Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 3
•
обеспечение пуска двигателя и остановки автомобиля с
работающим двигателем.
Рис.1-3
Обычно трансмиссия с автоматической коробкой передач включает в себя:
гидротрансформатор, коробку передач, ШРУСы (шарниры равных угловых
скоростей) или карданную передачу, главную передачу, дифференциал, полуоси.
Расположение агрегатов трансмиссии в автомобиле во многом
определяется тем, к каким колесам осуществляется подвод мощности двигателя.
В настоящее время используются три схемы подвода мощности к ведущим
колесам автомобиля:
•
подвод мощности к передним колесам (переднеприводные
автомобили); в этом случае все агрегаты трансмиссии компонуются в
едином картере, который жёстко крепится к двигателю (рис.1-4); в практике
проектирования
таких
автомобилей
встречаются
два
варианта
расположения двигателя и трансмиссии (моторно-трансмиссионного блока)
по отношению к продольной оси автомобиля: продольное и поперечное.
•
подвод мощности к задним колесам (заднеприводные
автомобили); в этом случае, как правило, гидротрансформатор и коробка
передач расположены в передней части автомобиля и жёстко крепятся к
картеру двигателя; с другими агрегатами трансмиссии, находящимися в
заднем мосту, они соединяются с помощью карданного вала (рис.1-5);
•
подвод мощности ко всем колесам (полноприводные
автомобили);
в
этом
случае
в
состав
трансмиссии
вводится
дополнительный агрегат – раздаточная коробка (рис.1-6).
7
Рис.1-4
Рис.1-5
Рис.1-6
8
9
1.2. ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
Гидродинамические передачи, используемые в транспортных машинах,
разделяются на гидромуфты и гидротрансформаторы.
Основное различие между гидромуфтой и гидротрансформатором состоит
в том, что первая позволяет плавно изменять угловую скорость ведомого вала и
передавать крутящий момент без его трансформации, а второй при изменении
частоты вращения ведомого вала автоматически изменяет крутящий момент в
зависимости от приложенного к ведомому валу сопротивления.
Отсутствие жёсткой кинематической связи между валом двигателя и
ведущими колесами машины допускает остановку машины без выключения
передачи в коробке передач. Наличие такой связи устраняет вероятность того,
что заглохнет двигатель, как по неопытности водителя, так и вследствие внезап-
ного возрастания внешнего сопротивления, при котором может произойти полная
остановка автомобиля.
Плавность
передачи
тягового
усилия
в
случае
использования
гидропередачи повышает проходимость автомобиля при движении по грунтам с
плохими сцепными свойствами.
Поскольку гидродинамические передачи не пропускают крутильные
колебания от двигателя в трансмиссию и наоборот, то повышается надежность и
долговечность агрегатов моторно-трансмиссионной установки автомобиля.
Лопастные колеса гидропередачи (насосное, турбинное, реакторное) практически
не изнашиваются.
Гидромеханические трансмиссии по сравнению с обычной механической
трансмиссией имеют несколько меньший КПД. Значительные внутренние потери
энергии в гидродинамических передачах вызывают необходимость установки
радиаторов для охлаждения ATF.
Гидротрансформатор способен повышать передаваемый от двигателя кру-
тящий момент в соответствии с изменением внешней нагрузки. Коэффициент
трансформации может достигать 2-3 единиц только в момент начала движения,
затем постепенно снижается, что недостаточно для движения автомобилей в
различных дорожных условиях. Поэтому трансмиссия автомобиля должна
включать в себя коробку передач.
10
1.3. АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Коробкой передач называется управляемая часть трансмиссии, которая
позволяет ступенчато изменять соотношение угловых скоростей и крутящего
момента ведущего и ведомого валов, что необходимо для регулирования силы
тяги на ведущих колесах и, соответственно, скорости движения автомобиля в
более широких пределах, чем это позволяет гидротрансформатор. Кроме того,
коробка передач должна обеспечивать движение машины задним ходом, пуск
двигателя и его работу без нагрузки (холостой ход).
Существующие автоматические коробки передач (как механические, так и
автоматические) по конструктивным признакам принято подразделять на две
группы:
•
коробки передач с неподвижными осями (вальные)
•
планетарные коробки передач.
Вальные коробки передач используются, как правило, на автомобилях с
механическим приводом управления.
Автоматическая коробка передач представляет собой весьма сложный
механизм, в котором можно выделить три основных элемента: механическую
часть, систему управления и насос.
Механическая часть
Подавляющее большинство автоматических коробок передач автомобилей
являются планетарными. Как правило, в состав планетарных коробок передач
современных автомобилей входят два или три планетарных ряда.
Планетарными называют передачи, в которых одно или несколько зубчатых
колес кроме относительного вращения вокруг своих осей имеют еще и переносное
вращение вместе с осями. По сравнению с непланетарными передачами, в
которых оси всех зубчатых колес неподвижны, планетарные передачи благодаря
применению нескольких промежуточных звеньев (сателлитов) обеспечивают:
•
меньшую напряженность зубьев;
•
разгруженность центральных валов и подшипниковых опор от
радиальных усилий;
•
при правильном выборе кинематической схемы высокий КПД;
•
большее количество передач при меньших габаритах.
Применение планетарных коробок передач на автомобилях позволяет
сократить время, затрачиваемое на переключение передач и существенно
упрощает задачу автоматизации процесса управления.
Для управления переключениями в планетарной коробке передач
используются фрикционные элементы управления (рис.1-7), действие которых
основано на использовании сил трения, возникающих при взаимодействии
трущихся поверхностей. В зависимости от назначения фрикционные элементы
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст