Инструкция | Nissan Primera (2002+). СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ QG16DE, QG18DE, QR20DE

Nissan Primera (2002+). СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ QG16DE, QG18DE, QR20DE

Особенности конструкции

Система охлаждения двигателя жидкост­ная (с принудительной циркуляцией жидкос­ти), герметичная, с расширительным бачком.

Систему заполняют охлаждающей жидкос­тью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружаю­щей среды до -40 °С.

Объем жидкости в системе охлаждения дви­гателя составляет 6,7 л для двигателей QG16DE и QG18DE и 6,9 л для двигателя QR20DE. Вмести­мость расширительного бачка 0,7 л.

________________ Примечание

Порядок замены охлаждающей жид­кости описан в разд. 4 «Техническое обслуживание» (см. «Замена охлажда­ющей жидкости», с. 70).

Система охлаждения служит для поддержания оптимального теплового режима двигателя пу­тем принудительного отвода теплоты от нагре­тых деталей и передачи этой теплоты окружаю­щей среде. Поддержание оптимального режима необходимо, так как при перегреве двигателя увеличиваются силы трения и износ деталей, происходит нагарообразование, ухудшается на­полнение цилиндров воздухом. При чрезмер­ном отводе тепла изменяется вязкость масла, что приводит также к увеличению износа дета­лей и механических потерь на трение, к сниже­нию мощности и экономичности двигателя.

Циркуляцию жидкости в системе создает во­дяной насос. Из насоса жидкость подается в ру­башку охлаждения двигателя, омывает камеры сгорания и цилиндры, а затем поступает к термо­стату. В зависимости от положения клапана тер­мостата жидкость направляется из корпуса тер­мостата в верхний патрубок радиатора (при вы­сокой температуре) по большому кругу (при этом клапан термостата открыт) или обратно



Рис. 5.25. Схема работы системы охлаждения двигателей серии QG: 1 - подводящий патрубок от радиатора отопителя; 2 - отводящий патрубок к ра­диатору отопителя; 3 - корпус термостата; 4 - впускной патрубок термостата; 5 - выпускной патрубок термостата; 6 - водяной насос

Рис. 5.26. Схема работы системы охлаждения двигателя QR20DE: 1 - водяной распределительный клапан; 2 - подводящий патрубок к водомасляному теплообменнику; 3 - отводящий патрубок от водо­масляного теплообменника; 4 - отводящий патрубок от радиатора отопителя; 5 - подводящий патрубок к радиатору отопителя; 6 - подводящий патрубок к радиатору системы охлаждения; 7 - отводящая тру­ба радиатора отопителя и водомасляного теплообменника; 8 - корпус водяного распределительного клапана; 9 - крышка термостата; 10 - термостат; 11 - водяной насос


в рубашку охлаждения двигателя по малому кру­гу, если клапан термостата закрыт (при низкой температуре), что обеспечивает быстрый про­грев двигателя. Кроме того, в систему охлажде­ния двигателя включены радиатор отопителя са­лона и каналы подогрева дроссельного узла сис­темы питания двигателей серии QG в системе смазки. Радиатор системы охлаждения обдува­ется встречным потоком воздуха и электровенти­ляторами, автоматически включающимися при повышении температуры.

Схемы работы систем охлаждения двигате­лей QG16DE и QG18DE, а также QR20DE пока­заны на рис. 5.25 и 5.26.

___________ Предупреждения

Не рекомендуется заполнять систему ох­лаждения водой, так как в состав анти­фриза входят антикоррозионные и анти­вспенивающие присадки, а также присад­ки, препятствующие отложению накипи. Охлаждающая жидкость токсична! Из­бегайте вдыхания ее паров и попада­ния на кожу.

Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров ох­лаждающей жидкости в салон автомо­биля при его эксплуатации. Ваше здоро­вье дороже, чем новый патрубок систе­мы охлаждения или тюбик герметика!

_______________ Примечание

Следите за указателем температуры охлаждающей жидкости, чтобы не пе­регреть двигатель.


Радиатор с вертикальным потоком жидко­сти, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В бачках выполнены подводящий и отводя­щий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя.

В верхнем бачке находится наливная гор­ловина с патрубком пароотводящего шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком. Горловина герметично закрыта пробкой с двумя клапанами: впускным и вы­пускным. Выпускной клапан открывается при давлении 78-98 кПа (0,78-0,98 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и преду­преждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 7 кПа (0,07 кгс/смг) и пропускает ох­лаждающую жидкость из расширительного бачка в радиатор.

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникнове­нии проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обраща­ют внимание только на работу термо­стата, забывая проверить клапаны. Не- герметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры за­кипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреж­дение радиатора и шлангов. Мини­мально допустимое давление срабаты­вания выпускного клапана пробки ра­диатора 59 кПа (0,59 кгс/см2).

Расширительный бачок служит для ком­пенсации изменяющегося объема охлажда­ющей жидкости в зависимости от ее темпе­ратуры. Бачок изготовлен из полупрозрач­ной пластмассы. На его стенки нанесены метки «МАХ» и «MIN» для контроля уровня


охлаждающей жидкости, сверху расположе­на наливная горловина, закрытая пластмас­совой пробкой.

Водяной насос центробежного типа обес­печивает принудительную циркуляцию жид­кости в системе охлаждения, установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение ремнем привода вспомогательных агрегатов. В насосе уста­новлены закрытые подшипники, не нуждаю­щиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат с твердым термочувствитель­ным наполнителем поддерживает нормаль­ную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двига­теля. Он установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температу­ре охлаждающей жидкости до 77 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ус­коряет прогрев двигателя. При температуре 80,5-83,5 °С термостат начинает открывать­ся, а при 95 °С отрывается полностью, обеспе­чивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Водяной распределительный клапан

применяется на двигателе мод. QR20DE. Кла­пан установлен на задней части блока цилинд­ров. Аналогично термостату клапан помогает регулировать оптимальную температуру рабо­ты двигателя. Водяной распределительный клапан пропускает поток охлаждающей жид­кости через головку блока цилиндров, а при увеличении температуры до 93,5—96,5 “С от­крывает поток, омывающий блок цилиндров.

Электровентиляторы системы охлажде­ния с пластмассовыми крыльчатками служат для дополнительного обдува радиатора, включаются и выключаются по сигналу элек­тронного блока управления двигателем. При­чем в зависимости от напряженности тепло­вого режима и режима работы кондиционера электрозентиляторы могут вращаться с малой и большой скоростью. Изменение скоростно­го режима вентиляторов обеспечивается бло­ком управления двигателем. Электровенти­ляторы вместе с кожухом закреплены на ра­диаторе системы охлаждения.

Возможные неисправности системы охлаждения, их причины и способы устранения


Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель перегревается

Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расши­рительном бачке

Долейте охлаждающую жидкость

Неисправен термостат (клапан завис в закрытом поло­жении)

Замените термостат

Неисправен водяной распределительный клапан

Замените водяной распределительный клапан

Неисправен водяной насос

Проверьте насос и в случае неисправности замените

Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми

Промойте снаружи сердцевину радиатора

Повреждены пластины сердцевины радиатора

Замените радиатор

Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения дви­гателя засорены накипью и илистыми отложениями

Промойте систему охлаждения и заполните свежей ох­лаждающей жидкостью

Элеюгровентилятор не включается из-за обрыва элект­рических цепей или выхода из строя датчика темпера­туры охлаждающей жидкости, реле или электродвигате­ля вентилятора

Проверьте и восстановите электрические цепи. При не­обходимости замените датчик, реле или электровенти­лятор в сборе

Повреждение клапана в пробке радиатора бачка (посто­янно открыт, из-за чего система находится под атмо­сферным давлением)

Замените пробку радиатора

Изношен или поврежден ремень привода водяного на­соса

Замените ремень

Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух

Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя

Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров

Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения

нестабилен

Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении)

Замените термостат

Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Негерметичен радиатор

Замените радиатор

Негерметичен расширительный бачок

Замените расширительный бачок

Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов

Подтяните хомуты крепления шлангов

Повреждено уплотнение водяного насоса

Замените водяной насос

Повреждено уплотнительное кольцо корпуса водяного насоса

Замените уплотнительное кольцо

Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке между головкой блока и блоком цилиндров, кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)

Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров», с. 99). Замените поврежденную прокладку, восстановите герметичность заглушек

Негерметичен радиатор отопителя

Замените радиатор отопителя

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности