Chevrolet Lanos / Daewoo Lanos. Руководство — часть 294

АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 5А - 287

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

И РАБОТА СИСТЕМЫ

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ

ДЛЯ УЗЛОВ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Следующие определения и сокращения
приводятся для того, чтобы описывать яв­
ления, связанные с автоматической короб­
кой передач, на едином языке. Нижеприве­
денные термины используются в разделе 5

настоящего руководства по ремонту.

Положения дроссельной заслонки
(ДЗ)

• Минимальное открытие ДЗ - соответст­

вует минимальному углу открытия ДЗ,
позволяющему переключение коробки
передач на соседнюю высшую передачу.

• Небольшое открытие ДЗ - соответствует

приблизительно 1/4 хода педали акселе­
ратора (открытие ДЗ на 25%).

• Среднее открытие ДЗ - соответствует

приблизительно 1/2 хода педали акселе­
ратора (открытие ДЗ на 50%).

• Сильное открытие ДЗ - соответствует

приблизительно 3/4 хода педали акселе­
ратора (открытие ДЗ на 75%).

• Полное открытие ДЗ - соответствует пол­

ному ходу педали акселератора (открытие

Д3 на 100%).

• Включение низшей ступени полным от­

крытием ДЗ - быстрое и полное нажатие
на педаль акселератора, приводящее к пе­
реключению коробки передач на соседнюю
низшую передачу.

• Накат - движение автомобиля при вклю­

ченном диапазоне D и полностью закры­
той ДЗ (педаль акселератора отпущена).

• Торможение двигателем - движение ав­

томобиля при полностью закрытой ДЗ,

когда двигатель используется для тормо­
жения автомобиля посредством принуди­

тельного включения низшей передачи.

Явления и состояния при

переключении передач

• Удар - резкое и сильное включение фрик­

циона или ленточного тормоза коробки
передач.

• Толчки - кратковременные продольные ус­

корения и замедления автомобиля, кото­
рые более всего заметны при заблокиро­
ванном гидротрансформаторе. Такие толч­
ки сходны с теми, которые могут наблю­

даться при буксировке прицепа.

• Запаздывание - состояние, при котором

ожидается переключение передачи, одна­
ко это переключение не происходит в те­
чение какого-то промежутка времени. За­

паздывание может происходить из-за
медленного включения фрикциона или

ленточного тормоза при частично или

полностью открытой ДЗ или после вклю­

чения вручную низшего фрикциона короб­

ки передач.

• Двойной удар - два резких и сильных

включения муфты или ленточного тормоза
коробки передач.

• Опережение - переключение передач до

того, как автомобиль достигнет необходи­

мой скорости перехода на следующую пе­
редачу. Опережение вызывает перегрузку

двигателя при переключениях на высшую

передачу.

• Конечный удар - ощущение более жест­

кого переключения на конечной стадии
процесса переключения передачи по
сравнению с начальной стадией этого пе­
реключения.

• Жесткое переключение - ощутимое быст­

рое включение фрикционных элементов
или тормоза коробки передач. Это явле­
ние считается нормальным для переклю­
чений при средней степени открытия ДЗ
или полностью открытой ДЗ. Не путайте с

термином "РЕЗКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ".

• Разрыв потока мощности - резкое уве­

личение частоты вращения двигателя

вместе с кратковременной потерей враща­

тельного момента. Данное состояние чаще

всего возникает при переключении пере­

дач.

• Резкое переключение - более заметное

включение фрикционных элементов или

ленточного тормоза коробки передач, чем
для термина "ЖЕСТКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕ­

НИЕ". Данное состояние является нежела­

тельным при любой степени открытия ДЗ.

• Колебательные переключения - повто­

ряющаяся быстрая последовательность
переключений коробки передач вверх и
вниз. Такие переключения вызывают зна­
чительные изменения в частоте вращения

двигателя. В качестве примера можно при­

вести последовательность переключений

4 - 3 - 4 передачи.

• Начальный удар - ощущение более жест­

кого переключения на начальной стадии
процесса переключения передачи по
сравнению с конечной стадией этого пе­
реключения.

• Позднее переключение - переключение

передачи при частоте вращения двигателя
большей, чем номинальная для осуществ­

ления данного переключения.

• Тряска - повторяющиеся интенсивные

продольные толчки, похожие на описанные

5А - 288 АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

в пункте "ТОЛЧКИ", но более сильные и
резкие. Данное состояние обычно более
всего заметно на определенном диапазо­
не скоростей автомобиля.

• Буксование - заметное повышение час­

тоты вращения двигателя, не сопровож­
дающееся соответствующим ростом ско­

рости автомобиля. Буксование обычно
происходит в процессе начальной фазы
переключения передачи или включения

ленточного тормоза или после ее завер­

шения.

• Вялое переключение - медленное, почти

незаметное переключение коробки пере­

дач или включение ленточного тормоза с
чувством очень медленного переключе­

ния.

• Волнообразное переключение - сопро­

вождается незначительными повторяющи­
мися ускорениями/замедлениями автомо­
биля, менее интенсивными, чем при толч­
ках.

• Переключения с перекрытием передач -

состояние, когда два противоположных
фрикционных или тормозных элемента пы­

таются включиться одновременно. Данное
явление вызывает значительное падение
частоты вращения двигателя.

Шум коробки передач

• Шум цепной передачи - воющий или гро­

хочущий шум, уровень которого увеличи­
вается или уменьшается при изменении
частоты вращения вала двигателя. Такой
шум незаметен при разгоне автомобиля с
небольшим углом открытия ДЗ или при
неподвижном автомобиле с включенными

диапазонами D (движение) или R (задний
ход) коробки передач.

• Шум главной передачи - гул, уровень ко­

торого зависит от скорости движения ав­
томобиля. Такой гул более всего заметен
при разгоне автомобиля с небольшим уг­
лом открытия ДЗ или во время движения
накатом при отпущенной педали акселе­
ратора.

• Шум планетарной передачи - воющий

шум, который сильнее всего проявляется
на 1-й передаче и передаче заднего хода и
зависит от скорости автомобиля. Шум пла­
нетарной передачи может уменьшиться
или пропасть при переключении коробки
передач на высшую передачу.

• Шум гидравлического насоса трансмис­

сии - воющий шум высокого тона, который
увеличивается с возрастанием частоты
вращения двигателя и может быть слы­
шен на всех диапазонах.

• Шум гидротрансформатора - воющий

шум, который обычно заметен на непо­

движном автомобиле при включении диа­

пазона D (движение) или R (задний ход) ко­
робки передач. Шум гидротрансформато­
ра увеличивается с ростом частоты вра­
щения вала двигателя. Для дальнейшей

информации см. главу "Проверка техни­
ческого состояния гидротрансформа­
тора" в этом разделе.

Принятые сокращения - рус. (англ.)

• БУТ (ТСМ) - Блок управления трансмис­

сией.

• ДВхВ АЯ, ДСВхВ АЯ - Датчик угловой

скорости входного вала ( А Я ISS Sensor)
автоматической трансмиссии.

• ДВыхВ АЯ, ДСВыхВ АЯ - Датчик угловой

скорости выходного вала ( А Я OSS Sensor)
автоматической трансмиссии.

• ДЗ-Дроссельная заслонка.
• Код (DTC) - Диагностический код неисп­

равности.

• ДТТ (TFT) - Датчик температуры рабочей

жидкости трансмиссии.

• НЗ (NC) - Нормально-замкнутый (контакт);

нормально-закрытый (клапан).

• HP (NO) - Нормально-разомкнутый (кон­

такт), нормально-открытый (клапан).

• ФБГ (ТСС) - Фрикцион блокировки гидро­

трансформатора.

• ШИМ (PWM) - Широтно-импульсная моду­

ляция сигнала.

• ЭБУ (ЕСМ) - Электронный блок управле­

ния.

• ЭМК (Sol. Valve) - Электромагнитный кла­

пан.

• ЭМК ФБГ (ТСС Sol. Valve) - Электромаг­

нитный клапан фрикциона блокировки гид­
ротрансформатора.

• ЭМК РД (PCS) - Электромагнитный клапан

регулятора давления.

• об/мин (RPM) - Обороты в минуту.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КОРОБКИ

ПЕРЕДАЧ

Устройство 4Т40-Е предназначено для пе­
редне-приводных автомобилей и представ­
ляет из себя автоматическую коробку пе­
редач с электронно-гидравлическим управ­
лением. Данная коробка передач обеспечи­
вает 4 передачи переднего хода, включая
ускоряющую (повышающую) передачу, и од­
ну передачу заднего хода. Управление ко­
робкой передач осуществляет БУТ с помо­
щью двух исполнительных ЭМК переклю­

чения передач. Гидравлическая система
трансмиссии питается от лопастного насо­
са. Давление рабочей жидкости в системе
регулируется блоком управления трансмис-

сией (БУТ) с помощью электромагнитного

клапана регулятора давления (ЭМК РД).
Коробка передач может работать в одном из
следующих 7 диапазонов:

Р (стоянка) - Диапазон Р (стоянка) предот­

вращает самопроизвольное движение ав­

томобиля как вперед, так и назад. (С точки
зрения безопасности, применяйте стоя­

ночный тормоз в дополнение к диапазону
Р (стоянка)).

• R (задний ход) - Диапазон R (задний ход)

позволяет управлять автомобилем при

движении в обратном направлении.

• N (нейтраль) - Диапазон N (нейтраль) поз­

воляет запустить двигатель и управлять

автомобилем в процессе движения. При
необходимости, данный диапазон можно
использовать при запуске заглохшего дви­
гателя на движущемся автомобиле.

• D (движение) - Диапазон D (движение) -

ускоряющая (повышающая) передача -

используется во всех обычных условиях

движения автомобиля. Он обеспечивает

автоматическое переключение всех пере­

дач переднего хода и управление блоки­

ровкой гидротрансформатора. Для выпол­
нения безопасных обгонов и проездов
применяется включение пониженной пе­
редачи при полном нажатии на педаль ак­

селератора.

• 3 - Данный диапазон применяется при по­

ездках по городу, при движении по хол­
мистой местности или при буксировке при­
цепа. Диапазон обеспечивает автомати­
ческое переключение 1-й, 2-й и 3-й пере­

дач и препятствует включению 4-й пере­
дачи. Также, как и на диапазоне D (дви­
жение), применяется включение понижен­
ной передачи при полном нажатии на пе­

даль акселератора.

• 2 - Диапазон ручного включения 2-й пе­

редачи. Данный диапазон обеспечивает
включение только 1-й и 2-й передачи (в
большинстве случаев управления автомо­
билем). Она используется для интенсив­
ного разгона и интенсивного торможения

двигателем. Диапазон 2 может быть вклю­

чен на любой скорости автомобиля, одна­
ко коробка передач не переключится вниз
на 2-ю передачу до тех пор, пока скорость
автомобиля не упадет ниже приблизитель­
но ниже 100 км/час.

• 1 - Диапазон ручного включения 1-й пе­

редачи. Данный диапазон обеспечивает
максимальное торможение двигателем.
Он может быть использован на любой

скорости автомобиля, однако коробка пе­
редач не переключится вниз на 1-ю пе­

редачу до тех пор, пока скорость авто-

АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 5А - 289

мобиля не упадет приблизительно ниже
60 км/час.

ОПИСАНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ И
ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Автоматическая коробка передач 4Т40-Е

состоит из следующих основных узлов.

Механические узлы коробки передач

• Гидротрансформатор с фрикционом бло­

кировки.

• Цепная передача.
• Пять многодисковых фрикционов: фрикци­

он 2-й передачи, фрикцион передачи зад­
него хода, фрикцион прямой передачи,
фрикцион торможения двигателем и фрик­

цион передач переднего хода.

• Два ленточных тормоза: тормоз средней/

4-й передачи и тормоз 1-й передачи/ пе­

редачи заднего хода.

• Три муфты свободного хода: две роли­

ковые муфты свободного хода (1-й и 2-й
передач) и одна кулачковая муфта сво­
бодного хода.

• Двухрядная планетарная передача.
• Главная передача с дифференциалом.
• Одна гидравлическая панель управления

с клапанами.

• Один гидравлический насос трансмиссии

лопастного типа.

Электромеханические узлы и

электронные устройства

• Электромагнитный клапан регулятора

давления (ЭМК РД).

• Два электромагнитных клапана переклю­

чения коробки передач (ЭМК1-2 и ЭМК2-3).

• Электромагнитный клапан управления

фрикционом блокировки гидротрансфор­
матора (ЭМК ФБГ) с широтно-импульсной
модуляцией управляющего сигнала.

• Два датчика угловой скорости валов

трансмиссии: ДСВхВ А/Т и ДСВыхВ А/Т.

• Датчик температуры рабочей жидкости

трансмиссии (ДТТ).

• Блок реле давления (выключатель конт­

роля диапазонов).

• Электрическая проводка трансмиссии.

5А - 290 АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности