние считается нормальным для переклю
чений при средней степени открытия ДЗ
или полностью открытой ДЗ. Не путайте с
термином "РЕЗКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ".
• Разрыв потока мощности - резкое уве
личение частоты вращения двигателя
вместе с кратковременной потерей враща
тельного момента. Данное состояние чаще
всего возникает при переключении пере
дач.
• Резкое переключение - более заметное
включение фрикционных элементов или
ленточного тормоза коробки передач, чем
для термина "ЖЕСТКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕ
НИЕ". Данное состояние является нежела
тельным при любой степени открытия ДЗ.
• Колебательные переключения - повто
ряющаяся быстрая последовательность
переключений коробки передач вверх и
вниз. Такие переключения вызывают зна
чительные изменения в частоте вращения
двигателя. В качестве примера можно при
вести последовательность переключений
4 - 3 - 4 передачи.
• Начальный удар - ощущение более жест
кого переключения на начальной стадии
процесса переключения передачи по
сравнению с конечной стадией этого пе
реключения.
• Позднее переключение - переключение
передачи при частоте вращения двигателя
большей, чем номинальная для осуществ
ления данного переключения.
• Тряска - повторяющиеся интенсивные
продольные толчки, похожие на описанные
5А - 288 АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
в пункте "ТОЛЧКИ", но более сильные и
резкие. Данное состояние обычно более
всего заметно на определенном диапазо
не скоростей автомобиля.
• Буксование - заметное повышение час
тоты вращения двигателя, не сопровож
дающееся соответствующим ростом ско
рости автомобиля. Буксование обычно
происходит в процессе начальной фазы
переключения передачи или включения
ленточного тормоза или после ее завер
шения.
• Вялое переключение - медленное, почти
незаметное переключение коробки пере
дач или включение ленточного тормоза с
чувством очень медленного переключе
ния.
• Волнообразное переключение - сопро
вождается незначительными повторяющи
мися ускорениями/замедлениями автомо
биля, менее интенсивными, чем при толч
ках.
• Переключения с перекрытием передач -
состояние, когда два противоположных
фрикционных или тормозных элемента пы
таются включиться одновременно. Данное
явление вызывает значительное падение
частоты вращения двигателя.
Шум коробки передач
• Шум цепной передачи - воющий или гро
хочущий шум, уровень которого увеличи
вается или уменьшается при изменении
частоты вращения вала двигателя. Такой
шум незаметен при разгоне автомобиля с
небольшим углом открытия ДЗ или при
неподвижном автомобиле с включенными
диапазонами D (движение) или R (задний
ход) коробки передач.
• Шум главной передачи - гул, уровень ко
торого зависит от скорости движения ав
томобиля. Такой гул более всего заметен
при разгоне автомобиля с небольшим уг
лом открытия ДЗ или во время движения
накатом при отпущенной педали акселе
ратора.
• Шум планетарной передачи - воющий
шум, который сильнее всего проявляется
на 1-й передаче и передаче заднего хода и
зависит от скорости автомобиля. Шум пла
нетарной передачи может уменьшиться
или пропасть при переключении коробки
передач на высшую передачу.
• Шум гидравлического насоса трансмис
сии - воющий шум высокого тона, который
увеличивается с возрастанием частоты
вращения двигателя и может быть слы
шен на всех диапазонах.
• Шум гидротрансформатора - воющий
шум, который обычно заметен на непо
движном автомобиле при включении диа
пазона D (движение) или R (задний ход) ко
робки передач. Шум гидротрансформато
ра увеличивается с ростом частоты вра
щения вала двигателя. Для дальнейшей
информации см. главу "Проверка техни
ческого состояния гидротрансформа
тора" в этом разделе.
Принятые сокращения - рус. (англ.)
• БУТ (ТСМ) - Блок управления трансмис
сией.
• ДВхВ АЯ, ДСВхВ АЯ - Датчик угловой
скорости входного вала ( А Я ISS Sensor)
автоматической трансмиссии.
• ДВыхВ АЯ, ДСВыхВ АЯ - Датчик угловой
скорости выходного вала ( А Я OSS Sensor)
автоматической трансмиссии.
• ДЗ-Дроссельная заслонка.
• Код (DTC) - Диагностический код неисп
равности.
• ДТТ (TFT) - Датчик температуры рабочей
жидкости трансмиссии.
• НЗ (NC) - Нормально-замкнутый (контакт);
нормально-закрытый (клапан).
• HP (NO) - Нормально-разомкнутый (кон
такт), нормально-открытый (клапан).
• ФБГ (ТСС) - Фрикцион блокировки гидро
трансформатора.
• ШИМ (PWM) - Широтно-импульсная моду
ляция сигнала.
• ЭБУ (ЕСМ) - Электронный блок управле
ния.
• ЭМК (Sol. Valve) - Электромагнитный кла
пан.
• ЭМК ФБГ (ТСС Sol. Valve) - Электромаг
нитный клапан фрикциона блокировки гид
ротрансформатора.
• ЭМК РД (PCS) - Электромагнитный клапан
регулятора давления.
• об/мин (RPM) - Обороты в минуту.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КОРОБКИ
ПЕРЕДАЧ
Устройство 4Т40-Е предназначено для пе
редне-приводных автомобилей и представ
ляет из себя автоматическую коробку пе
редач с электронно-гидравлическим управ
лением. Данная коробка передач обеспечи
вает 4 передачи переднего хода, включая
ускоряющую (повышающую) передачу, и од
ну передачу заднего хода. Управление ко
робкой передач осуществляет БУТ с помо
щью двух исполнительных ЭМК переклю
чения передач. Гидравлическая система
трансмиссии питается от лопастного насо
са. Давление рабочей жидкости в системе
регулируется блоком управления трансмис-
сией (БУТ) с помощью электромагнитного
клапана регулятора давления (ЭМК РД).
Коробка передач может работать в одном из
следующих 7 диапазонов:
• Р (стоянка) - Диапазон Р (стоянка) предот
вращает самопроизвольное движение ав
томобиля как вперед, так и назад. (С точки
зрения безопасности, применяйте стоя
ночный тормоз в дополнение к диапазону
Р (стоянка)).
• R (задний ход) - Диапазон R (задний ход)
позволяет управлять автомобилем при
движении в обратном направлении.
• N (нейтраль) - Диапазон N (нейтраль) поз
воляет запустить двигатель и управлять
автомобилем в процессе движения. При
необходимости, данный диапазон можно
использовать при запуске заглохшего дви
гателя на движущемся автомобиле.
• D (движение) - Диапазон D (движение) -
ускоряющая (повышающая) передача -
используется во всех обычных условиях
движения автомобиля. Он обеспечивает
автоматическое переключение всех пере
дач переднего хода и управление блоки
ровкой гидротрансформатора. Для выпол
нения безопасных обгонов и проездов
применяется включение пониженной пе
редачи при полном нажатии на педаль ак
селератора.
• 3 - Данный диапазон применяется при по
ездках по городу, при движении по хол
мистой местности или при буксировке при
цепа. Диапазон обеспечивает автомати
ческое переключение 1-й, 2-й и 3-й пере
дач и препятствует включению 4-й пере
дачи. Также, как и на диапазоне D (дви
жение), применяется включение понижен
ной передачи при полном нажатии на пе
даль акселератора.
• 2 - Диапазон ручного включения 2-й пе
редачи. Данный диапазон обеспечивает
включение только 1-й и 2-й передачи (в
большинстве случаев управления автомо
билем). Она используется для интенсив
ного разгона и интенсивного торможения
двигателем. Диапазон 2 может быть вклю
чен на любой скорости автомобиля, одна
ко коробка передач не переключится вниз
на 2-ю передачу до тех пор, пока скорость
автомобиля не упадет ниже приблизитель
но ниже 100 км/час.
• 1 - Диапазон ручного включения 1-й пе
редачи. Данный диапазон обеспечивает
максимальное торможение двигателем.
Он может быть использован на любой
скорости автомобиля, однако коробка пе
редач не переключится вниз на 1-ю пе
редачу до тех пор, пока скорость авто-
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 5А - 289
мобиля не упадет приблизительно ниже
60 км/час.
ОПИСАНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ И
ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Автоматическая коробка передач 4Т40-Е
состоит из следующих основных узлов.
Механические узлы коробки передач
• Гидротрансформатор с фрикционом бло
кировки.
• Цепная передача.
• Пять многодисковых фрикционов: фрикци
он 2-й передачи, фрикцион передачи зад
него хода, фрикцион прямой передачи,
фрикцион торможения двигателем и фрик
цион передач переднего хода.
• Два ленточных тормоза: тормоз средней/
4-й передачи и тормоз 1-й передачи/ пе
редачи заднего хода.
• Три муфты свободного хода: две роли
ковые муфты свободного хода (1-й и 2-й
передач) и одна кулачковая муфта сво
бодного хода.
• Двухрядная планетарная передача.
• Главная передача с дифференциалом.
• Одна гидравлическая панель управления
с клапанами.
• Один гидравлический насос трансмиссии
лопастного типа.
Электромеханические узлы и
электронные устройства
• Электромагнитный клапан регулятора
давления (ЭМК РД).
• Два электромагнитных клапана переклю
чения коробки передач (ЭМК1-2 и ЭМК2-3).
• Электромагнитный клапан управления
фрикционом блокировки гидротрансфор
матора (ЭМК ФБГ) с широтно-импульсной
модуляцией управляющего сигнала.
• Два датчика угловой скорости валов
трансмиссии: ДСВхВ А/Т и ДСВыхВ А/Т.
• Датчик температуры рабочей жидкости
трансмиссии (ДТТ).
• Блок реле давления (выключатель конт
роля диапазонов).
• Электрическая проводка трансмиссии.
5А - 290 АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст