Инструкция | Opel Meriva. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z14XEP) 1,4 Л
Opel Meriva. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z14XEP) 1,4 Л
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
В состав системы питания входят элементы следующих систем:
- подачи топлива, включающей в себя топливный бак, топливный модуль, топливный фильтр и регулятор давления топлива (входят в состав топливного модуля), трубопроводы и топливную рампу с форсунками;
- воздухоподачи, состоящей из воздушного фильтра, воздухоподводящего рукава и дроссельного узла;
- улавливания паров топлива, в которую входят адсорбер, клапан продувки адсорбера и соединительные трубопроводы.
ПРИМЕЧАНИЕ
Система улавливания паров топлива описана в отдельном подразделе (см. «Система улавливания паров топлива», с. 112), так как она служит только для выполнения экологических требований по снижению токсичности отработавших газов.
Функциональное назначение системы подачи топлива - обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах. Двигатель оборудован электронной системой управления с распределенным впрыском топлива. В системе распределенного впрыска топлива функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены: форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускной коллектор, а необходимое в каждый момент работы двигателя количество воздуха подается дроссельным узлом. Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов. Управляет системами впрыска топлива и зажигания электронный блок управления двигателем (ЭБУ), непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах.
Особенностью системы впрыска автомобиля Opel Meriva является синхронность срабатывания форсунок в соответствии с фазами газораспределения (блок управления двигателем получает информацию от датчика фазы). Блок управления включает форсунки последовательно, а не попарно, как в системах асинхронного впрыска. Каждая форсунка включается через 720” поворота коленчатого вала. Однако на режимах пуска и динамических режимах работы двигателя используется асинхронный метод подачи
топлива без синхронизации с вращением коленчатого вала. |
Основным датчиком для обеспечения оптимального процесса сгорания является управляющий датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд). Он установлен в выпускном коллекторе системы выпуска, объединенном с нейтрализатором отработавших газов (катколлекторе), и совместно с блоком управления двигателем и форсунками образует контур управления составом топливовоздушной смеси, подаваемой в двигатель. По сигналам датчика блок управления двигателем определяет количество несгоревшего кислорода в отработавших газах и соответственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя в каждый момент времени. Зафиксировав отклонение состава от оптимального 1:14 (топливо/воздух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отработавших газов, блок управления с помощью форсунок изменяет состав смеси. Поскольку датчик концентрации кислорода включен в цепь обратной связи блока управления двигателем, контур управления составом топливовоздушной смеси является замкнутым.
Особенность системы управления двигателем автомобиля Opel Meriva состоит в наличии, помимо управляющего датчика, второго, диагностического датчика концентрации кислорода, установленного в приемной трубе системы выпуска отработавших газов. По составу газов, прошедших через нейтрализатор, он определяет эффективность работы каталитического нейтрализатора. Если блок управления двигателем по информации, полученной от диагностического датчика концентрации кислорода, фиксирует превышение нормы токсичности отработавших газов, то он включает в комбинации приборов сигнализатор превышения норм токсичности отработавших газов и заносит в память код неисправности каталитического нейтрализатора для последующей диагностики.
Топливный бак, отформованный из специального ударопрочного пластика, установлен под полом кузова в его задней части и прикреплен хомутами. Для того чтобы пары топлива не попадали в атмосферу, бак соединен трубопроводом с адсорбером системы улавливания паров топлива. Во фланцевое отверстие в верхней части бака устанавливают электрический топливный насос, в задней части выполнены патрубки для присоединения наливной трубы и шланга вентиляции. Из насоса, включающего в себя топливный фильтр, топливо подается в топливную рампу, закрепленную на впускном коллекторе двигателя. Из топливной рампы топливо впрыскивается форсунками во впускной коллектор.
Топливопроводы системы питания изготовлены из бензомаслостойкой пластмассы.
Топливный модуль включает в себя электрический насос, регулятор давления топлива, топливный фильтр и датчик указателя уровня топлива.
Топливный модуль обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном баке, что снижает вероятность образования паровых пробок, так как топливо подается под давлением, а не за счет разрежения. Кроме этого улучшается смазывание и охлаждение деталей топливного насоса.
Топливный насос погружной, с электроприводом. Насос неразборной конструкции, ремонту не подлежит, при выходе из строя его надо заменить.
Регулятор давления топлива установлен в модуле топливного насоса и предназначен для поддержания постоянного давления топлива в топливной рампе. Регулятор подключен в начало подающей магистрали (сразу же после топливного насоса) и представляет собой перепускной клапан с пружиной, усилие которой строго калибровано.
Топливная рампа 2 (рис. 5.22) представляет собой пустотелую деталь с отверстиями для форсунок 3, со штуцером 1 для присоединения топливопровода высокого давления,
Рис. 5.22. Топливная рампа двигателя Z 14 ХЕР: 1 - топливной штуцер; 2 - рампа; 3 - форсунка; 4 - фиксатор форсунки; 5 - кронштейн крепления; 6 - диагностический штуцер |
диагностическим штуцером 6 для проверки давления топлива и кронштейнами крепления 5 к впускной трубе. Форсунки 3 уплотнены в отверстиях рампы и в гнездах впускного коллектора резиновыми кольцами и закреплены пружинными фиксаторами 4. Рампа в сборе с форсунками вставлена хвостовиками форсунок в отверстия впускного коллектора и закреплена двумя болтами.
Форсунки прикреплены к рампе, из которой к ним подается топливо, а своими распылителями входят в отверстия впускного коллектора. В отверстиях рампы и впускного коллектора форсунки уплотнены кольцами 1 и .3 (рис. 5.23). Форсунка предназначена для дозированного впрыска топлива в цилиндр двигателя и представляет собой высокоточный электромеханический клапан. Топливо под давлением поступает из рампы по каналам внутри корпуса форсунки к запорному клапану. Пружина поджимает иглу запорного клапана к отверстию пластины распылителя, удерживая клапан в закрытом положении. Напряжение, подаваемое от блока управления двигателем через штекерные выводы 2 на обмотку электромагнита форсунки, создает в ней магнитное поле, втягивающее сердечник вместе с иглой запорного клапана внутрь электромагнита. Кольцевое отверстие в пластине распылителя открывается, и топливо впрыскивается через отверстия корпуса распылителя во впускной канал головки блока цилиндров и далее в цилиндр двигателя. После прекращения поступления электрического импульса пружина возвращает сердечник и иглу запорного клапана в исходное состояние - клапан запирается. Количество топлива, впрыскиваемое форсункой, зависит от длительности электрического импульса.
Рис. 5.23. Форсунка системы впрыска топлива: 1 - верхнее уплотнительное кольцо; 2 - штекерные выводы обмотки электромагнита; 3 - нижнее уплотнительное кольцо |
Воздушный фильтр установлен в правой передней части моторного отсека на брызговике двигателя. Приемный патрубок фильтра соединен воздухоприемным рукавом с воздуховодом, установленным под верхней поперечиной рамки радиатора.
Фильтр соединен резиновым гофрированным воздухоподводящим рукавом с дроссельным узлом.
Фильтрующий элемент воздушного фильтра бумажный, плоский, с большой площадью фильтрующей поверхности.
Дроссельный узел, представляющий собой регулирующее устройство, служит для изменения количества воздуха, подаваемого во впускную систему двигателя, установлен на входном фланце впускного коллектора и прикреплен к нему болтами. На входной патрубок дроссельного узла надет формованный резиновый воздухоподводящий рукав, закрепленный хомутом и соединяющий дроссельный узел с воздушным фильтром.
В состав дроссельного узла входит датчик положения дроссельной заслонки и шаговый электродвигатель управления дроссельной заслонкой. Механическая связь дроссельного узла с педалью управления дроссельной заслонкой отсутствует. Так называемая «электронная» педаль управления дроссельной заслонкой передает информацию о степени нажатия на педаль электронному блоку управления двигателем, который, в свою очередь, с учетом скорости автомобиля, включенной передачи, нагрузки двигателя и частоты вращения его коленчатого вала открывает дроссельную заслонку на необходимый угол.
Впускной коллектор оснащен системой Twinport, основными элементами которой являются дроссельные заслонки, каждая из которых установлена в одном из каналов впускного коллектора.
Система Twinport позволяет развивать повышенную мощность при высокой частоте вращения коленчатого вала двигателя (заслонки открыты) и максимальный крутящий момент в диапазоне низких и средних частот вращения (заслонки частично или полностью закрыты).
Opel Meriva. СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z14XEP) 1,4 Л
Топливо в системе питания находится под высоким давлением, поэтому запрещается ослаблять соединения топливопроводов во время работы двигателя или сразу после его остановки. Для проведения работ по ремонту системы питания на только что остановленном двигателе необходимо предварительно снизить давление топлива в системе питания. Через 5-6 ч после остановки двигателя давление топлива в системе питания упадет практически до нуля.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Откройте капот.
3. Отверните и снимите крышку диагностического штуцера.
4. Оберните штуцер ветошью и осторожно нажмите на золотник, установленный в штуцере. При этом немного топлива под давлением выйдет из штуцера.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снижении давления топлива соблюдайте меры противопожарной безопасности!
Opel Meriva. ПРОВЕРКА ДАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z14XEP) 1,4 Л
Основным показателем для определения исправности системы питания двигателя является давление топлива в топливной рампе.
При недостаточном давлении топлива возможны следующие неисправности:
- неустойчивая работа двигателя;
- остановка двигателя на холостом ходу;
- повышенная или пониженная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу;
- недостаточная приемистость автомобиля (двигатель не развивает полной мощности);
- рывки и провалы в работе двигателя при движении автомобиля.
Для начала рекомендуем проверить надежность электрических контактов в колодках жгутов проводов узлов системы впрыска, отвечающих за подачу топлива (топливный насос, форсунки).
Проверить давление топлива в системе питания можно только манометром со шлангом и переходником для подключения к топливной рампе.
1. Включите зажигание и прислушайтесь - в течение нескольких секунд вы должны услышать звук работы топливного насоса. Если звук работы топливного насоса не слышен, проверьте электрическую цепь питания насоса.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если вы включали зажигание три раза без попытки пуска двигателя и в очередной раз топливный насос не начал работать, это не является признаком неисправности. Он включится одновременно с началом пуска двигателя стартером.
2. Откройте капот. |
3. Отверните и снимите крышку диагностического штуцера.
4. Подсоедините к диагностическому штуцеру манометр с пределом измерений не менее 5 кгс/см2.
5. Пустите двигатель. При работающем на холостом ходу двигателе давление в магистрали должно быть около 300 кПа (3,0 кгс/см2).
Возможны следующие причины снижения давления топлива:
- неисправен регулятор давления топлива (установлен в топливном модуле);
- засорен топливный фильтр (установлен в топливном модуле);
- неисправен топливный насос.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст