Руководство | Kia Cerato. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
Kia Cerato. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Двигатели, устанавливаемые на автомобили Kia Cеrato. оборудованы электронной системой
управления двигателем с распределенным впрыском топлива. Эта система обеспечивает выполнение современных норм по токсичности выбросов и испарениям при сохранении высоких ходовых качеств и низкого расхода топлива.
Управляющим устройством в системе является электронный блок управления (ЭБУ) На основе информации, полученной от датчиков, ЭБУ рассчитывает параметры регулирования впрыска топлива и управления углом опережения зажигания. Кроме того, в соответствии с заложенным алгоритмом ЭБУ управляет работой электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя и электромагнитной муфты включения компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиагностики элементов системы и оповещает водителя о возникших неисправностях.
При выходе из строя отельных датчиков и исполнительных механизмов ЭЬУ включает аварийные режимы, обеспечивающие работоспособность двигателя
Количество топлива, подаваемого форсунками, определяется продолжительностью электрического сигнала от ЭБУ. Электронный блок отслеживает данные о состоянии двигателя, рассчитывает потребность в топливе и определяет необходимую длительность подачи топлива форсунками (длительность сигнала). Для увеличения количества подаваемого топлива длительность сигнала увеличивается, а для уменьшения подачи топлива уменьшается.
Система управления двигателем, наряду с электронным блоком управления, включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители.
Электронный блок управления связан электрическими проводами со всеми датчиками системы. Получая от них информацию, блок выполняет расчеты в соответствии с параметрами и алгоритмом управления, хранящимися в памяти программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ), и управляет исполнительными устройствами системы. Вариант программы, записанный в память ППЗУ, обозначен номером, присвоенным данной модификации ЭБУ.
Блок управления обнаруживает неисправность, индентифицирует и запоминает ее кед. даже если отказ неустойчив и исчезает (например, из-за плохого контакта). Сигнализатор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов гаснет через 10 с после восстановления работоспособности отказавшего узла.
После ремонта хранящийся в памяти блока управления ко& неисправности необходимо егере и». Для этого отключите питание блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания электронного блока управления или отсоедините провод от клеммы «минус аккумуляторной батареи).
Блок питает постоянным током напряжением 5 и 12В различные датчики и выключатели системы управления. Поскольку электр/чес- кос сопротивление цепей питания высокое, сигнализатор. подключенный к выводам системы. не загорается. Для определения напряжения питания на выводах ЭБУ следует применять вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.
ЭБУ не пригоден для ремонта, поэтому в случае отказа его необходимо заменить.
Для обмена данными с ЭБУ служит диагностический разъем, расположенный с левой стороны в подкапотном проаранстве К диагностическому разъему подключается сканирующее устройство для считывания информации об ошибках, хранящихся в памяти ЭБУ. для проверки датчиков и исполнительных механизмов в реальном времени, управления исполнительными механизмами и перепрограммирования ЭБУ
Датчик положения коленчатого вала
предназначен для синхронизации работы электронного блока управления двигателем с угловым положением коленчатого вала. Действие датчика основано на эффекте Холла.
Датчик установлен в задней части двигателя напротив задающего венца на маховике. Задающий венец представляет собой зубчатое колесо с впадинами. Два зуба срезаны для создания импульса синхронизации («опорного» импульса), который необходим для согласования работы блока управления с ВМТ поршней в 1-м и 4-м цилиндрах.
При вращении коленчатого вала зубья изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменною тока. Блок
управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки При отказе датчика пуск двигателя невозможен.
Датчик положения распределительного вала (датчик фаз) индуктивного типа установлен в передней части головки блока цилиндоов При вращении впускного распределительного вала выступы на его передней шейке изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. Сигналы датчика используются ЭБУдяя организации фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров, а также для управления изменением фаз газораспределения в зависимости от режима работы двигателя. При возникновении неисправности в цепи датчика положения распределительного вала электронный блок заносит в память ее код и включает сигнализатор.
Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в системе охлаждения двит а- теля. Чувствительным элементом датчика является термистор, электрическое сопротивление которого изменяется обратно пропорционально температуре. При низкой температуре охлаждающей жидкости ( 20’С) сопротивление термистора составляет около 15 кОм. при повышении температуры до +80 'С сопротивление уменьшается до 320 Ом.
Электронный блок питает цепь датчика температура постоянным «опорным» напряжением. Напряжение сит нала датчика достигает максимального значения на холодном двигателе и снижается по мере его прогреоа. По значению напряжения электронный блок определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регулировочных параметров спрыска и зажигания. При отказе датчика или нарушениях в цепи ею подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запоминает его
Датчик положения дроссельной заслонки установлен на корпусе дроссельного узла и связан с осью дроссельной заслонки
Датчик представляет собой потенциометр, на един конец которого подается «плюс® напряжения питания (5 В), а другой конец соединен с «массой».
С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к электронному блоку управления.
Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия »«а педаль управления), напряжение на выходе датчика изменяется. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0.5 В. Ко(да заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет, при полностью открытой заслонке оно должно быть более 4 В.
Отслеживая выходное напряжение датчика. ЭБУ коррелирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (те. по желанию водителя).
Датчик положения дроссельной заслонки не требуег регулировки, так как блок управления воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.
Управляющий датчик концентрации кислорода три меняется в системе впрыска с обратной связью и установлен в приемной трубе. Для корректировки расчетов длительности импульсов впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах. эту информацию выдает управляющий датчик концентрации кислорода. Содержащийся в отработавших газах кислород реагирует с датчиком, создавая разность потенциалов на выходе датчика Она изменяется приблизительно от 0.1 В (высокое содержание кислорода - бедная смесь) до 1 В (низкое содержание кислорода - богатая смесь).
Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода. ЭБУ определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то блок управления дает команду
на обогащение смеси, если смесь богатая (высокая разность потенциалов) - на обеднение смеси.
Диагностический датчик концентрации кислорода установлен перед дополнительным глушителем, работает по тому же принципу, что и управляющий датчик. Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будуг значительно отличаться от показаний управляющего датчика
Информация от каждого датчика поступает в блок управления в виде сигналов низкого (01 0.1 В) и высокою (до 0.9 В) уровня. При сигнале низкою уровня блок управления получает информацию о высоком содержании кислорода. Сигнал высокою уровня свидетельствует о низком содержании кислорода в отработавших газах.
Постоянно отслеживая напряжение сигнала датчиков, блок управления корректирует количсс1во впрыскиваемою форсунками топлива. При низком уровне сигнала датчика на входе в ка коллектор (бедная топливовоздушная смесь) количество подаваемого топлива увеличивается, при высоком уровне сигнала (богатая смесь) уменьшается.
Датчик детонации прикреплен к верхней части блока цилиндров в зоне между 2-м и 3-м цилиндрами и улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе. Чувствительным элементом датчика детонации является пьезокристаллическая пластинка. При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности детонационных ударов. Электронный блок по сигналу датчика регулируе» опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.
В процессе работы ЭБУ использует также данные о скорости автомобиля, получаемые от блока управления ABS. На версиях автомобиля, не оборудованных ABS. для этой цели используется датчик спцдометра. установленный в коробке передач.
Датчик абсолютного давления во впускной трубе преобразует разрежения в этой трубе в элек:рическое напряжение, по значению которого ЭБУ определяет нагрузку двигагеля. Датчик устанозлен на впускной трубе и соединен с ее полостью резиновой трубкой. Выходное напряжение датчика изменяется в соответствии с давлением во впускной трубе от 4.0 В (при полностью открытой дроссельной заслонке) до 0,79 В (при закрытой заслонке). При неработающем двигателе блок управления по напряжению датчика определяет атмосферное дав-
ление и адаптирует парамегры регулирования впрыска к конкретной высоте над уровнем моря. Значения атмосферного давления, хранящиеся в памяти, периодически обновляются при равномерном движении автомобиля и во время полного открытия дроссельной заслонки.
Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Датчик выдает на ЭЬУ прямоугольные импульсы напряжения. частота которых пропорциональна скоросги вращения ведущих колес.
Электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения установлен в головке блока цилиндров двигателя Клапан регулирует давление масла, подаваемого в исполнительный механизм изменения фаз. установленный на переднем конце распределительного вала впускных клапанов.
Система осуществляет оптимальную настройку фаз газораспределения, изменяя их во всем диапазоне значений частоты и нагрузки двигателя, что увеличивает мощ-
ность и крутящий момент при любом скоростном режиме.
При осгановке двигателя давление масла заставляет переместиться золотник управляющею клапана в положение, соответствующее наиболее поздней фазе газораспределения. Управляющий клапан срабатывает по сигналу блока управления двигагелем и подает масло либо к камере запаздывания, либо к камере опережения при непрерывном изменении фаз газораспределения соотвег- ственно или в сторону их опережения, или в сторону запаздывания
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.
Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.
При зарядке аккумуляторной батареи отсоединяйте ее от бортовой сети автомобиля.
Не подвергайте ЭБУ температуре выше 65 С в рабочем состоянии и выше 80 ‘С - в нерабочем (например, в сушильной камере). Надо снимать ЭБУ с автомобиля, если эта температура будет превышена.
Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему провода при включенном зажигании. Перед проведением электросварочных работ на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и колодки жгута проводов от ЭБУ.
Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.
Электронные узлы, применяемые в системе впрыска топлива, рассчитаны на очень малое напряжение, поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом. Для того чтобы не допустить повреждения ЭБУ, не прикасайтесь руками к его выводам.
Для диагностики системы управления двигателем во всех случаях требуется специальное сканирующее устройство, поэтому при возникновении неисправностей системы обращайтесь на специализированный сервис.
Kia Cerato. ЗАМЕНА И ОБСЛУЖИВАНИЕ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Вам потребуется специальный ключ «на 16» для выворачивания свечей зажигания (с резиновой втулкой для удерживания свечи).
На двигателях автомобилей Kia Cerato рабочим объемом 1,6 л применяют свечи зажигания NGK ZFR5F. зазор между электродами свечей 0.1 мм, на делателях рабочим объемом 2.0 л - свечи NGK BKR5ES. зазор между электродами свечей 0,8 мм
.
2. Продуйте свечные колодцы сжатым воздухом. чтобы избежать попадания грязи в цилиндр двигателя при выворачивании свечей.
3. Выверните свечи... |
А. ...и извлеките их из свечных колодцев. ПРИМЕЧАНИЕ Осмотрите свечу и оцените ее состояние по внешнему виду |
5. Проверьте круглым щупом зазор между электродами свечи Он должен быть 0.7 мм на двигателе с рабочим объемом 1.6 л и 0,8 мм на двигателе с рабочим объемом 2,0 л.
6. Если зазор отличается oт указанного значения, отрегулируйте его, подгибая боковой электрод
Регулируйте зазор только подгибанием бокового электрода. Любой изгиб центрального электрода приведет к поломке изолятора свечи.
7. При установке свечей зажигания вверните их сначала рукой (без воротка), а затем затяните ключом.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст