Опель Мерива (2006+). СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z16XEP) 1,6 Л

Опель Мерива (2006+). СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z16XEP) 1,6 Л

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В состав системы питания входят элементы следующих систем:

- подачи топлива, включающей в себя топ­ливный бак, топливный модуль, топливный фильтр и регулятор давления топлива (входят в состав топливного модуля), трубопроводы и топливную рампу с форсунками;

- воздухоподачи, состоящей из воздушного фильтра, воздухоподводящего рукава и дрос­сельного узла:

- улавливания паров топлива, в которую входят адсорбер, клапан продувки адсорбера и соединительные трубопроводы.

ПРИМЕЧАНИЕ

Система улавливания паров топлива описа­на в отдельном подразделе (см. «Система улавливания паров топлива», с. 187), так как она служит только для выполнения экологи­ческих требований по снижению токсичнос­ти отработавших газов.

Функциональное назначение системы по­дачи топлива - обеспечение подачи необхо­димого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах. Двигатель оборудован электронной системой управления с распре­деленным впрыском топлива. В системе рас­пределенного впрыска топлива функции сме­сеобразования и дозирования подачи топли­вовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены: форсунки осуществляют дозиро­ванный впрыск топлива во впускной коллек­тор, а необходимое в каждый момент работы двигателя количество воздуха подается дрос­сельным узлом. Такой способ управления да­ет возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет по­лучить максимальную мощность при мини­мально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов. Управляет системами впрыска топлива и зажигания эле­ктронный блок управления двигателем (ЭБУ), непрерывно контролирующий с помощью со­ответствующих датчиков нагрузку двигателя,


скорость движения автомобиля, тепловое со­стояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах.

Особенностью системы впрыска автомо­биля Opel Meriva является синхронность сра­батывания форсунок в соответствии с фазами газораспределения (блок управления двига­телем получает информацию от датчика фа­зы). Блок управления включает форсунки по­следовательно, а не попарно, как в системах асинхронного впрыска. Каждая форсунка включается через 720° поворота коленчатого вала. Однако на режимах пуска и динамичес­ких режимах работы двигателя используется асинхронный метод подачи топлива без син­хронизации с вращением коленчатого вала.


Основным датчиком для обеспечения опти­мального процесса сгорания является управ­ляющий датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд) Он


установлен в выпускном коллекторе системы выпуска, объединенном с нейтрализатором отработавших газов (катколлекторе), и совме­стно с блоком управления двигателем и фор­сунками образует контур управления соста­вом топливовоэдушной смеси, подаваемой в двигатель. По сигналам датчика блок управ­ления двигателем определяет количество не сгоревшего в отработавших газах кислорода и соответственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступаю­щей в цилиндры двигателя в каждый момент времени. Зафиксировав отклонение состава от оптимального 1:14 (топливо/воздух), обес­печивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отработав­ших газов, блок управления с помощью фор­сунок изменяет состав смеси. Поскольку дат­чик концентрации кислорода включен в цепь обратной связи блока управления двигателем, контур управления составом топливовоздуш­ной смеси является замкнутым.

Особенность системы управления двигате­лем автомобиля Opel Meriva состоит в нали­чии, помимо управляющего датчика, второго, диагностического датчика концентрации



Рис. 6.21. Топливная рампа и форсунки двигателя Z 16 ХЕР: 1 - форсунка; 2 - рампа; 3 - фиксатор форсунки; 4 - кронштейн крепления; 5 - топливной штуцер; 6 - диагностический штуцер



кислорода, установленного в приемной трубе системы выпуска отработавших газов. По со­ставу газов, прошедших через нейтрализа­тор, он определяет эффективность работы каталитического нейтрализатора. Если блок управления двигателем по информации, по­лученной от диагностического датчика кон­центрации кислорода, фиксирует превыше­ние нормы токсичности отработавших газов, то он включает в комбинации приборов сиг­нальную лампу превышения норм токсичнос­ти отработавших газов и заносит в память код неисправности каталитического нейтрализа­тора для последующей диагностики.

Топливный бак, отформованный из специ­ального ударопрочного пластика, установлен под полом кузова в его задней части и при­креплен хомутами. Для того чтобы пары топ­лива не попадали в атмосферу, бак соединен трубопроводом с адсорбером системы улав­ливания паров топлива. Во фланцевое отвер­стие в верхней части бака устанавливают эле­ктрический топливный насос, в задней части выполнены патрубки для присоединения на­ливной трубы и шланга вентиляции. Из насо­са, включающего в себя топливный фильтр, топливо подается в топливную рампу, закреп­ленную на впускном коллекторе двигателя. Из топливной рампы топливо впрыскивается форсунками во впускной коллектор.

Топливопроводы системы питания изго­товлены из бензомаслостойкой пластмассы.

Топливный модуль включает в себя элек­трический насос, регулятор давления топли­ва, топливный фильтр и датчик указателя уров­ня топлива.

Топливный модуль обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном баке, что снижает вероятность образования паровых пробок, так как топливо подается под давле­нием, а не за счет разрежения. Кроме этого улучшается смазывание и охлаждение дета­лей топливного насоса.

Топливный насос погружной, с электро­приводом. Насос неразборной конструкции ремонту не подлежит, при выходе из строя его надо заменить.

Регулятор давления топлива установлен в модуле топливного насоса и предназначен для поддержания постоянного давления топ­лива в топливной рампе. Регулятор подклю­чен в начало подающей магистрали (сразу же после топливного насоса) и представляет со­бой перепускной клапан с пружиной, усилие которой строго калибровано.

Топливопроводы системы питания изго­товлены из бензомаслостойкой пластмассы.

Топливная рампа 2 (рис. 6.21) представля­ет собой пустотелую деталь с отверстиями для форсунок 1 со штуцером 5 для присоединения


Рис. 6.22. Форсунка системы впрыска топлива: 1 - верх­нее уплотнительное кольцо; 2 - штекерные выводы обмот­ки электромагнита; 3 - нижнее уплотнительное кольцо



топливопровода высокого давления, диагно­стическим штуцером 6 для проверки давле­ния топлива и кронштейнами 4 крепления к впускному коллектору Форсунки 1, уплот­ненные в отверстиях рампы и в гнездах впуск­ной трубы резиновыми кольцами, закреплены пружинными фиксаторами 3. Рампа в сборе с форсунками вставлена хвостовиками фор­сунок в отверстия впускного коллектора и за­креплена двумя болтами.


Форсунки (рис. 6.22) прикреплены к рампе, из которой к ним подается топливо, а своими распылителями входят в отверстия впускного коллектора. В отверстиях рампы и впускного коллектора форсунки уплотнены кольцами 1 и 3. Форсунка предназначена для дозирован­ного впрыска топлива в цилиндр двигателя и представляет собой высокоточный электро­механический клапан. Топливо под давлением поступает из рампы по каналам внутри корпуса форсунки к запорному клапану Пружина под­жимает иглу запорного клапана к отверстию пластины распылителя, удерживая клапан в за­крытом положении. Напряжение, подаваемое от блока управления двигателем через ште­керные выводы 2 на обмотку электромагнита форсунки, создает в ней магнитное поле, втя­гивающее сердечник вместе с иглой запорно­го клапана внутрь электромагнита. Кольцевое отверстие в пластине распылителя открывает­ся, и топливо впрыскивается через отверстия корпуса распылителя во впускной канал голо­вки блока цилиндров и далее в цилиндр двига­теля. После прекращения поступления элект­рического импульса пружина возвращает сер­дечник и иту запорного клапана в исходное состояние - клапан запирается. Количество топлива, впрыскиваемое форсункой, зависит от длительности электрического импульса.

Воздушный фильтр установлен в правой передней части моторного отсека на брызго­вике двигателя. Приемный патрубок фильтра



соединен воздухоприемным рукавом с возду­ховодом, установленным под верхней попе­речиной рамки радиатора.

Воздухоподводящий рукав соединяет фильтр с дроссельным узлом.

Фильтрующий элемент воздушного филь­тра бумажный, плоский, с большой площадью фильтрующей поверхности.

Дроссельный узел, представляющий со­бой электромеханическое регулирующее уст­ройство, служит для изменения количества воздуха, подаваемого во впускную систему двигателя, установлен на входном фланце впускного коллеююра и прикреплен к нему болтами. На входной патрубок дроссельного узла надет формованный резиновый воздухо­подводящий рукав, закрепленный хомутом и соединяющий дроссельный узел с воздуш­ным фильтром.

В состав дроссельного узла входит датчик положения дроссельной заслонки и шаговый электродвигатель управления дроссельной заслонкой. Механическая связь дроссельно­го узла с педалью управления дроссельной заслонкой отсутствует. Так называемая «элек­тронная» педаль управления дроссельной за­слонкой передает информацию о степени на­жатия на педаль электронному блоку управле­ния двигателем, который, в свою очередь, с учетом скорости автомобиля, включенной передачи, нагрузки двигателя и частоты вра­щения его коленчатого вала открывает дрос­сельную заслонку на необходимый угол.

Впускной коллектор оснащен системой Twinport, основными элементами которой яв­ляются дроссельные заслонки, каждая из ко­торых установлена в одном из каналов впуск­ного коллектора.

Система Twinport позволяет развивать повы­шенную мощность при высокой частоте вра­щения коленчатого вала двигателя (заслонки открыты) и максимальный крутящий момент в диапазоне низких и средних частот вращения (заслонки частично или полностью закрыты).

Опель Мерива (2006+). СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z16XEP) 1,6 Л

Топливо в системе питания находится под высоким давлением, поэтому запрещается ослаблять соединения топливопроводов во время работы двигателя или сразу после его остановки. Для проведения работ по ремон­ту системы питания на только что останов­ленном двигателе необходимо предвари­тельно снизить давление топлива в системе питания. Через 5-6 ч после остановки двига­теля давление топлива в системе питания упадет практически до нуля.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Откройте капот.


3.


Отсоедините держатель жгута проводов от крышки головки блока цилиндров и при­поднимите его, чтобы получить доступ к диа­гностическому штуцеру топливной рампы.


4. Отверните...

5. ...и снимите крышку диагностического штуцера.




6. Положите под штуцер ветошь и осторож­но нажмите на золотник, установленный в штуцере. При этом некоторое количество топлива под давлением выйдет из штуцера.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При снижении давления топлива соблюдай­те меры противопожарной безопасности!

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности