Руководство | Nissan X-Trail T31. Коробка передач автоматическая

Nissan X-Trail T31. Коробка передач автоматическая


Автоматическая коробка передач обеспечивает переключение передач без участия водителя в зависимости от скорости автомобиля, от частоты вращения коленчатого вала и от нагрузки. Водителю остается только выбрать режим работы АКП, переведя селектор режима работы автоматической коробки передач в соответствующее положение. При этом на автомобиле с двигателем QR25DE имеется возможность управлять переключением передач вручную.

Автоматическая коробка передач



На автомобили Ниссан Х-Трейл устанавливают автоматические коробки передач двух типов. На автомобилях с бензиновыми двигателями используют бесступенчатую автоматическую коробку передач — клиноременный вариатор (CVT).

Автомобиль с дизельным двигателем может быть укомплектован только гидромеханической автоматической коробкой передач (АКП). Вариатор совместно с дизелем не используется.

Рычаг селектора связан с коробкой передач тросом в защитной оболочке.

Управляет всеми механизмами автоматической коробки передач электронный блок. При этом он контролирует состояние всех своих электрических компонентов. При появлении неисправности на щитке приборов загорится контрольная лампа AT CHECK. Коды обнаруженных неисправностей хранятся в памяти электронного блок управления. Для считывания кодов неисправности к диагностическому разъему необходимо подключить внешнее диагностическое устройство — сканер.

Конструкция АКП «классической» конструкции включает в себя гидротрансформатор, масляный насос, планетарные механизмы, фрикционные муфты и тормозы. Гидротрансформатор выполняет функции сцепления. В процессе работы он наполнен рабочей жидкостью и, вращаясь с достаточной скоростью, передает крутящий момент от двигателя трансмиссии, поглощает и сглаживает вибрации и рывки от работы двигателя и коробки передач. Гидротрансформатор состоит из трех колес: насосного, реакторного и турбинного, сюда же входит муфта его блокировки. Насосное колесо объединено с корпусом гидротрансформатора и закреплено на маховике двигателя. Турбинное колесо шлицевым соединением связано с входным валом коробки передач. По достижении определенной скорости при помощи муфты гидротрансформатор блокируется, при этом обеспечивается жесткая связь между коленчатым валом двигателя и трансмиссией. Это значительно снижает потери мощности и благоприятно сказывается на динамических качествах и расходе топлива.

Планетарные механизмы установлены непосредственно в картере АКП и предназначены для обеспечения изменения передаточного числа и включения задней передачи. Планетарный механизм (передача) состоит из четырех основных элементов: солнечной шестерни, водила с сателлитами и коронной шестерни. Изменение передаточного отношения и направления вращения происходит за счет блокировки или

разблокировки двух элементов из трех (солнечной шестерни, водила, коронной шестерни) в различных комбинациях.

Фрикционные муфты и тормозы предназначены для блокировки различных элементов планетарных механизмов. Они срабатывают за счет давления рабочей жидкости при открытии соответствующего клапана. Клапаны открываются в определенной последовательности электронным блоком управления в зависимости от скорости и положения педали газа, от частоты вращения коленчатого вала и др.

Поскольку при работе автоматической коробки передач рабочая жидкость нагревается, для ее охлаждения на коробку установлен теплообменник.

Предупреждение!_

Автоматическая коробка передач — надежный агрегат автомобиля с большим сроком службы, но при условии регулярного технического обслуживания. Причинами сокращения срока службы и выхода ее из строя могут быть:

— попадание во внутренние полости АКП песчинок или других посторонних частиц;

— эксплуатация с нарушенным уровнем рабочей жидкости (как низким, так и высоким);

— применение нерекомендованной рабочей жидкости.
Бесступенчатая автоматическая коробка передач не имеет набора шестерней для изменения передаточных чисел, и представляет клиноременный вариатор (CVT). Вместо шестерен в ней на первичном и вторичном валах установлены шкивы. Каждый шкив состоит из пары подвижных конусов. Специальный механизм позволяет перемещать конусы на валу, сближая или отдаляя их. При этом как бы изменяется диаметр шкива. Конструкция привода подвижных конусов такова, что при уменьшении диаметра одного шкива, увеличивается диаметр второго на такую же величину, и наоборот.

Крутящий момент передается от одного шкива к другому, специальным клиновым ремнем, собранным из металлических пластин. Поскольку диаметры шкивов изменяются синхронно, натяжение ремня не меняется.

Так как диапазон передаточных чисел в такой передаче оказывается симметричным относительно среднего значения (то есть относительно передаточного числа, равного единице), в коробку добавлена дополнительная понижающая передача, чтобы сместить диапазон передаточных отношений вариатора в сторону больших чисел. Передаточное отношение понижающей передачи подобрано таким образом, чтобы трансмиссия была максимально адаптирована к техническим параметрам двигателя (то есть конечные значения передаточных отношений близки к гидромеханической АКП).

Привод конусов — гидравлический, а вместо сцепления используется гидротрансформатор, как и в АКП. Для работы гидравлической системы в коробке установлен насос с цепным приводом.

Несмотря на то, что вариатор подобной конструкции был придуман и запатентован еще в позапрошлом веке, на автомобилях его стали применять сравнительно недавно. Главным образом внедрению новшества мешало отсутствие прочного ремня, способного передавать большой крутящий момент и в тоже время гибкого и износостойкого. При проскальзывании ремня на шкивах происходил интенсивный износ всех рабочих поверхностей привода. Причем, по мере износа деталей разрушительный процесс возрастает. Поэтому долгое время конструкцию коробки использовали только на двухколесном транспорте и на маломощных легковых автомобилях. Применение современных технологий и материалов позволило превратить вариатор в надежный агрегат. Однако вариатор не любит знакопеременные нагрузки. Поэтому, забуксовав на бездорожье в автомобиле с вариатором, самостоятельно выбираться «в раскачку» — не самый подходящий способ.

В процессе эксплуатации автомобиля не реже чем при каждой замене моторного масла в двигателе необходимо убедиться в отсутствии течи рабочей жидкости из коробки передач. При обнаружении течи необходимо устранить неисправность в кратчайший срок. Заменять рабочую жидкость следует в соответствии с планом технического обслуживания.

Автоматическая коробка передач является технически сложным узлом, обслуживать и ремонтировать который целесообразно только на специализированной станции технического обслуживания.



Проверка технического состояния автоматической коробки передач

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.

Работу выполняем в следующем порядке:

1. Подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту, устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.

2. Проверяем уровень и состояние рабочей жидкости (см. ниже). Осматриваем коробку передач со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек рабочей жидкости:

а) наличие потеков рабочей жидкости в нижней части стыка 1 картера коробки передач и блока цилиндров двигателя свидетельствует о необходимости замены сальника гидротрансформатора.

Замечание

Следует учитывать, что такие же потеки вызовет износ заднего сальника коленчатого вала.

Пониженный (или повышенный) уровень рабочей жидкости может оказывать существенное влияние на работу коробки передач, и даже стать причиной выхода ее из строя. Поэтому в случае обнаружения негерметич-ности коробки передач следует устранить неисправность в кратчайший срок, а в случае необходимости продолжать эксплуатировать автомобиль, следует регулярно проверять уровень рабочей жидкости в коробкепередач.

б) наличие потеков рабочей жидкости по периметру поддона 2 свидетельствует о необходимости замены прокладки;

в) наличие потеков рабочей жидкости в местах соединения коробки передач с приводами передних колес 3 свидетельствует о необходимости замены сальников приводов.

3. Убеждаемся в исправности и правильной регулировке троса селектора, а также в исправности самого селектора режимов работы автоматической коробки передач. Селектор должен четко фиксироваться во всех положениях, при этом его положения должны соответствовать включаемым режимам. Кроме того, должны исправно работать все блокировки селектора от его случайного перемещения. При обнаружении неисправности необходимо ее устранить.

4. Запускаем двигатель. Переключаем рычаг селектора по очереди во все положения, убеждаясь в работоспособности привода управления коробкой передач. Устанавливаем рычаг селектора в положение N («нейтраль»). Отпускаем педаль тормоза, при этом автомобиль не должен начать движение.

Замечание
Небольшие толчки, возникающие при переключении режимов, не являются неисправностью. Затруднения при переключении режимов работы коробки передач могут быть вызваны неправильной регулировкой привода селектора, большим люфтом в приводе, неисправностью селектора. Если необходимо, отрегулируйте привод, замените неисправный трос привода. Если привод переключения передач исправен, вероятно, неисправна сама коробка передач, и ее необходимо отремонтировать.

5. Проверяем работу коробки передач в движении. Для этого, на автомобиле с дизельным двигателем M9R двигаемся сначала с разгоном, а затем с замедлением при включенном режиме D. Убеждаемся в плавном переключении передач (как в сторону повышения, так и в сторону понижения), в отсутствии хруста, стуков и других посторонних звуков при работе коробки, а также самопроизвольного выключения передач при изменении нагрузки. При движении не должно быть рывков, ударов и различных посторонних звуков. Проверяем правильность и своевременность переключения передач при движении в различных режимах. Коробка должна работать на всех режимах без сбоев. Повторяем проверку, переведя рычаг селектора в положение М и переключая передачи в ручном режиме.

Замечание_

Рывки при переключении передач во время движения автомобиля, включение передач с ударом, задержки при переключении передач, запах гари от рабочей жидкости, повышенный шум во время работы коробки передач может свидетельствовать об износе подшипников или шестерён фрикционов и о других неисправностях коробки передач. Устранение таких неисправностей связано с необходимостью снятия и разборки коробки передач. Поэтому такую работу следует выполнять на специализированной станции технического обслуживания.

На автомобилях с бензиновыми двигателями

двигаемся сначала с разгоном, а затем с замедлением при включенном режиме D. При движении не должно быть рывков и различных посторонних звуков. Ускорение должно быть плавным, без провалов. Коробка должна работать на всех передачах без сбоев.

На автомобиле с двигателем QR25DE повторяем проверку, переведя рычаг селектора в положение М и переключая передачи в ручном режиме. Коробка должна работать без сбоев.

На автомобиле с двигателем MR20DE повторяем проверку, включив режим SPORT нажатием на соответствующую кнопку на рычаге селектора режимов автоматической коробки передач. Коробка должна работать без сбоев.

Замечание

Провалы при ускорении автомобиля, запах гари от рабочей жидкости, повышенный шум во время работы коробки передач могут свидетельствовать об износе подшипников или шестерён фрикционов и о других неисправностях коробки передач. Устранение таких неисправностей связано с необходимостью снятия и разборки коробки передач. Поэтому такую работу следует выполнять на специализированной станции технического обслуживания.

6. Включаем передачу заднего хода, переведя рычаг селектора в положение R, и убеждаемся в работоспособности данного режима.

7. При обнаружении неисправности ремонтируем коробку передач на специализированной станции технического обслуживания или заменяем ее в сборе.



Проверка уровня рабочей жидкости

Проверку уровня жидкости в автоматической коробке передач следует выполнять в соответствии с планом технического обслуживания.

Для проверки уровня рабочей жидкости в картере коробки передач выполнен указатель, аналогично тому, как это сделано в двигателе. Но при этом процедура проверки уровня в АКП имеет несколько специфических особенностей. Проверка уровня рабочей жидкости производится на ровной площадке при работающем двигателе и положении селектора в режиме Р или N. Температура рабочей жидкости при этом должна быть около 50-80 *С. Для этого при температуре окружающего воздуха 20 *С необходимо проехать на автомобиле не менее 10 минут в интенсивном режиме, имитирующем движение в городском потоке. Дополнительно перед извлечением указателя уровня необходимо плавно перевести селектор из Р во все положения и обратно.

Проверяем уровень рабочей жидкости в следующем порядке.

1. После прогрева рабочей жидкости в автоматической коробке передач подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту, установив его на ровную площадку.

2. Последовательно переводим рычаг селектора через все диапазоны и оставляем его в положении Р или N.

3. Освобождаем фиксатор на ручке указателя уровня рабочей жидкости и извлекаем указатель из направляющей трубки.

4. Визуально и по запаху определяем состояние рабочей жидкости. Затем протираем указатель чи-

стой ветошью, не оставляющей ворса, или специальной бумагой.

Замечание
Во время проверки уровня следует обратить внимание на состояние рабочей жидкости. Отложение липкой пленки на указателе может быть вызвано ухудшением свойств рабочей жидкости из-за перегрева. Такую жидкость необходимо заменить. Потемнение жидкости, появление запаха горелого масла могут предупредить о возникновении неисправности в коробке передач. Металлические частички свидетельствуют об износе трущихся деталей. Во всех случаях необходимо как можно быстрее обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

5. Устанавливаем указатель до упора в направляющую трубку так, чтобы выступ на ее ручке был расположен с противоположной стороны от фиксатора на трубке.

6. Повторно извлекаем указатель и определяем уровень рабочей жидкости, который должен быть между метками.

Рекомендация
При необходимости доведите уровень жидкости до нормы через трубку указателя уровня. Доливайте жидкость небольшими порциями по 50-100 мл, проверяя уровень после каждой заливки. Используйте только жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем.

7. По окончании проверки устанавливаем указатель в коробку передач, так чтобы он надежно удерживался фиксатором.

Замена рабочей жидкости

Работу выполняем в соответствии с планом технического обслуживания. Необходимость в замене рабочей жидкости в автоматической коробке передач может потребоваться при ухудшении ее свойства (см. выше) на автомобилях с большим пробегом.

Для выполнения работы потребуются смотровая канава или эстакада, широкая емкость вместимостью не менее 8 литров, для отработанной жидкости, новая уплотнительная прокладка под пробку сливного отверстия, мерная емкость.

Работу выполняем в следующем порядке.

1. Подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту, устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.

2. Снимаем защиту картера двигателя (в случае если защита установлена).

3. Устанавливаем емкость под сливное отверстие в поддоне картера коробки передач.

4. Ключом на 19 мм ослабляем затяжку пробки сливного отверстия, отворачиваем пробку и сливаем отработанную жидкость в емкость.
5. Когда жидкость перестанет вытекать, заворачиваем пробку в отверстие с новой прокладкой и определяем количество слитой жидкости.

6. Заливаем в коробку передач такое же количество новой рабочей жидкости через направляющую трубку указателя уровня.

7. Проверяем уровень рабочей жидкости, при необходимости доводим его до нормы (см. выше).

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности