ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 7

Н е о б х о д и м о с л е д и т ь за т щ а т е л ь н о с т ь ю шплинтовки б о л т о в кре-

пления м а х о в и к а . Шплинт д о л ж е н плотно о б л е г а т ь т о р е ц б о л т а .

Р а с п р е д е л и т е л ь н ы й в а л стальной, с з а к а л е н н ы м и к у л а ч к а м и

и шестерней привода р а с п р е д е л и т е л я з а ж и г а н и я , приводится во
в р а щ е н и е д в у м я шестернями.. Р а с п р е д е л и т е л ь н ы й в а л л е ж и т н а

пяти опорах, с н а б ж е н н ы х в т у л -
ками из б и м е т а л л и ч е с к о й л е н т ы ,

Д л я п р а в и л ь н о й взаимной

установки шестерен н е о б х о д и м о
поставить ш е с т е р н ю к о л е н ч а т о г о
в а л а и ш е с т е р н ю р а с п р е д е л и -
тельного в а л а так, чтобы метки
н а х о д и л и с ь на одной прямой, со-
единяющей центры этих шесте-
рен (рис. 15).

К л а п а н ы верхние^ располо-

жены в головке б л о к а ц и л и н д р о в

в один ряд, наклонно к оси ци-
циндров, приводятся в д в и ж е н и е

от р а с п р е д е л и т е л ь н о г о в а л а при
помощи штанг, т о л к а т е л е й и ко-
р о м ы с е л .

К л а п а н ы изготовлены из ж а -

ростойкой . с т а л и ; у г о л рабочей

фаски с е д л а впускного к л а п а н а
30°, выпускного — 45°; с т е р ж е н ь
выпускного к л а п а н а имеет свер-

т а р е л к а — ж а р о с т о й к у ю н а п л а в к у

Рис. 15. П о л о ж е н и е 1меток на шестер-
нях при ус тановке фаз газораспреде-

ления

ление, заполненное натрием, а

посадочной фаски.

В ы п у с к н ы е к л а п а н ы д л я повышения срока и х с л у ж б ы принуди-

тельно п р о в о р а ч и в а ю т с я во в р е м я р а б о т ы д в и г а т е л я с п е ц и а л ь н ы м
м е х а н и з м о м . М е х а н и з м в р а щ е н и я выпускного к л а п а н а п о к а з а н на

рис. 16.

При появлении стуков в к л а п а н н о м м е х а н и з м е н е о б х о д и м о про-

верить и, если т р е б у е т с я , о т р е г у л и р о в а т ь з а з о р ы м е ж д у к л а п а н а м и

и к о р о м ы с л а м и , которые д о л ж н ы быть в п р е д е л а х 0 , 2 5 — 0 , 3 0 мм

( д л я впускных и выпускных к л а п а н о в ) . Р е г у л и р о в к у з а з о р о в в к л а -

панном м е х а н и з м е о с у щ е с т в л я ю т на х о л о д н о м д в и г а т е л е р е г у л и р о -
вочным винтом с контргайкой, у с т а н о в л е н н ы м в коротком плече

к о р о м ы с л а .

Д л я р е г у л и р о в к и з а з о р а в к л а п а н н о м м е х а н и з м е н а д о устано-

вить поршень первого ц и л и н д р а в в е р х н ю ю м е р т в у ю т о ч к у т а к т а
с ж а т и я . При этом отверстие н а шкиве к о л е н ч а т о г о в а л а д о л ж н о
р а с п о л а г а т ь с я под меткой « В М Т » н а у к а з а т е л е у с т а н о в к и м о м е н т а
з а ж и г а н и я , р а с п о л о ж е н н о м н а д а т ч и к е о г р а н и ч и т е л я м а к с и м а л ь -
ной ч а с т о т ы в р а щ е н и я коленчатого в а л а (см. р а з д е л « У с т а н о в к а
з а ж и г а н и я » ) .

В этом положении р е г у л и р у ю т з а з о р у с л е д у ю щ и х к л а п а н о в :

впускного и выпускного 1-го цилиндра.,, выпускного 2-го ц и л и н д р а

?

впускного 3-го цилиндра, выпускного 4-го ц и л и н д р а , выпускного
5-го цилиндра, впускного 7-го ц и л и н д р а , впускного 8-го ц и л и н д р а .

З а з о р ы у о с т а л ь н ы х к л а п а н о в р е г у л и р у ю т после поворота ко-

л е н ч а т о г о в а л а на 360°.

Д л и т е л ь н а я р а б о т а д в и г а -

т е л я с н е п р а в и л ь н ы м и зазо-

рами м о ж е т привести к преж-

д е в р е м е н н о м у износу д е т а л е й

клапанного м е х а н и з м а — обго-
ранию к л а п а н о в , износу коро-
мысел, опорных поверхностей

т о л к а т е л е й и к у л а ч к о в распре-

д е л и т е л ь н о г о в а л а .

П р и л ю б о й р а з б о р к е дви-

г а т е л я , п р о ш е д ш е г о более"
70 000 км, н е о б х о д и м о прове-
рять состояние п р у ж и н

10

и

ш а р и к о в м е х а н и з м а в р а щ е н и я
выпускного к л а п а н а . При об-
н а р у ж е н и и на в и т к а х п р у ж и н ы
с л е д о в износа н е о б х о д и м о пру-
ж и н у повернуть в ы р а б о т а н н ы м
у ч а с т к о м вниз.

При сборке м е х а н и з м а вра-

щения к л а п а н а н а д о о б р а т и т ь
внимание на п р а в и л ь н о с т ь
у с т а н о в к и ш а р и к о в и п р у ж и н .
При правильной . с б о р к е пру-
ж и н ы д о л ж н ы быть располо-
ж е н ы позади ш а р и к о в относи-
тельно в ы б р а н н о г о н а п р а в л е -

ния в р а щ е н и я .

К о р о м ы с л а к л а п а н о в кова-

ные с т а л ь н ы е , с бронзовой

в т у л к о й .

Т о л к а т е л и к л а п а н о в с т а л ь н ы е , пустотелые. Д л я повышения на-

д е ж н о с т и п а р ы к у л а ч о к — т о л к а т е л ь на торец т о л к а т е л я наплав-

лен- с п е ц и а л ь н ы й чугун. В нижней части т о л к а т е л я п р е д у с м о т р е н ы
о т в е р с т и я д л я слива м а с л а , п о п а д а ю щ е г о в толкатель.-

Штанги с т а л ь н ы е , с з а к а л е н н ы м и сферическими концами.

Впускной г а з о п р о в о д из а л ю м и н и е в о г о с п л а в а , общий д л я обоих

р я д о в цилиндров, р а с п о л о ж е н м е ж д у г о л о в к а м и б л о к а и с н а б ж е н

водяной р у б а ш к о й д л я п о д о г р е в а смеси.

З а т я ж к у гаек крепления впускного г а з о п р о в о д а к головке б л о к а

цилиндров н а д о проводить равномерно, п р и д е р ж и в а я с ь . з а т я ж к и
к р е с т - н а к р е с т от середины к к р а я м г а з о п р о в о д а , д л я того чтобы не
происходило в ы д а в л и в а н и я резиновой п р о к л а д к и из стыка впуск-
пая т р у б а — г о л о в к а и п о п а д а н и я о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и в масло.
М о м е н т з а т я ж к и г а е к д о л ж е н быть в п р е д е л а х 2 — 2 , 5 к г с « м .

Рис, 16. Выпускной к л а п а н и механизм

в р а щ е н и я :

-/ — в ы п у с к н о й к л а п а н ;

2

— н е п о д в и ж н ы й кор-

п у с ;

3

— ш а р и к ;

4

— у п о р н а я ш а й б а ;

5

— з а -

м о ч н о е К о л ь ц о ;

6

— п р у ж и н а к л а п а н а ; 7 — т а -

р е л к а п р у ж и н ы к л а п а н а ; 5 — с у х а р ь к л а п а н а ;

9

— д и с к о в а я п р у ж и н а м е х а н и з м а в р а щ е н и я ;

1 0

— в о з в р а т н а я п р у ж и н а м е х а н и з м а в р а щ е -

ния;

11

— н а т р и е в ы й н а п о л н и т е л ь ;

12 —

ж а р о -

п р о ч н а я н а п л а в к а р а б о ч е й ф а с к и к л а п а н а :

13

г- з а г л у ш к а

43

Выпускные г а з о п р о в о д ы составные, из ковко-

го чугуна, по о д н о м у с к а ж д о й стороны б л о к а .

Составной г а з о п р о в о д на д в и г а т е л е н а д о со-

б и р а т ь в с л е д у ю щ е м порядке: стык п р о к л а д к и
д о л ж е н быть р а с п о л о ж е н под с т я ж н ы м болтом

х о м у т а ; ось б о л т а , с т я г и в а ю щ е г о х о м у т на ко-

ротком плече г а з о п р о в о д а , д о л ж н а б ы т ь перпен-
д и к у л я р н а ф л а н ц а м крепления г а з о п р о в о д а к
головке б л о к а цилиндров; ось б о л т а , стягиваю-

щего х о м у т на длинном плече г а з о п р о в о д а , дол*
ж н а быть п а р а л л е л ь н а ф л а н ц а м крепления газо-
провода к головке б л о к а цилиндров. Б о л т уста-
н а в л и в а ю т головкой в в е р х ; момент з а т я ж к и бол-
тов 1 , 4 — 1 , 7 кгс * м.

З а т я ж к у гаек крепления составного выпуск-

ного г а з о п р о в о д а к г о л о в к е б л о к а цилиндров
проводить в с л е д у ю щ е й п о с л е д о в а т е л ь н о с т и :
средний ф л а н е ц — с н а ч а л а крепить н и ж н ю ю
гайку, з а т е м верхнюю, момент з а т я ж к и 4 —
4,5 к г с - м ; к р а й н и е ф л а н ц ы — г а й к и крепить мо-

ментом з а т я ж к и 3 — 3 , 5 кгс • м.

С И С Т Е М А С М А З К И Д В И Г А Т Е Л Я

Система с м а з к и д в и г а т е л я с м е ш а н н а я . С х е м а

смазки п о к а з а н а на рис. 17. М а с л о под д а в л е -
нием п о д а е т с я к коренным и ш а т у н н ы м подшип-
никам к о л е н ч а т о г о в а л а , к подшипникам рас-
п р е д е л и т е л ь н о г о в а л а , к опорам п р о м е ж у т о ч н о г о
в а л и к а привода р а с п р е д е л и т е л я з а ж и г а н и я и ва-

лика м а с л я н о г о насоса и

5

к т о л к а т е л я м . К втул-

кам коромысел п р е д у с м о т р е н а п у л ь с и р у ю щ а я
п о д а ч а м а с л а * К о с т а л ь н ы м т р у щ и м с я д е т а л я м
д в и г а т е л я м а с л о п о д а е т с я с а м о т е к о м и р а з б р ы з -

гиванием.

Из м а с л я н о г о к а р т е р а м а с л о через неподвиж-

ный м а с л о п р и е м н и к з а с а с ы в а е т с я в м а с л я н ы й
насос. Ч е р е з к а н а л в з а д н е й перегородке блока

насос под д а в л е н и е м п о д а е т м а с л о в корпус
м а с л я н о г о ф и л ь т р а . Очищенное в ц е н т р о б е ж н о м
ф и л ь т р е м а с л о п о п а д а е т в р а с п р е д е л и т е л ь н у ю
к а м е р у , и м е ю щ у ю с я в з а д н е й п е р е г о р о д к е

б л о к а .

Из р а с п р е д е л и т е л ь н о й к а м е р ы м а с л о попа-

д а е т в д в а п р о д о л ь н ы х м а г и с т р а л ь н ы х к а н а л а ;

из левого к а н а л а м а с л о подается к коренным
подшипникам коленчатого в а л а , а от них —
к подшипникам р а с п р е д е л и т е л ь н о г о в а л а . По

к а н а л а м в коленчатом в а л у м а с л о поступает

45

к ш а т у н н ы м подшипникам. В т е л е ш а т у н а п р е д у с м о т р е н о спе-
ц и а л ь н о е отверстие, в момент совпадения которого с к а н а л о м в
шейке к о л е н ч а т о г о в а л а м а с л о в ы п р ы с к и в а е т с я на стенку ци-

л и н д р а (рис. 1 7 , г ) . М а с л о , с н и м а е м о е со стенок цилиндра масло-
с ъ е м н ы м кольцом, через отверстия в к а н а в к е к о л ь ц а отводится

в н у т р ь поршня и с м а з ы в а е т опоры поршневого п а л ь ц а в б о б ы ш к а х
поршня и в верхней г о л о в к е ш а т у н а .

Из переднего конца п р а в о г о (по х о д у автомобиля), м а г и с т р а л ь -

ного к а н а л а м а с л о п о д а е т с я д л я с м а з к и компрессора. В средней

шейке р а с п р е д е л и т е л ь н о г о в а л а п р е д у с м о т р е н ы д в а соединяю-
щихся отверстия, при совпадении которых с отверстиями в б л о к е

(один р а з при к а ж д о м о б о р о т е р а с п р е д е л и т е л ь н о г о в а л а ) м а с л о

подается в к а н а л ы , выполненные в к а ж д о й г о л о в к е б л о к а . Из этих
к а н а л о в через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел
и з а з о р м е ж д у стенками отверстия в стойке и болтом, п р о х о д я щ и м
через стойку, м а с л о п о с т у п а е т внутрь, полой оси коромысел, о т к у д а

через отверстия в стенке оси оно поступает к в т у л к а м коро-

мысел (рис. 17, б).

Из з а з о р а м е ж д у осью к о р о м ы с е л и отверстием в к о р о м ы с л е

м а с л о через к а н а л , выполненный в коротком плече к о р о м ы с л а , по-
д а е т с я д л я с м а з к и сферических опор штанг, а т а к ж е к л а п а н о в и
м е х а н и з м о в в р а щ е н и я к л а п а н о в , к которым м а с л о п о с т у п а е т само-
теком (рис. 17,

в).

Т о л к а т е л и ш т а н г с м а з ы в а ю т с я м а с л о м из про-

д о л ь н ы х м а г и с т р а л ь н ы х к а н а л о в .

М а с л я н ы й насос двухсекционный, шестеренный. В е р х н я я сек-

ция м а с л я н о г о насоса п о д а е т м а с л о в систему с м а з к и д в и г а т е л я
через центрифугу, а н и ж н я я секция — в м а с л я н ы й р а д и а т о р . Ре-

дукционный к л а п а н , встроенный в к р ы ш к у м а с л я н о г о насоса, отре-

г у л и р о в а н на д а в л е н и е 3,2 кгс/см

2

(не менее) и п е р е п у с к а е т м а с л о

из напорной полости м а с л я н о г о насоса во в с а с ы в а ю щ у ю .

Н и ж н я я секция м а с л я н о г о насоса п о д а е т м а с л о в м а с л я н ы й ра-

д и а т о р . Перепускной к л а п а н , встроенный в корпус нижней секции

м а с л я н о г о насоса, о т р е г у л и р о в а н на д а в л е н и е 1,2 кгс/см

2

.

Фильтр очистки м а с л а (рис. 18) центробежный, с р е а к т и в н ы м

приводом ( ц е н т р и ф у г а ) , в к л ю ч е н в м а с л я н у ю с и с т е м у последова-

тельно.

Корпус 3 ф и л ь т р а в р а щ а е т с я под действием реактивной силы,

с о з д а в а е м о й струей м а с л а , в ы т е к а ю щ е й и з к о р п у с а через д в а ж и -

к л е р а 1.

П р а в и л ь н о с т ь в р а щ е н и я центрифуги п р о в е р я е т с я на с л у х . При

остановке д в и г а т е л я и с п р а в н а я ц е н т р и ф у г а п р о д о л ж а е т в р а щ а т ь с я

еще 2 — 3 мин; при этом слышен своеобразный звук. П о д дейст-

вием в о з н и к а ю щ и х ц е н т р о б е ж н ы х сил механические частицы, нахо-

д я щ и е с я в м а с л е , о т б р а с ы в а ю т с я к боковым стенкам крышки

5

корпуса, на которых они о т к л а д ы в а ю т с я , о б р а з у я плотный о с а д о к .

Этот осадок у д а л я ю т при чистке центрифуги, проводимой одновре-

менно со сменой м а с л а в к а р т е р е д в и г а т е л я .

Д л я очистки центрифуги н а д о остановить д в и г а т е л ь и д а т ь

стечь м а с л у из центрифуги. Д л я этого т р е б у е т с я от 20 до 30 мин.

46

Снятие крышки

5

корпуса до полного опорожнения центрифуги

п р и в е д е т к в ы т е к а н и ю м а с л а на д в и г а т е л ь .

Д л я очистки центрифуги н е о б х о д и м о :

1. О т в е р н у т ь г а й к у

15

к о ж у х а и снять к о ж у х

2. О т в е р н у т ь пробку

22

и в с т а в и т ь в о т в е р с т и е большой боро-

док, у д е р ж и в а ю щ и й корпус от в р а щ е н и я .

3. О т в е р н у т ь г а й к у

14

крышки свечным ключом, снять к р ы ш к у

5 корпуса в м е с т е с гайкой

14.

4. Снять в с т а в к у 7 центрифуги и с е т ч а т ы й ф и л ь т р

6.

5. Очистить от о т л о ж е н и й и грязи снятые д е т а л и , п р о м ы т ь их

в бензине или керосине.

При сильном з а с м о л е н и и сетки ф и л ь т р а , если ее нельзя про-

мыть и продуть, а т а к ж е при ее р а з р ы в а х сменить с е т ч а т ы й

фильтр.

6. Очистить от грязи п р о к л а д к у

2

к о ж у х а .

П о в р е ж д е н и е п р и л е г а ю щ е г о к п р о к л а д к е

2

т о р ц а к о ж у х а не-

допустимо, т а к как это приводит к течи м а с л а .

С б о р к у центрифуги проводить в обратной п о с л е д о в а т е л ь н о с т и .

С е т ч а т ы й фильтр

6

установить, как п о к а з а н о на рис. 18, обес-

печив его центрирование на б у р т и к е корпуса 3 центрифуги.

П е р е д у с т а н о в к о й к о ж у х а необходимо проверить, легко л и вра-

щ а е т с я от руки ц е н т р и ф у г а . Г а й к у

15

к о ж у х а з а т я г и в а т ь т о л ь к о от

руки.

З а п р е щ а е т с я о т в е р т ы в а т ь г а й к у

16

на оси ц е н т р и ф у г и и

с н и м а т ь к о р п у с ц е н т р и ф у г и с оси д л я о ч и с т к и ц е н т р и ф у г и
о т о т л о ж е н и й г р я з и в о и з б е ж а н и е п о в р е ж д е н и я п о д ш и п н и к о в
с к о л ь ж е н и я к о р п у с а ц е н т р и ф у г и .

Т о л ь к о в с л у ч а е н е у д о в л е т в о р и т е л ь н о г о в р а щ е н и я корпуса 3 на

оси

9

н е о б х о д и м о после снятия крышки корпуса

5

о т в е р н у т ь гай-

ку

16

на оси, снять ш а й б ы , снять корпус 3 с оси и проверить со-

стояние у з л а ось — в т у л к а . При снятии корпуса с оси н а д о при-
нять меры против в ы п а д а н и я упорного кольца

19

шарикоподшип-

ника в корпус

21

ф и л ь т р а . При засорении в т у л о к н а д о п р о м ы т ь их

в бензине или керосине. В с л у ч а е з а с о р е н и я отверстий ж и к л е р о в 1
прочистку с л е д у е т вести т а к и м о б р а з о м , чтобы не п о в р е д и т ь кали-

брованное отверстие.

У с т а н о в к у корпуса

3

на ось

9

вести в о б р а т н о й п о с л е д о в а т е л ь -

ности.

П о с л е очистки и окончательной сборки п р о в е р и т ь в р а щ е н и е

центрифуги на прогретом д в и г а т е л е на слух,

В е н т и л я ц и я к а р т е р а

п р и н у д и т е л ь н а я , отсосом г а з о в и з к а р т е р а

во впускной г а з о п р о в о д д в и г а т е л я через с п е ц и а л ь н ы й к л а п а н 3

(рис. 19), с о о б щ а ю щ и й с я с внутренней полостью д в и г а т е л я .

При р а б о т е д в и г а т е л я с прикрытой дроссельной заслонкой под

действием большого р а з р е ж е н и я во впускном г а з о п р о в о д е к л а п а н 3

поднимается вверх, в е р х н я я с т у п е н ч а т а я ч а с т ь к л а п а н а в х о д и т в от-
верстие ш т у ц е р а

5

и у м е н ь ш а е т проходное сечение к л а п а н а до ве-

личины, необходимой д л я п р о х о д а м а л о г о о б ъ е м а г а з о в , прорыва*

ю щ и х с я в к а р т е р д в й г а т е л я .

48

При р а б о т е д в и г а т е л я с полностью о т к р ы т о й дроссельной

за-

слонкой р а з р е ж е н и е во впускном г а з о п р о в о д е у м е н ь ш а е т с я и кла-

пан под действием собственной м а с с ы о п у с к а е т с я вниз, о т к р ы в а я
проходное сечение.

Рис. 19.

Схема вентиляции к а р т е р а д в и г а т е л я и питание его в о з д у х о м :

/ • — в о з д у ш н ы й ф и л ь т р в е н т и л я ц и й к а р т е р а ;

2 —

м а с л о у л о в и т е л ь ; 3 — к л а п а н в е н т и л я -

ции к а р т е р а ;

4

— к р а й в е н т и л я ц и и к а р т е р а ; 5 — ш т у ц е р

В сроки, у к а з а н н ы е в р а з д е л е «Техническое о б с л у ж и в а н и е ав-

т о м о б и л я » , необходимо о ч и щ а т ь к л а п а н и т р у б к у , применяя аце-

тон или д р у г о й а н а л о г и ч н ы й р а с т в о р и т е л ь .

П е р е д к л а п а н о м на в ы х о д е из внутреннего п р о с т р а н с т в а кар-

т е р а г а з ы п р о х о д я т через специальный у л о в и т е л ь

2>

о т д е л я ю щ и й

ч а с т и ц ы м а с л а о т о т с а с ы в а е м ы х г а з о в . Н а р у ж н ы й в о з д у х п о п а д а е т

в к а р т е р д в и г а т е л я через в о з д у ш н ы й ф и л ь т р 1, объединенный с
м а с л о н а л и в н о й горловиной. О ч и щ а т ь и п р о м ы в а т ь этот ф и л ь т р

н а д о к а ж д ы й р а з при смейе м а с л а ё Двигателе.

49

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности