Коробка передач автомобиля MA3-530

Коробка передач автомобиля MA3-530



Коробка передач автомобиля MA3-530 (фиг. 44) с неподвижными осями валов и гидравлическим переключением передач. Коробка обеспечивает получение трех передач для движения вперед и двух передач назад. Шестерни коробки передач находятся в постоянном зацеплении. Включение той или иной передачи осуществляется при помощи фрикционов, вследствие чего передачи переключаются практически без разрыва подвода мощности к ведущим колесам.

Коробка передач выполнена в одном агрегате с гидротрансформатором и повышающим редуктором и крепится -к кронштейнам рамы автомобиля через резиновые амортизаторы.

Крутящий момент от гидротрансформатора подводится к турбинному валу 1, который является также первичным валом коробки передач. Опорами первичного вала служат подшипники 4 и 19. Передний шарикоподшипник первичного вала установлен в стенке крышки картера. Задний подшипник 19 расположен в отверстии вторичного вала 23. Беговой дорожкой для роликов подшипника служит шлифованная внутренняя поверхность вторичного вала.

В передней части первичного вала установлен фрикцион 5 -первой передачи, на заднем конце — фрикционы второй и третьей передач.

Корпус 1 фрикциона коробки передач (фиг. 45) изготовлен в виде барабана, в ободе которого имеются продольные пазы. В пазы входят выступами две отжимные дисковые пружины 4, нажимной диск 6, четыре ведущих диска 9 и упорный диск 7. Между нажимным, упорным и
ведущими дисками находится пять ведомых дисков 8, посаженных на шлицах ступицы 10. Ступица внутренними шлицами соединяется с зубчатым венцом сопряженной детали.

Фиг. 44. Коробка передач:
1 — турбинный вал гидротрансформатора (первичный вал коробки); 2 — ступица направляющего аппарата; 3 — крышка картера коробки; 4 — передний подшипник первичного вала; 5 — фрикцион первой передачи; 6 — ступица ведомых дисков фрикциона; 7 —ведшая шестерня первой передачи; 8 — ведущая шестерня
привода механизма отбора мощности; 9 — ведущая шестерня второй передачи; 10 — опорная втулка; 11 — ступица ведомых дисков фрикциона второй передачи; 12 — фрикцион второй передачи; 13—корпус фрикциона второй и третьей передач; 14—картер коробки передач; 15 — фрикцион третьей передачи; 16 — опора пружин; 17 —ступица ведомых дисков фрикциона третьей передачи; 18 — подшипник вторичного вала; 19 — задний подшипник первичного вала; 20 — шестерня привода вторичного вала; 21 — муфта включения заднего хода; 22 — зубчатая втулка; 23 — вторичный вал коробки; 24 — ведомая шестерня заднего хода; 25 — задний подшипник вторичного вала; 26 — фланец; 27 — задний подшипник промежуточного вала; 28 — ведущая шестерня заднего хода; 29 — промежуточный вал; 30 — ведущая шестерня привода вторичного вала; 31 — подшипник; 32 — распорная втулка, 33 — ведомая шестерня второй передачи; 34 — опорная втулка подвижного конуса; 35 — кольцо подвижного конуса; 36 — подвижной конус конической муфты; 37 — ведомая шестерня первой передачи; 38—
опорная втулка; 39 — передний подшипник промежуточного вала; 40 — крышка.



При выключенном фрикционе корпус с установленными на нем деталями вращается вместе с первичным валом коробки передач, а ступица 10 неподвижна.

При блокировке фрикциона жидкость, поступающая под давлением в рабочую полость фрикциона, перемещает поршень 2 вправо. Поршень через отжимную пружину 4 перемещает наживной диск 6, сжимая ведущие и ведомые диски. При полной блокировке фрикцион вращается со ступицей 10 как одно целое.

При выключении фрикциона поршень отжимается двадцатью пружинами 3, упирающимися одним концом в поршень, а другим в специальную опору 11, прикрепленную винтами к корпусу фрикциона. Пружины фрикциона препятствуют сжатию ведущих и ведомых дисков под действием центробежной силы, создаваемой маслом, просачивающимся в рабочуюю полость.

Все детали фрикционов первой, второй и третьей передач, за исключением корпуса и опоры пружин, поршня, взаимозаменяемые. Детали фрикционов второй и третьей передач размещены в общем корпусе.

Ведущие шестерни 7 первой и 9 второй передач (фиг. 44), свободно вращающиеся на опорных втулках 10, находятся в зацеплении соответственно с ведомыми шестернями 37 и 33. Шестерня 33 посажена на шлицах промежуточного вала 29, а шестерня 37 свободно вращается на опорной втулке 38.

Чтобы передать крутящий момент от первичного вала коробки передач к промежуточному, нужно одновременно с блокировкой фрикциона 5 сблокировать также коническую муфту (автолог) ведомой шестерни первой передачи. Блокировка муфты осуществляется жидкостью, подаваемой под давлением от насоса по продольному и радиальному каналам в промежуточном валу к заднему торцу кольца 35 подвижного конуса. При этом подвижной конус 36 перемещается в осевом направлении и прижимается к внутренней конической поверхности шестерни 37. От шестерни 37 крутящий момент передается к конусу 36 за счет трения между коническими поверхностями. На наружном торце конуса имеются радиально расположенные зубья, которые входят в соответствующие впадины на переднем торце шестерни 33. Через эти зубья крутящий момент при включении первой передачи передается от конуса муфты к шестерне 33, а затем к про-

межуточному валу. При выключении конической муфты подвижной конус 36 возвращается в исходное положение отжимными пружинами, расположенными в отверстиях кольца 35.

При блокировке фрикциона 12 второй передачи крутящий момент через ступицу 11 и шестерни 9 и 33 передается промежуточному валу.

Опорами промежуточного вала 29 служат роликоподшипники 27, 31 и шарикоподшипник 39. Подшипник 39 может воспринимать радиальную и осевую нагрузки. На заднем конце промежуточного вала на шлицах установлены ведущие шестерни 30 привода вторичного вала и 28 заднего хода. Шестерня 30 находится в постоянном зацеплении с шестерней 20, а шестерня 28 зацепляется с шестерней 24 через промежуточную шестерню, установленную на двух шарикоподшипниках на неподвижной оси.

Вторичный вал 23 коробки передач имеет две опоры. Передней его опорой служит роликоподшипник 18, а задней шарикоподшипник 25у воспринимающий радиальную и осевую нагрузки. На переднем конце вторичного вала имеется зубчатый венец, на котором установлена ступица 17 ведомых дисков фрикциона 15 третьей передачи. При включении третьей передачи первичный и вторичный валы коробки передач вращаются как одно целое. На вторичном валу свободно посажены шестерни 20 привода вторичного вала и 24 заднего хода. Обе шестерни имеют зубчатые венцы. Такие же зубья имеются на втулке 22, посаженной на шлицах вторичного вала. Если муфта 21 находится в крайнем переднем положении, при включении первой или второй передачи осуществляется движение автомобиля вперед. Если же муфта 21 перемещается в крайнее заднее положение, при включении первой или второй передачи автомобиль будет двигаться назад. Перемещение муфты обеспечивается с помощью пневмопереключателя, воздух к которому подводится от пневматического привода тормозов.

Корпус 1 пневмопереключателя (фиг. 46) крепится болтами к крышке 6 люка коробки передач. На штоке закреплен поршень 2 и вилка переключения 5. Положение штока на фиг. 46 соответствует включенному переднему ходу автомобиля. Для включения заднего хода в полость а корпуса 1 подается воздух, перемещающий поршень вместе со штоком до упора поршня в торец направляющей втулки 4. При этом вилка 5 перемещает муфту включения заднего хода.

Управление коробкой передач, как уже отмечалось, гидравлическое. Жидкость от насоса трансмиссии через механизм переключения подается по каналам в соответствующую полость внутри полого первичного вала коробки, а оттуда в рабочую полость соответствующего фрикциона.

Для блокировки фрикциона первой передачи жидкость по радиальному каналу в первичном валу поступает в полость а (см. фиг. 44), а оттуда направляется к рабочей полости фрикциона. Полость б служит для подвода жидкости к рабочей полости фрикциона третьей передачи, а полость в — к рабочей полости фрикциона второй передачи.

Так как рабочая жидкость подводится к фрикционам, установленным на вращающихся валах, то в местах подвода жидкости от неподвижных деталей коробки к валам установлены чугунные уплотнительные кольца. При проходе жидкости в местах неподвижного соединения деталей уплотнение осуществляется резиновыми уплотнительными кольцами.

К нижней части картера коробки передач крепится масляный поддон, куда заливается масло через специальный патрубок, расположенный с правой стороны коробки. Из поддона масло к насосам гидравлической системы трансмиссии -подается через заборник с сеткой. Отработанное масло собирается в маслоприемник.

Шестерни, подшипники и фрикционы коробки передач смазываются маслом под давлением.

Фиг. 45. Фрикцион коробки передач:
1 — корпус; 2 — поршень; 3 — отжимная пружинка поршня; 4 — отжимная пружина; 5 — разгрузочный клапан; 6 — нажимной диск; 7 — упорный диск; 8 — ведомые диски; 9 — ведущие диски; 10 — ступица ведомых дисков; 11 — опора пружин.

Фиг. 46. Пневмопереключатель коробки передач:
1 — корпус; 2 — поршень; 3 — шток; 4— направляющая втулка; 5 — вилка переключения; 6 — крышка люка коробки передач.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности