Руководство | Kia Cerato. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Kia Cerato. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Двигатели, устанавливаемые на автомобили Kia Cеrato. оборудованы электронной системой


управления двигателем с распреде­ленным впрыском топлива. Эта система обеспечивает выполнение современных норм по токсичности выбросов и испарениям при сохранении высоких ходовых качеств и низкого расхода топлива.

Управляющим устройством в системе яв­ляется электронный блок управления (ЭБУ) На основе информации, полученной от дат­чиков, ЭБУ рассчитывает параметры регули­рования впрыска топлива и управления уг­лом опережения зажигания. Кроме того, в соответствии с заложенным алгоритмом ЭБУ управляет работой электродвигате­ля вентилятора системы охлаждения двига­теля и электромагнитной муфты включения компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиагностики элементов сис­темы и оповещает водителя о возникших неисправностях.

При выходе из строя отельных датчиков и исполнительных механизмов ЭЬУ включает аварийные режимы, обеспечивающие рабо­тоспособность двигателя

Количество топлива, подаваемого фор­сунками, определяется продолжительнос­тью электрического сигнала от ЭБУ. Элек­тронный блок отслеживает данные о состоя­нии двигателя, рассчитывает потребность в топливе и определяет необходимую дли­тельность подачи топлива форсунками (дли­тельность сигнала). Для увеличения количе­ства подаваемого топлива длительность сигнала увеличивается, а для уменьшения подачи топлива уменьшается.

Система управления двигателем, наряду с электронным блоком управления, включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители.

Электронный блок управления связан электрическими проводами со всеми датчиками системы. Получая от них информацию, блок выполняет расчеты в соответствии с па­раметрами и алгоритмом управления, храня­щимися в памяти программируемого посто­янного запоминающего устройства (ППЗУ), и управляет исполнительными устройствами системы. Вариант программы, записанный в память ППЗУ, обозначен номером, присво­енным данной модификации ЭБУ.

Блок управления обнаруживает неисправ­ность, индентифицирует и запоминает ее кед. даже если отказ неустойчив и исчезает (на­пример, из-за плохого контакта). Сигнализа­тор неисправности системы управления дви­гателем в комбинации приборов гаснет через 10 с после восстановления работоспособно­сти отказавшего узла.


После ремонта хранящийся в памяти блока управления ко& неисправности необходимо егере и». Для этого отключите питание блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания электронного блока управления или отсоеди­ните провод от клеммы «минус аккумуляторной батареи).

Блок питает постоянным током напряжени­ем 5 и 12В различные датчики и выключатели системы управления. Поскольку электр/чес- кос сопротивление цепей питания высокое, сигнализатор. подключенный к выводам сис­темы. не загорается. Для определения напря­жения питания на выводах ЭБУ следует при­менять вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.

ЭБУ не пригоден для ремонта, поэтому в случае отказа его необходимо заменить.


Для обмена данными с ЭБУ служит диагно­стический разъем, расположенный с левой стороны в подкапотном проаранстве К диагностическому разъему подключается скани­рующее устройство для считывания информа­ции об ошибках, хранящихся в памяти ЭБУ. для проверки датчиков и исполнительных ме­ханизмов в реальном времени, управле­ния исполнительными механизмами и пере­программирования ЭБУ

Датчик положения коленчатого вала

предназначен для синхронизации работы эле­ктронного блока управления двигателем с уг­ловым положением коленчатого вала. Дейст­вие датчика основано на эффекте Холла.

Датчик установлен в задней части двигателя напротив задающего венца на маховике. За­дающий венец представляет собой зубчатое колесо с впадинами. Два зуба срезаны для создания импульса синхронизации («опорно­го» импульса), который необходим для согла­сования работы блока управления с ВМТ пор­шней в 1-м и 4-м цилиндрах.

При вращении коленчатого вала зубья из­меняют магнитное поле датчика, наводя им­пульсы напряжения переменною тока. Блок


управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки При отказе датчика пуск двигателя невоз­можен.

Датчик положения распределительно­го вала (датчик фаз) индуктивного типа ус­тановлен в передней части головки блока цилиндоов При вращении впускного рас­пределительного вала выступы на его перед­ней шейке изменяют магнитное поле датчи­ка, наводя импульсы напряжения перемен­ного тока. Сигналы датчика используются ЭБУдяя организации фазированного впрыс­ка топлива в соответствии с порядком рабо­ты цилиндров, а также для управления изме­нением фаз газораспределения в зависимо­сти от режима работы двигателя. При возникновении неисправности в цепи датчи­ка положения распределительного вала эле­ктронный блок заносит в память ее код и включает сигнализатор.

Датчик температуры охлаждающей жид­кости установлен в системе охлаждения двит а- теля. Чувствительным элементом датчика явля­ется термистор, электрическое сопротивление которого изменяется обратно пропорциональ­но температуре. При низкой температуре ох­лаждающей жидкости ( 20’С) сопротивление термистора составляет около 15 кОм. при по­вышении температуры до +80 'С сопротивле­ние уменьшается до 320 Ом.

Электронный блок питает цепь датчика тем­пература постоянным «опорным» напряжени­ем. Напряжение сит нала датчика достигает максимального значения на холодном двига­теле и снижается по мере его прогреоа. По значению напряжения электронный блок определяет температуру двигателя и учитыва­ет ее при расчете регулировочных парамет­ров спрыска и зажигания. При отказе датчика или нарушениях в цепи ею подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и за­поминает его

Датчик положения дроссельной за­слонки установлен на корпусе дроссельного узла и связан с осью дроссельной заслонки

Датчик представляет собой потенциометр, на един конец которого подается «плюс® на­пряжения питания (5 В), а другой конец со­единен с «массой».

С третьего вывода потенциометра (от пол­зунка) идет выходной сигнал к электронному блоку управления.

Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия »«а педаль управления), напря­жение на выходе датчика изменяется. При за­крытой дроссельной заслонке оно ниже 0.5 В. Ко(да заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет, при полностью открытой заслонке оно должно быть более 4 В.

Отслеживая выходное напряжение датчика. ЭБУ коррелирует подачу топлива в зависи­мости от угла открытия дроссельной заслонки (те. по желанию водителя).

Датчик положения дроссельной заслонки не требуег регулировки, так как блок управле­ния воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.

Управляющий датчик концентрации кислорода три меняется в системе впрыска с обратной связью и установлен в приемной трубе. Для корректировки расчетов длительно­сти импульсов впрыска используется инфор­мация о наличии кислорода в отработавших га­зах. эту информацию выдает управляющий датчик концентрации кислорода. Содержа­щийся в отработавших газах кислород реаги­рует с датчиком, создавая разность потенциа­лов на выходе датчика Она изменяется при­близительно от 0.1 В (высокое содержание кислорода - бедная смесь) до 1 В (низкое со­держание кислорода - богатая смесь).

Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода. ЭБУ определяет, ка­кую команду по корректировке состава рабо­чей смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выхо­де датчика), то блок управления дает команду


на обогащение смеси, если смесь богатая (вы­сокая разность потенциалов) - на обеднение смеси.

Диагностический датчик концентрации кислорода установлен перед дополнитель­ным глушителем, работает по тому же прин­ципу, что и управляющий датчик. Сигнал, вы­рабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на нали­чие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работа­ет нормально, показания диагностического датчика будуг значительно отличаться от по­казаний управляющего датчика

Информация от каждого датчика поступает в блок управления в виде сигналов низкого (01 0.1 В) и высокою (до 0.9 В) уровня. При сигнале низкою уровня блок управления по­лучает информацию о высоком содержании кислорода. Сигнал высокою уровня свиде­тельствует о низком содержании кислорода в отработавших газах.

Постоянно отслеживая напряжение сигна­ла датчиков, блок управления корректирует количсс1во впрыскиваемою форсунками топ­лива. При низком уровне сигнала датчика на входе в ка коллектор (бедная топливовоз­душная смесь) количество подаваемого топ­лива увеличивается, при высоком уровне сиг­нала (богатая смесь) уменьшается.


Датчик детонации прикреплен к верхней части блока цилиндров в зоне между 2-м и 3-м цилиндрами и улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигате­ле. Чувствительным элементом датчика дето­нации является пьезокристаллическая плас­тинка. При детонации на выходе датчика ге­нерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивнос­ти детонационных ударов. Электронный блок по сигналу датчика регулируе» опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.

В процессе работы ЭБУ использует также данные о скорости автомобиля, получаемые от блока управления ABS. На версиях автомо­биля, не оборудованных ABS. для этой цели используется датчик спцдометра. установлен­ный в коробке передач.

Датчик абсолютного давления во впу­скной трубе преобразует разрежения в этой трубе в элек:рическое напряжение, по значению которого ЭБУ определяет на­грузку двигагеля. Датчик устанозлен на впу­скной трубе и соединен с ее полостью рези­новой трубкой. Выходное напряжение датчи­ка изменяется в соответствии с давлением во впускной трубе от 4.0 В (при полностью открытой дроссельной заслонке) до 0,79 В (при закрытой заслонке). При неработаю­щем двигателе блок управления по напряже­нию датчика определяет атмосферное дав-


ление и адаптирует парамегры регулирова­ния впрыска к конкретной высоте над уров­нем моря. Значения атмосферного давле­ния, хранящиеся в памяти, периодически об­новляются при равномерном движении автомобиля и во время полного открытия дроссельной заслонки.

Датчик скорости автомобиля установ­лен на коробке передач Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Датчик выдает на ЭЬУ прямоугольные импульсы на­пряжения. частота которых пропорциональна скоросги вращения ведущих колес.

Электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения ус­тановлен в головке блока цилиндров двига­теля Клапан регулирует давление масла, подаваемого в исполнительный механизм изменения фаз. установленный на перед­нем конце распределительного вала впуск­ных клапанов.

Система осуществляет оптимальную на­стройку фаз газораспределения, изменяя их во всем диапазоне значений частоты и нагрузки двигателя, что увеличивает мощ-


ность и крутящий момент при любом скоро­стном режиме.

При осгановке двигателя давление масла заставляет переместиться золотник управля­ющею клапана в положение, соответствую­щее наиболее поздней фазе газораспреде­ления. Управляющий клапан срабатывает по сигналу блока управления двигагелем и подает масло либо к камере запаздывания, либо к камере опережения при непрерывном изменении фаз газораспределения соотвег- ственно или в сторону их опережения, или в сторону запаздывания

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторной батареи отсое­диняйте ее от бортовой сети автомобиля.

Не подвергайте ЭБУ температуре выше 65 С в рабочем состоянии и выше 80 ‘С - в нера­бочем (например, в сушильной камере). На­до снимать ЭБУ с автомобиля, если эта тем­пература будет превышена.

Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему провода при включенном зажигании. Перед проведением электросварочных ра­бот на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и колодки жгута проводов от ЭБУ.

Все измерения напряжения выполняйте ци­фровым вольтметром с внутренним сопро­тивлением не менее 10 МОм.

Электронные узлы, применяемые в систе­ме впрыска топлива, рассчитаны на очень малое напряжение, поэтому легко могут быть повреждены электростатическим раз­рядом. Для того чтобы не допустить по­вреждения ЭБУ, не прикасайтесь руками к его выводам.

Для диагностики системы управления двига­телем во всех случаях требуется специаль­ное сканирующее устройство, поэтому при возникновении неисправностей системы об­ращайтесь на специализированный сервис.

Kia Cerato. ЗАМЕНА И ОБСЛУЖИВАНИЕ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Вам потребуется специальный ключ «на 16» для выворачивания свечей зажи­гания (с резиновой втулкой для удержи­вания свечи).

На двигателях автомобилей Kia Cerato ра­бочим объемом 1,6 л применяют свечи зажи­гания NGK ZFR5F. зазор между электродами свечей 0.1 мм, на делателях рабочим объе­мом 2.0 л - свечи NGK BKR5ES. зазор между электродами свечей 0,8 мм



1. Снимите катушки зажигания

.

2. Продуйте свечные колодцы сжатым воз­духом. чтобы избежать попадания грязи в ци­линдр двигателя при выворачивании свечей.

3. Выверните свечи...


А. ...и извлеките их из свечных колодцев. ПРИМЕЧАНИЕ

Осмотрите свечу и оцените ее состояние по внешнему виду


5. Проверьте круглым щупом зазор между электродами свечи Он должен быть 0.7 мм на двигателе с рабочим объемом 1.6 л и 0,8 мм на двигателе с рабочим объемом 2,0 л.

6. Если зазор отличается oт указанного значения, отрегулируйте его, подгибая боко­вой электрод

Регулируйте зазор только подгибанием бо­кового электрода. Любой изгиб центрально­го электрода приведет к поломке изолятора свечи.

7. При установке свечей зажигания вверни­те их сначала рукой (без воротка), а затем за­тяните ключом.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности