ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 6
1 — ш к и в к о л е н ч а т о г о в а л а ;
2 —
м а с л о о т р а ж а т е л ь ;
3
— х р а п о в и к ;
4
— у к а
в а л а ;
6
— в а л и к п р и в о д а д а т ч и к а о г р а н и ч и т е л я :
7 —
п о д ж и м н а я п р у ж и н а
ка б л о к а :
И
— в о д я н о й н а с о с ;
12
— ш к и в в о д я н о г о н а с о с а ;
13
— р е м е н ь
у п р а в л е н и я ;
15 —
р е м е н ь п р и в о д а к о м п р е с с о р а ;
16
— п р о б к а :
П
— м а с л е н
н а я г о р л о в и н а ;
20
— т о п л и в н ы й н а с о с ;
21
— ш т а н г а т о п л и в н о г о н а с о с а :
т и л я ц и и ;
24 —
п о л н о п о т о ч н а я ц е н т р и ф у г а ;
25
— д а т ч и к у к а з а т е л я т е м п е р а
27
— в к л а д ы ш к о р е н н о г о п о д ш и п н и к а ;
28 —
с а л ь н и к з а д н е г о к о р е н н о г о
ш а й б а ;
32
— ш е с т е р н я п р и в о д а
Рис. 8. Продольный
р а з р е з двигателя:-
з а т е л ь у с т а н о в к и з а ж и г а н и я ; 5 — д а т ч и к о г р а н и ч и т е л я ч а с т о т ы в р а щ е н и я
в а л и к а ;
8
— р а с п о р н о е к о л ь ц о ;
9
— у п о р н ы й ф л а н е ц ;
10 —
п е р е д н я я к р ы ш *
п р и в о д а г е н е р а т о р а ;
1 4
— р е м е н ь п р и в о д а н а с о с а г и д р о у с и л и т е л я р у л е в о г о
к а ;
18—
р ы м ;
19
— в о з д у ш н ы й ф и л ь т р в е н т и л я ц и и к а р т е р а и м а с л о н а л и в *
22
— ф и л ь т р т о н к о й о ч и с т к и т о п л и в а ;
23
— т р у б к а к л а п а н а с и с т е м ы вен«
т у р ы в о д ы в с и с т е м е о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я ;
2 6
— р а с п р е д е л и т е л ь н ы й вал;*
п о д ш и п н и к а ;
29 —
к а р т е р с ц е п л е н и я ;
30
— к о л е н ч а т ы й в а л ;
31
— у п о р н а я
р а с п р е д е л и т е л ь н о г о в а л а ,
2* 1
Рис. 11. Подвеска д в и г а т е л я :
1 — з а щ и т н ы й к о л п а ч о к в е р х н и х п о д у ш е к п е р е д н е й о п о р ы д в и г а т е л я :
2
— б о л т
п е р е д н е й о п о р ы ;
3
— к р о н ш т е й н п е р е д н е й о п о р ы ;
4
— б о л т к р е п л е н и я д в и г а т е л я ;
•5 —
к р ы ш к а р а с п р е д е л и т е л ь н ы х ш е с т е р е н ;
6
— в е р х н я я п о д у ш к а п е р е д н е й о п о р ы ?
7 — н и ж н я я п о д у ш к а п е р е д н е й о п о р ы ;
8
— ш а й б а ;
9
— р а с п о р н а я в т у л к а п о д у -
ш е к ;
10
—- п о п е р е ч и н а р а м ы № 1;
11
— л а п а к а р т е р а с ц е п л е н и я ;
12 —
б о л т з а д н е й
о п о р ы ;
13
— б о л т к р е п л е н и я з а д н е й о п о р ы ;
14 —
к р ы ш к а з а д н е й о п о р ы ;
15
— л е -
в ы й к р о н ш т е й н з а д н е й о п о р ы ;
16
— б а ш м а к з а д н е й о п о р ы ;
17
— п о д у ш к а з а д н е й
о п о р ы ;
18
— р е г у л и р о в о ч н а я п р о к л а д к а
д л и н а юбкй поршня, п е р е в е р н у т о г о вниз головкой и полностью
утопленного в цилиндр. Место з а м е р а д о л ж н о б ы т ь помечено на
г и л ь з е и поршне клеймом, У с и л и е щ у п а д о л ж н о б ы т ь в п р е д е л а х
2 — 3 , 5 кгс. .
Рис. 13. Поршень с ш а т у н о м : .
1 — к о л ь ц е в ы е д и с к и м а с л о с ъ е м н о г о к о л ь ц а ;
2 —
о с е в о й р а с ш и р и т е л ь ; 3 — р а -
д и а л ь н ы й р а с ш и р и т е л ь ;
4 —
н и ж н е е и с р е д н е е к о м п р е с с и о н н ы е к о л ь ц а ; 5 —
в е р х н е е к о м п р е с с и о н н о е к о л ь ц о ;
6
— с т о п о р н о е к о л ь ц о ; 7 — п о р ш н е в о й п а л е ц ;
8 —
с т р е л к а на д н и щ е п о р ш н я ;
9
— п о р ш е н ь ;
10
— ш а т у н ; // — м е т к а на с т е р -
ж н е ш а т у н а ;
1 2
— б о б ы ш к а н а к р ы ш к е ш а т у н а
П о р ш н е в ы е п а л ь ц ы п л а в а ю щ и е , к а ж д ы й п а л е ц ф и к с и р у е т с я
в поршне д в у м я стопорными к о л ь ц а м и . П а л ь ц ы и з г о т о в л я ю т с вы-
сокой точностью и п о д б и р а ю т к поршням и ш а т у н а м , с о р т и р у я на
ч е т ы р е г р у п п ы п о н а р у ж н о м у д и а м е т р у .
О б о з н а ч е н и е г р у п п ы наносят к р а с к о й : н а поршне — н а внутрен-
ней поверхности (на одной из б о б ы ш е к ) , на ш а т у н е — на н а р у ж -
ной цилиндрической поверхности м а л о й головки, на п а л ь ц е - — н а
внутренней поверхности.
При с б о р к е палец, поршень и ш а т у н к о м п л е к т у ю т из д е т а л е й
т о л ь к о одноименной группы. Во и з б е ж а н и е з а д и р о в на с о п р я ж е н -
ных п о в е р х н о с т я х сборку п а л ь ц а с поршем необходимо проводить
т о л ь к о при н а г р е в е поршня до т е м п е р а т у р ы 55°С. Н а г р е в а т ь
поршни н а д о в чистом м а с л е .
П о р ш н е в ы е к о л ь ц а у с т а н а в л и в а ю т по ч е т ы р е на к а ж д о м порш-
не: три компрессионных и одно м а с л о с ъ е м н о е . Д в а в е р х н и х комп-
39
рессионных кольца х р о м и р о в а н ы по н а р у ж н о й цилиндрической по-
верхности. Н а р у ж н а я поверхность нижнего компрессионного к о л ь ц а
выполнена конической; б о л ь ш е е основание конуса о б р а щ е н о
вниз. Компрессионные кольца у с т а н а в л и в а ю т так, чтобы в ы т о ч к а
на внутренней цилиндрической поверхности колец б ы л а о б р а щ е н а
вверх, к а к это у к а з а н о на рис. 13.
М а с л о с ъ е м н о е кольцо составное из д в у х плоских с т а л ь н ы х ко-
л е ц и д в у х р а с ш и р и т е л е й — о с е в о г о и р а д и а л ь н о г о .
При у с т а н о в к е поршня в цилиндр д в и г а т е л я плоские к о л ь ц е в ы е
диски 1 н а д о у с т а н а в л и в а т ь так, чтобы их з а м к и были р а с п о л о ж е -
ны под у г л о м 180° один к д р у г о м у . При этом з а м к и осевого расши-
р и т е л я
2
и р а д и а л ь н о г о р а с ш и р и т е л я 3 д о л ж н ы быть р а с п о л о ж е н ы
под у г л о м 90° к ним ( к а ж д ы й ) .
Д л я увеличения срока с л у ж б ы поршневьш кольца в свободном
состоянии имеют с л о ж н у ю форму, в с л е д с т в и е чего после установки
кольца в цилиндр обеспечивается н а и б о л е е выгодное р а с п р е д е л е -
ние д а в л е н и я кольца на стенку гильзы.
При у с т а н о в к е компрессионных колец на поршень их стыки
( з а м к и ) с л е д у е т у с т а н а в л и в а т ь под у г л о м 120° один к д р у г о м у .
По м е р е износа поршневых колец и стенок цилиндров д а в л е н и е
с ж а т и я в ц и л и н д р а х д в и г а т е л я (компрессия) с н и ж а е т с я . Н о р м а л ь -
ная величина компрессии в ц и л и н д р а х прогретого д в и г а т е л я дол-
ж н а б ы т ь не менее 7,0 кгс/см
2
. Р а з н и ц а м е ж д у величинами комп-
рессии в о т д е л ь н ы х ц и л и н д р а х не д о л ж н а п р е в ы ш а т ь 1,0 кгс/см
2
.
Ш а т у н ы
стальные, д в у т а в р о в о г о сечения. В нижней г о л о в к е
ш а т у н а у с т а н о в л е н ы с т а л е а л ю м и н и е в ы е тонкостенные в к л а д ы ш и
ТОЛЩИНОЙ 22о]О22
м
м
-
В в е р х н ю ю г о л о в к у ш а т у н а з а п р е с с о в а н а б р о н з о в а я в т у л к а .
В к л а д ы ш и
изготовлены с большой точностью и при у с т а н о в к е
не т р е б у ю т ш а б р о в к и , подпиливания стыков или установки про-
к л а д о к . Эти операции при тонкостенных в к л а д ы ш а х не допуска*
ются.
При у с т а н о в к е на д в и г а т е л ь поршня в сборе с ш а т у н о м с т р е л к а
на д н и щ е д о л ж н а быть в с е г д а о б р а щ е н а в сторону переднего
конца к о л е н ч а т о г о в а л а .
В к о м п л е к т е поршень — ш а т у н в сборе (см. рис. 13), предназ-
наченном д л я левой группы цилиндров, ^метка 11 на с т е р ж н е ша-
т у н а и с т р е л к а
8
на днище поршня д о л ж н ы б ы т ь о б р а щ е н ы в одну
сторону, а в к о м п л е к т е д л я правой группы цилиндров — в р а з н ы е
стороны.
З а т я г и в а т ь гайки б о л т о в ш а т у н а н е о б х о д и м о д и н а м о м е т р и ч е с -
ким к л ю ч о м ; момент з а т я ж к и 7 — 8 к г с « м . П о с л е з а т я ж к и гайки
с л е д у е т т щ а т е л ь н о з а ш п л и н т о в а т ь . Если при у к а з а н н о м моменте
о т в е р с т и е в б о л т е и прорезь в г а й к е не совпали, то р а з р е ш а е т с я
дополнительно повернуть г а й к у до совпадения о т в е р с т и я с бли-
ж а й ш е й п р о р е з ь ю ; при этом момент з а т я ж к и н е д о л ж е н п р е в ы ш а т ь
11,5 к г с - м . П р о в е р я т ь и в с л у ч а е необходимости п о д т я г и в а т ь гайки
б о л т о в ш а т у н а н а д о к а ж д ы й р а з при снятии картера*
40
С 1977 г. з а в о д в ы п у с к а е т д в и г а т е л и с б е с ш п л и н т о в ы м креп-
лением гаек болтов ш а т у н а . Новый комплект б о л т — г а й к а — шай-
ба в з а и м о з а м е н я е м со с т а р ы м комплектом б о л т — г а й к а
шплинт. Момент з а т я ж к и новых гаек 8 — 9 к г с - м .
К о л е н ч а т ы й
в а л (рис. 14) стальной, с з а к а л е н н ы м и шейками,
пятиопорный с к а н а л а м и д л я с м а з к и и ц е н т р о б е ж н ы м и л о в у ш к а м и
д л я очистки м а с л а .
Рис. 14. Коленчатый в а л :
/ — к о л е н ч а т ы й в а л : 2 — п р о б к а ; 3 — ц е н т р о б е ж н а я л о в у ш к а д л я о ч и с т к и м а с л а
Л о в у ш к и з а к р ы т ы п р о б к а м и с внутренним шестигранником под
ключ. М о м е н т з а т я ж к и пробок не менее 3 к г с * м . П р о б к а м о ж е т
в ы с т у п а т ь из в а л а не б о л е е чем на в ы с о т у фаски.
Грязесборники с л е д у е т о ч и щ а т ь после 100 000 км пробега, при
з а м е н е ш а т у н н ы х и коренных в к л а д ы ш е й , а т а к ж е при ремонте
д в и г а т е л я .
Д и а м е т р коренной шейки 7 4 , 5 _
0
0
2
0
мм, а шатунной 65,5_
> 0
0
2
0
мм,
В к л а д ы ш и коренных подшипников с т а л е а л ю м и н и е в ы е толщиной
м
м
> в з а и м о з а м е н я е м ы е н а к а ж д о й опоре, кроме задней.
Б о л т ы к р ы ш е к коренных подшипников н а д о з а т я г и в а т ь динамо-
метрическим к л ю ч о м . М о м е н т з а т я ж к и д о л ж е н быть равен 11—*
13 к г с « м . П р о в е р я т ь и в с л у ч а е необходимости з а т я г и в а т ь б о л т ы
к р ы ш е к коренных подшипников н а д о к а ж д ы й р а з при снятии мас-
ляного к а р т е р а .
При износе ш а т у н н ы х или коренных в к л а д ы ш е й о б я з а т е л ь н а
о д н о в р е м е н н а я з а м е н а обеих половин в к л а д ы ш е й .
На передней коренной ш е й к е в проточке б л о к а цилиндров уста-
н а в л и в а ю т д в е с т а л е а л ю м и н и е в ы е у п о р н ы е ш а й б ы в виде д в у х по-
л у к о л е ц , п р е д о х р а н я ю щ и е в а л о т осевых перемещений.
К о л е н ч а т ы й в а л с б а л а н с и р о в а н динамически в сборе с махови-
ком и сцеплением. Момент з а т я ж к и б о л т о в крепления м а х о в и к а
н а ф л а н ц е к о л е н ч а т о г о в а л а д о л ж е н быть равен 1 4 — 1 5 к г с * м .
М а х о в и к
чугунный, со с т а л ь н ы м з у б ч а т ы м венцом д л я пуска
д в и г а т е л я от с т а р т е р а , прикреплен к ф л а н ц у з а д н е г о конца колен-
ч а т о г о в а л а ш е с т ь ю б о л т а м и .
При с б о р к е м а х о в и к а с к о л е н ч а т ы м в а л о м с л е д у е т иметь в виду,
что одно из отверстий крепления м а х о в и к а смещено на 2°.
При креплении м а х о б и к а к ф л а н ц у коленчатого в а л а с л е д у е т
р а в н о м е р н о з а т я г и в а т ь гайки.
41
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст