ЗИЛ-5301. Регулировка главной передачи

Регулировку или ремонт главной передачи можно производить, не снимая задний мост с автомобиля. Преднатяг подшипников главной передачи, боковой зазор в зацеплении и пятно контакта регулируются на заводе и, как правило, они не требуют регулировки при эксплуатации. Их регулировка необходима только после переборки моста и замены деталей, а также при большом износе подшипников.

Боковой зазор в зацеплении главной передачи, увеличившийся вследствие износа зубьев, регулировкой не уменьшают, т.к. это приводит к нарушению зацепления и, как следствие, к повышенному износу зубьев, повышенному шуму или поломке зубьев. Увеличенные зазоры в подшипниках устраняют, не нарушая взаимного положения шестерен.

Необходимость в регулировке подшипников можно определить по наличию осевого перемещения ведущей шестерни, что свидетельствует о появлении зазора в подшипниках.

Этот зазор определяют при отсоединенном карданном вале индикатором с ценой деления не более 0,01 мм при перемещении фланца в осевом направлении. Ножка индикатора должна упираться в торец фланца параллельно оси ведущей шестерни. Зазор в подшипниках не допустим. При наличии зазора, прежде чем приступать к регулировке подшипников, необходимо проверить затяжку гайки крепления фланца ведущей шестерни крутящим моментом 400...550 Нм, т.к. зазор может появиться из-за ослабления затяжки. Расконтривать гайку не надо, т.к. выдавка срезается при повороте гайки. Если после подтяжки зазор устранился, законтрить гайку путем вдавливания (без разрывов) ее кромки в паз на валу шестерни. Если поворот был незначительным и с пазом вала совпадает деформированная часть гайки, то гайку следует заменить новой или снятой с другого моста. Если подтяжкой зазор устранить не удалось, то надо записать его величину и произвести регулировку преднатяга подшипников. Об износе деталей главной передачи можно также судить по угловому зазору, измеряемому на фланце ведущей шестерни.

Для замера нанести метку на кромке грязеотражателя фланца, повернуть фланец до упора влево и сделать на стакане подшипников риску, совпадающую с меткой на грязеотражателе.

Повернуть фланец до упора вправо и сделать вторую риску на стакане подшипников. Измерить расстояние между рисками. Если оно превышает 13 мм, это указывает на чрезмерный износ зубьев ведущей и ведомой шестерен главной передачи, шестерен дифференциала или шлиц полуосевых шестерен и полуосей.

Регулировка преднатяга подшипников ведущей шестерни на автомобиле

Конические роликовые подшипники ведущей шестерни должны быть отрегулированы с предварительным натягом путем подбора регулировочных шайб 9, которых устанавливается две штуки. Завод выпускает набор шайб толщиной 2,65...3,15 мм с разницей толщин в 0,1 мм. Натяг подшипников не должен превышать 0,1 мм. Регулировку необходимо выполнять следующим образом:

- отвернуть гайку 14, не расконтривая ее. Делать это надо аккуратно, чтобы не повредить резьбу. Рекомендуется смазать резьбу маслом. Вначале повернуть гайку на небольшой угол так, чтобы только срезать выдавку на гайке и вернуть гайку в исходное положение, а затем отвернуть полностью;

- отвернуть болты крепления стакана подшипников к картеру моста и вынуть его из картера вместе с регулировочными прокладками

- установить на подкладки пресса стакан подшипников и выпрессовать ведущую шестерню вместе с внутренним кольцом подшипника 7, регулировочными шайбами 9 и распорной втулкой 8. При отсутствии пресса ту же операцию можно выполнить молотком с помощью мягкой оправки;

- вынуть из стакана подшипников фланец ведущей шестерни;

- перевернуть стакан подшипников и с помощью оправки, устанавливаемой на внутреннюю обойму переднего подшипника, выпрессовать из него обойму с манжетой в сборе (рис. 7-2);

р155reduис. 7-2

- осмотреть снятые детали, в случае необходимости заменить неисправные;

- толщина пакета вновь устанавливаемых регулировочных шайб должна быть меньше на величину зазора (при условии, что остальные детали не менялись), причем величину зазора округляют в большую сторону до десятых долей мм

Для проверки правильности подбора шайб собрать стакан в обратной последовательности, не устанавливая обойму манжеты и установив технологический фланец без грязеотражателя. Затянуть гайку фланца (крутящий момент 400... 550 Нм), зажав ведущую шестерню в тисках с прокладками из мягкого металла, при этом поворачивая стакан подшипников, чтобы ролики заняли правильное положение. Правильность преднатяга подшипников проверяют по величине крутящего момента (рис.7-3), необходимого для поворота ведущей шестерни без манжеты и грязеотражателя. Эта величина составляет 2,5...4 Нм.

Замер крутящего момента надо производить при непрерывном вращении в одну сторону не менее, чем после пяти полных оборотов вала. Подшипники должны быть смазаны маслом, применяемым для главной передачи.

Если детали менялись, то можно подобрать опытным путем две шайбы таким образом, чтобы после пробное сборки был небольшой зазор, замерить его индикатором, а затем подобрать шайбы, как было описано выше.

После окончательной регулировки подшипников запрессовать в стакан корпус манжеты в сборе с манжетой, предварительно заложив между рабочими кромками манжеты консистентную смазку. Если манжета вынималась из корпуса, то перед установкой в корпус рекомендуется смазать ее посадочную поверхность моторным маслом.

Гайку крепления фланца ведущей шестерни затянуть и законтрить путем вдавливания ее кромки в паз на валу шестерни.

При затяжке гайки не забывать проворачивать ведущую шестерню или стакан подшипников, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение.

задний мост

рис. 1

Стальные регулировочные прокладки 18 (см. рис. 7-1) перед установкой стакана подшипников в картер должны быть смазаны веретенным маслом АУ или индустриальным И-30, причем тонкие прокладки должны устанавливаться по обе стороны набора прокладок.Болты крепления стакана подшипников ведущей шестерни окончательно должны быть затянуты крутящим моментом 70...100 Н-м, при этом ведущая шестерня должна вращаться плавно, без заеданий.

рис. 7-7

Рис. 7-7. Положение пятна контакта при сборке шестерен главной передачи: а - правильное положение пятна контакта при сборке без натяга - правильное положение пятен контакта при сборке под нагрузкой

рис. 7-5

- снять крышку картера;

- отвернуть гайки крепления полуоси к ступице, снять со шпилек пружинные шайбы и четыре разжимные втулки. Ввернуть два болта М10х1,5 в отверстия фланца (рис. 7-4), сдвинуть его с места, после чего снять вручную полуось, прокладку и корпус манжеты вместе с манжетой. Таким же способом извлечь другую полуось;

- вынуть шплинты 29 (см. рис. 7-1) из стопоров 30;

- боковой зазор в зацеплении измеряют индикатором, установленным на широкой части зуба (рис. 7-5). Величина зазора должна быть 0,2...0,28 мм. Окончательную проверку зазора следует проводить после регулировок преднатяга. Подшипников и пятна контакта в зацеплении (см. ниже);

- для обеспечения необходимого предварительного натяга в подшипниках дифференциала сначала регулировочные гайки равномерно затягивают до устранения осевого зазора (без натяга) в подшипниках, поворачивая при этом дифференциал для правильной установки роликов в подшипниках. Если вращение регулировочных гаек затруднено, то нужно расконтрить и ослабить затяжку болтов крепления крышек подшипников. Осевой зазор замеряется индикатором (рис. 7-6);

- для получения правильного преднатяга гайки с обеих сторон затягиваются на два паза от положения нулевого зазора. После окончательной проверки бокового зазора в трех равномерно расположенных зубьях регулировочные гайки стопорятся.

Рис. 7- 6; Проверка осевого зазора в подшипниках дифференциала

Регулировка пятна контакта в шестернях главной передачи

После регулировок подшипников главной передачи необходимо проверить зацепление зубьев ведущей и ведомой конических шестерен (на краску по пятну контакта) и, если требуется, отрегулировать зацепление и установить необходимый зазор между зубьями.

Положение пятна контакта на зубьях новых шестерен при отрегулированном зацеплении шестерен должно соответствовать пятну контакта, изображенному на рис. 7-7,а, а при нагрузке - на рис. 7-7,6, При этом должен быть выдержан зазор между зубьями в пределах 0,2,,.0,28 мм для новых шестерен» 0,5 мм (не более) - для бывших в эксплуатации.

После окончания регулировки ведущей и ведомой конических шестерен необходимо затянуть окончательно болты крепления крышек подшипников дифференциала. Момент затяжки должен быть 160... 200 Нм. Зазор между зубьями замеряют индикатором у широкой части зуба не менее, чем для трех зубьев ведомой шестерни, расположенных равномерно по окружности.

Для нормальной установки зацепления зубьев шестерен по пятну контакта надо нанести тонким слоем масляную краску на рабочие поверхности нескольких зубьев ведомой конической шестерни. Затем проворачивать вал ведущей конической шестерни в одну и другую сторону, притормаживая рукой ведомую шестерню. По образовавшимся пятнам контакта определяют характер зацепления шестерен. Правильная установка зацепления шестерен показана на рис. 7-7.

156re1

рис. 7-7

Если положение пятна неправильное, следует добиться нормального зацепления, перемещая ведущую и ведомую шестерни в осевом направлении (табл. 7-1).

Перемещение ведущей конической шестерни осуществляется, изменением толщины набора регулировочных прокладок, установленных между фланцами стакана подшипников ведущей шестерни и картером редуктора, ведомой - при вращении на одинаковую величину левой и правой регулировочных гаек подшипников дифференциала так, чтобы не нарушить отрегулированный преднатяг подшипников.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности