Субару Форестер. Системы охлаждения, отопления

Системы охлаждения, отопления

Система охлаждения двигателя

Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос центробежного типа закреплен на левом полублоке двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт последнего. Привод водяного наоса осуществляется от коленчатого вала тыльной стороной газораспределительного ремня.

Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке. Проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов.

Схема циркуляции охлаждающей жидкости на моделях без турбонаддува

5.0 Системы охлаждения, отопления Subaru Forester

1 — Радиатор
2 — Правый полублок
3 — Рубашка охлаждения правого полублока
4 — Левый полублок
5 — Рубашка охлаждения левого полублока
6 — Водяной насос

7 — Термостат
8 — Правая головка цилиндров
9 — Левая головка цилиндров
10 — Теплообменник отопителя салона
11 — Электромагнитный клапан системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC)
12 — Дроссельная заслонка


Схема циркуляции охлаждающей жидкости на моделях с турбонаддувом

5.0 Системы охлаждения, отопления Subaru Forester

1 — Радиатор
2 — Правый полублок
3 — Рубашка охлаждения правого полублока
4 — Левый полублок
5 — Рубашка охлаждения левого полублока
6 — Водяной насос
7 — Термостат
8 — Правая головка цилиндров

9 — Левая головка цилиндров
10 — Теплообменник отопителя салона
11 — Электромагнитный клапан системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC)
12 — Дроссельная заслонка
13 — Турбокомпрессор
14 — Наполнительный бачок
15 — Расширительный бачок
16 — Маслоохладитель


На моделях без турбонаддува система охлаждения с момента запуска двигателя проходит через три режима функционирования: на первом этапе, пока температура охлаждающей жидкости не поднялась выше 76 °С, она циркулирует по малому кругу из рабочего контура которого исключен радиатор; при температуре 76 ÷ 80 °С термостат открывается и в контур циркуляции включается радиатор; по достижении температурой охлаждающей жидкости значения 95 °С срабатывает термочувствительный датчик-выключатель, обеспечивающий срабатывание вентилятора системы охлаждения, нагнетаемый которым дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования теплообменника радиатора. На моделях с турбонаддувом при остановке двигателя после работы его на высоких оборотах образовавшийся в рубашке охлаждения турбокомпрессора пар выпускается в наполнительный бачок, где происходит его конденсация и возврат в рабочий тракт системы охлаждения через расширительный бачок.

Воскозаполненный термостат встроен во впускной патрубок водяного насоса и контролирует рабочую температуру двигателя в процессе его разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остается закрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. По мере приближения температуры двигателя к нормальному рабочему значению, клапан термостата постепенно открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий максимальную интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).

Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора, способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.

Схемы функционирования системы охлаждения

Схема функционирования системы охлаждения на моделях без кондиционера воздуха

5.0 Системы охлаждения, отопления Subaru Forester

Схема функционирования системы охлаждения на моделях c кондиционером воздуха

5.0 Системы охлаждения, отопления Subaru Forester

Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка, который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.

На моделях с турбонаддувом устанавливается радиатор без заливной горловины.

Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.

Система отопления

Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью приборов автомобиля. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя. Блок управления функционированием отопителя/кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.

Система кондиционирования воздуха

В состав системы кондиционирования входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя компрессор, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями.

Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя, работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается и поступает обратно в испаритель.
Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности