Руководство | Газель до 2009 года. Система охлаждения двигателя УМЗ-4216
Газель до 2009 года. Система охлаждения двигателя УМЗ-4216
Система охлаждения двигателя (для автомобиля с двумя отопителями): 1 - радиатор; 2 - ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 3 - кожух вентилятора; 4 - шланг отвода жидкости из радиаторов отопителя; 5 - шланг подвода жидкости к электронасосу системы отопления; 6 - электронасос системы отопления; 7 - шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 8 - шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 9 - крышка корпуса термостата; 10 - насос охлаждающей жидкости; 11 - шланг подвода жидкости к радиатору; 12 - пароотводящий шланг; 13 - расширительный бачок; 14 - крышка расширительного бачка; 15 - наливной шланг; 16 - тройник; 17 - шланг отвода жидкости от радиатора
Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов, радиатора и крыльчатки вентилятора, приводимой во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала при включенной электромагнитной муфте вентилятора.
К системе охлаждения подсоединены радиатор отопителя кабины и радиатор дополнительного отопи-теля (для автофургонов с двумя рядами сидений и микроавтобусов). Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости. Уровень жидкости в холодном двигателе должен находиться между верхним краем хомута, крепящего бачок, и меткой MIN. К верхнему патрубку бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с крышкой термостата.
Элементы системы охлаждения двигателя и системы отопления салона (для автомобиля с двумя отопителями): 1 - радиатор; 2 - кожух вентилятора; 3 - шланг отвода жидкости из радиаторов отопителя; 4 - шланг подвода жидкости к электронасосу системы отопления; 5 - электронасос системы отопления; 6 - электрический клапан системы отопления; 7 - шланг подвода жидкости к радиаторам отопителей; 8 - байпасный шланг; 9 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 - шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 11 - шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 12 - пароотводящий шланг; 13 - расширительный бачок; 14 - шланг подвода жидкости к радиатору; 15 - шланг отвода жидкости от радиатора; 16 - наливной шланг
Нижний патрубок бачка соединяется наливным шлангом с отводящим шлангом радиатора. Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости и уменьшаются паровые потери. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе на остывающем двигателе. При этом уровень охлаждаю-
щей жидкости в расширительном бачке снижается.
При утере крышки нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов, даже подходящей по размеру и резьбе, - это приведет к недопустимому повышению давления в системе охлаждения (на горячем двигателе) и, как следствие, утечке охлаждающей жидкости из-под хомутов крепления шлангов.
Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает на-
с ос охлаждающей жидкости. Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, приводится вместе с генератором клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Жидкость поступает к насосу через шланги из расширительного бачка и радиатора системы охлаждения, из радиатора отопителя и блока подогрева дроссельного узла.
Насосом охлаждающая жидкость нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда через отверстия в привалочных поверхностях блока и головки блока цилиндров попадает в рубашку охлаждения головки блока цилиндров и отгуда — к термостату.
Термостат способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор. Внутри термостата установлен металлический баллон с термочувствительным наполнителем (воском). Баллон герметично закрыт резиновой вставкой. При нагревании наполнитель расплавляется и увеличивает свой объем, сдавливая вставку. Резиновая вставка деформируется и выталкивает шток, открывая клапан термостата.
Термостат установлен в корпусе, который крепится к головке блока цилиндров тремя болтами и гайкой. На двигателе установлен термостат с твердым наполнителем ТС-108-01 М.
На неирогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает выпускной патрубок крышки корпуса термостата, ведущий к радиатору системы охлаждения. Жидкость при этом циркулирует по рубашке охлаждения двигателя — по малому кругу. Часть жидкости из рубашки охлаждения по шлангу, подсоединенному к патрубку корпуса термостата, поступает в радиатор отопителя, а затем возвращается к насосу. В блок подогрева дроссельного узла жидкость поступает через шланг, подсоединенный к штуцеру крышки термостата, и затем возвращается к насосу.
По мере прогрева двигателя, при температуре жидкости 80 °С, клапан термостата начинает перемещаться, открывая выпускной патрубок крышки термостата и пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения. Жидкость начинает циркулировать по большому кругу, поступая в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху. Через блок подогрева дроссельного узла жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.
Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами, расположенными между ними. Жидкость поступает
в радиатор через верхний патрубок левого бачка, а отводится через нижний патрубок. Для слива охлаждающей жидкости в правом бачке имеется сливное отверстие, закрытое пробкой.
Крыльчатка вентилятора крепится четырьмя болтами к ступице электромагнитной муфты включения вентилятора.
Элементы насоса охлаждающей жидкости: 1 - патрубок шланга, отводящего жидкость из радиатора; 2 - насос в сборе; 3 - штуцер отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 4 - ступица насоса; 5 - патрубок шланга отвода охлаждающей жидкости из отопителя; 6 - крыльчатка насоса; 7 - прокладка; 8 - крышка насоса
Корпус термостата в сборе: 1 - корпус; 2 - патрубок шланга подводящего жидкость к отопителю; 3 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 4 - крышка термостата; 5 - штуцер пароотводящего шланга; 6 - патрубок шланга подводящего жидкость к радиатору; 7 - штуцер шланга подводящего жидкость к дроссельному узлу
Темостат: 1 - прокладка; 2 - термостат |
Радиатор с кожухом вентилятора в сборе: 1 - отводящий патрубок радиатора; 2 - левый бачок радиатора; 3 - подводящий патрубок радиатора; 4 - кожух вентилятора; 5 - правый бачок радиатора; б - пробка сливного отверстия |
Электромагнитная муфта состоит из ступицы с прижимным диском в сборе, шкива вентилятора и электромагнита, установленных на оси муфты. Ось муфты запрессована в гнездо кронштейна, который крепится к крышке привода ГРМ. Неподвижный электромагнит крепится к кронштейну оси. Шкив вентилятора приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Ступица муфты соединена с прижимным диском тремя упругими стальными пластинами. Ступица и шкив вращаются на оси муфты на радиальных шариковых подшипниках, запрессованных в отверстия ступицы и шкива. Между торцевыми поверхностя - ми прижимного диска ступицы и шкива имеется зазор, который образует распорная втулка, расположенная на оси между внутренними кольцами подшипников ступицы и шкива. По сигналам
электронного блока управления двигателем (ЭБУ) напряжение подается на электромагнит муфты, в результате чего прижимной диск ступицы, притягиваясь к электромагниту (и преодолевая усилие упругих пластин, соединяющих ступицу и прижимной диск), прижимается к постоянно вращающемуся шкиву вентилятора. В результате (под действием сил трения) вращение со шкива передается на прижимной диск и далее на ступицу и крыльчатку вентилятора. При отключении электромагнита муфты прижимной диск ступицы отходит от шкива под действием упругих пластин. При этом шкив вентилятора продолжает вращаться, а ступица муфты с крыльчаткой вентилятора — нег. Сигнал на указатель температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов поступает от дат-чика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в корпусе термостата. Стержень датчика омывается жидкостью, поступающей в полость корпуса термостата из рубашки охлаждения головки блока цилиндров.
Элементы электромагнитной муфты включения вентилятора: 1 - ось с кронштейном; 2 - держатель провода; 3 - электромагнит; 4 - шкив с подшипником в сборе; 5 - ступица в сборе с подшипником и прижимным диском; 6 - гайка; 7 - распорная втулка; 8 - шайба; 9 - винт; 10 - упорная и регулировочные шайбы |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст