Автомобили SHACMAN F2000 / F3000 (экологического класса Евро-V). Руководство по эксплуатации — часть 5

2. Расположение передач КПП
На рисунках ниже приведена схема расположения передач КПП. Когда КПП находится в зоне
повышенных передач, горит контрольная лампа . После перемещения «флажкаª переключения из
зоны повышенных в зону пониженных передач на рычаге КПП (→), переместить рычаг влево
(для
переключения в зону пониженных передач) или вправо (для переключения в зону повышенных передач).
124
3. Переключение передач КПП и меры предосторожности:
(9-тиступенчатая КПП)
(10-тиступенчатая КПП)
(12-тиступенчатая КПП)
125
1. Схема переключения передач «Двойное Нª
9-тиступенчатая и 16-тиступенчатая КПП оснащены механизмом переключения передач по схеме
«Двойное Нª. Данная схема представляет собой удобный способ переключения передач для
комбинированных КПП (см. рис.). При переключении КПП из пониженных (1-4) передач в повышенные
(5-8) передачи или наоборот можно производить управление непосредственно рычагом переключения
передач. При управлении рычагом КПП нет необходимости использовать переключатель
демультипликатора, что обеспечивает удобство и высокую скорость переключения передач. Рычаг
переключения передач (по схеме «Двойное Нª) оснащен двумя нейтральными передачами. Для зоны
пониженных передач нейтральное положение размещается между 4 и 5 передачей, для зоны повышенных
передач - между 6 и 7 передачей.
Переключение из зоны пониженных в зону повышенных передач производится уравновешивающей
силой воздействия на рычаг переключения передач вправо от нейтральной передачи. При этом
демультипликатор автоматически осуществляет переход из зоны пониженных в зону повышенных передач
и наоборот.
126
2. Схема переключения передач «Нª
12-тиступенчатые КПП с синхронизатором в основном представляют собой механизм со схемой
переключения передач «Нª, в которых R1, 2, 3, 4, 5, 6 передачи находятся в зоне пониженных передач. R2,
7,
8,
9,
10,
11,
12 передачи находятся в зоне повышенных передач. Для зоны пониженных передач
нейтральное положение размещается между 3 и 4 передачей, для зоны повышенных передач - между 9 и
10 передачей. При переключении из зоны пониженных в зону повышенных передач перевести
преселективный переключатель на рычаге переключения передач в положение повышенных передач и
наоборот.
Внимание:
При переключении из зоны пониженных в зону повышенных передач (и наоборот) по схеме «Двойное
Нª запрещается «перескакиватьª через передачи, т.к. это может повлиять на срок службы синхронизатора
демультипликатора. Если рычаг КПП находиться в нейтральном положении, во избежание возникновения
износа, запрещается по своему усмотрению перемещать рычаг переключения передач из стороны в
сторону.
127
2. Меры предосторожности при переключении передач
a. При переключении передач, во избежание возникновения неисправностей и преждевременного износа
зацепленных зубьев шестерен или синхронизатора, полностью выжать педаль сцепления (до точки А).
Регулярно проверять корректно ли происходит «разъединениеª сцепления и соответствует ли зазор педали
сцепления установленным стандартам.
b. При начале движения с нагрузкой: осуществлять движение на 1-ой передаче или так называемой
«ползучейª передаче.
c. Движение на «ползучейª передаче (С) разрешается только при движении по уклону, при начале
движения с нагрузкой или при условии движения по дорогам с плохим дорожным покрытием.
Переключение в положение задней и «ползучейª передачи (С) может осуществляться только после полной
остановки автомобиля.
d. В процессе переключения передач следует плавно переместить рычаг переключения передач до
полного зацепления данной передачи.
128
Внимание:
При буксировке автомобиля, следует демонтировать карданный вал, в противном случае
можно повредить КПП. Запрещается буксировка или движение автомобиля по инерции на
нейтральной передаче. Скорость буксировки - не более 40 км/час.
4. Функции блокировки дифференциала
Ведущие
мосты
оснащены
блокировками
дифференциалов. В случае скольжения колес или
при
движении
по
грязи,
использование
блокировки
дифференциала
может улучшить
характеристики
проходимости
автомобиля.
Блокировка дифференциалов
включает: блокировку
межколесного дифференциала и блокировку межосевого
дифференциала.
129
1.Управление блокировкой межколесного дифференциала автомобиля (4×2)
Включение блокировки можно осуществлять
только
при
полной остановке
автомобиля.
Управление блокировкой межколесного
дифференциала осуществляется с помощью перекидного
переключателя
. Перед включением блокировки
дифференциала, выжать сцепление.
Выключение блокировки дифференциала:
- отпустить педаль акселератора,
- нажать на педаль сцепления,
- перевести перекидной переключатель в исходное положение.
Блокировка выключена, после того, как индикатор переключателя погаснет.
130
2. Управление блокировкой дифференциала автомобиля (6×4)
а. Блокировка межосевого дифференциала
Переключатель
предназначен для блокировки межосевого дифференциала между
первым и вторым задними мостами. Управление блокировкой межосевого дифференциала
осуществляется с помощью перекидного переключателя после полной остановки автомобиля.
Перед включением блокировки дифференциала, выжать сцепление. После включения блокировки
загорится индикатор переключателя.
131
b. Блокировка межколесного дифференциала
При одновременном включении переключателей
, приводится в действие блокировка
межколесного дифференциала первого и второго заднего моста. Допускается использование блокировки
межколесного дифференциала только при движении автомобиля по прямой.
Включение блокировки можно осуществлять только при полной остановке автомобиля.
Управление блокировкой межколесного дифференциала осуществляется с помощью перекидного
переключателя. Перед включением блокировки дифференциала, выжать сцепление.
Внимание:
Если горит индикатор блокировки межколесного дифференциала, запрещается выполнять поворот.
Согласно правилам, следует сначала включить блокировку межосевого дифференциала, а затем включить
блокировку межколесного дифференциала.
После завершения движения по дороге с плохим дорожным покрытием, следует
немедленно отключить блокировку дифференциала, отпустить педаль акселератора, выжать
сцепление, переместить перекидной переключатель в исходное положение. Блокировка выключена,
132
после того, как индикатор переключателя погаснет.
2.5 Тормозная система
Тормозная система автомобиля состоит из 4-ех тормозных механизмов: рабочего тормоза (ножного
тормоза),
вспомогательного тормоза
(моторного\горного тормоза), экстренного/стояночного
тормоза (ручного тормоза) и тормозного механизма прицепа (опция).
1.
Рабочий тормоз
Управление рабочим тормозом осуществляется с помощью педали, рабочий тормоз представляет
собой двухконтурный пневматический тормоз. Рабочее давление составляет 0.75 МПа (7,5 Бар),
давление, при котором происходит отключение клапана регулирования давления, составляет 0.81 МПа (8,1
Бар). Первый тормозной контур воздействует на колеса заднего моста (или двух задних мостов, при
наличии). Второй тормозной контур воздействует на колеса передней оси. Если давление в ресивере
133
одного из двух контуров снижается ниже отметки 0.55 МПа (5,5 Бар), загорается индикатор давления
ресивера, при этом следует немедленно остановить автомобиль и выяснить причины
падения давления.
Многократное торможение в течение короткого периода времени может привести к падению
давления ниже отметки 0.55 МПа (5,5 Бар).
Проверка на герметичность: заглушить двигатель. В течение 2 часов после того, как автомобиль
был поставлен на стояночный тормоз, давление в системе должно снизиться максимум на 0.05 МПа
(0,5 Бар) или максимум на 0.01 МПа (0.1 Бар) в течение 30 минут.
2.
Вспомогательный тормоз
При движении автомобиль может дополнительно осуществлять торможение двигателем с
134
помощью переключателя, установленного на полу в кабине слева от водителя. При движении по
длинным склонам обязательно следует использовать вспомогательный тормоз. При движении по
заснеженным, обледеневшим и грязным дорогам использование вспомогательного тормоза
может минимизировать скольжение (занос). При приближении других транспортных средств и
передвижении по дорогам с плохим дорожным покрытием, можно предварительно снизить скорость
автомобиля вспомогательным тормозом.
Использование вспомогательного тормоза позволяет уменьшить частоту использования
основного тормоза, также уменьшить износ колес и перегрев тормозных механизмов колес,
продлить срок службы, уменьшить расход топлива и повысить безопасность движения
автомобиля.
135
При использовании вспомогательного тормоза следует обратить внимание на следующие пункты:
1. Обороты двигателя не должны превышать 2000 об.\мин.
2. Если КПП находится в зоне пониженных передач, эффективность работы моторного
тормоза относительно высокая.
3. Запрещается выполнять маневры на нейтральной передаче. При нахождении рычага КПП в
нейтральной передаче вспомогательный тормоз не функционирует.
3.
Экстренный/стояночный тормоз
Ручной тормоз может применяться в качестве экстренного тормоза и стояночного
тормоза. Данный тормозной механизм работает под действием цилиндров с пружинными
энергоаккумулятора заднего моста
(или двух задних мостов).
Управление стояночным
тормозом осуществляется с помощью рычага ручного тормоза. В случае возникновения
неисправности
тормозной
системы,
под воздействием пружинных энергоаккумуляторов
автоматически осуществляется экстренное торможение.
136
Отключение пружинного тормоза осуществляется только после того, как давления в тормозной системе
достигнет 0.55 МПа (5,5 Бар). При этом сигнальный индикатор ручного тормоза погаснет.
Внимание:
Перед запуском двигателя, необходимо чтобы рычаг ручного тормоза находился в положении
торможения, в противном случае, после повышения давления в тормозной системе, стояночный
тормоз не будет функционировать.
137
Контрольное положение: если к автомобилю подсоединен полуприцеп, то при остановке
автомобиля на склоне следует поставить рычаг ручного тормоза в «контрольное положениеª. При этом
функционирует только стояночный тормоз с пружинным энергоаккумулятором автомобиля (тягача).
Это позволяет осуществлять остановку автопоезда с полной загрузкой на уклоне до 12%
4.Тормоз прицепа (опция)
Медленно потянуть за рычаг тормозного крана прицепа для осуществления торможения. Данный
тормозной механизм представляет собой тормозную систему
независимую от тормозной системы тягача.
5.Меры предосторожности при эксплуатации
тормозной системы
1. Аварийное отключение тормозного цилиндра с пружинным
энергоаккумулятором
138
В случае автоматического торможения по причине разгерметизации каналов тормозного
цилиндра
пружинным энергоаккумулятором), для отключения
тормозного цилиндра с
пружинным энергоаккумулятором открутить болт «6ª крепления тормозного цилиндра до положения
«1ª.
Перед отключением
тормозного
цилиндра
пружинным энергоаккумулятором),
переместить рычаг КПП в положение 1-ой передачи, проверить исправность ножного тормоза.
При отключении тормозного цилиндра с пружинным энергоаккумулятором на дорогах с уклоном,
во избежание непреднамеренного движения следует подложить под колеса стопорные блоки.
2.
Техническое обслуживание тормозных каналов
При выполнении работ по сварке, резке и сверлению вблизи каналов тормозной
системы (изготовленных из пластика), следует соблюдать следующие правила:
a.
Предварительно понизить давление в тормозных каналах;
b.
Накрыть шланги во избежание попадания искр, пламени и возникновению возможных
неисправностей от попадания горячей стружки;
139
c. Максимальная допустимая температура воздействия на тормозные шланги
(не находящиеся под
давлением), составляет 130. Максимальное время воздействия - 1 час.
140
2.6 Эксплуатация полуприцепа
Перед подсоединением полуприцепа следует выполнить следующие работы:
·
Ослабить крепление на седельном устройстве;
• Проверить, находятся ли соединительный диск и шкворень полуприцепа
минимум на уровне 50 мм ниже грузонесущей плиты седельно-сцепного
устройства. При необходимости отрегулировать высоту до необходимых
стандартов.
• Тягач должен медленно двигаться по направлению к полуприцепу задним
ходом. При соединении
узлы седельно-сцепного устройства
автоматически заблокируются.
• Закрепить рычаг или проверить шкворень.
·Подсоединить каналы подачи сжатого воздуха и электрические кабели.
·Поднять опорную стойку полуприцепа в транспортное положение.
141
Внимание:
После подсоединения тягача к полуприцепу, проверить надежно ли зафиксирован рычаг блокировки
или шкворень.
Подсоединение каналов подачи сжатого воздуха
·Убедитесь в том, что каналы и электрические кабели правильно
подсоединены, а также имеют возможность незначительного свободного
перемещения при движении тягача с полуприцепом в сборе. Каналы и
электрические кабели не должны быть натянуты, запутаны и потерты.
·Сначала подсоединить штуцер тормозного
шланга (жёлтый);
·Затем подсоединить шланг ресивера (красный);
142
·Проверить надежность подсоединения оборудования.
2. Отсоединение полуприцепа
Перед отсоединением полуприцепа следует выполнить следующие работы:
· Исключить вероятность непреднамеренного движения полуприцепа;
· Проверить жесткость дорожного покрытия;
· В первую очередь следует проверить несущую способность опорной стойки полуприцепа. Затем
разложить опорную стойку до момента, пока нагрузка с подвески тягача не переместится на опорную
стойку полуприцепа. Запрещается устанавливать опорную стойку на чрезмерную длину, иначе крепление
полуприцепа может выскочить из седельно-сцепного устройства тягача. При выполнении операции
соблюдать осторожность, чтобы предотвратить заклинивание седельно-сцепного устройства.
143
Отсоединение каналов подачи сжатого воздуха
Внимание:
Во избежание возникновения аварий и причинения вреда здоровью соблюдать осторожность!
Отсоединение полуприцепа должно производиться в следующем порядке, в противном случае,
это может привести к растормаживанию тормоза полуприцепа и непреднамеренному движению:
· Отсоединить канал ресивера (красного цвета), чтобы обездвижить полуприцеп.
· Отсоединить штуцер тормозного канала (желтого цвета).
144
3.Эксплуатация седельно-сцепного устройства
·
Поднять устройство блокировки .
·
Повернуть рычаг (→), потянуть и зафиксировать его в пазу, находящемся на краю пластины.
Проверка после подсоединения полуприцепа
Убедиться в том, что нижнее устройство блокировки (→) находится в положении блокировки (опущено),
прочно зафиксировать.
Если нет возможности опустить нижнее устройство блокировки в положение «заблокированоª,
седельно-сцепное устройство может быть подсоединено некорректно. Во избежание возникновения
аварий, соблюдать осторожность! Повторно осуществить процесс подсоединения.
145
Внимание:
Расстояние между полуприцепом и тягачом строго ограничено!
Маневренность тягача с полуприцепом ограничена!
Движение по дорожному покрытию с большим количеством луж, грязи и
дорогам со значительным уклоном может привести к неисправностям тягача
и полуприцепа.
2.7 Буксировка автомобиля
При буксировке автомобиля буксировочный крюк устанавливается в передней части автомобиля под
местом крепления номерного знака.
При буксировке автомобиля, снять крепление под номерной знак.
При буксировке грузового автомобиля, нагрузка на буксировочный крюк должна составлять не более
146
половины веса нетто данного автомобиля (т. е. около 10 т.). При преодолении препятствий или при
буксировке автомобиля, застрявшего в грязи, следует предварительно разгрузить автомобиль. При
наличии каких-либо ограничений в разгрузке автомобиля по причине отсутствия технических
возможностей или фактических условий, при буксировке автомобиля следует использовать максимально
возможное количество точек буксировки.
При буксировке автомобиля обратить внимание на нижеследующие пункты:
·
При буксировке автомобиля отсоединить карданный вал системы трансмиссии. У полноприводных
автомобилей, следует отсоединить передний карданный вал.
·Для подачи сжатого воздуха в тормозную систему и обеспечения работы гидроусилителя руля,
допускается запуск двигателя.
· Использовать способ буксировки путем жесткой сцепки. Буксировка автомобиля на гибкой сцепке
запрещена.
· Включить общий переключатель источника питания.
· Завести автомобиль.
147
· Если автомобиль оснащен блокировкой руля
/ запуска: повернуть ключ в положение
«2ª, не
вытаскивать ключ.
· Переместить рычаг переключения передач КПП в нейтральное положение.
· Если на бампере установлен штуцер для подключения каналов сжатого воздуха (данное оборудование
является опцией), подсоединить его к системе подачи сжатого воздуха тягача.
· Если двигатель неисправен, следовательно, на буксируемое устройство не подается сжатый воздух,
растормозить тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами заднего (среднего) моста, как
указано на рисунке.
· Скорость буксировки не должна превышать 40 км/ч.
· Если автомобиль забуксовал, при буксировке запрещается раскачивание буксирующего транспортного
средства влево-вправо. Запрещается осуществлять буксировку под наклоном, в особенности под
наклоном в одну сторону.
148
· В случае повреждения рулевой системы, приподнять переднюю ось автомобиля над поверхностью
земли.
Положение «1ª - «отключеноª.
Положение
«2ª
-
движение при буксировке
автомобиля.
2.8 Замена колес
Меры предосторожности
1. При замене колес следует соблюдать осторожность, чтобы не
повредить резьбу болтов колес.
2. На тормозных барабанах и поверхности ободов колес не должно
присутствовать следов краски, консистентной смазки и прочих загрязнений.
3. Прижимная поверхность гаек должна быть чистой, без следов загрязнений
149
и масла.
4. Перед установкой колес, следует очистить внешнюю поверхность в месте соприкосновения
установочных отверстий колес и корпуса бортового редуктора, покрыть консистентной смазкой.
5. Смазать резьбу колесных болтов и гаек консистентной смазкой, моторным маслом или прочими
видами смазки.
6. Автомобиль оснащен колесными гайками с правой резьбой. При установке колес, приподняв
автомобиль домкратом, в перекрестном порядке затянуть гайки с моментом затяжки
550-600 Н\м (55-60
кг\м). Если автомобиль оснащен легкосплавными дисками - 610-680 Н\м.
7. Каждый раз после установки колес, после прохождения 50 километров пробега проводить повторную
затяжку колесных гаек.
2.9. Опрокидывание кабины
1. Порядок выполнения операций
1.Перед опрокидыванием кабины вытащить из кабины все незафиксированные предметы. Закрыть двери
кабины, открыть решетку радиатора
(не должна быть полуоткрытой). Переместите рычаг КПП в
нейтральное положение. Подложите под колеса стопорные блоки.
2. Если к тягачу подсоединен полуприцеп, отсоединить воздушные каналы тормозной системы, разъемы
150
электрических кабелей, связывающих тягач с полуприцепом. Закрыть разъемы заглушками.
3. При опрокидывании кабины запрещается нахождение людей в зоне проведения работ (перед кабиной).
4. Переместить рычаг насоса механизма опрокидывания кабины в
положение «↑ª. Начать операцию опрокидывания кабины (см.
рис.)
5.Возвращение кабины в исходное положение: переключить рычаг
насоса механизма опрокидывания кабины в положение
«↓ª.
Начать операцию по возврату кабины в исходное положение при
помощи механизма опрокидывания кабины ручного управления.
Кабина должна вернуться в исходное положение (до упора). После
блокировки кабины, продолжать раскачивать рычаг ручного насоса до того момента, пока не будет
требоваться значительных усилий при нажатии на рычаг. Проверить, соответствует ли зазор
гидроцилиндра опрокидывания кабины установленным требованиям. Как изображено на рисунке (зазор =
18
±1.5 мм). Во избежание повреждения кабины, водитель должен проверить, полностью ли
возвращается гидроцилиндр опрокидывания кабины в исходное положение.
6. В последнюю очередь, переключить рычаг в положение блокировки (исходное положение).
151
Если кабина не заблокирована, на комбинации приборов загорается сигнальный индикатор блокировки
кабины.
Внимание:
1.
Каждый раз при выполнении операции кабина должна быть опрокинута до упора. К следующим
операциям можно приступать только тогда, когда кабина преодолеет точку своего равновесия.
Запрещается нахождение людей в кабине, если кабина находиться в опрокинутом положении.
2.
Долив масла в систему опрокидывания кабины и спуск воздуха должны осуществляться только после
возвращения кабины в исходное положение. Перед добавлением масла следует проверить чистоту
гидравлического масла в системе. Доливать только масла соответствующего стандарта.
Порядок выполнения операций по доливу масла:
1.Открыть масляную пробку «1ª, долить гидравлическое масло (соответствующее требованиям) до
уровня «3ª.
2.Начать медленно опрокидывать кабину с помощью рычага ручного насоса, в то же время продолжать
доливать масло.
152
3. Опустить кабину, дать излишкам масла вытечь.
4. Повторно произвести операции по опрокидыванию кабины и возвращению ее в исходное положение.
Проверить уровень масла, при необходимости долить.
5. В последнюю очередь, закрутить масляную пробку «1ª.
3. Проверка функций системы опрокидывания кабины
1. Опрокинуть кабину до точки ее равновесия. Проверить исправность при опускании кабины ниже
уровня точки равновесия. Если система работает исправно, кабина должна самортизирвать и опускаться
без толчков.
2. Когда кабина опрокинута приблизительно на
30°, она должна быть способной сохранять данное
положение в течение 20 минут (без просадки).
153
2.10 Обкатка
Период обкатки составляет
2000-2500 км. пробега. Перед обкаткой следует провести плановую
проверку для обеспечения нормального рабочего состояния автомобиля.
Меры предосторожности в период обкатки:
1. После холодного запуска двигателя запрещено резко увеличивать число оборотов. Разрешается
увеличение числа оборотов после достижения нормальной температуры эксплуатации двигателя.
2. Обкатку автомобиля следует осуществлять на дорогах с ровным, хорошим дорожным покрытием.
3. Следует своевременно переместить рычаг переключения передач в подходящее положение, плавно
отпустить педаль сцепление. Избегать резкого ускорения и экстренного торможения.
4. Перед началом движения на подъеме, своевременно переключиться на пониженную передачу. Не
допускать работу двигателя на очень низких оборотах.
5. В период прохождения новым автомобилем первых 3000 км. пробега, запрещается осуществлять
эксплуатацию в качестве автопоезда, нагрузка не должна
превышать
70% от номинальной
грузоподъемности автомобиля.
6. Проверять и контролировать соответствие давление моторного масла и температуры охлаждающей
жидкости установленным требованиям. Следить за температурой КПП, передней оси и заднего моста,
154

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности