Шевроле Круз. КОЛЕСА И ШИНЫ
Шевроле Круз. КОЛЕСА И ШИНЫ
Колеса автомобиля состоят из двух основных элементов - обода колеса (колесного диска) и шины.
На автомобили Chevrolet Rezzo устанавливают стальные штампованные колесные диски, изготовленные из двух частей. Обод колеса, на который устанавливают шину и собственно диск соединены друг с другом сваркой.
На автомобили Chevrolet Rezzo устанавливают колесные диски размером 6Jx15. Маркировка колесных дисков 6Jx15 расшифровывается следующим образом:
6 - ширина профиля обода в дюймах;
J форма бортовой закраины обода (J-об- разная);
15 - диаметр обода в дюймах.
Параметр F (рис. 14.1) - это вылет диска ЕТ 44, равный 44 мм.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Шина - сложное высокотехнологичное изделие. От конструкции и качества установлен-
ных на автомобиль шин во многом зависит комфорт и безопасность езды.
Шины - одни из немногих деталей автомобиля, при покупке которых автовладелец имеет большую свободу выбора и может проявить творческий подход.
В настоящее время в продаже представлены сотни моделей шин от десятков производителей. Этот раздел призван помочь автовладельцам разобраться в основных особенностях конструкции шин и сделать правильный выбор при покупке.
Покрышка - упругая резинокордная часть пневматической шины, воспринимающая тяговые и тормозные усилия и обеспечивающая сцепление резины с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас 2 (рис. 14.2), брекер 4, протектор 5, боковины 1 и борта 9.
Камера (ездовая камера) - резиновая кольцевая труба со специальным вентилем.
Камерная шина - покрышка в комбинации с камерой.
Бескамерная шина - покрышка, не требующая камеры. Герметичность полости достигается особым строением самой покрышки и обода.
Каркас - важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая ее прочность, воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая на колесо нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги.
Задачей каркаса является поддержание амортизационных свойств шины и удерживание в шине необходимого для этого количества воздуха.
Каркас состоит из одного или нескольких, наложенных друг на друга слоев обрезинен- ного корда. В зависимости от конструкции каркаса, размеров, допустимой нагрузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от 1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельскохозяйственных шинах и пр.).
Брекер - часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины. Он служит для улучшения связей каркаса с протектором, предотвращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механическим повреждениям.
В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально независимо от конструкции шины.
В зависимости от материала корда шины подразделяются на шины с текстильным брекером, шины с металлическим брекером, а при использовании металлокорда и в каркасе - цельнометаллокордные.
ет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. От качества протектора зависит износостойкость шины и сцепление колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций.
Плечевая зона - часть протектора, расположенная между беговой дорожкой и боковиной шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой, и улучшает соединение протектора с каркасом.
Боковина - часть шины, находящаяся между плечевой зоной и бортом. Она представляет собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продолжением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от влаги и механических повреждений. На боковины нанесены обозначения и маркировки шин.
Борт - жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бес- камерной) на ободе колеса.
Основой борта является нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной обрезинен- ной проволоки. Борт состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или профилированного резинового наполнительного шнура. Стальное кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а наполнительный шнур - монолитность и эластичный переход от жесткого кольца к резине боковины. С наружной стороны борта расположена бортовая лента из прорезиненной ткани или корда, предохраняющая борт от истирания об обод и повреждения при монтаже и демонтаже.
Шевроле Круз. КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН
1. По типу рисунка протектора и условиям эксплуатации
дорожные шины (летние) - предназначены для эксплуатации на шоссейных дорогах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, как правило не широкими;
- универсальные шины - предназначены для эксплуатации как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер и может иметь грунтозацепы(массивные выступы) по краям протектора;
шины повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и мягких грунтов. Имеют разреженный рисунок с развитыми грунтазацепами по краям и мощными недеформирующимися шашками по центру беговой дорожки;
- всесезонные шины R+W (Road+Winter - дорожная и зимняя) - предназначены для эксплуатации как в зимнее, так и в летнее время. Обеспечивают приемлемую реализацию характеристик эксплуатации при круглогодичном использовании по шоссейным и грунтовым дорогам. Рисунок более разреженный, чем у дорожных, и может иметь микроканавки (ламели), обеспечивающие сцепление с обледенелой и заснеженной дорогой;
-зимние шины M+S (Mud+Snow - грязь и снег) - предназначены для эксплуатации в зимнее время года. Существуют два типа зимних шин:
а) нешипуемые - изготовляются из мягких сортов резины, чаще всего с направленным рисунком с большим количеством ламелей, и предназначены в основном для эксплуатации на очищаемых дорогах, в крупных городах;
б) шипованные или с возможностью шипования - изготовляются из резины средней жесткости и имеют шипы или размеченные места для монтажа шипов. Рисунок протектора разреженный, с развитой сетью ламелей, в некоторых случаях приближаются к внедорожным моделям шин Обеспечивают неплохую проходимость на глубоком снегу и хорошо удаляют снежную шугу. Шипованные шины отличаются лучшим сцеплением со льдом и укатанным снегом, но ухудшают сцепление на твердом дорожном покрытии. Отличаются повышенной шумностью.
2. По виду рисунка протектора
В зависимости от расположения элементов рисунок протектора (рис. 14.3) может быть ненаправленным А направленным Б или асимметричным В
Ненаправленный рисунок - симметричный относительно радиальной плоскости колеса (проходящей через его ось вращения). Является наиболее универсальным, поэтому большую часть шин выпускают именно с этим рисунком.
Направленный рисунок - симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса (проходящей через середину протектора). Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью. Запасное колесо совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны автомобиля, но временная установка его на другую сторону допустима при условии движения с небольшой скоростью.
Асимметричный рисунок - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.
3. По способу герметизации полости.
Шины бывают с камерой или без камеры.
Бескамерные шины в основном считаются более надежными, чем шины с камерой, потому что при проколе шины воздух покидает ее только через отверстие прокола, в то время как в шинах с камерой воздух вытекает из полости шины по всей окружности монтажного отверстия, поскольку герметичности в этом соединении нет Вот почему бескамер- ная шина оставляет больше времени для маневра до того момента, когда езда на поврежденном колесе станет опасной. Кроме того, шины в бескамерном исполнении легче своих аналогов с камерой.
На борту бескамерной шины можно встретить обозначение «TUBELESS», «TL», на борту камерной - «TUBETYPE», «TUBED TIRE».
4. По расположению нитей в каркасе и брекере
- диагональные шины. Диагональные шины А (рис. 14.4) имеют каркас из одной или нескольких пар кордных слоев, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются.
Вам, скорее всего, не придется выбирать шины по этому признаку так как диагональные уже почти полностью вытеснены с рынка радиальными шинами. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших количествах, так как они относительно дешевы в производстве. Единственное преимущество этих шин заключается в том, что у них прочнее боковина;
- радиальные шины В радиальной шине Б корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей. Направление натяжения нитей следует из названия.
Тонкая мягкая оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута мощным гибким брекером - поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, как правило, стального. Поэтому к надписи «RADIAL» (радиальная) на боковинах шин часто добавляют надпись «BELTED» (опоясанная) или «STEEL BELTED» (опоясанная сталью).
Такое расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.
Радиальные шины имеют много преимуществ, они более комфортны, долговечны, устойчивы, отличаются более низким сопротивлением качению. Диагональные шины предпочтительней на бездорожье и при высоких ударных нагрузках на колесо.
Шевроле Круз. МАРКИРОВКА ШИН
На боковины шин наносят маркировку, в которой указаны основные их параметры. Например, маркировка шин автомобиля Chevrolet Rezzo 195/ 60 R15 88Н расшифровывается следующим образом:
195 - ширина шины, мм:
60 - отношение высоты к ширине профиля, %;
R - радиальная шина;
15 - диаметр диска в дюймах;
88 - индекс грузоподъемности (табл. 14.1);
Н - индекс скорости (табл. 14.2).
На боковую поверхность шины в зависимости от типа и страны производителя могут быть дополнительно нанесены специальные обозначения, дающие более подробную информацию о данной модели.
Reinforced (усиленная) - для шин с повышенной грузоподъемностью.
Regroovable - для шин, у которых можно углубить рисунок нарезкой.
Steel (steel belted) - указывает, что шина снабжена опоясывающим металлическим кордом.
TWI (Tread Wear Index) или символ треугольной формы указывает место расположения индикаторов износа...
...выполненных в виде выступов внутри канавок протектора. После стирания протектора до уровня этих индикаторов шина считается не пригодной для дальнейшей эксплуатации.
ИНДЕКСЫ СКОРОСТИ ШИН Таблица 14.2
Индекс скорости | Максимальная скорость, км/ч |
А | 40 |
В | 50 |
С | 60 |
D | 65 |
Е | 70 |
F | 80 |
G | 90 |
J | 100 |
К | 110 |
L | 120 |
М | 130 |
N | 140 |
Р | 150 |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
т | 190 |
и | 200 |
н | 210 |
V | 240 |
W | 270 |
Y | 300 |
ZR | Более 240 |
ИНДЕКСЫ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ шин
Индекс | Нагрузка, кг |
грузоподъемности | |
50 | 190 |
51 | 195 |
52 | 200 |
53 | 206 |
54 | 212 |
55 | 218 |
56 | 224 |
57 | 230 |
58 | 236 |
59 | 243 |
60 | 250 |
61 | 257 |
62 | 265 |
63 | 272 |
64 | 280 |
65 | 290 |
66 | 300 |
67 | 307 |
68 | 315 |
69 | 325 |
70 | 335 |
71 | 345 |
72 | 355 |
73 | 365 |
74 | 375 |
75 | 387 |
Safety warning (для шин рынка Австралии, США и Канады) - текст на английском языке, поясняющий некоторые тонкости безопасного использования шины.
Дата изготовления шины - состоит из трех цифр, первые две из которых указывают неделю, а последняя - год изготовления (с 2000 года - из четырех цифр, из которых год изготовления определяется двумя последними цифрами).
DOT - символ соответствия действующим стандартам безопасности, установленным транспортным департаментом США. Далее указан идентификационный или серийный номер шины (до 11 цифр и букв).
Е с цифрой - номером страны, выдавшей сертификат соответствия по правилам ЕЭК ООН.
ETRTO (The European Tyre and Rim Technical Organization) - Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель.
ЕСЕ (Economic Commission for Europe) - ведомство ООН в Женеве.
FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standards) - нормативы безопасности США.
Tubeless - бескамерная конструкция шины.
Tubed Tire - камерная конструкция шины.
Plies tread - состав слоя протектора.
Sidewall - состав слоя боковины.
Rotation > - направление вращения.
Left - шина устанавливается на левую сторону автомобиля (для шин с направленным рисунком протектора).
Right - шина устанавливается на правую сторону автомобиля (для шин с направленным рисунком протектора).
Outside (Side facing outwards) - внешняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора).
Inside (Side facing inwards) - внутренняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора).
DA (штамп) - незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации.
Часто буквами могут быть указаны условия эксплуатации, например:
М + S (Mud + Snow) - грязь и снег;
R + W (Road + Winter) - дорожная и зимняя;
Winter - зима;
Rain - дождь;
Water или Aqua - вода;
AW (Any weather) - всепогодная;
All Season North America (все сезоны Северной Америки) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
Некоторые производители вместо буквенных обозначений используют значки (солнышко, снежинка, тучка и т.д.).
Chevrolet Cruze. СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ ШИН
Первый параметр, по которому нужно определиться, - это типоразмер шины. В инструкции к вашему автомобилю должен быть указан типоразмер, который оптимально подходит вашему автомобилю.
Учитывая, что многие производители рекомендуют летом эксплуатировать шины с более широким профилем, а зимой - с более узким, в инструкции может быть указано несколько типоразмеров.Мы не рекомендуем устанавливать шины другого типоразмера, поскольку автопроизводители испытывали автомобиль в различных условиях и подобрали оптимальный типоразмер шин, обеспечивающий наиболее безопасный режим эксплуатации автомобиля. Шины рекомендованных типоразмеров имеют определенную длину окружности по наружному диаметру, и если вы поставите шины другого типоразмера, то это приведет к искажениям показаний счетчика пробега и спидометра. В зависимости от условий, в которых будут эксплуатироваться шины, выбирают их сезонность и рисунок протектора. По сезонности шины делятся на летние, зимние и всесезонные.
Не стоит эксплуатировать зимние шины летом, так как при повышенной температуре они становятся очень мягкими. Такие шины в летнее время подвержены быстрому износу и не обеспечивают безопасный режим эксплуатации автомобиля. Зимой летние шины, наоборот, становятся очень жесткими и не обеспечивают хорошего сцепления с дорогой.
Летом, во время дождя, при движении на большой скорости автомобиль может стать неуправляемым: шина как бы скользит (плывет) по поверхности воды. Этот эффект называется аквапланированием. Для того чтобы избежать этого, на шины наносят ламели (канавки) специальной формы, которые способны эффективно отводить воду из пятна контакта колеса и дороги. Очень часто такие шины снабжены маркировкой «RAIN» (дождь) или «AQUA» (вода). Следует отметить, что если такой маркировки нет, то это вовсе не значит, что эти шины нельзя эксплуатировать в дождь.
Зимой проблему для водителей создают заснеженные и обледенелые участки дороги. Машина на подобных участках становится плохо управляемой, что может привести к аварийной ситуации. Решают эту проблему следующим образом: рисунок протектора зимних шин делают более грубым и часто снабжают эти шины шипами. На эти шины наносят соответствующую маркировку «М+S» (грязь и снег) и/или «Winter» (зима).
Некоторые производители выпускают все- сезон ные шины, которые пригодны для использования как в зимних, так и в летних условиях. Но, как правило, по эксплуатационным качествам они уступают специализированным шинам и являются компромиссом для регионов с мягкими зимами. Такие шины сложнее в изготовлении и соответственно стоят значительно дороже, чем сезонные.
Иногда на шинах встречается надпись «АН season» (всесезонные) или «АН weather» (всепогодные). При покупке нужно учитывать, что, возможно, эти шины выпущены для жарких стран, где зимние холода держатся на отметке около О °С и, естественно, для нашей зимы не подходят.
Убедитесь, что приобретаемые вами шины соответствуют международным и российским стандартам. Шины, прошедшие сертификацию, маркируют буквой «Е» (что свидетельствует о соответствии европейским стандартам) или надписью «DOT» (соответствует американским стандартам), а иногда они несут обе эти маркировки.
Вне зависимости от международной сертификации все шины, продаваемые в России, должны иметь сертификат соответствия, выданный (осстандартом России, который проводит собственные испытания. Продавец обязан предъявлять сертификат по первому требованию покупателя.
СОВЕТЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ШИН
Замена колес При замене колес нецелесообразно менять направление вращения шины, так как их повторная приработка вызывает повышенный износ.
При заметном износе передние шины рекомендуется поменять с задними.
При замене менее изношенные шины всегда устанавливайте впереди.
Гайки крепления колес затягивайте постепенно, крест-накрест.
Обкатка шин Новые шины отличаются гладкой наружной поверхностью, поэтому шины подвергают обкатке. Начальный износ при обкатке делает шину более шероховатой.
Первые 200 км пробега автомобиля следует двигаться очень осторожно (особенно на мокром покрытии).
Цепи противоскольжения Применение цепей допустимо только на ведущих колесах. Допускается выступание цепи над поверхностью и с внутренней стороны колеса не более 15 мм. Максимальная скорость движения с цепями - 50 км/ч. На дорогах без ледяного покрытия, снега и грязи цепи необходимо снимать.
Запасное колесо можно устанавливать как на переднюю, так и на заднюю ось. Автомобиль Chevrolet Rezzo комплектуют малоразмерным запасным колесом.
Проверка давления в шинах. Проверяйте давление (табл. 14.3) только в холодных шинах.
Размер | Размер | При полной нагрузке | |
шин | диска | передние колеса | задние колеса |
195/60R15 | 6Jx15 | 220 | 220 |
125/ 70 R15 | 4Тх15 | 420 | 420 |
ПРИМЕЧАНИЕ_______________________
Давление воздуха следует проверять только на холодных шинах. Шины можно считать холодными, если после остановки автомобиля прошло не менее трех часов или если после длительной стоянки автомобиля вы проехали расстояние не более 1 км. После пробега автомобиля на расстояние в несколько километров шины успеют нагреться и давление воздуха в них увеличится на 30-40 кПа (0,3-0,4 кгс/см2) по сравнению с холодным состоянием. Это не является признаком неисправности. Не следует снижать давление воздуха в прогретых шинах для приведения его к номинальному значению, которое установлено для холодных шин. В противном случае шины будут эксплуатироваться при пониженном давлении воздуха.
Периодичность проверки - один раз в месяц или при обслуживании автомобиля.
Желательно проверять давление перед длительными поездками, так как в это время достигается максимальная температурная нагрузка на шины. При движении на большие расстояния при высокой скорости и пониженном давлении в шинах на деформацию шины затрачивается больше энергии, в результате чего она перегревается и может произойти отделение слоя профиля или даже разрыв шины.
Проверка высоты протектора шин Интенсивному износу шин способствуют спортивная манера вождения, интенсивные ускорения и резкие торможения.
ПРИМЕЧАНИЕ
Шины можно эксплуатировать до глубины протектора 1,6 мм (глубина канавок профиля по всей поверхности шины должна составлять не менее 1,6 мм). Однако в целях безопасности рекомендуется заменять шины при глубине протектора 2-3 мм.
На снег/ у шин M+S достаточное сцепление с дорогой при глубине профиля не менее 4 мм.
Следует обследовать шину на наличие порезов и установить их глубину. Если порезы достигают корда, стальной корд будет корродировать от проникающей влаги.
Проверка вентиля проводится в следующем порядке:
- отверните колпачок вентиля;
- нанесите на вентиль жидкость так, чтобы она заполнила собой полость вентиля;
- при образовании пузырька подтяните золотник обратной стороной колпачка со специальным ключом для выворачивания и затяжки золотника;
- повторно проверьте вентиль указанным способом. При дальнейшем образовании пузырьков и при невозможности довинтить золотник замените золотник или вентиль в сборе с золотником;
- навинтите на вентиль колпачок.
Проверка радиального и бокового биения шин выполняется следующим образом.
Вывесите соответствующее колесо автомобиля.
Установите измерительный наконечник стрелочного индикатора сначала на рабочую, а затем на боковую поверхность шины.
Руками медленно проворачивайте колесо, одновременно снимая показания индикатора. Места на шине с максимальными отклонениями индикатора пометьте мелом.
Проверка радиального и бокового биения дисков. Закрепите диск без шины на оси балансировочного устройства. Установите измерительный наконечник стрелочного индикатора сначала на радиальную, а затем на боковую внутреннюю поверхность диска, на которые опирается борт шины (рис. 14.5).
ПРИМЕЧАНИЕ
Максимальное биение стального диска Н = = S = 1,2MM.
Максимальное биение легкосплавного диска Н = S = 1,0 мм.
Руками медленно проворачивайте диск балансировочного устройства, одновременно снимая показания индикатора. Отклонения стрелки индикатора от местных выступов или углублений на диске не учитываются.
Если максимальное значение биения больше указанного, замените диск.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст