Опель Мерива (2006+). СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z16XEP) 1,6 Л
Опель Мерива (2006+). СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z16XEP) 1,6 Л
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Система охлаждения двигателя жидкостная (с принудительной циркуляцией охлаждающей
жидкости), герметичная, с расширительным бачком.
Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -28 'С.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!
Система охлаждения двигателя показана на рис. 6.20. Кроме показанных на рисунке элементов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также водяной насос, труба малого круга циркуляции охлаждающей жидкости и радиатор отопителя салона.
Система охлаждения обеспечивает поддержание нормального теплового режима двигателя. Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры и камеры сгорания и затем поступает к термостату 11 (рис. 6.20). В зависимости от положения клапана термостата жидкость направляется из корпуса термостата через радиатор 4 (при высокой температуре) или минуя радиатор (при низкой температуре) по трубе малого круга циркуляции к водяному насосу. Кроме того, в систему охлаждения двигателя включены радиатор отопителя салона и шланги 6 и 7 подогрева дроссельного узла системы питания. Радиатор системы охлаждения обдувается встречным потоком воздуха и электровентилятором 12, автоматически включающимся при повышении температуры.
Нормальный тепловой режим работы двигателя поддерживается автоматически термостатом в диапазоне 90-105 °С.
Радиатор с горизонтальном потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В нижней части правого бачка находится сливной кран. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки.
Рис. 6.20. Элементы системы охлаждения двигателя Z 16 ХЕР: 1 - расширительный бачок; 2 - пароотводящий шланг расширительного бачка; 3 - жидкостный шланг расширительного бачка; 4 - радиатор системы охлаждения; 5 - отводящий шланг радиатора; 6 - подводящий шланг обогрева дроссельного узла; 7 - отводящий шланг обогрева дроссельного узла; 8 - подводящий шланг радиатора отопителя; 9 - отводящий шланг радиатора отопителя; 10 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 - термостат; 12 - электровентилятор; 13 - подводящий шланг радиатора
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенку нанесены метка «KALT/COLD» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой с двумя клапанами (впускным и выпускным) внутри ее, собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается
при давлении 140-150 кПа (1,4-1,5 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении объем жидкости уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см2) и пропускает воздух в расширительный бачок.
ПРИМЕЧАНИЕ
Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) Автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии - к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен в передней части двигателя в корпусе общем с корпусом масляного насоса и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостат 11 (см. рис. 6.20) с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в алюминиевом корпусе на модуле термостата. При температуре охлаждающей жидкости до 80 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 80 'С термостат начинает открываться, а при 95 'С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор. Для управления температурой охлаждающей жидкости в термостат встроен терморезистивный элемент, на который в случае необходимости подается напряжение по сигналам блока управления двигателем. Это позволяет регулировать температуру охлаждающей жидкости в зависимости от нагрузки на двигатель. В диапазоне полной нагрузки температура охлаждающей жидкости уменьшается до 90 °С, что уменьшает склонность двигателя к детонации. При частичных нагрузках температура охлаждающей жидкости увеличивается до 105 °С, что позволяет улучшить термодинамические показатели и уменьшить потери на трение.
Модуль термостата, в корпусе которого расположен датчик температуры охлаждающей жидкости, установлен на заднем торце головки блока цилиндров. К модулю присоединена труба малого круга циркуляции охлаждающей жидкости и шланги 8 и 9 (см. рис. 6.20) радиатора отопителя.
Элекггровентилятор 12 (см. рис. 6.20) системы охлаждения (с пластмассовой семилопастной крыльчаткой) обеспечивает продувку радиатора воздухом на небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.
Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреплен к нему в трех точках. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору в четырех точках.
Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости отдатчиков температуры охлаждающей жидкости, расположенных в модуле термостата и в радиаторе.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности | Способ устранения |
Двигатель перегревается | |
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке | Долейте охлаждающую жидкость |
Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении) | Замените термостат |
Неисправен водяной насос | Проверьте насос и в случае неисправности замените |
Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми | Промойте снаружи сердцевину радиатора |
Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями | Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью |
Электровентилятор не включается из-за обрыва электрических цепей датчиков, выхода из строя датчиков, реле или электродвигателя вентилятора | Проверьте и восстановите электрические цепи. При необходимости замените датчики, реле или электровентилятор в сборе |
Повреждение клапана в пробке наливной горловины (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) | Замените пробку наливной горловины |
Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух | |
Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя | Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров |
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, | |
Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении) | Замените термостат |
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке | |
Негерметичен радиатор | Замените радиатор |
Негерметичен расширительный бачок | Замените расширительный бачок |
Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов | Подтяните хомуты крепления шлангов |
Повреждено уплотнение водяного насоса | Замените водяной насос |
Поврь/адено уплотнительное кольцо корпуса водяного насоса | Замените уплотнительное кольцо |
Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке головки блока с блоком цилиндров, кроме того, возможна появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле) | Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»). Замените поврежденную прокладку, восстановите герметичность заглушек |
Негерметичен радиатор отопителя | Замените радиатор отопителя |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст