Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Коробка передач: техническое описание (1988 год)

Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Коробка передач:

техническое описание (1988 год) Техническое описание



На автомобили КамАЗ устанавливаются две модели коробок передач: на одиночных автомобилях — пятиступенчатые коробки передач модели 14; на автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов, — десятиступенчатые коробки передач модели 15, состоящие из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя передач, которые в сочетании позволяют получить 10 передач переднего и две заднего хода. Передаточные числа коробок передач следующие:

модели (рис. 111) 14:1—7,82; II—4,03; III—2,5; IV—1,53; V—1,00; З.Х—7,38;

модели 15:1Н—7,82; IB—6,38; ПН—4,03; ПВ—3,29; ШН—2.5; ШВ—2,04; IVH—1,53; IVB—1,25; УН—1,00; УВ—0,815; 3. X. Н— 7,38; З.Х.В.—6,02.

Система смазки — комбинированная. Все детали смазываются разбрызгиванием. Подшипники шестерен основной коробки передач и делителя, кроме того, дополнительно смазываются от маслонагнетающего устройства.

Управление основной коробкой передач — механическое с дистанционным приводом, уп
равление делителем передач — пневматическое Рис. 111. Коробка передач модели 14: 1—первичный вал; 2—крышка заднего подшипника первичного вала; 3, 23— регулировочные прокладки; 4—шток рычага; 5—защитное кольцо; 6—крышка опоры рычага; 7—сухарь опоры рычага; 8— кольцо уплотнительное: 9—опора штока; 10—пружина; 11—опора рычага переключения передач; 12—ось блока шестерен заднего хода: 13—упорная шайба; 14—блок шестерен заднего хода; 15— роликоподшипник; 16—болт крепления стопорной шайбы; 17—стопорная шайба; 18—верхняя крышка: 19, 32, 36—уплотнительные прокладки; 20— крышка заднего подшипника вторичного вала; 21— стопорное кольцо; 22—шарикоподшипник задний вторичного вала; 24— червяк привода спидометра; 25—39—уплотнительные манжеты; 26—гайка крепления фланца; 27—фланец крепления карданного вала; стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29—крышка подшипника; 30—роликоподшипник сферический; 31—упорная шайба; 33—промежуточный вал; 34—картер коробки передач; 35—вторичный вал; 37—крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38—картер сцепления; 40—вилка выключения сцепления; 41 -вал вилки выключения сцепления; 42—муфта выключения сцепления





Ниже приведены размеры деталей и допустимый износ (в миллиметрах).

Картер коробки

Первичный вал

Вторичный вал

Вал промежуточный

Блок шестерен заднего хода

Механизм переключения передач

Привод управления механизмом переключения передач

Делитель передач

Механизм переключения передач делителя

Корпус воздухораспределителя

Клапан включения делителя

Кран управления делителем

Коробка передач модели 14 (рис. III) состоит из следующих основных узлов: картера коробки передач 34, в котором смонтированы первичный /, вторичный 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 14 заднего хода; верхней крышки 18 коробки с механизмом переключения передач в сборе.

К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 38 сцепления.

Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 2 заднего подшипника первичного вала внутренней расточкой центрируются по наружной обойме подшипника. Поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты 39. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большего диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода смазки из маслонакопителя

коробки передач в полость нагнетания. Крышка 20 заднего подшипника вторичного вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 22 вторичного вала. В задней части крышки установлена манжета 25 с пыльником, иа рабочей кромке которой имеется левая насечка. В нижней части крышки в специальной расточке помещен валик 10 (рис. 112), выполненный вместе с шестерней червячной пары привода спидометра. На выступающем конце валика, имеющем лыску, установлена ведущая шестерня 12 цилиндрической пары сменных шестерен привода спидометра. Ведомая цилиндрическая шестерня 13 установлена на валике 14 привода спидометра, который вращается в расточке фланца 16 датчика привода спидометра. Полость сменных шестерен изолирована от масляной ванны коробки передач, а шестерни смазываются консистентной смазкой, ЦИАТИМ-201, закладываемой при сборке. От вытекания смазка удерживается маслосгонной резьбой, выполненной на валике, и манжетой.

Для обеспечения правильности показания спидометра числа зубьев сменных цилиндрических шестерен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи (табл. 14).

В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 (см. рис. 111) блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой /7, привернутой болтом 16.

Таблица 14

Сменные цилиндрические шестерни

привода спидометра

Число зубьев шестерен в зависимости от

передаточного

числа главной передачи

6.53

7.22

5,94

5.43

Ведущая

24

23

25

26

Ведомая

24

26

23

23

Рис. 112. Коробка передач модели 14. Вид сзади:
1—рычаг переключения передач; 2— уплотнительный штифт; 3—установочный винт: 4— рычаг пала вилки выключения сцепления; 5—крышка люка отбора мощности; 6—уплотнительная прокладка; 7—указатель уровня масла с пробкой в сборе; 8— сливная пробка с магнитом, 9--слинная пробка, 10— шестерня привода спидометра; 11-втулка шестерни; 12—шестерня ведущая привода датчика спидометра; 13—ведомая шестерня привода датчика спидометра; 14—валик привода спидометра, 15 уплотнительная манжета; 16—фланец датчика привода спидометра

Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернуты сливные пробки 8 и 9 (см. рис. 112). В пробку 8 вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками 5 с уплотнительными прокладками 6. Люки выполнены по ГОСТ 12323—66. Допустимый отбор мощности по 30 л. с. с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит маслонакопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки первичного вала и на маслонагнетающее кольцо.

В верхней правой части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки вторичного вала для смазки червячной пары привода спидометра. Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.

Первичный вал коробки передач (рис. 113) выполнен вместе с шестерней. Его передней опорой является шариковый подшипник* расположенный в расточке коленчатого вала. Полость подшипника заполнена смазкой 158 и уплотнена манжетой. На задний конец вала с упором в торец шестерни посажены шарикоподшипник 5 и маслонагнетающее кольцо 2, которое от проворачивания на валу застопорено шариком 1. Детали 2 и 5 стянуты кольцевой гайкой 3, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала.

Маслонагнетающее кольцо на наружной поверхности имеет правую трехзаходную винтовую нарезку, которая закачивает масло в нагнетательную полость.

Осевой ход ведущего вала регулируется набором стальных прокладок 3 (см. рис. 111) толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между торцом крышки первичного вала и наружной обоймой подшипника.

Рис. 113. Первичный вал коробки передач в сборе:
1—стопорный шарик; 2—масло нагнетающее кольцо; 3—кольцевая гайка; 4—стопорное кольцо подшипника; 5—шарикоподшипник; 6—первичный вал Рис. 114. Промежуточный вал в сборе: 1 — промежуточный вал; 2—передний роликоподшипник; 3—шестерня привода промежуточного вала; 4—стопорное кольцо; 5—распорная втулка; 6—шестерня IV передачи; 7—шестерня III передачи; 8—сегментная шпонка

Рис. 115. Вторичный вал в сборе: 1—стопорное кольцо; 2—передний роликоподшипник; 3—синхронизатор IV и V передач; 4—упорное кольцо; 5—ролики подшипника IV передачи; 6—втулка шестерни IV передачи; 7—шестерня III передачи; 8—роликоподшипник;9—синхронизатор II и III передач; 10—шестерня II передачи; 11—шестерня заднего хода; 12—муфта включения I передачи заднего хода; 13— втулка шестерни I передачи; 14 шестерня I передачи; 15—упорная шайба; 16— вторичный вал; 17—втулка шестерни заднего хода; 18—шестерня IV передачи; 19—пружина; 20—промежуточная втулка; 21—замковая шпонка

Рис. 116. Механизм переключения передач:
1—заглушка; 2—верхняя крышка коробки передач; 3—вилка переключения IV и V передач, 4- установочный винт; 5—шплинтовочная проволока; 6—вилка переключения II и III передач; 7—вилка переключения I передачи и заднего хода

Промежуточный вал 1 (рис. 114) выполнен вместе с венцами шестерен I и II передач и заднего хода. На переднем конце вала

напрессованы и закреплены сегментными шпонками 8 шестерни 7 и 6 III и IV передач и шестерня 3 привода промежуточного вала.

Вторичный вал 16 (рис. 115) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с первичным валом. На переднем конце вала посажен подшипник 2 с приставным внутренним кольцом. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник 5 шестерни IV передачи насыпной без сепаратора. Шестерни 18 и 7 IV и III передач в осевом направлении закреплены упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на первичном валу.

Для безударного переключения II, III, IV и V передач имеются два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.

Механизм переключения передач (рис. 116) смонтирован в верхней крышке 2 коробки передач и состоит из трех штоков, вилок переключения 3, 6, 7, двух головок штоков, трех фиксаторов 5 (рис. 117), предохранителя 2 (рис. 118) включения первой передачи и заднего хода и замка штоков. Замок штоков состоит из двух пар шариков 1 (см. рис. 117) и штифта 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.

Рис. 117. Замок и фиксаторы механизма переключения:
1—шарик замка; 2—стакан стопорного шарика; 3—пружина стопорного шарика; 4—штифт замка 5—стопорный шарик фиксатора

Рис. 118. Предохранитель механизма переключения передач:
1—пружина предохранителя; 2—предохранитель; 3—толкатель предохранителя Рис. 119. Десятиступенчатая коробка передач модели 15 (делитель в сборе с коробкой передач): 1—роликоподшипник первичного вала передний; 2—первичный вал; 3—кольцевая гайка; 4—шайба; 5—муфта синхронизатора; 6—регулировочные прокладки; 7—крышка заднего подшипника ведущего вала; 8—основная пятиступенчатая коробка передач (см. рис. Ill); 9—втулка распорная; 10—уплотнительная прокладка; 11—делитель передач Диаметры шариков и расстояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом. Сверху на крышку механизма переключения установлена опора рычага 11 (см. рис. 111) со штоком 4, перемещающимся в сферической опоре 9. С правой стороны опоры ввернут установочный винт 3 (см. рис. 112), который фиксирует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут на 21 мм и законтрен.

Десятиступенчатая коробка передачи модели 15 (рис. 119) состоит из основной пятиступенчатой коробки передач 8 и переднего двухступенчатого редуктора делителя 11 передач. Рис. 120. Делитель передач:
1—регулировочные прокладки; 2—первичный вал; 3—маслонагнетающее кольцо;
4—шарикоподшипник; 5—задняя крышка подшипника первичного вала; 6—крышка люка; 7—синхронизатор делителя в сборе; 8—ведущая шестерня первичного вала; 9—подшипник шестерни первичного вала; 10—задний роликоподшипник; 11— промежуточный вал; 12—передний шарикоподшипник; 13—валик; 14—вилка; 15— сухарь; 16—рычаг Основная пятиступенчатая коробка передач модели 15 максимально унифицирована с коробкой передач модели 14, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции которых вызвано применением делителя передач:

изменена конструкция первичного вала 2 и крышки 7 заднего подшипника. Между крышкой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;

передней опорой первичного вала является роликовый подшипник 1, расположенный в отверстие первичного вала делителя;

вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта синхронизатора 5;

отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение переднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка 9, которая одновременно является и маслоотражательной шайбой;

масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отверстиями, имеющими в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке делителя.

Осевой ход ведущего вала регулируется стальными прокладками 6 толщиной 0,2 и 0,3 мм.

Делитель передач (рис. 120) — механический редуктор, состоит из одной пары цилиндрических шестерен первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружной обоймой подшипника 4. На переднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего передачи в делителе от самовыключения. На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор инерционного типа.

Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках Р. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.

Промежуточный вал делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на переднем 12 и заднем 10 подшипниках. Рис. 121. Привод управления механизмом переключения передач:
1—кран управления делителем; 2—опора рычага переключения передач:
3—переключатель крана; 4—рычаг переключения передач; 5—трос крана управления с оплеткой, 6—головка передней тяги управления; 7—рычаг наконечника; 8, 22—контргайки; 9. 21 —установочные винты; 10—передняя тяга управления; 11—сухарь шаровой опоры; 12—уплотнительное кольцо; 13—втулка шаровой опоры; 14—пружина; 15—крышка; 16—рычаг передней тяги; /7—промежуточная тяга; 18—стяжной регулировочный фланец; 19— болт; 20— опора; 23-шток рычага переключения передач; 24—болт крепления регулировочного фланца Рис. 122. Опора рычага переключения передач: 1—кронштейн; 2—сегментная шпонка; 3—чехол; 4—рычаг наконечника; 5—уплотнительная манжета наконечника; 6—штифт; 7—опора уплотнителя люка; 8—диск фрикционный тормоза; 9—держатель колпака; 10—пружина; 11—опорная шайба пружины; 12—ось наконечника рычага; 13—наконечник рычага; 14—резиновый чехол; 15—упорная гайка пружины; 16—нажимной диск тормоза; 17—установочный винт; 18—контргайка Рис. 123. Схема пневматической системы управления делителем передач:
I—из пневмопривода тормозов Н, В—низшая и высшая передачи в делителе; 1—клапан включения делителя; 2—упор штока клапана; 3— кран управления; 4—редукционный клапан; 5—механизм переключения передач; 6—воздухораспределитель

Механизм переключения делителя передач закреплен на картере делителя слева.

Дистанционный привод управления основной коробки передач (рис. 121) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 из металлокерамики. Втулки уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.

Опора рычага переключения передач (рис. 122) состоит из кронштейна 1, опоры 7 уплотнителя люка, держателя

9 колпака, наконечника 13 рычага. Последний через шайбу 11 поджат пружиной 10. Пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заворачивания раскернивается в паз кронштейна. Верхняя плоскость гайки является рабочей поверхностью фрикционного тормоза, представляющего собой устройство, включающее фрикционной диск 8, нажимной 16 и пружину. Сила трения фрикционного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут на 31 мм и законтрен.

Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 15 отличается от привода коробки передач модели 14 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (см. рис. 121) крана управления делителем.

Пневматическая система переключения передач делителя (рис. 123) состоит из следующих основных узлов: редукционного клапана 4, крана 3 управления, механизма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения делителя передач, упора 2 штока клапана и воздуховодов.

Воздух из контура IV пневматического привода тормозной системы (см. разд. «Тормозная система») под давлением 6,2 — 7,5 кгс/см2 подается на вход редукционного клапана, на выходе из которого поддерживается постоянное давление 3,95—4,45 кгс/см2, величина которого регулируется прокладками, установленными на пробку.

Кран 3 управления делителем в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя 6 и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая таким образом подачу воздуха в полость А или Б силового цилиндра.


Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением рычага переключателя (в положение В или Н), который перемещает золотник крана.

Воздух из редукционного клапана под поршень силового цилиндра подается клапаном 1 включения делителя передач, который открывается упором 2, закрепленным на толкателе поршня пневмоусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, т. е. при полностью выключенном сцеплении.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности