TATRA 815
290N9T 42 300 8x8.1R/262
Руководство по ремонту
Часть 15 - ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Номер публикации: 03-0217-RUS/00
TATRA T815. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
-
Описание и основные технические данные
Электрооборудование автомобилей TATRA 815-290N9T - EURO III современно и очень разнообразно, с возможностями для модификации в соответствии с требованиями клиента. Экономичность и надежность двигателя обеспечивается современным электронным управляющим блоком двигателя ТАТРА. Номинальное напряжение электрооборудования составляет 24V, для специальных приборов с номинальным напряжением 12V есть электронный преобразователь напряжения 24/12V.
Источником электроэнергии запуска двигателя и функционирования электрических приборов при неработающем двигателе являются две свинцовые аккумуляторные батареи.
Таб. 15.1 Параметры стартерных батарей
Маркировка батареи
12 D3 1
Число / включение
2 шт. / включение в серию
Номинальное напряжение батереи
12 В
Номинальная емкость C20
180 Ачас
Сила тока при –18°C
540 A
Вес батареи с электролитом
52,9 кг
Диапазон рабочих температур
–30°C до +60°C
Электролит и его плотность при
Водяной раствор серной кислоты
температуре +25oC при:
- полном заряде батареи
1,28 г.cм-3
- заряде на 75%
1,24 г.cм-3
- заряде на 50%
1,20 г.cм-3
- полном рабочем разряде
1,12 г.cм-3
Проверка зарядки батареи осуществляется информативно с помощью измерения плотности электролита ареометром, более точные результаты и прежде всего возможность зажигания батарей устанавливаются нагрузкой пусковым током или с помощью электронного устройства
С правой стороны за кабиной водителя находится механический разъединитель.
Рис. 15.1 Расположение разъединителя батарей
Рис. 15.2 Позиции разъединителя батарей
(табличка на разъединителе)
Ручное управление разъединителем возможно с правой стороны автомобиля. При вертикальном положении рукоятки разъединитель включен, при горизонтальном – выключен.
Разъединитель прерывает плюсовой (положительный) (+) полюс батарей с сети автомобиля, минусовый (отрицательный) (-) постоянно замкнут на каркас автомобиля. Кроме разъединителя батарей, к плюсовому полюсу прямо соединены контуры:
-
независимого отопления
-
индикатора тахографа.
-
Источником электроэнергии при ходе двигателя является генератор с встроенным регулятором напряжения и с фильтром для помех. Коленчатый (кулачковый) вал двигателя приводит его в движение с помощью клиновидного ремня. Альтернативно используется чешкий генератор PAL 55A или испанский BOSCH 80A.
Taб. 15.2 Параметры генераторов
Производитель генератора | BOSCH Испания | PAL Чешкая Республика |
Тип генератора | 0 120 468 124 | 95 15 631 |
Метод регуляции | „на каркасе“ - минусовая | „на каркасе“ - минусовая |
Номинальное напряжение | 24 В | 24 В |
Рабочее напряжение | 28 В | 28 В |
Диапазон регулировочного напряжения | 26,5 до 28,5 В | 26,5 до 28,5 В |
Максимальная сила тока | 80 A | 55 A |
Максимальное число оборотов | 8000 мин-1 | 12000 мин-1 |
Рабочая температура | - 30 °C до + 95 °C | - 30 °C до + 80 °C |
При ходе двигателя напряжение в сети автомобиля должно быть в диапазоне с 26,5 до 28,5 V при различных оборотных и обременяющих режимах генератора. Мощность енератора достаточна для питания электрических приборов автомобиля (без стартера) и для заряда батарей автомобиля. Его функционирование при работе контролируется при помощи контрольных ламп для питания на панели приборов водителя.
Автомобиль оснащен также электрическим преобразователем напряжения 24/12V с мощностью 120 W и штепселем с напряжением 12 V 1, который расположен на центральной панели кабины автомобиля. Этот штепсель будет использоваться для включения других электрических приборов с номинальным напряжением питания 12 V, как напр. совокупность приборов для радиокоммуникации.
Рис. 15.3 Штепсель 12 V
На автомобиле используется электронная система управления блоком двигателя ТАТРА. Система соединена с диагностическим коннектором „TEST“ на панели предохранителей в автомобиле.
Рис. 15.4 Щиток панели предохранителей,
Для запуска двигателя автомобиля используется электрический стартер с электромагнитным разъединением зубчатого колеса. В зависимости от пассивных сопротивлений двигателя и от состояния батарей он потребляет ток около 400 A, приводящего к значительному подогреву стартера и батарей.
Поэтому рекомендуется кратковременное (max. 10 секунд) использование стартера при попытке запуска. Если попытка запуска окажется неудачной, необходимо повторить после перерыва в течение 30 секунд, чтобы батареи „успокоились“. Если температуры двигателя ниже +20 °C автоматично включается режим предварительного подогрева всасываемого воздуха, входящего в двигатель.
Таб. 15.3 Параметры электрического стартера
Производитель стартера | Delco Remy |
Тип стартера | IM 641 / T |
Номинальная мощность | 8 кВт |
Номинальное напряжение | 24 В |
Максимальная сила тока | 700 A |
Максимальная сила тока электромагнита | 75 A |
Максимальный момент затяжки | 60 Нм |
Максимальные обороты | 3800 мин-1 |
Общая/монтажная длина | 496/393,5 мм |
Монтажная высота | 248,4 мм |
Диаметр электродвигателя | 132 мм |
Вес стартера | 26 кг |
Для безопасной езды в зимнии период способствуют отопляемые наружные зеркала обратного вида с возможностью дистанционной регулировки с помощью механизма, расположенного на боковой панели водителя. Для регулировки позиции используется один и тот же механизм, и в этом случае для регулировки левого зеркала стрелка должна быть в позиции 1, а для регулировки правого зеркала стрелка должна быть в позиции 2.
Для подогрева воздуха в кабине автомобиля служит независимое отопление AIRTRONIC, WEBASTO или EBERSPДCHER и система зависимого масляного отопления, которая для подогрева воздуха использует температуру моторного масла.
Независимое отопление расположено в кабину, за сиденьем водителя. Оно служит для быстрого подогрева пространства в кабине, особенно перед ездой, в температурном диапазоне с 10 до 30° C.
Контрольная панель независимого отопления расположена на передней панели доски приборов водителя. С ее помощью возможно осуществить программное управление его деятельности.
Легенда: 1 – время по часам, 2 – индикатор работы, 3 – выбор температуры, 4 – кнопка “увеличения“ данных, 5 – кнопка “уменьшения” данных, 6 – кнопка “отопление”, 7 – кнопка “выбор”, 8 – кнопка “часы”, 9 – индикация памяти, 10 – день выбора
Рис. 15.5 Контрольная панель независимого отопления
Легенда: 1 - скорость вентилятора, 2 - дисплей, 3 - рециркуляция воздуха, 4 - индикация наружной температуры, 5 - недействующая, 6 - места притока воздуха, 7 - скорость вентилятора, 8 - кнопка “увеличения” данных, 9 - кнопка “уменьшения” данных
Рис. 15.6 Контрольная панель DIAVIA
При ходе двигателя используется температура смазочного масла двигателя в системе зависимого отопления. Контрольная панель с дисплеем находится на правой боковой доске приборов водителя. Температура настраивается согласно процентному открытию масляного вентиля с “LO” (минимальное открытие) до “HI” (максимальное открытие) на 10%.
Для обеспечения хорошей видимости водителя из кабины автомобиля, автомобиль оснащен системой “дворников” с двухскоростным электрическим стеклоочистителем, с интервальным механизмом циклов и с опрыскивателем ветрового стекла. Управление стеклоочистителем, циклическим устройством и опрыскивателем осуществляется с помощью комбинированного переключателя.
Легенда: 1 - гудок, 2 - опрыскиватель ветрового стекла, 3 - стеклоочиститель, 4, 7 - фары ближнего и дальнего света, 5, 6 - указатели поворота правый и левый
Рис. 15.7 Комбинированное устройство управления
Некоторые части системы электрических приборов (генератор, двигатель стеклоочистителя, электромагнитные клапаны, вылючатели, контакты размыкания и т.д.) могут привести к возникновению электромагнитных помех, поэтому они сделаны безопасными в соответствии с нормой ECE R 10.01. Электронные системы стандартно оборудованы глушительными средствами против действия сигналов помех из источников помех.
На панели приборов в кабине водителя есть много позиций для контрольных ламп и выключателей, место которых соответствует универсальной модификации автомобиля – т.е. установлены лампочки или выключатели даже если этот прибор не используется. Для лучшего определения и ориентации водителя контрольные лампочки обозначены унифицированными символами. Сигнализация с помощью контрольных лампочек решена на основе принципа „светлинного сигнала“, т.е. включение света сигнализирует неисправность в соответствующем приборе или включение прибора, которого необходимо через определенное время выключить.
Аналогичную функцию, как и контрольные лампы, выполняют просвечивающиеся кнопки выключателей, которые сигнализируют включенное положение соответствующего оборудования. Легкое просвечивание выключателей помагает водителю обнаружить соответствующий выключатель и во время езды ночью, без необходимости включения освещения кабины. Выключатели тоже обозначены унифицированными символами.
Рис. 15.8 Панель приборов
Контрольные лампы, выключатели, измерительные приборы и другие механизмы контроля расположены в отдельных секциях на панели приборов (См. Рис. 15.9) в соответствии со значением их информации:
-
секция A: контрольные лампы, выключатели и приборы, которые непосредственно необходимы для управления автомобиля,
-
секция B: выключатели и управляющие устройства, которые водитель использует только при определенных ситуациях или когда автомобиль не движется
-
секция C: выключватели и оборудование для применения в специфических случаях,
-
-
секция D: оборудование, управляемое в большинстве случаев водителем автомобиля
Распределение контрольных и измерительных приборов в секции A приведено на рисунке.
Легенда: 1 - блок контрольных ламп; 2 - воздушный манометр; 3 - масляный манометр; 4 - указатель уровня топлива; 5
- панель управления независимого отопления; 6 - тахограф (спидометр); 7 - манометр накачивания; 8 - измеритель оборотов;
Рис. 15.9 Контрольные лампы и измерительные приборы
Контрольные лампы находятся на универсальной панели и в зависимости от конкретного оборудования автомобиля. В скобах приведен цвет просвечивания контрольной лампы.
Легенда: 1, 2, 3, 4, 28 - не включено, 5 - включение задней противотуманной фары (желтый), 6 - включение фар дальнего света (голубой), 7 - указатели поворота автомобиля (зеленый), 8 - указатели поворота тягача (зеленый), 9 - замок осевых дифференциалов (зеленый), 10 - замок межосевых дифференциалов (зеленый), 11 - неисправность ABS автомобиля (желтый), 12 - неисправность ABS тягача (желтый), 13 - ABS - INFO (если тягач снабжен ABS), 14 - функция ограничителя скорости (желтый), 15 - неисправность в контуре сервоуправления 1 (красный), 16 - неисправность в контуре сервоуправления 2 (красный), 17 - загрязнение воздушного фильтра (белый), 18 - предварительный подогрев двигателя (желтый), 19 - неисправность в заряде батарей (красный), 20 - низкое давление смазочного масла в двигателе (красный), 21 - перегрев двигателя (красный), 22 - неисправность ERCH (красный), 23 - минимальное количество топлива (оранжевый), 24 - незакрепленная кабина (красный), 25 - низкое воздушное давление в рабочем тормозе (красный), 26 - низкое воздушное давление в аварийном тормозе (красный), 27 - включен остановочный тормоз (красный)
Рис. 15.10 Панель контрольных ламп секции A
Распределение выключателей в секции A показано на рисунке.
Распределение выключателей и управляющих устройств в секции B приведено на рисунке.
Легенда: 1 - передние противотуманные фары с контрольной лампой, 2 - задние противотуманные фары с контрольной лампой, 3 - свободный, 4 - выключатель фар, 5 - электрокорректор фар переднего света, 6 - настройка яркости освещения приборов
Рис. 15.11 Выключатели в секции A
Легенда: 1 - подогрев топлива, 2 - свободный, 3 - подогрев наружных зеркал обратного вида, 4 - фары рабочего света задние, 5 - электрический топливный насос, 6 - радио (если в наличности), 7 - управление зависимого отопления и вентиляции, 8 - управление наружных зеркал обратного вида, 9 - включение переднего привода и замка межосевого дифференциала , 10 - включение замков осевых дифференциалов, 11 - свободный, 12 - свободный, 13 - свободный, 14 - ABS участок, 15 - задние оси накачивание, 16 - передние оси накачивание, 17 - кнопка управления функционирования рабочего тормоза
Рис. 15.12 Выключатели и управляющие устройства в секции B
Легенда: 1- предупредительные фары, 2 - не включено, 3 - потолочный свет, 4 - маяк, 5 - трехпозиционные фонари, 6 - зажигалка- штепсель 24V, 7 - штепсель переключателя 12V , 8 - – не включено, 9 - – не включено, 10 -
-
не включено, 11 - – не включено, 12 - – не включено
Рис. 15.13 Выключатели и управляющие устройства в секции C
Распределение выключателей и управляющих устройств в секции С изображено на рисунке.
Легенда: 1 – крышка коробки с предохранителями
Рис. 15.14 Секция D
В секции D находится коробка с предохранителями.
Автомобиль оснащено стандартным освещением, которое необходимо при экплуатации во время наземных коммуникаций. Использованы дополнительные верхние габаритные фары кабины и боковые габаритные фары.
Таб. 15.4 Перечень использованных электрических лампочек
Вид осветительного оборудования
Мощность (Вт)
Цоколь
Главная фара:
75 / 70
4
H4 P43
Ba 9s
Указатели поворота:
21
21
Ba 15s Ba 15s
Задний групповой фонарь:
21
Ba 15s
- указатель поворота
- тормоза
21
Ba 15s
- задний фонарь и фонарь номерного знака
10
Ba 15s
- сигнальная лампа заднего хода
21
Ba 15s
- противотуманная фара
21
Ba 15s
Дополнительное освещение:
5
SV 8,5
- передние верхние
- боковые
5
W 2,1 x 9,5d
Внутренее освещение
21
Ba 15s
Контрольные лампочки
1,2
W 2x4,6 d
2
Ba9s
Освещение приборов
2
Ba 9s
-
фары дальнего / ближнего света
-
габаритные фары
-
передние
-
боковые
Электрооборудование автомобиля выполнено так наз. однопроводным подсоединением, когда плюсовый провод является кабельным, а обратный, минусовый провод является общим, и представляет металлическую конструкцию автомобиля (каркас). Некоторые электрические приборы, для обеспечения надежного функционирования, присоединены кабельным пучком, в котором замыкающим является также провод. Некоторые электрические приборы требуют питания от самостоятельного кабеля и заземление в одну точку (в схемах это питание обозначено как 15* , и заземление - 31*).
Электрооборудование состоит из нескольких контуров, присоединенных самостоятельными кабельными пучками, взаимно соединенных штепсельным соединением с коннекторами. Штепсельные розетки и вилки арретированы таким образом, чтобы избежать неправильное подсоединение. Электрооборудование выполнено изолированными проводами соразмерного диаметра, который отвечает электрической нагрузке соответствующего контура.
Самостоятельной частью электрооборудования является присоединение аккумуляторных батарей для запуска двигателя. Большое потребление тока от стартера требует его соединение с помощью силовых кабелей и клемм с минимальным переменным сопротивлением.
-
TATRA T815. Перечень моментов затяжки электрооборудования
Таб. 15.5 Моменты затяжки
Характеристика | Единица | Значение |
Гайка крепления рычага щетки стеклоочистителя | Нм | 34 ± 2 |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст