Опель Мерива (2006+). СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z16XEP) 1,6 Л
Опель Мерива (2006+). СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z16XEP) 1,6 Л
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
В состав системы питания входят элементы следующих систем:
- подачи топлива, включающей в себя топливный бак, топливный модуль, топливный фильтр и регулятор давления топлива (входят в состав топливного модуля), трубопроводы и топливную рампу с форсунками;
- воздухоподачи, состоящей из воздушного фильтра, воздухоподводящего рукава и дроссельного узла:
- улавливания паров топлива, в которую входят адсорбер, клапан продувки адсорбера и соединительные трубопроводы.
ПРИМЕЧАНИЕ
Система улавливания паров топлива описана в отдельном подразделе (см. «Система улавливания паров топлива», с. 187), так как она служит только для выполнения экологических требований по снижению токсичности отработавших газов.
Функциональное назначение системы подачи топлива - обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах. Двигатель оборудован электронной системой управления с распределенным впрыском топлива. В системе распределенного впрыска топлива функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены: форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускной коллектор, а необходимое в каждый момент работы двигателя количество воздуха подается дроссельным узлом. Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов. Управляет системами впрыска топлива и зажигания электронный блок управления двигателем (ЭБУ), непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков нагрузку двигателя,
скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах.
Особенностью системы впрыска автомобиля Opel Meriva является синхронность срабатывания форсунок в соответствии с фазами газораспределения (блок управления двигателем получает информацию от датчика фазы). Блок управления включает форсунки последовательно, а не попарно, как в системах асинхронного впрыска. Каждая форсунка включается через 720° поворота коленчатого вала. Однако на режимах пуска и динамических режимах работы двигателя используется асинхронный метод подачи топлива без синхронизации с вращением коленчатого вала.
Основным датчиком для обеспечения оптимального процесса сгорания является управляющий датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд) Он
установлен в выпускном коллекторе системы выпуска, объединенном с нейтрализатором отработавших газов (катколлекторе), и совместно с блоком управления двигателем и форсунками образует контур управления составом топливовоэдушной смеси, подаваемой в двигатель. По сигналам датчика блок управления двигателем определяет количество не сгоревшего в отработавших газах кислорода и соответственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя в каждый момент времени. Зафиксировав отклонение состава от оптимального 1:14 (топливо/воздух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отработавших газов, блок управления с помощью форсунок изменяет состав смеси. Поскольку датчик концентрации кислорода включен в цепь обратной связи блока управления двигателем, контур управления составом топливовоздушной смеси является замкнутым.
Особенность системы управления двигателем автомобиля Opel Meriva состоит в наличии, помимо управляющего датчика, второго, диагностического датчика концентрации
Рис. 6.21. Топливная рампа и форсунки двигателя Z 16 ХЕР: 1 - форсунка; 2 - рампа; 3 - фиксатор форсунки; 4 - кронштейн крепления; 5 - топливной штуцер; 6 - диагностический штуцер |
кислорода, установленного в приемной трубе системы выпуска отработавших газов. По составу газов, прошедших через нейтрализатор, он определяет эффективность работы каталитического нейтрализатора. Если блок управления двигателем по информации, полученной от диагностического датчика концентрации кислорода, фиксирует превышение нормы токсичности отработавших газов, то он включает в комбинации приборов сигнальную лампу превышения норм токсичности отработавших газов и заносит в память код неисправности каталитического нейтрализатора для последующей диагностики.
Топливный бак, отформованный из специального ударопрочного пластика, установлен под полом кузова в его задней части и прикреплен хомутами. Для того чтобы пары топлива не попадали в атмосферу, бак соединен трубопроводом с адсорбером системы улавливания паров топлива. Во фланцевое отверстие в верхней части бака устанавливают электрический топливный насос, в задней части выполнены патрубки для присоединения наливной трубы и шланга вентиляции. Из насоса, включающего в себя топливный фильтр, топливо подается в топливную рампу, закрепленную на впускном коллекторе двигателя. Из топливной рампы топливо впрыскивается форсунками во впускной коллектор.
Топливопроводы системы питания изготовлены из бензомаслостойкой пластмассы.
Топливный модуль включает в себя электрический насос, регулятор давления топлива, топливный фильтр и датчик указателя уровня топлива.
Топливный модуль обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном баке, что снижает вероятность образования паровых пробок, так как топливо подается под давлением, а не за счет разрежения. Кроме этого улучшается смазывание и охлаждение деталей топливного насоса.
Топливный насос погружной, с электроприводом. Насос неразборной конструкции ремонту не подлежит, при выходе из строя его надо заменить.
Регулятор давления топлива установлен в модуле топливного насоса и предназначен для поддержания постоянного давления топлива в топливной рампе. Регулятор подключен в начало подающей магистрали (сразу же после топливного насоса) и представляет собой перепускной клапан с пружиной, усилие которой строго калибровано.
Топливопроводы системы питания изготовлены из бензомаслостойкой пластмассы.
Топливная рампа 2 (рис. 6.21) представляет собой пустотелую деталь с отверстиями для форсунок 1 со штуцером 5 для присоединения
Рис. 6.22. Форсунка системы впрыска топлива: 1 - верхнее уплотнительное кольцо; 2 - штекерные выводы обмотки электромагнита; 3 - нижнее уплотнительное кольцо |
топливопровода высокого давления, диагностическим штуцером 6 для проверки давления топлива и кронштейнами 4 крепления к впускному коллектору Форсунки 1, уплотненные в отверстиях рампы и в гнездах впускной трубы резиновыми кольцами, закреплены пружинными фиксаторами 3. Рампа в сборе с форсунками вставлена хвостовиками форсунок в отверстия впускного коллектора и закреплена двумя болтами.
Форсунки (рис. 6.22) прикреплены к рампе, из которой к ним подается топливо, а своими распылителями входят в отверстия впускного коллектора. В отверстиях рампы и впускного коллектора форсунки уплотнены кольцами 1 и 3. Форсунка предназначена для дозированного впрыска топлива в цилиндр двигателя и представляет собой высокоточный электромеханический клапан. Топливо под давлением поступает из рампы по каналам внутри корпуса форсунки к запорному клапану Пружина поджимает иглу запорного клапана к отверстию пластины распылителя, удерживая клапан в закрытом положении. Напряжение, подаваемое от блока управления двигателем через штекерные выводы 2 на обмотку электромагнита форсунки, создает в ней магнитное поле, втягивающее сердечник вместе с иглой запорного клапана внутрь электромагнита. Кольцевое отверстие в пластине распылителя открывается, и топливо впрыскивается через отверстия корпуса распылителя во впускной канал головки блока цилиндров и далее в цилиндр двигателя. После прекращения поступления электрического импульса пружина возвращает сердечник и иту запорного клапана в исходное состояние - клапан запирается. Количество топлива, впрыскиваемое форсункой, зависит от длительности электрического импульса.
Воздушный фильтр установлен в правой передней части моторного отсека на брызговике двигателя. Приемный патрубок фильтра
соединен воздухоприемным рукавом с воздуховодом, установленным под верхней поперечиной рамки радиатора.
Воздухоподводящий рукав соединяет фильтр с дроссельным узлом.
Фильтрующий элемент воздушного фильтра бумажный, плоский, с большой площадью фильтрующей поверхности.
Дроссельный узел, представляющий собой электромеханическое регулирующее устройство, служит для изменения количества воздуха, подаваемого во впускную систему двигателя, установлен на входном фланце впускного коллеююра и прикреплен к нему болтами. На входной патрубок дроссельного узла надет формованный резиновый воздухоподводящий рукав, закрепленный хомутом и соединяющий дроссельный узел с воздушным фильтром.
В состав дроссельного узла входит датчик положения дроссельной заслонки и шаговый электродвигатель управления дроссельной заслонкой. Механическая связь дроссельного узла с педалью управления дроссельной заслонкой отсутствует. Так называемая «электронная» педаль управления дроссельной заслонкой передает информацию о степени нажатия на педаль электронному блоку управления двигателем, который, в свою очередь, с учетом скорости автомобиля, включенной передачи, нагрузки двигателя и частоты вращения его коленчатого вала открывает дроссельную заслонку на необходимый угол.
Впускной коллектор оснащен системой Twinport, основными элементами которой являются дроссельные заслонки, каждая из которых установлена в одном из каналов впускного коллектора.
Система Twinport позволяет развивать повышенную мощность при высокой частоте вращения коленчатого вала двигателя (заслонки открыты) и максимальный крутящий момент в диапазоне низких и средних частот вращения (заслонки частично или полностью закрыты).
Опель Мерива (2006+). СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z16XEP) 1,6 Л
Топливо в системе питания находится под высоким давлением, поэтому запрещается ослаблять соединения топливопроводов во время работы двигателя или сразу после его остановки. Для проведения работ по ремонту системы питания на только что остановленном двигателе необходимо предварительно снизить давление топлива в системе питания. Через 5-6 ч после остановки двигателя давление топлива в системе питания упадет практически до нуля.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Откройте капот.
3.
Отсоедините держатель жгута проводов от крышки головки блока цилиндров и приподнимите его, чтобы получить доступ к диагностическому штуцеру топливной рампы.
4. Отверните... 5. ...и снимите крышку диагностического штуцера. |
6. Положите под штуцер ветошь и осторожно нажмите на золотник, установленный в штуцере. При этом некоторое количество топлива под давлением выйдет из штуцера.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снижении давления топлива соблюдайте меры противопожарной безопасности!
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст