Автомобили Камаз 5320, 53212, 5410, 54112, 5511, 55102. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ (ТО и ремонт)

Автомобили Камаз 5320, 53212, 5410, 54112, 5511, 55102. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ (ТО и ремонт)


Техническое описание

Свинцово- кислотная аккумуляторная

стартерная батарея 6СТ-190ТР (6СТ-190ТМ) состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в термопластовом моноблоке полиэтиленовой композиции.

Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами I35.5X 143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин 1,9 мм, а положительных — 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных — 14. Сепараторы батарей 6СТ-190ТР изготовлены из мипорй, а сепараторы батареи 6СТ-190ТМ— из мипласта.

Ниже приведена техническая характеристика аккумуляторной батареи:



Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).
Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений, которые для уменьшения внутреннего сопротивления батареи выполнены с медными вставками. На межэлементном соединении между третьим и четвертым аккумуляторами имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год н месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.

Полюсные выводы батареи выполнены под болтовое соединение с резьбой М10 и крепятся к моноблоку двумя винтами. С целью исключения случайных коротких замыканий полюсные выводы закрыты клеммной крышкой. Сверху батарея защищена крышкой, снижающей загрязнение поверхности.



Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние. Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте в аккумуляторы и при необходимости после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.

Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше +25 °С в условиях умеренного климата и не выше +30°C в условиях тропиков. При более высокой температуре электролиту следует дать остыть.
Техническое обслуживание

При ТО-1 проверьте уровень электролита в аккумуляторных батареях. Электролит должен касаться нижнего торца тубуса заливной горловины. При необходимости долейте дистиллированную воду (непосредственно перед выездом автомобиля на линию).

Доливать электролит допускается только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания или утечки электролита. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и электролита в батарее. Причиной выплескивания электролита могут быть неплотная посадка герметизирующих пробок, а причиной утечки — трещины моноблоков, а также отслоения и трещины мастики.

При ТО-2 выполните следующие операции:

очистите батареи от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытрите чистой ветошью, смоченной 10%-ным водным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом. Наконечники проводов и выводы смажьте техническим вазелином;

проверьте и, при необходимости, прочистите вентиляционные отверстия;

смажьте клеммы и перемычки аккумуляторных батарей;

проверьте состояние и правильность прокладки стартерных проводов (провода не должны касаться острых кромок и не должны быть пережаты);

доведите до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях.

Разность плотности электролита в элементах батареи при нормальном уровне не должна превышать 0,02 г/см3, в противном случае батарею необходимо снять с автомобиля и поставить на заряд. В конце заряда проведите корректировку плотности.

Плотность электролита не следует измерять после включения батареи на разряд токами большой величины (включение стартера), а также непосредственно после доливки дистиллированной воды, так как в этих случаях будет получен заведомо неверный результат. Батареи, разряженные зимой более чем на 25%, а летом более чем на 50%, снимите с автомобиля и зарядите на зарядной станции.

Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы состояние батарей было одинаковым. При недостаточной емкости аккумуляторов в одной из батарей продолжительность их разряда ограничивается емкостью неисправной батареи. В случае же продолжения разряда возможна переплюсовка аккумуляторов батареи. Поэтому необходимо помнить, что на заряд батареи снимаются обе одновременно.

Ремонт
Внимание! В случае обнаружения неисправностей при соблюдении правил эксплуатации и обслуживания батарей до истечения гарантийного срока службы (в течение 18 мес с момента ввода в эксплуатацию при пробеге не более 60 тыс. км) составьте акт-рекламацию. Заводом-изготовителем не рассматриваются рекламации по батареям, подвергавшимся вскрытию и имеющим механические повреждения.

Перед ремонтом батарею очистите от пыли и грязи жесткой волосяной щеткой и протрите влажной ветошью.

После этого тщательно осмотрите моноблок, заливочную мастику, межэлементные соединения и полюсные выводы, проверьте уровень и плотность электролита в аккумуляторах, измерьте э. д. с.

Ремонт аккумуляторов, связанный с их разборкой, устранением механических повреждений, постановлением технических характеристик, проводится квалификационным персоналом в условиях специализированной мастерской.

Текущий ремонт проводится по следующим браковочным признакам: трещины в заливочной мастике, отслоение мастики, повышенный саморазряд (более 2% номинальной емкости в сутки), частичная сульфатация и отклонения э. д. с. на банках батарей более чем 0,3 В. Трещины в заливочной мастике ремонтируются традиционными методами с помощью электропаяльника со специальными насадками. Температура расплавленной мастики при ее заливке на места отслоений должна быть в пределах 190— 220 °С, заливаемую поверхность необходимо очистить от электролита нейтрализующим раствором.

При повышенном саморазряде прежде всего следует выявить его причины. Такими причинами могут быть: загрязнение поверхности электролитом при небрежной заливке или бурном газовыделении при зарядке. Косвенной причиной саморазряда может быть повышенный ток зарядки аккумулятора на автомобиле. Саморазряд может возникнуть при использовании нестандартного электролита, загрязненной воды или кислоты. В последнем случае электролит следует слить, промыть аккумулятор дистиллированной водой и сразу залить стандартный электролит.

Иногда сложности возникают при определении сульфатации пластин, так как внешние признаки этого явления похожи на повышенный саморазряд батарей или ее элементов. Сульфатация возникает при длительном нахождении батарей в разряженном состоянии, систематической недозарядке батарей, снижении уровня электролита ниже верхнего края пластин и в случае применения электролита более высокой плотности, чем предусмотрено для данных климатических и сезонных условий.

Признаки сульфатации следующие:

быстрое повышение температуры электролита при зарядке;

очень медленное повышение плотности электролита при разрядке;

газовыделение начинается гораздо раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко при включении на зарядку);

при контрольном разряде сульфатированная батарея отдает емкость значительно ниже исправной.

Частичную сульфатацию, разрывы и коробление пластин можно устранить длительным (до 24 ч и более) зарядом батарей. Батарею заряжайте до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5—6 ч. Если длительным зарядом сульфатация не устранилась, разрядите аккумулятор током 19 или 9,5 А до напряжения 1,70 В, слейте из батареи электролит, промойте аккумуляторы дистиллированной водой и проверьте, нет ли короткого замыкания. В случае обнаружения замыкания пластин частицами осыпавшейся активной массы аккумулятор необходимо разобрать. Затем залейте в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду и через час после заливки зарядите батарею током, сниженным наполовину от номинального. Заряжайте до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5—6 ч, затем доведите плотность до нормальной и проведите контрольный разряд. Если аккумуляторная батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то повторите указанные операции.

«Отстающий» аккумулятор (снижающий емкость батарей более чем на 10%) можно определить по следующим признакам: плотность электролита в отстающем аккумуляторе при зарядке батареи повышается значительно медленнее, чем в исправных аккумуляторах, и не достигает необходимой величины; напряжение в конце зарядки ниже, а температура электролита выше, чем в исправных аккумуляторах. «Отстающие» аккумуляторы можно обнаружить при зарядке на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.

«Отстающие» аккумуляторы дозаряжайте отдельно — по окончании зарядки исправных аккумуляторов батареи. Для этого к межэлементным соединениям «отстающего» аккумулятора присоедините провода через дополнительный реостат и заряжайте тем же током и по тем же правилам, что и при зарядке батареи. Затем проведите контрольный разряд батареи. Если исправляемый аккумулятор разрядится до 1,7 В раньше других аккумуляторов батареи, вновь дозарядите его отдельно, как указано выше.

Обрывы электрической цепи батареи обнаруживаются по отказу в работе стартера. Неисправный аккумулятор показывает без нагрузки малую величину э. д. с., а под нагрузкой — низкое напряжение. Причинами обрыва могут быть расплавление или облом полюсного вывода батареи, обрыв блоков пластин, нарушения межэлементного соединения.

Внутренние обрывы электрической цепи могут стать причиной разрыва моноблока из-за взрыва газа от искры.

Нарушение пайки межэлементного соединения устраните приваркой нарушенного соединения угольным электродом. При наличии внутреннего обрыва аккумулятор необходимо разобрать, затем отремонтировать блок пластин с полюсными выводами.

При ремонте и измерении контрольных параметров аккумуляторов 6СТ-190ТР (6СТ-190ТМ) необходимо учитывать их конструктивные особенности, обусловленные применением прогрессивных материалов, которые позволяют получить малое внутреннее сопротивление, а также конструктивное исполнение межэлектродных соединений. По этой причине определение напряжения стандартной нагрузочной вилкой приводит к большой погрешности измерений.

Проверку технического состояния аккумуляторов можно проводить расчетным путем по плотности электролита с использованием формулы

В = 0,84 +Р,
где В - напряжение на клеммах аккумулятора, В; Р — плотность электролита, г/см3, приведенная к 15 °С.




содержание .. 31 32 33 34 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности