Топливный насос высокого давления двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз
ДВИГАТЕЛЬ Д12А-375Б
Топливный насос высокого давления двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз
(рис. 25) предназначен для подачи под высоким давлением точно дозированных порций топлива к форсункам в зависимости от нагрузки двигателя и порядка работы цилиндров.
Топливный насос — плунжерного типа, с постоянным ходом плунжеров. Он установлен на трех кронштейнах на горизонтальной площадке верхней части картера между блоками цилиндров, фиксируется от продольного перемещения стопорной пластиной, входящей в поперечный паз на корпусе насоса и в паз среднего кронштейна, и приводится во вращение через привод от коленчатого вала двигателя.
В корпусе топливного насоса имеются две полости: в нижней
установлен кулачковый вал, а в верхней размещены насосные элементы — плунжеры с гильзами и общая зубчатая рейка 18.
Кулачковый вал вращается в двух шариковых и пяти скользящих подшипниках и имеет 12 кулачков, которыми передается движение плунжерам вверх через толкатели.
Движение плунжеров вниз осуществляется пружинами, прижимающими тарели плунжера к толкателям. Кулачковый вал приводится во вращение через муфту с текстолитовой шайбой. Он вращается против часовой стрелки, если смотреть со стороны привода. Порядок работы секций насоса (нумерация от привода): 2—11 — 10—3—6—7—12—1—4—9—8—5. Интервал между началом подачи топлива секциями насоса 30° по углу поворота вала насоса (60° по углу поворота коленчатого вала двигателя).
Нечетные секции насоса подают топливо в цилиндры правого блока двигателя (со стороны привода), четные — в цилиндры левого блока.
Топливоподкачивающая секция насоса показана на рис. 26. Два радиальных отверстия а и б соединяют внутреннюю полость гильзы с подводящим каналом, в который поступает топливо от фильтра. При нижнем положении плунжера оба отверстия открыты и полость гильзы заполнена топливом. Подача топлива начинается с момента перекрытия верхней кромки плунжера отверстий гильзы. В этот момент давление топлива в надплунжерном пространстве начинает резко возрастать, в результате чего нагнетательный клапан, нагруженный пружиной, открывается и топливо начинает поступать к форсунке.
При достижении давления 210 кГ/см2 топливо поднимает иглу, закрывающую выходное отверстие форсунки, и впрыскивается в камеру сгорания.
Нагнетание топлива в цилиндр прекращается, как только отсечная косая кромка на плунжере открывает отверстие гильзы. После этого топливо к форсунке не поступает, а перепускается через продольную канавку на плунжере обратно в подводящую полость. При
этом давление топлива над плунжером резко падает и нагнетательный клапан 3 под действием пружины и давления топлива со стороны форсунки возвращается на свое седло 5.
Рис. 25. Топливный насос высокого давления с регулятором числа оборотов:
1 — кулачковый вал; 2 — неподвижная коническая тарель; «3 — грузы регулятора (шары); 4 — плоская тарель; 5 — пробка слива масла из регулятора; 6 — пробка контроля уровня масла в регуляторе; 7 — стопорный винт гильзы плунжера; 8 — ограничитель подъема нагнетательного клапана; 9 — нагнетательный клапан; 10 — зубчатый
венец поворотной втулки; 11 — поворотная втулка; 12 — толкатель; 13 — пружины; 14 — тяга рейки; 15 — пробка заправки масла в регулятор; 16 — пробки выпуска воздуха из топливной системы; 17 — штуцер подвода топлива к насосу; 18 — рейка насоса; 19 — корректор подачи топлива; 20 — стяжной винт зубчатого венца
Вследствие наличия на нагнетательном клапане разгрузочного пояска при посадке клапана в седло объем нагнетательной полости увеличивается. В результате этого давление в трубопроводе понижается. Игла форсунки быстрее садится в седло в распылителе, что дает резкое окончание впрыска.
При движении плунжера вниз отверстия в гильзе открываются и полость гильзы вновь заполняется топливом. Чем больше расстояние от верхней кромки плунжера до отсечной косой кромки, тем позже происходит отсечка и тем больше подается топлива. Количество топлива, нагнетаемого в цилиндры, регулируется путем смещения конца подачи, так как начало подачи топлива не изменяется, а наступает в момент полного перекрытия плунжером отверстий гильзы.
Плунжерные пары имеют большую точность пригонки, которая исключает возможность замены плунжера или гильзы в данной паре. В случае неисправности гильзы или плунжера при ремонте необходимо заменять плунжерную пару целиком. Нельзя также разукомплектовывать нагнетательный клапан и его седло.
При изменении режима работы двигателя количество подаваемого топлива изменяется одновременным поворотом всех плунжеров насоса в одну сторону на один и тот же угол.
Для поворота плунжера па нижнюю , часть каждой гильзы свободно посажена поворотная втулка, в прорези которой входят два выступа плунжера. На верхний конец втулки надет зубчатый венец, входящий в зацепление с рейкой.
Рейка передвигается в нужном направлении регулятором, поворачивая при этом поворотные втулки и плунжеры. При увеличении подачи топлива рейку насоса следует передвинуть в сторону привода, при уменьшении подачи — в сторону регулятора.
Максимальный ход рейки насоса ограничивается корректором 19 (см. рис. 25), который представляет собой пружинный упор рейки, допускающий небольшое дополнительное перемещение рейки в сторону увеличения подачи топлива только при перегрузке двигателя, когда снижается число оборотов коленчатого вала.
Для выпуска воздуха, попавшего в систему питания, на верхней плоскости корпуса насоса имеются пробки 16.
Трущиеся детали насоса высокого давления смазываются маслом, циркулирующим через корпус насоса. Подвод масла к насосу осуществляется по маслопроводу 22 (см. рис. 33), слив масла — по маслопроводу 23.
Рис. 26. Топливоподающая секция насоса:
1 — поворотная втулка; 2 — зубчатый венец поворотной втулки; 3 — ограничитель подъема нагнетательного клапана; 4— нагнетательный клапан; 5 — седло нагнетательного клапана; 6 — уплотнительная прокладка; 7 — гильза плунжера; 8 — рейка насоса; 9 — плунжер;
10 — установочная метка плунжера
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст