Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 3

обеспечение пуска двигателя и остановки автомобиля с

работающим двигателем.

Рис.1-3


Обычно трансмиссия с автоматической коробкой передач включает в себя:

гидротрансформатор, коробку передач, ШРУСы (шарниры равных угловых
скоростей) или карданную передачу, главную передачу, дифференциал, полуоси.

Расположение агрегатов трансмиссии в автомобиле во многом

определяется тем, к каким колесам осуществляется подвод мощности двигателя.
В настоящее время используются три схемы подвода мощности к ведущим
колесам автомобиля:

подвод мощности к передним колесам (переднеприводные

автомобили); в этом случае все агрегаты трансмиссии компонуются в
едином картере, который жёстко крепится к двигателю (рис.1-4); в практике
проектирования

таких

автомобилей

встречаются

два

варианта

расположения двигателя и трансмиссии (моторно-трансмиссионного блока)
по отношению к продольной оси автомобиля: продольное и поперечное.

подвод мощности к задним колесам (заднеприводные

автомобили); в этом случае, как правило, гидротрансформатор и коробка
передач расположены в передней части автомобиля и жёстко крепятся к
картеру двигателя; с другими агрегатами трансмиссии, находящимися в
заднем мосту, они соединяются с помощью карданного вала (рис.1-5);

подвод мощности ко всем колесам (полноприводные

автомобили);

в

этом

случае

в

состав

трансмиссии

вводится

дополнительный агрегат – раздаточная коробка (рис.1-6).

7

Рис.1-4

Рис.1-5

Рис.1-6

8

9

1.2. ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
Гидродинамические передачи, используемые в транспортных машинах,

разделяются на гидромуфты и гидротрансформаторы.

Основное различие между гидромуфтой и гидротрансформатором состоит

в том, что первая позволяет плавно изменять угловую скорость ведомого вала и
передавать крутящий момент без его трансформации, а второй при изменении
частоты вращения ведомого вала автоматически изменяет крутящий момент в
зависимости от приложенного к ведомому валу сопротивления.

Отсутствие жёсткой кинематической связи между валом двигателя и

ведущими колесами машины допускает остановку машины без выключения
передачи в коробке передач. Наличие такой связи устраняет вероятность того,
что заглохнет двигатель, как по неопытности водителя, так и вследствие внезап-
ного возрастания внешнего сопротивления, при котором может произойти полная
остановка автомобиля.

Плавность

передачи

тягового

усилия

в

случае

использования

гидропередачи повышает проходимость автомобиля при движении по грунтам с
плохими сцепными свойствами.

Поскольку гидродинамические передачи не пропускают крутильные

колебания от двигателя в трансмиссию и наоборот, то повышается надежность и
долговечность агрегатов моторно-трансмиссионной установки автомобиля.
Лопастные колеса гидропередачи (насосное, турбинное, реакторное) практически
не изнашиваются.

Гидромеханические трансмиссии по сравнению с обычной механической

трансмиссией имеют несколько меньший КПД. Значительные внутренние потери
энергии в гидродинамических передачах вызывают необходимость установки
радиаторов для охлаждения ATF.

Гидротрансформатор способен повышать передаваемый от двигателя кру-

тящий момент в соответствии с изменением внешней нагрузки. Коэффициент
трансформации может достигать 2-3 единиц только в момент начала движения,
затем постепенно снижается, что недостаточно для движения автомобилей в
различных дорожных условиях. Поэтому трансмиссия автомобиля должна
включать в себя коробку передач.

10

1.3. АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Коробкой передач называется управляемая часть трансмиссии, которая

позволяет ступенчато изменять соотношение угловых скоростей и крутящего
момента ведущего и ведомого валов, что необходимо для регулирования силы
тяги на ведущих колесах и, соответственно, скорости движения автомобиля в
более широких пределах, чем это позволяет гидротрансформатор. Кроме того,
коробка передач должна обеспечивать движение машины задним ходом, пуск
двигателя и его работу без нагрузки (холостой ход).

Существующие автоматические коробки передач (как механические, так и

автоматические) по конструктивным признакам принято подразделять на две
группы:

коробки передач с неподвижными осями (вальные)

планетарные коробки передач.

Вальные коробки передач используются, как правило, на автомобилях с

механическим приводом управления.

Автоматическая коробка передач представляет собой весьма сложный

механизм, в котором можно выделить три основных элемента: механическую
часть, систему управления и насос.


Механическая часть
Подавляющее большинство автоматических коробок передач автомобилей

являются планетарными. Как правило, в состав планетарных коробок передач
современных автомобилей входят два или три планетарных ряда.

Планетарными называют передачи, в которых одно или несколько зубчатых

колес кроме относительного вращения вокруг своих осей имеют еще и переносное
вращение вместе с осями. По сравнению с непланетарными передачами, в
которых оси всех зубчатых колес неподвижны, планетарные передачи благодаря
применению нескольких промежуточных звеньев (сателлитов) обеспечивают:

меньшую напряженность зубьев;

разгруженность центральных валов и подшипниковых опор от

радиальных усилий;

при правильном выборе кинематической схемы высокий КПД;

большее количество передач при меньших габаритах.

Применение планетарных коробок передач на автомобилях позволяет

сократить время, затрачиваемое на переключение передач и существенно
упрощает задачу автоматизации процесса управления.

Для управления переключениями в планетарной коробке передач

используются фрикционные элементы управления (рис.1-7), действие которых
основано на использовании сил трения, возникающих при взаимодействии
трущихся поверхностей. В зависимости от назначения фрикционные элементы

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности