Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Коробка передач: техобслуживание и ремонт (1988 год)

Техническое обслуживание

При ТО-2:

отрегулируйте зазор между торцом крышки и ограничителем штока клапана включения делителя передач;

смажьте опоры передней и промежуточной тяг дистанционного привода управления коробкой передач через технические пресс-масленки до выдавливания свежей смазки;

очистите от грязи сапун клапана управления делителем передач;

проверьте и доведите до нормы уровень масла в картере коробки передач.

Регулирование зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя проводите в следующем порядке: проверьте регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулируйте;

расстопорите и отверните гайки упора 2 (см. рис. 123) штока клапана, расположенные на толкателе поршня пневмоусилителя. Снимите резиновый пылепредохранитель 9 (рис. 124) с крышки и штока клапана, подсоедините манометр к контрольному выводу контура IV привода вспомогательного тормоза пневмопривода тормозов (см. разд. «Тормозная система»). Доведите давление в указанном контуре до 7— 7,5 кгс/см2.

плавно нажмите до упора педаль сцепления;

Рис. 124. Клапан включения делителя передач: 1—корпус пружины клапана; 2—прокладка; 3— пружина впускного клапана; 4—корпус клапана;
5—сапун; 6—уплотнительная прокладка; 7— крышка клапана; 8—шток клапана; 9—пылепредохранитель штока; 10—ограничитель штока; 11 — шплинт разводной; 12—уплотнительное кольцо; 13—упорная шайба; 14—пружина штока; 15— впускной клапан подведите упор штока клапана включения делителя до соприкосновения с ограничителем штока клапана и дополнительно переместите его в сторону штока клапана, обеспечив зазор между торцом крышки клапана и ограничителем штока 0,2— 0,3 мм. Упор штока клапана в указанном положении закрепите гайками и застопорите их отгибными шайбами. При падении давления в IV контуре привода вспомогательной тормозной системы до 6,2 кгс/см2 допускается увеличение зазора до 0,6 мм. Зазор контролируйте по истечении не более 30 с после выключения сцепления;

установите резиновый пылепредохранитель на шток и крышку клапана.

Для проверки уровня масла в картере коробки передач выверните пробку из маслозаливной горловины, вытрите насухо указатель и вставьте его в заливное отверстие до упора пробки в резьбу (рис. 125), не заворачивая.

При сезонном обслуживании: закрепите рычаги тяг дистанционного привода управления коробки передач и фланец вторичного вала коробки передач;

смените масло в картере коробки передач (один раз в год осенью);

смажьте трос крана управления делителем. Рис. 125. Положение указателя уровня масла при замере:
1—указатель уровня масла с пробкой в сборе;
2—картер коробки передач



Для смены масла в коробке передач слейте масло в горячем состоянии через два (для коробки передач модели 14) или три (для коробки передач модели 15) сливных отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картеров коробки передач и делителя. Очистите магниты сливных пробок от грязи и металлических частиц. Промойте картеры коробки и делителя моторным маслом. Для этого: залейте масло в коробку передач (8,5 и 12 л для коробок передач моделей 14 и 15 соответственно), прокрутите ее двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 10 мин, слейте моторное масло из коробки передач и делителя, вверните сливные пробки и залейте основную смазку ТСп-15к до верхней метки указателя уровня. Прокрутите коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 3—5 мин. Замерьте уровень масла и при необходимости долейте.

Ремонт

Для проверки редукционного клапана делителя снимите его с коробки передач и установите на стенд, который должен быть оборудован пневмосистемой с давлением воздуха 6—7 кгс/см2, подаваемым на вход клапана. На выходе из клапана должен быть установлен манометр для контроля давления, обеспечивающий точность замера не менее 0,05 кгс/см2.

Проверьте давление выходящего воздуха, которое должно составлять 3,95—4,45 кгс/см2. При несоответствии давления указанной величине снимите пломбу, выверните пробку 12 (рис. 126) и, подбирая необходимое число шайб 13, отрегулируйте клапан и запломбируйте.

Рис. 126. Редукционный клапан: 1—корпус пружины; 2—пружина впускного клапана; 3—прокладка; 4—впускной клапан; 5—шток впускного клапана; 6—корпус; 7—накидная гайка; 8—диафрагма; 9—шайба; 10—крышки корпуса; 11—уравновешивающая пружина; 12—пробка; 13—регулировочная шайба

Для снятия и разборки крана управления делителем при ремонте выверните болты крепления трех воздуховодов, отсоедините кран 1 управления делителем (см. рис. 121) от опоры 2, выверните винты крепления хомута троса к рычагу переключения передач, выньте резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, выверните винты крепления

крышки переключателя крана управления, осторожно снимите крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на сохранность шариков, и отсоедините трос от рычага переключателя. Снимите кран управления делителем в сборе и разберите его.

При частичной разборке: выверните болты 2 (рис. 127) крепления крышки 3 с тросом к корпусу 5 крана, промойте детали крана и смажьте рабочие поверхности деталей смазкой 158. Соберите кран управления. Вытяните трос до упора и замерьте выступающую из оплетки часть. При этом трос должен быть в выпрямленном положении. Величина выступающей части троса (до изгиба) — 24,5—26,5 мм. Смажьте трос 1, залив в оплетку троса с помощью масленки 10—15 г масла ТСп-15к. При обрыве троса или несоответствии размера выступающей части троса номинальному (24,5—26,5 мм) кран полностью разберите и замените трос. Для этого отсоедините трос крана с крышкой 3 в сборе, как указано выше, распрямите отогнутый коней троса 1, отверните накидную гайку 6 и вытяните трос с золотником в сборе из оплетки. Далее отверните контргайку 1 (рис. 128), выверните наконечник 3 троса из золотника 6. Вставьте новый трос в золотник, вверните наконечник троса, обеспечив осевое перемещение троса относительно золотника 0,1—0,3 мм, и надежно законтрите гайкой 1. Золотник крана после сборки должен свободно вращаться относительно троса от руки. Соберите кран управления.

Рис. 127. Кран управления делителем передач:
I—с апреля 1981 г.: 1—трос крана с золотником; 2—болт; 3—крышка корпуса крана; 4—уплотнительная прокладка;
5—корпус крана; 6—соединительная гайка Рис. 128. Трос крана с золотником в сборе:
а—до изменения; б—с апреля 1981 г.; 1—контргайка; 2—пружинная шайба; 3- наконечник троса; 4—трос крана; 5—уплотнительное кольцо; 6—золотник крана; 7—втулка ограничительная

С апреля 1981 г. трос крана изготавливается из витого многожильного каната диаметром 1,6 мм (ГОСТ 3062—80). На концах троса надеты и припаяны втулки 7 (см. рисунок 128, б) с наружным диаметром 2,5 мм и толщиной стенки 0,3 мм. Длина втулки, надетой на нижний конец троса, — 4 мм, на верхний отогнутый конец троса — 14 мм. Для установки такого троса в переключателе крана 3 (см. рис. 121) необходимо рассверлить отверстие под трос с 2,5 до 3.5 мм.

При проверке пневмосистемы на герметичность определите место утечки воздуха на слух. Поочередно, перемещая переключатель управления в положение «В» или «Н», прослушайте воздухопроводы пневмосистемы управления делителем, а нажав педаль сцепления до упора 5 воздухопроводы системы переключения делителя.

Обнаруженную утечку устраните подтягиванием болтов или заменой уплотнительных шайб и неисправных воздуховодов.

Зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя передач при подведенном в пневмосистему сжатом воздухе и нажатом до упора клапане включения делителя регулируйте следующим образом:

снимите пломбы, расконтрите и выверните установочные винты 1 и 5 (рис. 129) на корпусе механизма переключения передач делителя и снимите крышку 3 смотрового люка;

переместите золотник крана управления делителем в положение «Н» и, вворачивая задний установочный винт 5 до соприкосновения с рычагом, доверните его еще на 1/4 оборота и законтрите контргайкой 4. При этом положении первичный вал (при снятой коробке передач)

должен проворачиваться от руки легко, без заеданий;

переместите золотник крана управления делителем в положение «В» и передним установочным винтом 1 отрегулируйте зацепление, как указано выше;

через смотровой люк в корпусе механизма переключения передач делителя проверьте рабочий ход рычага до упора в установочные винты (16,5—19 мм по центру отверстия в рычаге), законтрите винты и запломбируйте.

При ремонте дистанционного привода управления коробкой передач для снижения усилия при переключении передач замените смазку в трех опорах привода и сферических головках шарнирных соединений рычагов. Свежую смазку в опоры закачайте через пресс-масленки, ввернув их вместо пробок в корпусе опор.

Рис. 129. Механизм переключения передач делителя:
1, 5—установочные винты; 2—корпус механизма переключения передач делителя; 3—крышка смотрового люка; 4—контргайка; 6, 17—уплотнительные кольца; 7- крышка цилиндра; 8- -поршень цилиндра; 9—манжета поршня; 10, 16— уплотнительная прокладка; 11—-поршень воздухораспределителя; 12—цилиндр воздухораспределителя; 13—дроссельная заслонка; 14—золотник воздухораспределителя; 15—корпус воздухораспределителя, 18—заглушка

Если после смазки опор усилие на рычаге при переключении передач

не изменилось или снизилось недостаточно, разберите опоры в следующем порядке:

выверните болты 19 (см. рис. 121) крепления регулировочного фланца и болты крепления опоры на картере сцепления:

снимите резиновый чехол шарнирного соединения, отсоедините тягу, обращая внимание на сохранность ограничительного шарика и пружины;

отверните с промежуточной тяги регулировочный фланец 18 и вытяните промежуточную тягу из опоры;

отсоедините головку 6 передней тяги, обращая внимание на сохранность шарика и пружины;

отсоедините крышки 15 от опоры в картере маховика;

снимите переднюю тягу, размещенную в развале блока цилиндров;

снимите опору рычага переключения передач, расположенную на переднем торце блока, как описано ниже.

Выньте из корпусов опор сухари 11, втулки 13, пружину 14. Детали и полости опор промойте керосином или дизельным топливом, замените изношенные уплотнительные кольца. При сборке смажьте трущиеся поверхности смазкой 158; заложите свежую смазку в полости опор. После сборки отрегулируйте дистанционный привод.

Для регулирования дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок моделей 14 и 15: установите рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение;

ослабьте стяжные болты 24 (см. рис. 121) стяжного регулировочного фланца 18, выверните четыре соединительных болта 19 и наверните на один-два оборота регулировочный фланец на промежуточную тягу 17;

отверните контргайки 8 и 22 установочных винтов 9 и 21. Застопорите рычаг 7 наконечника и рычаг штока 23 ввертыванием установочных винтов в отверстия рычагов;

свинчивая регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом фланца штока по всей плоскости, соедините их четырьмя болтами 19. Фланец закрепите на промежуточной тяге, затянув болты 24 выверните на 31 мм установочный винт 9, расположенный на передней опоре рычага переключения передач, в установочный винт 21, расположенный на задней опоре рычага,— на 21 мм. После этого застопорите их контргайками.

Для снятия и разборки опоры рычага переключения передач наклоните кабину, снимите шумоизоляционный чехол рычага переключения передач, детали уплотнителя опоры, отсоедините воздуховоды пневмосистемы делителя (коробки передач модели 15), кронштейн крепления генератора, тяги и тросы управления топливным насосом, снимите головку 6 (см. рис. 121) передней тяги, отверните болты крепления кронштейна опоры к двигателю и снимите опору, отсоедините кран 1 управления делителем и рычаг переключения передач. Разберите опору в такой последовательности: снимите резиновый чехол 14 (см. рис. 122), держатель колпака 9, пружину тормоза, нажимной диск 16, диск 8 тормоза, отверните гайку 15, извлеките пружину 10 и нажимную шайбу 11, отвернув четыре болта, отсоедините опору 7 уплотнителя люка, снимите рычаг 4 наконечника, выньте штифт 6 и ось 12 наконечника рычага.

Детали промойте, трущиеся поверхности смажьте смазкой 158. При сборке, заворачивая гайку 15, совместите ее паз с пазом кронштейна и раскерните. Полость А опоры заполните смазкой 158. Наконечник рычага 13 должен поворачиваться во взаимно перпендикулярных направлениях с усилием 2,5—3,5 кгс, приложенным к конусной поверхности наконечника рычага. Для регулирования зазоров между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения делителя передач снимите крышку 6 (см. рис. 120) смотрового люка картера делителя. Расконтрите и выверните два болта крепления вилки механизма переключения передач в делителе так, чтобы валик 13 с укрепленным на нем рычагом 16 перемещался свободно в осевом направлении. Снимите механизм переключения делителя. Рис. 130. Приспособление для центрирования первичного вала делителя передач: 1—корпус приспособления; 2—установочная пластина; 3—штифт установочный; 4—установочный винт; 5—болт; 6—втулка; 7, 13—пружины; 8—стакан; 9—центрирующий конус; 10—первичный вал делителя; 11 — зажимной рычаг, 12—упорная шайба; 14—штифт; 15—зажимная шайба Рис. 131. Приспособление И-801.30.000 для снятия заднего подшипника ведомого вала: 1—захват И-801.030.100 ; 2—гайка; 3—тяга; 4— наконечник; 5—винт; б—ось; 7—траверса; 8— рукоятка; 9—подшипник Рис. 132. Приспособление И-801.31.000 для снятия заднего подшипника промежуточного вала Рис. 133. Съемник оси блока шестерен заднего хода И-801.32.000 Сцентрируйте первичный вал 10 делителя специальным приспособлением (рис. 130), которое состоит из корпуса с центрирующим устройством и двух зажимных рычагов. Для этого центрирующий конус 9 вставьте во внутренний конус ведущего вала делителя, закрепив приспособление на картере делителя поворотом зажимных рычагов 11. Установочные штифты 3 при этом центрируют приспособление относительно поверхности Б (см. рис. 120), обеспечив смещение оси вала не более 0,2 мм. Переместите вилку 14 вправо до упора сухаря 15 в каретку синхронизатора. Перемещая валик 13 с закрепленным на нем рычагом 16 вправо, обеспечьте зазор 0,3—0,6 мм, для чего между привалочной плоскостью картера под корпус механизма переключения передач и головкой рычага 16 поместите установочную пластину 2 (см. рис. 130) толщиной 0,3—0,5 мм. Переместите валик до упора головки рычага в пластину. Заверните и законтрите отгиб-ными шайбами болты крепления вилки. Установите на место механизм переключения делителя передач и смотровую крышку б (см. рис. 120).

Для разборки коробки передач выполните следующие операции: отсоедините делитель 11 (см. рис. 119) или картер сцепления 38 (см. рис. 111) от коробки передач;

разберите основную коробку передач в следующем порядке: выверните болты крепления верхней крышки 18 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снимите ее; отверните гайку 26 крепления фланца карданного вала и снимите фланец 27

снимите передние и задние крышки подшипников первичного 1, вторичного 35 и промежуточного 33 валов; вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращайте внимание на сохранность прокладок), снимите стопорное кольцо 21 подшипника; расстопорите и выверните два болта крепления упорной шайбы 31 заднего подшипника промежуточного вала; съемниками И-801.30.000 (рис. 131) снимите задний подшипник вторичного вала, используя захват И-801.30.100. Установите захват на проточку подшипника и стяните его гайками 2. Вворачивая винт 5 в траверсу 7 и упираясь наконечником 4 в торец вала, снимите подшипник.

Демонтируйте стакан 28 (см. рис. 111) заднего подшипника вместе с подшипником 30 промежуточного вала. Для снятия подшипника промежуточного вала, опираясь упорами 1 (рис. 132) съемника И-801.31.000 в стенку картера коробки передач, вверните в резьбовые отверстия стакана подшипника до упора два болта 6. Упираясь наконечником 2 в торец вала, вверните рукояткой 5 винт 4 в плиту 3 до полного снятия подшипника со стаканом.

При снятии из картера коробки передач стакана заднего подшипника промежуточного вала установите технологическую упорную шайбу между венцом шестерни II передачи промежуточного вала и венцом блока шестерни заднего хода (во избежание поломки зубьев венца II передачи). Выньте первичный 1 (см. рис. 111), вторичный 35 и промежуточный 33 валы коробки передач, спрессуйте ось блока шестерен заднего хода 12 съемником И-801. 32.000. Для этого рукоятку 2 (рис. 133) установите в крайнее правое положение, ключом вверните винт I в ось блока шестерен, затем заверните рукоятку на винт до полного снятия оси блока шестерен.

Выньте блок шестерен 14 (см. рис. 111), подшипники 15 с проста-вочным кольцом и упорные шайбы 13.

Для разборки делителя передач: снимите крышку 6 (см. рис. 120) смотрового люка, крышки подшипников первичного и промежуточного валов делителя, выньте первичный вал 2 делителя, предварительно развернув его лыской на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежуточного вала, выньте синхронизатор, расстопорите и отверните болты крепления упорной шайбы подшипника; выпрессуйте промежуточный вал 11 делителя из подшипника; выньте подшипник 12 из корпуса; выверните потайные болты крепления стакана заднего подшипника промежуточного вала и снимите его вместе с подшипником; выньте промежуточный вал делителя; расстопорите и выньте два болта крепления вилки переключения передач; выньте валик 13 с рычагом 16 и извлеките вилку 14 из картера.

Для разборки вторичного вала коробки передач снимите стопорное кольцо 1 (см. рис. 115) и передний подшипник 2 вторичного вала съемником И-801.30.000. Для этого используйте захват И-801.30.200. Установите захват 1 на подшипник и стяните гайками 2 (рис. 134). Ввертывая винт 3 в траверсу 4 и упираясь наконечником 5 в торец вала, снимите подшипник, затем синхронизатор IV и V передач, упорное кольцо 4 (см. рис. 115) шестерни IV передачи. Для этого необходимо вывести замковую шпонку 21 из паза шайбы и повернуть ее до совпадения шлицев шайбы и вала. Затем снимите шестерню 18 IV передачи с роликами 5 насыпных подшипников, спрессуйте втулку 6 IV передачи, извлеките замковую шпонку 21 с пружиной 19, снимите шестерню 7 и подшипник 8 III передачи, синхронизатор 9 II и III передач, снимите упорную шайбу 15, шестерню 14 и подшипник I передачи, муфту 12 включения I передачи и передачи заднего хода, спрессуйте шлицевую втулку 13 I передачи, снимите шестерню 11 и подшипник шестерни заднего хода, спрессуйте втулку 17 шестерни заднего хода, снимите шестерню и подшипник II передачи.

Для разборки верхней крышки коробки передач: отверните гайки и снимите опору рычага переключения передач, выньте стаканы 2 (см. рис. 117), пружины 3 и шарики 5 фиксаторов, расшплинтуйте и отверните установочные винты 4 (см. рис. 116) крепления вилок и головок штоков, выбейте три заглушки 1, выньте штоки переключения передач, выбейте заглушки замка штоков, выньте шарики 1 (см. рис. 117) из крышки и штифт 4 замкового устройства из среднего штока, отверните стакан пружины и выньте пружину 1 (см. рис. 118), предохранитель 2 и втулки предохранителя.

Сборку производите в последовательности, обратной разборке, учитывая следующие особенности: при установке шестерен в коробку передач без их замены не разукомплектовывайте приработанные друг к другу шестерни; для установки заднего подшипника промежуточного вала со стаканом на вал, установленный в коробку передач и поджатый передней крышкой, используйте съемник И-801.31.000. Для этого установите на наконечник 2 (рис. 135) шайбу 1, пропустите болты 5 через отверстия в стакане, вверните их в резьбовые отверстия на картере коробки передач до упора. Упираясь шайбой в подшипник, вворачивайте винт 4 в плиту 3 до полной установки стакана с подшипником;

при сборке вторичного вала обратите внимание на правильность установки втулок подшипников 6, 17 и 13 (см. рис. 115). Отверстия во втулках должны быть совмещены с радиальными отверстиями на соответствующих шейках вторичного вала. При сборке насыпного подшипника шестерен IV передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки 20.

Рис. 134. Снятие переднего подшипника ведомого вала Рис. 135. Приспособление И-801.31.000 для установки заднего подшипника промежуточного вала Рис. 136. Регулирование осевого зазора валов коробки передач и делителя;
1—регулировочные прокладки; 2— крышка подшипников; 3—уплотнительная прокладка; 4—картер коробки передач или делителя; 5—стопорное кольцо; 6—подшипник регулируемого вала

При установке переднего подшипника 2 вторичного вала приставное кольцо должно быть поставлено внутрь к торцу вала; при напрессовке шестерни 3 (см. рис. 114) привода промежуточного вала коробки передач и шестерни промежуточного вала делителя их необходимо нагреть до температуры 90°С;

обратите внимание на исправность синхронизаторов коробки передач и делителя. Статическое усилие вывода кареток из нейтрального положения должно быть равно для обоих синхронизаторов основной коробки 28—38 кгс, для синхронизатора делителя — 60—70 кгс. Блокирующие фаски каретки и пальцев не должны иметь следов значительного износа;


после сборки вторичного вала коробки передач торцовые зазоры по ступицам шестерен I, II, III передач и передачи заднего хода должны быть в пределах 0.27—0.4 мм, по ступице шестерни IV передачи — 0,265----0,515 мм. Торцовый зазор по ступице ведущей шестерни первичного вала делителя коробки передач должен быть в пределах 0,375— 0,715 мм;

перед стыковкой делителя с коробкой передач отрегулируйте зазор между сухарем вилки переключения передач делителя и кареткой синхронизатора;

при установке крышек подшипников первичных валов коробки передач

и делителя, а также крышки вторичного вала обеспечьте минимальные люфты валов подбором регулировочных прокладок, для чего замерьте с точностью до 0,05 мм абсолютный размер а (рис. 136) от торца наружного кольца подшипника 6 до плоскости картера 4 при запрессованном до упора подшипнике. Для крышек первичных валов коробки передач модели 14 и делителя и для крышки вторичного вала коробки передач положите на привалочную поверхность крышки 2 уплотнительную прокладку, замерьте с точностью 0,05 мм размер в, определите необходимую суммарную толщину регулировочных прокладок б, которая должна быть меньше разности в—а на 0,2—0,4 мм. Подобрав нужное число регулировочных прокладок, установите крышку.


Крышку первичного вала основной коробки передач модели 15 ставьте без уплотнительных прокладок. При этом размер г от привалочной поверхности крышки до регулировочных прокладок обеспечьте в пределах а...а+0,1 мм подбором числа регулировочных прокладок;

перед установкой крепежных деталей и крышек нанесите равномерным слоем уплотняющую невысыхающую пасту УН-25 (ТУ 6-10-1284 — 77) на сквозные резьбовые отверстия картеров, а также на обе стороны прокладок передних крышек промежуточного вала делителя коробки передач модели 15 и промежуточного вала коробки передач модели 14, задней крышки промежуточного вала основной коробки передач, крышек люка отбора мощности и на прокладку картера делителя передач;

смажьте смазкой 158 рабочие кромки уплотнительных манжет первичного и вторичного валов, поверхности трения золотников крана переключения и воздухораспределителя, клапана включения делителя, а также манжеты механизма переключения передач делителя. После сборки при вращении первичного вала от руки валы и шестерни коробки передач должны свободно (без заеданий) вращаться как при нейтральном положении рычага переключения передач, так и при любой включенной передаче (независимо от включенной передачи в делителе коробки передач).

Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном положении и в положении включенной передачи.

Передача заднего хода и 1 передача должны включаться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верхней крышке.

Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допускаются.

При вращении вала вилки выключения сцепления от руки муфта выключения сцепления должна без заеданий перемещаться по всей длине направляющей крышки первичного вала. Проверьте на герметичность соединения воздухопроводов пневмосистемы управления делителем, установленной на коробке передач модели 15, сжатым воздухом под давлением 6 кгс/см2. подведенным к редукционному клапану. При этом используйте технологический кран управления делителем. В обоих положениях крана управления делителем и выжатом до упора (ход 6 мм) клапане включения делителя допускается падение давления в воздушном баллоне не более чем на 1,5 кгс/см2 в течение 40 с.

Отрегулируйте зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя.

Все отремонтированные и собранные коробки передач должны пройти испытания на специальном стенде*.
* При отсутствии стенда проведите испытание коробки передач на ненагруженном автомобиле на ровной местности. Порядок переключения передач и время движения на каждой передаче должном соответствовать табл. 15 для коробок передач модели 14 и табл. 17 для коробок передач модели 15 при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1400—1800 об/мин.

Таблица 15

Испытательный стенд должен иметь следующее оборудование:

устройство, обеспечивающее два режима скорости вращения первичного вала — 1300 и 2600 об/мин: муфту сцепления, соединенную с первичным валом коробки передач и выключаемую при переключении передач. Момент инерции ведомых деталей сцепления не должен превышать 1,3 кгс/см2;

тормозное устройство, соединенное с вторичным валом и обеспечивающее тормозной момент 5 кгс*м для 1 передачи и передачи заднего хода, 10—15 кгс*м для остальных передач:

устройство, обеспечивающее замер момента на вторичном валу коробки передач;

пневматическую систему для переключения делителя (коробка передач модели 15). Давление воздуха в пневмосистеме должно быть равным 6—7 кгс*см2; приборы для замера уровня шума. Для смазки коробки передач при испытаниях используйте моторное масло, подогретое до температуры -+85°C.

Испытания коробок передач проводите в двух режимах: без нагрузки и под нагрузкой. При испытаниях в режиме без нагрузки проверяйте включение передач, а для коробки передач модели 15—работу делителя.

Режим испытаний коробки передач модели 14 без нагрузки приведен в табл. 15, под нагрузкой (при частоте вращения первичного вала 2600 об/мин и времени испытаний при каждой нагрузке 1,0 мин) — в табл. 16.

Режим испытаний коробки передач модели 15 без нагрузки приведен в табл. 17, под нагрузкой (при частоте вращения первичного вала 2600 об/мин и времени испытаний при каждой нагрузке 1,0 мин) — в табл. 18.

При испытаниях коробок передач проверьте:

легко ли переключаются передачи. При переключении II, III, IV и V передач скрежет не допускается*;

* Передачу заднего хода и I передачу включайте только при остановленных валах.



момент ведения на вторичном валу при частоте вращения первичного вала 2600 об/мин. Момент не должен превышать 1 кгс*м;

нет ли самовыключения передач, а также неравномерных стуков, свидетельствующих о неисправностях и узлов и деталей;

уровень шума на расстоянии 0,25 м от коробки передач в зоне блока шестерен заднего хода или в зоне делителя. При включенной высшей передаче в делителе и частоте вращения первичного вала 2600 об/мин шум не должен превышать 105 дБ.

Таблица 16

Таблица 17

После испытаний слейте масло из коробок передач, пока оно еще горячее. Очищайте при этом магниты сливных пробок от металлических отложений.

При установке коробки передач на двигатель:

проверьте состояние первичного вала с помощью контрольной шлицевой оправки высотой не менее 30 мм, которая должна без заеданий перемещаться по шлицам вала, после чего смажьте шлицевой конец тонким слоем смазки 158;

не допускайте резких ударов, а ведомые диски сцепления не нагружайте массой коробки передач или усилием грузоподъемного механизма во избежание поломки сцепления и переднего подшипника первичного вала, расположенного в коленчатом вале; после установки коробки передач проверьте полный ход муфты выключения сцепления, равный 3,2— 4,0 мм. Этому ходу соответствует перемещение рычага на 37—46 мм, замеренное на радиусе 90 мм;

перед установкой дистанционного механизма смажьте рабочие поверхности головок и опоры тяг смазкой 158. Установите головки механизма и затяните их стяжными болтами. Качение головок на тягах не допускается. Уплотнительные чехлы головок тяг дистанционного механизма должны плотно охватывать посадочные поверхности. При переключении передач с помощью дистанционного механизма заедание тяг в опорах не допускается. Фиксаторы механизма переключения передач

должны четко ощущаться как на нейтрали, так и на любой включенной передаче в коробке передач;

в коробку передач залейте масло ТСп-15к в количестве 12 л для коробки модели 15 и 8,5 л для коробки модели 14 и проведите трехкратную проверку на пуск двигателя стартером. При этом сцепление должно быть выключено.

Проверьте правильность монтажа сцепления и коробки передач на работающем двигателе при частоте вращения коленчатого вала 1800— 2000 об/мин, проконтролировав при этом:

1. Отсутствие заеданий деталей механизма выключения сцепления.

2. Чистоту выключения сцепления. Для этого полностью выключите сцепление, обеспечив ход муфты выключения сцепления не более 12 мм. Это соответствует перемещению рычага на 16 мм, замеренному на радиусе 90 мм. В этом положении первая передача и передача заднего хода должны включаться без скрежета, а при включенной прямой передаче вторичный вал не должен вращаться. Проверку повторите не менее 3 раз.

3. Шумы коробки передач. Резкие неравномерные шумы и стуки при работе коробки передач не допускаются. 4. Качество переключения передач в основной коробке. Переключение передач должно производиться при выключенном сцеплении без больших усилий и без заеданий; включение синхронизированных передач со скрежетом не допускается. В коробке передач переключение передач производите на низшей и высшей передачах делителя.

Таблица 18

5. Качество переключения передач делителя. Для этого подведите к редукционному клапану сжатый воздух под давлением 5—6 кгс/см2 и 2—3 раза переключите передачи делителя, последовательно переводя переключатель крана управления в верхнее и нижнее положения и перемещая на 6 мм шток клапана включения

делителя, предварительно выключив сцепление. Переключение передач делителя должно быть четкое, без задержки. Переключения в делителе без выключения сцепления не допускаются. При обоих положениях переключателя крана управления делителем проверьте герметичность соединений и крана.

6. Отсутствие течи масла. Течь масла не допускается. Допускается образование масляных пятен без каплеобразования в местах сальниковых уплотнений и установки сапунов. Для снятия коробки передач: слейте масло из картера коробки передач. Наклоните кабину, снимите щиты пола платформы для обеспечения доступа к коробке передач. Отключите аккумуляторные батареи от электрической цепи, отсоедините клемму, соединяющую выключатель массы с рамой автомобиля (клемма находится на аккумуляторном ящике). Отсоедините и выньте провод, соединяющий реле стартера с клеммой « + » аккумуляторной батареи;

снимите шланг, связывающий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздушного фильтра, отвернув гайки и вынув болты стяжных хомутов. Разъедините штекерные соединения тахометра, спидометра, розетки прицепа, датчика включения сигнала торможения. фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в воздушных баллонах. Отсоедините кронштейны крепления глушителя к картеру делителя;

снимите пневмоусилитель гидропривода сцепления;

отсоедините фланец-вилку карданного вала среднего моста от фланца вторичного вала коробки передач, отвернув гайки болтов крепления; снимите пружинные шайбы и выньте болты. Ослабьте стяжные ленты и снимите соединительный шланг трубы эжектора. Отсоедините воздухопроводы от крана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. Отверните гайки болтов кронштейна крепления ящика аккумуляторных батарей к раме и выньте болты (для автомобиля КамАЗ-5410);

ослабьте болты крепления передних опор силового агрегата, отверните гайки болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты;

выверните болты крепления балки поддерживающей опоры к раме и поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке;

вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач, подложите деревянные бруски под переднюю и заднюю половины второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат (толщина брусков должна быть такой, чтобы при опускании силового агрегата кронштейны задних опор были выше подушек задних опор на 50 мм) ;

выверните стяжной болт рычага 16 (см. рис. 121) передней тяги привода управления коробкой передач;

разъедините переднюю тягу с рычагом, снимите резиновый чехол, выньте шарик и пружину из шаровой головки наконечника рычага, отсоедините три болта крепления воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигателя, выверните болты крепления стартера;

установите цепные захваты подъемного приспособления за рым-болты на коробке передач, выверните

болты крепления сцепления или картера делителя к картеру маховика двигателя. Отведите коробку передач назад до выхода первичного вала из кожуха сцепления, снимите ее и установите на тележку.

Для установки коробки передач выполните следующие операции:

перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника первичного вала, расположенного в расточке коленчатого вала, заложите 15 г смазки 158. Поднимите коробку передач и установите ее на место, предварительно поставив муфту выключения сцепления, шланг для подвода смазки к выжимному подшипнику и оттяжные пружины;

вверните болты крепления картера делителя или картера сцепления (для коробки передач модели 14) к картеру маховика двигателя, а также болты крепления стартера. Подсоедините трубопроводы управления делителем к соединительной колодке;

соедините переднюю тягу с рычагом, предварительно вставив шарик и пружину в шаровую головку рычага. Вверните стяжной болт рычага передней тяги привода управления механизмом переключения коробки передач. Отрегулируйте дистанционный привод управления механизмом переключения передач;

вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач;

вверните болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке, выньте деревянные бруски из-под второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат на опоры. Вверните болты крепления балки поддерживающей опоры к раме. Вставьте болты в отверстия задних опор силового агрегата, заверните самоконтрящиеся гайки. Затяните болты крепления передних опор силового агрегата;

закрепите кронштейн крепления ящика аккумуляторных батарей к раме (для автомобиля КамАЗ-5410);

подсоедините воздухопроводы к крану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, наденьте соединительный шланг трубы эжектора и закрепите его стяжными лентами;

соедините карданный вал среднего моста с коробкой передач;

установите пневмоусилитель гидропривода сцепления;

присоедините кронштейн крепления глушителя к картеру коробки передач;

соедините штекерные разъемы тахометра, спидометра, розетки полуприцепа, датчика включения сигнала торможения, фар заднего хода, датчиков указателей падения давления в воздушных баллонах. Наденьте шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздушного фильтра. Наденьте стяжные хомуты и закрепите шланг, вставив в отверстия хомутов болты и затянув их гайками. Подсоедините провод, связывающий реле стартера с клеммой « + » аккумуляторной батареи. Подсоедините клемму включения массы с рамой автомобиля (клемма находится на аккумуляторном ящике). Соедините аккумуляторные батареи с электрической цепью автомобиля. Поставьте щиты пола;

залейте масло в картер коробки передач. Опустите кабину.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте свободный ход педали сцепления и положение упора клапана включения делителя передач.

Возможные неисправности коробок передач и способы их устранения приведены в табл. 19.

Затрудненное включение всех передач, выключение передачи заднего хода и I передачи со скрежетом

Большое усилие на рычаге переключения

Включение II, III, IV и V передач с ударом и скрежетом

Включение передач в делителе с ударом и скрежетом

Износ сухарей вилки переключения передач делителя

Самовыключение передач на ходу автомобиля

Передача не включается

Передачи в делителе не включаются

Повышенный шум при работе коробки передач

Тень масла из коробки передан

Износ латунных колец синхронизаторов основной коробки передач

Износ латунных колец синхронизатора делителя передач

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности