Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство — часть 10

146

IX.2.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Причина

Способ устранения

Повышенный шум главной передачи

Износ или разрушение подшипников шестерён главной

пары

Поломка или износ подшипников дифференциала
Увеличенный зазор в главной передаче
Неправильно выставлен размер С=87±0,04 мм в главной

передаче

Замените изношенные или разрушенные подшипники

Замените подшипники дифференциала
Отрегулируйте зазор в главной передаче
Выставьте размер С в главной передаче

Периодические сильные стуки, возникающие при работе автомобили с включённым редуктором задне-

го моста под нагрузкой и более слабые при отключении редуктора заднего моста

Поломка одного или нескольких зубьев шестерён главной

передачи редуктора заднего моста

Замените главную передачу

Стук в дифференциале

Износ зубьев шестерён дифференциала
Износ опорной поверхности под шестерни сателлитов в

корпусе дифференциала

Износ опорной поверхности под сухарь полуоси в фасон-

ном пазу полуосевых шестерён

Ослабление болтов крепления ведомой шестерни главной

пары к корпусу дифференциала

Износ пальца сателлитом под шестернями

Замените изношенные детали
Замените изношенные детали и отрегулируйте осевое

перемещение шестерён полуоси

Замените полуосевые шестерни и отрегулируйте осевое

перемещение

Снимите редуктор заднего моста, разберите, извлеките

дифференциал и проверьте затяжку болтов

Разберите и замените изношенные детали

Затруднено включение блокировки редуктора заднего моста

Наклёп или забоины шлицев муфты блокировки заднего

моста или шлицев крышки дифференциала

Износ или деформация вилки включения блокировки зад-

него моста

Зачистите шлицы или замените изношенные детали

Замените вилку в сборе со штоком

IX.3.

РЕМОНТ

Снятие и установка:
- снимите топливный бак (см. «Снятие и установка топливного бака»);
- отсоедините от маятникового рычага включения механизма блокировки редуктора тягу, сняв с пальца

тяги шплинт и шайбу;

- слейте масло из кожуха приводного вала;
- слейте масло из картера редуктора заднего моста (по мере необходимости);
- отсоедините полуоси от карданов колёсных редукторов, вдвиньте в дифференциал до упора и закрепите

от выпадания;

- отвинтите и снимите четыре гайки с шайбами крепления к редуктору кожуха приводного вала;

- установите под задний конец кожуха приводного вала подставку для предотвращения его падения при

рассоединении с редуктором;

- удерживая редуктор от падения, отвинтите и снимите четыре болта с шайбами крепления опоры редук-

тора к раме и, не допуская разрушения установленной между фланцами картонной прокладки, снимите ре-
дуктор в сборе с опорой и полуосями с автомобиля;

- отвинтив и сняв четыре гайки с шайбами крепления опоры к редуктору, снимите опору (по мере необ-

ходимости);

- отвинтите и снимите гайки с шайбами крепления крышек защитных чехлов дифференциала и снимите

полуоси в сборе с чехлами и сухарями полуосей (по мере необходимости).

Устанавливайте редуктор заднего моста в последовательности, обратной снятию. При этом:

- проверьте установку компенсационной муфты на зубчатом хвостовике приводного вала — муфта

должна быть установлена торцом без фаски в сторону приводного вала;

- картонную прокладку, устанавливаемую между фланцами, перед установкой окуните в моторное масло;

- при затяжке гаек крепления кожуха приводного вала приподнимите кожух и редуктор для исключения

несоосности в соединении компенсационная муфта — зубчатые хвостовики;

- гайки крепления крышек защитных чехлов дифференциала завинтите с равномерным наращиванием

усилия (момент окончательной затяжки 1,6...l,8 кгс·м);

Момент затяжки креплений, кгс·м:

- гайки крепления кожуха приводного вала к редуктору — 5...5,6;

- гайки крепления опоры к редуктору — 3...3,5;

- болтов крепления опоры к раме — 2...2,5.

147

Разборка. Внешними признаками, определяющими потребность в проверке редуктора заднего моста, яв-

ляется повышенный шум при движении автомобиля или плохое включение блокировки дифференциала.

При определении неисправностей, по возможности, избегайте даже частичной разборки.

Для разборки и сборки редуктора заднего моста применяются такие же приспособления и инструмент,

как для разборки и сборки коробки передач и дифференциала.

Перед разборкой слейте масло, очистите редуктор от масла и грязи и установите на приспособление (рис.

169).

Отвинтите гайки крепления корпуса 27 (рис. 168) и крышки 38. Снимите крышку 38, не допуская повре-

ждения её уплотнительной прокладки;

- снимите муфту 18 вместе с вилкой 17 в сборе со штоком, вынете шарик 4 и пружину 5;
- ослабьте гайки 43 и с помощью выколотки из мягкого металла выпрессуйте корпуса 20 и 27;
- отверните гайки 47 окончательно, снимите крышку 1 и дифференциал в сборе.
Разборка дифференциала заднего моста аналогична разборке дифференциала переднего моста (см. «Ре-

монт коробки передач. Разборка дифференциала»).

Рис. 168. приспособление для разборки и сборки редуктора заднего моста:

а) – приспособление; б) – установка редуктора заднего моста на приспособление.


Проверка состояния деталей. Проверка производится после мойки и сушки деталей. Особое внимание

необходимо обратить на состояние сопрягаемых деталей. Размеры сопрягаемых деталей редуктора заднего
моста приведены в табл.10.

Таблица 10

Номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопряжённых деталях

редуктора заднего моста

Зазор, натяг

(со знаком минус)
в соединении, мм

Монтажный

Номер и наименова-

ние детали (вал)

Размер по чер-

тежу, мм

П

р

ед

ел

ьн

ы

й

и

зн

ос

,

м

м

Наименование сопря-

гаемой детали

(отверстие)

Размер по чер-

тежу, мм

П

р

ед

ел

ьн

ы

й

и

зн

ос

,

м

м

min

max

П

р

ед

ел

ьн

о

-

д

о

п

у

ст

и

м

ы

й

в

эк

сп

л

у

ат

ац

и

и

9 6 9 - 2 4 0 2 0 1 7

Шестерня ведущая зад-
него моста (хвостовик)

30

012

,

0

002

,

0

+

+

0,02

9 6 9 - 2 4 0 2 0 2 5

Подшипник ведущей
шестерни задний 7306КУ
(внутреннее кольцо)

30

010

,

0

0,002

-0,022

0,04

То же

30

008

,

0

022

,

0

0,02

9 6 9 - 2 4 0 2 0 4 1

Подшипник ведущей
шестерни передний
27306У
(внутреннее кольцо)

30

010

,

0

0,002

-0,022

0,04

9 6 9 - 2 4 0 2 0 2 5

Подшипник ведущей
шестерни задний
7306КУ
(наружное кольцо)

72

013

,

0

9 6 9 - 2 4 0 2 0 1 5 - А

Картер редуктора заднего
моста

72

008

,

0

040

,

0

0,03

0,005

-0,04

0,06


148

Продолжение таблицы 10

Зазор, натяг

(со знаком минус)
в соединении, мм

Монтажный

Номер и наименова-

ние детали (вал)

Размер по

чертежу, мм

П

р

ед

ел

ьн

ы

й

и

зн

ос

,

м

м

Номер и наименование

сопрягаемой детали

(отверстие)

Размер по

чертежу, мм

П

р

ед

ел

ьн

ы

й

и

зн

ос

,

м

м

min

max

П

р

ед

ел

ьн

о

-

д

о

п

у

ст

и

м

ы

й

в

эк

сп

л

у

ат

ац

и

и

9 6 9 - 2 4 0 2 0 4 1

Подшипник ведущей
шестерни передний
27306У
(наружное кольцо)

72

013

,

0

9 6 9 - 2 4 0 2 0 1 5 - А

Картер редуктора заднего
моста

72

008

,

0

040

,

0

0,03

0,005

-0,04

0,06

9 6 9 - 2 4 0 3 0 2 0

Крышка коробки
дифференциала зад-
него моста

75

030

,

0

010

,

0

+

+

0,035

9 6 8 - 2 4 0 3 0 3 6

Подшипник дифферен-
циала заднего моста
2007915У
(внутреннее кольцо)

75

015

,

0

-0,010

-0,045

9 6 9 - 2 4 0 3 0 5 0

Шестерня полуоси зад-
него моста

63

065

,

0

105

,

0

0,10

9 6 9 - 2 4 0 3 0 2 0

Крышка коробки диффе-
ренциала заднего моста

63

046

,

0

+

0,10

0,065

0,151

0,25

9 6 9 - 2 4 0 9 0 1 9

Ш т о к в к л ю ч е н и я
б л о к и р о в к и д и ф ф е -
р е н ц и а л а з а д н е г о
м о с т а

14

012

,

0

0,05

9 6 9 - 2 4 0 2 0 1 5 - А

Картер редуктора заднего
моста

14

110

,

0

030

,

0

+

+

0,10

0,03

0,122

0,25

9 6 9 - 2 4 0 9 0 1 8 - А

В и л к а в к л ю ч е н и я
б л о к и р о в к и д и ф ф е -
р е н ц и а л а з а д н е г о
м о с т а
( т о л щ и н а щ ё к )

7,5

15

,

0

0,3

9 6 9 - 2 4 0 9 0 2 2

М уф т а в к л ю ч е н и я
б л о к и р о в к и з а д н е г о
м о с т а ( ш и р и н а п а з а )

7,8

16

,

0

+

0,3

0,3

0,61

0,90


Детали картера и крышки редуктора не должны иметь трещин и других повреждений, а их уплотняющие

и посадочные поверхности — забоин и рисок.

При наличии забоин и рисок их нужно зачистить, а при обнаружении трещин крышку и картер заменить.
Вращение подшипников должно быть плавным и бесшумным. На беговых дорожках внутренних и на-

ружных колец или роликах не должно быть выкрашиваний металла. При обнаружении выкрашиваний хотя
бы в одной из перечисленных деталей подшипник замените.

Зубья шестерён главной передачи редуктора заднего моста не должны иметь выкрашиваний и наволаки-

ваний металла на поверхности. Если указанные дефекты занимают 15 % поверхности зуба хотя бы на двух
зубьях, шестерни замените.

Детали дифференциала не должны иметь задиров и забоин. Имеющиеся забоины и небольшие прихваты

зачистите. При значительном повреждении детали ремонту не подлежат и требуют замены.

Сальник ведущей шестерни при потере эластичности, ширине рабочей кромки свыше 1,5 мм или при раз-

рушении замените.

Сборка. Собирайте редуктор заднего моста в обратной последовательности. Все рабочие поверхности де-

талей при сборке смазывайте маслом для двигателя.

Уплотняющие поверхности и прокладки смажьте уплотняющей пастой УН-25. Порядок сборки:

- запрессуйте наружные кольца конических подшипников в картер 9 редуктора. Подшипник 7306КУ ус-

танавливайте в картер со стороны шестерни главной пары;

- на вал ведущей шестерни 11 установите регулировочную прокладку 7, напрессуйте внутреннюю обой-

му конического подшипника 7306КУ;

- поставьте вал ведущей шестерни в картер редуктора, установите распорную втулку 10, регулировочные

прокладки 39, внутреннее кольцо подшипника 27306У, маслосъёмное кольцо 12, зубчатый фланец 15 и за-
крепите гайкой 16 моментом 16...22 кгс·м;

- проверьте предварительный натяг конических подшипников, который определяется усилием провора-

чивания ведущей шестерни. Это усилие должно быть 0,15...0,25 кгс·м.

Этот натяг достигается подбором необходимой толщины прокладок 39;

- после определения предварительного натяга подшипников установите монтажное расстояние С, подоб-

рав толщину прокладки 7 (см. «Коробка передач, главная передача и дифференциал. Сборка коробки передач
и дифференциала»);

149

- сборку дифференциала и регулировку зазора в зацеплении главной передачи редуктора следует выпол-

нять аналогично регулировке главной передачи переднего моста.

- после сборки редуктора заднего моста проверьте лёгкость вращения и чёткость включения блокировки;

- законтрите гайку 16 вдавливанием её буртика в паз хвостовика ведущей шестерни.



X.

ПОДВЕСКА, АМОРТИЗАТОРЫ, КОЛЁСА И ШИНЫ

X.1.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Подвеска

Тип . . . . . . . . . . рычажно-торсионная с гидравлическими амортизаторами
Угол развала передних колёс (нерегулируемый) . . . . . …1°30'
Угол продольного наклона шкворня
при полной нагрузке (нерегулируемый) . . . . . . . .10'
Наибольший угол поворота передних колёс:
- внутреннего . . . . . . . . . . . . ….30°
- наружного . . . . . . . . . . . . . 23°

Амортизаторы

Тип . . . . . . . . . …...гидравлические, телескопические, двустороннего действия

Передние

Задние

Диаметр рабочего цилиндра, мм . . . . . . …..27

27

Диаметр штока, мм . . . . . . . . . …12

12

Длина в сжатом состоянии
(расстояние между осями проушин), мм . . . . . 330

280

Полный ход, мм . . . . . . . . . . ..200

150

Усилие при снятии характеристик на стенде
с частотой 100 циклов и ходом 76 мм, кгс:
- сжатия . . . . . . . . . . . …35...65

25...50

- отдачи . . . . . . . . . . . …75...115

75...115

Заправочная ёмкость, см

3

. . . . . . . . .210±5

170±5

Рабочая жидкость . . . . . . . . . …МГП-10

МГП-10

Колёса

Тип . . . . . . . . . . . . ..штампованные, дисковые, сварные,

размер обода 102J-330 (4J-13) или 114J-330 (4

1

/

2

J-13)

Шины

Тип . . . . . . . . . . …низкого давления,

с рисунком протектора повышенной проходимости,
размер 150-330 (5,9-13)

Давление в шинах, кгс/см

2

. . . . . . . . ….1,7±0,1


















150

X.2.

УСТРОЙСТВО

ПОДВЕСКА

Подвеска всех колёс — независимая, рычажно-торсионная, с гидравлическими амортизаторами телеско-

пического типа двустороннего действия. Подвеска передних колёс показана на рис. 172.

Рис. 172. Подвеска передних колёс:

а

— линия опорных поверхностей шкворней 2 с корпусами 6 втулок шкворней;

b

полость, заполняемая смазкой при

смазке втулок рычага; 1, 46* — маслёнка; 2— шкворень поворотного кулака; 3 — накладка шкворня; 4 — прокладки
регулировочные; 5 — втулка шкворня поворотного кулака; 6 — корпус втулки шкворня поворотного кулака; 7 — за-
глушка; 8 — сальник; 9 — обойма сальника; 10 — поворотный кулак; 11 — кольцо грязезащитное шкворня поворотного
кулака; 12, 23*, 26*, 28*, 36*, 42*, 50*, 57 — шайба пружинная; 13 — болт специальный крепления накладки; 14
штифт; 15 — амортизатор; 16* — скоба крепления буфера; 11* — буфер ограничителя хода колеса; 18* — ограничитель
хода колеса; 19* — буфер; 20* — болт крепления амортизатора: 21* — втулка; 22*; 27*; 39* — втулка распорная; 24*,
56
— гайка; 25* — болт крепления ограничителя хода колеса; 29* — болт крепления буфера; 30* — шайба специальная;
31* — шайба опорная буфера; 32*, 51*, 63 — контргайка; 33* — болт торсиона; 34*, 54 — торсионы; 35* — прокладка;
37 — болт специальный крепления подвески; 38* — болт крепления ограничительной шайбы; 40* — кольцо защитное
рычага подвески; 41* — шайба ограничительная осевого смещения рычага; 43* — втулка рычага подвески; внутренняя;
44 — рычаг подвески; 45 — ось подвески; 47* — прокладка защитная торсиона; 48* — шайба специальная торсиона;
49* — болт крепления специальной шайбы; 52* — болт специальный; 53* — втулка рычага подвески наружная; 55, 58
— шайба; 59 — кронштейн крепления нижнего конца амортизатора; 60 — пластина стопорная; 61 — болт крепления
кронштейна; 62 — болт регулировочный угла поворота колёс

Подвеска задних колёс состоит из оси, рычагов, торсионов и амортизаторов по конструкции аналогич-

ных показанным на рис. 172, а также из деталей, позиции которых на этом рисунке обозначены звёздочкой.

В вилках передних рычагов 44 установлены на шкворнях 2 поворотные кулаки 10 (из ковкого чугуна, ли-

тые). К поворотным кулакам (а у задней подвески непосредственно к рычагам) крепятся колёсные редукторы
с тормозами в сборе.

Несущими узлами подвески являются полые оси сварной конструкции, крепящиеся своими кронштейна-

ми к лонжеронам рамы кузова болтами 37 через резиновые прокладки 35. В ось установлены торсионы 34 и

151

54. На концах оси и торсионов установлены рычаги с запрессованными в них подшипниками 43 и 53 (метал-
локерамические втулки со спиральными канавками для смазки). Соединение торсиона с осью и ступицей ры-
чага — шлицевое. От осевого перемещения в оси торсион удерживается болтом 33. От схода с оси рычаг
удерживается шайбой 48, закреплённой к торсиону болтом 49. Стопорным болтом 52 рычаг удерживается на
торсионе от перемещения в сторону защитного кольца рычага 40, предохраняя его от разрушения. При по-
ломке торсиона рычаг от схода с оси удерживается ограничительной шайбой 41. Ход колеса вверх ограничи-
вается буфером 19 подвески, а вниз — ограничителем 18.

Втулки 43 и 53 рычага смазываются смазкой, подаваемой в полость

b

через маслёнку 46. Для защиты по-

лостей ступицы рычага и оси от воды, пыли и грязи установлены резиновые кольца 40 и прокладка 47.

В расточки поворотного кулака запрессованы с опорой на обойму 9 сальника корпусы 6 втулок в сборе с

втулками 5 (втулки из бронзовой ленты, с винтовой канавкой для смазки) и заглушками 7. В корпусы с втул-
ками и в головки вилки рычага установлены шкворни 2. Шкворень от поворачивания застопорен штифтом 14
и от выхода из головки вилки удерживается накладкой 3. Смазка к втулке подаётся от маслёнки 1 по каналам
в шкворне. Для защиты рабочих поверхностей соединения от воды, пыли и грязи в обоймы 9 установлены
сальники 8; верхний сальник закрыт грязезащитным кольцом 11.

Устранение осевого зазора между корпусами втулок и шкворнями (опорные поверхности по линиям

а

),

появляющегося вследствие их износа, производится уменьшением толщины пакета регулировочных прокла-
док 4.

Углы поворота колёс устанавливаются регулировочными болтами 62.

Торсионы изготовлены из высококачественной легированной стали, поверхность стержня упрочнена че-

канкой, твёрдость стержня HRC 44...48, твёрдость шлицевых головок HRC 50...55. После термообработки
торсионы заневолены и соответственно направлению закручивания обозначены:

ПП — передний правый;

ПЛ — передний левый;

ЗП — задний правый;

ЗЛ — задний левый.

Направление закручивания переднего правого и заднего левого торсионов — против часовой стрелки

(при виде со стороны клейма), а переднего левого и заднего правого — по часовой стрелке.

Установка торсиона не в соответствии с клеймом недопустима.
Головки торсионов имеют разное количество шлицев: на внутренней 45, а на наружной — 48. При такой

конструкции при установке торсиона может возникать необходимость поворота рычага из его фиксированно-
го положения (при вывешенном колесе рычаг своим кронштейном должен лежать на буфере ограничителя
хода колеса вниз) на угол 30' (не более). При повороте на угол 30' зазор между кронштейном рычага и буфе-
ром ограничителя хода колеса составит около 2,5 мм (максимальная погрешность установки торсиона).

Размеры и допуски в сопрягаемых деталях подвески приведены в табл. 11.

Таблица 11

Номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопряжённых деталях подвески

Допустимый

зазор, мм

натяг, мм

Обозначение и наиме-

нование детали (вал)

Номи-

нальный

размер,

мм

Обозначение и наименова-

ние сопрягаемой детали

(отверстие)

Номи-

нальный

размер,

мм

min

max

min

max

969- 230040 18

Шкворень поворотного
кулака

32

035

,

0

018

,

0

+

+

969М- 2904010
969М- 2904011

Рычаг подвески

32

027

,

0

+

0,009

0,035

969- 230040 18

Шкворень поворотного
кулака

18

012

,

0

969- 230040 20- 10

Корпус втулки шкворня по-
воротного кулака со втулкой
в сборе

18

043

,

0

016

,

0

+

0,016 0,055

969- 230040 20- 10

Корпус втулки шкворня
поворотного кулака

29

081

,

0

048

,

0

+

+

969- 230404 0
969- 230404 1

Корпус поворотного рычага

29

023

,

0

+

0,025 0,081

969- 290409 6

Втулка наружная

70

225

,

0

155

,

0

+

+

969М- 2904010
969М- 2904011

969- 291401 0- 01
969- 291401 1- 01

Рычаг подвески

70

060

,

0

+

0,095 0,225



152

Продолжение таблицы 11

Допустимый

зазор, мм

натяг, мм

Обозначение и наиме-

нование детали (вал)

Номи-

нальный

размер,

мм

Обозначение и наименова-

ние сопрягаемой детали

(отверстие)

Номи-

нальный

размер,

мм

min

max

min

max

969- 290409 7

Втулка внутренняя

70,5

225

,

0

155

,

0

+

+

969М- 2904010
969М- 2904011

969- 291401 0- 01
969- 291401 1- 01

Рычаг подвески

70,5

080

,

0

+

0,075 0,225

969М- 3001010
969М- 3010010

Ось подвески

63

040

,

0

120

,

0

969- 290409 6
969- 290409 7

Втулка

63

060

,

0

+

0,04

0,18

969- 290201 5 ( П П )
969- 290201 5 ( П Л )

969- 291201 5 ( З П )
969- 291201 5 ( З Л )

Торсион (диаметр по дуге
делительной окружности)

34,195

035

,

0

085

,

0

969М- 2904010
969М- 2904011

969- 291401 0- 01
969- 291401 1- 01

Рычаг подвески
(диаметр по дуге делитель-
ной окружности)

34,195

035

,

0

+

0,035 0,120

969- 290201 5 ( П П )
969- 290201 5 ( П Л )

969- 291201 5 ( З П )
969- 291201 5 ( З Л )

Торсион (диаметр по дуге
делительной окружности)

30,846

030

,

0

080

,

0

969М- 3001010
969М- 3010010

Ось подвески
(диаметр по дуге делитель-
ной окружности)

30,846

035

,

0

+

0,035 0,120


АМОРТИЗАТОРЫ


Амортизатор состоит из резервуара 8 (рис.173) в сборе с нижней проушиной, установленных на дно ре-

зервуара впускного клапана (сверху) и клапана сжатия (собраны на общем корпусе 14), рабочего цилинд-
ра 7 и штока 1, сваренного с верхней проушиной и защитным кожухом. На конце штока установлен поршень
9 с перепускным клапаном (сверху) и клапаном отдачи. Поршень делит рабочий цилиндр на две полости k
и f, заполненные рабочей жидкостью. Резервуар частично (полость b) заполнен жидкостью — резерв жидко-
сти, а в верхней части заполнен воздухом. В верхнюю часть полости k через канал а и зазор между штоком и
направляющей втулкой 28 может проникать воздух из полости b, однако в начале работы амортизатора он
удаляется жидкостью тем же путём.

Работа клапанов

Сжатие. Под возникшим в полости f давлением жидкости сжимается пружина 26 перепускного клапана

поршня и жидкость из полости f через четыре поршневые канала h перетекает в полость k, часть жидкости
при этом через канал с (Ø0,7 мм) втулки клапана сжатия 13 из полости f перетекает в полость b. При большей
скорости сжатия под увеличенным в полости f давлением:

- тарелка перепускного клапана 25, изгибаясь, увеличивает щели пропуска жидкости — переток жидкости

в полость k ускоряется;

- втулка клапана сжатия 13, преодолевая усилие пружины 15, перемещается вниз, открывая свой канал d

на величину соответственно давлению в полости f— переток жидкости в полость b ускоряется.

Отдача. В полости f возникает разрежение, вследствие чего:

- тарелка перепускного клапана 25 закрывает каналы h под действием пружины 26; жидкость из полости

k с малой скоростью перетекает в полость f через щелевые каналы дроссельного диска клапана отдачи 23;

- тарелка впускного клапана 17 сжимает пружину 12 и часть жидкости из полости b по восьми каналам е

корпуса 14 перетекает в полость f; часть жидкости при этом перетекает в полость f через канал с (втулка кла-
пана сжатия 13 при этом под действием пружины 15 поднята вверх до упора своим конусом о гайку 16 и,
следовательно, канал d закрыт). При большей скорости отдачи под увеличенным давлением жидкости в по-
лости k диск клапана отдачи 22, преодолевая усилие пружины 10, открывает четыре канала g поршня 9, и
жидкость из полости k с большей скоростью перетекает в полость f.

153

Рис. 173. Амортизатор:

а

— перепускной канал полостей

k

и

b

;

b

— полость резервуара;

с

,

d

каналы втулки клапана сжатия 13;

е

кана-

лы впускного клапана;

f

— подпоршневая полость рабочего цилиндра;

g

каналы клапана отдачи;

h

— каналы пе-

репускного клапана;

k

— надпоршневая полость; 1 — шток амортизатора с проушиной и кожухом; 2 — кольцо за-

щитное штока; 3 — прокладка защитного кольца штока; 4 — обойма сальника штока; 5 — сальник штока; 6 — коль-
цо уплотнительное резервуара; 7 — рабочий цилиндр; 8 — резервуар; 9 — поршень; 10 — пружина клапана отдачи;
11 — гайка клапана отдачи; 12 — пружина впускного клапана; 13 — втулка клапана сжатия; 14 — корпус клапана
сжатия; 15 — пружина клапана сжатия; 16 — гайка клапана сжатия; 17 — тарелка впускного клапана; 18 — тарелка
ограничительная впускного клапана; 19 — тарелка упорная пружины клапана отдачи; 20 — шайба клапана отдачи;
21, 22 — диск клапана отдачи; 23 — диск дроссельный клапана отдачи; 24 — кольцо поршня; 25 — тарелка перепу-
скного клапана; 26— пружина перепускного клапана поршня; 27 — тарелка ограничительная перепускного клапана
поршня; 28 — втулка направляющая штока; 29 — гайка резервуара


Плавность сжатия и отдачи амортизатора на разных скоростях перемещения поршня обеспечивается ско-

ростью перетока рабочей жидкости из полости в полость в рабочем цилиндре, обусловленной сечением пе-
репускных каналов поршня 9 и корпуса клапана 14, конструкцией дроссельного диска 23 и втулки клапана
сжатия 13, а также усилием пружин клапанов.














154

X.3.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Причина

Способ устранения

ПОДВЕСКА

Кузов буфером подвески лежит на рычаге

Проседание торсиона

Переставьте торсион

Поломка торсиона

Замените торсион

При движении по булыжной или грунтовой дороге подвеска «пробивает»

Разрушение буфера подвески

Замените буфер

Неисправный амортизатор

Отремонтируйте или замените амортизатор

Значительный выход смазки из ступицы рычага по его фланцу

Большой износ или разрушение уплотнительного кольца ры-
чага

Замените уплотнительное кольцо

Повышенный шум

Ослабление крепления амортизатора

Затяните гайки крепления амортизатора

Износ резиновых втулок крепления амортизаторов

Замените втулки

Неисправный амортизатор

Отремонтируйте пли замените амортизатор

Стук подвески при движении автомобиля

Появление значительного осевого зазора в шкворневых со-
единениях поворотного кулака

Устраните зазор уменьшением толщины пакета регулиро-
вочных прокладок

Повышенный радиальный зазор в шкворневых соединениях
поворотного кулака

Замените корпусы втулок шкворней поворотного кулака с
втулками в сборе

Большой износ металлических втулок рычага подвески

Замените втулки

Разрушение буфера ограничителя хода колеса

Замените буфер

Неисправны амортизаторы

Отремонтируйте или замените неисправные амортизаторы

Увод автомобиля от прямолинейного движения

Большое отклонение от нормы схождения передних колёс

Проверьте и отрегулируйте схождение колёс

Деформация рычага подвески со значительным изменением
угла развала и (или) угла продольного наклона оси шкворней
поворотного кулака

Замените деформированный рычаг

Большая разность давления воздуха в шинах

Проверьте и установите нормальное давление в шинах

Увеличенный зазор в подшипниках вала ведомой шестерни
колёсного редуктора

Отрегулируйте зазор

Значительная разница в износе шин

Установите шины с небольшой разницей износа по диа-
метру

Повышенный дисбаланс передних колёс

Отбалансируйте колёса

Самовозбуждающееся угловое колебание передних колёс

Значительная разница давления воздуха в шинах

Установите нормальное давление воздуха в шинах

Увеличенный зазор в подшипниках вала ведомой шестерни
колёсного редуктора

Отрегулируйте зазор

Большой износ втулок шкворней поворотных кулаков

Замените корпусы втулок шкворней поворотных кулаков
с втулками в сборе










155

Продолжение таблицы

Причина

Способ устранения

АМОРТИЗАТОРЫ

Амортизатор негерметичен, течь жидкости

Ослабла затяжка гайки резервуара

Затяните гайку

Повреждён или изношен резиновый сальник штока

Замените резиновый сальник штока

Поврежден шток, на его поверхности имеются глубокие

риски, забоины и коррозия

Замените шток с проушиной и кожухом в сборе

Шток амортизатора имеет свободное (без усилия) перемещение в начале хода отдачи или сжатия,

не устраняемое прокачкой

Уменьшенное количество жидкости в амортизаторе

Добавьте жидкость

Амортизатор не развивает достаточного сопротивления при отдаче

Негерметичен клапан отдачи в результате засорения или

повреждения его деталей

Разберите клапан, промойте, повреждённые детали заме-

ните

Уменьшилась жёсткость пружины клапана отдачи

Замените пружину или между её торцом и гайкой проло-

жите дополнительные регулировочные шайбы

Негерметичен перепускной клапан поршня

Промойте клапан и проверьте кольцевые запорные кромки

на торцах поршня. Если они имеют небольшие неровности,
то торцы поршня слегка притрите на ровной чугунной пли-
те, а при значительных неровностях поршень замените

Износ деталей, приводящий к увеличенному перетеканию

жидкости по зазорам или глубоким рискам изношенного
поршня и его кольца

Замените изношенные детали

Амортизатор не развивает достаточного сопротивления при сжатии

Негерметичность клапана сжатия в результате засорения

или повреждения его деталей

Разберите узел клапана сжатия и промойте. Повреждённые

детали замените

Уменьшилась жёсткость пружины клапана сжатия

Замените пружину

Негерметичность впускного клапана

Промойте впускной клапан и притрите, как это указано

для перепускного клапана

Амортизатор развивает чрезмерное сопротивление в конце хода сжатия

В амортизаторе избыточное количество жидкости

Удалите избыточное количество жидкости

В амортизаторе при резком перемещении штока наблюдаются стуки

Ослабла затяжка гайки резервуара

Подтяните гайку резервуара

В амортизаторе наблюдаются заедания при перемещении штока

Перекос поршня по отношению к штоку

Замените поршень

Изгиб штока

Замените шток с проушиной и кожухом в сборе

X.4.

РЕМОНТ

ПОДВЕСКА


Снятие.
Необходимость снятия с автомобиля подвески в сборе возникает в случае её замены или замены

оси подвески. Переднюю подвеску снимайте в сборе с рулевым приводом:

- ослабьте гайки крепления колёс и болты крепления фланцев полуосей. Ослабьте болты крепления сни-

маемой подвески к раме;

- вывесьте автомобиль. При поднятии автомобиля домкратами под автомобиль со стороны проведения

ремонта установите подставку: спереди — под буксирные проушины; сзади — под задние бамперы.

Домкраты устанавливайте под выступающие концы ступиц рычагов, прокладывая мягкие неметалличе-

ские прокладки. После установки подставки домкраты удалите;

- отвинтите гайки и снимите болты крепления верхних концов амортизаторов, опустите амортизаторы

вниз. Извлеките резиновые и распорную втулки из проушин амортизаторов;

- отвинтите гайки и снимите колёса;

156

- отсоедините полуоси от карданов и, не допуская их выхода из дифференциала, вдвиньте в дифференци-

ал до упора и закрепите от выпадения;

- отсоедините тормозные трубки от гибких шлангов и концы шлангов от кронштейнов на кузове и, не до-

пуская вытекания рабочей жидкости, заглушите концы трубок и шлангов заглушками;

Только для передней подвески: отсоедините продольную рулевую тягу от маятникового рычага (см. «Ру-

левое управление. Снятие и установка маятниковых рычагов и тяг.»);

Только для задней подвески: снимите тормозные барабаны (см. «Тормоза. Снятие и установка тормозного

барабана»), снимите стопорные шайбы троса стояночного тормоза и выньте из разжимных рычагов и щитов
тормозов концы троса;

- подкатите под подвеску передвижной подъёмник;
- отведите ограничители 18 (рис. 172) у передней подвески вперёд и у задней назад, сняв крепление одно-

го и ослабив — другого конца;

- отвинтите болты крепления оси к лонжеронам рамы кузова, снимите резиновые прокладки, выкатите

подвеску.

Установка. Операции по установке подвески выполняйте в последовательности, обратной снятию. Болты

крепления подвески завинчивайте с равномерным увеличением усилия (момент окончательной затяжки
12...14 кгс·м). Моменты затяжки остальных соединений, кгс·м:

- болты крепления ограничителей хода колёс. . 5,5...6
- соединения трубопроводов тормоза. . . . 3...3,5
- болты крепления фланцев полуосей. . . . 3...3,5
- гайки крепления колёс. . . . . . …5,5...6
- гайка шарового пальца. . . . . . …..3...3,5
- гайка крепления верхнего конца амортизатора. …..3...3,5
После установки прокачайте контуры тормозов, а также проверьте и при необходимости отрегулируйте

схождение передних колёс.

Замена торсиона. Признак поломки торсиона: кузов буфером лежит на рычаге, рычаг свободно (не счи-

тая сопротивления амортизатора) качается на оси в пределах ограничителей, и при этом могут прослуши-
ваться стуки в стыке обломков торсиона. Порядок работы:

- отпустите контргайки 32 и 51 (см. рис. 172) и вывинтите болты 33 и 52 крепления поломанного и цело-

го торсионов одной оси. Отвинтите болты 49, снимите шайбы 48 и прокладки 47;

- вывесьте автомобиль;
- извлеките наружный обломок и (с противоположной стороны оси) целый торсион с помощью съёмника

(рис. 174);

- с помощью штыря Ø10 мм и длиной 1300 мм выбейте (со стороны целого торсиона) второй обломок;

- смазав шлицевые головки консистентной смазкой, вставьте торсион головкой меньшего диаметра в

шлицевое отверстие ступицы рычага и продвиньте до упора (торсион подберите в соответствии с клеймом на
его торце).














Рис. 174. Снятие торсиона:
1 — болт М12х100; 2 — гайка М12 (высота 16 мм);
3 — стакан; 4 — торсион; 5 — рычаг подвески

Проворачивая торсион на 1...2 зуба в одну и ту же сторону и продвигая его в зацепление со ступицей ры-

чага, найдите положение, при котором он войдёт в зацепление обеими головками, и в этом положении поса-
дите. Точное совпадение шлицев обеих головок происходит при повороте торсиона не более чем на шестна-
дцать зубьев. Правильной есть установка торсиона, если после его посадки кронштейн рычага остался лежать
на ограничителе, или между кронштейном рычага и буфером ограничителя образовался зазор не более 3 мм;

157

- завинтите болт торсиона 33 и законтрите его гайкой 32 (момент затяжки болта и гайки 5,5...6 кгс·м);

- установите в торец ступицы рычага прокладку 47, шайбу 48 и завинтите болт 49 с пружиной шайбой 50

(момент затяжки 5,5...6 кгс·м);

- завинтите болт 52 и законтрите его гайкой 51 (момент затяжки болта и гайки 1,4...1,6 кгс·м).

В вышеуказанном порядке установите второй торсион. Опустите автомобиль на колёса.

Перестановка торсиона. При эксплуатации автомобиля торсионы подвески вследствие усталостного из-

носа могут «проседать». Признаком «проседания» является значительное уменьшение зазора между резино-
выми буферами подвески и рычагами. Порядок работы:

- отпустите контргайки 32 и 51 (рис. 172) и вывинтите болты 33 и 52. Отвинтите болт 49, снимите шайбу

48 и прокладку 47;

- вывесите автомобиль;

- с помощью съёмника (рис. 174) извлеките торсион до разъединения шлицев. Рычаг подвески при этом

своим кронштейном должен лечь на ограничитель хода колеса;

- установите торсион.

Далее порядок работы, как и при замене торсиона.

Снятие рычага подвески. Производится для замены рычага, для замены втулок рычага на ремонтные,

для замены уплотнительного кольца рычага, а также в передней подвеске для замены втулок шкворней пово-
ротных кулаков с втулками в сборе. Порядок работы:

- ослабьте гайки крепления колеса и болты крепления фланца полуоси;

- вывесьте автомобиль;

- снимите колесо;

- отсоедините полуось от кардана и, не допуская её выхода из дифференциала, вдвиньте в дифференциал

до упора и закрепите от выпадения;

- отсоедините трубку тормоза от шланга и конец шланга от кронштейна у редуктора и, не допуская выте-

кания рабочей жидкости, заглушите конец шланга и трубки заглушками;

- отвинтите гайку крепления нижнего конца амортизатора (для рычага задней подвески дополнительно

снимите болт и выньте из проушины рычага нижний конец амортизатора);

- отвинтите болт 49 (рис. 172), снимите шайбу 48 и прокладку 47. Отпустите контргайку 51 и отвинтите

болт 52. Отвинтите болт 38, снимите шайбу 41 и распорную втулку 39;

только для передней подвески: отсоедините от поворотного кулака рулевую тягу. Выпрессовывайте ша-

ровой палец из конического отверстия поворотного кулака с помощью съёмника. Выпрессовка ударами по
головке поворотного кулака недопустима, так как может привести к его поломке (он отлит из чугуна);

только для задней подвески: снимите тормозной барабан, выньте из разжимного рычага конец троса стоя-

ночного тормоза, снимите упорную шайбу пружины троса и извлеките трос из щита тормоза;

по мере необходимости: отвинтив гайки крепления к поворотному кулаку (у задней подвески — к рыча-

гу), снимите колёсный редуктор с тормозом в сборе;

- пометьте любую пару зуб-впадина на торце торсиона и рычага (при замене рычага не выполняется);

- приподнимая рычаг для исключения защемления в шлицевом соединении, снимите с оси и торсиона (у

передней подвески дополнительно снимите с кронштейна нижний конец амортизатора);

- при замене рычага: отпустите контргайку 32, вывинтите болт 33 и выньте торсион из оси;

только для передней подвески при замене рычага: отсоедините поворотный кулак (см. «Замена корпусов

втулок шкворней с втулками в сборе и шкворней»), а также расконтрите и снимите кронштейн крепления
нижнего конца амортизатора.

Установка рычага подвески. Операции по установке рычага подвески выполняйте в последовательно-

сти, обратной снятию. Перед установкой втулки рычага обильно смажьте смазкой ШРБ-4. Устанавливайте
рычаг на торсион по метке. В случае же замены рычага необходимо установить торсион (см. «Замена торсио-
на»). При креплении редуктора на передней подвеске на верхнюю заднюю шпильку поставьте под пружин-
ную шайбу кронштейн крепления конца гибкого шланга тормоза.

Моменты затяжки креплений, кгс·м:

- болт 49 крепления шайбы 48 к торсиону. . . . . . . ….5,5...6
- болт 52 и контргайка 51 стопорения рычага на торсионе. . . …. ..1,4...1,7
- болт 33 крепления торсиона к оси и контргайка 32. . . . . . 5,5...6
- болт 38 крепления ограничительной шайбы 41. . . . . . …3...3,5
- гайка 56 крепления нижнего конца амортизатора. . . . . . 3...3,5
- гайка крепления шарового пальца рулевой тяги. . . . . . ..3...3,5
- болты 61 крепления кронштейна крепления нижнего конца амортизатора. ..3...3,5
- гайки крепления колёсного редуктора. . . . . . . . ...5...5,6


158

После установки рычага:

- смажьте втулки рычага — подайте через маслёнку в полость b (рис. 172) с помощью шприца 50...60 г

смазки;

- прокачайте контуры тормозов;

- проверьте и (при необходимости) отрегулируйте схождение передних колёс.


Замена корпусов втулок шкворней поворотного кулака с втулками в сборе и шкворней.
Замена

корпусов втулок шкворней с втулками в сборе производится при износе втулок, при котором радиальный за-
зор вызывает стуки в соединении, приводит к колебанию колеса, а также при износе опорной со шкворней
поверхности корпуса втулки до исчезновения на её фланце канавок для смазки.

Замена шкворней производится при износе их опорных с корпусами втулок поверхностей, при котором

исчерпан запас устранения зазора по опорным плоскостям а (рис. 172), т. е. сняты регулировочные прокладки
4, а также при значительном износе поверхности шкворня, сопряжённой со втулкой.

Замена корпусов втулок и шкворней производится на снятом с автомобиля рычаге и снятом колёсном ре-

дукторе. Порядок работы:

- отвинтите болты 13 и снимите накладки 3. Снимите регулировочные прокладки 4;

- с помощью съёмника (рис. 175) снимите шкворни и снимите поворотный кулак;

- с помощью бородка выбейте заглушки из корпусов втулок. Выпрессуйте поочерёдно корпусы втулок с

втулками в сборе (рис. 176). Снимите сальники, обоймы и грязезащитное кольцо;

- проверьте пригодность к дальнейшей эксплуатации рычага, поворотного кулака, сальников, грязеза-

щитного кольца.


Не допускаются:

― в посадочных отверстиях рычага и поворотного кулака трещины, следы износа сопрягаемых со

шкворнями и корпусами втулок поверхностей; срыв резьбы отверстий крепления накладок;

― трещины, выкрашивания и глубокие риски на поворотных кулаках;

― деформация рычага с нарушением углов установки колеса;

― трещины рычага (допускается заварка);

― в сальниках повреждение рабочей кромки и признаки старения резины — потеря эластичности, появ-

ление микротрещин;

― в грязезащитном кольце трещины, обломы;
― в шкворне значительный износ поверхности, сопрягаемой с втулкой, следы износа поверхности, со-

прягаемой с рычагом и износ поверхности, сопрягаемой с корпусом втулки, при котором сняты регулировоч-
ные прокладки и, следовательно, устранение осевого зазора будет невозможным;

― в корпусе втулки следы износа поверхности, сопрягаемой с поворотным кулаком, и износ опорной со

шкворнем поверхности до исчезновения канавок для смазки;


- наденьте обоймы сальников и запрессуйте поочерёдно до упора корпусы втулок с втулками в сборе с

помощью оправки 3 (рис. 176) и ручки 1;

- смазав сальники смазкой Литол-24, установите и запрессуйте их в обоймы (рис. 177). Наденьте на верх-

ний сальник грязезащитное кольцо;

- установите поворотный кулак в вилку рычага, смажьте смазкой Литол-24 шкворни, заполните этой

смазкой их каналы и запрессуйте шкворни в проушины вилки в таком положении, чтобы штифт 14 (рис. 172)
располагался на оси крепёжных отверстий, а накладка шкворня установилась маслёнкой вперёд по ходу ав-
томобиля или в сторону от колеса (для удобства смазки). Маслёнка в накладке при этом должна быть завин-
чена до отказа;

- установите верхнюю накладку шкворня и закрепите болтами 13 с шайбами пружинными 12 с равно-

мерным увеличением усилия (момент окончательной затяжки 3...3,5 кгс·м);

- установите нижнюю накладку шкворня и закрепите с равномерным увеличением усилия (момент окон-

чательной затяжки 3...3,5 кгс·м). Измерь те с помощью щупов в двух диаметрально-противоположных местах
зазор между нижней проушиной вилки рычага и накладкой, сложите замеры и разделите на 2. Подберите па-
кет регулировочных прокладок 4 толщиной равной или меньшей на величину не более 0,03 мм полученного
результата (для получения натяга 0,00...0,03 мм). Снимите накладку, подложите подобранный пакет прокла-
док; установите накладку и закрепите болтами с пружинными шайбами с равномерным увеличением усилия
и моментом окончательной затяжки 3...3,5 кгс·м. Проверьте усилием руки вращение поворотного кулака и
отсутствие зазоров — вращение может быть несколько тугим, осевого и радиального зазоров не должно
быть;

- смажьте через маслёнки шкворни смазкой Литол-24 — нагнетайте смазку с помощью шприца до её по-

явления из-под сальников.

159


Рис. 175. Снятие шкворня поворотного

кулака:

1 — болт М12х100; 2 — гайка М12
(высота 16 мм); 3 — стакан (рис. 174);
4 — шкворень поворотного кулака;
5 — рычаг передней подвески

Рис. 176. Выпрессовка корпусов вту-

лок шкворней с втулками в сборе:

1 — Ручка; 2 — кулак поворотный;
3 — оправка; 4 — корпус втулки
шкворня с втулкой в сборе

Рис. 177. Запрессовка сальника

шкворня:

1 — кулак поворотный; 2 — кор-
пус втулки шкворня с втулкой в
сборе; 3 — обойма сальника; 4
сальник; 5 — оправка (рис. 156);
6 — ручка (рис. 157)

Устранение осевого зазора в шкворневых соединениях поворотного кулака. Зазор появляется в ре-

зультате износа опорных поверхностей шкворней и корпусов втулок (рис. 172 — опорные поверхности по
линиям а). Обнаруживается покачиванием в вертикальном направлении вывешенного колеса. Значительный
зазор при движении автомобиля вызывают стуки в соединениях.

Зазор устраняется без снятия рычага. Для устранения зазора снимите нижнюю накладку шкворня с про-

кладками;

- установите нижнюю накладку шкворня и закрепите с равномерным увеличением усилия (момент окон-

чательной затяжки 3...3,5 кгс·м). Измерьте с помощью щупов в двух диаметрально-противоположных местах
зазор между нижней проушиной вилки рычага и накладкой, сложите замеры и разделите на 2. Подберите па-
кет регулировочных прокладок 4 толщиной равной или меньшей на величину не более 0,03 мм полученного
результата (для получения натяга 0,00...0,03 мм). Снимите накладку, подложите подобранный пакет прокла-
док; установите накладку и закрепите болтами с пружинными шайбами с равномерным увеличением усилия
и моментом окончательной затяжки 3...3,5 кгс·м. Проверьте усилием руки вращение поворотного кулака и
отсутствие зазоров — вращение может быть несколько тугим, осевого и радиального зазоров не должно
быть.

Замена изношенных втулок рычага подвески на ремонтные. Признаком большого зазора в соедине-

нии ось подвески — втулки рычага являются стуки в ступице рычага при движении автомобиля, а также сту-
ки при радиальном покачивании рычага.

Замена втулок производится на снятом рычаге и при отсоединённом колёсном редукторе.

Рычаги в запчасти поставляются с серийными втулками. Втулки в запчасти поставляются ремонтного раз-

мера (рис. 178).

Порядок работы:

- выпрессуйте втулки из рычага (рис. 179);

- замерьте диаметры посадочных мест в рычаге под наружную и внутреннюю втулку. Обработайте (при

необходимости) по наружному диаметру наружную и внутреннюю втулки до размеров, обеспечивающих по-
садку втулок в рычаг с натягом 0,07...0,14 мм;

- проточите внутри втулок по две спиральные (смазочные) канавки с шагом спирали 50 мм, Ø64,0...64,6

мм, шириной 3 мм. Начала канавок на торце втулки должны быть расположены в диаметрально противопо-
ложных местах. В запрессованных и окончательно обработанных втулках глубина канавки должна быть
0,5...0,8 мм;

- запрессуйте в рычаг наружную втулку на глубину 155

-1

от фланца, а внутреннюю — заподлицо с флан-

цем ступицы рычага;

- обработайте одновременно втулки по внутреннему диаметру до размера, обеспечивающего посадку ры-

чага на ось с зазором 0,04...0,10 мм. Диаметр расточки втулок определите, как указано ниже.


160


Рис. 178. Втулки рычага ремонтные: а — наружная; b — внутренняя





Рис. 179. Выпрессовка втулок из рычага подвески:

1 — ручка; 2 — втулка наружная; 3 — рычаг подвески; 4 — оправка составная; 5 — втулка внутренняя;
6 — кольцо упорное; 7 — гайка М16; 8 — подставка






161

Ремонт оси подвески. Ось подвески — две симметричные трубы, сваренные посредством втулки с внут-

ренними шлицами. Трубы оси — с наружным диаметром 65 мм и толщиной стенки 8 мм (сталь 35); втулка
отлита из стали 35Л.

Рис. 180. Ось подвески


На концах оси (рис. 180) проточены шейки под втулки рычага подвески. Шейки обкатаны роликами под

давлением 500 кгс. Втулки рычага подвески на шейки оси посажены с зазором 0,04...0,18 мм. В эксплуатации
этот зазор может увеличиваться как из-за износа втулок рычага подвески, так и в результате износа шеек оси,
особенно в нижней и передней (по ходу автомобиля) части втулок и шеек. Уменьшение зазора производится
заменой втулок (см. «Замена втулок в рычагах подвески на ремонтные»).

Определите диаметр расточки запрессованных в рычаг втулок, измерив диаметр каждой шейки оси (не

менее, чем в трёх местах со смещением замеров на 60°) и взяв в расчёт наибольший результат. Рекомендуется
также проверка величины биения шеек и при его большом превышении показанного на рисунке — шлифовка
шеек.

Результатом обработки шеек оси и втулок рычага должна быть посадка рычага на ось с зазором 0,04...0,10

мм.

Ось с большим износом шеек, когда в результате шлифовки шейки могут исчезнуть, подлежит замене.

Трещины в оси заварите, значительные прогибы — выправьте.

Проверка и регулировка зазора в подшипниках ведомого вала колёсного редуктора. Повышенный

зазор в конических подшипниках вала ведомой шестерни колёсного редуктора, появляющийся вследствие их
износа, ускоряет износ подшипников, сальника и других деталей редуктора и вызывает колебание колеса при
движении автомобиля.

Для проверки зазора резко покачайте колесо в направлении валов редуктора с приложением усилия к ши-

не над колесом:

- при аномальном зазоре стуки в подшипниках будут отсутствовать или еле уловимо прослушиваться,

осевое перемещение колеса по отношению к редуктору незаметно;

- при допустимом зазоре будут прослушиваться незначительные стуки в подшипниках, осевое перемеще-

ние колеса по отношению к редуктору незначительное;

- при повышенном зазоре будут прослушиваться отчётливые стуки в подшипниках, осевое перемещение

колеса по отношению к редуктору заметно, приложенный палец одновременно к гайке 8 (рис. 160) крепления
ведомого вала и к валу 11 может ощущать движение гайки относительно вала;

- расконтрите и отвинтите контргайку 7, снимите стопорную шайбу 10;

- вывесьте колесо. Проворачивая колесо рукой (для правильного расположения роликов в конических

подшипниках), плавно завинтите до отказа гайку 8 (вращение колеса от руки должно стать затруднитель-
ным), и затем отверните на 1/6...1/8 оборота — колесо должно вращаться легко и плавно, без заедания в под-
шипниках; осевого перемещения колеса по отношению к редуктору не должно быть;

- опустите колесо. Наденьте стопорную шайбу и завинтите (момент затяжки 5,5...6,0 кгс·м) контргайку 7.

Пригните стопорную шайбу на одну из граней контргайки.

Схождение колёс. Регулировка схождения будет достаточно точной в том случае, если радиальные зазо-

ры в шкворневых соединениях поворотных кулаков, в соединениях маятниковых рычагов и шаровых шарни-
ров рулевого привода не превышают допустимых пределов, а также при нормальных зазорах в подшипниках
ведомого вала колёсных редукторов и при нормальном давлении в шинах передних и задних колёс. Порядок
работы:

- установите передние колёса и рулевое колесо в положение движения по прямой. Спицы рулевого коле-

са должны быть направлены вниз и расположены симметрично относительно вертикали;

- проверьте правильность установки передних колёс на стенде. Вариантом проверки правильности уста-

новки может быть проверка с помощью шнура. Натяните шнур 1 (рис. 181) так, чтобы он касался о боковые
выпуклости шин в точках

а

,

b

и

с

и касался внизу о диски колёс, подложив в точке

а

пластину толщиной 1 мм

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности