Руководство | Chevrolet Cruze. Аккумуляторная батарея

Chevrolet Cruze. Аккумуляторная батарея

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Современный автомобиль насыщен раз­личными потребителями электроэнергии, эле­ктронными устройствами, начиная с CD-про­игрывателя и заканчивая блоками электрон­ных систем управления двигателем, коробкой передач, антиблокировочной системой тор­мозов. подушками безопасности и т.д. В сы­рое межсезонье, а особенно зимой, вся авто­мобильная электрика и электроника, и в пер­вую очередь автомобильная аккумуляторная батарея, держат экзамен на выносливость.

Как показывает практика, если начались проблемы с пуском двигателя в холодное вре­мя года и для их решения постоянно приходит­ся подзаряжать аккумуляторную батарею при условии, что генератор исправен и натяжение ремня генератора соответствует норме, а срок эксплуатации аккумуляторной батареи превы­шает 3 года, вполне разумно встает вопрос о покупке новой аккумуляторной батареи.

Современные аккумуляторные батареи бы­вают, как правило, двух видов:

необслуживаемые в течение всего срока службы;

- малообслуживаемые, требующие доливки дистилированмой воды один-два раза в год.

Выбирать для своего автомобиля, учитывая рекомендации завода-изготовителя, целесо­образно необслуживаемую аккумуляторную батарею из широкого спектра автомобильных аккумуляторов различных производителей, представленных на рынке автомобильных запчастей.


Рис. 10.3. Устройство аккумуляторной батареи: 1 - моноблок (корпус); 2 - перегородка элементов; 3 - поплавок индикатора плотности; 4 - клемма «минус»; 5 - общая крышка; 6 - индикатор плотности электролита; 7 - клемма «плюс»; 8 - элемент аккумуляторной батареи



ЗАВИСИМОСТЬ ЕМКОСТИ Таблица 10.3 АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ ЭЛЕКТРОЛИТА

Необходимо помнить, что при низкой тем­пературе из-за увеличения вязкости моторно­го масла и ухудшения условий воспламенения топлива мощность, потребляемая стартером при пуске двигателя, возрастает в два-три ра­за. Время пуска холодного двигателя в срав­нении с прогретым в некоторых случаях увели­чивается в 10 20 раз. Таким образом, зимой при низкой температуре воздуха предъявля­ются повышенные требования к стартерным характеристикам аккумуляторной батареи, т.е. к ее способности в течение короткого време­ни (10 с по ГОСТу) выдать требуемый ток, не­обходимый для работы стартера с номиналь­ными оборотами его якоря в холодное время года (-18 "С по ГОСТу).

В табл. 10.3 представлена зависимость ем­кости аккумуляторной батареи от температу­ры электролита. Емкость аккумуляторной ба­тареи показана в процентах от той емкости, которую аккумуляторная батарея способна выдать при 25 °С.

Элементы батареи расположены в полипро­пиленовом моноблоке (корпусе) 1 (рис. 10.3) и закрыты общей крышкой 5, неразделимо со­единенной с моноблоком. Два вентиляцион­ных отверстия по бокам батареи в верхней ча­сти обеспечивают выход наружу небольшого количества газа, образующегося в ней.

В крышку батареи может быть вмонтирован индикатор 6 плотности электролита, показания которого учитывают температуру батареи. Воз­можны три варианта показаний индикатора:

- зеленая точка - батарея заряжена; темный индикатор без зеленой точки - ба­тарея частично разряжена, пуск двигателя за­труднен или невозможен;

- прозрачный или светло-желтый индикатор - чрезмерное понижение уровня электролита вследствие длительного перезаряда аккумуля­торной батареи или ее естественного износа.


На автомобиль устанавливают свинцовую стартерную необслуживаемую аккумулятор­ную батарею емкостью 55 Ач. Аккумулятор­ные батареи указанной емкости выпускаются многими производителями, характеристики этих батарей сходны.

ПРИМЕЧАНИЕ_______________________

Принцип работы свинцово-кислотных акку­муляторов основан на электрохимических реакциях свинца и диоксида свинца в серно­кислотной среде. Во время разряда проис­ходит восстановление диоксида свинца на катоде и окисление свинца на аноде. При за­ряде протекают обратные реакции, к кото­рым в конце заряда добавляется реакция электролиза воды, сопровождающаяся вы­делением кислорода на положительном эле­ктроде и водорода - на отрицательном.

Элемент свинцово-кислотного аккумулятора состоит из положительных и отрицательных электродов, сепараторов (разделительных ре­шеток) и электролита. Положительные элект­роды представляют собой свинцовую решетку в которой активным веществом является пере­кись свинца . Отрицательные электроды также представляют собой свинцовую решетку с губчатым свинцом в качестве активного ве­щества. На практике в свинец решеток добав­ляют 1 2% сурьмы для повышения механичес­кой прочности. В настоящее время в качестве легирующего компонента используются соли кальция в обеих пластинах или только в поло­жительных (гибридная технология). Электроды погружены в электролит, состоящий из водного раствора серной кислоты . Наибольшая проводимость этого раствора при комнатной температуре (что означает наименьшее внут­реннее сопротивление и наименьшие внутренние потери) достигается при его плотности 1,26 г/см3. Однако на практике в районах с хо­лодным климатом применяются и более высо­кие концентрации серной кислоты - до

1, 29 -1,31 г/см3

Это делается потому что при разряде свинцово-кислотною аккумулятора плотность электролита падает и температура его замерзания становится выше, разряжен­ный аккумулятор может не выдержать холода.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности

Способ устранения

Разряд батареи при эксплуатации автомобиля

Проскальзывание ремня привода генератора

Отрегулируйте натяжение ремня

Неисправен генератор

Проверьте генератор

Повреждение изоляции в системе электрооборудования

Найдите место утечки тока и устраните повреждение

Подключение владельцем автомобиля новых

потребителей сверх допустимых пределов

Отключите новые потребители электроэнергии

Чрезмерное загрязнение поверхности батареи

Очистите поверхность батареи

Уровень электролита ниже верхней кромки пластин

Восстановите нормальный уровень электролита

Короткое замыкание между пластинами

Замените батарею

Батарея не прогрета вследствие низкой температуры окружающей среды (при –20 °С и ниже)

Прогрейте батарею в теплом помещении до

температуры 10–30 °С и зарядите

Электролит на поверхности батареи

Повышенный уровень электролита, приводящий к выплескиванию

Установите нормальный уровень электролита

Просачивание электролита через трещины в корпусе

Замените батарею

Кипение электролита вследствие очень высокого напряжения генератора

Замените регулятор напряжения генератора

Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфатации пластин

Замените батарею


В новых конструкциях аккумуляторных бата­рей свинцовые пластины (решетки) заменяют

вспененным карбоном, покрытым тонкой свинцовой пленкой, а жидкий электролит же- лируют силикагелем до пастообразного со­стояния. Используя меньшее количество свинца и распределив его по большой пло­щади, батарею делают не только более ком­пактной и легкой, но и значительно более эф­фективной; помимо большего КПД, заряжает­ся она значительно быстрее аккумуляторов предыдущих поколений.

ПРИМЕЧАНИЯ

В крышку батареи может быть вмонтирован индикатор плотности электролита, показа­ния которого учитывают температуру бата­реи. Возможны три варианта показаний ин­дикатора:

- зеленая точка - батарея заряжена;

- темный индикатор без зеленой точки - ба­тарея частично разряжена, пуск двигателя затруднен или невозможен;

- прозрачный или светло-желтый индика­тор - чрезмерное понижение уровня элект­ролита вследствие длительного перезаряда аккумуляторной батареи или ее естествен­ного износа.

Вместо штатной необслуживаемой батареи можно установить любую аналогичную по емкости и монтажным размерам батарею других производителей. В этом случае ис­пользуйте и обслуживайте батарею в соот­ветствии с приложенной к ней инструкцией.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ________________

Аккумуляторные батареи одной модели мо­гут быть изготовлены в двух вариантах с раз­ной полярностью подключения (выводы «плюс» и «минус» у батарей разных вариантов расположены противоположно). Приобре­тайте батарею той же полярности, что и у ус­тановленной на автомобиле, так как батарею другой полярности не удастся подключить к бортовой сети из-за недостаточной длины проводов и несоответствия размеров их на­конечников. Помимо этого некоторые произ­водители выпускают батареи с уменьшенны­ми размерами выводов (другого стандарта), которые также не удастся подключить к бор­товой сети вашего автомобиля.

При работе с металлическими инструмента­ми не допускайте коротких замыканий акку­муляторной батареи.

При заряде батареи выделяется взрыво­опасная газовая смесь, поэтому во время за­ряда и обслуживания батареи запрещается курить и пользоваться открытым огнем. За­ряжайте батарею в хорошо вентилируемом помещении.

При случайном попадании брызг электроли­та на кожу или в глаза немедленно, до оказа­ния медицинской помощи, обильно промой­те пораженные места водой и затем 2%-ным раствором питьевой соды (0,5 чайной ложки на стакан воды).

После любой работы с аккумуляторной бата­реей обязательно вымойте руки с мылом.

ПРИМЕЧАНИЕ____________________________

Вместо штатной необслуживаемой бата­реи можно установить любую аналогичную


ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ Таблица 10.4

ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ


Напряжение на выводах, В

12,65

12,45

12,24

12,06

11,80

Плотность электролита, г/см3

1,27

1,23

1,20

1,17

1,12

Степень заряженности, %

100

75

50

25

0


по напряжению, емкости, монтажным раз­мерам и полярности подключения батарею. В этом случае используйте и обслуживайте батарею в соответствии с приложенной к ней инструкцией.

Chevrolet Cruze. УХОД ЗА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Не реже одного раза в две недели удаляйте сухой ветошью пыль и грязь с поверхности моноблока и крышки батареи. Если на крышке случайно оказался электролит, удалите его чи­стой ветошью, смоченной 10%-ным раство­ром нашатырного спирта или соды. Затем на­сухо протрите поверхность крышки.

Для предотвращения окисления клемм ба­тареи и наконечников проводов регулярно очищайте их и смазывайте техническим вазе­лином. Следите за плотностью соединения наконечников проводов и выводов батареи.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Вместо технического вазелина для защиты от окисления клемм и наконечников можно применять имеющиеся в продаже медесо­держащие смазки.

Периодически проверяйте надежность креп­ления батареи на автомобиле и при необходи­мости подтягивайте его во избежание появле­ния трещин на моноблоке и утери батареи.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Для уменьшения вибраций, передающихся на моноблок батареи, установите батарею на коврик из кислотостойкой резины.

Провода, подсоединенные к батарее, не должны быть чрезмерно натянуты, что приве­дет к расшатыванию выводов в крышке и течи электролита.

Периодически, не реже одного раза в 2 не­дели проверяйте уровень электролита в эле­ментах батареи (если на автомобиле установ­лена обслуживаемая аккумуляторная батаоея).

ПРИМЕЧАНИЕ

У батарей с общей для всех элементов крышкой, оснащенной конденсаторной по­лостью, допускается проверять уровень эле­ктролита один раз в 2 месяца.

Уровень электролита во всех элементах должен быть на 5-10 мм выше верхней кромки


ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ПРИ 25‘С, г/см3 Таблица 10.5

Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе,° С)

Время года

Полностью заряженная батарея

Батарея разряжена

на 25%

на 50%

Очень холодный (от -50 до -30)

Зима

1,30

1,26

1,22

Лето

1,28

1,24

1,20

Холодный (от -30 до -15)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Умеренный (от -15 до -8)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Теплый влажный (от 0 до +4)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Жаркий сухой (от -15 до +4)

Круглый год

1,23

1,19

1,15



сепараторов, что соответствует нахождению уровня между метками «MIN» и «МАХ» на стен­ке полупрозрачного корпуса батареи.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Проверять уровень электролита над верхней кромкой сепараторов удобно стеклянной трубочкой: опустите ее в элемент до упора в сепаратор и, закрыв свободный конец тру­бочки пальцем, выньте из элемента.

Для восстановления уровня электролита доливайте только дистиллированную воду. Ес­ли точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливайте электролит той же плотности, что и оставший­ся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, откачайте электролит резиновой гру­шей с эбонитовым наконечником.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ_______________

Доливать в аккумуляторную батарею кон­центрированную кислоту категорически за­прещается!

Chevrolet Cruze. ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Если в процессе эксплуатации появились затруднения с пуском двигателя, проверьте степень заряженности аккумуляторной бата­реи по плотности электролита или напряже­нию на ее выводах в ненагруженном состоя­нии (табл. 10.4). Для проверки плотности эле­ктролита пользуйтесь ареометром или имеющимся в продаже поплавковым индика­тором плотности электролита. Напряжение на клеммах батареи можно измерить любым вольтметром постоянного тока с пределом измерения 20 В.

Если степень заряженности батареи 75% или ниже, необходимо снять батарею с автомобиля и зарядить с помощью зарядного устройства.

Chevrolet Cruze. ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Снятую с автомобиля аккумуляторную бата­рею аккуратно очистите, особенно ее верх­нюю часть ккумупятор! юй;

, проверьте уровень электроли­та и при необходимости доведите его до нормы (если на автомобиле установлена об­служиваемая аккумуляторная батарея).


Обслуживаемую батарею заряжают то­ком, составляющим 10% номинального значе­ния емкости батареи. Например, батарею ем­костью 55 А-ч надо заряжать током 5,5 А. Если батарея обслуживаемая, зарядку проводят при вывернутых крышках. Зарядку проводят до начала обильного газовыделения и достиже­ния постоянства напряжения и плотности эле­ктролита в течение 3 ч. Плотность электролита заряженной батареи при 25 °С должна соот­ветствовать данным табл. 10.5 для каждого климатического района.

При зарядке батареи периодически прове­ряйте температуру электролита и не допус­кайте ее повышения более +40 °С. Если тем­пература достигнет +40 “С, следует наполови­ну уменьшить зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до +25 °С.

Зарядку прекращают, когда начнется обильное выделение газа во всех элементах батареи, а напряжение и плотность электро­лита в течение последних трех замеров (про­водят через 1 ч после отключения батареи) будут оставаться постоянными.

Если в конце зарядки плотность электроли­та (определенная с учетом температурной по­правки) отличается от указанной в табл. 10.5, откорректируйте ее. При повышенной плот­ности отберите часть электролита и долейте дистиллированную воду Если плотность элек­тролита ниже нормы, то, отобрав часть его из элемента, долейте электролит повышенной плотности (1,4 г/см3).

После корректировки плотности электроли­та продолжайте зарядку батареи еще в тече­ние 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин за­мерьте уровень электролита во всех элемен­тах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, долейте электролит; плотность кото­рою соответствует данному климатическому району (см. табл. 10.5). Если уровень электро­лита выше нормы, отберите излишний элект­ролит резиновой грушей.

Необслуживаемую батарею заряжают специальным зарядным устройством, автома­тически уменьшающим силу тока по мере за­рядки батареи (при постоянном напряжении). При достижении полного заряда батареи та­кое устройство автоматически отключается. Допускается зарядка необслуживаемой бата­реи током, составляющим 5% номинального значения емкости аккумуляторной батареи (батарею емкостью 55 А-ч - током 2,75 А).

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности