Руководство | Газель до 2009 года. Система охлаждения двигателя ЗМЗ-40522 #28091777
Описание конструкции
Система охлаждения: I - система отопления с одним отопителем; II - система отопления с двумя отопителями; 1 - сливной кран системы охлаждения; 2, 3 - краны отопителей; 4 - электронасос системы отопления; 5 - радиатор дополнительного отопителя; 6, 7 - радиаторы отопителей; 8 - расширительный бачок; 9 - дроссельный узел; 10 - термостат; 11 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 - датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 13 - радиатор; 14 - сливная пробка радиатора; 15 - вентилятор; 16 - поликлиновой ремень привода вентилятора и насоса; 17 - насос охлаждающей жидкости
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов, радиатора и крыльчатки вентилятора. К системе охлаждения подсоединены радиатор отопителя кабины и радиатор дополнительного отопителя (для автофургонов с двумя рядами сидений и микроавтобусов) . Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости. Уровень жидкости на холодном двигателе должен находиться между верхним краем хомута, крепящего бачок, и отметкой MIN. К верхним патрубкам бачка подсоединены два пароотводя-
щих шланга, соединяющих бачок с крышкой термостата и радиатора. Нижний патрубок бачка соединяется наливным шлангом с отводящим шлангом радиатора.
1 ерметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе на остывающем двигателе. При этом уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке снижается.
При утере крышки нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов, даже подходящей по размеру и резьбе,- это приведет к недопустимому повышению давления в системе охлаждения (на горячем двигателе) и как следствие - утечке охлаждающей жидкости из-под хомутов крепления шлангов.
Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости. Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, приводится вместе с генератором поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Жидкость поступает к насосу через шланги из термостата, расширительного бачка, радиатора системы охлаждения, из радиатора отопителя и блока подогрева дроссельного узла.
Насосом охлаждающая жидкость нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда через отверстия в при- валочных поверхносях блока и головки блока цилиндров попадает в рубашку охлаждения головки блока цилиндров и оттуда — к термостату.
Термостат способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует коли чество жидкости, проходящей через радиатор.
На пепрогретом двигателе основной клапан термостата закрыт и перекрывает выпускной патрубок крышки корпуса термостата, ведущий к радиатору системы охлаждения, а байпасный клапан открыт. Жидкость при этом циркулирует по рубашке охлаждения двигателя — по малому кругу.
Но мере прогрева двигателя, при температуре жрщкости (82+2) °С основной и байпасный клапаны термостата начинают перемешаться, открывая выпускной патрубок крышки термостата и закрывая байпасный патрубок, пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения. Жидкость начинает циркулировать по большому круга, поступая в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху. Через блок подогрева дроссельного узла и радиатор отопителя жидкость циркулирует!' постоянно и не зависит от положения клапана термостата.
Темостат: 1 - байпасный клапа; 2 - основной клапан; 3 - прокладка
Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами, расположенными между ними. Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок левого бачка, а отводится через нижний патрубок правого бачка. Для слива охлаждающей жидкости в правом бачке имеется сливное отверстие, закрытое пробкой.
Крыльчатка вентилятора радиатора крепится четырьмя болтами к фланцу насоса охлаждающей жидкости.
Сигналы на указатель температуры охлаждающей жидкости и сигнализатор аварийно высокой температуры (перегрев двигателя) в комбинации приборов поступают, соответственно, от датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика перегрева двигателя, расположенных в корпусе термостата. Стержни датчиков омываются жидкостью, поступающей в полость корпуса термостата из рубашки охлаждения головки блока цилиндров.
Газель до 2009 года. Замена охлаждающей жидкости двигателя ЗМЗ-40522
Устанавливаем автомобиль на горизонтальную площадку.
Чтобы открыть кран отопителя, включаем зажигание, переводим ручку регулятора температуры воздуха в крайнее положение синего сектора, а затем в красный сектор. При открывании крана отопителя должен быть слышен отчетливый щелчок. Выключаем зажигание.
Подставляем широкую емкость объемом не менее 10 л под сливное отверстие радиатора.
Ключом «на 14» отворачиваем резьбовую пробку сливного отверстия. Снимаем крышку расширительного бачка... |
...и сливаем жидкость из радиатора.
Надеваем шланг на кран, установленный на блоке цилиндров с левой стороны.
Открываем кран и сливаем охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров. |
Закрываем сливной кран блока цилиндров и снимаем с него шланг, заворачиваем пробку сливного отверстия радиатора.
В салоне автомобиля...
...отворачиваем на 2-3 оборота пробку тройника. Он установлен с правой стороны под панелью приборов (для наглядности показано со снятой панели приборов).
Заливаем через воронку в расширительный бачок охлаждающую жидкость и заворачиваем пробку тройника.
Включаем зажигание и электронасос дополнительного отопителя на 1-2 мин. Снова отворачиваем пробку тройника, чтобы выпустить воздух из системы. Повторяем эту операцию 2-3 раза.
Доливаем жидкость в бачок до требуемого уровня, пускаем двигатель, включаем электронасос дополнительного отопителя. Даем двигателю поработать на повышенных (около 3000 мин-1) оборотах 3-5 мин. За это время уровень охлаждающей жидкости в бачке должен ощутимо понизиться. Это будет свидетельствовать о том, что воздушная пробка вышла из системы охлаждения. Проверить это можно несколькими способами: оба шланга основного отопителя должны быть горячие, а при включении электровентилятора основного отопителя в салон должен подаваться теплый воздух. Дав двигателю остыть, проверяем уровень охлаждающей жидкости. При необходимости доливаем жидкость и закрываем расширительный бачок крышкой. Убеждаемся в отсутствии подтекания охлаждающей жидкости, при необходимости подтягиваем пробки сливного отверстия и выпуска воздуха.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст