Руководство | Fiat Albea. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Fiat Albea. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Двигатели, устанавливаемые на автомобили Fiat Albea, оборудо­ваны электронной системой управ­ления двигателем (ЭСУД) с рас­пределенным впрыском топлива. Эта система работает совместно с нейтрализатором отработавших газов, системой улавливания па­ров топлива и обеспечивает вы­полнение экологических норм при сохранении высоких динамических качеств и низкого расхода топлива.

Электрическая схема системы впрыска топлива приведена в кон­це книги.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Прежде чем снять какие-либо узлы ЭСУД, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Не пускайте двигатель, если наконечни­ки проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

Никогда не отсоединяйте аккумулятор­ную батарею от бортовой сети автомо­биля при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторной батареи отсоединяйте ее от бортовой сети авто­мобиля.

Не подвергайте ЭБУ температуре вы­ше 65 °С в рабочем состоянии и выше 80 °С - в нерабочем (например, в су­шильной камере). Если эта темпера­тура будет превышена, надо снять ЭБУ с автомобиля.

Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоеди­няйте к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании.

Перед проведением электродуговой сварки на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ.

Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром, внутреннее сопротивление которого не менее 10 МОм.

Количество топлива, подаваемо­го форсунками, регулируется элек­трическим импульсным сигналом от ЭБУ. Электронный блок отсле­живает данные о состоянии двига­теля, рассчитывает потребность в топливе и определяет необходи­мую длительность подачи топлива форсунками (длительность им­пульса - скважность). Для увели­чения количества подаваемого топлива ЭБУ увеличивает длитель­ность импульса, а для уменьшения подачи топлива - сокращает.

ЭБУ обладает способностью оце­нивать результаты своих расчетов и команд, запоминать режимы недавней работы и действовать в соответствии с ними.


Синхронный впрыск топлива - наиболее часто применяемый метод. Асинхронный впрыск топлива применяется в ос­новном в режиме пуска двигателя. ЭБУ включает форсунки последо­вательно. Каждая из форсунок включается через каждые 720° поворота коленчатого вала. Такой метод позволяет более точно до­зировать топливо по цилиндрам и снизить уровень токсичности от­работавших газов.

Количество подаваемого топли­ва определяется состоянием дви­гателя, т.е. режимом его работы. Эти режимы обеспечиваются ЭБУ и описаны ниже.

Когда коленчатый вал двигателя начинает прокручиваться старте­ром, первый импульс от датчика положения коленчатого вала вызы­вает импульс от ЭБУ на включение сразу всех форсунок, что позволя­ет ускорить пуск двигателя.

Первоначальный впрыск топлива происходит каждый раз при пуске двигателя. Длительность импульса впрыска зависит от температуры. На холодном двигателе импульс впрыска увеличивается для увели­чения количества топлива, на про­гретом - длительность импульса уменьшается. После первоначаль­ного впрыска ЭБУ переключается на соответствующий режим управ­ления форсунками.

Режим пуска. При включении зажигания ЭБУ включает реле эле­ктробензонасоса, который создает давление в магистрали подачи топ­лива к топливной рампе.

ЭБУ проверяет сигнал от датчика температуры охлаждающей жидкос­ти и определяет необходимое для пуска количество топлива и воздуха.

Когда коленчатый вал двигателя начинает проворачиваться, ЭБУ формирует фазированный им­пульс включения форсунок, дли­тельность которого зависит от сигналов датчика температуры охлаждающей жидкости. На хо­лодном двигателе длительность импульса больше (для увеличения количества подаваемого топли­ва), а на прогретом - меньше.

Режим обогащения при уско­рении. ЭБУ следит за резкими из­менениями положения дроссель­ной заслонки (по сигналу датчика положения дроссельной заслон­ки), а также за сигналом датчика массового расхода воздуха и обес­печивает подачу дополнительного количества топлива за счет увели­чения длительности импульса впрыска. Режим обогащения при ускорении применяется только для управления топливоподачей в пе­реходных условиях (при переме­щении дроссельной заслонки).

Режим отключения подачи топлива при торможении двига­телем. При торможении двигате­лем с включенной передачей и сцеплением ЭБУ может на корот­кие периоды времени полностью отключить импульсы впрыска топ­лива. Отключение и включение подачи топлива в этом режиме происходят при создании опреде­ленных условий по температуре охлаждающей жидкости, частоте вращения коленчатого вала, ско­рости автомобиля и углу открытия дроссельной заслонки.

Компенсация напряжения пи­тания. При падении напряжения питания система зажигания может давать слабую искру, а механичес­кое движение открытия форсунки может занимать больше времени. ЭБУ компенсирует это путем уве­личения времени накопления энергии в катушках зажигания и длительности импульса впрыска.

Соответственно при повышении напряжения аккумуляторной бата­реи (или напряжения в бортовой сети автомобиля) ЭБУ уменьшает время накопления энергии в ка­тушках зажигания и длительность впрыска.

Режим отключения подачи топлива. При остановке двигателя (выключенном зажигании) топливо форсункой не подается, таким об­разом исключается самопроиз­вольное воспламенение смеси в перегретом двигателе. Кроме того, импульсы на открытие фор­сунок не подаются, если ЭБУ не по­лучает «опорные» импульсы отдат­чика положения коленчатого вала, т.е. это означает, что двигатель не работает.

Подача топлива отключается и при превышении предельно допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя для защиты двигателя от работы на недопустимо высоких оборотах.

Электронный блок управле­ния (ЭБУ) расположен в перед­ней части моторного отсека ря­дом с аккумуляторной батареей на специальном кронштейне, при­крепленном к головке блока цилиндров двигателя, и представ­ляет собой управляющий центр электронной системы управления двигателем. Он непрерывно обра­батывает информацию от различ­ных датчиков и управляет систе­мами, влияющими на токсичность отработавших газов и эксплуата­ционные показатели автомобиля.

В ЭБУ поступает следующая ин­формация:

- положение и частота вращения коленчатого вала;

- положение распределительно­го вала;

- температура охлаждающей жидкости;

- температура и давление всасы­ваемого воздуха;

- положение дроссельной за­слонки;

- содержание кислорода в отра­ботавших газах;

- наличие детонации в двигателе;

- скорость автомобиля;

- напряжение в бортовой сети автомобиля;

- запрос на включение кондицио­нера.

На основе полученной информа­ции ЭБУ управляет следующими системами и приборами:

- топливоподачей (форсунками и электробензонасосом);

- системой зажигания;

- регулятором холостого хода;

- адсорбером системы улавл» вания паров бензина;


выходные транзисторы контролле­ра. Единственное исключение - цепь реле топливного насоса. Топливный насос подключен через силовое ре­ле. В свою очередь, обмоткой реле управляет ЭБУ, замыкая один из вы­водов на «массу».

ЭБУ оснащен встроенной систе­мой диагностики и может распоз­навать неполадки в работе ЭСУД, предупреждая о них водителя че­рез контрольную лампу в комбина­ции приборов. Кроме того, ЭБУ хранит диагностические коды, указывающие на неисправность конкретного элемента системы и характер этой неисправности, чтобы помочь специалистам в про­ведении диагностики и ремонта.


Для обмена данными с ЭБУ служит диагностический разъем, расположенный под блоком пре­дохранителей в салоне. К диа­гностическому разъему подклю­чается сканирующее устройство для считывания информации об ошибках, хранящихся в памяти ЭБУ, для проверки датчиков и ис­полнительных механизмов в ре­альном времени, для управления исполнительными механизмами и перепрограммирования ЭБУ.

ЭБУ (контроллер) располагает следующими типами памяти:

- программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ);

- оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);

- электрически репрограммиру- емое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).


Программируемое постоян­ное запоминающее устройство (ППЗУ). В нем находится общая программа, в которой содержатся последовательность рабочих ко­манд (алгоритмы управления) и различная калибровочная ин­формация, Эта информация пред­ставляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и другими параметрами, ко­торые зависят от массы автомоби­ля, типа и мощности двигателя, передаточных отношений транс­миссии и других факторов. ППЗУ называют еще запоминаю­щим устройством калибровок. Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирова­ния. Эта память не нуждается в пи­тании для сохранения записанной в ней информации, которая не сти­рается при отключении питания, т.е. эта память является энергоне­зависимой.

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Это «блокнот» ЭБУ. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров для расчетов и промежуточной ин­формации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их.

Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависима и требует бесперебойного питания для со­хранения. При прекращении подачи питания содержащиеся в ОЗУ диа­гностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.

Датчик температуры охлажда­ющей жидкости представляет со­бой термистор (резистор, сопро­тивление которого изменяется в зависимости от температуры). Датчик ввернут в отверстие головки блока цилиндров в правой ее части. При низкой температуре сопротив­ление датчика высокое, а при высо­кой температуре - низкое.

Электронный блок питает цепь датчика температуры постоянным «опорным» напряжением. Напря­жение сигнала датчика максималь­но на холодном двигателе и снижа­ется по мере его прогрева. По зна­чению напряжения электронный блок определяет температуру дви­гателя и учитывает ее при расчете регулировочных параметров впры­ска и зажигания. При отказе датчи­ка или нарушениях в цепи его под­ключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запоминает его. Для устранения неисправности проверьте надежность контактных соединений в проводке к датчику или замените сам датчик.

Датчик детонации, прикреплен­ный к верхней части блока цилинд­ров, улавливает аномальные виб­рации (детонационные удары) в двигателе.

Чувствительным элементом дат­чика является пьезокристалличес­кая пластинка. При возникновении детонации на выходе датчика гене­рируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возраста­нием интенсивности детонацион­ных ударов. ЭБУ по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.

Датчик положения коленчато­го вала индуктивного типа пред­назначен для синхронизации рабо­ты электронного блока управления с ВМТ поршней 1 -го и 4-го цилинд­ров и угловым положением колен­чатого вала.

Датчик установлен в передней части блока цилиндров двигателя напротив задающего диска на ко­ленчатом валу.


При вращении коленчатого вала зубья изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напря­жения переменного тока. Блок уп­равления по сигналам датчика определяет частоту вращения ко­ленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.

При отказе датчика пуск двигате­ля невозможен.

Датчик фазы установлен в зад­ней части головки блока цилиндров у торца распределительного вала. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Датчик опреде­ляет ВМТ такта сжатия поршня 1-го цилиндра. Сигнал датчика использу­ется контроллером для организации фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров. При возникновении не­исправности цепи контроллер зано­сит в свою память ее код и включает контрольную лампу системы управ­ления двигателем.

Датчик положения дроссель­ной заслонки выполнен за одно це­лое с крышкой дроссельного узла.

Датчик представляет собой по­тенциометр, на один конец которо­го подается «плюс» напряжения питания (5 В), а другой конец со­единен с «массой».

С третьего вывода потенциомет­ра (от ползунка) идет выходной сигнал к электронному блоку уп­равления.

Когда дроссельная заслонка по­ворачивается (от воздействия на педаль управления), изменяет­ся напряжение на выходе датчика.

При закрытой дроссельной за­слонке оно ниже 0,5 В. Когда за­слонка открывается, напряжение на выходе датчика растет, при пол­ностью открытой заслонке оно должно быть более 4 В.

Отслеживая выходное напряже­ние датчика, контроллер корректи­рует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной за­слонки (т.е. по желанию водителя).

Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управления восприни­мает холостой ход (т.е. полное за­крытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.

Датчик абсолютного давления и температуры во впускной трубе преобразует разрежение в этой трубе в электрическое на­пряжение, по значению которого ЭБУ определяет нагрузку двигате­ля. Датчик установлен на впускной трубе. Выходное напряжение дат­чика изменяется в соответствии с давлением во впускной тру­бе - от 4,9 В (при полностью откры­той дроссельной заслонке) до 0,3 В (при закрытой заслонке). При нера­ботающем двигателе блок управле­ния по напряжению датчика опре­деляет атмосферное давление и адаптирует параметры регулиро­вания впрыска к конкретной высоте над уровнем моря. Значения атмо­сферного давления, хранящиеся в памяти, периодически обновля­ются при равномерном движении автомобиля и во время полного от­крытия дроссельной заслонки.

Датчик температуры всасыва­емого воздуха представляет со­бой термистор, изменяющий свое


сопротивление в зависимости от температуры.

Сопротивление термистора со­ставляет 100 кОм при температуре -40 °С, а при повышении температу­ры до+130 °С уменьшается до 70 Ом.

ЭБУ питает цепь датчика постоян­ным «опорным» напряжением. На­пряжение сигнала датчика макси­мально, когда воздух во впускной тру­бе холодный, и снижается по мере


Рис. 10.5. Датчик концентрации кислорода


повышения его температуры. По зна­чению напряжения ЭБУ определяет температуру воздуха на впуске и вно­сит коррективы при расчете угла опережения зажигания. При отказе датчика или нарушениях в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запоминает его. Если ЭБУ продолжает выдавать код неисправности при исправных кон­тактных соединениях в проводке, за­мените датчик температуры воздуха.


Датчик скорости автомобиля

установлен на коробке передач. Принцип действия датчика осно­ван на эффекте Холла. Датчик вы­дает на ЭБУ прямоугольные им­пульсы напряжения, частота кото­рых пропорциональна скорости вращения ведущих колес.


Управляющий датчик концен­трации кислорода (рис. 10.5) применяется в системе впрыска с обратной связью и установлен в выпускном коллекторе. Для кор­ректировки расчетов длительности импульсов впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах. Эту инфор­мацию выдает управляющий дат­чик концентрации кислорода. Со­держащийся в отработавших газах кислород реагирует с датчиком, создавая разность потенциалов на выходе датчика. Она изменяет­ся приблизительно от 0,1 В (вы­сокое содержание кислорода - бедная смесь) до 1 В (низкое со­держание кислорода - богатая смесь).



Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер определяет, какую ко­манду по корректировке состава ра­бочей смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то контроллер дает команду на обо­гащение смеси; если смесь богатая (высокая разность потенциалов) - на обеднение смеси.

Диагностический датчик кон­центрации кислорода установлен в приемной трубе за нейтрализато­ром, работает по тому же принципу, что и управляющий датчик. Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейт­рализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания ди­агностического датчика будут зна­чительно отличаться от показаний управляющего датчика.

Fiat Albea. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности

Способ устранения

Детонационные стуки в двигателе при

ускорении автомобиля

Неисправен датчик детонации

Проверьте и при необходимости замените датчик. Про­верьте контактные соединения в проводке цепи датчика

Отсутствие быстрой реакции двигателя на изменение положения дроссельной заслонки, особенно при трогании автомобиля с места и в начале разгона

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки

Проверьте свободу перемещения ползунка датчика. При увеличении угла открытия заслонки напряжение сигнала датчика должно пропорционально возрастать

Неисправен датчик абсолютного давления во впускном коллекторе

Проверьте датчик, контактное соединение с проводкой и посадку датчика на впускной коллектор

Неровная работа двигателя на холостом ходу, сопровождающаяся повышенной вибрацией и остановками

Бедная топливовоздушная смесь из-за увеличения напряжения сигнала датчика концентрации кислорода вследствие образования отложений на колбе датчика

При наличии белого порошкообразного налета на датчике замените его

Заедание дроссельной заслонки в открытом положении

Устраните заедание

дроссельной заслонки

Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости или его электрической цепи

Проверьте и при необходимости замените датчик. Про­верьте контактные соединения в проводке цепи датчика

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности