Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство — часть 12

178

Сдвинуть кольцо (возвратить) к середине цилиндра усилия этих пружин недостаточно. По мере износа

накладок колодок тормоза и барабана поршни сдвигают (при энергичном торможении) упорные кольца от
середины цилиндра, чем обеспечивается автоматическое поддержание постоянного зазора между накладками
и барабаном (на рисунке зазор

Д

). Остаётся постоянным количество рабочей жидкости, подаваемой главным

тормозным цилиндром в контур и, следовательно, остаётся минимальным рабочий ход педали тормоза, чем
обеспечивается эффективное торможение. Вследствие незначительного хода поршней колёсных цилиндров
долговечность их работы высокая.

Рис. 195. Гидравлический привод тормозной системы:

1 — усилитель гидровакуумный; 2, 32 — шайбы уплотнительные; 3 — болт специальный; 4 — трубка от соеди-
нителя к гидровакуумному усилителю; 5 — трубка от гидровакуумного усилителя к главному тормозному ци-
линдру передних тормозов; 6 — главный цилиндр сцепления; 7 — главный тормозной цилиндр контура гидро-
привода тормозов передних колёс; 8 — главный тормозной цилиндр контура гидропривода тормозов задних ко-
лёс; 9 — кронштейн педалей; 10 — трубка передних тормозов правая; 11 — шланг; 12, 15, 16, 19 — трубки пере-
ходные; 13 — выключатели системы аварийной сигнализации тормозов ВК12-Б; 14 — трубка от соединителя к
главному тормозному цилиндру задних тормозов; 17 — скоба (приварная); 18 — прокладка скобы; 20 — скоба
стопорная; 21, 30 — кронштейны (приварные); 22 — трубка к задним тормозам правая; 23 — щит тормоза; 24
трубка к задним тормозам левая; 25 — болт крепления колёсного цилиндра; 26, 29 — шайбы пружинные; 27
цилиндр колёсный тормоза; 28 — гайка крепления соединителя; 31 — пробка; 33 — соединитель центральный;
34 — диафрагма выключателя; 35 — диск контактный выключателя; 36 — трубка передних тормозов левая; 37
муфта.


Привод рабочей тормозной системы — гидравлический, с гидровакуумным усилителем тормозов перед-

них колёс. Привод стояночного тормоза — ручной, рычажно-троссовый, действует на колодки тормозов зад-
них колёс (рис. 194).

Гидравлический привод (рис. 195) раздельный (для повышения безопасности движения). Состоит из кон-

тура гидропривода тормозов передних колёс и контура гидропривода тормозов задних колёс. Каждый контур
имеет отдельный главный тормозной цилиндр, приводимый в действие общей педалью 5 (рис. 196). Передача
усилия на толкатель главного цилиндра контура тормозов передних колёс производится педалью непосред-
ственно, а задних — через пружину 8 (регулятор тормозных сил). Контуры снабжены сигнализацией их ис-
правности (рис. 197).

Трубки контуров изготовлены из стальной оцинкованной трубы с наружным диаметром 6 мм и толщиной

стенки 0,7 мм.

179

Рис. 196. Главные тормозные цилиндры, педаль тормоза и выключатель сигнала торможения:

1 — главный тормозной цилиндр контура гидропривода тормозов передних колёс; 2 — главный тормозной ци-
линдр контура гидропривода тормозов задних колёс; 3 — ось педалей; 4 — втулка педали; 5 — педаль тормоза
в сборе; 6 — толкатель главного тормозного цилиндра; 7 — гайка специальная; 8 — пружина (регулятор тор-
мозных сил); 9 — шток; 10 — шайба опорная; 11, 22 — палец; 12 — кронштейн педалей; 13 — контргайка; 14
— гайка (приварная); 15 — выключатель сигнала торможения (ВК412); 16 — наконечник выключателя; 17
пружина педали оттяжная; 18 — накладка; 19 — шплинт; 20 — шайба; 21 — вилка толкателя; 23 — гайка креп-
ления цилиндра; * номинальный размер установки выключателя, при котором в верхнем крайнем положении
педали контакты выключателя разомкнуты. В случае их неразмыкания допускается некоторое уменьшение раз-
мера — ввинчивание выключателя в гайку 14 до получения надёжного размыкания.


Конструкция главного тормозного цилиндра показана на рис. 198.

В начале рабочего хода педали компенсационное отверстие b перекрывается. Под увеличивающимся давле-
нием рабочей жидкости резиновый клапан 20 сжимается и рабочая жидкость через отверстия а обоймы кла-
пана из цилиндра перетекает в контур, приводя в движение поршни колёсных цилиндров. При отпускании
педали стяжные пружины колодок тормоза колодками возвращают поршни колёсных цилиндров до упора в
резьбе. При этом под давлением жидкости в контуре клапан 20 прижимается к обойме 19, отверстия а обой-
мы перекрываются, и избыток жидкости контура перетекает в главный цилиндр через щель при отжатой от
резинового упорного кольца 21 обойме клапана. Перетекает до момента, когда усилие на клапан от давления
жидкости станет меньшим усилия возвратной пружины главного цилиндра. Таким образом, жидкость в кон-
туре остаётся под некоторым давлением, поддерживая его в готовности к очередному торможению. Поджа-
тая пружиной к резиновому кольцу обойма клапана главного цилиндра препятствует вытеканию из цилиндра
рабочей жидкости в случае разгерметизации контура.

180

Рис. 197. Схема сигнализации исправности контуров тормозов:

а

педаль тормоза нажата в пределах её холостого хода. Контакты выключателя 3 замкнулись, контрольная

лампа 4 горит;

b

торможение. Под давлением рабочей жидкости выключатели 2 включились и замкнули цепь

питания реле 1. Реле разомкнуло свои контакты — лампа 4 не горит;

с

— торможение. Один из контуров вышел

из строя. При отсутствии давления выключатель 2 этого контура остался выключенным. Реле 1 не включилось
— лампа 4 продолжает гореть; 1 — реле сигнализации РС-525 (установлено в моторном отсеке на щите перед-
ка); 2 — выключатели системы аварийной сигнализации тормозов; 3 — выключатель сигнала торможения; 4
лампа контрольная (установлена на щитке приборов)

Рис. 198. Цилиндр главный тормоза:

а

— отверстия обоймы клапана;

b

— компенсационное отверстие;

с

— перепускное отверстие;

d

зазор ме-

жду поршнем 15 и толкателем 9; 1 — крышка бачка; 2 — сетка; 3 — корпус бачка; 4 — штуцер бачка; 5 —
прокладка; 6 — шайба упорная; 7 — кольцо стопорное; 8 — колпак защитный; 9 — толкатель; 10 — контргай-
ка; 11 — вилка толкателя; 12 — шпилька; 13 — корпус; 14 — манжета поршня наружная; 15 — поршень; 16
— клапан поршня; 17 — манжета поршня внутренняя; 18 — пружина с держателем в сборе; 19 — обойма кла-
пана; 20 — клапан; 21 — кольцо упорное клапана: 22 — прокладка штуцера; 23 — штуцер








181

XII.3.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Причина

Способ устранения

Горит контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов при отпущенной педали тормоза

Нарушена регулировка включения выключателя сигнала

торможения

Отрегулируйте включение выключателя

При торможении контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов не гаснет

Плохой контакт проводов

Устраните неисправность

Отказ одного из контуров — отсутствие давления из-за

образования трещины в развальцованном конце трубки, или
поломки трубки, или разрыва гибкого шланга, или разрыва
внутренней манжеты поршня главного цилиндра

Замените повреждённый элемент контура и заполните

контур рабочей жидкостью (см. «Заполнение гидропри-
вода рабочей жидкостью с удалением воздуха и провер-
ка герметичности»)

Неисправно реле сигнализации

Отремонтируйте или замените реле

Неисправны (замкнуты при нерабочем давлении в конту-

рах) оба выключателя аварийной сигнализации тормозов

Замените выключатели и прокачайте контуры (см.

«Прокачка контура»)

Недостаточная эффективность торможения, понижение уровня рабочей жидкости в бачках главных

цилиндров контуров

Появление утечки рабочей жидкости через какое-либо со-

единение трубопроводов контуров

Подтяните накидную гайку негерметичного соедине-

ния (замените трубку и прокачайте контур)

Появление утечки рабочей жидкости через соединения в

гибком шланге

Замените шланг и прокачайте контур

Появление утечки рабочей жидкости из-под защитного

колпака главного цилиндра

Замените внутреннюю и наружную манжеты поршня

главного цилиндра и заполнить контур рабочей жидко-
стью

Появление утечки рабочей жидкости из-под защитного

колпака колёсного цилиндра

Замените манжеты поршней колёсного цилиндра и

прокачайте контур

Увеличенный рабочий ход педали тормоза, снижение эффективности тормозов

Наличие воздуха в контуре гидропривода тормозов перед-

них колёс

Прокачайте контур гидропривода и проверьте эффек-

тивность тормозов передних колёс (при отсоединённом
от педали толкателя главного цилиндра контура гидро-
привода тормозов задних колёс)

Пониженный уровень рабочей жидкости в бачках главных

тормозных цилиндров

Долейте рабочую жидкость до нормального уровня

Перекрыто компенсационное отверстие в главном цилин-

дре контура гидропривода тормозов передних колёс из-за
отсутствия зазора между толкателем и поршнем этого ци-
линдра (неправильная регулировка длины толкателя)

Установите зазор регулировкой длины толкателя (см.

«Замена главных тормозных цилиндров»)

Снижение эффективности тормозов при номинальном рабочем ходе педали тормоза

Наличие воздуха в контуре гидропривода тормозов задних

колёс

Прокачайте контур гидропривода и проверьте эффек-

тивность тормозов задних колёс (при отсоединённом от
педали толкателя главного цилиндра гидропривода тор-
мозов передних колёс)

Перекрыто компенсационное отверстие в главном цилин-

дре контура гидропривода тормозов задних колёс из-за от-
сутствия зазора между толкателем и поршнем этого цилинд-
ра (неправильная регулировка длины толкателя)

Установите зазор регулировкой длины толкателя

Замасливание тормозных барабанов и накладок колодок

тормоза

Промыть накладки и барабан. Прочистить дренажное

отверстие в ведомом валу колёсного редуктора (см. рис.
160 — отверстие а)

Занос или увод автомобиля в сторону торможения

Утечка рабочей жидкости в колёсном цилиндре (при зано-

се влево — тормозов левых колёс, при заносе вправо — тор-
мозов правых колёс)

Замените манжеты поршней неисправного колёсного

цилиндра и прокачайте контур

Замасливание тормозных барабанов и накладок колодок

тормоза (при заносе влево — тормозов левых колёс, при за-
носе вправо — тормозов правых колёс)

Промойте накладки и барабан. Прочистите дренаж-

ное отверстие в ведомом валу колёсного редуктора

182

Продолжение таблицы

Эффективное торможение достигается только приложением к педали повышенного усилия

Нарушение работы гидровакуумного усилителя из-за отсут-

ствия разряжения или из-за нарушения герметичности его уз-
лов

Проверьте обратный клапан, штуцеры и шланг, со-

единяющий гидровакуумный усилитель с впускным кол-
лектором двигателя, а также вакуумный клапан следяще-
го механизма и шланг, соединяющий камеру следящего
механизма с полостью вакуумного цилиндра. Неисправ-
ные детали замените, обнаруженные места нарушения
герметичности устраните, подтянув крепёжные детали
или применив пасту герметик

Медленное действие гидровакуумного усилителя вследст-

вие засорения воздушного фильтра и шланга, соединяющего
камеру следящего механизма с полостью вакуумного цилиндра
или вследствие разбухания манжет

Очистите воздушный фильтр. Проверьте работу воз-

душного клапана. Проверьте, может ли свободно прохо-
дить воздух из камеры следящего механизма в полость
вакуумного цилиндра по каналам и соединительному
шлангу. Замените манжеты

Нарушение герметичности клапана поршня гидравлическо-

го цилиндра усилителя или появление дефектов на рабочих
поверхностях манжеты поршня, а также наличие продольных
рисок или раковин на зеркале гидравлического цилиндра уси-
лителя

Замените повреждённые или изношенные детали

Притормаживание колёс на ходу при отпущенной педали тормоза

Поршень колёсного цилиндра полностью ввёрнут по резьбе

в упорном кольце

Отверните поршень на пол-оборота

Срыв накладок колодок тормоза

Замените колодки

Ослабление или поломка стяжных пружин колодок тормоза

Замените дефектные пружины

Отсутствие зазора между клапаном поршня гидравлическо-

го цилиндра усилителя и толкателем из-за невозвращения
поршня вакуумного цилиндра усилителя в крайнее положение
до упора в крышку вследствие ослабления конической пружи-
ны вакуумного цилиндра или разбухания манжеты толкателя

Снимите крышку вакуумного цилиндра усилителя и

убедитесь в свободном движении поршня с толкателем в
направляющей втулке с манжетой. При затруднённом
движении поршня продолжите разборку гидравлическо-
го цилиндра и его дефектные детали замените. Проверь-
те состояние конической пружины: при сжатии до 77 мм
развиваемое ею усилие должно быть 8...10 кгс

Затрудненное движение поршней из-за разбухания манжет

усилителя, главных и колёсных цилиндров вследствие приме-
нения жидкости несоответствующего состава или попадания в
контуры гидропривода бензина, керосина или минеральных
масел

Слейте рабочую жидкость из контуров гидропривода

и тщательно промойте спиртом или свежей рабочей
жидкостью. Замените повреждённые манжеты. Заполни-
те контуры гидропривода свежей рабочей жидкостью
соответствующего состава

Скрип или визг тормозов

Начало разрушения клеевого соединения тормозной на-

кладки вследствие полного износа накладки

Замените колодку

Неэффективное затормаживание стояночным тормозом

Ослабление натяжения троса ручного привода тормоза

Отрегулируйте натяжение (см. «Регулировка натяже-

ния троса стояночного тормоза»)

Появление значительного зазора между опорными поверх-

ностями разжимных рычагов и распорных планок в результате
износа накладок колодок тормоза

Отрегулируйте ручной привод (см. «Регулировка при-

вода стояночного тормоза кулачковым винтом»)














183

XII.4.

РЕМОНТ

Снятие и установка тормозного барабана:

- отпустите гайки крепления колеса;

- вывесьте колесо. Отвинтите гайки и снимите колесо;

- отвинтите два винта крепления тормозного барабана к валу ведомой шестерни колёсного редуктора и

снимите тормозной барабан.

При некоторой величине износа тормозного барабана на его рабочей поверхности образуется буртик. Так

как независимо от износа барабана зазор между его рабочей поверхностью и колодками остаётся неизмен-
ным, то образовавшийся буртик препятствует свободному сходу барабана с колодок. В этом случае увеличь-
те зазор — сдвиньте колодками поршни с упорными кольцами колёсного цилиндра к середине цилиндра: че-
рез большое отверстие барабана вставьте металлический стержень Ø8...11 мм в отверстие колодки и, прово-
рачивая барабан с помощью воротка, поочередно сдвиньте колодки в сторону цилиндра. Для одной из коло-
док тормоза заднего колеса, отверстие которой занято регулировочным кулачковым винтом, вместо стержня
примените торцовый ключ, надевая его на гайку винта. Чтобы не повредить резьбу болтов крепления колеса
при проворачивании барабана воротком, предварительно навинтите на них гайки крепления колеса.

Снимайте барабан вручную (допускается лёгкое обстукивание барабана молотком). Если эти приёмы без-

результатны, то снимать следует с помощью двух болтов М8, завинчивая их одновременно в технологиче-
ские резьбовые отверстия

е

(рис. 192) диска барабана.










Рис. 199. Расположение дренажного

отверстия Ø5 мм в диске тормозного барабана


Недопустимо при снятии наносить удары по барабану или вводить клин между ободом барабана и щитом

тормоза, так как это приведет к их поломке или деформации.

Устанавливайте тормозной барабан в последовательности, обратной снятию. Перед установкой нового

барабана просверлите в его диске отверстие диаметром Ø5 мм по размерам согласно рис. 199 (в случае, если
такое отверстие в новом барабане отсутствует) и при установке проследите, чтобы оно совмещалось с дре-
нажным отверстием а (рис. 160) вала ведомой шестерни колёсного редуктора. После крепления барабана к
фланцу вала двумя винтами 13 проверьте, не задевает ли он колодок при вращении. В случае задевания уст-
раните его возможную причину:

- значительное смещение в одну сторону упорных колец колёсного цилиндра — осадите колодкой путём

поворота тормозного барабана, как указано выше;

У тормозов задних колёс чрезмерный сдвиг колодок в сторону барабана при перестановке на 180° рас-

порной планки (по причине преждевременной перестановки, т. е. износ накладок и барабана меньше величи-
ны, при которой возможна перестановка) — переставьте распорную планку в исходное положение и отрегу-
лируйте ручной привод тормозов кулачковым винтом.

Снятие и установка колодок тормоза. Замену колодок тормоза производите, не допуская износа их на-

кладок до толщины менее 1 мм.

Снимите тормозной барабан;

- с помощью специальных клещей для стяжных пружин колодок тормоза снимите стяжные пружины 6 и

9 (рис. 192);

- отжимая концы прижимных пружин 11, снимите поочерёдно колодки 3 и 10. У тормозов задних колёс

дополнительно выньте конец троса из разжимного рычага 17, снимите распорную планку. Удерживая кулач-
ковый винт от проворачивания, отвинтите гайку 23, снимите винт 19, шайбу 22 и распорную втулку 21.

Установку колодок производите в последовательности, обратной снятию. При установке колодок с новы-

ми накладками, а также при установке нового тормозного барабана сдвиньте упорные кольца колёсного ци-
линдра в сборе с поршнями к середине цилиндра до упора поршней друг о друга при одинаковом расстоянии
от опорных стержней до торцов цилиндра. Сдвигайте с упором инструмента (например, бородка Ø4 мм) о паз
опорного стержня, предварительно завинтив поршни по часовой стрелке до упора. После сдвига поршни по-

184

верните против часовой стрелки примерно на 180° (до совмещения прорези стержня с выступом колодки).
Длинный конец нижней стяжной пружины установить на левую колодку в её левое (треугольное) отверстие,
а при изношенных накладках колодок на 50 % и более — в рядом расположенное отверстие Ø5 мм. Распор-
ную планку (у тормозов задних колёс) устанавливайте рисками наружу (если не производится её перестанов-
ка на 180°).

После установки тормозного барабана (у тормозов задних колёс), отрегулируйте ручной привод тормозов

кулачковым винтом.

Замена колёсного тормозного цилиндра. Замену колёсного тормозного цилиндра производите, предва-

рительно тщательно очистив трубки и цилиндр от грязи и соблюдая чистоту при снятии и установке — так
как даже малейшее загрязнение внутренней полости цилиндра приведёт к быстрому его отказу.

Снимите колодки тормоза:

- отпустите соединительную гайку крепления трубки к колёсному цилиндру. Отвинтите болты крепления

колёсного цилиндра;

- отвинтите соединительную гайку, снимите цилиндр и закройте конец трубки и отверстие колёсного ци-

линдра заглушками.

Установку цилиндра производите в обратной последовательности. После установки прокачайте контуры

привода тормозов.

Разборка и сборка колёсного тормозного цилиндра. Рабочее место, инструмент, а также ремонтируе-

мый колёсный цилиндр должен быть чистыми во избежание повреждений рабочих поверхностей цилиндра и
манжет. Не следует также протирать детали ветошью во избежание попадания на уплотняющие поверхности
волокон, могущих нарушить герметичность.

Выверните из цилиндра клапан выпуска воздуха;

- снимите защитные колпаки;

- выверните против часовой стрелки поршни и выньте их из цилиндра. При этом поршни и упорные

кольца, а также стороны цилиндра, с которых они установлены, пометьте, чтобы при сборке устанавливать
покомплектно по тем же местам. Снимите с поршней манжеты;

- выпрессуйте (только при крайней необходимости) упорные кольца с помощью медной или деревянной

выколотки.

Сборку цилиндра производите в обратной последовательности, оценивая годность деталей к дальнейшей

эксплуатации по табл. 14 и следующим требованиям:


- цилиндр с наличием продольных рисок в зоне расположения манжет к эксплуатации не применяйте;

- если ремонт цилиндра вызван течью рабочей жидкости из-под защитных колпаков, то независимо от

его срока эксплуатации манжеты замените новыми;

- упорное кольцо устанавливайте буртиком в сторону поршня. Стык b (рис. 193) кольца должен быть

расположен со стороны канала выпуска воздуха клапаном и параллельно привалочной поверхности цилинд-
ра. Отклонение — не более 5°;

- упорные кольца и поршни устанавливайте в цилиндр покомплектно согласно меткам, произведённым

при разборке. При установке нового кольца или поршня подберите их друг к другу таким образом, чтобы у
завёрнутого до упора в кольцо поршне прорезь опорного стержня 8 была параллельной прорези кольца. От-
клонение не более 5°.

Упорные кольца к середине цилиндра сдвигайте только при ввёрнутых в них до упора поршнях, чтобы в

месте стыка (на середине цилиндра) соприкоснулись не кольца, а поршни. Сдвигайте лёгкими ударами с упо-
ром инструмента (например, бородка Ø4 мм) в прорезь опорного стержня;

- перед сборкой все детали тщательно промойте в спирте или свежей рабочей жидкости, и обдуйте сухим

воздухом. Внутреннюю поверхность цилиндра и манжеты смажьте свежей рабочей жидкостью.














185

Таблица 14

Номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопрягаемых деталях тормозов

Допустимый

зазор, мм

натяг, мм

Обозначение и наиме-

нование детали (вал)

Номи-

нальный

размер,

мм

Обозначение и наименова-

ние сопрягаемой детали

(отверстие)

Номи-

нальный

размер,

мм

min

max

min

max

403-3501051-А

Манжета уплотнительная
поршня колёсного ци-
линдра тормоза

26,1±0,2

403-3502046

Цилиндр

25

045

,

0

+

0,855 1,300

403-3501056

Поршень колёсного ци-
линдра тормоза

25

040

,

0

070

,

0

403-3502046

Цилиндр

25

045

,

0

+

0,040 0,115

403-3501056

Поршень колёсного ци-
линдра тормоза

18

140

,

0

403-3501051-А

Манжета уплотнительная
поршня колёсного цилиндра
тормоза

17,5

250

,

0

0,360 0,750

403-3501060

Кольцо поршня колёсно-
го цилиндра тормоза
упорное

25,62

021

,

0

403-3502046

Цилиндр

25

045

,

0

+

0,554 0,620

403-3505029

Поршень главного ци-
линдра тормоза

22

010

,

0

040

,

0

403-3505015

Корпус главного цилиндра
тормоза

22

033

,

0

+

0,040 0,103

403-3505033

Манжета уплотнительная
поршня главного цилинд-
ра тормоза наружная

23,4±0,2

403-3505015

Корпус главного цилиндра
тормоза

22

033

,

0

+

1,167 1,600

402-3505035

Манжета уплотнительная
поршня главного цилинд-
ра тормоза внутренняя

23±0,2

403-3505015

Корпус главного цилиндра
тормоза

22

033

,

0

+

0,767 1,200

403-3505029

Поршень главного ци-
линдра тормоза

13,5

120

,

0

403-3505033

Манжета уплотнительная
поршня главного цилиндра
тормоза наружная

13

250

,

0

0,380 0,750


Замена главных тормозных цилиндров. Замену производите с предварительной тщательной очисткой

трубки и цилиндра от грязи и с соблюдением особой чистоты при снятии и установке, так как даже малейшее
загрязнение внутренней полости цилиндра приведёт к быстрому его отказу.

Отвинтите соединительную гайку, отсоедините от цилиндра трубку и закройте цилиндр и конец трубки

заглушками;

- отсоедините цилиндр от педали, сняв шплинт, шайбу и палец;

- отвинтите гайки с пружинными шайбами крепления цилиндра к кронштейну и снимите цилиндр;

- отвинтите крышку бачка и, не допуская загрязнения, слейте рабочую жидкость из бачка. Снимите за-

глушку и, нажимая на шток, слейте рабочую жидкость из полости цилиндра. Поставьте заглушку, навинтите
крышку;

- только при замене цилиндра контура гидропривода тормозов задних колёс: отвинтите шток 9 (рис. 196),

снимите опорную шайбу 10, пружину 8, отвинтите и снимите специальную гайку 7.

Установку цилиндра производите в последовательности, обратной снятию.

Присоединение к педали тормоза толкателя цилиндра контура привода тормозов задних колёс произво-

дите в таком порядке:

- перед установкой на автомобиль навинтите на толкатель (при установке нового цилиндра вилку с тол-

кателя цилиндра снять) цилиндра до упора специальную гайку 7 фланцем к цилиндру, наденьте пружину 8 и
опорную шайбу 10, завинтите шток 9 до упора о гайку и с горизонтальным расположением отверстия штока
и выточек опорной шайбы; законтрите шток, затянув специальную гайку 7;

- отсоедините от педали толкатель цилиндра контура гидропривода тормозов передних колёс, сняв

шплинт, шайбу и палец;

186

- присоедините к педали толкатель цилиндра контура гидропривода тормозов задних колёс, поставив па-

лец, шайбу и шплинт;

- удерживая в оттянутом в заднее крайнее положение педаль и шток цилиндра контура гидропривода

тормозов передних колёс, проверьте точность совмещения крепёжных отверстий вилки толкателя и педали:
палец крепления вилки к педали должен входить в совмещённые отверстия без малейшего натяга. В случае
несовмещения отпустите контргайку 10 (рис. 198) и, вращая вилку 11, добейтесь точного совмещения отвер-
стий (педаль и шток при этом удерживайте в заднем крайнем положении). Присоедините (после прокачки
контура привода тормозов задних колёс) толкатель к педали, поставив палец, шайбу и шплинт. Удерживая
толкатель от проворачивания, затяните контргайку. Присоединение к педали тормоза толкателя цилиндра
контура гидропривода тормозов передних колёс производите в следующем порядке:

- проверьте и, при необходимости, отрегулируйте совмещение отверстий вилки толкателя и педали тор-

моза, как указано выше;

- присоедините вилку к педали, поставив палец, шайбу и шплинт.

Вышеописанный порядок присоединения толкателей цилиндров к педали необходим для того, чтобы ме-

жду толкателями и поршнями в обоих цилиндрах был зазор d. В противном случае в одном из цилиндров
может перекрыться манжетой поршня компенсационное отверстие b, что приведёт к значительному сниже-
нию эффективности торможения таким цилиндром.

После установки заполните контур рабочей жидкостью.

Разборка и сборка главного тормозного цилиндра. Рабочее место, инструмент, а также ремонтируе-

мый главный тормозной цилиндр должны быть чистыми во избежание повреждений рабочих поверхностей
цилиндра и манжет. Не следует также протирать детали ветошью во избежание попадания на уплотняющие
поверхности волокон, могущих нарушить герметичность.

Снимите крышку бачка, выньте сетку и специальной отвёрткой выверните штуцер 4 (рис.198) крепления

бачка к цилиндру. Снимите бачок и прокладку;

- снимите с цилиндра защитный колпак и сдвиньте его к вилке толкателя;

- извлеките из цилиндра стопорное кольцо 7, упорную шайбу 6, толкатель, поршень в сборе, клапан

поршня, внутреннюю уплотнительную манжету, возвратную пружину поршня в сборе с опорной чашкой,
клапан в сборе и упорное резиновое кольцо клапана;

- снимите с поршня наружную уплотнительную манжету и выньте резиновый клапан из обоймы;

- отвинтите (только при крайней необходимости) штуцер и снимите прокладку штуцера.

Сборку цилиндра производите в обратной последовательности, оценивая годность деталей к дальнейшей

эксплуатации по табл. 14 и следующим требованиям:

- цилиндр с наличием продольных рисок к эксплуатации не применяйте. Допускается удаление рисок

расшлифовкой с последующим хонингованием с увеличением диаметра не более 22,2 мм. Шероховатость
поверхности зеркала цилиндра не должна быть более 0,32 мкм, овальность и конусообразность допускаются
не более 0,03 мм;

- расшлифованные цилиндры собирайте только с новыми манжетами. Если ремонт цилиндра вызван те-

чью рабочей жидкости из-под защитного колпака, то независимо от его срока эксплуатации наружную ман-
жету также замените новой;

- перед сборкой все детали тщательно промойте в спирте или свежей рабочей жидкости, и обдуйте сухим

сжатым воздухом. Внутреннюю поверхность цилиндра и манжеты смажьте свежей рабочей жидкостью;

- после сборки цилиндра проверьте, энергично ли возвращается назад поршень под действием возврат-

ной пружины (до упора в шайбу) после полного нажатия на него толкателем. Проверьте также, не закрыто ли
при полном отходе поршня компенсационное отверстие b краем внутренней манжеты. Если отверстие закры-
то, то разберите цилиндр, определите и устраните причину перекрытия отверстия.

Снятие и установка педали тормоза:

- отсоедините от педали тормоза оттяжную пружину;

- отсоедините от педали тормоза поочерёдно штоки главных тормозных цилиндров, сняв шплинты, шай-

бы и пальцы;

- снимите шплинт крепления оси педалей, сдвиньте ось педалей влево до выхода из педали тормоза и

снимите педаль;

- выньте из педали втулки (при необходимости) и снимите накладку площадки педали.

Установку педали производите в последовательности, обратной снятию. Изношенные втулки замените

новыми. Внутреннюю поверхность втулок смажьте графитной смазкой. Присоединяйте к педали толкатель
цилиндра контура гидропривода тормозов передних колёс с проверкой совмещения отверстий и, при необхо-
димости, регулируйте длину толкателя (см. «Замена главных тормозных цилиндров»). После установки про-
верьте и, при необходимости, отрегулируйте включение выключателя сигнала торможения.

Замена трубок:

- тщательно очистите снимаемую трубку в местах её соединений в контуре для того, чтобы при присое-

динении новой не допустить загрязнения внутренних полостей сопрягаемых трубопроводов;

187

- ослабьте соединительные гайки трубки. Отвинтите гайки, отсоедините концы трубки и закройте концы

трубопроводов контура заглушками;

- освободите трубку из поддерживающих скоб и резиновых прокладок и снимите с автомобиля;

- тщательно промойте новую трубку спиртом или рабочей жидкостью и продуйте сухим воздухом;

- выполните гибку новой трубки (в случае поступления в запчасти прямых трубок), используя в качестве

шаблона снятую. Минимальные радиусы гибки — не менее 30 мм;

- наденьте на трубку резиновые прокладки и проложите её на поддерживающие скобы. Снимите заглуш-

ки и присоедините трубку к трубопроводам контура. Затягивайте гайки ключом 12x14 до отказа (без приме-
нения удлинителя);

- прокачайте контур.

Замена гибких шлангов:

- тщательно очистите снимаемый шланг в местах его соединения с трубками в контуре для того, чтобы

при присоединении не допустить загрязнения внутренних полостей сопрягаемых трубопроводов;

- снимите с наконечников шланга скобы 20 (рис. 195) крепления наконечников к кронштейнам. Для сня-

тия скобу сдвиньте с наконечника в сторону по его кольцевому пазу. Сдвигайте осторожно, во избежание
поломки скобы (изготовлена из стали 65Г и закалена HRC 44...48);

- удерживая наконечники гаечным ключом, отпустите поочерёдно соединительные гайки трубок в нако-

нечниках шланга;

- вывинтите соединительные гайки из наконечников шланга и снимите шланг, вынув его наконечники из

кронштейнов. Закройте концы трубок заглушками.

Установку шланга производите в последовательности, обратной снятию. Перед установкой внутреннюю

поверхность шланга промойте спиртом или свежей рабочей жидкостью и продуйте сухим воздухом. Скобу
крепления установите полкой с отверстием в сторону от кронштейна. Скобу задвиньте по кольцевому пазу
наконечника до упора в наконечник. Затягивайте гайки ключом 12х14 до отказа (без применения удлините-
ля). При затяжке наконечники шланга удерживайте гаечным ключом, чтобы не допустить ни малейшего пе-
рекручивания шланга.

После установки прокачайте контур.

Заполнение гидропривода рабочей жидкостью с удалением воздуха и проверка герметичности. Не-

обходимость заполнения контура (контуров) гидропривода тормозов возникает в случаях:

- при замене главного цилиндра контура;

- при периодической (профилактической) смене жидкости в контуре;
- при опорожнении бачка главного цилиндра из-за течи в каком-либо звене контура гидропривода.

Примечание

. Контуры гидропривода тормозов заполняйте только рабочей жидкостью, указанной в инструкции по

эксплуатации автомобиля. Запрещается заправлять контуры (или добавлять самое незначительное количество) мине-
ральными маслами, бензином, керосином или их смесями. Не допускается перед заполнением смешивать рабочие жид-
кости разных марок, а также добавлять жидкость другого состава к той, которая уже находится в контурах гидроприво-
да.

Нельзя нажимать на педаль тормоза, когда снят хотя бы один тормозной барабан, так как жидкость под давлением

вытолкнет из колёсного цилиндра поршни.


Отсоедините от педали и опустите вниз шток цилиндра исправного контура гидропривода тормозов (для

исключения его противодействия);

- заполните бачок жидкостью до нормального уровня;

- очистите от пыли и грязи клапаны для выпуска воздуха колёсных тормозных цилиндров контура гид-

ропривода;

- снимите с клапана цилиндра тормоза правого колеса защитный колпачок и наденьте на головку клапана

шланг для прокачки гидропривода тормозов. Свободный конец шланга погрузите в рабочую жидкость, нали-
тую в чистый стеклянный сосуд ёмкостью не менее 0,5 л, заполненный на половину его высоты;

- удерживая шланг погруженным в жидкость, резко нажмите 4...5 раз на педаль тормоза (с интервалом

между нажатиями в 1...2 с), затем, оставив педаль нажатой, отверните на 1/2...3/4 оборота клапан выпуска
воздуха колёсного цилиндра. Под действием предварительно созданного в контуре гидропривода давления
часть жидкости и содержащийся в ней воздух выйдут через шланг в сосуд с жидкостью (воздух из шланга
будет выходить в виде пузырьков). После прекращения выхода жидкости из шланга заверните клапан до от-
каза.

Повторите эту операцию до тех пор, пока полностью прекратится выход пузырьков из шланга, погружен-

ного в сосуд с жидкостью. При этом доливайте жидкость в бачок цилиндра, не допуская понижения её уров-
ня до 1/3 высоты бачка. Снимите с клапана шланг и наденьте колпачок.

Также удалите воздух из колёсного цилиндра тормоза левого колеса.

Только для контура гидропривода тормозов передних колёс:

- запустите двигатель, удалите воздух, как указано выше.

188

Затем пометьте уровень жидкости в бачке и при работающем двигателе нажмите 6...8 раз на педаль тор-

моза с усилием 35...45 кгс — уровень жидкости в бачке не должен понижаться. При понижении уровня про-
верьте герметичность соединений контура — определите и устраните причину течи.

Присоединить к педали шток цилиндра.

Прокачка контура. Наличие в контуре даже небольшого объёма воздуха приводит к увеличению рабо-

чего хода педали, делает педаль «мягкой» и, следовательно, снижает эффективность торможения.

Прокачка контура производится после замены какого-либо звена контура: колёсного цилиндра, трубки,

гибкого шланга, центрального соединителя трубопроводов, гидровакуумного усилителя (см. «Заполнение
гидропривода рабочей жидкостью с удалением воздуха и проверка герметичности»).

Замена троса стояночного тормоза:

- отпустите болты 2 (рис. 194) и сдвиньте рычаг 3 в заднее крайнее положение;

- отпустите гайки крепления задних колёс;

- вывесьте задние колёса;

- отвинтите гайки крепления колёс и снимите колёса;

- снимите тормозные барабаны (см. «Снятие и установка тормозного барабана»);

- разогните в месте разреза шайбы 15 (рис. 192) и снимите их с троса. Выньте концы троса 13 из разжим-

ных рычагов 17;

- снимите трос с кронштейна 5 (рис. 194), освободите его из поддерживающих скоб и вытащите из на-

правляющих трубок щитов тормоза и рычагов подвески.

Установку троса производите в последовательности, обратной снятию. При затяжке болтов крепления

рычага ручного привода тормоза отрегулируйте натяжение троса (см. ниже).

Регулировка натяжения троса стояночного тормоза. Натяжение регулируйте перемещением рычага

привода стояночного тормоза в пределах овальных отверстий а (рис. 194). После использования запаса регу-
лировки переставьте кронштейн-уравнитель на переднее отверстие b рычага и затем повторно можно исполь-
зовать овальные отверстия.

Регулировку производите при установке троса и затем в эксплуатации по мере его растяжения.

Нормальным есть такое исходное натяжение троса, при котором рукоятка рычага привода стояночного

тормоза при затормаживании автомобиля поднимается на 3...5 щелчков защёлки на зубчатом секторе рычага.
При этом при опущенной вниз до упора рукоятке рычага между бонками на концах троса и ободами колодок
тормоза допускаются зазоры не более 6 мм (размер

к

на рис. 192) — контроль визуальный через отверстие

з

тормозного барабана. При больших зазорах ослабьте натяжение троса и отрегулируйте привод стояночного
тормоза кулачковым винтом; затем повторите регулировку натяжения троса.

Регулировка привода стояночного тормоза кулачковым винтом. По мере износа колодок тормоза и

тормозного барабана образуется зазор

и

(рис. 192) между распорной планкой 18 и разжимным рычагом 17 и,

следовательно, увеличивается ход верхнего конца рычага. В результате этого даже при номинальном ходе
рукоятки рычага ручного привода тормоза эффективность затормаживания снижается.

Для устранения упомянутого зазора

и

предусмотрены кулачковый винт 19 (эксцентрик кулачка 5 мм) и

выступ на левом конце распорной планки 18, на 6,5 мм больший выступа правого конца (при виде на метки
установленной планки). После использования запаса регулировки кулачковым винтом необходимо переста-
вить на 180° распорную планку, и затем повторно использовать кулачковый винт. При перестановке планки
на 180° левый конец стяжной пружины 9 установите в расположенное под этим концом концентричное от-
верстие колодки.

Регулировка заключается в перемещении нижнего конца разжимного рычага влево до упора в распорную

планку (без большого усилия) поворотом кулачкового винта по часовой стрелке с последующей затяжкой
контргайки.

Конструкция кулачкового винта такова, что при новых накладках колодок и барабане шлиц винта распо-

лагается вертикально (положение

в

на рис. 192). Запас регулировки исчерпывается при повороте винта ровно

на 180° (положение

Г

). Исходя из расположения шлица определите запас регулировки кулачковым винтом.

Регулировка производится с помощью отвёртки, трубчатого двустороннего гаечного ключа и плоского

гаечного ключа через отверстие

з

тормозного барабана. Перед регулировкой после проведения ремонта со

снятием тормозного барабана 2...3 раза энергично нажмите на педаль тормоза для получения рабочего распо-
ложения колодок тормоза в тормозном барабане.

Гидровакуумный усилитель. Гидровакуумный усилитель включён в контур гидропривода тормозов пе-

редних колёс и предназначен для облегчения управления тормозами: развиваемое им усилие суммируется с
усилием, прилагаемым водителем. Усилие в усилителе создаётся разрежением во впускном коллекторе рабо-
тающего двигателя. Управление — включение усиления, его нарастание и выключение — производится ав-
томатически в связи с величиной усилия, прилагаемого к педали тормоза.

В случае отказа гидровакуумного усилителя без нарушения герметичности его гидравлических полостей

гидропривод остаётся работоспособным с приложением к педали тормоза повышенного усилия.

Основными узлами гидровакуумного усилителя являются гидравлический цилиндр и собранные на нём

следящий механизм и вакуумный цилиндр.

189

Несущей корпусной деталью является корпус 38 (рис. 200) гидравлического цилиндра. В кольцевую про-

точку корпуса установлена упорная шайба 44 со стопорным кольцом 45. К упорной шайбе пружиной 23 при-
жимается поршень цилиндра 42 с надетой на него манжетой 41. О стопорное кольцо 45 (слева) опирается
распорная втулка 46. Между ней и направляющей втулкой 51 установлена манжета 47. Втулка 51 в корпусе
цилиндра удерживается корпусом 28 вакуумного цилиндра с шайбой 48, закреплёнными тремя болтами 50 с
установкой уплотнительной прокладки 33. Поршень 54 вакуумного цилиндра с диафрагмой 53 поршня и тол-
кателем в сборе 61 собран прижимной шайбой 55 диафрагмы и гайкой 60. Уплотнительной прокладкой меж-
ду корпусом вакуумного цилиндра 28 и его крышкой 58 служит фланец диафрагмы поршня. В расторможен-
ном положении поршень прижимается к крышке усилием пружины 52. Цилиндр диафрагмой поршня делится
на две изолированных одна от другой полости — I и II.

Следящий механизм состоит из поршня 20 с напрессованным на него толкателем 18, на котором посред-

ством двух опорных 16 и запорной 15 шайб установлена диафрагма 17, а также вакуумного 10 и атмосферно-
го 3 клапанов.

Наддиафрагменнная полость IV постоянно сообщается шлангом 36 с полостью I вакуумного цилиндра, а

при торможении сообщается и с атмосферой через клапан 3.

Рис. 200. Гидровакуумный усилитель:

I — надпоршневая полость; II — подпоршневая полость; III — поддиафрагменная полость; IVнаддиафрагменная
полость; Vполость притока рабочей жидкости по трубке 37; VIполость подачи рабочей жидкости в цилиндры
тормозов передних колёс; 1, 51 — втулка направляющая; 2 — пластина крепления направляющей втулки; 3 — клапан
атмосферный в сборе; 4, 13, 57 — шайба пружинная; 5 — фильтр воздушный; 6 — крышка воздушного фильтра; 7, 56,
60
— гайка; 8 — пружина клапана; 9 — пружина крепления воздушного фильтра; 10 — клапан вакуумный в сборе; 11 —
крышка следящего механизма; 12, 19 — винт; 14 — держатель пружины; 15 — шайба запорная; 16 — опорные шайбы;
17 — диафрагма следящего механизма; 18 — толкатель; 20 — поршень; 21, 41, 47 — манжета; 22, 46 — втулка распор-
ная; 23 — пружина; 24, 26, 32, 34, 49 — шайба уплотнительная; 25 — штуцер гидравлического цилиндра; 27 — муфта;
28 — корпус вакуумного цилиндра; 29 шланг от впускного коллектора двигателя; 30 — хомут; 31 — клапан обратный
в сборе; 33 — прокладка уплотнительная вакуумного цилиндра; 35 — штуцер; 36 — шланг (сообщение полостей IV и I);
37 — трубка от главного тормозного цилиндра контура гидропривода тормозов передних колёс; 38 — корпус гидравли-
ческого цилиндра; 39 — трубка от соединителя к гидровакуумному усилителю; 40 — муфта; 42 — поршень; 43 — шай-
ба уплотнительная (клапан); 44 — шайба упорная поршня; 45 — кольцо стопорное; 48 — шайба пружины; 50, 59 —
болт; 52 — пружина поршня вакуумного цилиндра; 53 — диафрагма; 54 — поршень; 55 — шайба прижимная диафраг-
мы; 58 — крышка вакуумного цилиндра в сборе; 61 — толкатель поршня в сборе


Поддиафрагменная полость III постоянно сообщается каналами корпуса 38 с полостью II вакуумного ци-

линдра и в расторможенном положении через каналы толкателя 18 и полость IV сообщается с полостью I

190

вакуумного цилиндра. Полость III также соединена шлангом 29 с впускным коллектором двигателя, но со-
общается с коллектором только при открытом обратном клапане 31 (при работающем двигателе).

Таким образом при работающем двигателе и в расторможенном положении через каналы толкателя 18

следящего механизма на поршень вакуумного цилиндра с обеих его сторон действует одинаковой силы раз-
режение, и он остаётся неподвижным. При нажатии на педаль тормоза до создания в полостях V и VI давле-
ния 3...5 кгс/см

2

поршень 20 перемещает вверх толкатель 18, который, упираясь в вакуумный клапан 10, пе-

рекрывает им свой канал, и при дальнейшем ходе поршня 20 открывается атмосферный клапан 3. При этом
полость I вакуумного цилиндра через полость IV и воздушный клапан 3 сообщается с атмосферой; под дей-
ствующим в полости II разрежением поршень 54 перемещается вправо, толкатель 61 своим конусом пере-
крывает канал поршня 42 гидравлического цилиндра и дальнейшее сжатие рабочей жидкости в полости VI
(подача к цилиндрам тормозов передних колёс) производится давлением на поршень 42 толкателя 61 и дав-
лением рабочей жидкости в полости V, создаваемым прилагаемым к педали тормоза усилием.

Вследствие того, что между размерами диафрагмы 17 и диаметром поршня 20 имеется определённое со-

отношение, дополнительное давление в системе привода, создаваемое усилителем, нарастает пропорцио-
нально величине усилия, прилагаемого водителем к педали тормоза. Так как в полости III следящего меха-
низма постоянно имеется разрежение, а в полость IV поступил атмосферный воздух, диафрагма под действи-
ем разности давлений стремится переместить поршень 20 вниз. В тот момент, когда давление в главном ци-
линдре тормоза, а следовательно и в полости V под поршнем следящего механизма перестаёт изменяться,
устанавливается равновесие между усилиями, развиваемыми диафрагмой и поршнем следящего механизма.
В результате воздушный клапан закрывается, и дополнительное давление, передаваемое усилителем в гид-
равлический привод, сохраняется также постоянным на тот же период.

Благодаря специальной форме стержня, соединяющего воздушный и вакуумный клапаны следящего ме-

ханизма, а также вследствие определённой величины зазора между стержнем и седлом воздушного клапана
включение в работу гидровакуумного усилителя происходит достаточно плавно, без ощутимых «ступенек».

При отпускании тормозной педали и падении давления в главном цилиндре тормоза и в полости V сле-

дящего механизма поршень 20 опускается вниз, открывая вакуумный клапан 10 (атмосферный клапан за-
крылся ранее). В полости IV и в сообщающейся с ней полости I вновь возникает разрежение, и поршень 54
вакуумного цилиндра под усилием пружины 52 возвращается в исходное положение. Поршень 42 гидравли-
ческого цилиндра под усилием возвратной пружины 23 также возвращается в исходное положение до упора в
шайбу 44. Образуется зазор, обеспечивающий свободный проход жидкости из главного цилиндра в систему и
предотвращающий самопроизвольное повышение давления в приводе при изменениях температуры узлов и
жидкости.

Точка

а

(рис. 201) на графике соответствует давлению в главном цилиндре, при котором включается в ра-

боту усилитель.







Рис. 201. График зависимости давления рабочей жидкости в контуре
гидропривода:

I — давление при работе только главного тормозного цилиндра; II
давление при работе главного тормозного цилиндра и гидровакуумного

усилителя; Р

1

— давление за главным тормозным цилиндром; Р

2

давление за гидровакуумным усилителем; а — точка включения в работу
гидровакуумного усилителя; b — точка наиболее эффективного

торможения


На участке

а

b

усилитель повышает давление в системе пропорционально давлению в главном цилин-

дре. Точка

b

соответствует наиболее эффективному торможению. После точки

b

давление в гидравлическом

приводе возрастает только за счёт увеличения силы нажатия на педаль, так как усилие поршня вакуумного
цилиндра, соответствующее давлению в точке

b

, является предельным для принятых размеров усилителя

(при условии неизменной величины разрежения во впускном коллекторе двигателя).

Снятие и установка гидровакуумного усилителя:
- очистите от пыли и грязи места присоединения трубопроводов к гидровакуумному усилителю;

- ослабьте хомут крепления на гидровакуумном усилителе шланга (от впускного коллектора двигателя) и

отсоедините шланг;

191

- отвинтите от гидровакуумного усилителя соединительную гайку трубки (от главного тормозного ци-

линдра тормозов передних колёс);

- отвинтите от гидровакуумного усилителя специальный болт 3 (рис. 195) и снимите уплотнительные

шайбы 2;

- отвинтите гайки болтов крепления гидровакуумного усилителя на кронштейне, снимите шайбы, болты,

снимите гидровакуумный усилитель.

Установку гидровакуумного усилителя производите в последовательности, обратной снятию. Затягивайте

соединительную гайку трубки ключом 12х14 до отказа (без применения удлинителя).

После установки прокачайте контур.

Замена манжет, диафрагм, клапанов гидровакуумного усилителя. Замена манжет, диафрагм и клапа-

нов гидровакуумного усилителя представляет собой очень ответственный процесс, требующий чрезвычайной
чистоты, аккуратности и достаточного навыка в связи с тем, что для этого необходимо разбирать узел, а при
последующей сборке обеспечить полную герметичность всех его соединений.

Промывайте работавшие детали с целью определения их пригодности к дальнейшей эксплуатации, а так-

же новые (при необходимости) в спирте или свежей рабочей жидкости с последующим обдувом сухим воз-
духом. Применение других моющих средств недопустимо. Недопустимо также пользование инструментом с
наличием малейших пятен растворителей или минеральных масел, так как от контакта с ними резиновые де-
тали усилителя разбухнут и приведут к отказу его в работе.

Недопустимо применение ветоши, так как это приведёт к налипанию волокон и, в результате, к наруше-

нию герметичности уплотнений.

Все манжеты перед установкой обильно смажьте свежей рабочей жидкостью. Для замены манжеты 21

(рис. 200) поршня следящего механизма:

- снимите пружину 9 крепления фильтра, снимите крышку 6, пружину 8 и воздушный фильтр 5;

- отвинтите четыре винта 12 и снимите крышку 11 в сборе с клапанами и диафрагму 17 в сборе с толка-

телем и поршнем;

- отвинтите три винта 19 и снимите пластину 2, выньте втулку 1 и манжету.

Для рассоединения клапанов отвинтите гайку 7.

При отказе атмосферного 3 или вакуумного 10 клапанов замените их в сборе: прокладки клапанов при-

вулканизированы и замена приклеиванием недопустима, так как такие клапаны будут неработоспособными.

Диафрагму 17 без крайней необходимости с толкателя 18 не снимайте, так как герметичность её соедине-

ния достигается весьма трудно, а разборка и сборка требуют специальных приспособлений. Если необходимо
заменить диафрагму, то осторожно снимите напрессованную запорную шайбу 15, чтобы сохранить её при-
годной для повторной установки.

Собирайте диафрагму с толкателем энергичным сжатием диафрагмы одновременно по всей окружности

между шайбами 16 и напрессовкой запорной шайбы 15. При напрессовке эту шайбу слегка поверните по ок-
ружности относительно прежнего положения, чтобы острые кромки шайбы углубились в толкатель в новых
местах, обеспечив надёжность соединения.

Если имело место рассоединение воздушного клапана с вакуумным, то при его установке резьбу стержня

покройте слоем алюминиевой краски и слегка просушите. Не допускайте попадания краски на седло клапана.

При замене манжет гидравлического цилиндра усилителя снимать стопорное кольцо 45 и упорную шайбу

44 не следует.

Снятие манжеты 47:

- отвинтите гайки 56, снимите болты 59, снимите крышку 58 вакуумного цилиндра;

- извлеките поршень вакуумного цилиндра в сборе с диафрагмой и толкателем поршня 61. Снимите пру-

жину 52 поршня;

- отвинтите три болта 50, снимите шайбу 48 и, не допуская повреждения прокладки 33, снимите корпус

28 вакуумного цилиндра;

- извлеките направляющую втулку 51 и манжету.

Для замены манжеты 41 или клапана 43 поршня выполните вышеуказанные операции и отвинтите шту-

цер 25, извлеките пружину 23 и затем вытолкните из цилиндра поршень 42 в сборе с манжетой и клапаном в
сторону, с которой устанавливается штуцер 25.

При сборке:

- если имело место хотя бы малейшее повреждение прокладки 33, то её замените новой. Перед установ-

кой прокладку с обеих сторон смажьте тонким слоем пасты герметик;

- уплотнительные шайбы 49 болтов 50, 34 штуцера 35 и 32 корпуса обратного клапана 31 при установке с

обеих сторон смажьте тонким слоем пасты герметик;

- резьбу болтов 50 перед их завинчиванием покройте слоем алюминиевой краски и слегка просушите.




192

XIII.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ


Электрооборудование автомобиля (рис. 202) — напряжением 12 В постоянного тока, с присоединением

на массу (кузов автомобиля) потенциала «минус». Источниками электропитания являются включённые па-
раллельно аккумуляторная батарея и генератор (рис.203).

Возможные неисправности и способы их устранения

Причина

Способ устранения

Амперметр показывает разрядку (двигатель при выключении выключателя массы останавливается)

Нарушение в проводке или в клеммных соединениях

у генератора, регулятора, плохой контакт проводов на
клеммах «масса»

Проверьте надёжность клеммных соединений,

устраните неисправность

Зависание щёток в щёткодержателях генератора

Устраните причины зависания щёток. Проверьте

состояние контактной поверхности колец, и при
необходимости очистите их тканью, смоченной в
бензине. Если загрязнение не удаляется, то зачис-
тите кольца мелкой наждачной шкуркой

Неисправен регулятор напряжения

Отремонтируйте или замените регулятор и отре-

гулируйте его

Отпайка концов обмотки возбуждения от колец

Припаяйте концы обмотки

Обрыв в обмотке возбуждения ротора

Замените ротор

Пробой или обрыв в выпрямительном блоке

Замените неисправный выпрямительный блок

Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора

Замените статор

Амперметр показывает разрядку

(двигатель при выключении выключателя массы продолжает работать)

Неисправен амперметр

Проверьте и при необходимости замените ам-

перметр

Пробуксовка приводного ремня

Натяните ремень. При недостижении результата

(что может иметь место при значительном износе
ремня) замените ремень

Неисправность регулятора, не вызывающая его пол-

ный отказ

Отремонтируйте или замените регулятор и отре-

гулируйте его

Нарушена регулировка (занижено регулируемое на-

пряжение) регулятора

Отрегулируйте регулятор напряжения

Амперметр показывает большой зарядный ток

Неисправен амперметр

Проверьте и при необходимости замените ам-

перметр

Неисправность аккумуляторной батареи (замкнуты

банки аккумуляторной батареи)

Замените аккумуляторную батарею (или отре-

монтируйте её)

Нарушена регулировка (завышено регулируемое на-

пряжение) регулятора напряжения

Отрегулируйте регулятор напряжения

Обрыв обмотки регулятора напряжения

Замените катушку регулятора напряжения

Повышенный шум подшипников генератора

Чрезмерное натяжение приводного ремня

Отрегулируйте натяжение приводного ремня

Износ или поломка подшипников генератора

Замените подшипники


193




Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности