Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство — часть 1

2



АВТОМОБИЛЬ



ЛуАЗ-969М

РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ



AVT

О

EXPORT • USSR • MOSCOW














В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия, повышающей его надёж-

ность и улучшающей условия эксплуатации, в конструкцию могут быть внесены незначитель-
ные изменения, не отражённые в настоящем издании.







Внешторгиздат. Изд. № 1264У/83.

Автомобиль ЛуАЗ-969М.

Руководство по ремонту на рус. и англ. яз.

К-фр. Зак. 2— 1708.

3

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Введение

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

I.1.

Техническая характеристика

. . . . . . . . . . . . . … 9

II.

Силовой агрегат

. . . . . . . . . . . . . . . . . …. 11

II.1.

Снятие и установка

. . . . . . . . . . . . . . . …

13

III.

Двигатель

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

III.1.

Проверка технического состояния

. . . . . . . . . . . . … 15

Условия испытаний и подготовка автомобиля . . . . . . . . . . . 15
Определение тяговых качеств. . . . . . . . . . . . . . 16
Проверка экономичности. . . . . . . . . . . . . . . 16
Проверка компрессии. . . . . . . . . . . . . . . … 18
Проверка технического состояния по шумности . . . . . . . . . ….

18

Состояние отдельных деталей. . . . . . . . . . . . . . 20

III.2. Устройство

. . . . . . . . . . . . . . . . . … 25

Кривошипно-шатунный механизм. . . . . . . . . . . . . 25
Газораспределительный механизм. . . . . . . . . . . . . 31
Система смазки. . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Система охлаждения. . . . . . . . . . . . . . . …. 40
Система питания. . . . . . . . . . . . . . . . .… 41

III.3. Разборка и сборка

. . . . . . . . . . . . . . . . 50

Общая разборка. . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Сборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 53
Снятие и установка узлов и деталей . . . . . . . . . . . . … 56

Головки цилиндров (двигатель не снят). . . . . . . . . . . … 56
Крышка распределительных шестерён (двигатель снят). . . . . . . . 58
Крышка распределительных шестерён (двигатель не снят). . . . . . . .

59

Распределительный вал и балансирный механизм (двигатель снят). . . . . … 59
Распределительный вал и балансирный механизм (без полной разборки двигателя). . 60
Цилиндры и поршни в сборе с шатунами (двигатель снят). . . . . . ….. 60
Цилиндры, поршневые кольца, поршни, шатуны и вкладыши шатунов (двигатель не снят)... 62

III.4. Возможные неисправности и способы их устранения

. . . . . . . . 64

III.5. Ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 68

Кривошипно-шатунный механизм. . . . . . . . . . . . … 68

Картер коленчатого вала. . . . . . . . . . . . . . … 68
Цилиндры. . . . . . . . . . . . . . . . . …

70

Поршни. . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Поршневые кольца. . . . . . . . . . . . . . . ….

73

Поршневые пальцы. . . . . . . . . . . . . . . …

74

Шатуны. . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Коленчатый вал. . . . . . . . . . . . . . . . … 75
Маховик. . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Сальники коленчатого вала. . . . . . . . . . . . ... …. 76
Вкладыши коренных и шатунных подшипников. . . . . . . . . ...

76

Газораспределительный и балансирный механизм. . . . . . . . …. 77

Снятие и установка клапанов. . . . . . . . . . . . . … 77
Проверка состояния стержней клапанов и их направляющих втулок. . . …... … 79
Замена направляющих втулок. . . . . . . . . . . . . … 80
Шлифовка фасок головок клапанов. . . . . . . . . . . ... 80
Шлифовка фасок сёдел. . . . . . . . . . . . . . …..

81

Замена седла. . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Притирка клапанов. . . . . . . . . . . . . . . …. 82
Проверка клапанных пружин. . . . . . . . . . . . . … 83
Состояние наконечников клапанов. . . . . . . . . . . . … 84
Проверка коромысел и их валиков. . . . . . . . . . . . … 84
Проверка толкателей клапанов и штанг. . . . . . . . . . …..…

84

Проверка состояния уплотнителей, кожухов штанг и сливных трубок. . . . . . 84
Проверка распределительного вала. . . . . . . . . . . . … 84
Проверка балансирного механизма.. . . . . . . . . . . . … 85

Система смазки. . . . . . . . . . . . . . . . … 85

Устранение течи в системе смазки. . . . . . . . . ... . . … 85
Устранение причин падения давления масла. . . . . . . . . . …. 85
Разборка и сборка масляного насоса. . . . . . . . . . . . 86
Проверка редукционного клапана . . . . . . . . . . . . … 86
Проверка привода распределителя зажигания и масляного насоса. . . . . . 87
Проверка масляного радиатора. . . . . . . . . . . . . … 87
Проверка центробежного маслоочистителя . . . . . . . . . . … 87

Система охлаждения . . . . . . . . . . . . . . . … 88

Проверка вентилятора. . . . . . . . . . . . . . . .. 88
Регулировка натяжения ремня. . . . . . . . . . . . . …. 89

Система питания. . . . . . . . . . . . . . . . … 89

Снятие и установка топливного бака. . . . . . . . . . . . .. 89
Ремонт топливного бака. . . . . . . . . . . . . . . 90
Снятие и установка топливного насоса. . . . . . . . . . . ….. 90
Разборка и сборка топливного насоса. . . . . . . . . . . . 90
Проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора. . . . . . . 92
Снятие и установка карбюратора. . . . . . . . . . . . . 92

4

Разборка и сборка карбюратора. . . . . . . . . . . . . .. 92
Регулировка карбюратора. . . . . . . . . . . . . . … 93
Регулировка карбюратора на малые частоты вращения коленчатого вала двигателя
при холостом ходе. . . . . . . . . . . . . . . ….. 94
Снятие и установка тяги и оболочки тяги привода дроссельной заслонки. . . . .. 94
Снятие и установка тяги и оболочки тяги привода воздушной заслонки. . . . …. 94
Регулировка приводов управления заслонками карбюратора. . . . . . . . 94

Обкатка отремонтированного двигателя. . . . . . . . . . . . 94

IV.

Сцепление

. . . . . . . . . . . . . ….. . . . . … 95

IV.1.

Устройство

. . . . . . . . . . . . . . . . . . 95

Привод выключения сцепления. . . . . . . . . . . . . …. 98

IV.2.

Возможные неисправности и способы их устранения

. . . . . . . . ….100

IV.3.

Ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101

Разборка и сборка. . . . . . . . . . . . . . . . … 101
Проверка деталей. . . . . . . . . . . . . . . . … 102
Сборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 103
Установка и окончательная регулировка. . . . . . . . . . . … 104
Регулировка зазора между пятой и подпятником. . . . . . . . . . 105
Главный цилиндр привода выключения сцепления. . . . . . . . . … 105
Рабочий цилиндр привода выключения сцепления. . . . . . . . . …. 106
Педаль сцепления. . . . . . . . . . . . . . . . … 106

V.

Коробка передач, главная передача и дифференциал

. . . . . . . . . … 107

V.1.

Устройство

. . . . . . . . . . . . . . . . . . 107

V.2.

Возможные неисправности и способы их устранения

. . . . . . . . ….114

V.3.

Ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116

Разборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 116
Проверка деталей. . . . . . . . . . . . . . . . …. 119
Сборка коробки передач и дифференциала. . . . . . . . . . . .. 124
Проверка и регулировка зазора в шестернях главной передачи. . . . . . . . 129

VI.

Вал приводной редуктора заднего моста

. . . . . . . . . . . . … 130

VI.1.

Устройство

. . . . . . . . . . . . . . . . . . 130

VI.2.

Возможные неисправности и способы их устранения

. . . . . . . . ….130

VI.3.

Ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130

Снятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Разборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 131
Сборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 132
Установка на автомобиль. . . . . . . . . . . . . . . 133

VII.

Полуось

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 133

VII.1.

Устройство

. . . . . . . . . . . . . . . . . … 133

VII.2.

Возможные неисправности и способы их устранения

. . . . . . . . 134

VII.3.

Ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 134

Снятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . …

134

Разборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 134
Сборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . …

137

Установка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 137

VIII.

Редуктор колёсный

. . . . . . . . . . . . . . . . … 138

VIII.1.

Устройство

. . . . . . . . . . . . . . . . . … 138

VIII.2.

Возможные неисправности и способы их устранения

. . . . . . . . 139

VIII.3.

Ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 140

Снятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Разборка редуктора. . . . . . . . . . . . . . . . 140
Разборка кардана. . . . . . . . . . . . . . . . … 141
Проверка состояния деталей. . . . . . . . . . . . . . . 141
Сборка редуктора. . . . . . . . . . . . . . . . … 143
Установка редуктора. . . . . . . . . . . . . . . …. 144
Сборка кардана. . . . . . . . . . . . . ….. . . . 144

IX.

Редуктор заднего моста

. . . . . . . . . . . . . . . . 144

IX.1.

Устройство

. . . . . . . . . . . . . . . . . …. 144

IX.2.

Возможные неисправности и способы их устранения

. . . . . . . . .. 146

IX.3.

Ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 146

Снятие и установка. . . . . . . . . . . . . . . . 146
Разборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 147
Проверка состояния деталей. . . . . . . . . . . . . . 147
Сборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . …

148

X.

Подвеска, амортизаторы, колёса и шины

. . . . . . . . . . . . 149

X.1.

Техническая характеристика

. . . . . . . . . . . . . … 149

X.2.

Устройство

. . . . . . . . . . . . . . . . . … 150

Подвеска. . . . . . . . . . . . . . . . . .

150

Амортизаторы. . . . . . . . . . . . . . . . . 152

X.3.

Возможные неисправности и способы их устранения

. . . . . . . . … 154

X.4.

Ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 155

Подвеска . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155

Снятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 155
Установка. . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 156
Замена торсиона. . . . . . . . . . . . . . . . … 156
Перестановка торсиона. . . . . . . . . . . . . . . 157
Снятие рычага подвески. . . . . . . . . . . . . . ….. 157

5

Установка рычага подвески. . . . . . . . . . . . . . . 157
Замена корпусов втулок шкворней поворотного кулака с втулками в сборе и шкворней. .. 158
Устранение осевого зазора в шкворневых соединениях поворотного кулака. . . ….. 159
Замена изношенных втулок рычага подвески на ремонтные. . . . . . . .. 159
Ремонт оси подвески. . . . . . . . . . . . . . . … 161
Проверка и регулировка зазора в подшипниках ведомого вала колёсного редуктора. . 161
Схождение колёс. . . . . . . . . . . . . . . . .. 161
Установка наибольших углов поворота передних колёс . . . . . . . . 162

Амортизаторы. . . . . . . . . . . . . . . . . 162

Снятие амортизатора передней подвески. . . . . . . . . . . .. 162
Снятие амортизатора задней подвески. . . . . . . . . . . ….. 162
Проверка амортизаторов. . . . . . . . . . . . . . ….. 163
Разборка, ремонт и сборка. . . . . . . . . . . . . . … 163

Балансировка колёс. . . . . . . . . . . . . . . …. 164

Перестановка колёс. . . . . . . . . . . . . . . …. 164

Накачивание шин. . . . . . . . . . . . . . . . . 164

XI.

Рулевое управление

. . . . . . . . . . . . . . . . … 165

XI.1.

Устройство

. . . . . . . . . . . . . . . . . …. 165

XI.2.

Возможные неисправности и способы их устранения

. . . . . . . . .. 168

XI.3.

Ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 169

Снятие и установка рулевого механизма (без вала, опоры вала и рулевого колеса). . …. 169
Разборка рулевого механизма. . . . . . . . . . . . . . 170
Сборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 170
Замена втулок вала сошки в картере и крышке. . . . . . . . . . .. 172
Снятие и установка рулевого колеса. . . . . . . . . . . . … 172
Снятие и установка рулевого вала. . . . . . . . . . . . . 172
Снятие и установка опоры рулевого вала. . . . . . . . . . . … 173
Снятие и установка маятниковых рычагов и тяг. . . . . . . . . . 173
Ремонт шарового шарнира . . . . . . . . . . . . . . … 173
Снятие и установка кронштейна оси маятникового рычага . . . . . . . …. 174
Замена втулок в кронштейне маятникового рычага. . . . . . . . . … 174
Регулировка зазора в подшипниках червяка. . . . . . . . . . . 174
Регулировка зазора в червячной паре. . . . . . . . . . . . … 174
Регулировка угла свободного поворота рулевого колеса. . . . . . . . … 175

XII.

Тормоза

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 175

XII.1.

Техническая характеристика

. . . . . . . . . . . . . . 175

XII.2.

Устройство

. . . . . . . . . . . . . . . . . … 176

XII.3.

Возможные неисправности и способы их устранения

. . . . . . . . 181

XII.4.

Ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 183

Снятие и установка тормозного барабана. . . . . . . . . . . … 183
Снятие и установка колодок тормоза. . . . . . . . . . . . … 183
Замена колёсного тормозного цилиндра. . . . . . . . . . . . 184
Разборка и сборка колёсного тормозного цилиндра. . . . . . . . . … 184
Замена главных тормозных цилиндров. . . . . . . . . . . . . 185
Разборка и сборка главного тормозного цилиндра . . . . . . . . . …. 186
Снятие и установка педали тормоза . . . . . . . . . . . . …. 186
Замена трубок. . . . . . . . . . . . . . . . . … 186
Замена гибких шлангов. . . . . . . . . . . . . . . … 187
Заполнение гидропривода рабочей жидкостью с удалением воздуха и
проверка герметичности. . . . . . . . . . . . . . . 187
Прокачка контура . . . . . . . . . . . . . . . . … 188
Замена троса стояночного тормоза. . . . . . . . . . . . . 188
Регулировка натяжения троса стояночного тормоза . . . . . . . . . .. 188
Регулировка привода стояночного тормоза кулачковым винтом . . . . . . …. 188

Гидровакуумный усилитель. . . . . . . . . . . . . . 188

Снятие и установка гидровакуумного усилителя. . . . . . . . . ….. 190
Замена манжет, диафрагм и клапанов гидровакуумного усилителя. . . . . . 191

XIII.

Электрооборудование

. . . . . . . . . . . . . . . . 192

Возможные неисправности и способы их устранения. . . . . . . . . ..192

XIII.1.

Генератор

. . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 195

Техническая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . 195
Устройство. . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Проверка генератора на автомобиле. . . . . . . . . . . . … 196
Проверка генератора на стенде . . . . . . . . . . . . . … 197
Выявление неисправностей. . . . . . . . . . . . . . … 197
Ремонт. Разборка и сборка . . . . . . . . . . . . . . … 198
Проверка деталей. . . . . . . . . . . . . . . . … 198

XIII.2.

Регулятор напряжения

. . . . . . . . . . . . . . . 199

Техническая характеристика. . . . . . . . . . . . . . 199
Возможные неисправности и способы их устранения. . . . . . . . . 199
Проверка и регулировка . . . . . . . . . . . . . . . 200

XIII.3.

Реле блокировки РБ1-10

. . . . . . . . . . . . . . … 201

Техническая характеристика . . . . . . . . . . . . . . 201
Работа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Возможные неисправности и способы их устранения. . . . . . . . . 202
Проверка на автомобиле. . . . . . . . . . . . . . . 202
Проверка и регулировка на стенде. . . . . . . . . . . . . 203

6

XIII.4.

Аккумуляторная батарея

. . . . . . . . . . . . . . . 203

Техническая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . 203
Возможные неисправности и способы их устранения. . . . . . . . . 204
Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние. . . . . . . . 204
Проверка степени разряда . . . . . . . . . . . . . . …. 205

XIII.5.

Система зажигания

. . . . . . . . . . . . . . . … 206

Замок зажигания с противоугонным устройством. . . . . . . . . 206

Катушка зажигания. . . . . . . . . . . . . . . …. 207

Распределитель зажигания . . . . . . . . . . . . . . 207

Регулировка зазора между контактами прерывателя. . . . . . . . . 209
Регулировка угла опережения зажигания . . . . . . . . . . . 209
Установка угла опережения зажигания . . . . . . . . . . . … 209
Снятие распределителя. . . . . . . . . . . . . . . 210
Установка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Проверка на стенде. . . . . . . . . . . . . . . . 210
Разборка и сборка. . . . . . . . . . . . . . . . . 211

Свечи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212

Испытание на стенде. . . . . . . . . . . . . . . … 212

Пластмассовые наконечники. . . . . . . . . . . . . …. 212

Провода высокого напряжения. . . . . . . . . . . . . . 212

XIII.6.

Стартер

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213

Техническая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . 213
Устройство. . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Возможные неисправности и способы их устранения. . . . . . . . . 215
Выявление неисправностей. . . . . . . . . . . . . . … 216
Проверка на стенде . . . . . . . . . . . . . . . . 216

Испытание на холостом ходу . . . . . . . . . . . . . …. 216
Испытание в режиме полного торможения. . . . . . . . . . . 216

Испытание тягового реле. . . . . . . . . . . . . . . 217
Снятие и установка стартера. . . . . . . . . . . . . . . 217
Разборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 217
Проверка деталей. . . . . . . . . . . . . . . . … 218
Сборка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218

Дополнительное реле стартера РС 534. . . . . . . . . . . …. 218

Техническая характеристика. . . . . . . . . . . . . . 219
Проверка и регулировка. . . . . . . . . . . . . . . 219

XIII.7.

Электропотребители

. . . . . . . . . . . . . . . … 220

Центральный переключатель света. . . . . . . . . . . . . 220
Трёхрычажный переключатель . . . . . . . . . . . . . …. 220
Выключатель лампы сигнализации включения блокировки дифференциала заднего моста. 221
Фары . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221

Проверка и регулировка ближнего света. . . . . . . . . . . … 222

Подфарники . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 223
Фонари задние . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Фонарь заднего хода и его выключатель . . . . . . . . . . . …. 223
Фонари освещения номерного знака. . . . . . . . . . . . …. 224
Выключатели системы аварийной сигнализации тормозов. . . . . . . . 224
Выключатель сигнала торможения. . . . . . . . . . . . . 224
Сигнал звуковой. . . . . . . . . . . . . . . . . 224

Техническая характеристика. . . . . . . . . . . . . . 224
Устройство. . . . . . . . . . . . . . . . . … 224
Возможные неисправности и способы их устранения. . . . . . . . …. 225

Предохранители. . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Прерыватель указателей поворота. . . . . . . . . . . . . . 227
Выключатель аварийной сигнализации. . . . . . . . . . . . 227
Реле сигнализации исправности тормозов. . . . . . . . . . . … 227

Техническая характеристика. . . . . . . . . . . . . . 227

XIII.8.

Контрольно-измерительные приборы

. . . . . . . . . . . … 228

Общие сведения. . . . . . . . . . . . . . . . . 228

Спидометр. . . . . . . . . . . . . . . . . . 229

Устройство. . . . . . . . . . . . . . . . . …. 229
Возможные неисправности и способы их устранения . . . . . . . . …. 229
Установка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 229

Указатель давления масла. . . . . . . . . . . . . . … 229

Устройство. . . . . . . . . . . . . . . . . … 229
Возможные неисправности и способы их устранения. . . . . . . . …. 230

Указатель температуры масла. . . . . . . . . . . . . … 231

Устройство. . . . . . . . . . . . . . . . . …. 231
Возможные неисправности и способы их устранения . . . . . . . . …. 231

Указатель уровня топлива. . . . . . . . . . . . . . … 232

Амперметр. . . . . . . . . . . . . . . . . . 232

XIV.

Кузов

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 233

XIV.1.

Общие сведения

. . . . . . . . . . . . . . . . … 233

XIV.2.

Разборка, сборка и ремонт

. . . . . . . . . . . . . . . 234

Лобовое стекло. . . . . . . . . . . . . . . . . 234

Снятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . … 234
Установка. . . . . . . . . . . . . . . . . …

234

7

Стеклоочиститель . . . . . . . . . . . . . . . . . 234

Снятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 234
Установка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Снятие и установка электродвигателя. . . . . . . . . . . . 234

Стеклоомыватель. . . . . . . . . . . . . . . . .. 235

Каркас лобового стекла. . . . . . . . . . . . . . . 236

Снятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 236
Установка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 236

Тент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 236

Снятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 237
Установка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 237

Дверь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237

Устройство. . . . . . . . . . . . . . . . . …. 237
Снятие и установка замка, наружной ручки, кнопки. . . . . . . . . 239
Снятие и установка внутренней ручки. . . . . . . . . . . . 240
Снятие двери. . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Установка двери. . . . . . . . . . . . . . . . … 240
Снятие и установка стекол. . . . . . . . . . . . . . … 240

Капот. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241

Устройство. . . . . . . . . . . . . . . . . … 241
Снятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 241
Установка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 241

XIV.3.

Отопительная установка

. . . . . . . . . . . . . . … 242

Техническая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . 242
Устройство. . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Работа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Возможные неисправности и способы их устранения. . . . . . . . . 247
Ремонт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248

Замена кварцевого стержня переключателя Регулировка . . . . . . . ….. 248
Демонтаж и монтаж отопительной установки . . . . . . . . . . . 249
Снятие и установка электродвигателя и теплообменника . . . . . . . …. 249

Электромагнитный бензонасос. . . . . . . . . . . . . …. 250

Снятие и установка . . . . . . . . . . . . . . . …. 250
Возможные неисправности и способы их устранения. . . . . . . . … 250

XV.

Приложения

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251

Заправочные ёмкости и применяемые топливо, масла, смазки, рабочие жидкости . . . 251

Подшипники качения . . . . . . . . . . . . . . . …. 252
Резиновые сальники. . . . . . . . . . . . . . . . 253
Лампы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Моменты затяжки резьбовых соединений. . . . . . . . . . . … 254





































8

I.

ВВЕДЕНИЕ


В настоящем руководстве изложены рекомендации по ремонту автомобиля, который главным образом

представляет собой замену изношенных или повреждённых деталей, узлов и агрегатов серийными и (или)
ремонтных размеров.

Предпосылкой достижения продолжительного послеремонтного срока исправной работы агрегата или уз-

ла есть подборка при ремонте пар (вал — отверстие), итогом которой будет сборка с посадками соответст-
венно указанным в руководстве.

Указанные в руководстве размеры предельно допустимого износа деталей не следует считать абсолют-

ными, так как для детали, износ которой превышает допустимый, при ремонте может быть подобрана пара с
такими фактическими размерами, при которых посадки будут соответствовать указанным в руководстве.
















































9

I.1.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Общие данные

Тип. . . . . . . . . . . . . . ….

грузопассажирский

Колёсная формула. . . . . . . . . . . …

4х4

Полезная нагрузка автомобиля. . . . . . . . ….

400 кг (2 человека и 250 кг

или 4 человека и 100 кг)

Полная масса автомобиля, кг. . . . . . . . . ..

1360

Допустимая полная масса буксируемого прицепа, кг . . . . ..

300

Максимальная скорость при полной массе автомобиля, км/ч . . ….

85

Габаритные размеры, мм:

длина . . . . . . . . . . . . . .

3390

ширина . . . . . . . . . . . . …..

1610

высота (в ненагруженном состоянии) . . . . . . … 1770

Колея колёс, мм:

передних . . . . . . . . . . . . … 1335
задних . . . . . . . . . . . . .

1330

База, мм . . . . . . . . . . . . . ….

1800

Наименьший дорожный просвет, мм . . . . . . . …..

280

Контрольный расход топлива на 100 км с полной нагрузкой
с постоянной скоростью движения 60 км/ч, л . . . . . ….. 10
Топливо. . . . . . . . . . . . . …..

бензин А-76

Двигатель

Модель. . . . . . . . . . . . . . МеМЗ-969А
Тип. . . . . . . . . . . . . . …..

четырёхтактный, карбюраторный,
воздушного охлаждения

Количество цилиндров (их расположение) . . . . . . … 4 (V-образное с углом развала 90°)
Порядок работы цилиндров . . . . . . . . . …. 1-3-4-2
Диаметр цилиндра, мм . . . . . . . . . . …. 76
Ход поршня, мм . . . . . . . . . . . . 66
Рабочий объём, л . . . . . . . . . . . …..

1,197

Степень сжатия . . . . . . . . . . . . . 7,2
Номинальная мощность при частоте вращения
коленчатого вала 70...73 с-

1

(4200...4400 об/мин), кВт (л. с.) . . ….. 29,4 (40)

Сцепление

Модель . . . . . . . . . . . . . . МеМЗ-968
Тип . . . . . . . . . . . . . . ….. сухое, однодисковое
Привод . . . . . . . . . . . . . . гидравлический

Коробка передач

Тип . . . . . . . . . . . . . . ….. механическая, двухвальная,

пятиступенчатая

Компоновка . . . . . . . . . . . . . в сборе с дифференциалом и

главной передачей (привод на
передние колёса)

Вал отбора мощности на задние колёса . . . . . . . .. отключаемый

Количество передач:

вперёд . . . . . . . . . . . . . . 4
назад . . . . . . . . . . . . . … 1

Передаточное число:

I передачи . . . . . . . . . . . . ... 3,8
II передачи . . . . . . . . . . . . .

2,118

III передачи . . . . . . . . . . . . 1,409
IV передачи . . . . . . . . . . . . 0,961
понижающей передачи . . . . . . . . . …. 7,2
передачи заднего хода . . . . . . . . . ….. 4,156

Силовая передача на передние колёса

Главная передача . . . . . . . . . . . …... пара конических шестерён со

спиральными зубьями

Передаточное число . . . . . . . . . . . .. 4,125
Полуоси . . . . . . . . . . . . . ….. полностью разгруженного типа
Соединение с карданами полуосей . . . . . . . . . фланцевое
Колёсные редукторы . . . . . . . . . . . . пара цилиндрических шестерён

наружного зацепления

Передаточное число . . . . . . . . . . . .. 1,294

Силовая передача на задние колёса

Вал отбора мощности . . . . . . . . . . . отключаемый
Приводной вал . . . . . . . . . . . . ... торсионного типа (установлен на

трёх подшипниках в кожухе,

соединяющем коробку передач с
редуктором заднего моста)

10

Редуктор заднего моста . . . . . . . . . … пара шестерён главной передачи и

дифференциал заднего моста

Шестерни . . . . . . . . . . . . … конические, со спиральными зубьями
Передаточное число . . . . . . . . . . .. 4,125
Дифференциал . . . . . . . . . . . … блокируемый
Привод включения блокировки . . . . . . . . механический

Передняя и задняя подвески

Тип . . . . . . . . . . . . . ….. независимая, торсионная,

с продольными рычагами на оси
подвески

Амортизаторы . . . . . . . . . . . … гидравлические телескопические

двустороннего действия

Колёса

Диск . . . . . . . . . . . . . … штампованный
Размер обода . . . . . . . . . . . ….

102I—330 (4I—13) или

114I—330 (4

1

/

2

I—13)

Шины низкого давления

Модель . . . . . . . . . . . . . ИВ-167
Размер . . . . . . . . . . . . . . 150—330 (5,90—13)
Рисунок протектора . . . . . . . . . . .. повышенной проходимости
Норма слойности . . . . . . . . . . …..

4

Рулевое управление

Рулевой механизм . . . . . . . . . . ….. глобоидальный червяк с

двухгребневым роликом

Передаточное число . . . . . . . . . . ... 17
Рулевой привод . . . . . . . . . . . .. сошка, продольная рулевая тяга,

рулевая трапеция с левым и правым
маятниковыми рычагами, поворотные
кулаки.

Тормоза

Тип . . . . . . . . . . . . . ….. барабанные
Привод . . . . . . . . . . . . . гидравлический, двухконтурный
Гидровакуумный усилитель . . . . . . . . …. в контуре гидропривода передних колёс

Ручной стояночный тормоз . . . . . . . . ….. рычажно-тросовый, действующий на

тормоза задних колёс

Электрооборудование

Система проводки . . . . . . . . . . ….. однопроводная, «минус» соединён с

массой

Номинальное напряжение, V . . . . . . . . … 12
Аккумуляторная батарея . . . . . . . . . .. 6СТ55
Ёмкость при 20 часовом режиме разряда, A·ч . . . . . 55
Генератор . . . . . . . . . . . . … Г502Л
Тип . . . . . . . . . . . . . ….. переменного тока со встроенным выпря-

мителем

Сила тока, А . . . . . . . . . . . . 30
Регулятор напряжения . . . . . . . . . . РР310-Б (вибрационный)
Стартер . . . . . . . . . . . . . СТ368
Мощность, Р, Вт (л. с.) . . . . . . . . . …... 810 (1,1)
Распределитель зажигания (с центробежным и вакуумным
регуляторами угла опережения зажигания) . . . . . … Р114-Б
Свечи . . . . . . . . . . . . . .. А23


Кузов

Тип . . . . . . . . . . . . . . ….

цельнометаллический, открытый,

четырёхместный, двухдверный,

полунесущий, с открывающимся
задним бортом

Тент . . . . . . . . . . . . . . … мягкий съёмный
Дуги безопасности . . . . . . . . . . . ..

имеются

11

Основные данные для регулировки и контроля

Зазор между стержнем клапана и носком коромысла
при температуре головки цилиндров 15...20 °С, мм:

впускного . . . . . . . . . . . . .

0,08

выпускного . . . . . . . . . . . …..

0,10

Давление масла в системе смазки двигателя, кгс/см

2

, не менее:

при частоте вращения коленчатого вала 50 с

-1

(3000 об/мин) и

температуре 80 °С . . . . . . . . . . ..

2,0

на холостом ходу . . . . . . . . . . …

0,5

Нормальная температура масла двигателя, °С . . . . . ….

70...110

Прогиб ремня вентилятора при усилии 40Н (4 кгс), мм . . . ….

15...22

Зазор между контактами распределителя, мм . . . . . ….

0,35...0,45

Зазор между электродами свечи, мм . . . . . . . ….

0,75...0,9

Расстояние от плоскости разъёма поплавковой камеры до
уровня бензина, мм . . . . . . . . . . . .

21...23,5

Ход иглы клапана подачи топлива карбюратора, мм . . . . .

1,2...1,5

Угол развала передних колёс (нерегулируемый) . . . . .

1,5°

Схождение передних колёс по шинам, мм . . . . . . …

1...3

Угол продольного наклона шкворня при полной нагрузке
(нерегулируемый) . . . . . . . . . . . …

10°

Угол поперечного наклона шкворня (нерегулируемый) . . . ….

Максимальные углы поворота передних колёс:

внутреннего . . . . . . . . . . . …..

30°

наружного . . . . . . . . . . . . .

23°

Давление воздуха в шинах, кс/см

2

. . . . . . . . .

1,7±0,1

Угол свободного поворота рулевого колеса в положении,
соответствующем движению по прямой, не более . . . . …..

15°

Уровень рабочей жидкости в бачках главных цилиндров
гидроприводов сцепления и тормозов (от верхней кромки бачка), мм …..

10...15

Свободный ход педали сцепления, мм . . . . . . . ..

33...45

Свободный ход педали тормоза, мм . . . . . . . …..

2...11

Максимальный уклон на сухом твёрдом грунте, на котором
автомобиль с полной массой должен удерживаться неограниченное
время стояночным тормозом, % . . . . . . . . ….

28

Номинальная высота уровня электролита в аккумуляторной
батарее под предохранительным щитком, мм . . . . . …..

10...15



Заправочные ёмкости и применяемые топливо, масла, смазки и рабочие жидкости приведены в приложении 1.
Подшипники перечислены в приложении 2, сальники — в приложении 3.
Лампы, применяемые в автомобиле, приведены в приложении 4.
Моменты затяжки резьбовых соединений указаны в приложении 5.




II.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ


Силовой агрегат МеМЗ-969А (рис. 1), состоит из двигателя со смонтированными на нём агрегатами и ко-

робки передач (КП) (сцепление в сборе установлено на маховик коленчатого вала двигателя и закрыто карте-
ром сцепления, являющимся одновременно составной частью коробки передач). В картере сцепления уста-
новлен рычаг выключения сцепления с подпятником в сборе. Поводок рычага выведен наружу картера сцеп-
ления и приводится в действие установленным на картере цилиндром выключения сцепления.




12

Рис. 1 Силовой агрегат и схемы включения передач, заднего моста и понижающей передачи:

1-двигатель с оборудованием в сборе; 2-сцепление; 3- коробка передач;
ПП

- понижающая передача; ЗМ - задний мост;

* свободный ход подпятника выключения сцепления;
** ход подпятника для выключения сцепления (ход нажимного диска сцепления при этом не менее 1,5 мм)

13

Силовой агрегат поперечиной 4 (рис. 2) установлен на двух амортизационных подушках 16, установленных
на кронштейнах 19 лонжеронов рамы 20. Третьей точкой крепления (силового агрегата в сборе с приводным
валом и редуктором заднего моста) является амортизационная опора 9.

Рис. 2. Крепление силового агрегата в сборе с приводным валом и редуктором заднего моста:

а

крепление передней опоры силового агрегата; bкрепление опоры редуктора заднего моста;

1, 7, 11, 18 — шайба пружинная; 2 — болт крепления поперечины к подушке передней опоры; 3, 6 — шай-
ба; 4 — поперечина передней опоры силового агрегата; 5 — рама кузова; 8 — болт крепления опоры редук-
тора заднего моста к раме; 9 — опора редуктора заднего моста в сборе; 10, 14, 17 — гайка; 12 — редуктор
заднего моста; 13 — провод «массы»; 15— силовой агрегат; 16 — подушка передней опоры; 19 — крон-
штейн крепления подушки; 20 — лонжерон рамы (левый)


II.1.

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА

Силовой агрегат снимают для его замены либо для замены КП.

Если нет необходимости снимать КП, то силовой агрегат можно снимать и устанавливать без снятия КП

(при этом выполняются только операции, обозначенные звёздочкой).

Порядок работы:

* установите автомобиль над смотровой канавой так, чтобы двигатель находился под электротельфером

грузоподъёмностью не менее 200 кгс. Откройте капот. Выключите выключатель массы. Защитите покрыва-
лами боковины передка от загрязнений и повреждений лакокрасочного покрытия;

* отвинтите четыре болта крепления капота к петлям и снимите капот;

* извлеките шплинт крепления тяги управления заслонкой коллектора подогрева двигателя. Ослабьте

болт крепления этого коллектора к выхлопной трубе отопителя;

* отвинтите шестнадцать болтов крепления предохранительного щита поддона двигателя и брызговиков

мотоотсека к раме и снимите щит в сборе с брызговиками и коллектором подогрева двигателя;

* отсоедините центральный провод и провод низкого напряжения от распределителя зажигания; пучок

проводов генератора от соединительной панели; провода от звукового сигнала, стартера, фар, подфарников и
датчиков давления и температуры масла двигателя. Снимите провода из поддерживающих скоб и извлеките
их из отверстий облицовки передка и бампера. Снимите со свечей наконечники проводов;

* отсоедините тяги и оболочки тяг от карбюратора, жалюзи и облицовки передка. Отсоедините провода

от микровыключателя карбюратора. Снимите с трубок воздушного фильтра шланги вентиляции и разбалан-
сировки. Снимите с трубок электромагнитного клапана шланги от карбюратора. Ослабьте хомут крепления
на впускном патрубке карбюратора, откройте замок стяжной ленты и снимите воздухоочиститель в сборе с
отводящей трубой. Все патрубки и шланги закройте чистыми салфетками или пробками;

* отвинтите двенадцать болтов крепления облицовки к боковинам передка и снимите облицовку в сборе с

решёткой облицовки, жалюзи, брызговиками, фарами и подфарниками. Снимите боковые прокладки обли-
цовки;

* отвинтите два болта крепления звукового сигнала и снимите звуковой сигнал;

* отвинтите винты крепления металлорукава, соединяющего отопительную установку с патрубком кожу-

ха двигателя и снимите металлорукав;

* отсоедините от штуцера на впускном коллекторе двигателя шланг, соединяющий коллектор с

гидровакуумным усилителем;

14

* отсоедините от топливного насоса двигателя топливоподводящий шланг и закрепите его в вертикаль-

ном положении, закрыв заглушкой;

* слейте масло из картера двигателя (по мере необходимости);

* слейте масло из КП (но мере необходимости);

* слейте масло из кожуха приводного вала;

* отсоедините сошку от вала рулевого механизма (см. «Рулевое управление. Снятие и установка рулевого

механизма»). Отсоедините продольную рулевую тягу от маятникового рычага;

отсоедините передние полуоси от карданов и КП и снимите полуоси с сухарями в сборе;

отвинтите два болта крепления трубы глушителя к заднему коллектору; снимите шайбы и болты;

снимите с клапана цилиндра сцепления защитный колпачок, наденьте шланг для прокачки тормозов, от-

верните клапан на 1...2 оборота и выкачайте в чистый сосуд рабочую жидкость из гидропривода выключения
сцепления. Отсоедините и снимите трубку гидропривода;

распломбируйте и отвинтите колпачковую гайку; отсоедините от КП гибкий вал спидометра;
отсоедините провода от клемм выключателя фонаря заднего хода на КП;

отвинтите с рычагом КП рукоятки. Отвинтив десять винтов крепления к днищу кузова, снимите крышку

КП в сборе;

установите под передний конец кожуха приводного вала подставку для предотвращения его падения при

рассоединении с КП. Подставьте под соединение сосуд для сбора капель смазки;

отвинтите гайки крепления кожуха приводного вала к КП и снимите шайбы;

подведите электротельфер с навешенным приспособлением (рис. 3) и захватите крюками силовой агрегат

за рым-планки двигателя. Слегка натяните трос электротельфера;












Рис. 3. Приспособление для подвески

силового агрегата или двигателя к подъ-
ёмному устройству


отвинтите четыре гайки крепления силового агрегата к поперечине передней опоры, снимите шайбы и

провод «массы» двигателя;

* отвинтите (только при снятии двигателя) шесть гаек крепления картера сцепления к двигателю, снимите

шайбы, стартер;

* подвиньте силовой агрегат (или двигатель) вперёд до выхода шпилек двигателя из отверстий поперечи-

ны и шпилек КП из отверстий кожуха приводного вала, предохранив от повреждения картонную прокладку
между фланцами КП и кожуха (при снятии двигателя подвиньте двигатель до выхода шпилек картера колен-
чатого вала двигателя из отверстий картера сцепления и вала КП из подшипника, установленного в расточке
болта маховика). При этом не допускайте большого перекоса плоскостей картера коленчатого вала двигателя
и картера сцепления относительно друг друга, так как это может привести к выпрессовке из болта маховика
заглушки сальника валом КП;

опуская силовой агрегат на необходимую высоту, выведите рычаги КП из отверстия крышки КП;

* перемещением вперёд выведите силовой агрегат (или двигатель) за пределы автомобиля и установите

на транспортную тележку;

снимите с толкателя цилиндра выключения сцепления шплинт, снимите оттяжную пружину и толкатель.

Отвинтите две гайки крепления цилиндра и снимите шайбы и цилиндр;

отвинтите гайки шпилек крепления выпускных коллекторов, снимите коллекторы и прокладки;

при замене КП: отвинтите шесть гаек крепления картера сцепления к картеру коленчатого вала двигателя,

снимите стартер, КП.

Устанавливайте силовой агрегат в последовательности, обратной снятию. При этом:

- после установки цилиндра выключения сцепления, толкателя и оттяжной пружины обеспечьте зазор

3...4 мм между пятой и подпятником сцепления (см. «Сцепление. Регулировка зазора между пятой и подпят-
ником»);

15

- при установке силового агрегата проверьте установку компенсационной муфты на зубчатом хвостовике

приводного вала — муфта должна быть установлена торцом без фаски в сторону приводного вала; картон-
ную прокладку, устанавливаемую между фланцами, перед установкой окуните в моторное масло; при затяж-
ке гаек крепления кожуха приводного вала к КП приподнимите кожух для исключения несоосности в соеди-
нении компенсационная муфта — зубчатые хвостовики;

- тягу управления жалюзи присоединяйте к рычагу при полностью открытых жалюзи и утопленной ручке

управления;

- заполните гидропривод выключения сцепления рабочей жидкостью (см. «Тормоза. Заполнение гидро-

привода рабочей жидкостью с удалением воздуха и проверка герметичности»).

Моменты затяжки, кгс·м:

гайки крепления приводного вала к КП . . . …5...5,6
гайки крепления силового агрегата к поперечине . …1,7...1,8
гайки крепления картера сцепления к двигателю . ...4,4...5,0
гайки крепления рулевой сошки . . . . . .12...14
гайки крепления шарового пальца рулевой тяги . …...3...3,5
болта крепления полуосей к карданам . . . . 3...3,5

III.

ДВИГАТЕЛЬ

III.1.

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Техническое состояние двигателя, как и автомобиля в целом, не остаётся постоянным в процессе продол-

жительной эксплуатации.

В период обкатки по мере приработки трущихся поверхностей уменьшается расход горючего, снижается

угар масла.

Далее наступает довольно продолжительный период, когда техническое состояние двигателя практически

неизменно.

По мере износа деталей увеличивается прорыв газов через поршневые кольца, падает компрессия в ци-

линдрах, увеличивается утечка масла через зазоры в соединениях, и падает давление в системе смазки. Сле-
довательно, постепенно уменьшается и эффективная мощность двигателя, увеличивается расход топлива,
возрастает расход масла.

Техническое состояние двигателя определяется: тяговыми качествами двигателя; расходом топлива; рас-

ходом масла; величиной компрессии в цилиндрах; шумностью работы двигателя.

Наиболее объективной оценкой технического состояния двигателя является его проверка на специальном
стенде, имеющем нагрузочное устройство. Однако для этого его необходимо демонтировать с автомобиля, а
это связано с затратой времени и средств.

Ниже приведено несколько способов проверки технического состояния двигателя, не связанных с допол-

нительными затратами.

Условия испытаний и подготовка автомобиля


Топливо . . . . . ….. бензин А-76 (или бензиновая смесь с октановым числом 76 по моторному методу)
Смазка . . . . . . масло М8ГИ, М8Б

1

, М8В

1

, М8Г

1

,

Нагрузка . . . . . … два человека (считая водителя)
Дорога . . . . . . сухая, прямая, с твёрдым гладким покрытием
Уклоны . . . . . ….. короткие, не превышающие 0,5 %
Атмосферные условия . . …. отсутствие дождя и снега
Скорость ветра, м·с, не более . . 3
Атмосферное давление, мм Hg . 730...765
Температура окружающей среды, °С .. 5...25
Температура масла перед
началом каждого заезда, °С . …. 80...100

Перед испытанием проверьте и, при необходимости, отрегулируйте ходовую часть автомобиля схожде-

ние и развал передних колёс, тормоза, давление воздуха в шинах и т. п.

Готовность автомобиля для испытания устанавливается определением пути его свободного качения.

Перед испытанием убедитесь в том, что двигатель в нормальном состоянии (соответствуют норме зазоры

в клапанах, угол опережения зажигания, зазоры в контактах распределителя зажигания и др.). Двигатель и
агрегаты шасси перед началом испытаний прогрейте, двигаясь на автомобиле на средних скоростях 30 мин.
Стёкла дверей плотно закройте.

16

Путь свободного качения автомобиля определяют в двух заездах во взаимно противоположных направле-

ниях.

Двигаясь со скоростью 50 км/ч у мерной линии быстро выключите сцепление и немедленно переведите

рычаг переключения передач в нейтральное положение. Замерьте расстояние до места полной остановки ав-
томобиля.

Путь свободного качения технически исправного и обкатанного (не менее 4000 км) автомобиля должен

превысить 290 м.

Определение тяговых качеств

Определение тяговых качеств двигателя производится путём определения максимальной скорости авто-

мобиля.

Максимальная скорость автомобиля определяется с хода на высшей передаче на мерном участке длиной

1 км. Разгон автомобиля должен быть достаточным для достижения к моменту выезда на мерный участок
установившейся (максимальной) скорости.

Время прохождения, автомобилем мерного участка определите по секундомеру, который включите и вы-

ключите в моменты прохождения мимо километровых столбов, ограничивающих мерный участок. За дейст-
вительное значение максимальной скорости автомобиля принимают среднее арифметическое из скоростей,
полученных в двух заездах во взаимно противоположных направлениях, выполненных непосредственно один
за другим.

Скорость автомобиля определите по формуле:

V=3600/Т , (км/ч)


где Т — время прохождения километрового мерного участка, с.

Приёмистость. Для полноты оценки тяговых качеств двигателя следует проверить приёмистость, т. е.

время прохождения участка 1 км с места с последовательным переключением передач при тех же условиях,
что и в предыдущем случае (тепловое состояние двигателя, нагрузка автомобиля, дорога, атмосферные усло-
вия и др.).

Автомобиль разгоните с места на I передаче энергичным нажатием на педаль акселератора.

Трогаться с места следует плавно. Переключать передачи быстро и бесшумно при наивыгоднейших ре-

жимах (при достижении скоростей на I передаче примерно 15 км/ч, на II — 30 км/ч, на III — 50 км/ч. Замеры
выполните в обоих направлениях участка, причём оба замера должны следовать непосредственно один за
другим).

Время измеряется с момента трогания до момента переезда границы участка в 1 км. По результатам заме-

ров подсчитайте среднее время.

Если по результатам испытаний максимальная скорость автомобиля не менее 85 км/ч, а время раз-

гона не более 55 с, то это значит, что двигатель развивает необходимую мощность.

Снижение максимальной скорости больше, чем на 15 % от нормальной и увеличение времени разгона на

участке в 1 км более чем на 25 % при исправном техническом состоянии ходовой части автомобиля и при
соблюдении указанных выше условий испытаний, указывают на недостаточную мощность двигателя и на
необходимость более детальной проверки состояния двигателя и выявления причин, вызвавших снижение
мощности.

Проверка экономичности


Эксплуатационный расход топлива.
Экономическая характеристика автомобиля, т. е. зависимость рас-

хода топлива Q (1/100 км) от скорости движения автомобиля V (км/ч), показана на рис. 4.

Рис. 4. Экономическая характеристика

17

Величина эксплуатационного расхода топлива в большой степени зависит от дорожных и климатических

условий, режима движения (скорость, нагрузка, дальность и частота поездок) и квалификации водителя.

В связи с этим нельзя с достаточной объективностью судить о техническом состоянии автомобиля по

эксплуатационному расходу топлива, тем более по нему нельзя судить о техническом состоянии двигателя
(т. к. на расход топлива существенно влияет состояние ходовой части автомобиля).

Объективным показателем технического состояния двигателя служит контрольный расход топлива.
Замер контрольного расхода заключается в определении расхода топлива при скорости 55...60 км/ч с тех-

нически исправной ходовой частью при соблюдении условий испытания, изложенных выше.

Измерение выполняйте на участке дороги длиной не менее 5 км с постоянной скоростью, в двух противо-

положных направлениях движения не менее чем по 2 раза в каждом направлении. При этом топливо в кар-
бюратор нужно подавать из специальных мерных колб или мерного бачка. Замеры производите лишь после
того, как полностью установится нормальный тепловой режим двигателя.

Подсчитанный контрольный расход относится к заданной скорости.

Действительная скорость не должна отличаться от заданной более чем на ± 1 км/ч. Если контрольный

расход топлива не превышает 10 л/100 км — это свидетельствует об исправности двигателя.

Расход масла двигателем замеряют обычно в период между сменами масла при режимах движения, ха-

рактерных для нормальной эксплуатации.

Расход масла определяется его взвешиванием до и после пробега с учётом расхода на доливки. Масло

сливайте (температура 60°С) при одинаковом (по возможности горизонтальном) положении автомобиля во
время залива и слива. Сливайте масло при открытой маслозаливной горловине в течение 10 мин для полного
стекания масла со стенок картера. Можно замерить расход масла, дополняя его до первоначального уровня
(до верхней риски маломерного щупа) из заранее взвешенной ёмкости.

Расход масла Р определите как среднюю величину за пробег:

где Q

1

— залитое в картер двигателя масло, г;

Q

2

— слитое из картера масло, г;

Q

3

— долитое масло за период проверки, г;

L — пробег за период проверки (обычно между двумя сменами масла), км.

Прим ечан ие. При необходимости определить расход масла за более короткое время эксплуатации автомобиля

можно ограничиться пробегом 100 км (не менее) при режиме равномерного движения со скоростью 55...60 км/ч.


На протяжении срока службы двигателя, начиная с момента обкатки, расход масла не остаётся постоян-

ным. Постепенно снижаясь за период обкатки двигателя, расход масла обычно стабилизируется после пробе-
га 4000...5000 км и не превышает 100 г/100 км. После пробега 35000...40000 км расход масла начинает посте-
пенно возрастать.

Двигатель требует ремонта, если расход масла на 100 км пути превышает 160 г. В этом случае, как прави-

ло, требуется замена изношенных компрессионных и маслосъёмных колец новыми.

Увеличенный расход масла может быть также из-за закоксовывания (потери подвижности) поршневых

колец, увеличенного зазора между втулкой и стержнем впускных и выпускных клапанов.

Рис. 5. Компрессометр


Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности