Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 496
сжатия пакета фрикционных дисков должна быть небольшой, то управляющее
давление подводится только к одной ступени поршня (рис.5-21 а). Если требуется
сжать диски большим усилием, то давление подается и ко второй ступени
(рис.5-21 б).
Рис. 5-21 а)
Рис. 5-21 б)
Фрикционные диски
Как уже отмечалось, во фрикционных дисковых элементах управления
используются два типа фрикционных дисков. Часть дисков имеют фрикционные
накладки, а другая - без фрикционных накладок, причем эта пара трения работает
в ATF.
Диск с накладками состоит из стального диска и приклеенных к нему, как
правило, с двух сторон фрикционных накладок. В настоящее время наибольшее
распространение нашли бумажные и металлокерамические накладки.
Металлокерамические накладки обычно изготавливают из медного
порошка, смешанного с порошками свинца, асбеста и связывающей смолы.
Бумажные фрикционные накладки представляют собой целлюлозное
волокно, которое обработано связывающей органической смолой. Для увеличения
коэффициента трения и долговечности иногда при изготовлении бумажных
накладок добавляют еще и керамические или графитовые порошки.
С точки зрения стоимости изготовления, долговечности и ряда других
параметров наиболее приемлемы для использования в АКПП легковых
автомобилей - бумажные накладки. Способность бумаги впитывать ATF
гарантирует этим накладкам в процессе эксплуатации хорошее охлаждение,
долговечность и незначительный износ. Кроме того, бумажные накладки хорошо
притираются и обеспечивают стабильность коэффициента трения в широком
диапазоне скоростей скольжения.
Если АКПП предназначена для тяжелых транспортных средств, то в этом
случае рекомендуется использовать металлокерамические накладки. Диски с
75
такими накладками обладают такими же достоинствами, что и диски с бумажными
накладками, но стоимость их изготовления гораздо выше.
Для улучшения охлаждения фрикционных дисков и стабилизации
коэффициента трения на поверхностях накладок делают специальные канавки,
которые бывают двух типов – радиальные и спиральные.
В случае использования только радиальных канавках (рис.5-22 а) ATF
свободно поступает на поверхность диска, обеспечивая тем самым высокую
износоустойчивость поверхностей трения и хорошее охлаждение дисков.
Коэффициент трения при использовании таких канавок из-за «расклинивающего»
действия движущегося к периферии ATF невелик. Для создания необходимого
момента трения требуется значительное усилие сжатия фрикционных дисков.
Диски с радиальными канавками рекомендуется использовать во фрикционных
устройствах, работающих в условиях длительного буксования.
Рис. 5-22 а)
Рис. 5-22 б)
Рис. 5-22 в)
Спиральные канавки (рис.5-22 б) затрудняют движение ATF в радиальном
направлении. Поэтому коэффициент трения для дисков с такими канавками из-за
отсутствия расклинивающего действие потока ATF несколько выше, чем у дисков
с радиальными канавками, но в этом случае уменьшается отвод тепла с
поверхностей трения и повышается износ дисков. Диски со спиральными
канавками
целесообразно
использовать
во
фрикционных
устройствах,
работающих при незначительном буксовании. В противном случае будет
происходить перегрев поверхностей трения до температур, при которых, несмотря
на постоянные значения давления и скорости скольжения, нарушается стабиль-
ность коэффициента трения и резко возрастает износ накладок.
В некоторых случаях, особенно в тяжело нагруженных передачах,
используются фрикционные накладки со спирально-радиальными канавками
(рис.5-22 в). При использовании дисков с такими канавками, повышается
коэффициент трения, хорошо отводится тепло и уменьшается износ, так как
вследствие наличия небольшого участка спирали, заключенного между
76
радиальными канавками, сокращается путь движения ATF от внутренней части
диска к внешней.
Диски без фрикционных накладок изготавливают методом вырубки из
листовой углеродистой стали. На заключительном этапе изготовления диски
подвергаются дробеструйной обработке, в результате которой обеспечивается
более высокий коэффициент трения с дисками, имеющими фрикционные
накладки.
Основным показателем фрикционных материалов является коэффициент
трения µ. Как показывают экспериментальные исследования, величина
коэффициента трения является функцией двух переменных: давления и скорости
скольжения. На рисунке 5-23 показаны зависимости коэффициента трения µ от
давления и скорости скольжения для пар трения «бумага-сталь» (рис.5-23 а) и
«металлокерамика-сталь» (рис.5-23 б), работающих в ATF.
Рис. 5-23 а)
Рис. 5-23 б)
77
5.3. ОБГОННЫЕ МУФТЫ
Кроме ленточных тормозов и дисковых элементов управления, практически
во всех АКПП, используются обгонные муфты или муфты свободного хода.
Обгонная муфта это элемент, который в отличие от выше рассмотренных
фрикционных элементов не требует никаких приводов управления им. Этот
элемент автоматически и, практически, мгновенно сам включается и также
автоматически выключается. Обгонные муфты используются как в качестве
тормозов, так и в качестве блокировочных муфт.
В настоящее время широкое распространение нашли обгонные муфты
двух типов: роликовые и с сухариками.
Обгонные муфты роликового типа
Обгонная муфта роликового типа состоит из внешнего кольца, роликов,
пружин и внутреннего кольца (рис.5-24).
Рис. 5-24
Внутреннее кольцо представляет собой обычный цилиндр, а внешнее
кольцо имеет специального профиля канавки, в которых располагаются ролики.
Профиль каждой канавки выполнен так, что она совместно с внутренним кольцом
обгонной муфты образует клин. Причем в его широкой части ролик может
располагаться свободно, а в ее другую, более узкую, часть попасть не может.
Ролик удерживается в более широкой части клина пружиной (рис.5-24).
78
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст