Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 138
СОДЕРЖАНИЕ
[1] ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
1.1. Напряжение и ток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1.2. Электрическое сопротивление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1.3. Проводники и изоляторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..2
1.4. Закон Ома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1.5. Электрическая мощность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..2
1.6. Последовательное и параллельное соединение резисторов . . . . . . . . . . . 2
1.7. Явления, возникающие при протекании электрического тока . . . . . . . . . . ...3
1.8. Катушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.9. Конденсаторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..4
1.10. Полупроводники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.10.1. Термисторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.10.2. Диоды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 5
1.10.3. Диод Зенера (стабилитрон) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 6
1.10.4. Другие типы диодов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 6
1.10.5. Транзисторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 7
1.10.6. Тиристоры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.10.7. Интегральные схемы (ИС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 12
1.10.8. Логические схемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.11. Микро-ЭВМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.11.1. Микро-ЭВМ в системах управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 15
1.12. Мультиметр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..16
1.12.1. Измерение сопротивления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 16
1.12.2. Измерение напряжения постоянного тока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.12.3. Измерение падения напряжения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.12.4. Измерение силы постоянного тока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
[2] ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
2.1. Генератор переменного тока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...20
2.1.1. Общие положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 20
2.1.2. Принцип работы генератора переменного тока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 21
2.1.3. Выпрямление переменного тока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 21
2.1.4. Работа генератора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.1.5. Регулятор напряжения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 23
2.1.6. Устройство генератора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 24
2.1.7. Разборка и сборка генератора бензинового двигателя (с внутренней крыльчаткой вентилятора)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 25
2.1.8. Основные операции при разборке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 27
2.1.9. Проверка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.1.10. Основные операции при сборке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.1.11. Методы проверки и регулировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2. Стартер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.2.1. Общее описание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.2.2. Принцип действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 35
2.2.3. Конструкции стартеров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 36
2.2.4. Проверка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.2.5. Разборка и сборка – стартер с цилиндрическим редуктором. . . . . . . . . . . . . . 41
2.2.6. Основные операции при разборке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 42
2.2.7. Очистка деталей электродвигателя стартера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2.8. Проверка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2.9. Основные операции при сборке . . . . . . . . . . . . . . ..45
2.3. Система зажигания <автомобили с бензиновыми двигателями, газовыми
двигателями> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
2.3.1. Общие сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
2.3.2. Катушка зажигания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.3.3. Распределитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
2.3.4. Свечи зажигания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
2.3.5. Высоковольтные провода. . . . . . . . . . . . . . . …..55
I
2.4. Система облегчения пуска <автомобили с дизельными двигателями> . . . . . . 56
2.4.1. Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..56
2.4.2. Система управления с саморегулирующимися свечами накаливания . . . . . . . . . . 57
2.4.3. Сверхбыстродействующая система управления свечами накаливания. . . . . . . . . ...58
2.4.4. Автоматическая система управления свечами накаливания. . . . . . . . . . . . . . .59
2.4.5. Снятие и установка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
2.4.6. Проверка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
[3] ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
3.1. Аккумуляторная батарея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..62
3.1.1. Общее описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
3.1.2. Характеристики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...63
3.1.3. Подзарядка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..63
3.1.4. Номинальные значения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
3.1.5. Процедуры сервисного обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
3.2. Фары. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.2.1. Общее описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
3.2.2. Типы фар. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
3.2.3. Регулировка направления света фар (светораспределение) . . . . . . . . . . . . . . 66
3.3. Стеклоочиститель и стеклоомыватель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
3.3.1. Общее описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
3.3.2. Стеклоочистители . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..69
3.3.3. Стеклоомыватель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...70
3.3.4. Снятие, проверка и установка стеклоочистителя и стеклоомывателя. . . . . . . . . . ..71
3.4. Звуковой сигнал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
3.4.1. Общее описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
3.4.2. Принцип работы диафрагменного звукового сигнала постоянного тока. . . . . . . . . ...72
3.4.3. Пример применения звукового сигнала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...72
3.4.4. Снятие, проверка, установка и регулировка звукового сигнала. . . . . . . . . . . . . .73
3.5. Приборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
3.5.1. Спидометр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...74
3.5.2. Указатель давления масла. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
3.5.3. Указатель количества топлива. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..75
3.5.4. Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя . . . . . . . . . . . . . . .76
3.6. Электропроводка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 77
3.6.1. Общее описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
3.6.2. Автомобильные низковольтные провода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
3.6.3. Электрические разъёмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
3.6.4. Предохранители и плавкие вставки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..80
3.6.5. Условные обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..81
3.7. Системы с электронным управлением (на примере автомобиля Галант 1993г) . . .. 83
3.7.1. Автоматическая трансмиссия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
3.7.2. Электронная система управления распределенным впрыском топлива. . . . . . . . . ..85
3.7.3. Антиблокировочная тормозная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..86
3.7.4. Антиблокировочная тормозная система (4WD). . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...91
3.7.5. Адаптивная система управления тяговым усилием на ведущих колесах (Fuzzy TCL). . . . 94
3.7.6. Автоматическая система круиз-контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
3.7.7. Активная электронноуправляемая подвеска (Активная ECS). . . . . . . . . . . . . . 98
3.7.8. Электронное управление усилителем рулевого управления (EPS). . . . . . . . . . . 100
3.7.9. Активное управления поворотом четырёх колёс (4WS) . . . . . . . . . . . . . . . ...101
3.7.10. Дополнительная система удержания водителя и пассажира при аварии (SRS) . . . . . .103
3.7.11. Полностью автоматическая система кондиционирования воздуха. . . . . . . . . . ...105
3.7.12. Электронная таймерная и сигнальная система управления (ETACS) . . . . . . . . . ..106
3.7.13. Мультиплексная электропроводка (SWS) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...107
[4] ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
4.1.
Основные
процедуры
диагностирования
неисправностей
электрического
оборудования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
4.2. Тестер MUT-II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
4.2.1. Внешний вид тестера MUT-II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...109
4.2.2. Клавиатура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
4.2.3. Работа с тестером . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
4.2.4. Диагностические разъёмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...112
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
[1] ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
Рис.1-1Т
Рис.1-2Т
Рис.1-3Т
Рис.1-4Т
1-1 Напряжение и ток
(1) Особенности
электрических
цепей
легче
понять,
сравнивая их с потоком воды. Если два бака с водой, как
показано
на
рисунке,
соединены
между
собой
трубопроводом, то вода из бака А, расположенного выше,
будет перетекать в бак B. Потенциальная энергия воды
определяется её уровнем, и это различие в уровнях воды
в верхнем и нижнем баках (напор) вызывает её
перетекание.
(2) То же самое может быть сказано и об электрических
цепях. Электрический ток течёт между двумя точками цепи
под
воздействием
электрических
потенциалов,
существующих между этими точками. То, что в примере с
водой называется её уровнем, в электрических цепях
соответствует напряжению, а расход воды эквивалентен
электрическому току. Единицей измерения величины тока
является ампер (А), а разность электрических потенциалов
характеризуется напряжением, измеряемым в вольтах (В).
(3) Существует два вида электрического тока: постоянный ток
(DC), и переменный ток (AC).
Постоянный ток не изменяет своё направление. Однако
его величина может быть как постоянной, так и
пульсирующей (изменяющейся во времени). В общем
случае постоянным считается ток, не изменяющийся по
направлению
протекания
и
по
величине.
Его
обозначают "DC".
Примером
может
служить
электрический ток создаваемый сухим элементом
питания.
Кроме постоянного тока существует переменный ток,
изменяющий свое направление и величину. Обычно он
используется
в
бытовой
электрической
сети.
Переменный ток изменяет свою величину, а также
направление протекания, через регулярные промежутки
времени. Его обозначают "AC”.
1-2 Электрическое сопротивление
Если два бака наполненных водой и установленных на разной
высоте
соединить
между
собой
трубопроводами,
различающимися длиной и проходным сечением, то
количество воды протекающей по трубопроводам в единицу
времени будет различно. Это происходит вследствие того, что
эти
трубопроводы
различаются
гидравлическим
сопротивлением, т.е. сопротивлением движению потока воды.
То же самое происходит и в электрических цепях. Если два
объекта
с
различными
электрическими
потенциалами
соединены межу собой проводником, то между ними протекает
ток. При неизменной разности потенциалов величина тока
изменяется в зависимости от величины сопротивления
проводника.
Электрическое
сопротивление
проводника
определяется
свойствами
его
материала,
прямо
пропорционально его длине и обратно пропорционально
площади его поперечного сечения. Единицей электрического
сопротивления
является
ом,
который
обозначается
сокращением Ом.
1
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
1-3 Проводники и непроводники (изоляторы)
Некоторые материалы хорошо пропускают электрический ток, а другие его не пропускают. Материалы,
обладающие минимальным сопротивлением и свободно пропускающие электрический ток, называются
проводниками. Материалы, обладающие большим сопротивлением и не пропускающие ток, называются
изоляторами. Существуют также полупроводники, занимающие промежуточное положение между
проводниками и изоляторами.
Полупроводники обладают свойствами проводника или изолятора в зависимости от внешних условий,
таких как направление протекания электрического тока, воздействие магнитного поля, света, тепловое
состояние и т.д.
Пример
Проводники
Серебро, медь, алюминий, железо, углерод
Изоляторы
Стекло, керамика, бакелит
Полупроводники
Германий, кремний
1-4 Закон Ома
Напряжение, ток и электрическое сопротивление связаны между собой определенными соотношениями.
Ток, протекающий между двумя соединенными проводником точками с различными потенциалами, прямо
пропорционален напряжению (разности потенциалов между указанными точками) и обратно
пропорционален электрическому сопротивлению проводника. Эта зависимость известна как закон Ома и
представлена в виде следующей формулы:
I=V/R
I: Ток (А)
V: Напряжение (В)
R: Сопротивление (Ом)
Ток = Напряжение / Сопротивление
Напряжение = Ток х Сопротивление
1-5 Электрическая мощность
Величина работы, произведенной электрическим током в единицу времени,
называется электрической мощностью. Единицей электрической мощности
является ватт, обозначаемый сокращением Вт.
Электрическая мощность равна произведению напряжения на ток.
P=VI
P: Мощность (Вт)
V: Напряжение (В)
I: Ток (А)
Подстановка закона Ома в эти формулы позволяет вывести следующие зависимости:
P=V x I = V x V/R = V
2
/R
Рис.1-5Т
1-6 Последовательное и параллельное
соединение резисторов
Различные
элементы
электрических
цепей
(источники
напряжения, резисторы, и т.п.) могут быть соединены
последовательно или параллельно. На помещенном слева
рисунке показан пример последовательного соединения, при
котором ток I, проходящий через резистор R
1
, проходит и через
резистор R
2
. В этом случае напряжение питания V равно сумме
падений напряжений на каждом из резисторов, что может быть
представлено в виде следующего уравнения: V = V
1
+ V
2
.
Обозначим полное сопротивление цепи как R. Тогда по закону
Ома мы получим: IR=IR
1
+IR
2
Следовательно, R=R
1
+R
2
Иными словами, полное сопротивление электрической цепи
при последовательном соединении проводников равно сумме
величин сопротивлений всех входящих в эту цепь элементов.
2
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст