Руководство | Chevrolet Lacetti. ДВИГАТЕЛЬ F14D, F16D, T18SED

Chevrolet Lacetti. ДВИГАТЕЛЬ F14D, F16D, T18SED

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

На автомобили устанавливают поперечно расположенные четырехцилиндровые четырехтактные бензиновые двигатели мод F14D рабочим объемом 1,4 л и мод. F16D рабочим объемом 1,6 л, с рядным вертикальным расположением цилиндров и жидкостным ох­лаждением. Двигатели имеют одинаковые блок цилиндров и кривошипношатунную группу. Детали и узлы ДВИГАТЕЛЕЙ F14D, F16D показаны на рис. 5.2.

Головки блоков цилиндров обоих двигате­лей изготовлены из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впуск­ные и выпускные каналы расположены на про­тивоположных сторонах головки). В головки блока запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапа­ны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями. Распредели­тельные валы непосредственно воздействуют на клапаны через гидрокомпенсаторы, выпол­няющие одновременно функцию толкателей.

Блоки цилиндров двигателей представля­ют собой единую отливку образующую цилин­дры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, вы­полненных в виде перегородок картера. Блок изготовлен из специального высокопрочного чугуна с цилиндрами, расточенными непо­средственно в теле блока. Крышки коренных подшипников обоих двигателей обработаны в сборе с блоками и невзаимозаменяемы. На блоках цилиндров выполнены специаль­ные приливы, фланцы и отверстия для креп­ления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.

Коленчатый вал, откованный из специ­альной стали, вращается в коренных под­шипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем из алю­миниево-оловянного сплава. Осевое пере­мещение коленчатого вала ограничивается специальными фланцами, выполненными на средней коренной шейке и опирающими­ся на буртики увеличенных по толщине вкла­дышей среднего коренного подшипника.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности го­ловки поршня выполнены кольцевые канавки для двух компрессионных и одного масло­съемного колец, причем последнее состоит из трех секций. Поршни двигателя дополни­тельно охлаждаются маслом, подаваемым че­рез отверстие в верхней головке шатуна и разбрызгиваемым на днище поршня.

Поршневые пальцы установлены в бо­бышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, кото­рые соединены своими нижними головками с шатунными шейками коленчатого вала че­рез тонкостенные вкладыши, имеющие конст­рукцию, аналогичную коренным.

Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.

Система смазки комбинированная (по­дробнее см. «Система смазки», с. 114).

Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с ат­мосферой, поэтому одновременно с отсосом газов и паров бензина в картере образуется разрежение при всех режимах работы двига­теля, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу В систему вентиляции входят клапан 3 (рис. 5.1), венти­ляционный шланг 2, впускной трубопровод 1, а также шланг, соединяющий систему венти­ляции с диффузором дроссельного узла.

Под действием разрежения во впускном трубопроводе 1 картерные газы по каналу в блоке цилиндров двигателя засасываются в полость под крышкой газораспределитель­ного механизма, откуда через клапан 3 и вен­тиляционный шланг 2 поступают во впускной трубопровод 1, где смешиваются с подавае­мым в двигатель воздухом. Образовавшаяся газовая смесь вместе с топливом поступает в цилиндры двигателя и сгорает.

В некоторых случаях, например при силь­ном износе цилиндропоршневой группы или продолжительной работе двигателя с высо­кой нагрузкой, пропускная способность сис­темы вентиляции оказывается недостаточной. В этом случае часть картерных газов отво­дится в дроссельный узел, откуда подается в цилиндры двигателя для сжигания.

Основным элементом системы является кла­пан 3. При полностью открытой дроссельной заслонке, когда разрежение во впускном тру­бопроводе невелико, клапан полностью открыт под действием встроенной в него пружины и картерные газы свободно проходят во впуск­ной трубопровод. При закрытой дроссельной заслонке (режим холостого хода) разрежение во впускном трубопроводе увеличивается, проходное сечение клапана уменьшается, по­ступление картерных газов в трубопровод ог­раничивается и обеспечивается устойчивая работа двигателя в режиме холостого хода.

Система охлаждения двигателей герме­тичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сго­рания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию ох­лаждающей жидкости обеспечивает центро­бежный водяной насос с приводом от колен­чатого вала зубчатым ремнем привода газорас­пределительного механизма. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждаю­щей жидкости в системе охлаждения установ­лен термостат, перекрывающий большой круг системы при не прогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.

Система питания обоих двигателей со­стоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссель­ного узла, фильтра тонкой очистки топлива,

регулятора давления топлива, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его сис­тем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной тру­бы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоян­ное дымление — признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появ­ление дыма при перегазовках, после дли­тельного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым — слишком богатая смесь из за неисправности системы управле­ния двигателем или форсунок. Сизый или гус­той белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку го­ловки блока цилиндров. При сильном по­вреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, при этом уро­вень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или вхолодную погоду — нор­мальное явление.

Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с от­крытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше, конечно, этого не допус­кать, почаще поглядывая на указатель темпе­ратуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентилятор или просто потечет охлаж­дающая жидкость. Если вы упустили момент

перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель - он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему пора­ботать на холостых оборотах, при этом в си­стеме сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопи­тель и откройте капот Если есть возмож­ность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка: на перегретом двигателе гейзер из-под от­крытой пробки обеспечен. Не спешите, дай­те всему остыть, и вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.


Практически во всех инструкциях к авто­мобилю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в случае пу­ска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумуляторной батареи на прово­рачивание валов и шестерен коробки пере­дач в загустевшем масле. В остальных случа­ях это просто рекомендация для того, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчиво­сти включена передача. Этот прием вреден для двигателя, так как при выжатом сцеплении через него на упорный подшипник коленчато­го вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к не­му долго не поступает. Подшипник быстро из­нашивается, коленчатый вал получает осевой люфт и трогание с места начинает сопро­вождаться сильной вибрацией. Для того чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском положение рычага переключения передач и пускать двигатель при затянутом ручном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости.




Рис, 5.1. Схема системы вентиляции картера двига­теля: 1 - впускной трубопровод; 2 - вентиляционный шланг; 3 - клапан системы вентиляции



Рис. 5.2. Детали и узлы ДВИГАТЕЛЕЙ F14D, F16D: 1,11,16,17,25, 27,29,31, 32,34,43,46,49, 55, 59,61,70, 74,99,102,105,111,114,124,125,130,133,139,155,166 - болты; 2 - крышка гнезда термостата; 3 - уплотнительное кольцо крышки; 4 - термостат; 5 - гнездо термостата; 6 - уплотнительное кольцо гнезда; 7, 51, 96 - шпильки; 8 - задняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 9 - промежуточный ролик; 10, 15, 18, 26, 44, 48, 60, 71, 88, 95, 123 - шайбы; 12 - зубчатый шкив




распределительного вала; 13 - ремень привода газораспределительного механизма; 14 - кронштейн; 19 - втулка; 20 - передняя крышка ремня газораспределительного механизма; 21 - уплотнительная прокладка крышки; 22 - резьбовая стойка; 23 - дистанционная втулка; 24 - конусная втулка; 28 - натяжитель ремня привода газораспределительного механизма; 30 - регулировочная планка генератора; 33, 86 - транспортные проушины; 35 - кронштейн крепления впускной трубы; 36, 38 - уплотнительные кольца форсунки; 37 - форсунка; 39 - топливопровод высокого давления двигателя; 40 - прокладки впускной трубы; 41 - впускная труба; 42 - прокладка дроссельного узла; 45 - дроссельный узел; 47 - кронштейн крепления оболочки троса привода дроссельной заслонки; 50, 89, 94 - гайки; 52 - датчик температуры воздуха во впускной трубе; 53 - вакуумный клапан; 54 - шланг вентиляции картера; 56 - вакуумный шланг регулятора давления топлива; 57 - датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем; 58 - передняя крышка подшипника распределительного вала; 62 - средняя крышка подшипника распределительного вала; 63 - головка блока цилиндров; 64 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

65- крышка головки блока цилиндров; 66 - шланг системы вентиляции картера; 67 - свеча зажигания; 68 - пробка маслоналивной горловины;

69 - уплотнительная прокладка пробки; 72 - держатель жгута проводов высокого напряжения; 73 - кронштейн держателя; 75 - уплотнительная прокладка крышки головки блока цилиндров; 76 - уплотнительные кольца колодцев для свечей зажигания; 77 - передний сальник распределительного вала; 78 - распределительный вал; 79 - гидрокомпенсатор зазора в приводе клапана; 80 - сухарь; 81 - тарелка пружины клапана; 82 - пружина клапана; 83- маслосъемный колпачок; 84 - направляющая втулка клапана; 85 - клапан; 87 - уплотнительная прокладка выпускного коллектора; 90 - выпускной коллектор; 91 - датчик содержания кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд); 92 - прокладка приемной трубы системы выпуска отработавших газов; 93 - приемная труба; 97 - прокладка головки блока цилиндров; 98 - теплозащитный щиток выпускного коллектора;

100 - пробка сливного отверстия масляного картера; 101 - прокладка пробки; 103 - масляный картер; 104 - прокладка масляного картера; 106 - крышки коренных подшипников; 107 - нижние вкладыши коренных подшипников; 108 - коленчатый вал; 109 - шпонка; 110 - верхние вкладыши коренных подшипников; 112 - уплотнительное кольцо

маслоприемника; 113 - маслоприемник; 115 - пробка редукционного клапана; 116 - уплотнительная прокладка пробки редукционного клапана; 117 - пружина редукционного клапана; 118 - плунжер редукционного клапана; 119 - предохранительный клапан; 120 - прокладка нижней крышки ремня привода газораспределительного механизма; 121 - нижняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 122 - шкив коленчатого вала; 126 - зубчатый шкив коленчатого вала; 127 - передний сальник коленчатого вала; 128 - датчик аварийного падения давления масла; 129 - уплотнительное кольцо датчика; 131 - масляный насос; 132 - пробка-заглушка; 134 - водяной насос; 135 - уплотнительное кольцо водяного насоса; 136 - прокладка масляного насоса; 137 - патрубок системы охлаждения; 138 - блок цилиндров; 140 - патрубок системы вентиляции картера; 141, 143 - хомуты; 142 - шланг; 144 - крышка шатуна; 145 - нижний вкладыш шатунного подшипника; 146 - верхний вкладыш шатунного подшипника; 147 - шатун; 148 - поршневой палец; 149 - поршень; 150 - верхнее компрессионное кольцо; 151 - нижнее компрессионное кольцо; 152 - верхний диск маслосъемного кольца; 153 - расширитель маслосъемного кольца; 154 - нижний диск маслосъемного кольца; 156, 159, 165 - установочные втулки; 157 - указатель уровня масла; 158 - направляющая трубка указателя; 160 - заглушка водяной рубашки блока цилиндров; 161 - штуцер масляного фильтра; 162 - масляный фильтр; 163 - втулка; 164 - пробка втулки; 167 - маховик; 168 - задний сальник коленчатого вала

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности