Двигатель Шевроле-Нива (контроллер М7.9.7). Руководство — часть 3

9

со кое соп ро тив ле ние (см. табл. 1.1 02). Дат чик со е ди нен со вхо -

дом конт рол ле ра, подк лю чен ным к внут рен не му ис точ ни ку

нап ря же ния +5 В че рез ре зис тор (око ло 2 кОм).

Тем пе ра ту ру ох лаж да ю щей жид кос ти конт рол лер рас счи -

ты ва ет по па де нию нап ря же ния на ДТОЖ. Па де ние нап ря же -

ния от но си тель но вы со кое на хо лод ном дви га те ле и низ кое на

прог ре том. Тем пе ра ту ра ох лаж да ю щей жид кос ти ис поль зу ет -

ся в боль ши н стве функ ций уп рав ле ния дви га те лем.

При воз ник но ве нии не исп рав нос ти це пей ДТОЖ конт рол -

лер за но сит в свою па мять ее код, вклю ча ет сиг на ли за тор и вен -

ти ля тор сис те мы ох лаж де ния, и рас счи ты ва ет зна че ние тем пе -

ра ту ры ох лаж да ю щей жид кос ти по спе ци аль но му ал го рит му.

Сня тие ДТОЖ

1. Вык лю чить за жи га ние.

2. От со е ди нить про во да от дат чи ка.

3. Ос то рож но вы вер нуть дат чик.

ВНИ МА НИЕ. При ра бо те с дат чи ком соб лю дать ос -

то рож ность. Пов реж де ние дат чи ка при ве дет к на ру ше -

нию нор маль ной ра бо ты сис те мы уп рав ле ния дви га те -

лем.

Ус та нов ка ДТОЖ

1. За вер нуть дат чик в от во дя щий пат ру бок ру баш ки ох -

лаж де ния мо мен том 9,3...15 Н•м.

2. При со е ди нить к дат чи ку ко лод ку жгу та про во дов.

3. До лить при не об хо ди мос ти ох лаж да ю щую жид кость.

Дат чик де то на ции (ДД)

Дат чик де то на ции (ДД) (рис. 1.1 09) ус та нов лен на бло ке

ци ли нд ров (рис. 1.1 10). Пь е зо ке ра ми чес кий чувстви тель ный

эле мент ДД ге не ри ру ет сиг нал нап ря же ния пе ре мен но го то ка,

амп ли ту да и час то та ко то ро го со от ве т ству ют па ра мет рам виб -

ра ций дви га те ля.

При воз ник но ве нии де то на ции амп ли ту да виб ра ций оп ре -

де лен ной час то ты по вы ша ет ся. Конт рол лер при этом кор рек -

ти ру ет угол опе ре же ния за жи га ния для га ше ния де то на ции.

При воз ник но ве нии не исп рав нос ти це пей ДД конт рол лер

за но сит в свою па мять ее код и вклю ча ет сиг на ли за тор. Для оп -

ре де ле ния и уст ра не ния не исп рав нос ти не об хо ди мо ис поль зо -

вать со от ве т ству ю щую ди аг нос ти чес кую кар ту.

Сня тие дат чи ка де то на ции

1. Вык лю чить за жи га ние

2. От со е ди нить про во да от дат чи ка.

3. От вер нув болт креп ле ния, снять дат чик.

Рис. 1.107. Датчик температуры охлаждающей жидкости

Рис. 1.108. Расположение датчика температуры ох лажда ющей

жидкости

Таб ли ца 1.102

Таблица зависимости сопротивления ДТОЖ от

температуры охлаждающей жидкости (ориентировочно)

Температура жидкости,

О

С

Сопротивление, Ом

40

100700

30

52700

20

28680

15

21450

10

16180

4

12300

0

9420

+5

7280

+10

5670

+15

4450

+20

3520

+25

2796

+30

2238

+35

1802

+40

1459

+45

1188

+50

973

+60

667

+70

467

+80

332

+90

241

+100

177

Рис. 1.109. Дат чик де то на ции

Рис. 1.110. Установка дат чи ка де то на ции на дви га те ле

10

Ус та нов ка дат чи ка де то на ции

1. Ус та но вить дат чик, за вер нув болт мо мен том 10,4...24,2

Н•м.

2. При со е ди нить к дат чи ку ко лод ку жгу та про во дов.

Управляющий дат чик кис ло ро да (УДК)

На и бо лее эф фек тив ное сни же ние ток сич нос ти от ра бо тав -

ших га зов бен зи но вых дви га те лей дос ти га ет ся при мас со вом

со от но ше нии воз ду ха и топ ли ва в сме си (14,5...14,6) : 1. Дан ное

со от но ше ние на зы ва ет ся сте хи о мет ри чес ким. При этом сос та -

ве топ ли во воз душ ной сме си ка та ли ти чес кий нейт ра ли за тор

на и бо лее эф фек тив но сни жа ет ко ли че ст во уг ле во до ро дов, оки -

си уг ле ро да и окис лов азо та, выб ра сы ва е мых с от ра бо тав ши ми

га за ми. Для оп ти ми за ции сос та ва от ра бо тав ших га зов с целью

дос ти же ния на и боль шей эф фек тив нос ти ра бо ты нейт ра ли за -

то ра при ме ня ет ся уп рав ле ние топ ли во по да чей по замк ну то му

кон ту ру с об рат ной связью по на ли чию кис ло ро да в от ра бо тав -

ших га зах.

Конт рол лер рас счи ты ва ет дли тель ность им пуль са впрыс ка

по та ким па ра мет рам, как мас со вый рас ход воз ду ха, час то та

вра ще ния ко лен ча то го ва ла, тем пе ра ту ра ох лаж да ю щей жид -

кос ти и т.д. Для кор рек ти ров ки рас че тов дли тель нос ти им -

пуль са впрыс ка ис поль зу ет ся ин фор ма ция о на ли чии кис ло ро -

да в от ра бо тав ших га зах, ко то рую вы да ет дат чик кис ло ро да

(рис. 1.1 11).

УДК ус та нав ли ва ет ся в тру бе сис те мы вы пус ка (рис.

1.1 12). Его чувстви тель ный эле мент на хо дит ся в по то ке от ра -

бо тав ших га зов. ДК ге не ри ру ет нап ря же ние, из ме ня ю ще еся в

ди а па зо не 50...900 мВ. Это вы ход ное нап ря же ние за ви сит от

на ли чия или от су т ствия кис ло ро да в от ра бо тав ших га зах и от

тем пе ра ту ры чувстви тель но го эле мен та УДК.

Ког да УДК на хо дит ся в хо лод ном сос то я нии, вы ход ной

сиг нал дат чи ка от су т ству ет, пос коль ку в этом сос то я нии его

внут рен нее элект ри чес кое соп ро тив ле ние очень вы со кое нес -

коль ко МОм. По ме ре прог ре ва дат чи ка соп ро тив ле ние па да ет

и по яв ля ет ся спо соб ность ге не ри ро вать вы ход ной сиг нал.

Для эф фек тив ной ра бо ты УДК дол жен иметь тем пе ра ту ру

не ни же 300

О

С. Для быст ро го прог ре ва пос ле за пус ка дви га те ля

УДК снаб жен внут рен ним элект ри чес ким по дог ре ва ю щим

эле мен том, ко то рым уп рав ля ет конт рол лер. Ко эф фи ци ент за -

пол не ния им пульс ных сиг на лов уп рав ле ния наг ре ва те лем (от -

но ше ние дли тель нос ти вклю чен но го сос то я ния к пе ри о ду сле -

до ва ния им пуль сов) за ви сит от тем пе ра ту ры УДК и ре жи ма ра -

бо ты дви га те ля.

Ес ли тем пе ра ту ра дат чи ка вы ше 300

О

С, то в мо мент пе ре хо -

да че рез точ ку сте хи о мет рии, вы ход ной сиг нал дат чи ка пе рек -

лю ча ет ся меж ду низ ким уров нем (50...200 мВ) и вы со ким

(700...900 мВ). Низ кий уро вень сиг на ла со от ве т ству ет бед ной

сме си (на ли чие кис ло ро да), вы со кий бо га той (от су т ству ет кис -

ло род).

Опи са ние ра бо ты це пи

Конт рол лер вы да ет в цепь УДК ста биль ное опор ное нап ря -

же ние 450 мВ. Ког да УДК не прог рет, нап ря же ние вы ход но го

сиг на ла дат чи ка на хо дит ся в ди а па зо не 300...600 мВ. По ме ре

прог ре ва дат чи ка его внут рен нее соп ро тив ле ние умень ша ет ся,

и он на чи на ет ге не ри ро вать ме ня ю ще еся нап ря же ние, вы хо дя -

щее за пре де лы это го ди а па зо на. По из ме не нию нап ря же ния

конт рол лер оп ре де ля ет, что УДК прог рел ся, и его вы ход ной

сиг нал мо жет быть ис поль зо ван для уп рав ле ния топ ли во по да -

чей в ре жи ме замк ну то го кон ту ра.

При нор маль ной ра бо те сис те мы по да чи топ ли ва в ре жи ме

замк ну то го кон ту ра вы ход ное нап ря же ние УДК из ме ня ет ся

меж ду низ ким и вы со ким уров ня ми.

От рав ле ние дат чи ка кис ло ро да

УДК мо жет быть от рав лен в ре зуль та те при ме не ния эти ли -

ро ван но го бен зи на или ис поль зо ва ния при сбор ке вул ка ни зи -

ру ю щих ся при ком нат ной тем пе ра ту ре гер ме ти ков, со дер жа -

щих в боль шом ко ли че ст ве си ли кон (со е ди не ния крем ния) с

вы со кой ле ту честью. Ис па ре ния си ли ко на мо гут по пасть в сис -

те му вен ти ля ции кар те ра и при су т ство вать при про цес се сго ра -

ния. При су т ствие со е ди не ний свин ца или крем ния в от ра бо -

тав ших га зах мо жет при вес ти к вы хо ду УДК из строя.

Не исп рав нос ти це пей УДК, де фект дат чи ка, его от рав ле -

ние или неп рог ре тое сос то я ние мо гут выз вать дли тель ное на -

хож де ние нап ря же ния сиг на ла в ди а па зо не 300...600 мВ. При

этом в па мять конт рол ле ра за не сет ся со от ве т ству ю щий код не -

исп рав нос ти. Уп рав ле ние топ ли во по да чей бу дет осу ще с -

твлять ся по ра зо мк ну то му кон ту ру.

Ес ли конт рол лер по лу ча ет сиг нал с нап ря же ни ем, сви де -

тель ству ю щим о дли тель ном сос то я нии обед нен нос ти сме си, в

его па мять за но сит ся со от ве т ству ю щий код не исп рав нос ти

(низ кий уро вень сиг на ла дат чи ка кис ло ро да). При чи ной не -

исп рав нос ти мо жет быть за мы ка ние вы ход ной це пи УДК на

мас су, не гер ме тич ность сис те мы впус ка воз ду ха или по ни жен -

ное дав ле ние топ ли ва.

Ес ли конт рол лер по лу ча ет сиг нал с нап ря же ни ем, сви де -

тель ству ю щим о дли тель ном сос то я нии обо га щен нос ти сме си,

в его па мять за но сит ся со от ве т ству ю щий код не исп рав нос ти

(вы со кий уро вень сиг на ла дат чи ка кис ло ро да). При чи ной не -

Рис. 1.111. Датчик кислорода

Рис. 1.112. Расположение управляющего датчика кислорода

11

исп рав нос ти мо жет быть за мы ка ние вы ход ной це пи УДК на

ис точ ник нап ря же ния или по вы шен ное дав ле ние топ ли ва в

рам пе фор су нок.

При воз ник но ве нии ко дов не исп рав нос ти дат чи ка кис ло -

ро да конт рол лер осу ще с твля ет уп рав ле ние топ ли во по да чей в

ре жи ме ра зо мк ну то го кон ту ра.

Тех ни чес кое обс лу жи ва ние дат чи ка кис ло ро да

При пов реж де ни ях жгу та, ко лод ки или ште ке ров ДК не об -

хо ди мо за ме нить весь дат чик в сбо ре. Ре монт жгу та, ко лод ки

или ште ке ров не до пус ка ет ся. Для нор маль ной ра бо ты ДК дол -

жен со об щать ся с ат мос фер ным воз ду хом. Со об ще ние с ат мос -

фер ным воз ду хом обес пе чи ва ет ся воз душ ны ми за зо ра ми про -

во дов дат чи ка. По пыт ка от ре мон ти ро вать про во да, ко лод ки

или ште ке ры мо жет при вес ти к на ру ше нию со об ще ния с ат -

мос фер ным воз ду хом и ухуд ше нию ра бо ты ДК.

При обс лу жи ва нии ДК не об хо ди мо соб лю дать сле ду ю щие

тре бо ва ния:

Не до пус ка ет ся по па да ние жид кос ти для чист ки кон так тов

или дру гих ма те ри а лов на дат чик или ко лод ки жгу тов. Эти ма -

те ри а лы мо гут по пасть в ДК и выз вать на ру ше ние ра бо ты. Кро -

ме то го, не до пус ка ют ся пов реж де ния изо ля ции про во дов, при -

во дя щие к их ого ле нию.

Зап ре ща ет ся силь но сги бать или пе рек ру чи вать жгут ДК и

при со е ди ня е мый к не му жгут про во дов сис те мы впрыс ка. Это

мо жет на ру шить пос туп ле ние ат мос фер но го воз ду ха в ДК.

Для иск лю че ния не исп рав нос ти в ре зуль та те по па да ния

во ды не об хо ди мо не до пус кать пов реж де ний уп лот не ния на пе -

ри фе рии ко лод ки жгу та сис те мы уп рав ле ния.

Сня тие дат чи ка кис ло ро да

1. Вык лю чить за жи га ние.

2. От со е ди нить ко лод ку жгу та про во дов от дат чи ка.

3. Ос то рож но вы вер нуть дат чик.

ВНИ МА НИЕ. С но вым дат чи ком об ра щать ся ос то -

рож но. Не до пус кать по па да ния смаз ки или гря зи на ко лод -

ку жгу та про во дов дат чи ка и ко нец дат чи ка с про ре зя ми.

Ус та нов ка дат чи ка кис ло ро да

1. Сма зать резь бу дат чи ка гра фи то вой смаз кой.

2. За вер нуть дат чик мо мен том 25...45 Н•м.

3. При со е ди нить к дат чи ку ко лод ку жгу та про во дов.

Диагностический датчик кслорода (ДДК)

Для сни же ния со дер жа ния уг ле во до ро дов, оки си уг ле ро да

и окис лов азо та в от ра бо тав ших га зах ис поль зу ет ся ка та ли ти -

чес кий нейт ра ли за тор (см. раз дел 1.9). Нейт ра ли за тор окис ля -

ет уг ле во до ро ды и окись уг ле ро да, в ре зуль та те че го они пре об -

ра зу ют ся в во дя ной пар и уг ле кис лый газ. Нейт ра ли за тор так -

же вос ста нав ли ва ет азот из окис лов азо та. Конт рол лер сле дит

за окис ли тель но вос ста но ви тель ны ми свой ства ми нейт ра ли за -

то ра, ана ли зи руя сиг нал ди аг нос ти чес ко го дат чи ка кис ло ро да

(рис. 1.1 11), ус та нов лен но го пос ле нейт ра ли за то ра (рис.

1.1 13).

ДДК ра бо та ет по то му же прин ци пу, что и УДК. УДК ге не -

ри ру ет сиг нал, ука зы ва ю щий на при су т ствие кис ло ро да в от -

ра бо тав ших га зах на вхо де в нейт ра ли за тор. Сиг нал, ге не ри ру -

е мый ДДК, ука зы ва ет на при су т ствие кис ло ро да в от ра бо тав -

ших га зах пос ле нейт ра ли за то ра. Ес ли нейт ра ли за тор ра бо та ет

нор маль но, по ка за ния ДДК бу дут зна чи тель но от ли чать ся от

по ка за ний УДК.

Нап ря же ние вы ход но го сиг на ла прог ре то го ди аг нос ти чес -

ко го дат чи ка кис ло ро да при ра бо те в ре жи ме об рат ной свя зи,

при исп рав ном нейт ра ли за то ре на хо дит ся в ди а па зо не от 590

до 750 мВ.

При воз ник но ве нии не исп рав нос ти це пей или са мо го ди аг -

нос ти чес ко го дат чи ка кис ло ро да конт рол лер за но сит в свою па -

мять ее код и вклю ча ет сиг на ли за тор, сиг на ли зи руя о на ли чии

не по лад ки.

Тре бо ва ния к тех ни чес ко му обс лу жи ва нию и про це ду ра за -

ме ны ДДК не от ли ча ют ся от опи сан ных вы ше для УДК

Дат чик ско рос ти ав то мо би ля (ДСА)

Дат чик ско рос ти ав то мо би ля (рис. 1.1 14) вы да ет им пульс -

ный сиг нал, ко то рый ин фор ми ру ет конт рол лер о ско рос ти дви -

же ния ав то мо би ля. ДСА ус та нов лен на вы ход ном ва лу раз да -

точ ной ко роб ки (рис. 1.1 15).

При вра ще нии ве ду щих ко лес ДСА вы ра ба ты ва ет 6 им -

пуль сов на метр дви же ния ав то мо би ля. Конт рол лер оп ре де ля -

ет ско рость ав то мо би ля по час то те сле до ва ния им пуль сов.

При не исп рав нос ти це пей ДСА конт рол лер за но сит в свою

па мять ее код и вклю ча ет сиг на ли за тор.

Рис. 1.114. Датчик скорости автомобиля.

Рис. 1.115. Расположение датчика скорости автомобиля

Рис. 1.113. Расположение диагностического датчика кислорода

12

Сня тие дат чи ка ско рос ти

1. Вык лю чить за жи га ние.

2. От со е ди нить ко лод ку жгу та.

3. Снять хо мут креп ле ния про во дов дат чи ка к гиб ко му ва -

лу при во да спи до мет ра.

4. Ос то рож но вы вер нуть дат чик с вы ход но го ва ла раз да точ -

ной ко роб ки.

Ус та нов ка дат чи ка ско рос ти

1. За вер нуть дат чик мо мен том 1,8...4,2 Н•м на вы ход ной

вал раз да точ ной ко роб ки.

2. При со е ди нить ко лод ку жгу та.

3. Зак ре пить хо му том про во да дат чи ка к гиб ко му ва лу при -

во да спи до мет ра.

Дат чик по ло же ния ко лен ча то го ва ла (ДПКВ)

Дат чик по ло же ния ко лен ча то го ва ла (рис. 1.1 16) ус та нов -

лен на крыш ке при во да расп ре де ли тель но го ва ла (рис. 1.1 17)

на рас сто я нии 0,7...1,1 мм от за да ю ще го дис ка, зак реп лен но го

на ко лен ча том ва лу дви га те ля.

За да ю щий диск объ е ди нен со шки вом при во да ге не ра то ра

и предс тав ля ет со бой зуб ча тое ко ле со с 60 зубь я ми, рас по ло -

жен ны ми на его пе ри фе рии с ша гом 6

О

. Для синх ро ни за ции

два зу ба от су т ству ют. При сов ме ще нии се ре ди ны пер во го зу ба

зуб ча то го сек то ра дис ка пос ле “длин ной” впа ди ны, об ра зо ван -

ной про пу щен ны ми зубь я ми, с осью ДПКВ ко лен ча тый вал

дви га те ля на хо дит ся в по ло же нии 114

О

(19 зубь ев) до верх ней

мерт вой точ ки 1 го и 4 го ци ли нд ров.

При вра ще нии за да ю ще го дис ка из ме ня ет ся маг нит ный

по ток в маг ни топ ро во де дат чи ка, на во дя им пуль сы нап ря же -

ния пе ре мен но го то ка в его об мот ке. Конт рол лер оп ре де ля ет

по ло же ние и час то ту вра ще ния ко лен ча то го ва ла по ко ли че ст -

ву и час то те сле до ва ния этих им пуль сов и рас счи ты ва ет фа зу и

дли тель ность им пуль сов уп рав ле ния фор сун ка ми и мо ду лем

за жи га ния.

Про во да ДПКВ за щи ще ны от по мех эк ра ном, замк ну тым

на мас су.

При воз ник но ве нии не исп рав нос ти в це пи дат чи ка по ло -

же ния ко лен ча то го ва ла дви га тель пе рес та ет ра бо тать, конт -

рол лер за но сит в свою па мять код не исп рав нос ти и вклю ча ет

сиг на ли за тор.

Сня тие ДПКВ

1. Вык лю чить за жи га ние.

2. От со е ди нить про во да от дат чи ка.

3. От вер нуть винт креп ле ния дат чи ка к крыш ке при во да

расп ре де ли тель но го ва ла и снять дат чик.

Ус та нов ка ДПКВ

1. Прик ре пить дат чик к крыш ке при во да расп ре де ли тель -

но го ва ла вин том, за тя ги вая его мо мен том 7,8...12,6 Н•м.

2. При со е ди нить к дат чи ку про во да.

Дат чик фаз (ДФ)

Дат чик фаз (рис. 1.1 18) рас по ло жен на при ли ве го лов ки

ци ли нд ров (рис. 1.1 19). Прин цип действия дат чи ка ос но ван

на эф фек те Хол ла.

На звез доч ке расп ре де ли тель но го ва ла есть спе ци аль ный

штифт. Ког да штифт про хо дит нап ро тив тор ца дат чи ка, дат -

чик вы да ет на конт рол лер им пульс нап ря же ния уров ня “зем -

ли” (око ло 0 В), что со от ве т ству ет по ло же нию порш ня 1 го ци -

ли нд ра в так те сжа тия.

Сиг нал дат чи ка фаз ис поль зу ет ся конт рол ле ром для ор га -

ни за ции пос ле до ва тель но го впрыс ка топ ли ва в со от ве т ствии с

по ряд ком ра бо ты ци ли нд ров дви га те ля.

При воз ник но ве нии не исп рав нос ти дат чи ка фаз или его це -

пей конт рол лер за но сит в свою па мять со от ве т ству ю щий код и

вклю ча ет сиг на ли за тор.

Сня тие дат чи ка фаз

1. Вык лю чить за жи га ние.

2. От со е ди нить про во да от дат чи ка.

Рис. 1.117. Раз ме ще ние дат чи ка по ло же ния ко лен ча то го ва ла

Рис. 1.118. Датчик фаз

Рис. 1.119. Расположение датчика фаз на двигателе: 1 датчик

фаз

Рис. 1.116. Датчик положения коленчатого вала

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности