Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Предпусковой подогреватель: ТО и ремонт (1988 год)

Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Предпусковой подогреватель: ТО и ремонт (1988 год)

Предпусковой подогреватель предназначен для нагрева жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя перед его пуском в холодное время года.

Ниже приведена техническая характеристика подогревателя:

Подогреватель установлен под передней поперечиной 6 (рис. 101) рамы автомобиля и включает в себя котел 2 с горелкой, электромагнитный топливный клапан 1 с форсункой и электронагревателем топлива, насосный агрегат 7 с электродвигателем, вентилятором, жидкостным и топливным насосами, системы электроискрового розжига топливной смеси и дистанционного управления подогревателем.

Питание подогревателя осуществляется из специального топливного бачка 5. заполнение которого происходит автоматически при работающем двигателе. При неработающем двигателе бачок может быть наполнен ручным топливоподкачивающим насосом, установленным на ТНВД. Котел подогревателя (рис. 102) изготовлен из листовой нержавеющей стали и предназначен для передачи тепла циркулирующей через него жидкости. По принципу действия котел является рекуперативным теплообменником и состоит из двух жидкостных рубашек и двух газоходов. Продукты сгорания из горелки 4 направляются в прямой газоход 3, затем проходят по обратному газоходу 2 и отводятся из котла к картеру двигателя для подогрева масла. На выходе из обратного газохода установлен нагреватель 6 топлива, обеспечивающий подогрев топлива, подаваемого к форсунке, до температуры 60—80 °С отработавшими газами.

Электромагнитный топливный клапан (рис. 103) предназначен для дистанционного отключения или включения подачи топлива в горелку подогревателя. Клапан открывается под действием электромагнитного ноля катушки, а закрывается возвратной пружиной. В корпус клапана ввернута форсунка 6.
Рис. 101. Установка предпускового подогревателя на автомобиле: 1—электромагнитный клапан; 2—котел; 3—воронка для заливки жидкости; 4—двигатель; топливный бачок; 6—передняя поперечина рамы; 7—насосный агрегат; 8— угловые шланги; кран запорный; 10—воздухопровод Рис. 102. Котел подогревателя:
1—котел, 2—обратный газоход; 3—прямой газоход; 4—горелка; 5—электромагнитный клапан; 6—газовый нагреватель топлива; 7 —патрубок подвода жидкости в котел подогревателя; 8—дренажное отверстие В форсунке и клапане установлены фильтры тонкой очистки топлива.

Подогрев топлива, необходимого для зажигания устойчивого пламени в горелке, обеспечивает штифтовый электронагреватель топлива 1, установленный в приливе корпуса электромагнитного клапана.

Насосный агрегат (рис. 104) представляет собой устройство, состоящее из вентилятора (нагнетателя), топливного и жидкостного насосов, приводимых от одного электродвигателя. Жидкостный насос и вентилятор выполнены в литом алюминиевом корпусе, установлены с одной стороны приводного электродвигателя. Топливный насос, имеющий автономный корпус, закреплен с противоположной стороны электродвигателя.

Такая конструкция насосного агрегата не вызывает трудностей при установке и удобна в обслуживании. Рис. 103. Электромагнитный топливный клапан:
1—электронагреватель топлива; 2—электромагнитный клапан; «3—патрубок отвода жидкости из подогревателя; 4—электроискровая свеча; 5—штуцер подвода топлива к нагревателю в теплообменнике 6—форсунка; 7—патрубок отвода отработавших газов; 8—топливный фильтр Рис. 104. Насосный агрегат:
1—сливной краник; 2—корпус жидкостного насоса; 3—рабочее колесо жидкостного насоса; 4, 11— уплотнительные манжеты; 5—крыльчатка вентилятора; б —корпус вентилятора; 7—электродвигатель; 8— муфта топливного насоса; 9— ведущая шестерня топливного насоса; 10—ведомая шестерня топливного насоса; 12—редукционный клапан Рис. 105. Электрическая схема системы предпускового подогревателя:
1—электродвигатель насоса, 2—катушка зажигания предпускового подогревателя с коммутатором; 3—свеча искровая; 4—клапан электромагнитный; 5—нагреватель топлива; 6—реле нагревателя; 7—переключатель управления работой предпускового подогревателя; 8- предохранитель 30 А; 9— контактор; I—к предохранителю Жидкостный насос центробежного типа предназначен для обеспечения циркуляции теплоносителя между предпусковым подогревателем и системой охлаждения двигателя. Рабочее колесо 3 установлено непосредственно на вал электродвигателя 7 и закреплено гайкой. Со стороны вентилятора рабочая полость насоса уплотнена резиновой манжетой 4. Жидкость к насосу подводится через патрубок на крышке насоса, а отводится через патрубок на корпусе насоса. Для слива жидкости из полости насоса служит краник 1.

Вентилятор центробежного типа обеспечивает подачу воздуха в горелку подогревателя. Крыльчатка 5 вентилятора установлена на вал электродвигателя на шпонке и закреплена гайкой. Необходимый зазор между крыльчаткой и корпусом вентилятора обеспечивается распорной втулкой, установленной между подшипником электродвигателя и ступицей крыльчатки.

Топливный насос шестереночного типа обеспечивает подачу топлива под давлением к форсунке подогревателя. Вал насоса со стороны электродвигателя уплотнен резиновой манжетой II. Вал ведущей шестерни 9 насоса соединен с валом электродвигателя эластичной муфтой 8.

Производительность топливного насоса регулируется редукционным клапаном /2, обеспечивающим перепуск топлива из нагнетательной полости насоса во всасывающую.

Система электроискрового розжига предназначена для обеспечения искрового разряда в горелке при пуске подогревателя. Воспламенение топливной смеси в горелке подогревателя осуществляется высоковольтным разрядом, который образуется между электродами свечи 3 (рис. 105). Высокое напряжение на электродах свечи создается транзисторным коммутатором с индукционной катушкой 2.





Система дистанционного управления подогревателем дает возможность управлять работой подогревателя как при рабочем положении кабины автомобиля, так и при поднятой кабине. Переключатель 7 управления работой подогревателя, установленный на кронштейне в кабине, имеет четыре возможных положения:

0 — все выключено;

I — включены электродвигатель насосною агрегата, электромагнитный клапан и пусковая свеча;

II — включены электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный клапан;

III — включены электродвигатель насосного агрегата и электронагреватель топлива.

Подогреватель работает следующим образом. Топливный насос подогревателя отбирает топливо из бачка 11 (рис. 106), которое через открытый электромагнитный клапан подводится к форсунке и впрыскивается во внутреннюю полость горелки. Распыленное топливо смешивается с подаваемым вентилятором воздуха, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле 1 охлаждающую жидкость.

Продукты сгорания топлива через выпускную трубу 16 направляются под масляный картер 14 двигателя и нагревают в нем масло.



Техническое обслуживание. При СТО (осенью):

очистите от нагара искровую свечу;

промойте редукционный клапан топливного насоса;

промойте топливные фильтры, установленные перед электромагнитным клапаном и форсункой, топливные каналы в корпусе клапана;

проверьте герметичность электромагнитного клапана;

выверните запорный кран топливного бачка и очистите его защитную сетку от грязи;

снимите горелку и металлическим ершом очистите от нагара факелообразующие отверстия, очистите дренажное отверстие горелки;

проверьте целостность гофрированных шлангов воздухопровода, отсутствие пережатых участков угловых шлангов и труб подвода и отвода охлаждающей жидкости;

прочистите выпускную трубу подогревателя;

проверьте работу предпускового подогревателя.

Рис. 106. Схема работы предпускового подогревателя: 1—котел подогревателя; 2—воздухопровод к горелке подогревателя; 3—труба подвода жидкости из подогревателя в блок; 4. 8- трубы отвода жидкости из блока в подогреватель; 5—фильтр тонкой очистки топлива; 6—подводящий топливопровод к насосу низкого давления; 7—сливной топливопровод; 9—ручной топливоподкачивающий насос; 10—водяной насос системы охлаждения двигателя; 11—топливный бачок подогревателя; 12—топливный кран подогревателя; 13—подводящий топливопровод к топливному насосу подогревателя; 14—масляный картер; 15—воздушный насос; 16— выпускная труба При проверке работы предпускового подогревателя не допускайте подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов и кранах. Нормальная работа подогревателя определяется по равномерному гулу горения в котле и выходу отработавших газов без дыма и открытого пламени. При необходимости отрегулируйте расход топлива редукционным клапаном топливного насоса в следующем порядке:

отверните колпачковую гайку на топливном насосе;

ослабьте контргайку регулировочного винта;

проворачивая регулировочный винт вправо (подача топлива увеличивается) или влево (подача топлива уменьшается), отрегулируйте режим работы подогревателя. По окончании регулирования застопорите регулировочный винт контргайкой и наверните колпачковую гайку.

Для обеспечения нормальной работы подогревателя регулирование подачи топлива следует производить при отрицательных температурах окружающего воздуха (не выше —5°С).

После мойки автомобиля или преодоления брода в холодное время года удалите воду, попавшую в воздушный тракт вентилятора, включением насосного агрегата на 3— 4 мин. Для этого переведите ручку переключателя в положение III, предварительно отсоединив провод электронагревателя топлива.

Возможные неисправности предпускового подогревателя и способы их устранения приведены в табл. 12.

Таблица 12

При пуске подогревателя не вращается электродвигатель насосного агрегата, срабатывает предохранитель

Отсутствует искра на электродах свечи

Не работает электронагреватель топлива

Отсутствует или недостаточна подача топлива к форсунке

Подогреватель при работе дымит или наблюдается открытое пламя

Замедленный прогрев двигателя подогревателем

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности