Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство — часть 14

210

приводит к полному использованию его запаса регулировки.

Установку угла производите при отрегулированном зазоре между контактами прерывателя:

- стрелку пластины 26 (рис. 212) установите в среднее положение шкалы пластины 28;

- подключите контрольную лампу, как описано в предыдущем подразделе;

- проверьте правильность расположения проводов на крышке распределителя: в гнезде крышки с цифрой

I (над клеммой низкого напряжения 11) должен быть провод от свечи первого цилиндра и от него против ча-
совой стрелки — последовательно третьего, четвёртого и второго (на крышке 9 — соответственно цифрам
III, IV и II);

- снимите с распределителя крышку с проводами. Установите коленчатый вал в положение, при котором

метка МЗ точно совмещена с выступом на крышке распределительных шестерён, а бегунок распределителя
расположен напротив провода, идущего к свече первого цилиндра;

- ослабьте болт 27 хомута подвижной пластины. Включите зажигание. Если лампа при этом горит, то

плавно поверните корпус по часовой стрелке до её потухания. Затем, прижимая бегунок в сторону, противо-
положную его вращению, плавно поверните корпус распределителя против часовой стрелки и остановите
точно в момент загорания лампы. Удерживая корпус от смещения, затяните болт хомута. Проверните колен-
чатый вал несколько раз и убедитесь по совмещению метки МЗ и загоранию лампы, что угол установлен пра-
вильно. Поставьте и закрепите крышку распределителя.

Снятие распределителя:
- снимите провода высокого напряжения, отсоедините провод низкого напряжения, снимите крышку;

- отсоедините трубку вакуумного регулятора;

- отвинтите гайку 29 (рис. 212) крепления неподвижной пластины к корпусу привода и, покачивая вокруг

оси, выньте распределитель из корпуса.

В случае рассоединения корпуса распределителя с подвижной пластиной для облегчения установки рас-

пределителя нанесите на корпус и пластину метки их взаимного расположения.

Установка. Совместив выпуск муфты 1 с пазом поводка привода, установите распределитель неподвиж-

ной пластиной на шпильку корпуса привода и закрепите гайкой с пружинной шайбой. Для облегчения уста-
новки уплотнительное кольцо 35 смажьте моторным маслом.

Если имело место рассоединение корпуса с подвижной пластиной распределителя, то их сборку следует

производить по сделанной метке.

После установки распределителя без меток взаимного положения его корпуса и подвижной пластины

проверьте правильность их положения относительно друг друга:

- выверните свечу первого цилиндра и, контролируя стержнем Ø2...3 мм длиной 250 мм из мягкой прово-

локи положение поршня, плавно поверните коленчатый вал до положения, при котором метка ВМТ совмеще-
на с выступом на крышке распределительных шестерён, а поршень находится в ВМТ — корпус распредели-
теля клеммой 11 должен располагаться у пластины 8 бегунка 5;

- при несовмещении, отпустив гайку хомута подвижной пластины, поверните корпус до получения ука-

занного совмещения. Завинтите свечу первого цилиндра;

- наденьте на штуцер вакуумного регулятора трубку от карбюратора. Присоедините провод к клемме 11;

- установите крышку и присоедините к ней провода: провод от свечи первого цилиндра вставьте в клемму

с цифрой I (расположена над клеммой 11 корпуса) и затем поочерёдно в порядке против часовой стрелки —
третьего, четвёртого и второго цилиндров;

- установите угол опережения зажигания.

Проверка на стенде. Для проверки распределителя необходимо иметь на стенде посадочное место под

хвостовик распределителя диаметром 27...27,03 мм. Приводной валик стенда должен иметь эксцентричный

паз шириной 4,5

07

,

0

05

,

0

+

+

мм. Смещение паза приводного валика относительно центра 1,15±0,12 мм. При этом

должна быть обеспечена соосность приводного валика и валика распределителя.

Проверку работы центробежного регулятора производите на собранном распределителе (крышка распре-

делителя снята). Характеристика центробежного регулятора должна соответствовать данным, указанным в
табл. 18.

Таблица 18

Частота вращения валика

распределителя, с

1

(об/мин)

10

(600)

15

(900)

22

(1300)

30

(1800)

33

(2000 и более)

Угол опережения зажигания

в градусах

0...3

4,5...7,5

8...11

11,5...14,5

13...16

При необходимости отрегулируйте центробежный регулятор (при снятом контактном основании) соот-

ветствующим изменением натяжения пружин возврата грузиков;

Проверьте состояние рабочей поверхности контактов и только в случае большого переноса металла (вид-

ны лунки и бугорок) и одного контакта на другой зачистите контакты тонким (около 1 мм) кусочком абра-

211

зивного шлифовального круга или мелкой стеклянной шкуркой (лучше всего зачистить контакты на мелком
абразивном камне, сняв рычажок и стойку с распределителя). Не рекомендуется применять наждачную бума-
гу, надфиль или другие подобные средства. При зачистке контактов следует снять бугорок на одном из них.
Полностью выводить лунку (углубление) на другом контакте не следует. После зачистки контакты промойте
и просушите;

Проверьте отсутствие заедания рычажка на оси, отжав рычажок и отпустив его. Рычажок должен быстро

возвратиться и замкнуть контакты щелчком;

Проверьте натяжение пружины рычажка прерывателя с помощью пружинного динамометра. Крючок ди-

намометра зацепите за конец рычажка и тяните по направлению от контакта, пока контакты разомкнутся.
Сила натяжения пружины должна быть 5...7 Н. При необходимости снимите рычажок и, изгибая пружину в
ту или другую сторону, отрегулируйте натяжение;

Проверьте бесперебойность искрообразования на стандартных трёхэлектродных игольчатых разрядниках

с искровыми промежутками 7 мм;

Проверку вакуумного регулятора производите при частоте вращения валика распределителя 33 с

1

(2000

об/мин). При плавном повышении разрежения, подводимого к вакуумному регулятору, угол опережения за-
жигания должен изменяться согласно данным табл. 19.

Таблица 19

Разрежение, мм Hg

120

180

250 и более

Угол опережения

0...2°

2...4°

4...6°


Регулируйте вакуумный регулятор изменением толщины пакетов регулировочных прокладок 37 и 38

(рис. 212): прокладками 37 регулируется максимальный угол, а прокладками 38 — жёсткость пружины;

Проверьте величину утечки воздуха в вакуумном регуляторе: при начальном разрежении 400 мм Hg утеч-

ка допускается не более 5 мм Hg за 15 с. Кроме того, обратите внимание на чёткость возвращения диафрагмы
пружиной 34 при отсутствии вакуума;

Проверьте электрические параметры, которые должны соответствовать приведённым ниже.

Сопротивление комбинированного уголька
в центральном электроде крышки, Ом

. . ...

8000...13000

Ёмкость конденсатора, мФ

. . . . ….

0,18...0,26

Сопротивление изоляции
при относительной влажности 50...70 %
и температуре 15...25°С, МОм,

. . . .….

не менее 50


Разборка и сборка:

- снимите крышку распределителя 9 (рис. 212), бегунок 5 и отсоедините провод от клеммы 11;

- отвинтите винты крепления вакуумного регулятора к корпусу распределителя;

- отсоедините свободный конец тяги диафрагмы вакуумного регулятора и снимите регулятор;

- вывинтите два винта крепления опорной пластины к корпусу распределителя;

- выньте опорную пластину с контактным узлом и фетровую прокладку 22, вывинтив винт крепления ку-

лачка 10 и снимите кулачок;

- снимите пружинное кольцо 36 муфты привода валика распределителя, осторожно выбейте штифт креп-

ления муфты к валику распределителя, обеспечив упор в медную или алюминиевую прокладку, и снимите
муфту;

- извлеките центробежный регулятор распределителя с валиком и отвинтите маслёнку 2;

- тщательно промойте в бензине все детали, просушите и проверьте их состояние. Непригодные детали

замените.

Собирайте распределитель в обратном порядке. Перед сборкой маслёнку и её крышку заполните смазкой

Литол-24, валик распределителя и каждую ось центробежного регулятора смажьте маслом для двигателя. Ва-
лик распределителя должен вращаться от руки без заеданий.









212

СВЕЧИ
Изоляторы свечей зажигания А-23 выполнены из качественного изоляционного керамического материала,

стойкого к большим электрическим, химическим и термическим воздействиям материалов центрального 7
(рис. 213) и бокового 8 электродов. Герметизация по корпусу свечи обеспечивается теплоотводящей шайбой
6 и пластической деформацией корпуса 4. По центральному электроду свеча герметизирована токопроводя-
щим герметиком 3. Калильное число (тепловая характеристика) свечей примерно 22...24 ед. Не рекомендует-
ся применение свечей с более низким калильным числом.

Контактная головка 1 имеет резьбу М4, а резьбовая ввёртная часть — специальную резьбу СпМ 14х1,25,

длиной 12 мм. Момент затяжки свечи 3,5...4,0 кгс·м. Нормальный зазор между электродами 7 и 8 свечи дол-
жен быть 0,7...0,9 мм и проверяется круглым щупом.

Для обеспечения требуемого герметичного соединения свечи с резьбовым отверстием в головке цилинд-

ров под опорной частью корпуса свечи установлено уплотнительное кольцо 5.

Рис. 213. Свеча:

1 — контактная головка; 2 — изолятор; 3 — токо-

подводящий герметик; 4 — корпус; 5 — кольцо уплот-
нительное; 6 — шайба теплоотводящая; 7 — централь-
ный электрод; 8 — боковой электрод





Рис. 214. Наконечник свечи:

1 — клемма; 2 — скоба пружинная





Испытание на стенде.
При испытании свечей на стенде проверьте герметичность свечи, а также беспе-

ребойность искрообразования свечи под давлением. При разности давлений в 10...11 кгс/см

2

свечи должны

быть герметичны. Допускается (главным образом для свечей, бывших в эксплуатации) негерметичность по
уплотнениям свечи в виде утечки не более 5 см

3

в минуту при указанной разности давления.

Проверяйте свечи на бесперебойность искрообразования на том же стенде, но при давлении 8...9 кгс/см

2

,

с зазором между электродами 0,7...0,9 мм, напряжении не менее 18 кВ и частотой не более 50 Гц, достаточ-
ном для пробоя искрового промежутка разрядника 12 мм.

Помните, что в процессе эксплуатации свечей происходит износ электродов, острые кромки электродов

округляются, что может привести к повышению напряжения, при котором обеспечивается бесперебойность в
искрообразовании.

Бесперебойность в искрообразовании на электродах свечи проверьте визуально в течение 30 с — при

этом валик распределителя должен вращаться с частотой 8 с

1

(500 об/мин).

В случае заброса маслом и нагарообразования на тепловом конусе, свечи очистите на пескоструйном ап-

парате. Очистка от нагара промывкой в бензине малоэффективна.

При повторной установке свечи на двигатель желательно заменить уплотнительное кольцо.
ПЛАСТМАССОВЫЕ НАКОНЕЧНИКИ
Пластмассовые наконечники (рис. 214) служат для присоединения проводов высокого напряжения к све-

чам зажигания.

Клемма 1 наконечника имеет пружинное кольцо 2, которое обеспечивает крепление наконечника на резь-

бовой контактной части центрального электрода свечи.

Клемма имеет кольцевую канавку, куда входит наконечник провода, чем обеспечивается надёжное элек-

трическое и механическое присоединение провода к наконечнику.

ПРОВОДА ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Провода ПВВП высокого напряжения винил-хлоридные, помехоподавляющие, красного цвета, с наруж-

ным диаметром 7,0...7,4 мм.

213

Токопроводящая жила выполнена в виде спирали из проволоки сплава 40Н Ø0,12 мм, шаг спирали —

29...31 виток на 10 мм длины спирали; диаметр спирали 3,0...3,4 мм.

Сердечник спирали изготовлен из льняных ниток Ø1,0...1,6 мм. Спиральная жила закрыта изоляцией из

поливинилхлоридного пластика.

Электрические параметры при проверке следующие:

- электрическое сопротивление токопроводящей жилы постоянному току при температуре 20 °С должно

быть 1800...2000 Ом/м;

- вносимое затухание провода длиной 0,25 м на частотах 50, 100, 150, 200 МГц соответственно должно

быть не менее 32, 64, 95 и 100 дБ.

При эксплуатации следите за плотностью и посадкой на всю глубину проводов в наконечники и крышку

распределителя.

Не рекомендуется на горячем двигателе снимать наконечники свечей с проводов и провода из гнезд

крышки распределителя, так как они при нагреве имеют повышенную эластичность.

XIII.6.

СТАРТЕР


Стартер СТ368 представляет собой электродвигатель постоянного тока. Тяговое реле стартера РС904А.

Схема стартера и его подключение показаны на рис. 203.


Техническая характеристика

Направление вращения

. . . . . . . ..

правое (со стороны шестерни)

Номинальное напряжение, В

. . . . ….. …

12

Номинальная мощность, N (л. с.)

. . . . ….…..

810 (1,1)

Сила тока холостого хода, А, не более

. . . . …

65

Частота вращения якоря при холостом

ходе, с

1

(об/мин), не менее

. . . . ….. …..

58 (3500)

Сила тока при тормозном моменте 0,9 кгс·м, А, не более

.

330

Напряжение включения тягового реле в момент
соприкосновения шестерни привода с прокладкой
толщиной 20 мм, помещённой между
шестерней и её упором, В, не менее

. . . . .

9

Усилие прижима щёток, Н

. . . . ….. . ..

9,3...12,2

Количество зубьев шестерни привода

. . . . ….

9

Устройство
Несущей корпусной деталью стартера является крышка 13 (рис. 215), к которой закреплён стяжными бол-

тами 23 статор 22 и крышка 32, а также тяговое реле. В отверстия фланца этой крышки также завинчиваются
две шпильки, которыми стартер крепится к картеру коленчатого вала двигателя.

Вал якоря установлен на бронзографитовых втулках 14 и 29, запрессованных в крышки. Якорь — с тор-

цевым коллектором.

Статор состоит из цилиндрического корпуса с установленными в него тремя последовательными 6

(рис. 203) и параллельной 12 катушками.

Катушки крепятся к корпусу установленными в них на винтах 38 (рис. 215) полюсами 37.

Последовательные катушки имеют по семь витков проволоки 1,81х4,7 мм, изолированных электроизоля-

ционным картоном марки ЭВ толщиной 0,3 мм, хлопчатобумажной лентой толщиной 0,25 мм, шириной 15
мм с полуперекрытием и пропитаны водоэмульсионным лаком.

Параллельная катушка состоит из 150 витков медного эмалированного провода диаметром 0,55 мм. Со-

противление катушки при температуре 20 °С равно 1,9...2,1 Ом. Снаружи катушка изолирована изоляцион-
ной клейкой бумагой одним слоем, в полуперекрытие — хлопчатобумажной лентой толщиной 0,25 мм, ши-
риной 15 мм и пропитана водоэмульсионным лаком.

Обмотка якоря — двухслойная. Состоит из 23 секций медного эмалированного провода диаметром 2,02

мм. Количество витков в секции — 2, число пазов в якоре — 23, шаг по пазам — 1...7 мм, число коллектор-
ных ламелей — 23, шаг по коллектору — 1...12 мм.

Катушка тягового реле имеет 252 витка медного эмалированного провода диаметром 1,16 мм. Сопротив-

ление обмотки при температуре 20 °С равно 0,44 Ом.

В контакте с коллектором находится пара массовых 34 и пара изолированных 35 щёток.

Массовые щётки установлены в фигурные гнёзда крышки 32, и наконечники их выводов закреплены к

крышке 32 совместно со щёткодержателем 30 винтами 27.

Изолированные щётки 35 установлены в гнёзда щёткодержателя и своими выводами припаяны к конце-

вому выводу последовательных катушек.

Начальный вывод последовательных катушек спаян с начальным выводом параллельной катушки, и их

214

общий вывод 41 подсоединён к нижнему контактному болту 33 тягового реле. Концевой вывод параллельной
катушки подсоединён к корпусу статора стартера, а концевой вывод катушки тягового реле — к корпусу тя-
гового реле.

Рис. 215. Стартер СТ368:

1 крышка реле; 2 — контактная пластина; 3 — шток реле в сборе; 4 — винт крепления крышки реле; 5

корпус реле; 6 — обмотка реле; 7 — пружина якоря; 8 — якорь реле; 9 серьга якоря; 10 — рычаг; 11 — про-
кладка уплотнительная; 12 ось рычага; 13 крышка со стороны привода; 14, 29 — втулки якоря; 15 — шайба
пружинная; 16 — шайба упорная; 17 — кольцо стопорное; 18 — кольцо упорное; 19 — шестерня привода; 20
привод; 21 — якорь в сборе; 22 — статор; 23 — стяжной болт; 24 — шайба стальная; 25 — шайба фибровая;
26 — прокладка изоляционная; 27 винт; 28 колпак; 30 — пластмассовый щёткодержатель; 31 пружина
щётки; 32 — крышка со стороны коллектора; 33 — контактные болты тягового реле; 34 — щётка неизолирован-
ная; 35 — щётка изолированная; 36 — катушка возбуждения; 37 — полюс; 38 — полюсный винт; 39 — дополни-
тельный контакт тягового реле; 40 — вывод обмотки реле; 41 — вывод от катушек возбуждения

215

К верхнему контактному болту 33 тягового реле подсоединяется провод от клеммы «+» аккумуляторной

батареи, к контакту 39 — провод от клеммы С (рис. 203) дополнительного реле стартера 28, а к контакту 40
(рис. 215) — провод от клеммы ВК катушки зажигания 20 (рис. 203).

Привод 20 (рис. 215) стартера шестерней 19 входит в зацепление с венцом маховика двигателя, передви-

гаясь по шлицам вала под усилием тягового реле стартера, передаваемым рычагом 10. Вращение якоря 21
начинается после введения шестерни в зацепление с венцом маховика, т. е. после того, как якорь 8 притянет-
ся к сердечнику катушки тягового реле и, толкая шток 3, прижмёт контактную пластину 2 к головкам кон-
тактных болтов 33, подключая, таким образом, статор и якорь под напряжение аккумуляторной батареи.

Выведение шестерни из зацепления производится поворотом рычага 10 в обратную сторону под действи-

ем сжатой пружины 7 после выключения тягового реле.

Стартер не следует держать включённым более 10 с, так как это приводит к его перегреву, а также к отка-

зу аккумуляторной батареи. Перерывы между включениями стартера должны быть не менее 20 с.

Возможные неисправности и способы их устранения

Причина

Способ устранения

При включении стартера его якорь не вращается

(дополнительное реле стартера и электропроводка исправны)

Плохой контакт или отсутствие контакта щёток с коллек-

тором: омметр, подключённый между нижним контактным
болтом тягового реле и корпусом стартера, показывает со-
противление более 1,5 Ом

Снимите стартер с двигателя и разберите его. При не-

обходимости зачистите или проточите коллектор; заме-
ните щётки

Нет контакта между контактными болтами и контактным

диском тягового реле: контрольная лампа, подключённая
между нижним контактным болтом и массой, при включении
стартера не загорается, а тяговое реле срабатывает — слышен
удар якоря реле

Отсоедините от тягового реле провода, отпаяйте на-

чальный вывод катушки реле, снимите крышку. Если
контактные болты подгорели, зачистите их. Сильно вы-
горевшие поверните на 180° вокруг оси. Зачистите кон-
тактную пластину

Обрыв соединений внутри стартера или в тяговом реле От-

сутствие надёжного контакта в замке зажигания: контрольная
лампа, включённая между клеммой 50 (обозначение на зам-
ке) замка зажигания и массой, при повороте ключа в положе-
ние «СТАРТЕР» не горит

Отремонтируйте стартер или замените его. Зачистите

контакты в клеммной вставке замка зажигания или за-
мените клеммную вставку или замок зажигания в сборе

Заедание якоря во втулке катушки тягового реле

Устраните причину заедания якоря

При включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или вращается с малой частотой

вращения, накал лампы освещения слабый

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Проверьте батарею, зарядите или замените её

Нарушение контакта в цепи питания стартера вследствие

коррозии, слабой затяжки наконечников проводов или замас-
ливания контактной поверхности клемм аккумуляторной ба-
тареи

Осмотрите цепи питания стартера, зачистите и затяни-

те крепления наконечников проводов

Короткое замыкание обмотки якоря или обмотки статора

Замените якорь или обмотки статора

Задевание якоря стартера за полюса

Замените втулки (подшипники) вала якоря или заме-

ните стартер

Разнос обмотки якоря

Замените якорь

При включении стартера вал якоря вращается с большой частотой, но не проворачивает коленча-

тый вал двигателя

Пробуксовка роликовой муфты привода стартера

Замените роликовую муфту или привод в сборе

При включении стартера слышен скрежет шестерни привода, которая не входит в зацепление с вен-

цом маховика

Забоины на зубьях венца маховика

Устраните забоины повреждённых зубьев

Ослабление буферной пружины стартера

Замените пружину или привод в сборе






216

Продолжение таблицы

Причина

Способ устранения

При включении стартера слышен повторяющийся стук тягового реле и шестерни о венец маховика,

коленчатый вал двигателя при этом не вращается

Нарушение контакта в цепи питания стартера вследствие

коррозии, слабой затяжки наконечников проводов или замас-
ливания контактной поверхности клемм аккумуляторной ба-
тареи

Осмотрите цепи питания стартера, зачистите и затяни-

те крепления наконечников проводов

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Проверьте и подзарядите батарею или замените её

Неисправна обмотка тягового реле или плохой контакт её с

массой

Замените обмотку или восстановите соединение её

вывода с массой

После пуска двигателя стартер не выключается

Заедание муфты или шестерни привода на валу якоря стар-

тера

Разберите стартер и устраните причину заедания

Спекание контактных болтов с контактным диском тягово-

го реле или спекание контактов дополнительного реле стар-
тера

Немедленно остановите двигатель, выключите вы-

ключатель массы и отремонтируйте неисправное реле

Заедание замка зажигания

Принудительно поверните ключ замка в положение

«ВЫКЛЮЧЕНО»

Выявление неисправностей
Неисправности стартера в основном вызываются следующими причинами: загрязнением и обгоранием

коллектора, зависанием щёток, разносом обмотки якоря, отказом в работе тягового реле и выходом из строя
роликовой муфты привода.

В тяговом реле стартера чаще всего повреждаются рабочие поверхности клеммных болтов и контактной

пластины, которые обгорают вследствие большой величины тока, проходящего через них. Наблюдаются
также случаи заедания якоря тягового реле в направляющей втулке электромагнита и нарушение дополни-
тельного контакта 8 (рис.203).

Однако причиной отказа в работе стартера часто являются неисправности не стартера, а другие, напри-

мер, слабо заряженная аккумуляторная батарея, слабая затяжка крепления наконечников проводов, окисле-
ние или загрязнение их, замасленность контактной поверхности клемм аккумуляторной батареи, неисправная
работа дополнительного реле стартера и реле блокировки.

Проверка на стенде
Проверку стартера на контрольно-испытательном стенде производите на холостом ходу и в режиме пол-

ного торможения. Кроме того, отдельно испытайте тяговое реле РС904А. Источником питания стартера при
испытаниях служит аккумуляторная батарея или генератор постоянного тока с силой тока нагрузки до 350 А,
напряжением 12 В.

Испытание на холостом ходу. Для испытания необходимо иметь стенд или тиски, амперметр с шунтом,

вольтметр, тахометр с пределом измерений до 4000 об/мин.

Перед испытанием закрепите стартер на специальном стенде, в тисках или в каком-либо другом зажим-

ном приспособлении.

Подключите питание и измерительные приборы как показано на рис. 216.
Аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена. Соединительные провода от батареи к стар-

теру через шунт должны иметь сечение не менее 16 мм

2

.

При напряжении на клеммах 12 В исправный стартер в режиме холостого хода потребляет ток не более

65 А при частоте вращения якоря не менее 58 с

1

(3500 об/мин).

Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вращения якоря, а также чрезмерный шум во время

работы свидетельствуют об электрических или механических неисправностях стартера.

Испытание в режиме полного торможения. Для испытания необходимы: стенд или зажимное приспо-

собление, амперметр с шунтом, вольтметр, динамометр, тормозной рычаг.

Схема электрических соединений стартера та же, что и для проверки при работе на холостом ходу

(рис. 216).

217

Рис. 216. Схема соединений для проверки стартера:

1 — аккумуляторная батарея; 2 — амперметр; 3
включатель; 4 — стартер; 5 — вольтметр

Рис. 217. Схема соединений для проверки реле стартера:
1 — аккумуляторная батарея; 2 реостат; 3 — включа-
тель; 4 — вольтметр; 5 — стартер

На шестерню привода стартера закрепите тормозной рычаг, связанный с динамометром, для измерения

крутящего момента;

- в процессе испытаний включите стартер на время не более 2...3 с во избежание перегрева обмоток стар-

тера. У исправного стартера при напряжении на клеммах 9 В и токе 330 А момент должен быть не менее
0,9 кгс·м;

- одновременно с испытанием стартера на режиме полного торможения проверяется и привод.

Если при испытании обнаружится проворачивание вала якоря, отремонтируйте или замените роликовую

муфту привода или замените привод.

Испытание тягового реле

Для данного испытания необходимы: прокладка толщиной 20 мм, реостат, вольтметр.

Подключите реостат, реле и вольтметр в цепь, как показано на рис. 217.

Между торцом шестерни привода стартера и крышкой поместите прокладку толщиной 20 мм, что соот-

ветствует сопротивлению, которое испытывает якорь в момент входа в зацепление зубьев его шестерни с
зубьями венца маховика.

Напряжение включения тягового реле (при упоре торца шестерни в заложенную прокладку) не должно

быть более 9 В. Включать тяговое реле следует не более чем на 5 с. Длительное включение приводит к чрез-
мерному нагреванию и повреждению катушки.

Снятие и установка стартера

Поставьте автомобиль над смотровой канавой. Выключите выключатель массы. Снимите левый брызго-

вик мотоотсека;

- отсоедините провода от стартера;

- отвинтите и снимите две гайки с пружинными шайбами шпилек крепления стартера, сдвиньте на длину

шпилек стартер в сторону крышки распределительных шестерён и снимите его.

Установите стартер в обратной последовательности. Гайки крепления затяните (момент затяжки 3,0...3,5

кгс·м).

Разборка

Отвинтите гайку контактного болта 33 крепления провода и отсоедините вывод 41 (рис. 215);

- отвинтите два винта крепления реле, снимите реле и разберите его в следующем порядке:

- от болта отпаяйте вывод 40 обмотки реле;

- отвинтите винты 4 крепления крышки реле и выньте их;

- снимите крышку 1 реле, не нарушая вывода обмотки,

- извлеките шток 3 реле в сборе с контактной пластиной 2 и якорь 8 реле;

- расшплинтуйте ось 12 рычага и выньте её из крышки;

- отвинтите и извлеките два стяжных болта 23, снимите колпак 28, изоляционную фибровую прокладку

26 и пружины 31 щёток;

- снимите статор 22 в сборе с задней крышкой 32, лёгким постукиванием снимите заднюю крышку со

статора и выньте из гнёзд крышки изолированные щётки 35;

- на задней крышке отвинтите гайки винтов 27, крепящие изолированный щёткодержатель и выводы не-

изолированных щёток, снимите щёткодержатель 30 и щётки 34;

- с вала якоря, со стороны коллектора снимите фибровую 25 и стальную 24 упорные шайбы;

- снимите с передней крышки резиновую уплотнительную прокладку 11, извлеките якорь 21 вместе с

приводом и рычагом 10. При этом заметьте положение рычага в собранном стартере и при последующей
сборке установите его в то же положение;

- снимите шайбы 15 и 16 с вала якоря со стороны привода;

- сдвинув упорное кольцо 18, снимите с вала стопорное кольцо 17, и затем упорное кольцо.

При снятии какой-либо повреждённой катушки статора следует отпаять её выводы (у параллельной ка-

тушки один вывод отсоединить до корпуса, отвинтив гайку винта его крепления), пометьте положение ка-
тушки и полюса на корпусе статора и отверните полюсный винт 38.

218

Проверка деталей

После разборки детали стартера очистите от грязи и масла, протрите салфеткой и тщательно осмотрите,

нет ли повреждений и большого износа. Изношенные или повреждённые детали замените новыми или отре-
монтируйте.

Винтовые шлицы, по которым перемещается привод, шейки вала и привод тщательно промойте в бензи-

не, продуйте сжатым воздухом и смажьте маслом, применяемым для двигателя.

Проверьте состояние контактных болтов и контактного диска и при необходимости зачистите их стек-

лянной шкуркой. При износе контактных болтов в зоне контакта на глубину более 0,5 мм, поверните их на
180° вокруг оси.

Проверьте отсутствие замыкания статорных и якорной обмоток и изолированных щёток стартера на мас-

су соответствующими приборами. При этом концевой вывод параллельной катушки должен быть от корпуса
статора отсоединён, а также при необходимости должен быть отпаян начальный вывод этой катушки.

При отсутствии приборов может быть произведена (с соблюдением правил техники безопасности) про-

верка напряжением сети 110...220 В с подключением через контрольную лампу. Для проверки катушек ста-
тора подключите сеть через лампу между начальным выводом катушек и корпусом статора. Для проверки
обмотки якоря подключайте к валу якоря и поочерёдно к ламелям коллектора. Изолированные щётки прове-
ряйте после проверки изоляции статорных обмоток. Для этого установите крышку в сборе с узлом щётко-
держателя на статор, утопите изолированные щётки в гнёздах щёткодержателя и подключите к одной из них
и к крышке через контрольную лампу напряжение.

В каждом случае проверки накал лампы укажет на нарушение изоляции.

Проверьте на стенде для проверки якоря обмотку якоря на отсутствие межвиткового зажигания.

Если поверхность коллектора имеет выработку от щёток, то коллектор прошлифуйте. Биение торца кол-

лектора на максимальном диаметре относительно шеек вала допускается не более 0,05 мм.

Щётки, изношенные по высоте до размера 9 мм, замените. Новые щётки притрите по коллектору. В щёт-

кодержателях щётки должны перемещаться легко, без заеданий.

При наличии забоин на торцах шестерни прошлифуйте и заходную часть зубьев тонким наждачным кру-

гом малого диаметра.

Сборка

Установите полюса 37 (рис. 215) с катушками возбуждения 36 в корпус, совмещая при этом метки. Рас-

клините полюса по внутреннему диаметру, смочите винты 38 в натуральной олифе и завинтите их. После за-
тяжки винтов, зачеканьте их по шлицам (зачеканку винтов производите с упором в полюс, винт которого за-
чеканивается). Припаяйте концы катушек. Концевой вывод параллельной катушки надёжно закрепите к кор-
пусу статора винтом и гайкой с плоской и пружинной шайбами;

- на вал якоря установите привод 20 и упорное кольцо 18, а в выточку на валу якоря — стопорное кольцо

17 и надвиньте на него упорное кольцо. На шейку вала со стороны привода установите опорную шайбу 16 и
пружинную 15;

- установите крышку 13 со стороны привода на шейку вала якоря. При этом рычаг должен войти в паз

крышки, а его пальцы — во втулку отводки;

- вставьте ось 12 рычага и зашплинтуйте её новым шплинтом 2х15 (использование старых шплинтов не

разрешается), установите уплотнительную прокладку 11;

- на заднюю крышку 32 установите пластмассовый щёткодержатель 30, неизолированные (массовые)

щётки 34 и закрепите их винтами 27;

- вставьте в гнёзда пластмассового щёткодержателя изолированные щётки 35;

- установите на статор 22 заднюю крышку, совместив канавку на торце крышки со штифтом на статоре;

- оденьте на шейку вала якоря со стороны коллектора две шайбы, сначала стальную 24, а затем фибро-

вую 25 и оденьте статор с задней крышкой на якорь, совместив при этом штифт на статоре с канавкой перед-
ней крышки;

- установите пружины 31 щёток в их гнёзда, уложите на них фибровую изоляционную прокладку 26, а

затем колпак 28, вставьте и завинтите два стяжных болта 23.

Соберите реле в следующей последовательности:

- установите контактную пластину 2 со штоком 3;

- поставьте крышку 1 реле и завинтите винты 4 крышки;

- припаяйте вывод обмотки реле к наконечнику 40;

- заведите серьгу 9 якоря на рычаг 10, вставьте якорь 8 с одетой на него пружиной 7 в катушку;

- установите и закрепите реле на крышке стартера. После сборки проверьте работу стартера на стенде.


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕЛЕ СТАРТЕРА РС534

Тяговое реле стартера 10 (рис. 203), включающее стартер непосредственно под напряжение аккумулятор-

ной батареи, потребляет ток значительной величины. Если его включать непосредственно замком зажигания,
то контакты замка зажигания быстро подгорят и срок его работы будет небольшим. Поэтому в цепь управле-
ния тяговым реле стартера включено дополнительное реле стартера 28 с малым потребляемым током,

219

включаемое непосредственно замком зажигания 2. Контакты дополнительного реле и включают в работу тя-
говое реле стартера. Таким образом обеспечивается надёжная и долговечная работа замка зажигания. Кроме
того, дополнительное реле стартера обеспечивает (при нормальной работе реле блокировки РБ1-10) автома-
тическое отключение стартера после пуска двигателя и предохраняет стартер от случайного включения при
работающем двигателе.

Рис. 218. Реле стартера дополнительное РС534:

а

— реле стартера дополнительное; bсхема соединений дли проверки дополнительного реле;

1 — клемма; 2 — основание; 3 — стойка пружины; 4 — крышка; 5 — пружина; 6 — кронштейн крепления;
7 — якорь; 8 — сердечник; 9 — контакты; 10 — обмотка; 11 — ярмо; 12 — батарея аккумуляторная; 13 —
реостат; 14 — лампа контрольная; 15 — реле; 16 — вольтметр; 17 — выключатель

Конструкция дополнительного реле стартера показана на рис. 218.

Дополнительное реле стартера остаётся включённым (удерживает свои контакты замкнутыми) только в

промежутке времени между моментом поворота ключа замка зажигания в положение «СТАРТЕР» и момен-
том размыкания контактов реле блокировки РБ1-10.

Дополнительное реле стартера установлено на щите передка под капотом.


Техническая характеристика

Номинальное напряжение, В . . . . . . . . … 12
Напряжение включения (замыкания контактов), В . . . . 7...8
Напряжение выключения (размыкания контактов), В . . . … 3...4
Усилие замыкания контактов, Н, не менее . . . . . ….. 1,3
Зазор между контактами в разомкнутом состоянии, мм, не менее . 0,4
Зазор между якорем и сердечником при
замкнутых контактах, мм, не менее . . . . . . . 0,1
Количество витков обмотки катушки (провод 0,21 мм) . . . 1000


Проверка и регулировка
Проверку реле производите по схеме, показанной на рис. 218. Приборы, включённые по схеме, включите

выключателем 17 и с помощью реостата 13 установите напряжение по вольтметру 16 1...2В. Затем плавным
перемещением движка реостата увеличьте напряжение до момента включения реле (при этом должна заго-
раться контрольная лампа 14). Показание вольтметра, при котором зажглась лампа, будет соответствовать
напряжению включения реле. Передвижением движка реостата в противоположную сторону уменьшите на-
пряжение до выключения реле. Показания вольтметра в момент погасания лампы соответствуют напряже-
нию выключения реле.

Если при проверке окажется, что напряжение выключения реле превышает 4 В, то его отрегулируйте под-

гибанием стойки 3 пружины так, чтобы напряжение выключения реле было 3...4 В, а напряжение, при кото-
ром реле замыкает контакты (напряжение включения) — 7...8 В. Зазор между якорем 7 и сердечником 8 при
замкнутых контактах, а также зазор между разомкнутыми испытаниями, должны соответствовать данным,
приведённым выше в технической характеристике.

После проверки напряжения включения и отключения реле проверьте отсутствие замыкания обмотки ре-

ле на ярмо. Для этого отсоедините провода от клемм К и клеммы В и затем провод, который был присоеди-
нён к клемме В, поочерёдно присоединяйте к клеммам К. При исправном реле лампа 14 не должна загорать-
ся.






220

XIII.7.

ЭЛЕКТРОПОТРЕБИТЕЛИ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ СВЕТА

На автомобиле установлен центральный переключатель света П305 (рис. 219). Соединения переключате-

ля показаны на рис. 202.

Рис. 219. Центральный переключатель света П305:

а

переключатель; b — принципиальная электрическая схема переключателя;

0 — выключено; I — включены фонари освещения габарита автомобиля и лампы освещения приборов;
II — включены фонари освещения габарита, лампы освещения приборов и подано напряжение на трёх-
рычажный переключатель для включения света фар

Для снятия переключателя (при выключенном выключателе массы) отвинтите ручку переключателя и

гайку его крепления и отсоедините провода.

ТРЁХРЫЧАЖНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ

Трёхрычажный переключатель типа 124.3709 установлен на опоре рулевого вала. Конструкция переклю-

чателя, назначение его рычагов, электрическая схема и наименование включаемых электроцепей показаны на
рис. 220. Цвета проводов переключателя указаны ниже.

Клемма на колодке (рис. 220):
1 … фиолетовый
2 … чёрный
3 … серый с красным
4 … голубой с белым
5 … голубой с чёрным
6 … серый с чёрным
7 … зелёный
8 … голубой

9 … красный
10 … белый
11 … серый
12 … жёлтый
13 … белый с чёрным
14 … жёлтый с чёрным
15 … коричневый
16 … розовый

Рис. 220. Переключатель трёхрычажный:

а

— переключатель света фар; b — переключатель указателей поворота; спереключатель очистителя и

омывателя лобового стекла:

I — выключен свет фар; II — включён ближний свет фар; III — включён дальний свет фар; IVвключение
световой сигнализации; V — включён указатель правого поворота; VIуказатели поворотов выключены;
VIIвключён указатель левого поворота; VIII — стеклоочиститель выключен; IXстеклоочиститель
включён; Xне используется; XI — включение стеклоомывателя

221

Соединения переключателя показаны на рис. 202.

Для снятия переключателя снимите рулевое колесо, ослабьте гайку хомута крепления переключателя на

опоре и рассоедините его клеммные колодки со вставками.


ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЛАМПЫ СИГНАЛИЗАЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕН-

ЦИАЛА ЗАДНЕГО МОСТА

Установка выключателя ВК409 показана на рис. 221, а его соединения — на рис. 202.

При включении блокировки дифференциала рычаг 7 (рис. 221) удаляется от толкателя выключателя 6, ко-

торый, замыкая при этом свои контакты, включает контрольную лампу 48 (рис. 202).







Рис. 221. Выключатель ВК409 лампы сигнализации

включения блокировки дифференциала заднего моста:

1 — втулка уплотнительная; 2 — шайба; 3 — винт; 4

колпачок защитный; 5 — кронштейн крепления выключателя;
6 — выключатель; 7 — рычаг включения механизма
блокировки дифференциала заднего моста

Для замены выключателя ослабьте его затяжку в кронштейне (отверните гаечным ключом на 30...45°), от-

винтите винты 3 (рис. 221) крепления кронштейна, осторожно сдвиньте на провод защитный колпачок 4, от-
соедините провод от штекера выключателя и после этого вывинтите выключатель из кронштейна.

Устанавливайте кронштейн с выключателем в такое положение (в пределах его овальных отверстий), при

котором шток выключателя рычагом 7 утапливается до получения надёжного размыкания контактов выклю-
чателя.


ФАРЫ

Фары (рис. 222) ФГ 122БВ, с лампой А12-45+40, ближний свет распределяется асимметрично с резкой

границей между светлой и тёмной зонами. Лампа 12 (рис. 222) тремя штепсельными контактами соединяется
с колодкой 14. Колодка имеет два изолированных вывода подключения ближнего и дальнего света и вывод
на массу, присоединяемый к корпусу фары 13 одним из винтов 16 крепления корпуса фары к кузову. К реф-
лектору лампа крепится совместно с пылеотражателем 11 пружинами, установленными на рефлекторе.

Замена лампы или оптического элемента: отвинтив винт 18, снимите наружный ободок 4; отпустите

три винта 17 и, придерживая оптический элемент 9, снимите внутренний ободок 2; выньте оптический эле-
мент, насколько позволяют провода, и рассоедините лампу 12 с колодкой 14; отведите пружины и снимите
пылеотражатель и лампу.

Для замены фары в сборе отсоедините провода фары от соединительной панели на кузове; отвинтив винт

18, снимите наружный ободок 4 и отвинтите четыре винта 16 крепления корпуса фары. При установке фары
проследите за правильным расположением прокладки 7 корпуса фары. Под один из винтов поставьте нако-
нечник провода от колодки на массу, очистив в месте контакта корпус от краски и грязи. Винт крепления на-
ружного ободка перед завинчиванием смажьте графитной смазкой.

222

Рис. 222. Фара:

1 — экран рефлектора; 2 — ободок внутренний; 3 — уплотнитель наружного ободка; 4 — ободок наружный;
5 — винт регулировки по вертикали; 6 — облицовка передка кузова, 7 — прокладка корпуса фары; 8 — коль-
цо установочное корпуса фары; 9 — элемент оптический (рефлектор с рассеивателем в сборе); 10 — пружина
крепления установочного кольца; 11 — пылеотражатель; 12 — лампа; 13 — корпус фары в сборе; 14 — ко-
лодка в сборе; 15 — винт регулировки по горизонтали; 16 — винт крепления корпуса фары; 17 — винт креп-
ления внутреннего ободка к установочному кольцу корпуса; 18 — винт крепления наружного ободка

Примечание. На виде А оптический элемент, а также наружный и внутренний ободки не показаны.


Проверка и регулировка ближнего света

Поставьте ненагруженный автомобиль с нормальным давлением в шинах на ровном месте против белого

экрана с разметкой (рис. 223), расположенного в тени на расстоянии 7,5 м от фар. Продольная ось автомоби-
ля должна совмещаться с линией 2;

включите ближний свет фар: центры освещённых фарами участков на экране должны находиться от оси

автомобиля на расстоянии 542 мм, а граница между освещённым и неосвещённым участками должна прохо-
дить по линии 4. При ином расположении со значительными отклонениями от линий разметки поверните оп-
тические элементы фар в нужном направлении: регулировка по высоте — вращением винта 5 (рис. 222), а
боковая — вращением винта 15.

Рис. 223. Регулировка ближнего света фар:

1 — линии осей фар; 2 — осевая линия разметки экрана; 3 — горизонтальная линия оси фар; 4 — горизон-
тальная линия раздела освещённой и неосвещённой зон при ближнем свете отрегулированных фар.

223

ПОДФАРНИКИ

Подфарники (рис. 224) ПФ145, двухламповые: лампа типа А12-5 — освещение габарита автомобиля, и

лампа типа А12-21-1 — указатель поворота. Рассеиватель 2 над лампой освещения габарита — прозрачный,
остальная часть — оранжевая.

Для замены какой-либо лампы, отвинтив два винта 5, снимите рассеиватель. При установке рассеивателя

проследите за правильным расположением прокладки рассеивателя 6.

Для замены подфарника в сборе снимите с его клемм наконечники проводов 12 и 13; отвинтите две гайки

11, снимите шайбы 10, наконечник провода 13 и кронштейны 9. При установке подфарника проследите за
правильным расположением прокладки 7 и за надёжностью контакта в соединениях проводов.


ФОНАРИ ЗАДНИЕ
Фонари задние (рис. 225) ФП 135, трёхламповые: верхняя 12 типа А12-21-3 — указателя поворота; сред-

няя 13 типа А12-5 — освещения габарита автомобиля и нижняя 14 типа А12-21-3 — стоп-сигнала. Рассеива-
тель 11 над лампой указателя поворота имеет оранжевый цвет, а над остальными — красный. Проводом на
массу являются шпильки узла амортизации 6, которыми фонарь крепится к кузову (гайками 3 с шайбами 4).

Для замены какой-либо лампы, отвинтив четыре винта 9, снимите рассеиватель. При установке рассеива-

теля проследите за правильным расположением прокладки рассеивателя 10.

Для замени фонаря в сборе отсоедините колодку 2 и отвинтите две гайки 3. При установке фонаря про-

следите за правильным расположением прокладки 8 и за надёжностью металлизации шайб 4 с кузовом —
места контакта на кузове и шайбы 4 очистите от краски и грязи.

Рис. 224. Подфарник:

1 — лампа указателя поворота; 2 —
рассеиватель левый; 3 — лампа ос-
вещения габарита автомобили; 4
шайба; 5 — винт; 6 — прокладка рас-
сеивателя; 7 — прокладки корпуса
подфарника; 8 — облицовка передка;
9 — кронштейн креплении подфар-
ника; 10 — шайба пружинная; 11
гайка крепления подфарника; 12
провода основного пучка проводов;
13 — провод на массу; 14 — корпус
подфарника в сборе (левый)

Рис. 225. Фонарь задний:

1 — провода основного пучка прово-
дов; 2 — колодка соединительная;
3 — гайка крепления фонаря; 4
шайба пружинная; 5 — корпус; 6
узел амортизации в сборе; 7 — кузов;
8— прокладка; 9 — винт; 10 — про-
кладка рассеивателя; 11 — рассеива-
тель; 12 — лампа указателя поворота;
13 — лампа освещения габарита ав-
томобиля; 14 — лампа стоп-сигнала






Рис. 226. Фонарь заднего хода:

1 — провод основного пучка прово-
дов; 2 — гайка крепления фонаря;
3 — шайба пружинная; 4 — про-
кладка; 5 — кузов; 6 — корпус фо-
наря заднего хода в сборе; 7 — про-
кладка рассеивателя; 8 — рассеива-
тель; 9 — лампа; 10 — винт


ФОНАРЬ ЗАДНЕГО ХОДА И ЕГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ

Фонарь заднего хода (рис. 226) ФП 135, с лампой типа А12-21-3.

Фонарь включается при включении передачи заднего хода выключателем 40 (рис. 118) типа ВК403, уста-

новленным на коробке передач. Длина ввёртываемой части выключателя составляет 14 мм (длина штуцера
11 мм и выступание шарика 3 мм). Ход шарика для замыкания контактов выключателя находится в пределах
1...2 мм.

При замене выключателя при включённой передаче заднего хода измерьте размер А (размер от опорной

плоскости под прокладки 39 до толкателя 38) и в соответствии с ним установите пакет прокладок 39 такой

224

толщины, чтобы ход шарика выключателя при включении передачи заднего хода был не более 2 мм и при
этом происходило надёжное замыкание контактов выключателя.

Для замены фонаря снимите с его клеммы наконечник провода и отвинтите две гайки 2 (рис. 226). При

установке фонаря проследите за правильным расположением прокладки 4 и за надёжностью металлизации
шайб 3 с кузовом — места контакта на кузове и шайбы 3 очистите от краски и грязи. Проследите также за
надёжностью контакта в соединении провода.


ФОНАРИ ОСВЕЩЕНИЯ НОМЕРНОГО ЗНАКА

Для освещения номерного знака установлены два фонаря 14.3717 с лампами АС12-5. Соединения фона-

рей показаны на рис. 202.

Для замены лампы или фонаря в сборе отвинтите три винта крепления кожуха фонарей к борту.


ВЫКЛЮЧАТЕЛИ СИСТЕМЫ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТОРМОЗОВ

Выключатели 13 (рис. 195) ВК12-Б ввинчены в центральные соединители трубопроводов гидропривода

тормозов.

Работа выключателей показана в схеме сигнализации (см. рис. 197).

Замыкание контактов исправного выключателя происходит при давлении рабочей жидкости в гидропри-

воде не менее 3,5 кгс/см

2

и не более 6 кгс/см

2

.


ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ СИГНАЛА ТОРМОЖЕНИЯ

Выключатель 15 (рис. 196) сигнала торможения ВК412. Установлен на кронштейне педалей над педалью

тормоза. Педаль 5, удерживаемая оттяжной пружиной в верхнем крайнем положении, удерживает толкатель
выключателя нажатым — контакты выключателя разомкнуты. Работа выключателя показана в схеме сигна-
лизации (рис. 197).

Снятие выключателя: при выключенном выключателе массы отсоедините от выключателя провода, от-

пустите контргайку 13 (рис. 196), снимите наконечник 16 и вывинтите выключатель из гайки кронштейна
педалей.

При установке выключатель заверните (размер 22 мм) и при надетом до упора наконечнике 16 проверьте

надёжность его выключения отпущенной педалью. В случае невыключения довинтите выключатель до полу-
чения чёткого его выключения педалью, после чего затяните контргайку 13.


СИГНАЛ ЗВУКОВОЙ
Техническая характеристика

Номинальное напряжение, В . . . ... 12

Потребляемый ток, А, не более . . …... 4

Уровень звукового давления, дБ * . …..… 108...125
Уровень звукового давления в диапазоне
частот 1800...3550 Гц, дБ . . . ...….. 105

Основная частота звука, ГЦ . . . . . 340...420


* Уровень звукового давления замеряется на расстоянии 2 м и перпендикулярно плоскости мембраны.

Устройство
Сигнал — электромагнитный, вибрационный (рис. 227). На сердечник 6 корпуса 5 надета катушка 4 и за-

креплена ярмом 3 (ярмо к корпусу закреплено двумя заклёпками). Между фланцем корпуса и кольцом 2 ус-
тановлена мембрана 17 в сборе с якорем 19 и диффузором 1.









Рис. 227. Сигнал звуковой безрупорный:

1 — диффузор; 2 — кольцо прижимное; 3 — ярмо; 4 — катушка электромагнита; 5
корпус сигнала в сборе; 6 — сердечник (корпуса); 7 — контргайка; 8 — винт
регулировочный; 9 — пружина прерывателя с контактом в сборе; 10 — мостик; 11
прокладки регулировочные; 12 — шайба пружинная; 13, 15 — винт; 14 — прокладка
толщ. 0,2 мм; 16 — держатель контакта прерывателя (с контактом в сборе); 17
мембрана; 18 — пластина изоляционная; 19 — якорь

225

На мостике 10 собран прерыватель — два изолированных друг от друга и от корпуса контакта (узлы 9 и

16). Мостик 10 одним концом закреплён к корпусу, а другим соприкасается с концом регулировочного винта
8.

Контакты соединены с имеющимися на корпусе сигнала изолированными клеммами, к которым подсое-

диняется провод подвода напряжения и провод на массу от кнопки звукового сигнала. Подключение послед-
него на массу — включение сигнала — производится нажатием кнопки звукового сигнала.

Размыкание контактов производится нажатием якоря 19 на пружину 9 через пластину 18 при притягива-

нии его магнитным потоком к сердечнику 6. Замыкание контактов происходит при возврате якоря 19 в ис-
ходное положение упругой мембраной 17 после размыкания контактов.

Зазор 0,5±0,05 мм при серийной сборке сигнала устанавливается подбором толщины пакета картонных

регулировочных прокладок 11 (толщина 0,1 и 0,3 мм), а зазор между якорем и пластиной 18 — плавным за-
винчиванием винта 8 включённого сигнала до получения нормального звучания.

В эксплуатации такая неисправность, как значительное снижение силы звучания или его отсутствие, уст-

раняются также плавным завинчиванием винта 8 при нажатой кнопке звукового сигнала, причём неисправ-
ность устраняется поворотом винта не более чем на два оборота. Если это не даёт результата, то, отвернув
регулировочный винт на столько же оборотов, следует искать другую причину неисправности.

Возможные неисправности и способы их устранения

Причина

Способ устранения

Сигнал звучит хрипло или прерывисто

Ослабло крепление проводов на клеммах сигнала

Подтяните крепление проводов

Загрязнён контакт или слабо прижимается к контактной

втулке на валу рулевого управления пластина контакта

Устраните неисправность

Плохой контакт в кнопке звукового сигнала

Отогните язычок контактного кольца кнопки звуково-

го сигнала

Подгорание контактов прерывателя сигнала

Разберите сигнал и прочистите контакты. Проверьте

исправность и при необходимости замените конденса-
тор

Нарушение пайки выводов катушки электромагнита сигна-

ла

Припаяйте выводы, применяя бескислотный флюс

Сигнал не звучит, хотя и происходит энергичное притягивание его якоря (со щелчком)

Не происходит размыкания контактов прерывателя — на-

рушение регулировки

Отрегулируйте сигнал

Сломалась изоляционная пластина 18 (рис. 227)

Разберите сигнал и, отвинтив два винта 15, замените

пластину или прерыватель в сборе. Отрегулируйте сиг-
нал

Сигнал звучит слабо или с дребезжанием

Нарушение регулировки

Отрегулируйте сигнал

Сигнал не звучит и не потребляет ток

Выключился тепловой кнопочный предохранитель (штеп-

сельная розетка и фонарь подкапотной лампы исправны).
Возможные причины:

- замыкание в катушке электромагнита

- замыкание электроцепи сигнала на массу




Замените катушку, включите предохранитель, отрегу-

лируйте сигнал

Устраните причину замыкания и включите предохра-

нитель

ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
Типы предохранителей, места их установки и защищаемые цепи указаны в табл. 20.

Замену перегоревшего плавкого предохранителя или включение теплового кнопочного производите по-

сле устранения неисправности, вызвавшей сгорание плавкой вставки или выключение теплового предохра-
нителя.

Для замены предохранителя в блоке предохранителей снимите крышку блока, сдвинув её на себя.



Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности