Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 92
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
1-1. ЧТО ТАКОЕ ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ?
Принципиально, дизельный двигатель - такой же поршневой двигатель, как и бензино-
вый, где давление сгорания топливно-воздушной смеси заставляет поршень совер-
шать возвратно-поступательное движение.
Ниже перечислены основные различия в работе.
(1) В цилиндре дизельного двигателя сжимается только воздух до высокой темпера-
туры (300 - 500
°С) и высокого давления (2942 кПа {30 кг/см
2
}), а топливо впрыски-
вается в сжатый воздух, в котором самовоспламеняется и сгорает.
(2) Отсутствует дроссельная заслонка для регулирования количества воздуха на
впуске. Количество воздуха определяется частотой вращения коленвала и вели-
чиной давления турбонаддува, если на двигателе устанавливается турбонагнета-
тель.
(3) Мощность дизельного двигателя регулируется увеличением и уменьшением пода-
чи топлива.
3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
1-2. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И ПРОЦЕСС СГОРАНИЯ В ДИЗЕЛЬНОМ ДВИГАТЕЛЕ
(1) Такт впуска
Во время такта впуска открыт впускной клапан. При перемещении поршня вниз, от
ВМТ, воздух из впускного коллектора входит в цилиндр через впускной клапан.
(2) Такт сжатия
Когда поршень снова начинает перемещаться вверх к ВМТ после завершения такта впуска и закры-
тия впускного клапана, воздух в цилиндре сжимается по мере движения поршня вверх.
(3) Впрыскивание топлива (самовоспламенение) - такт сгорания и расширения.
Когда поршень оказывается в конце такта сжатия, топливо впрыскивается в сжатый воздух при высо-
кой температуре при некотором угле опережения впрыскивания, после чего начинается такт сгора-
ния и расширения.
Ниже описано как изменяют свое состояние капли топлива, впрыскиваемого форсункой в камеру сго-
рания, в воздухе с высокими температурой и давлением.
1) Капли нагреваются и температура их поверхности увеличивается.
2) Начинается испарение с поверхности капель топлива.
3) После перемешивания паров топлива с воздухом, т.е. при образовании топливовоздушной
горючей смеси, начинается ее сгорание (самовоспламенение смеси не происходит в одной,
определенной точке, как в бензиновых двигателях).
4) Воспламенение вызывает мгновенное увеличение температуры и давления в камере сго-
рания, что ускоряет испарение и перемешивание остального топлива с воздухом и образо-
вание горючей смеси, в результате чего происходит быстрое сгорание смеси.
(4) Такт выпуска
Отработавшие газы, совершившие работу по перемещению поршня во время такта расширения, вы-
пускаются из цилиндра через выпускной клапан, который открывается при приближении поршня к
НМТ и остается открытым во время такта выпуска (при движении поршня вверх, к ВМТ).
Когда поршень достигает ВМТ, снова начинается такт впуска (1) и цикл повторяется.
Рис. 1-1
4
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
1-3. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ДИЗЕЛЕМ И БЕНЗИНОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Бензиновый двигатель
Дизель
Степень сжатия 7-12
15-23
Среднее отношение воз-
дух/топливо
10-25 16-160
Топливовоздушная смесь
Однородная
Неоднородная
Зажигание
Искровое, свечой зажигания
Самовоспламенение от
сжатия
Характер сгора-
ния
Сгорание при распространении
пламени
Сгорание с предваритель-
ным смешением (взрыв-
ное) + диффузионное сго-
рание
Градиент повы-
шения давления
(жесткость рабо-
ты)
= 147 кПа {1,5 кг/см
2
}/град. п.к.в.
п.к.в. - поворот коленчатого вала
294-686 кПа {3-7
кг/см
2
}/град. п.к.в.
Сгорание
Максимальное
давление сгора-
ния
= 4903 кПа {50 кгс/см
2
} 5884-8826
кПа {60-90
кгс/см
2
} - без турбоком-
прессора;
9807-13729 кПа {100-140
кгс/см
2
} - с турбокомпрес-
сором
Эффективный КПД (максимальный) = 30%
= 38% (с непосредствен-
ным впрыском топлива);
= 33% (с камерами сгора-
ния разделенного типа)
Регулирование
нагрузки
Принцип
Изменение состава топливовоз-
душной смеси
Изменение количества
впрыскиваемого топлива
Метод
Изменение величины открытия
дроссельной заслонки
Регулирования топливопо-
дачи ТНВД
Частота вращения (максимальное
значение)
= 9000 мин
-1
= 5000 мин
-1
Литровая мощность
= 45 - 110 л.с./л (33-81 кВт/л) =
18-40
л.с./л (13,2 - 29,4
кВт/л)
Удельная масса
= 1,0 - 3,5 кг/л.с. (1,36-4,76 кВт/л)
= 3,0 - 5,0 кг/л.с. (4,1-6,8
кВт/л)
5
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
1-3. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ДИЗЕЛЕМ И БЕНЗИНОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Схема конструкции
1-4. РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ДИЗЕЛЯ
(1) Какой двигатель имеет лучшую топливную экономичность - дизель или бензиновый двигатель?
Сравнение дизеля и бензинового двигателя по топливной экономичности
Наименование
Дизель
Достоинство
или недостаток
Бензиновый
двигатель
Степень сжатия 16-23
>>
7-10
Коэффициент избытка воздуха
Больше >>
Меньше
Полная на-
грузка
Меньше <
Больше
Скорость сгорания (при
постоянном объеме)
Частичная на-
грузка
Больше >
Меньше
Насосные потери при частичной нагрузке
Меньше >>
Больше
Потери на трение (особенно в области
высоких частот вращения)
Больше <<
Меньше
Потери при охлаждении
Больше >
Меньше
Плотность топлива 0,83
<
0,75
Заключение
Имеет больше досто-
инств; при низких часто-
тах вращения коленчато-
го вала
6
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст