Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 138

СОДЕРЖАНИЕ
[1] ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ

1.1. Напряжение и ток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1.2. Электрическое сопротивление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1.3. Проводники и изоляторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..2
1.4. Закон Ома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1.5. Электрическая мощность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..2
1.6. Последовательное и параллельное соединение резисторов . . . . . . . . . . . 2
1.7. Явления, возникающие при протекании электрического тока . . . . . . . . . . ...3
1.8. Катушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.9. Конденсаторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..4
1.10. Полупроводники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.10.1. Термисторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.10.2. Диоды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 5
1.10.3. Диод Зенера (стабилитрон) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 6
1.10.4. Другие типы диодов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 6
1.10.5. Транзисторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 7
1.10.6. Тиристоры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.10.7. Интегральные схемы (ИС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 12
1.10.8. Логические схемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

1.11. Микро-ЭВМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1.11.1. Микро-ЭВМ в системах управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 15

1.12. Мультиметр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..16

1.12.1. Измерение сопротивления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 16
1.12.2. Измерение напряжения постоянного тока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.12.3. Измерение падения напряжения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.12.4. Измерение силы постоянного тока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

[2] ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

2.1. Генератор переменного тока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...20

2.1.1. Общие положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 20
2.1.2. Принцип работы генератора переменного тока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 21
2.1.3. Выпрямление переменного тока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 21
2.1.4. Работа генератора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.1.5. Регулятор напряжения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 23
2.1.6. Устройство генератора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 24
2.1.7. Разборка и сборка генератора бензинового двигателя (с внутренней крыльчаткой вентилятора)

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 25

2.1.8. Основные операции при разборке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 27
2.1.9. Проверка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.1.10. Основные операции при сборке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.1.11. Методы проверки и регулировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

2.2. Стартер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

2.2.1. Общее описание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.2.2. Принцип действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 35
2.2.3. Конструкции стартеров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 36
2.2.4. Проверка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.2.5. Разборка и сборка – стартер с цилиндрическим редуктором. . . . . . . . . . . . . . 41
2.2.6. Основные операции при разборке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 42
2.2.7. Очистка деталей электродвигателя стартера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2.8. Проверка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2.9. Основные операции при сборке . . . . . . . . . . . . . . ..45

2.3. Система зажигания <автомобили с бензиновыми двигателями, газовыми
двигателями> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

2.3.1. Общие сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
2.3.2. Катушка зажигания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.3.3. Распределитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
2.3.4. Свечи зажигания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

2.3.5. Высоковольтные провода. . . . . . . . . . . . . . . …..55

I

2.4. Система облегчения пуска <автомобили с дизельными двигателями> . . . . . . 56

2.4.1. Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..56
2.4.2. Система управления с саморегулирующимися свечами накаливания . . . . . . . . . . 57
2.4.3. Сверхбыстродействующая система управления свечами накаливания. . . . . . . . . ...58
2.4.4. Автоматическая система управления свечами накаливания. . . . . . . . . . . . . . .59
2.4.5. Снятие и установка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
2.4.6. Проверка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60

[3] ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

3.1. Аккумуляторная батарея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..62
3.1.1. Общее описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
3.1.2. Характеристики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...63
3.1.3. Подзарядка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..63
3.1.4. Номинальные значения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
3.1.5. Процедуры сервисного обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64

3.2. Фары. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

3.2.1. Общее описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
3.2.2. Типы фар. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
3.2.3. Регулировка направления света фар (светораспределение) . . . . . . . . . . . . . . 66

3.3. Стеклоочиститель и стеклоомыватель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

3.3.1. Общее описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
3.3.2. Стеклоочистители . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..69
3.3.3. Стеклоомыватель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...70
3.3.4. Снятие, проверка и установка стеклоочистителя и стеклоомывателя. . . . . . . . . . ..71

3.4. Звуковой сигнал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

3.4.1. Общее описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
3.4.2. Принцип работы диафрагменного звукового сигнала постоянного тока. . . . . . . . . ...72
3.4.3. Пример применения звукового сигнала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...72
3.4.4. Снятие, проверка, установка и регулировка звукового сигнала. . . . . . . . . . . . . .73

3.5. Приборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

3.5.1. Спидометр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...74
3.5.2. Указатель давления масла. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
3.5.3. Указатель количества топлива. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..75
3.5.4. Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя . . . . . . . . . . . . . . .76

3.6. Электропроводка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 77

3.6.1. Общее описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
3.6.2. Автомобильные низковольтные провода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
3.6.3. Электрические разъёмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
3.6.4. Предохранители и плавкие вставки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..80
3.6.5. Условные обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..81

3.7. Системы с электронным управлением (на примере автомобиля Галант 1993г) . . .. 83

3.7.1. Автоматическая трансмиссия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
3.7.2. Электронная система управления распределенным впрыском топлива. . . . . . . . . ..85
3.7.3. Антиблокировочная тормозная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..86
3.7.4. Антиблокировочная тормозная система (4WD). . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...91
3.7.5. Адаптивная система управления тяговым усилием на ведущих колесах (Fuzzy TCL). . . . 94
3.7.6. Автоматическая система круиз-контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
3.7.7. Активная электронноуправляемая подвеска (Активная ECS). . . . . . . . . . . . . . 98
3.7.8. Электронное управление усилителем рулевого управления (EPS). . . . . . . . . . . 100
3.7.9. Активное управления поворотом четырёх колёс (4WS) . . . . . . . . . . . . . . . ...101
3.7.10. Дополнительная система удержания водителя и пассажира при аварии (SRS) . . . . . .103
3.7.11. Полностью автоматическая система кондиционирования воздуха. . . . . . . . . . ...105
3.7.12. Электронная таймерная и сигнальная система управления (ETACS) . . . . . . . . . ..106
3.7.13. Мультиплексная электропроводка (SWS) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...107

[4] ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

4.1.

Основные

процедуры

диагностирования

неисправностей

электрического

оборудования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
4.2. Тестер MUT-II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109

4.2.1. Внешний вид тестера MUT-II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...109
4.2.2. Клавиатура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
4.2.3. Работа с тестером . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
4.2.4. Диагностические разъёмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...112


ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
[1] ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ

Рис.1-1Т

Рис.1-2Т

Рис.1-3Т

Рис.1-4Т

1-1 Напряжение и ток

(1) Особенности

электрических

цепей

легче

понять,

сравнивая их с потоком воды. Если два бака с водой, как
показано

на

рисунке,

соединены

между

собой

трубопроводом, то вода из бака А, расположенного выше,
будет перетекать в бак B. Потенциальная энергия воды
определяется её уровнем, и это различие в уровнях воды
в верхнем и нижнем баках (напор) вызывает её
перетекание.

(2) То же самое может быть сказано и об электрических

цепях. Электрический ток течёт между двумя точками цепи
под

воздействием

электрических

потенциалов,

существующих между этими точками. То, что в примере с
водой называется её уровнем, в электрических цепях
соответствует напряжению, а расход воды эквивалентен
электрическому току. Единицей измерения величины тока
является ампер (А), а разность электрических потенциалов
характеризуется напряжением, измеряемым в вольтах (В).

(3) Существует два вида электрического тока: постоянный ток

(DC), и переменный ток (AC).

Постоянный ток не изменяет своё направление. Однако

его величина может быть как постоянной, так и
пульсирующей (изменяющейся во времени). В общем
случае постоянным считается ток, не изменяющийся по
направлению

протекания

и

по

величине.

Его

обозначают "DC".

Примером

может

служить

электрический ток создаваемый сухим элементом
питания.

Кроме постоянного тока существует переменный ток,

изменяющий свое направление и величину. Обычно он
используется

в

бытовой

электрической

сети.

Переменный ток изменяет свою величину, а также
направление протекания, через регулярные промежутки
времени. Его обозначают "AC”.

1-2 Электрическое сопротивление

Если два бака наполненных водой и установленных на разной
высоте

соединить

между

собой

трубопроводами,

различающимися длиной и проходным сечением, то
количество воды протекающей по трубопроводам в единицу
времени будет различно. Это происходит вследствие того, что
эти

трубопроводы

различаются

гидравлическим

сопротивлением, т.е. сопротивлением движению потока воды.
То же самое происходит и в электрических цепях. Если два
объекта

с

различными

электрическими

потенциалами

соединены межу собой проводником, то между ними протекает
ток. При неизменной разности потенциалов величина тока
изменяется в зависимости от величины сопротивления
проводника.

Электрическое

сопротивление

проводника

определяется

свойствами

его

материала,

прямо

пропорционально его длине и обратно пропорционально
площади его поперечного сечения. Единицей электрического
сопротивления

является

ом,

который

обозначается

сокращением Ом.

1

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ

1-3 Проводники и непроводники (изоляторы)

Некоторые материалы хорошо пропускают электрический ток, а другие его не пропускают. Материалы,
обладающие минимальным сопротивлением и свободно пропускающие электрический ток, называются
проводниками. Материалы, обладающие большим сопротивлением и не пропускающие ток, называются
изоляторами. Существуют также полупроводники, занимающие промежуточное положение между
проводниками и изоляторами.
Полупроводники обладают свойствами проводника или изолятора в зависимости от внешних условий,
таких как направление протекания электрического тока, воздействие магнитного поля, света, тепловое
состояние и т.д.

Пример

Проводники

Серебро, медь, алюминий, железо, углерод

Изоляторы

Стекло, керамика, бакелит

Полупроводники

Германий, кремний

1-4 Закон Ома

Напряжение, ток и электрическое сопротивление связаны между собой определенными соотношениями.
Ток, протекающий между двумя соединенными проводником точками с различными потенциалами, прямо
пропорционален напряжению (разности потенциалов между указанными точками) и обратно
пропорционален электрическому сопротивлению проводника. Эта зависимость известна как закон Ома и
представлена в виде следующей формулы:

I=V/R

I: Ток (А)
V: Напряжение (В)
R: Сопротивление (Ом)

Ток = Напряжение / Сопротивление
Напряжение = Ток х Сопротивление

1-5 Электрическая мощность

Величина работы, произведенной электрическим током в единицу времени,
называется электрической мощностью. Единицей электрической мощности
является ватт, обозначаемый сокращением Вт.
Электрическая мощность равна произведению напряжения на ток.
P=VI

P: Мощность (Вт)
V: Напряжение (В)
I: Ток (А)

Подстановка закона Ома в эти формулы позволяет вывести следующие зависимости:
P=V x I = V x V/R = V

2

/R

Рис.1-5Т

1-6 Последовательное и параллельное
соединение резисторов

Различные

элементы

электрических

цепей

(источники

напряжения, резисторы, и т.п.) могут быть соединены
последовательно или параллельно. На помещенном слева
рисунке показан пример последовательного соединения, при
котором ток I, проходящий через резистор R

1

, проходит и через

резистор R

2

. В этом случае напряжение питания V равно сумме

падений напряжений на каждом из резисторов, что может быть
представлено в виде следующего уравнения: V = V

1

+ V

2

.

Обозначим полное сопротивление цепи как R. Тогда по закону
Ома мы получим: IR=IR

1

+IR

2

Следовательно, R=R

1

+R

2

Иными словами, полное сопротивление электрической цепи
при последовательном соединении проводников равно сумме
величин сопротивлений всех входящих в эту цепь элементов.

2

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности