Руководство | Газель до 2009 года. Система охлаждения двигателя УМЗ-4216

Газель до 2009 года. Система охлаждения двигателя УМЗ-4216


Описание конструкции


Система охлаждения двигателя (для автомобиля с двумя отопителями): 1 - радиатор; 2 - ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 3 - кожух вентилятора; 4 - шланг отвода жидкости из радиаторов отопителя; 5 - шланг подвода жидкости к электронасосу системы отопления; 6 - электронасос системы отопления; 7 - шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссель­ного узла; 8 - шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 9 - крышка корпуса термостата; 10 - насос охлажда­ющей жидкости; 11 - шланг подвода жидкости к радиатору; 12 - пароотводящий шланг; 13 - расширительный бачок; 14 - крышка расширительного бачка; 15 - наливной шланг; 16 - тройник; 17 - шланг отвода жидкости от радиатора


Система охлаждения - жидкост­ная, закрытого типа, с принуди­тельной циркуляцией жидкости. Состоит из расширительного бач­ка, насоса охлаждающей жидкос­ти, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлан­гов, радиатора и крыльчатки вен­тилятора, приводимой во вращение клиновым ремнем от шкива колен­чатого вала при включенной элек­тромагнитной муфте вентилятора.

К системе охлаждения подсоеди­нены радиатор отопителя кабины и радиатор дополнительного отопи-теля (для автофургонов с двумя ря­дами сидений и микроавтобусов). Заправляется система охлаждаю­щей жидкостью через горловину расширительного бачка. Расширительный бачок изготов­лен из полупрозрачной пласт­массы, что позволяет визуально контролировать уровень охлажда­ющей жидкости. Уровень жидкос­ти в холодном двигателе должен находиться между верхним кра­ем хомута, крепящего бачок, и меткой MIN. К верхнему пат­рубку бачка подсоединен паро­отводящий шланг, соединяющий бачок с крышкой термостата.



Элементы системы охлаждения двигателя и системы отопления салона (для автомобиля с двумя отопителями): 1 - радиатор; 2 - кожух вентилятора; 3 - шланг отвода жидкости из радиаторов отопителя; 4 - шланг подвода жидкости к электронасосу системы отопления; 5 - электронасос системы отопления; 6 - электрический клапан системы отопления; 7 - шланг подвода жидкости к ра­диаторам отопителей; 8 - байпасный шланг; 9 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 - шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 11 - шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 12 - пароотводящий шланг; 13 - расширительный бачок; 14 - шланг подвода жидкости к радиатору; 15 - шланг отвода жидкости от радиатора; 16 - наливной шланг


Нижний патрубок бачка соединя­ется наливным шлангом с отводя­щим шлангом радиатора. Герметичность системы охлаж­дения обеспечивается впуск­ным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с ат­мосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости и уменьшаются паровые потери. Впускной клапан откры­вается при понижении давления в системе на остывающем двига­теле. При этом уровень охлаждаю-

щей жидкости в расширительном бачке снижается.

При утере крышки нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов, да­же подходящей по разме­ру и резьбе, - это приведет к недопустимому повышению давления в системе охлаж­дения (на горячем двигателе) и, как следствие, утечке ох­лаждающей жидкости из-под хомутов крепления шлангов.

Циркуляцию жидкости в систе­ме охлаждения обеспечивает на-

с ос охлаждающей жидкости. Насос охлаждающей жидкости — центро­бежного типа, приводится вместе с генератором клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Жидкость поступает к насосу через шланги из расширительного бачка и радиатора системы охлаждения, из радиатора отопителя и блока по­догрева дроссельного узла.

Насосом охлаждающая жидкость нагнетается в рубашку охлажде­ния блока цилиндров, откуда через отверстия в привалочных поверх­ностях блока и головки блока цилин­дров попадает в рубашку охлаждения головки блока цилиндров и отгуда — к термостату.

Термостат способствует ускоре­нию прогрева двигателя, авто­матическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количест­во жидкости, проходящей через радиатор. Внутри термостата ус­тановлен металлический баллон с термочувствительным наполни­телем (воском). Баллон герметич­но закрыт резиновой вставкой. При нагревании наполнитель расплавляется и увеличивает свой объем, сдавливая вставку. Резиновая вставка деформирует­ся и выталкивает шток, открывая клапан термостата.

Термостат установлен в кор­пусе, который крепится к го­ловке блока цилиндров тремя болтами и гайкой. На двигате­ле установлен термостат с твер­дым наполнителем ТС-108-01 М.

На неирогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрыва­ет выпускной патрубок крыш­ки корпуса термостата, ведущий к радиатору системы охлаждения. Жидкость при этом циркулиру­ет по рубашке охлаждения дви­гателя — по малому кругу. Часть жидкости из рубашки охлажде­ния по шлангу, подсоединенному к патрубку корпуса термостата, поступает в радиатор отопителя, а затем возвращается к насосу. В блок подогрева дроссельно­го узла жидкость поступает через шланг, подсоединенный к шту­церу крышки термостата, и затем возвращается к насосу.

По мере прогрева двигате­ля, при температуре жидкости 80 °С, клапан термостата начи­нает перемещаться, открывая выпускной патрубок крышки термостата и пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения. Жидкость начина­ет циркулировать по большому кругу, поступая в радиатор сис­темы охлаждения, где отдает теп­ло окружающему воздуху. Через блок подогрева дроссельного узла жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапа­на термостата.

Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюмини­евыми трубками с охлаждающи­ми пластинами, расположенными между ними. Жидкость поступает


в радиатор через верхний патру­бок левого бачка, а отводится че­рез нижний патрубок. Для слива охлаждающей жидкости в правом бачке имеется сливное отверстие, закрытое пробкой.

Крыльчатка вентилятора крепится четырьмя болтами к ступице элек­тромагнитной муфты включения вентилятора.


Элементы насоса охлаждающей жидкости: 1 - патрубок шланга, отводящего жид­кость из радиатора; 2 - насос в сборе; 3 - штуцер отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 4 - ступица насоса; 5 - патрубок шланга отвода охлаждающей жидкости из отопителя; 6 - крыльчатка насоса; 7 - прокладка; 8 - крышка насоса



Корпус термостата в сборе: 1 - корпус; 2 - патрубок шланга подводящего жид­кость к отопителю; 3 - датчик температу­ры охлаждающей жидкости; 4 - крышка термостата; 5 - штуцер пароотводяще­го шланга; 6 - патрубок шланга подводя­щего жидкость к радиатору; 7 - штуцер шланга подводящего жидкость к дрос­сельному узлу

Темостат: 1 - прокладка; 2 - термостат



Радиатор с кожухом вентилятора в сборе: 1 - отводящий патрубок радиа­тора; 2 - левый бачок радиатора; 3 - под­водящий патрубок радиатора; 4 - кожух вентилятора; 5 - правый бачок радиато­ра; б - пробка сливного отверстия


Электромагнитная муфта состо­ит из ступицы с прижимным дис­ком в сборе, шкива вентилятора и электромагнита, установлен­ных на оси муфты. Ось муфты за­прессована в гнездо кронштейна, который крепится к крышке при­вода ГРМ. Неподвижный элект­ромагнит крепится к кронштейну оси. Шкив вентилятора приводит­ся во вращение клиновым рем­нем от шкива коленчатого вала. Ступица муфты соединена с при­жимным диском тремя упругими стальными пластинами. Ступица и шкив вращаются на оси муф­ты на радиальных шариковых подшипниках, запрессованных в отверстия ступицы и шкива. Между торцевыми поверхностя - ми прижимного диска ступицы и шкива имеется зазор, который образует распорная втулка, рас­положенная на оси между внут­ренними кольцами подшипников ступицы и шкива. По сигналам

электронного блока управления двигателем (ЭБУ) напряжение по­дается на электромагнит муфты, в результате чего прижимной диск ступицы, притягиваясь к элект­ромагниту (и преодолевая усилие упругих пластин, соединяющих ступицу и прижимной диск), при­жимается к постоянно враща­ющемуся шкиву вентилятора. В результате (под действием сил трения) вращение со шкива пере­дается на прижимной диск и далее на ступицу и крыльчатку вентиля­тора. При отключении электро­магнита муфты прижимной диск ступицы отходит от шкива под действием упругих пластин. При этом шкив вентилятора продол­жает вращаться, а ступица муфты с крыльчаткой вентилятора — нег. Сигнал на указатель температуры охлаждающей жидкости в комби­нации приборов поступает от дат-чика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в кор­пусе термостата. Стержень датчика омывается жидкостью, поступаю­щей в полость корпуса термоста­та из рубашки охлаждения головки блока цилиндров.

Элементы электромагнитной муфты включения вентилятора: 1 - ось с крон­штейном; 2 - держатель провода; 3 - электромагнит; 4 - шкив с подшипником в сборе; 5 - ступица в сборе с подшипни­ком и прижимным диском; 6 - гайка; 7 - распорная втулка; 8 - шайба; 9 - винт; 10 - упорная и регулировочные шайбы


Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности