Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство — часть 4

50








Рис. 40. Воздушный фильтр:
а

очищенный воздух; b — неочищенный воздух; с — масло;

1 — трубка вентиляции картера; 2 — трубка разбалансировки
поплавковой камеры карбюратора; 3 — трубка отсоса картер-
ных газов в карбюратор; 4— корпус фильтра в сборе; 5
поддон фильтра в сборе; 6 — стакан; 7 — пружина; 8 — кла-
пан; 9 — седло клапана; 10 — прокладка; 11 — набивка ка-
проновая

Воздушный фильтр. Устройство воздушного фильтра показано на рис. 40.

Воздух в фильтре очищается плотным слоем набивки из капроновых нитей 11 в корпусе 4: оседающая на

набивке пыль захватывается поднимаемым потоком воздуха из поддона маслом и затем оседает на дне под-
дона.

Соединения фильтра с карбюратором и двигателем показаны на рис. 28.

Поддон фильтра с деталями клапанного механизма (для очистки и смены масла) снимается при откину-

тых петлях его замков.

Для снятия фильтра в сборе необходимо снять шланги, ослабить хомут крепления соединительной трубы

и снять стяжную ленту его крепления к кронштейну двигателя.

Необходимость промывки капроновой набивки, как правило, возникает редко, например, при её большой

загрязнённости в результате несвоевременной очистки поддона и смены в нём масла.

Сопротивление воздушного фильтра при расходе воздуха 130 м

3

/ч должно быть 240...280 мм Н

2

О.

III.3.

РАЗБОРКА И СБОРКА

Общая разборка


Для разборки и сборки двигателя рекомендуется иметь: поворотное приспособление для двигателя; элек-

тротельфер грузоподъёмностью 100...150 кг; динамометрический ключ с набором головок 13, 17, 24, 32 и 36
мм; плоскогубцы комбинированные; отвёртку; ключи торцевые 10, 11, 12, 13 и 17 мм.

Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла и насухо протрите. Затем:

- снимите головки цилиндров (см. «Снятие и установка узлов и деталей. Головки цилиндров (двигатель не

снят)»);

- установите двигатель на поворотное приспособление (рис. 41 и 42);

- отсоедините от карбюратора и топливного насоса и снимите топливоподводящий шланг;

- отсоедините от карбюратора и распределителя зажигания и снимите трубку вакуумного регулятора;

- отвинтите гайку крепления распределителя зажигания, ослабьте стяжной болт хомута и, слегка провёр-

тывая, выведите распределитель зажигания из гнёзд корпуса привода и снимите (только при необходимости
замены) резиновое уплотнительное кольцо с хвостовика распределителя зажигания;

- отвинтите четыре гайки крепления вентилятора и снимите вентилятор с генератором в сборе;
- отвинтите гайку крепления корпуса привода распределителя зажигания к картеру коленчатого вала и

снимите его;

- отвинтите три гайки крепления масляного радиатора и снимите радиатор, проставки, козырёк масляного

радиатора в сборе и резиновые уплотнительные кольца;

- после снятия головок цилиндров извлеките толкатели из расточек картера с помощью проволоки Ø2 мм,

загнутой на конце. Загнутый конец проволоки введите в верхнее отверстие толкателя и извлеките толкатель.
Толкатели пометьте на нерабочем торце для того, чтобы при сборке поставить их на прежние места.


Примечание

. Толкатели выпускных клапанов 1-го и 3-го цилиндров (первая пара со стороны вентилятора) имеют

четыре отверстия на цилиндрической поверхности; одно вверху — для извлечения толкателя; второе - в проточке —
для подвода масла из магистрали в толкатель; и два внизу — для слива масла, стекающего по кожухам штанг из голо-
вок. При монтаже обратите внимание на наличие цилиндрической проточки по наружному диаметру для подвода мас-
ла у толкателей выпускных клапанов 1-го и 3-го цилиндров;

51

Рис. 41. Приспособление для крепления двигателя при
разборке и сборке

Рис. 42. Двигатель на поворотном приспособлении

- зафиксируйте цилиндры от произвольного подъёма поршнем при проворачивании коленчатого вала, для

чего установите фиксатор 3 (рис. 43) на одну из средних шпилек крепления головок цилиндров и закрепите
его гайкой;

- снимите крышку распределительных шестерён (см. «Снятие и установка узлов и деталей. Крышка рас-

пределительных шестерён (двигатель снят)»);

- переверните двигатель на 180°, отвинтите двадцать болтов крепления поддона. Осторожно, стараясь не

повредить прокладку, снимите поддон.

Примечание

. При перевёртывании двигателя извлеките промежуточный валик привода масляного насоса;

-

вывинтите датчик температуры масла из поддона (рекомендуем пользоваться торцовым ключом);

-

отвинтите две гайки крепления масляного насоса к картеру коленчатого вала, снимите масляный насос

и втулку промежуточного валика привода масляного насоса;

-

отвинтите болт крепления маслоприёмника 3 (рис. 44) к масляному насосу, снимите его и уплотни-

тельное резиновое кольцо 2.

Рис. 43. Приспособление для фиксации цилиндров на
картере коленчатого вала:
1 — шпилька крепления головки цилиндров; 2 — гайка;
3 — фиксатор; 4 — цилиндр

Рис. 44. Снятие маслоприёмника и уплотнительного
резинового кольца:
1 — масляный насос; 2 — резиновое уплотнительное
кольцо; 3— маслоприёмник

-

снимите цилиндры и поршни с шатунами (см. «Снятие и установка узлов и деталей. Цилиндры и

поршни в сборе с шатунами (двигатель снят)»;

52

-

зафиксируйте маховик от проворачивания (рис. 45), отвинтите шесть болтов крепления кожуха сцепле-

ния и снимите его. Перед снятием проверьте наличие меток на кожухе сцепления и маховике (при отсутст-
вии меток нанесите их сами);

-

отвинтите болт маховика и снимите болт совместно со стопорной шайбой (рис. 46). Введите две оправ-

ки между картером и маховиком. Отжимая маховик оправками, снимите его с коленчатого вала;

-

снимите распределительный и балансирный валы (см. «Снятие и установка узлов и деталей. Распреде-

лительный вал и балансирный механизм (двигатель снят)»);

-

снимите опорную шайбу коленчатого вала;

-

отвинтите четыре гайки крепления передней опоры и два болта 1 (рис. 47) крепления средней опоры к

картеру и извлеките их;

-

установите картер в сборе с коленчатым валом на стол пресса и, уперев шток пресса через проставку из

мягкого металла в торец коленчатого вала (но не в штифты) со стороны маховика, выпрессуйте коленчатый
вал с опорами из картера и снимите переднюю опору с коленчатого вала;

-

отвинтите два болта, соединяющие половинки средней опоры и снимите среднюю опору с вкладышами

с коленчатого вала (рис. 9);

-

введите отвёртку под сальник коленчатого вала и, поджимая, выпрессуйте сальник, снимите маслоот-

ражательные шайбы (если сальник годен к дальнейшей эксплуатации и не подлежит замене, его снимать не
следует);

-

выпрессуйте задний подшипник коленчатого вала, предварительно отогнув ус стопорной шайбы, вы-

вернув болт и сняв стопор 16 (рис. 17);



















Рис. 45. Стопорение маховика от проворачивания:

1 — стопор; 2 — маховик

Рис. 46. Отвинчивание болта маховика:

1 — ключ; 2 — вставка; 3 — болт; 4 — стопор

53

-

выверните датчик давления масла и трубку масломерного щупа.

После полной разборки двигателя тщательно промойте детали, осмотрите, замерьте размеры деталей ос-

новных сопряжений и сравните их с данными табл. 2.

Определите детали, подлежащие замене, и выполните необходимый ремонт.

Сборка


Сборку двигателя начинают с установки коленчатого вала. При этом особенности сборки следующие:

-

тщательно протрите в картере расточки под опоры коленчатого вала;

-

установите половинки средней опоры на коленчатый вал так, чтобы отверстие для подвода смазки к

средней коренной шейке было с левой (если смотреть на коленчатый вал со стороны шейки с лыской) сторо-
ны. При этом два отверстия под болты крепления средней опоры должны быть внизу (см. рис. 9);








Рис. 47. Крепление средней опоры:

1 — болты крепления средней опоры; 2 — средняя опора

Рис. 48. Запрессовка средней опоры в сборе с коленча-

тым валом в картер:

1 — коленчатый вал; 2 — оправка; 3 — средняя опора;
А

метки на картере и средней опоре

-

наметьте рисками на внутренней перегородке картера и на торце средней опоры оси отверстий крепле-

ния опоры (рис. 48);

-

в случае если сальник коленчатого вала не был снят с картера, направьте маслоотражательную шайбу

малого диаметра так, чтобы при постановке коленчатого вала она стала на посадочную шейку под маховик.
Проверьте наличие пружины сальника коленчатого вала;

-

установите картер на стол пресса торцом со стороны маховика. Введите в картер коленчатый вал в сбо-

ре со средней опорой и совместите риски А (рис. 48) на картере и средней опоре. Установите технологиче-
скую оправку на торец коленчатого вала (со стороны лыски на шейке) и запрессуйте опору в гнездо карте-
ра;

-

установите на шпильки картера переднюю опору коленчатого вала, запрессуйте на место и закрепите

её гайками;

-

вставьте два болта крепления средней опоры, завинтите и затяните их (момент затяжки 1,6...2 кгс·м).

Проверьте лёгкость вращения коленчатого вала в коренных подшипниках. Коленчатый вал должен прово-
рачиваться от лёгкого усилия руки;

-

установите распределительный и балансирный валы (см. «Снятие и установка узлов и деталей. Распре-

делительный вал и балансирный механизм (двигатель снят)»);

54

Рис. 49. Оправка для установки сальников коленчатого вала:

1 — винт; 2 — гайка; 3 — винт


Примечание. К оправке прилагаются два сменных винта 1 и 3. При установке сальника маховика следует пользо-

ваться винтом 3 (резьба М27х1,5), а при установке сальника у корпуса центробежного маслоочистителя — винтом 1
(резьба M18х1,5)

-

установите маслоотражательные шайбы и запрессуйте сальник коленчатого вала в случае, если он был

снят, пользуясь оправкой (рис. 49);

-

установите бумажную прокладку толщиной 0,1 мм и маховик на штифты коленчатого вала. Зафикси-

руйте маховик от проворачивания (см. рис. 45), поставьте стопорную шайбу болта маховика, завинтите
болт маховика и затяните его (момент затяжки 28...32 кгс·м). Перед постановкой болта маховика на двига-
тель заполните полость подшипника со стороны резьбовой части болта тугоплавкой смазкой № 158 (не бо-
лее 2...3 г).

Примечание

. При установке маховика учтите, что штифты на коленчатом валу расположены несимметрично;

-

установите на передний конец коленчатого вала опорную шайбу 7 (рис. 10), сегментные шпонки 10 и

поставьте шестерни распределительного 8 и балансирного 9 валов, маслоотражатель, корпус 11 центробеж-
ного маслоочистителя. Ввинтите болт 14 центробежного маслоочистителя и затяните его (момент затяжки
10...12,5 кгс·м);

-

проверьте осевое перемещение коленчатого вала, помещая щуп между опорным буртом подшипника

передней опоры и буртом щеки коленчатого вала (рис. 50) при отжатом коленчатом вале. Осевое переме-
щение коленчатого вала должно быть 0,06...0,27 мм. Этим контролируется правильная посадка опор.

Примечания

: 1. При нормальной установке коленчатого вала малое осевое перемещение может иметь место из-

за заниженной длины коренного подшипника передней опоры.

2. Увеличенное перемещение бывает обычно вследствие износа опорного бурта коренного подшип-

ника передней опоры (или опорного торца передней опоры);

-

подготовьте приспособление для проверки биения торца маховика.













Рис. 50. Проверка осевого перемещения коленчатого вала

55

-

установите перемычку 2 (рис. 51) с индикатором на установочную плиту 5, по контрольной стойке 3,

выполненной по номинальному размеру положения торца маховика, задайте натяг 0,5...1,0 мм, и совместите
стрелку индикатора с «0» шкалы.

Рис. 51. Приспособление для проверки биения торца маховика и для регулировки положения пяты

рычагов сцепления:

1—контрольная стойка пяты сцепления; 2 — перемычка с индикаторами; 3 — контрольная стойка

торца маховика; 4 — зажимная гайка; 5 — установочная плита; 6 — маховик

-

установите приспособление на шпильки картера, закрепите его гайками и проверьте биение торца ма-

ховика, которое допускается не более 0,4 мм на максимальном диаметре (рис. 52);

-

убедившись в правильности установки коленчатого вала, отвинтите болт центробежного маслоочисти-

теля и снимите корпус маслоочистителя;

Рис. 52. Проверка биения торца маховика

Рис. 53. Проверка бокового зазора в зацеплении

шестерни привода распределителя при помощи приспо-
собления с индикатором

-

проследите за аккуратной укладкой резинового уплотнительного кольца при сборке маслоприёмного

фильтра с масляным насосом;

-

установите поддон на картер двигателя, при этом привалочная площадка картера двигателя должна вы-

ступать в сторону маховика на 0,1...0,5 мм больше, чем площадка поддона.

Далее двигатель собирайте в последовательности, обратной разборке.

56

При установке корпуса привода распределителя зажигания:

-

поставьте коленчатый вал в положение, соответствующее ВМТ хода сжатия в 1-ом цилиндре. В случае,

когда головки цилиндров не установлены, и ВМТ хода сжатия первого цилиндра установить затруднитель-
но, совместите метки «0» шестерён газораспределения и после этого проверните коленчатый вал ровно на
один оборот — метка «0» на шестерне распределительного вала должна находиться в верхнем положении;

-

установите на промежуточный валик привода масляного насоса упорную шайбу 5 (рис. 25);

-

поверните поводок привода 1 так, чтобы его паз располагался параллельно оси коленчатого вала, а

меньший сектор поводка находился слева;

-

введите шестерню привода в зацепление с шестерней распределительного вала. При этом паз поводка

повернётся (т.к. зубья шестерни винтовые) на угол 19±11°, а меньший сектор будет находиться со
стороны шпильки крепления корпуса привода, как показано на рис. 25. Боковой зазор в зацеплении дол-
жен быть 0,05...0,45 мм (что соответствует свободному повороту поводка на угол 12'...1°50'). Пример про-
верки этого зазора показан на рис. 53.

При установке масляного радиатора особое внимание обратите на правильность установки резиновых

уплотнительных колец на трубки масляного радиатора во избежание перекосов и перекрытия отверстий в
штуцерах, а также на равномерность затяжки гаек в обеспечение надёжного уплотнения.

Установку сцепления см. «Сцепление».

После окончательной сборки двигателя проверьте его комплектность и ещё раз лёгкость вращения ко-

ленчатого вала.

Снятие и установка узлов и деталей


Головки цилиндров (двигатель не снят).
Для снятия и установки головок цилиндров рекомендуется

иметь: динамометрический ключ с головкой 17 мм (наружный диаметр головки должен быть не бо-
лее 23 мм); ключ «звёздочка» с головкой 12 мм, наружным диаметром головки 19 мм и длиной не
более 100 мм; ключи рожковые размером 10, 12, 13 мм; отвёртку.

Рекомендуемый порядок работы:
- снимите воздушный фильтр, предварительно отпустив хомут крепления воздухоподводящего пат-

рубка к карбюратору;

- отвинтите гайки крепления кронштейнов проводов высокого напряжения и снимите провода, вынув

наконечники из крышки распределителя зажигания;

- отвинтите две гайки крепления карбюратора, снимите карбюратор и проставку карбюратора;
- отвинтите четыре болта крепления верхнего кожуха и снимите кожух;
- отвинтите восемь гаек крепления впускного коллектора и снимите его;
- снимите дифлектирующие щитки с головки цилиндров и с цилиндров;
- отвинтите гайки крепления крышек головок цилиндров и снимите крышки, стараясь не повредить

прокладки;

- отвинтите гайки крепления валиков коромысел и снимите валики вместе с коромыслами, снимите на-

конечники с выпускных клапанов;

- отвинтите гайки крепления головок цилиндров торцовым ключом с наружным диаметром головки не

более 23 мм.


Примечание

. При диаметре головки ключа более 23 мм и некотором эксцентриситете возможна поломка на-

правляющих втулок клапанов.


Отвинчивая гайки головок цилиндров, ослабьте все гайки на пол-оборота и лишь затем полностью от-

винтите их, снимите шайбы (шайбы с кольцевыми канавками ставятся под гайки, заглушенные с торца и
установленные под крышками головок цилиндров);

- лёгкими ударами молотка через деревянную проставку по головкам у места крепления выпускных труб

и у места крепления впускной трубы строньте головки с места, а затем снимите их (извлекать штанги толка-
телей перед снятием головок не рекомендуется, чтобы не распались пружины и шайбы кожухов штанг);

- сняв головки цилиндров, снимите уплотнители, пружины, штанги толкателей, а также два передних и

два задних боковых кожуха системы охлаждения.

Примечание

. При снятии штанг толкателей рекомендуем пометить их, чтобы при сборке установить на преж-

ние места, не нарушая приработку штанг с толкателями и болтами коромысел. Штанги толкателей выпускных кла-
панов 1 и 3 цилиндров короче примерно на 15 мм. По этим штангам масло подводится для смазки коромысел.

Устанавливая головки цилиндров, проследите за совмещением кожухов штанг с отверстиями под толка-

тели и отверстием под сливную трубку в картере (для обеспечения надёжного уплотнения).

При необходимости отрихтуйте кожухи и сливную трубку.

57

Дальнейший порядок установки:
- установите пружины и шайбы на кожухи штанг;
- специальной оправкой 2 (рис. 54) сожмите пружины с шайбами и заведите технологические скобы 1;
- установите на сливные трубки головок цилиндров уплотняющие резиновые втулки, поставьте головки

цилиндров на место и завинтите гайки крепления головок цилиндров;

- снимите скобы отвёрткой и затяните гайки крепления головок цилиндров в два приёма: начальный мо-

мент 1,6...2 кгс·м и окончательный — 4...5 кгс·м. Последовательность затяжки приведена на рис. 55.

Примечание

. В случае отсутствия технологических скоб головки цилиндров устанавливайте следующим образом:

на штанги толкателя установите набор, состоящий из шайбы 4 (рис. 19) и пружины 5; уплотнитель 3 поместите в
бонку картера. Установите штанги в гнёзда толкателей. На сливную трубку головки установите уплотняющую втул-
ку. Устанавливая головку на шпильки, заведите в кожухи штанги толкателей. Прижимая головки, совместите кожухи
штанг с уплотнителями и постепенно затяните гайки крепления головок цилиндров, как указано выше;

-

установите валики коромысел и отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов.

Рис. 54. Сжатие пружин с шайбами специальной оправкой и крепление их технологическими скобами:

1 — технологическая скоба; 2 — оправка; 3 — шайба; 4 — пружина



Рис. 55. Порядок затяжки гаек головок цилиндров:

а — предварительная затяжка (1,6...2 кгс·м); b — окончательная затяжка (4…5 кгс·м)



58

Регулировка зазоров. Проверьте затяжку гаек, крепящих валики коромысел к стойкам;
- установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ конца такта сжатия. Для этого поверните коленчатый вал в

положение, при котором риска ВМТ на крышке центробежного маслоочистителя совпадает с меткой на
крышке распределительных шестерён (см. рис. 26), а оба клапана 1-го цилиндра полностью закрыты (коро-
мысла этих клапанов могут свободно покачиваться в радиальном направлении).

Расположение номеров цилиндров двигателя показано на рис. 56;
- отвинтите гайку регулировочного винта на коромысле и, вращая отвёрткой регулировочный винт (пред-

варительно установив между носком коромысла и стержнем клапана соответствующий щуп), установите не-
обходимый зазор (рис. 57).

Величина зазора для впускных клапанов 0,08 мм, для выпускных клапанов — 0,1 мм.


Следует помнить, что крайние клапаны выпускные, средние впускные.

Во время вращения регулировочного винта рекомендуем несколько передвигать щуп (щуп должен протя-

гиваться с небольшим усилием).

Удерживая отвёрткой винт, затяните гайку и снова проверьте зазор;
- поворачивая коленчатый вал каждый раз на пол-оборота, отрегулируйте зазоры клапанов 3, 4 и 2 цилин-

дров (по порядку работы цилиндров).

При регулировке нельзя уменьшать зазоры ниже нормы, т. к. это вызывает неплотную посадку клапанов,

падение мощности двигателя и прогар клапанов;

- смажьте маслом валики коромысел и торцы клапанов, установите крышки головок цилиндров.

Снимают и устанавливают головки цилиндров на двигателе снятом с автомобиля так же, за исключением

того, что головки обычно снимают после снятия направляющего аппарата с генератором в сборе



Рис. 56. Расположение номеров цилиндров:

А — маховик

Рис. 57. Регулировка зазора между коромыслом и клапаном


Крышка распределительных шестерён (двигатель снят).
Для снятия крышки распределительных шес-

терён рекомендуем применять торцовые ключи 10, 12, 13 мм; динамометрический ключ с набором головок
24; 32 мм; отвёртку; стопор маховика. Снимайте крышку в такой последовательности:

- снимите направляющий аппарат с генератором и вентилятором. Зафиксируйте маховик от проворачива-

ния (рис. 45) и отвинтите шесть болтов крепления крышки центробежного маслоочистителя и снимите её
(рис. 58);

- отогните с грани болта 25 (рис. 17) отгибную шайбу и вывинтите болт; снимите шайбу и маслоотража-

тель 28. Лёгкими ударами по корпусу 32 центробежного маслоочистителя снимите его с коленчатого вала;

- отвинтите две гайки крепления топливного насоса к крышке распредшестерён и снимите насос, про-

ставку, направляющую штанги привода насоса вместе со штангой и прокладками; отвинтите двенадцать бол-
тов крепления крышки распределительных шестерён к картеру, лёгким постукиванием молотка через дере-
вянную проставку по приливам крепления вентилятора сдвиньте крышку. Осторожно, стараясь не повредить
прокладку, снимите её;

- снимите прокладку 19 крышки распределительных шестерён и маслозаливную горловину;
- выпрессуйте из отверстия крышки распределительных шестерён шариковый подшипник 33 балансирно-

го вала (при необходимости замены);

59

- выпрессуйте передний сальник 29 коленчатого вала (при необходимости замены) и снимите маслоотра-

жатель.


Устанавливайте крышку распределительных шестерён в последовательности обратной разборке:
- проверьте совпадение меток «0» на шестернях привода распределительного и балансирного валов (см.

рис. 14 и 18);

- наденьте на направляющие штифты картера уплотнительную прокладку, установите крышку на картер и

затяните болты;

- если был снят сальник коленчатого вала, установите его при помощи специального приспособления

(рис. 49) для того, чтобы избежать перекоса;

- установите корпус центробежного маслоочистителя и затяните болт (момент затяжки 10...12,5 кгс·м).

Отогните стопорную шайбу на грань болта;

- при установке крышки центробежного маслоочистителя учтите, что болты крепления крышки располо-

жены несимметрично (см. рис. 26);

- при установке топливного насоса проверьте и при необходимости отрегулируйте выступание наружного

торца штанги привода насоса относительно плоскости проставки (см. «Ремонт. Снятие и установка топлив-
ного насоса»).

Рис. 58. Центробежный маслоочиститель со снятой

крышкой:

1 — крышка центробежного маслоочистителя; 2

прокладка; 3 — маслоотражатель; 4 — специальный
болт; 5 корпус центробежного маслоочистителя

Рис. 59. Вид на балансир со стороны маховика при

снятой крышке балансирного вала

Крышка распределительных шестерён (двигатель не снят). Снимите вентилятор с генератором в сбо-

ре, не снимая кожуха вентилятора, для чего:

- отсоедините провода, идущие к генератору;
- снимите возвратную пружину дроссельной заслонки с кронштейна кожуха вентилятора;
- вывинтите два передних болта крепления кожуха вентилятора;
- ослабьте гайку крепления шкива вентилятора и снимите ремень;
- отвинтите четыре гайки крепления направляющего аппарата вентилятора к крышке распределительных

шестерён, вставьте оправку между крышкой и направляющим аппаратом, поднимите и снимите.

Отвинтите шесть болтов и снимите крышку центробежного маслоочистителя, маслоочиститель, топлив-

ный насос и крышку распределительных шестерён, как указано в предыдущем разделе.

Распределительный вал и балансирный механизм (двигатель снят). Снимайте распределительный

вал и балансирный механизм после снятия шатунно-поршневой группы и маховика (см. «Общая разборка»).

Отвинтите четыре винта крепления крышки балансирного вала и снимите крышку (рис. 59);
- отогните ус стопорной шайбы 46 (рис. 17) с грани болта и отвинтите болт 47 крепления балансира;
- снимите шайбу 48 балансира, выколоткой из мягкого металла вытолкните балансирный вал 7 из балан-

сира 49 в сторону крышки распределительных шестерён; снимите балансир, пружину 8 и балансирный вал в
сборе с шестерней, и упорную шайбу 34 с балансирного вала;

- снимите шестерню привода балансирного вала 21 с носка коленчатого вала;

- отвинтите гайку-эксцентриковый кулачок 39 топливного насоса, снимите стопорную шайбу 40, введите

две оправки между шестерней распределительного вала и картером и, покачивая их, снимите шестерню 2 с
распределительного вала. Слегка покачивая, извлеките распределительный вал в сторону маховика, следя за
тем, чтобы кромками кулачков не повредить рабочую поверхность подшипников распределительного вала;

60

Рис. 60. Оправка для напрессовки шестерни распределительного вала:

1 — распределительный вал; 2 — фланец распределительного вала; 3 — шестерня распределительно-

го вала; 4 — оправка


- отвинтите два болта крепления упорного фланца 6 распределительного вала и снимите упорный фланец;

- шестерню 20 привода распределительного вала с коленчатого вала.

Собирайте распределительный и балансирный валы в последовательности, обратной разборке, учитывая

следующие особенности:

- перед установкой распределительного вала в картер смажьте шейки вала и подшипники маслом для дви-

гателя;

- напрессуйте шестерню распределительного вала на шейку распределительного вала (рис. 60) и закрепи-

те её гайкой;

- проверьте осевое перемещение распределительного вала, которое должно быть 0,1...0,33 мм;

- шестерни газораспределения и балансирного механизма установите, совмещая метки на торцах (рис. 14

и 18). Минимальный боковой зазор должен обеспечивать свободное прокручивание пар.

Максимальный боковой зазор в парах шестерён газораспределения, замеряемый щупом в трёх точках,

равномерно расположенных по окружности, должен быть: не более 0,120 мм в новых и не более 0,50 мм в
работавших парах шестерён (перепад зазора не более 0,07 мм); в шестернях привода балансирного механизма
— 0,25...0,45 мм в новых парах и не более 0,7 мм в работавших (перепад зазора не более 0,1 мм);

- проверьте осевое перемещение балансирного вала в распределительном, которое должно быть не менее

0,45 мм.

Распределительный вал и балансирный механизм (без полной разборки двигателя). Эту работу

можно выполнить, не снимая головок цилиндров и не вынимая шатунно-поршневой группы.

В этом случае:
- снимите крышку распределительных шестерён (см. «Снятие и установка узлов и деталей. Распредели-

тельный вал и балансирный механизм (двигатель снят)»;

- снимите маховик (см. «Общая разборка»);

- снимите крышки головок цилиндров и валика коромысел вместе с коромыслами и наконечники с выпу-

скных клапанов;

- извлеките штанги толкателей и пометьте их;

- поставьте двигатель поддоном вверх (чтобы при снятии распределительного вала толкатели не провали-

лись в картер двигателя);

- снимите и установите распределительный вал и балансирный механизм (см. «Снятие и установка узлов

и деталей. Распределительный вал и балансирный механизм (двигатель снят)».

Цилиндры и поршни в сборе с шатунами (двигатель снят). Для снятия и установки цилиндров и

поршней рекомендуем применять инструмент и приспособления: динамометрический ключ с головкой 14 и
17 мм; плоскогубцы комбинированные; молоток; обжимное кольцо; два приспособления (см. рис. 43), мас-
лёнку.

Последовательность операций по снятию цилиндров и поршней в сборе с шатунами такая:

- снимите головки цилиндров (см. «Снятие и установка узлов и деталей. Головки цилиндров (двигатель не

снят)»);

- отсоедините от карбюратора и распределителя зажигания и снимите трубку вакуумного регулятора;

- после снятия головок цилиндров извлеките толкатели из расточек картера с помощью проволоки Ø2 мм,

загнутой на конце. Загнутый конец проволоки введите в верхнее отверстие толкателя и извлеките толкатель.
Толкатели пометьте на нерабочем торце для того, чтобы при сборке поставить их на прежние места.

61

Примечание

. Толкатели выпускных клапанов 1-го и 3-го цилиндров (первая пара со стороны вентилятора) имеют

четыре отверстия на цилиндрической поверхности: одно вверху — для извлечения толкателя; второе в проточке — для
подвода масла из магистрали в толкатель и два внизу — для слива масла, стекающего по кожухам штанг из головок
(см. рис. 19).

При монтаже обратите внимание на наличие цилиндрической проточки по наружному диаметру для подвода мас-

ла у толкателей выпускных клапанов 1-го и 3-го цилиндров;


- зафиксируйте цилиндры от произвольного подъёма поршнем при проворачивании коленчатого вала, для

чего установите фиксатор 3 (рис. 43) на одну из средних шпилек крепления головок цилиндров и закрепите
его гайкой;

- переверните двигатель на 180°, отвинтите двадцать болтов крепления поддона. Осторожно, стараясь не

повредить прокладку, снимите поддон.

Примечание

. При перевёртывании двигателя извлеките промежуточный валик привода масляного насоса;


- отвинтите стопорные гайки и гайки всех шатунных болтов и снимите крышки.

Примечание

. Перед снятием крышек шатунов проверьте наличие установочных меток. Установочные метки (но-

мера цилиндров) наносятся на шатунах и крышках шатунов. Если метки плохо видны, повторно пронумеруйте шату-
ны и их крышки, обозначая номера цилиндров;

переставлять крышку с одного шатуна па другой или переворачивать её нельзя;


- поверните двигатель на 180° (цилиндрами вверх), отвинтите гайки и снимите приспособление, фикси-

рующее цилиндры. Мягкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра рас-
качайте его и снимите вместе с поршнем и шатуном. В этом положении промаркируйте цилиндр и поршень;



Рис. 61. Оправка для установки поршня с кольцами

в цилиндр:

1 — оправка; 2— поршень в сборе с кольцами и

шатуном; 3— цилиндр






Рис. 62. Хомут для обжима поршневых колец:

1 — цилиндр; 2 — хомут; 3 — поршень с кольцами

62

- снимите остальные цилиндры с поршнями, соответственно пометив их порядковыми номерами; устано-

вите на место крышки шатунов и гайки и извлеките поршни с шатунами из цилиндров.

Устанавливайте цилиндры и поршни так:

- установите цилиндры и поршни с шатунами на те же места в обратной последовательности;

- перед постановкой вкладышей нижней головки шатуна или при замене вкладышей на новые, тщательно

промойте обе половинки вкладышей, проверьте, нет ли по контуру острых кромок, при необходимости при-
тупите их;

- установите вкладыши в расточку нижней головки шатуна и крышку шатуна так, чтобы фиксирующие

выступы вкладышей вошли в соответствующие пазы. Проверьте сопряжение стыков;

- установите поршневые кольца на поршень (см. «Ремонт. Поршневые кольца»);

- смажьте зеркало цилиндров маслом и ещё раз проверьте правильность расстановки поршневых колец

(см. рис. 11).

Пользуясь специальной оправкой, введите комплект шатун-поршень с кольцами в цилиндр (рис. 61),

предварительно сориентировав их так, чтобы после установки на двигатель стрелка на днище поршня и но-
мер на стержне шатуна были обращены в сторону крышки распределительных шестерён.

При этом цилиндры необходимо сориентировать так, чтобы рёбра 1-го и 3-го цилиндров плоской сторо-

ной были обращены в сторону крышки распределительных шестерён, а 2-го и 4-го — в сторону маховика;

- установите на каждый цилиндр бумажную прокладку толщиной 0,27...0,33 мм (наружный диаметр про-

кладки 94,75...95,25 мм, внутренний — 86...86,3 мм);

- снимите крышки шатунов с вкладышами и установите один из цилиндров с поршнем и шатуном на кар-

тер коленчатого вала и зафиксируйте цилиндр приспособлением;

- проверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка оставалась в положении нижней мёртвой точки,

смажьте моторным маслом шатунные вкладыши и шейку вала, подтяните шатун к шейке коленчатого вала и
соберите подшипник, обратив внимание на совпадение меток шатуна и крышки.

Завинтите гайки шатунных болтов равномерно, но не окончательно (момент затяжки 1,8...2,5 кгс·м).

Установите остальные цилиндры с поршнями и шатунами и окончательно затяните гайки шатунных бол-

тов (момент затяжки 5,0...5,6 кгс·м). Затягивайте гайки поочерёдно, равномерно, с последовательным увели-
чением усилия;

- проверьте, легко ли вращается коленчатый вал, навинтите стопорные гайки шатунных болтов и затяните

их, повернув на 1,5...2 грани после соприкосновения торцов основной и стопорной гаек.

Цилиндры поршневые кольца, поршни, шатуны и вкладыши шатунов (двигатель не снят). Если

при эксплуатации возникает необходимость в замене цилиндров, поршневых колец, поршней, шатунов или
вкладышей шатуна, то это можно сделать, не снимая двигатель с автомобиля (без его полной разборки).

Порядок операций при этом такой:

- снимите с двигателя головки цилиндров (см. «Снятие и установка узлов и деталей. Головки цилиндров

(двигатель не снят)»);

- поверните коленчатый вал в такое положение, при котором в снимаемом цилиндре поршень находился

бы в ВМТ, и лёгкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачайте и
снимите его.

Примечание

. Во избежание поломки юбки поршней при проворачивании коленчатого вала при снятых цилиндрах,

поршни поддерживайте, направляя их в отверстия под цилиндры;


- снимите поршневые кольца с поршней и пометьте их для того, чтобы при сборке установить на прежние

места;

- снимите поршень (см. «Ремонт. Поршневые кольца»);

- проверьте состояние и подберите по соответствующим размерам цилиндры, поршни, поршневые кольца

и пальцы, как указано в соответствующих разделах.

Производите сборку в последовательности, обратной разборке.

Для этого:

- установите поршень (сборку поршня с шатуном см. «Ремонт. Поршни»);

- установите поршневые кольца на поршень (см. «Ремонт. Поршневые кольца»);

- тщательно очистите цилиндры, смажьте их маслом, поставьте бумажные прокладки на цилиндры.

Обожмите поршневые кольца на поршне специальным хомутом (рис. 62), наденьте цилиндры на поршни

и установите их на место (рис. 63);

- установите головки цилиндров (см. «Снятие и установка узлов и деталей. Головки цилиндров (двигатель

не снят)».



63



















Рис. 63. Постановка цилиндра на поршень
(поршневые кольца обжаты хомутом)

Для замены вкладышей шатуна:

- отвинтите сливную пробку поддона, слейте масло;

- снимите поддон, масляный насос и промежуточный валик привода масляного насоса;

- проверните коленчатый вал, установив один из поршней в положение НМТ. Отвинтите стопорную и ос-

новную гайки шатуна. Снимите крышку шатуна;

- вытолкните половину вкладыша из шатуна пластинкой из мягкого металла;

- установите новые вкладыши нижней головки шатуна;

- для снятия шатунов снимите головки цилиндров (см. «Снятие и установка узлов и деталей. Головки ци-

линдров (двигатель не снят)»);

- снимите поддон, масляный насос, отвинтите стопорные и основные гайки шатунов и снимите шатуны с

цилиндрами и поршнями в сборе.

Устанавливайте шатуны в последовательности, обратной разборке (см. «Снятие и установка узлов и дета-

лей. Цилиндры и поршни в сборе с шатунами (двигатель снят)»).

























64

III.4.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Причина

Способ устранения

Двигатель не пускается или плохо пускается

Разряжена аккумуляторная батарея

Проверьте и зарядите батарею

Окисление выходных клемм аккумуляторной батареи или

недостаточно плотная затяжка наконечников проводов

Очистите клеммы, проверьте и затяните болты крепления

наконечников. Замените провода и наконечники, если они чрез-

мерно износились

Не работает стартер

Отыщите неисправность и устраните

Неисправен замок зажигания

Замените замок зажигания

Засорена или неисправна система питания

Отсоедините штуцер подвода топлива к карбюратору, проверьте
поступление топлива, воздействуя на рычаг ручной подкачки топ-
ливного насоса

Загрязнение воздушного фильтра или попадание в него воды

Промойте воздушный фильтр и заправьте его свежим маслом

Неправильная регулировка клапанов (отсутствие зазоров)

Отрегулируйте зазоры между носками коромысел и стержнями
клапанов

Излишнее обогащение смеси вследствие излишней подкачки
топлива педалью управления дроссельной заслонкой или
прикрытия воздушной заслонки на горячем двигателе

Продуйте цилиндры, прокрутив двигатель стартером
(не более 5...10 с) при полностью открытых дроссельной и воз-
душной заслонках

Неисправен карбюратор:
- занижен или завышен уровень бензина в поплавковой камере;
- заело топливный клапан в закрытом положении;
- переполнение карбюратора топливом;

- засорены главные жиклёры;
- засорены жиклёры холостого хода;
- засорён фильтр


- проверьте и отрегулируйте уровень в поплавковой камере;
- промойте клапан, устраните заедание;
- проверьте герметичность топливного клапана и поплавка. Про-
верьте затяжку корпуса клапана;
- продуйте жиклёры воздухом;
- продуйте жиклёры воздухом;
- промойте фильтр

Неисправен топливный насос:
- повреждена диафрагма;
- засорены клапаны;
- засорён фильтр


- замените диафрагму;
- промойте клапаны;
- промойте фильтр

Двигатель не пускается в горячем состоянии

Перегрев двигателя, вызывающий сильное испарение топлива в
поплавковой камере карбюратора (образующиеся пары забивают
трубопроводы)

Подкачайте топливо рычагом ручной подкачки топливного насоса

Не отрегулирован клапан стояночной разбалансировки карбю-
ратора

Отрегулируйте открытие клапана стояночной разбалансировки
карбюратора

Двигатель не пускается (система питания исправна)

Нарушение контакта или изоляции провода высокого напряже-
ния от катушки к распределителю зажигания

Проверьте состояние провода, при необходимости замените;
обеспечьте надёжность контакта

Нарушение контакта в соединениях цепи низкого напряжения

Установите место нарушения контакта и устраните неисправность

Пробой изоляции вторичной обмотки катушки зажигания

Замените катушку зажигания

Обрыв добавочного сопротивления

Замените сопротивление

Загрязнение контактов распределителя зажигания

Зачистите и промойте контакты. Установите нормальный зазор

Пробит конденсатор (при размыкании контактов распределителя
зажигания искра слабая, красноватого цвета)

Замените конденсатор

Замыкание в цепи низкого напряжения

Устраните замыкание

Загрязнение ротора и контактов крышки распределителя
или появление в них трещин

Протрите ротор и контакты (при наличии трещин замените крыш-
ку)

Зависание контактного уголька крышки распределителя
зажигания

Замените уголёк и пружину

Систематические перебои в работе одного или нескольких цилиндров (на прогретом двигателе) *

Повреждение изоляции проводов высокого напряжения

Замените повреждённые провода

Плохой контакт провода низкого напряжения от катушки
зажигания к распределителю зажигания

Затяните гайки

Замасливание контактов распределителя зажигания, подгорание
контактов или недостаточный зазор

Промойте или зачистите контакты, отрегулируйте зазор
и проверьте установку зажигания

Неисправность свечи:
- сильная закопчённость;
- увеличенный зазор между электродами;
- повреждение изолятора


- очистите свечу от нагара;
- отрегулируйте зазор;
- замените свечу

Загрязнение ротора и крышки распределителя зажигания,
появление на них трещин, приводящих к большим утечкам тока
высокого напряжения, подгорание гнёзд в крышке

Протрите ротор и крышку. При наличии трещин или подгара гнёзд
замените повреждённые ротор или крышку

65

Продолжение

Причина

Способ устранения

Неисправность конденсатора:
- двигатель не развивает оборотов при нагрузке, работает с пе-
ребоями, подгорают контакты прерывателя

Замените конденсатор

Переобогащение или переобеднение смеси

Отрегулируйте систему холостого хода, установите нормальный
уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Неисправен распределитель зажигания:
- износ втулок валика;
- неравномерный износ кулачка распределителя зажигания,
- износ оси подвижного контакта или изоляционной подушки
контакта;


замените изношенные детали, отрегулируйте зазор, проверьте ус-
тановку момента зажигания

Нет контакта на массу;

Облудите провода в местах заделки;

Заедание подвижного кулачка на оси

Устраните заедание или замените кулачок

Большой расход масла (более 160 г на 100 км)

Закоксовывание колец или заполнение масляными отложениями
пазов в поршнях под маслосъёмными кольцами

Разберите частично двигатель, снимите маслосъёмные поршневые
кольца, промойте их или замените новыми. Прочистите пазы в
канавках под маслосъёмные кольца

Износ поршневых колец (зазор в стыке более 1,5 мм)

Замените поршневые кольца

Износ зеркала цилиндра

Замените цилиндры или расточите их (необходимо хонингование),
замените поршни и поршневые кольца

Износ или трещина направляющей втулки клапана вследствие
механического повреждения

Снимите головку цилиндров, разберите клапанный механизм и
замените повреждённые или изношенные детали

Течь масла через уплотнения двигателя

Устраните течь в уплотнениях

Искровой промежуток свечи систематически забрасывается маслом

Неисправна свеча

Замените свечу

Большой расход (угар) масла

Устраните причину большого расхода масла

При резком открытии дроссельной заслонки двигатель работает с перебоями

Не работает ускорительный насос

Снимите крышку поплавковой камеры, промойте и продуйте от-
верстия

Засорены распылитель или клапаны

Извлеките клапаны, очистите от грязи, продуйте топливные кана-
лы и распылитель

Заедает поршень ускорительного насоса

Извлеките поршень, очистите каналы ускорительного насоса и
поршень от грязи

Частые «выстрелы» в карбюратор, двигатель работает с перебоями (при движении автомобиля)

Карбюратор готовит чрезмерно бедную смесь

Отрегулируйте карбюратор или замените его

Недостаточное количество топлива в поплавковой камере

Прочистите топливопроводы. Проверьте и отрегулируйте уровень
топлива

Холодный двигатель

Прогрейте двигатель

Подсасывается воздух во впускной коллектор

Определите место попадания воздуха и устраните неплотность

«Выстрелы» в карбюратор только после длительной езды и при работе двигателя

с полной мощностью

Использование свечей с недостаточным калильным числом

(горячие)

Установите свечи с соответствующей двигателю тепловой

характеристикой (с калильным числом 22...24)

Повышенный расход топлива

Понизилась компрессия в цилиндрах двигателя из-за износа,
потери подвижности поршневых колец в канавках, или
неплотной посадки клапанов к сёдлам в головках цилиндров

Частично разберите двигатель, проверьте состояние поршневых
колец и при необходимости замените их; притрите клапаны к сёд-
лам, отрегулируйте зазоры в клапанном механизме

Нарушена герметичность соединений топливопроводов между
топливным баком и карбюратором

Подтяните соединения. Устраните течь топлива

Карбюратор приготовляет обогащённую горючую смесь
вследствие частичного прикрытия воздушной заслонки

Отрегулируйте привод управления воздушной заслонкой
карбюратора

Позднее зажигание

Установите правильно угол опережения зажигания

Повысился уровень топлива в поплавковой камере

Установите рекомендуемый уровень топлива в поплавковой каме-
ре карбюратора

Засмолены воздушные жиклёры

Выверните воздушные жиклёры. Очистите жиклёры от засмоления
и продуйте их

Неплотно завёрнут клапан экономайзера карбюратора или при-
шла в негодность уплотнительная прокладка клапана экономай-
зера

Заверните до упора клапан экономайзера карбюратора,
или замените прокладку под клапаном экономайзера

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности