Руководство | Хендай Солярис. ДВИГАТЕЛЬ G4FA (1,4 л) и G4FC (1,6 л)

Хендай Солярис. ДВИГАТЕЛЬ G4FA (1,4 л) и G4FC (1,6 л)

Описание конструкции



Двигатель (вид спереди по направлению движения автомобиля): 1 - компрессор кондиционера; 2 - крышка термостата; 3 - ремень привода вспомогательных агрегатов; 4 - насос охлаждающей жидкости; 5 - генератор; 6 - кронштейн правой опоры силового агрегата; 7 - крышка привода газораспределительного механизма; 8 - головка блока цилиндров; 9 - клапан системы изменения фаз газораспределения; 10 - крышка маслозаливной горловины; 11 - крышка головки блока цилиндров; 12 - впускной трубопровод; 13 - выпускной патрубок систе­мы охлаждения; 14 - блок управления дроссельного узла; 15 - блок цилиндров; 16 - датчик сигнализатора недостаточного давления масла; 17 - датчик положения коленчатого вала; 18 - маховик; 19 - поддон картера; 20 - масляный фильтр; 21 - крышка поддона картера



Двигатель (вид сзади по направлению движения автомобиля): 1 - кронштейн катколлектора; 2 - теплозащитный экран; 3 - маховик; 4 - блок цилиндров; 5 - катколлектор; б - трубка подвода охлаждающей жидкости к насосу; 7 - трубка подвода охлаждающей жидкости к радиато­ру отопителя; 8 - выпускной патрубок системы охлаждения; 9 - рым; 10 - управляющий датчик концентрации кислорода; 11 - крышка головки блока цилиндров; 12 - крышка маслозаливной горловины; 13 - головка блока цилиндров; 14 - ремень привода вспомогательных агрегатов; 15 - насос гидроусилителя рулевого управления; 16 - механизм натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов; 17 - поддон картера


Конструкция двигателей G4FA (1,4 л) и G4FC (1,6 л) практически одина­кова. Отличия связаны с размерами деталей кривошипно-шатунного ме­ханизма, т.к. ходы поршней у двига­телей разные. Двигатель бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндро­вый, рядный, шестнадцатиклапанный, с двумя распределительными валами. Расположен в моторном от­секе поперечно. Порядок работы ци­линдров: 1-3-4-2, отсчет - от шкива привода вспомогательных агрегатов. Система питания - фазированный

распределенный впрыск топли­ва (нормы токсичности Евро-4). Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой аг­регат - единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластич­ных, рсзинометаллических опорах.



Силовой агрегат (вид справа по направлению движения автомобиля): 1 - крышка под­дона картера; 2 - шкив привода вспомогательных агрегатов; 3 - механизм натяжения рем­ня привода вспомогательных агрегатов; 4 - катколлектор; 5 - шкив насоса гидроусилителя рулевого управления; б - крышка привода газораспределительного механизма; 7 - крышка головки блока цилиндров; 8 - направляющий ролик ремня привода вспомогательных агре­гатов; 9 - крышка маслозаливной горловины; 10 - кронштейн правой опоры силового аг­регата; 11 - рым; 12 - указатель уровня масла; 13 - впускной трубопровод; 14 - генератор; 15 - крышка термостата; 16 - шкив насоса охлаждающей жидкости; 17 - ремень привода вспомогательных агрегатов; 18 - электромагнитная муфта компрессора кондиционера; 19 - блок цилиндров; 20 - масляный фильтр; 21 - поддон картера


Правая опора крепится к кронштей­ну, прикрепленному справа к головке и блоку цилиндров, а левая и задняя опоры - к кронштейнам на карте­ре коробки передач. Справа на дви­гателе (по направлению движения автомобиля) расположены: привод газораспределительного механиз­ма (цепью); привод насоса охлажда­ющей жидкости, генератора, насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера (поли- клиновым ремнем). Слева располо­жены: выпускной патрубок системы охлаждения; датчик температуры ох­лаждающей жидкости; клапан про­дувки адсорбера. Спереди: впускной трубопровод с дроссельным узлом,


топливная рампа с форсунками, мас­ляный фильтр, указатель уровня мас­ла, генератор, стартер, компрессор кондиционера, термостат, датчик по­ложения коленчатого вала, датчик положения распределительного вала, датчик детонации, датчик сигнализа­тора недостаточного давления масла, клапан системы изменения фаз газо­распределения. Сзади: катколлсктор, управляющий датчик концентрации кислорода, насос гидроусилителя ру­левого управления. Сверху: катушки и свечи зажигания. Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава по ме­тоду Open-Deck со свободно стоя­щей в верней части блока единой отливкой цилиндров. В нижней час-


ти блока цилиндров расположе­ны опоры коленчатого вала — пять постелей коренных подшипников вала со съемными крышками, ко­торые крепятся к блоку специаль­ными болтами. Отверстия в блоке цилиндров под коренные подшипни­ки (вкладыши) коленчатого вала об­рабатываются в сборе с крышками, поэтому крышки не взаимозаменяе­мы. На торцевых поверхностях сред­ней (третьей) опоры имеются гнезда для двух упорных полуколец, пре­пятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Коленчатый вал - из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунны­ми шейками. Вал снабжен четырь­мя противовесами, выполненными на продолжении двух крайних и двух средних «щек». Противовесы пред­назначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возни­кающих при движении кривошип­но-шатунного механизма во время работы двигателя. Вкладыши ко­ренных и шатунных подшипников коленчатого вала стальные, тонкос­тенные, с антифрикционным покры­тием. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединяют кана­лы, просверленные в теле вала, ко­торые служат для подвода масла от коренных к шатунным подшип­никам вала. На переднем конце (носке) коленчатого вала установ­лены: звездочка привода газорасп- рсдслитслыюго механизма (1ТМ), шестерня масляного насоса и шкив привода вспомогательных агрегатов, который также является демпфером крутильных колебаний вала. К флан­цу коленчатого вала шестью болта­ми прикреплен маховик, который облегчает пуск двигателя, обеспечи­вает вывод его поршней из мертвых точек и более равномерное враще­ние коленчатого вала в режиме ра­боты двигателя на холостом ходу. Маховик отлит из чугуна и имеет на­прессованный стальной зубчатый ве­нец для пуска двигателя стартером. Шатуны — кованые стальные, дву­таврового сечения. Своими нижни­ми разъемными головками шатуны




Двигатель (вид слева по направлению движения автомобиля): 1 - маховик; 2 - блок цилиндров; 3 - компрессор кондиционера; 4 - крышка термостата; 5 - дроссельный узел; 6 - впускной трубопровод; 7 - указатель уровня масла; подводящая труба насоса охлаждаю­щей жидкости; 8 - топливная рампа; 9 - головка блока цилиндров; 10 - выпускной патрубок системы охлаждения; 11 - крышка головки блока цилиндров; 12 - датчик температуры ох­лаждающей жидкости; 13 - клапан продувки адсорбера; 14 - шланг подвода охлаждающей жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 15 - трубка подвода охлаждающей жидко­сти к насосу; 16 - катколлектор; 17 - теплозащитный экран



Головка блока цилиндров в сборе (крышка головки блока снята): 1 - распределитель­ный вал впускных клапанов; 2 - распределительный вал выпускных клапанов


соединены через вкладыши с ша­тунными шейками коленчатого ва­ла, а верхними головками — через поршневые пальцы с поршпями. Крышки шатунов крепятся к те­лу шатуна специальными болтами. Поршни выполнены из алюмини­евого сплава. 13 верхней части пор­шня проточены три канавки под поршневые кольца. Два верхних поршневых кольца - компресси­онные, а нижнее - маслосъемное. Компрессионные кольца препят­ствуют прорыву газов из цилиндра в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилинд­ру. Маслосъемное кольцо удаляет излишки масла со стенок цилиндра при движении поршня. Поршневые пальцы стальные, трубчатого сече­ния. В отверстиях поршней пальцы установлены с зазором, а в верхних головках шатунов — с натягом (за­прессованы).

Головка блока цилиндров, отлитая из алюминиевого сплава, - общая для всех четырех цилиндров. Она пснтрирустся на блоке двумя втул­ками и крепится десятью болтами. Между блоком и головкой блока ци­линдров установлена безусадочная металлоармированная прокладка. На противоположных сторонах голо­вки блока цилиндров расположены окна впускных и выпускных кана­лов. Свечи зажигания установлены по центру каждой камеры сгорания.

В верхней части головки блока ци­линдров установлены два рас­пределительных вала. Один вал приводит впускные клапаны газорас­пределительного механизма, а дру­гой — выпускные. Особенностью конструкции распределительного ва­ла является то, что кулачки напрес­сованы на трубчатый вал. Клапаны приводятся в действие кулачками распределительного вала через ци­линдрические толкатели.

На каждом валу выполнены восемь ку­лачков — соседняя пара кулачков одно­временно управляет двумя клапанами (впускными или выпускными) каж­дого цилиндра. Опоры (подшипни­ки) распределительных валов (по пять опор для каждого вала) выполне­ны разъемными. Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с крышка­ми. Передняя крышка (со стороны привода ГРМ) подшипников - об­щая для обоих распределительных валов. Привод распределительных ва­лов - цепью от звездочки коленчатого вала. Гидромеханическое натяжное ус­тройство автоматически обеспечивает требуемое натяжение цепи в процес­се эксплуатации. Клапаны в головке блока цилиндров расположены в два ряда, V-образно, по два впускных и два выпускных клапана на каж­дый цилиндр. Клапаны стальные, выпускные - с тарелкой из жароп­рочной стали и наплавленной фаской. Диаметр тарелки впускного клапа­на больше, чем выпускного. В голо­вку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапа­нов. Сверху на направляющие втулки клапанов надеты маслосъемные кол­пачки, изготовленные из маслостой­кой резины. Клапан закрывается под действием пружины. Нижним кон­цом она опирается на шайбу, а вер­хним — на тарелку, удерживаемую двумя сухарями. Сложенные вмес­те сухари имеют форму усечен­ного конуса, а на их внугренней поверхности выполнены буртики, входящие в проточки на стержне кла­пана. Конструктивной особенностью двигателя является наличие системы регулирования фаз газораспределения (CWT), т.е. изменения момента от­крытия и закрытия клапанов. Система обеспечивает установку оптимальных фаз газораспределения для каждо­го момента работы двигателя, с целью



Электромагнитный клапан системы из­менения фаз установлен в гнезде голо­вки блока цилиндров


Датчик 1 положения распределительно­го вала впускных клапанов установлен на передней стенке головки блока цилин­дров. Задающий диск 2 датчика располо­жен на конце распределительного вала


увеличения его мошностных и дина­мических характеристик, за счет изме­нения положения распределительного вала впускных клапанов. Управляет системой электронный блок управле­ния двигателем (ЭБУ). К основным элементам системы CWT относятся управляющий электромагнитный кла­пан, исполнительный механизм изме­нения положения распределительного вала и датчик положения распредели­тельного вала.

Цепь привода ГРМ приводит в дей­ствие исполнительный механизм системы, который с помощью гид­ромеханической связи передает вра­щение распределительному валу.


Из масляной магистрали моторное масло под давлением по каналам подводится к гнезду головки бло­ка цилиндров, в котором установлен клапан и далее, через каналы в голо­вке и распределительном валу, - к ис­полнительному механизму системы. По командам ЭБУ золотнико­вое устройство электромагнитно­го клапана управляет подачей масла под давлением в рабочую полость ис­полнительного механизма или сли­вом из нее масла. За счет изменения давления масла и гидромеханическо­го воздействия происходит взаимное


перемещение отдельных элементов исполнительного механизма, и рас­пределительный вал поворачивает­ся на требуемый угол, изменяя фазы газораспределения. Золотниковое устройство электромагнитного кла­пана и элементы исполнительного механизма системы очень чувстви­тельны к загрязнению моторного масла. При выходе из строя системы изменения фаз впускные клапаны открываются и закрываются в ре­жиме максимального запаздывания. Смазка двигателя — комбинирован­ная. Под давлением масло подастся к коренным и шатунным подшип­никам коленчатого вала, парам «опора - шейка распределитель­ного вала», натяжителю цепи и ис­полнительному механизму системы изменения фаз газораспределения. Давление в системе создает масля­ный насос с шестернями внутрен­него зацепления и редукционным клапаном. Корпус масляного насоса изнутри прикреплен к крышке при­вода ГРМ. Ведущая шестерня насо­са приводится от носка коленчатого вала. Пасос через маслоприемник за­бирает масло из поддона картера и через масляный фильтр подает его в главную магистраль блока цилин­дров, от которой отходят масляные каналы к коренным подшипникам коленчатого вала. К шатунным под­шипникам коленчатого вала масло подается через каналы, выполнен­ные в теле вала. От главной магис­трали отходит вертикальный канал для подвода масла к подшипникам распределительных валов и каналам в головке блока цилиндров системы изменения фаз газораспределения. Излишки масла сливаются из голов­ки блока цилиндров в поддон кар­тера через специальные дренажные каналы. Масляный фильтр - пол- нопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами. Разбрызгиванием масло подастся на поршни, стенки цилин­дров и кулачки распределительных валов. Система вентиляции картера двигателя — принудительная, закры­того типа. В зависимости от режи­мов работы двигателя (частичная или полная нагрузка, холостой ход) картерные газы из-под крышки го­ловки блока цилиндров попадают во впускной тракт по шлангам двух контуров. При этом газы очищают­ся от частиц масла, проходя через маслоотделитель, расположенный в крышке головки блока цилиндров. При работе двигателя на холостом ходу и на режимах малых нагрузок, когда разрежение во впускном тру­бопроводе велико, картерные газы отбираются из двигателя через кла-


На режимах полных нагрузок, когда раз­режение во впускном трубопроводе сни­жается, картерные газы из-под крышки головки блока цилиндров попадают в ци­линдры двигателя через штуцер крышки 1, соединенный шлангом 2 со шлангом 3 под­вода воздуха к дроссельному узлу


пан системы вентиляции, располо­женный в крышке головки блока цилиндров, и по шлангу подводят­ся к впускному трубопроводу, в про­странство за дроссельной заслонкой. В зависимости от разрежения во впускном трубопроводе клапан регулирует поток картерных газов, поступающий в цилиндры двигателя. Системы управления двигателем, питания, охлаждения и выпуска от­работавших газов описаны в соот­ветствующих главах.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности