Колёсное шасси МАЗ-543. Электрооборудование (1973 год) — часть 1

Колёсное шасси МАЗ-543. Электрооборудование (1973 год) - часть 1

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Электрооборудование (рис. 116, * См вклейку в конце книги) шасси включает источники электрической энергии, потребители электрической энергии, контрольно-измерительные приборы, вспомогательную аппаратуру и провода.



К источникам электрической энергии относятся аккумуляторные батареи и генератор.

Потребителями электроэнергии являются: стартер; электродвигатели стеклоочистителей, отопителей и вентиляторов кабин, фильтровентиляционной установки, электромаслозакачивающего насоса и подогревателя: электроклапан и запальная свеча подогревателя; электромагнитные муфты вентиляторов; соленоиды механизма блокировки гидротрансформатора; контрольно-измерительные приборы; электросигнал; приборы освещения и сигнализации, аппараты переговорного устройства.

К контрольно-измерительным приборам относятся: термометры, манометры, вольтамперметр, тахометр, спидометр, счетчик мото-часов, указатель уровня топлива в баках.

К вспомогательной аппаратуре относятся: дистанционные выключатели стартера и «массы» (контакторы) и электроарматура (кнопки, включатели, переключатели, предохранители, переходные колодки, штепсельные разъемы, фильтр радиопомех, конденсаторы, клеммник для подключения подогревателя двигателя к постороннему источнику тока, розетки переносной лампы, розетка внешнего пуска двигателя, контактор и электромагнит включения фильтро-вентиляционной установки).

Номинальное напряжение в системе электрооборудования 24 в.

Электросеть шасси выполнена по однопроводной системе. Общим минусом для всех потребителей тока является рама шасси. Отрицательный зажим аккумуляторных батарей присоединен к раме через контактор «массы», поэтому все потребители электроэнергии от аккумуляторных батарей работают только при включенном контакторе «массы».

По двухпроводной схеме выполнена проводка к фонарю подсветки, к штепсельным розеткам переносной лампы, к разъемч подзарядки аккумуляторных батарей и к розетке внешнего пуски двигателя, питание которых не зависит от того, включен или не включен контактор «массы». Самостоятельное электропитание и отдельную электропроводку имеет тахометр.

Для надежности «массы» между гидромеханической трансмиссией и рамой шасси введена плетенка, которая крепится одним концом к гидротрансформатору, а другим — к лонжерону рамы.

Узлы и приборы электрооборудования, создающие радиопомехи, монтируются экранированной электропроводкой.



РАЗМЕЩЕНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ


Источники электроэнергии расположены: аккумуляторные батареи— в аккумуляторном ящике на крыле за правой кабиной; генератор— на двигателе справа по ходу шасси; реле-регулятор с фильтром радиопомех — за правой кабиной на стойке оперения Потребители электроэнергии размещены: стартер — на двигателе справа по ходу шасси; контактор стартера — на задней дужке опоры капота с правой стороны шасси; электродвигатели отопителей— под панелью приборов в левой и правой кабинах; стеклоочистители и вентиляторы обдува стекол — спереди на крыше внутри обеих кабин; фара-искатель — на крыше левой кабины; фары основного света — на передних панелях обеих кабин; подфарники и противотуманные фары — в переднем бампере; боковые повторите ли указателей поворота — на внешних боковых стенках кабин; электродвигатель нагнетателя и электромагнит фильтровентиляционнон установки — на левом крыле за кабиной; электродвигатель маслозакачивающего насоса — впереди под двигателем на внутренней части правого лонжерона рамы; электродвигатель, электроклапан и запальная свеча подогревателя двигателя — под правой кабиной; розетка для питания подогревателя от внешнего источника тока — на балке крепления подогревателя; клемма контактного устройства раздаточной коробки — на картере раздаточной коробки; плафоны освещения кабин — на внутренней верхней стенке в каждой кабине; плафоны освещения двигателя — над двигателем на правой стяжке дуг капота и на балке капота; задние фонари — в задней части рамы на специальных кронштейнах (прикладываются к шасси и устанавливаются заказчиком); электромагнитные муфты вентиляторов — на ступице крыльчатки вентилятора; механизм блокировки гидротрансформатора — сверху на гидромеханической трансмиссии; контактор «массы», розетка внешнего пуска и предохранитель цепи зарядки — в ящике для аккумуляторных батарей; шунт вольтамперметра — под крышкой на кронштейне реле-регулятора; звуковой электросигнал — над двигателем на левой стяжке дуг капота; фонарь подкузовной подсветки — на задней



поперечине рамы; аппараты переговорного устройства — на левой стенке правой кабины и на правой стенке левой кабины.

На панели приборов в левой кабине расположены следующие контрольно-измерительные приборы и аппаратура: электроспидометр, тахометр, указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя, указатель температуры масла в двигателе, указатель давления масла в двигателе, указатель давления воздуха в тормозной системе, указатель давления масла в планетарной коробке передач, указатель температуры масла в планетарной коробке передач, указатель давления масла в гидротрансформаторе, указатель температуры масла в гидротрансформаторе, указатель давления масла в бустерах фрикционов планетарной коробки передач, вольтамперметр, указатель уровня топлива, счетчик мото-часов, штепсельная розетка переносной лампы, сопротивление блокировки гидротрансформатора, переключатель топливных баков, выключатель контактора «массы», включатель плафона кабины и плафонов двигателя, переключатель фар с основных на противотуманные, включатель отопителя, переключатель датчиков температуры охлаждающей жидкости, центральный переключатель света, термобиметаллические предохранители, кнопка электромаслозакачивающего насоса, кнопка стартера, кнопки блокировки гидротрансформатора, контрольные лампы блокировки гидротрансформатора, раздаточной коробки, давления масла в компрессоре, указателей поворота, лампы освещения приборов, реле-прерыватель указателей поворота, кнопка электросигнала, предохранитель реле-прерывателя указателей поворота, включатель фонаря подкузовной подсветки, предохранители реле поворотов и спидометра.

Переключатель указателей поворота установлен на ступице рулевого колеса; щиток дистанционного управления подогревателем— на внутренней стенке кабины; манометр давления воздуха в шинах — на специальном кронштейне справа от водителя; включатели электромагнитных муфт, фары-искателя и подогревателя — на правой стенке кабины; ножной переключатель света и кнопка включения пневмосигнала — в левой части пола кабины; штепсельные разъемы — на правой стенке левой кабины и в полу правой кабины. Штепсельные разъемы для подключения приборов ночного видения установлены в левой кабине на кронштейне включателей муфт вентиляторов, в правой — на кронштейне переговорного устройства.

На панели приборов в правой кабине размещены: штепсельная розетка переносной лампы, фонарь подсветки, включатель фонаря подсветки, кнопка подачи звукового сигнала водителю, включатель отопителя, включатель плафона кабины, термобиметаллические предохранители.

Датчики контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп установлены: датчик давления масла в гидротрансформаторе, давления масла в главной масляной магистрали и давления масла в планетарной коробке передач — на специальном кронштейне

у гидротрансформатора; датчики давления масла в двигателе и давления воздуха в тормозной системе — на правой внутренней стенке левой кабины; датчики температуры охлаждающей жидкости двигателя — в патрубках отвода охлаждающей жидкости из головок блоков; датчик температуры масла в двигателе— в корпусе патрубка отвода масла; датчик температуры масла планетарной коробки передач — в поддоне планетарной коробки передач; датчик температуры масла в гидротрансформаторе — в нижней части гидротрансформатора; датчики уровня топлива — на левом и правом топливных баках; датчик тахометра — на передней части левой головки блока двигателя; датчик спидометра — на верхней части редуктора третьего моста; датчик контрольной лампы аварийного давления масла в компрессоре—в задней крышке компрессора; контактное устройство контрольной лампы включения раздаточной коробки — на правой верхней стороне раздаточной коробки; включатель стоп-сигнала — на левом лонжероне между вторым и третьим мостом; штепсельные розетки переносной лампы — на левом и правом лонжеронах между третьим и четвертым мостом; контактор, включатель и предохранитель фильтровентиляционной установки — на специальном кронштейне на задней внутренней стенке левой кабины.





УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Стартерные аккумуляторные батареи

Стартерные аккумуляторные батареи служат для питания всех потребителей электроэнергии при неработающем двигателе и при его работе на малых оборотах, а также для питания потребителе» вместе с генератором, когда ток потребителей превышает допустимую для генератора величину.

На шасси установлены четыре кислотные стартерные 24-в батареи марки 12-СТ-70 (рис. 117) емкостью по 70 а*ч каждая Все аккумуляторные батареи соединены между собой параллельно, что обеспечивает общую емкость 280 а * ч.

Общий «минус» аккумуляторных батарей соединен с «массой» шасси через контактор «массы».

Каждая аккумуляторная батарея (рис. 118) состоит из двенадцати аккумуляторов, помещенных в деревянный ящик. Аккумуляторы соединены последовательно: положительный полюс одного аккумулятора соединен с отрицательным полюсом другого. Полюсные зажимы выведены на переднюю стенку ящика. Для защиты зажимов и подключенных к ним проводов от механических повреждении и коротких замыканий устанавливается защитная коробка.

Цепь зарядки аккумуляторных батарей защищена от коротких замыканий плавким предохранителем на 150 а.

Для вентиляции батарей и их охлаждения в жаркое время года в аккумуляторном ящике предусмотрены вентиляционные отвер стия, которые могут открываться и закрываться с помощью специальных шторок.



Рис. 117. Внешний вид аккумуляторной батареи:





118. Устройство аккумуляторной батареи:

Генератор

Генератор Г74 (рис. 119) четырехполюсный, постоянного тока, параллельного возбуждения, закрытого типа, с воздушным охлаждением, работает в комплекте с реле-регулятором РРТ-31М и предназначен для питания потребителей тока и подзарядки аккумуляторных батарей.

Генератор установлен на кронштейнах, расположенных в верхней части картера двигателя с правой стороны по ходу шасси, и крепится двумя хомутами. Вал генератора получает вращение от коленчатого вала двигателя через полужесткую муфту привода генератора. Обороты вала в зависимости от режима работы двигателя меняются. Для поддержания напряжения генератора в определенных пределах на шасси устанавливается специальный прибор — реле-регулятор. На корпусе генератора имеются три изолированных зажима. К двум крайним, обозначенным буквами Ш, присоединены концы обмоток возбуждения, к среднему зажиму Я присоединен провод от положительных щеток генератора. Вторые концы обмоток возбуждения соединены с «массой».

Генератор включается в сеть и отключается от нее автоматически реле-регулятором. Включается генератор в сеть при 900 1000 об/мин коленчатого вала двигателя.

Номинальное напряжение генератора 28 в, мощность 3000 вт направление вращения правое (со стороны привода), схема проводки однопроводная. Реле-регулятор


Реле-регулятор (рис. 120) автоматически включает генератор в сеть при 900—1000 об/мин коленчатого вала двигателя и отключает от сети, когда обороты коленчатого вала двигателя падают ниже этих пределов.

Для совместной работы генератор и аккумуляторные батареи соединяются параллельно, т. е. положительный зажим аккумуляторных батарей соединяется с положительным зажимом генератора, а отрицательный зажим через «массу» — с отрицательным полюсом генератора.

Когда двигатель не работает или делает менее 900—1000 об/мин. напряжение генератора меньше, чем напряжение аккумуляторных батарей, и поэтому ток от аккумуляторных батарей пойдет через генератор. Так как сопротивление обмотки якоря невелико, то батареи будут разряжаться большим током; при этом обмотка якоря перегреется и ее изоляция сгорит, а аккумуляторная батарея быстро разрядится. Чтобы избежать этого, применяется автоматически действующий прибор, называемый реле 5 обратного тока.

Реле обратного тока отключает генератор от аккумуляторных батарей в тот момент, когда напряжение генератора становится ниже напряжения батарей, и соединяет генератор с аккумуляторными батареями в тот момент, когда напряжение генератора становится выше напряжения аккумуляторных батареи. Напряжение включения реле обратного тока 25,5—27 в.

Напряжение генератора зависит от скорости вращения якоря и изменяется в широких пределах. Для поддержания напряжения генератора в определенных пределах применяется автоматически действующий прибор, называемый регулятором 8 напряжения.

Действие регулятора напряжения заключается в том, что при повышении напряжения генератора вследствие увеличения числа оборотов якоря в цепь обмотки возбуждения с помощью регулятора включается добавочное сопротивление, в результате чего уменьшается возбуждение и снижается напряжение генератора до нормального.

Обмотка возбуждения генератора разделена на две параллельные ветви, в каждую из которых включено по одному регулятору напряжения. Оба регулятора устроены одинаково.

Регуляторы напряжения поддерживают напряжение генератора

в пределах 27—29 в.

Для устранения перегрузки генератора большим током, который

может вызвать перегрев и сгорание обмотки, применяется ограничитель тока.

Ограничитель в тока начинает работать тогда, когда ток, отдаваемый генератором, достигает 110—130 а.

Для включения и отключения силовой цепи в реле-регуляторе установлен специальный контактор 1. Система проводки реле-регулятора однопроводная.

Рис. 119. Генератор:





Рис. 120. Реле-регулятор:

содержание .. 19 20 21 22 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности