Руководство | Chevrolet Lacetti. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ T18SED

Chevrolet Lacetti. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ T18SED


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

На часть выпускаемых автомобилей Chevrolet Lacetti устанавливают бензиновый четырехтактный 16-клапанный рядный двига­тель мод T18SED (DOHC, 120,7 л.с.) рабочим объемом 1,8 л.

В головке блока цилиндров двигателя мод. T18SED установлены два распределительных

вала. Распределительные валы впускных и вы­пускных клапанов приводятся во вращение ар­мированным зубчатым ремнем 11 (рис. 12.1). Натяжение ремня обеспечивается натяжным устройством 12.

Клапаны (рис. 12.2) приводятся непосред­ственно от распределительных валов через гидротолкатели 6 и 13, автоматически ком­пенсирующие изменение длины стержней клапанов при нагреве. Благодаря гидротолка-


Рис. 12.1. Привод газораспределительного механизма двигателя T18SED: 1 - болты крепления зубчатых шкивов распределительных валов; 2, 3,10 - уплотнительные кольца; 4 - зубчатый шкив распределительного вала впускных клапанов; 5 - зубчатый шкив распределительного вала выпускных клапанов; 6- направляющий ролик; 7 - кронштейн передней опоры двигателя; 8 - задняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 9 - водяной на­сос; 11 - ремень привода газораспределительного механизма; 12 - натяжное устройство ремня привода газораспре­делительного механизма; 13,19,22 - болты; 14,17,20-демпферные кольца; 15-уплотнительная прокладка; 16- пе­редняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 18,21 - шайбы; 23 - крышка


телям на двигателе мод. Т18SED не требуется проверять и регулировать зазоры в приводе клапанов.

Головка блока цилиндров 24 изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схе­ме продувки цилиндров (впускные и выпуск­ные каналы расположены на противополож­ных сторонах головки). В головку запрессова­ны седла 19, 21 и направляющие втулки 12 и 18 клапанов. Впускные и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями.

Распределительные валы установлены в постелях подшипников, выполненных в теле головки, и закреплены крышками 2 и 4. Кулач­ки распределительных валов воздействуют на гидротолкатели 6 и 13 клапанов, которые перемещают клапаны.

Плоскость разъема головки и блока цилин­дров уплотнена прокладкой 3, которая состо­ит из двух отформованных из тонколистового металла и сваренных между собой точечной сваркой пластин.

Блок цилиндров представляет собой еди­ную отливку образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и четыре опоры коленчатого вала, выполненные в виде перегородок картера. Блок изготовлен из специального высокопрочного чугуна с ци­линдрами, расточенными непосредственно в теле блока. На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы масляной магистрали. В ни­жней части блока цилиндров расположено пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые кре­пятся к блоку цилиндров болтами. Крышки ко­ренных подшипников двигателя обработаны в сборе с блоком и невзаименяемы.

Коленчатый вал 13 (рис. 12.3) вращается в коренных подшипниках, имеющих тонко­стенные стальные вкладыши 8 и 13 с анти­фрикционным слоем. Для подачи масла от ко­ренных шеек к шатунным в коленчатом валу выполнены сверления. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено нижними и верхними вкладышами третьего коренного подшипника, имеющими упорные буртики. На переднем конце коленчатого вала уста­новлен задающий диск 1 для датчика положе­ния коленчатого вала системы управления двигателем и зубчатый шкив ремня привода распределительных валов.

К фланцу коленчатого вала автомобилей с механической коробкой передач крепится отлитый из чугуна маховик с напрессованным зубчатым венцом.

Поршни 5 (рис. 12.3) изготовлены из алю­миниевого сплава. На цилиндрической по­верхности головки поршня выполнены коль­цевые канавки для двух компрессионных ко­лец и составного маслосъемного кольца.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ МОД. Т18SED, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ


Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель не пускается

Нет давления топлива в рампе: засорены топливопроводы

неисправен топливный насос засорен топливный фильтр неисправен регулятор давления топлива

Промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы Замените насос Замените фильтр

Проверьте регулятор, неисправный замените

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем», с. 240

Неисправен датчик положения коленчатого вала

См. «Система управления двигателем», с. 240

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Неисправен регулятор холостого хода

Замените регулятор холостого хода

Подсос воздуха через шланги вентиля­ции картера двигателя и шланг, соеди­няющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов

Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените

Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист

Неполное открытие дроссельной заслонки

Отрегулируйте привод дроссельной заслонки

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки

Замените датчик

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Загрязнен воздушный фильтр

Замените фильтрующий элемент

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем», с. 240

Недостаточная компрессия - ниже 1 МПа (10кгс/см2): пробита прокладка головки блока цилиндров

прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец

плохое прилегание клапанов к седлам

чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец

Замените прокладку

Очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените

Замените поврежденные клапаны, от­шлифуйте седла

Замените поршни, расточите и отхонин- гуйте цилиндры

Недостаточное давление масла в прогретом двигателе

Использование масла несоответствующей марки

Замените масло рекомендованным

Разжижение или вспенивание масла из- за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости

Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости, замените масло

Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса

Промойте или замените масляный насос

Засорение масляного фильтра

Замените масляный фильтр

Ослабление крепления или засорение маслоприемника

Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр

Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей

Отремонтируйте блок цилиндров.

При невозможности устранения дефекта замените блок

Стук коренных подшипников коленчатого вала

Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметны­ми при плавном повышении и снижении частоты вращения коленчатого вала

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников

Прошлифуйте шейки и замените вкла­дыши

Увеличенный зазор в упорном подшипнике коленчатого вала

Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника новыми, про­верьте зазор

Стук шатунных подшипников

Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания

Причина неисправности

Способ устранения

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Стук поршней

Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Замените поршни, расточите и отхонин- гуйте цилиндры

Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне

Замените кольца или поршни с кольцами

Повышенный шум газораспределительного механизма

Попадание воздуха в гидротолкатели клапанов вследствие слишком низкого (захват воздуха насосом) или слишком высокого (вспенивание масла) уровня масла в двигателе

Удалите воздух из гидротолкателей

Загрязнение полостей гидротолкателей клапанов вследствие применения низко­качественного масла или повреждения масляного фильтра

Промойте гидротолкатели, замените масло и фильтр

Износ рабочих поверхностей гидротолкателей клапанов, вызванный применением низкокачественного масла или несвоевременной его заменой

Замените гидротолкатели

Поломка клапанной пружины

Замените пружину

Чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, вызванный их износом

Замените направляющую втулку и клапан

Износ кулачков распределительного вала

Замените распределительный вал

Неисправны гидротолкатели клапанов

Замените гидротолкатели

Стук на холодном двигателе, слышный в течение 2-3 мин после пуска и усиливающийся при увеличении частоты вращения коленчатого вала

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Стук поршней, исчезающий после про­грева двигателя, не является признаком неисправности. При постоянном стуке замените поршни, расточите и отхонин- гуйте цилиндры

Ослабление крепления шкива коленчатого вала

Подтяните крепление

Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя

Использование масла несоответствую­щей марки (с пониженной вязкостью)

Замените масло на рекомендованное

Увеличенный осевой зазор коленчатого вала

Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника

Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике

Замените вкладыши переднего коренного подшипника

Стуки в прогретом двигателе на режиме холостого хода

Ослабление натяжения или износ рем­ней приводов генератора и водяного на­соса, компрессора кондиционера и насо­са гидроусилителя рулевого управления

Отрегулируйте натяжение ремней или замените их

Шум деталей газораспределительного механизма

См. неисправность «Повышенный шум газораспределительного механизма»

Использование масла несоответствую­щей марки

Замените масло на рекомендованное заводом-производителем автомобиля

Увеличенные зазоры между поршневы­ми пальцами и отверстиями в бобышках поршней

Замените поршни и пальцы

Увеличенные зазоры между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Непараллельны оси верхней и нижней головок шатуна

Замените шатун

Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала

Поломка ступицы шкива коленчатого вала

Замените поврежденные детали

Чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных подшипников коленчатого вала

Перешлифуйте шейки под ремонтный размер и замените вкладыши

Повышенная вибрация двигателя

Дисбаланс коленчатого вала

Снимите и отбалансируйте коленчатый вал


Причина неисправности

Способ устранения

Установлены поршни разной массы

Разберите шатунно-поршневую группу, подберите поршни по массе

Неодинаковые значения компрессии в цилиндрах

См. «Проверка компрессии в цилинд­рах», с. 87

Подушки опор подвески силового агрегата сильно изношены или затвердели

Замените опоры

Ослаблено крепление шкива коленчато­го вала или шкивов вспомогательных агрегатов

Подтяните крепления

Повышенный расход масла

Подтекание масла через уплотнения двигателя

Подтяните крепления или замените прокладки и сальники

Засорена система вентиляции картера

Промойте детали системы вентиляции картера

Износ поршневых колец или цилиндров двигателя

Расточите цилиндры, замените поршни и кольца

Поломка поршневых колец

Замените кольца

Закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла

Очистите кольца и пазы от нагара, заме­ните моторное масло рекомендуемым в приложении 7

Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов

Замените маслосъемные колпачки

Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок

Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров

Причина неисправности

Способ устранения

Перегрев двигателя

Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения

Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения

Сильно загрязнена наружная поверх­ность радиатора

Очистите наружную поверхность радиа­тора струей воды

Неисправен термостат

Замените термостат

Неисправен электровентилятор системы охлаждения

Проверьте электродвигатель вентилято­ра и реле его включения, неисправные узлы замените

Неисправен клапан пробки радиатора (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку радиатора

Использование бензина с пониженным октановым числом

Залейте бензин с соответствующим октановым числом

Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке

Поврежден радиатор

Отремонтируйте или замените радиатор

Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабле­ние хомутов

Замените поврежденные шланги или прокладки, замените хомуты шлангов

Подтекание жидкости через сальник водяного насоса

Замените водяной насос

Повреждена прокладка головки блока цилиндров

Замените прокладку

Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке блока цилиндров

Проверьте герметичность блока и голо­вки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали


Поршневые пальцы 4 установлены в бо­бышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов 6, кото­рые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши 3 и 14, которые по конструкции аналогичны коренным.

Шатуны 6 стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.

Система смазки комбинированная: наи­более нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные - или направленным разбрызгиванием, или разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между сопря­гаемыми деталями. Давление в системе смазки создается шестеренчатым масляным насосом, установленным снаружи в передней части блока цилиндров и приводимым в дей­ствие от переднего конца коленчатого вала. Насос выполнен с внутренним трохоидальным зацеплением шестерен.

Насос всасывает масло из поддона масля­ного картера через маслоприемник с сетча­тым фильтром и через полнопоточный масля­ный фильтр с фильтрующим элементом из по­ристой бумаги подает его в главную масляную магистраль, расположенную в теле блока ци­линдров. От главной магистрали отходят кана­лы подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала. К шатунным подшипникам масло подается через каналы, выполненные в теле коленчатого вала. От главной масляной магистрали отходят вертикальные каналы под­вода масла к подшипникам распределитель­ных валов и к гидротолкателям клапанов. Для смазки подшипников распределительных ва­лов масло из вертикального канала поступает в центральные осевые каналы распредели­тельных валов через радиальное отверстие в шейке одного из подшипников и распреде­ляется по ним к остальным подшипникам.

Кулачки распределительных валов смазы­ваются маслом, поступающим из центральных осевых каналов через радиальные отверстия


в кулачках. Излишнее масло сливается из го­ловки блока в масляный картер через верти­кальные дренажные каналы.

Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмо­сферой, поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение на всех режимах работы двигателя, что повы­шает надежность различных уплотнений дви­гателя и уменьшает выброс токсичных ве­ществ в атмосферу Система состоит из двух ветвей, большой и малой.

При работе двигателя на холостом ходу и на режимах малых нагрузок, когда разреже­ние во впускной трубе велико, картерные газы


Рис. 12.2. Головка блока цилиндров двигателя T18SED: 1 - сальники распределительных валов; 2,4 - крышки под­шипников распределительных валов; 3 - прокладка; 5 - болт; 6, 13 - гидротолкатели; 7,14 - запорные сухари пру­жин клапанов; 8 - верхняя тарелка пружины клапана; 9,15 - пружины клапанов; 10,16 - маслосъемные колпачки; 11, 17 - нижние тарелки пружин клапанов; 12, 18 - направляющие втулки клапанов; 19, 21 - седла клапанов; 20 - впускной клапан; 22 - выпускной клапан; 23 - шпилька выпускного коллектора; 24 - головка блока цилиндров; 25,26, 27 - заглушки



через клапан системы вентиляции картера двигателя по малой ветви системы всасыва­ются впускной трубой. Клапан открывается в зависимости от разрежения во впускной трубе и таким образом регулирует поток кар- терных газов.

На режимах полных нагрузок, когда дрос­сельная заслонка открыта на большой угол, разрежение во впускной трубе снижается, а в воздухоподводящем рукаве возрастает. Ос­новная часть картерных газов через шланг большой ветви, подсоединенный к штуцеру на крышке головки блока, поступает в воздухо­подводящий рукав, а затем через дроссельный узел во впускную трубу и цилиндры двигателя.

Система охлаждения жидкостная, закры­тая, с принудительной циркуляцией жидкости. Рубашка охлаждения выполнена в литье и ок­ружает цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головках блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водя­ной насос, который приводится зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Для поддержания нормальной ра­бочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости. Термостат установ-



Рис. 12.3. Шатунно-поршневая группа и коленчатый вал двигателя T18SED: 1 - задающий диск датчика положе­ния коленчатого вала; 2 - шпонка; 3 - верхние вкладыши шатунного подшипника; 4- поршневой палец; 5- поршень; 6- шатун; 7 - крышка шатуна; 8- верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала; 9 - маховик; 10-зад­ний сальник коленчатого вала; И - крышки коренных подшипников коленчатого вала; 12 - нижние вкладыши корен­ных подшипников коленчатого вала; 13 - коленчатый вал; 14- нижние вкладыши шатунного подшипника


лен в корпусе, соединенном патрубками с обеими головками блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до 82 °С термостат полностью закрыт и жид­кость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре выше 82 °С термостат начи­нает открываться, и при 95 °С он открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкос­ти через радиатор.

Система питания состоит из электричес­кого топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильт­ра тонкой очистки топлива, установленного в модуле топливного насоса, регулятора дав­ления топлива, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.

Система зажигания микропроцессорная, состоит из катушки зажигания, высоковольт­ных проводов и свечей зажигания. Катушкой зажигания управляет электронный блок сис­темы управления двигателем. Система зажи­гания при эксплуатации не требует обслужи­вания и регулировки.

Силовой агрегат (двигатель со сцеплени­ем, коробкой передач и главной передачей) установлен на опорах с эластичными резино­выми элементами, воспринимающих основ­ную массу силового агрегата, компенсирую­щих крутящий момент от трансмиссии и на­грузки, возникающие притрогании автомоби­ля с места, при разгоне и торможении.

ПРИМЕЧАНИЕ

В данном разделе описаны работы по ремон­ту двигателя, доступные начинающему мас­теру, такие как замена ремня привода газо­распределительного механизма и уплотне­ний двигателя. Для капитального ремонта двигателя с его полной разборкой требуются специальные инструменты и оборудование, а также соответствующая техническая под­готовка исполнителя. Поэтому в случае не­обходимости такого ремонта обращайтесь на фирменную станцию технического обслу­живания.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности