Основополагающим шагом при выявлении причины любого отказа является выбор точки начала поисков. Часто причина оказывается достаточно очевидной, однако в некоторых случаях приходится потрудиться, проводя небольшое расследование. Автолюбитель, произведший полдюжины случайных проверок, замен и исправлений вполне имеет шанс обнаружить причину отказа (или его симптом), однако такой подход никак нельзя считать разумным, ввиду его трудоемкости и бесцельности затрат времени и средств. Гораздо эффективнее оказывается спокойный логический подход к поиску вышедшего из строя узла или компонента. Обязательно следует принять во внимание все предшествовавшие поломке, иногда незначительные симптомы и настораживающие сигналы, такие как потеря развиваемой двигателем мощности, изменение показаний измерителей, возникновение необычных звуков и запахов, и т.п. Не забывайте, что выход из строя таких компонентов, как предохранители или свечи зажигания могут являться лишь симптомом более глубоко скрытого нарушения.
Ниже в данном подразделе приведена достаточно простая схема диагностики наиболее часто происходящих отказов. Причины нарушений и их симптомы сгруппированы по признаку отношения их к функционированию какого-либо конкретного агрегата или системы, например: Двигатель, Система охлаждения и т.д. В скобках приводятся ссылки на соответствующие Главы и Разделы Руководства, имеющие отношение к функционированию подозреваемых в неисправности компонентов.
Вне зависимости от природы отказа в основу расследования его причины всегда кладутся одинаковые базовые принципы:
Удостоверьтесь в правильности определения симптомов отказа. Сие означает уверенность в определении границ района поисков, что особенно важно при помощи в диагностике отказа другому автолюбителю, который не может адекватно изложить симптомы имеющего место нарушения.
Старайтесь не проглядеть очевидные нарушения. Например, если двигатель не запускается, не стесняйтесь проверить наличие топлива в бензобаке (при этом не следует принимать на веру утверждения владельца неисправного автомобиля). В случае отказа электрооборудования в первую очередь следует проверить состояние и надежность крепления клеммных соединений электропроводки, лишь после этого имеет смысл доставать диагностические приборы.
Старайтесь устранить причину отказа, а не его симптом. Замена разряженной батареи новой поможет произвести запуск двигателя, однако имеющая место причина разрядки старой батареи останется неустраненной, что приведет к быстрому выхода из строя и новой. Также замена забросанных маслом свечей зажигания (бензиновые модели) позволит восстановить на некоторое время исправность функционирования двигателя, однако его отказ непременно вскоре повторится (если причина лежала не просто в применении свечей не того типа).
Не принимайте на веру никакие утверждения. Помните, что “новый” компонент также может оказаться неисправным, в особенности если он долгое время пролежал в багажнике - не следует исключать компонент из списка проверяемых лишь по той причине, что он является новым или недавно установлен. В случае пренебрежения выполнением данной рекомендации не следует удивляться, когда выявленная наконец причина отказа окажется лежавшей на поверхности с самого начала.
Диагностика общих отказов двигателя
Двигатель не проворачивается при попытке его запуска
· Окислены клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников проводов (см. Главу Текущее обслуживание). · Разряжена или неисправна батарея (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Оборвана, или иным образом повреждена электропроводка цепи системы запуска, либо ослабло крепление клемм контактных соединений (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Неисправно тяговое реле стартера или выключатель зажигания (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Неисправен электромотор стартера (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Обломаны или изношены зубцы приводной шестерни стартера или венца маховика (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Оборвана шина заземления двигателя, либо ослабло ее клеммное соединение (см. Главу Электрооборудование двигателя).
Двигатель проворачивается, однако не запускается
· Пуст топливный бак. · Разряжена батарея (двигатель проворачивается слишком медленно) (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Окислены клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников проводов (см. Главу Текущее обслуживание). · Увлажнены или повреждены компоненты системы зажигания - бензиновые модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Нарушена установка угла опережения зажигания (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы зажигания, либо ослабло крепление клемм контактных соединений - бензиновые модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров - бензиновые модели (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправна система преднакала - дизельные модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Неисправна система подачи топлива - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Неисправен электромагнитный топливный запорный клапан - дизельные модели (см. Главу Системы питания). · В систему питания попал воздух - дизельные модели (см. Главу Системы питания). · Имеет место механическое повреждение двигателя (например, привода распределительного вала). Затруднен запуск холодного двигателя
· Разряжена батарея (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Нарушена установка угла опережения зажигания (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Окислены клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников проводов (см. Главу Текущее обслуживание). · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров - бензиновые модели (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправна система преднакала - дизельные модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Неисправна система впрыска топлива - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Загрязнен карбюратор (см. Главу Системы питания). · Заедает рычаг плавной регулировки автоматики запуска - карбюраторные модели (см. Системы питания). · Нарушена регулировка оборотов холостого хода, либо неправильно установлены дроссельные заслонки - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушено функционирование запорного электромагнитного клапана принудительного холостого хода - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность сборки карбюратора (см. Главу Системы питания). · Поврежден коррозией трос привода дроссельной заслонки. · Неисправна система зажигания - бензиновые модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Упало компрессионное давление (см. Главу Двигатель).
Затруднен запуск горячего двигателя
· Заправлено топливо не того типа. · Загрязнен фильтрующий элемент воздухоочистителя, либо иным образом нарушена его проходимость (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправна система впрыска топлива - бензиновые модели (см. Главу Системы питания. · Нарушена подача топлива в карбюратор (см. Главу Системы питания). · Карбюратор перелит (см. Главу Системы питания). · Загрязнена система холостого хода - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушено функционирование запорного электромагнитного клапана принудительного холостого хода - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность игольчатого клапана - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность поплавка - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность сборки карбюратора (см. Главу Системы питания). · Упало компрессионное давление (см. Главу Двигатель). · Нарушена установка угла опережения зажигания (см. Главу Электрооборудование двигателя). Ввод стартера в зацепление затруднен, либо сопровождается посторонними шумами
· Обломаны или изношены зубцы приводной шестерни стартера или венца маховика (см. Главу Двигатель и Главу Электрооборудование двигателя). · Ослабли или выпали болты крепления стартера (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Изношены или повреждены внутренние компоненты стартера (см. Главу Электрооборудование двигателя).
Двигатель запускается, но сразу глохнет
· Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы зажигания, либо ослабло крепление клемм контактных соединений - бензиновые модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя или впускном трубопроводе - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена проходимость инжектора/неисправна система питания - бензиновые модели (см. Главу Системы питания).
Нарушена стабильность оборотов холостого хода
· Заблокирован фильтрующий элементвоздухоочистителя (см. Главу Текущее обслуживание). · Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров - бензиновые модели (см. Главу Текущее обслуживание). · Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление (см. Главу Двигатель). · Изношены рабочие выступы кулачков распределительного вала (см. Главу Двигатель). · Неправильно отрегулирован натяг ремня/цепи привода ГРМ (см. Главу Двигатель). · Нарушена проходимость инжектора(ов)/неисправна система питания - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Неисправна форсунка(и) впрыска топлива - дизельные модели (см. Главу Системы питания).
Имеют место пропуски зажигания при холостых оборотах двигателя
· Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров - бензиновые модели (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправны ВВ провода свечей зажигания - бензиновые модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена проходимость инжектора(ов)/неисправна система питания - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Неисправна форсунка(и) впрыска топлива - дизельные модели (см. Главу Системы питания). · Треснута крышка распределителя, либо внутри нее образовались угольные дорожки - бензиновые модели с соответствующей комплектацией (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление (см. Главу Двигатель). · Повреждены, изношены или отсоединились шланги системы вентиляции картера (см. Главу Системы питания).
Пропуски зажигания имеют место при движении на передаче
· Нарушена проходимость топливного фильтра (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправен топливный насос, либо упал развиваемый им напор - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена вентиляция топливного бака, либо заблокированы бензопроводы (см. Главу Системы питания). · Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров - бензиновые модели (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправны ВВ провода свечей зажигания - бензиновые модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Неисправна форсунка(и) впрыска топлива - дизельные модели (см. Главу Системы питания). · Треснута крышка распределителя, либо внутри нее образовались угольные дорожки - бензиновые модели с соответствующей комплектацией (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Неисправна катушка зажигания - бензиновые модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление (см. Главу Двигатель). · Нарушена проходимость инжектора(ов)/неисправна система питания - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). Стабильность оборотов двигателя нарушается во время акселерации
· Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров - бензиновые модели (см. Главу Текущее обслуживание). · Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Загрязнен карбюратор (см. Главу Системы питания). · Неправильно установлены жиклеры - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена регулировка оборотов холостого хода - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена исправность функционирования ускорительного насоса карбюратора (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность сборки карбюратора (см. Главу Системы питания). · Неправильно отрегулировано положение дроссельной заслонки камеры II карбюратора (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность вакуумного усилителя камеры II, либо установлен трос не той длины - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена проходимость инжектора(ов)/неисправна система питания - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Неисправна форсунка(и) впрыска топлива - дизельные модели (см. Главу Системы питания).
Двигатель самопроизвольно глохнет
· Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена проходимость топливного фильтра (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправен топливный насос, либо упал развиваемый им напор - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена вентиляция топливного бака, либо заблокированы бензопроводы (см. Главу Системы питания). · Нарушена проходимость инжектора(ов)/неисправна система питания - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Неисправна форсунка(и) впрыска топлива - дизельные модели (см. Главу Системы питания).
Упала развиваемая двигателем мощность
· Нарушена регулировка клапанных зазоров - модели 1.3 л (см. Главу Текущее обслуживание). · Неправильно установлен ремень/цепь привода ГРМ, либо нарушена регулировка усилия его натяжения (см. Главу Двигатель). · Нарушена проходимость топливного фильтра (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправен топливный насос, либо упал развиваемый им напор - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Обледенел карбюратор (см. Главу Системы питания). · Неправильно установлены жиклеры - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена исправность функционирования системы обогащения воздушно-топливной смеси при полной нагрузке двигателя - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность поплавка карбюратора (см. Главу Системы питания). · Нарушена регулировка дроссельной заслонки камеры II карбюратора (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность вакуумного усилителя камеры II, либо установлен приводной трос не той длины - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена установка угла опережения зажигания (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление (см. Главу Двигатель). · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров - бензиновые модели (см. Главу Текущее обслуживание). · Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена проходимость инжектора(ов)/неисправна система питания - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Неисправна форсунка(и) впрыска топлива - дизельные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена установка фаз впрыска ТНВД - дизельные модели (см. Главу Системы питания). · Прихвачены тормоза (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Пробуксовывает сцепление (см. Главу Сцепление).
Происходят “выстрелы” в системе выпуска отработавших газов
· Неправильно установлен ремень/цепь привода ГРМ, либо нарушена регулировка усилия его натяжения (см. Главу Двигатель). · Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена проходимость инжектора(ов)/неисправна система впрыска топлива - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена регулировка оборотов холостого хода, либо неправильно установлены дроссельные заслонки - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена регулировка ускорительного насоса карбюратора (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность сборки карбюратора (см. Главу Системы питания). · Нарушена установка угла опережения зажигания (см. Главу Электрооборудование двигателя).
Контрольная лампа давления масла продолжает гореть при работающем двигателе
· Упал уровень масла, либо заправлено масло не того сорта (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправен датчик-выключатель давления масла (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Изношены подшипники двигателя и/или масляный насос (см. Главу Двигатель). · Чрезмерно высока рабочая температура двигателя (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Неисправен редукционный клапан давления масла (см. Главу Двигатель). · Нарушена проходимость сетчатого фильтра маслозаборника (см. Главу Двигатель).
Двигатель продолжает работать после выключения зажигания
· Имеет место чрезмерное нагарообразование в двигателе (см. Главу Двигатель). · Чрезмерно высока рабочая температура двигателя (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Неисправна система питания - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Неисправен запорный клапан-прерыватель отключения подачи топлива - дизельные двигатели (см. Главу Системы питания).
Посторонние шумы при работе двигателя
Стуки, вызываемые слишком ранним зажиганием или детонацией во время акселерации или при повышении нагрузки · Нарушена установка угла опережения зажигания/неисправна система зажигания - бензиновые модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Установлены свечи зажигания не того типа - бензиновые двигатели (см. Главу Текущее обслуживание). · Заправлено топливо не того сорта (см. Главу Системы питания). · Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Имеет место чрезмерное нагарообразование в двигателе (см. Главу Двигатель). · Нарушена проходимость инжектора(ов)/неисправна система питания - бензиновые модели (см. Главу Системы питания).
Свист или сипение
· Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Имеют место утечки отработавших газов в системе выпуска или через стык приемной трубы с выпускным коллектором (см. Главу Системы питания). · Имеют место потери разрежения через вакуумные шланги. · Пробита прокладка головки цилиндров (см. Главу Двигатель). Скрежет или грохот
· Нарушена регулировка клапанных зазоров - модели 1.3 л (см. Главу Текущее обслуживание). · Изношены компоненты привода клапанов или распределительный вал (см. Главу Двигатель). · Изношены гидравлические толкатели клапанов (см. Главу Двигатель). · Неисправны вспомогательные агрегаты (водяной насос, генератор и т.п.) (см. Главу Системы охлаждения, отопления, Главу Электрооборудование двигателя, и т.д.). Глухой стук
· Изношены подшипники нижних головок шатунов (регулярный тяжелый стук, иногда снижающийся при повышении нагрузки) (см. Главу Двигатель). · Изношены коренные подшипники коленчатого вала (грохот, возможно усиливающийся с повышением нагрузки) (см. Главу Двигатель). · Стук поршней (наиболее интенсивен при холодном двигателе) (см. Главу Двигатель). · Неисправны вспомогательные агрегаты (водяной насос, генератор и т.п.) (см. Главу Системы охлаждения, отопления, Главу Электрооборудование двигателя, и т.д.). Диагностика неисправностей системы охлаждения Перегрев
· Упал уровень охлаждающей жидкости в системе (см. Главу Текущее обслуживание). · Оборван ремень привода вспомогательных агрегатов, либо нарушена регулировка усилия его натяжения (см. Главу Текущее обслуживание или Двигатель). · Неисправен термостат (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Нарушена проходимость радиатора или заблокирована его решетка (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Неисправен электрический вентилятора системы охлаждения, либо термочувствительный датчик-выключатель его управления (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Повреждена крышка радиатора (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Нарушена регулировка угла опережения зажигания/неисправна система зажигания - бензиновые модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Неточны показания датчика температуры (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Тракт системы охлаждения перекрыт воздушной пробкой (см. Главу Текущее обслуживание).
Переохлаждение
· Неисправен термостат (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Неточны показания датчика температуры (см. Главу Системы охлаждения, отопления).
Имеют место внешние утечки охлаждающей жидкости
· Повреждены механически или в результате старения материала шланги или шланговые хомуты охладительного тракта (см. Главу Текущее обслуживание). · Поврежден радиатор или теплообменник отопителя (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Неисправна крышка радиатора (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Поврежден сальник водяного насоса (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Произошло закипание охлаждающей жидкости в результате перегрева (см. Главу Системы охлаждения, отопления). · Повреждены выжимные пробки водяной рубашки блока двигателя (см. Главу Двигатель).
Имеют место внутренние утечки охлаждающей жидкости
· Пробита прокладка головки цилиндров (см. Главу Двигатель). · Треснута головка цилиндров или блок (см. Главу Двигатель). Имеет место сильная коррозия компонентов
· Не достаточно часто производятся опорожнение и промывка системы (см. Главу Текущее обслуживание). · Неправильно смешаны вода и антифриз, либо применен антифриз не того сорта (см. Главу Текущее обслуживание). Диагностика неисправностей систем питания и выпуска отработавшего газа
Чрезмерен расход топлива
· Загрязнен фильтрующий элемент воздухоочистителя или иным образом нарушена его проходимость (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправна система впрыска - бензиновые модели (см. Главу Системы питания). · Загрязнен карбюратор (см. Главу Системы питания). · Неправильно установлены жиклеры - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Неправильно установлена воздушная заслонка запуска - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Имеет место коррозия троса привода дроссельной заслонки (см. Главу Системы питания). · Не отключается автоматика запуска карбюратора (см. Главу Системы питания). · Нарушена регулировка оборотов быстрого холостого хода, либо нарушено положение дроссельных заслонок - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Загрязнена система холостого хода - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена исправность функционирования системы обогащения воздушно-топливной смеси - карбюраторные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность игольчатого клапана карбюратора (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность поплавка карбюратора (см. Главу Системы питания). · Неисправна форсунка(и) - дизельные модели (см. Главу Системы питания). · Нарушена установка угла опережения зажигания/неисправна система зажигания - бензиновые модели (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Недостаточно давление накачки шин (см. Главу Текущее обслуживание). · “Прихвачены” тормоза (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система).
Имеют место утечки топлива, либо отчетливо пахнет бензином
· Повреждены механически или в результате развития коррозии топливный бак, бензопроводы или штуцерные соединения (см. Главу Системы питания). · Нарушена герметичность сборки карбюратора (см. Главу Системы питания). · Карбюратор залит в ходе неудачных попыток запуска двигателя (см. Главу Системы питания).
Чрезмерно шумно работает или дымит система выпуска отработавших газов
· Имеют место утечки отработавших газов через стыки выпускного коллектора или секций системы выпуска (см. Главу Текущее обслуживание и Главу Системы питания). · Повреждены механически или в результате развития коррозии глушители или трубы системы выпуска (см. Главу Текущее обслуживание и Главу Системы питания). · В результате повреждения подвесных опор система выпуска контактирует при движении с компонентами кузова или подвески (см. Главу Текущее обслуживание). Диагностика неисправностей сцепления Педаль сцепления проваливается до пола практически без сопротивления или с очень незначительным сопротивлением
· Оборван трос привода сцепления (см. Главу Сцепление). · Нарушена регулировка приводного троса (см. Главу Сцепление). · Сломан выжимной подшипник, либо рычаг выключения сцепления (см. Главу Сцепление). · Сломана диафрагменная пружина нажимного диска сцепления (см. Главу Сцепление).
Не происходит выключения сцепления (невозможно выбрать передачу)
· Нарушена регулировка приводного троса (см. Главу Сцепление). · Ведомый диск заклинен на шлицах первичного вала коробки передач (см. Главу Сцепление). · Ведомый диск “прикипел” к поверхности маховика или нажимного диска (см. Главу Сцепление). · Изношен или неправильно собран механизм выключения сцепления (см. Главу Сцепление).
Сцепление пробуксовывает (обороты двигателя повышаются без увеличения скорости движения автомобиля)
· Нарушена регулировка приводного троса (см. Главу Сцепление). · Чрезмерно изношены фрикционные накладки ведомого диска (см. Главу Сцепление). · Фрикционные накладки ведомого диска загрязнены маслом или смазкой (см. Главу Сцепление). · Неисправна корзина сцепления или ослабло усилие, развиваемой диафрагменной пружиной (см. Главу Сцепление).
При включении сцепления возникает вибрация
· Чрезмерно изношены фрикционные накладки ведомого диска (см. Главу Сцепление). · Фрикционные накладки ведомого диска загрязнены маслом или смазкой (см. Главу Сцепление). · Заклинен или перетерт приводной трос (см. Главу Сцепление). · Неисправен или деформирован нажимной диск или диафрагменная пружина (см. Главу Сцепление). · Изношены опоры силового агрегата, либо ослабло их крепление (см. Главу Двигатель). · Изношены шлицы первичного вала коробки передач или ступицы ведомого диска (см. Главу Сцепление).
При выжимании или отпускании педали сцепления возникают посторонние шумы
· Изношен выжимной подшипник (см. Главу Сцепление). · Изношены или пересушены осевые втулки педали сцепления (см. Главу Сцепление). · Неисправна сборка корзины сцепления (см. Главу Сцепление). · Сломана диафрагменная пружина нажимного диска (см. Главу Сцепление). · Сломаны торсионные пружины ведомого диска (см. Главу Сцепление). Диагностика неисправностей ручной коробки переключения передач Установленная на нейтральную передачу коробка издает шумы при работе двигателя
· Изношены подшипники первичного вала (шумы появляются при отпускании педали сцепления и исчезают при ее выжимании) (см. Главу Коробка передач)*. · Изношен выжимной подшипник сцепления (шумы появляются при выжатой педали сцепления и могут снижаться при ее отпускании) (см. Главу Сцепление).
Шумы возникают на какой-либо конкретной передаче
· Изношены, сколоты или иным образом повреждены зубцы шестерен (см. Главу Коробка передач)*.
Затруднено переключение передач
· Неисправно сцепление (см. Главу Сцепление). · Изношены или повреждены компоненты механизма привода переключения передач (см. Главу Коробка передач). · Изношены блоки синхронизаторов (см. Главу Коробка передач)*.
Коробка “соскакивает” с выбранной передачи
· Изношены или повреждены компоненты механизма привода переключения передач (см. Главу Коробка передач). · Изношены блоки синхронизаторов (см. Главу Коробка передач)*. · Изношены вилки переключения (см. Главу Коробка передач)*.
Имеют место вибрации
· Упал уровень трансмиссионного масла (см. Главу Текущее обслуживание). · Изношены подшипники (см. Главу Коробка передач)*.
Имеют место утечки трансмиссионного масла
· Поврежден выходной сальник дифференциала (см. Главу Коробка передач). · Утечки происходят через стыки картера (см. Главу Коробка передач)*. · Поврежден сальник первичного вала (см. Главу Коробка передач)*. * Хотя устранение подобных неисправностей лежит вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя, данная информация окажется полезной при общении с профессионалом.
Диагностика неисправностей приводных валов
Имеют место скрежет и стук во время совершения разворота (при малой скорости движения и повернутом до упора рулевом колесе)
· Произошла утрата смазки ШРУСа, скорее всего вследствие повреждения защитного чехла (см. Главу Приводные валы). · Изношен наружный ШРУС приводного вала (см. Главу Приводные валы).
Во время акселерации/деселерации возникают вибрации
· Изношен ШРУС (см. Главу Приводные валы). · Погнут или иным образом деформирован приводной вал (см. Главу Приводные валы).
Диагностика неисправностей тормозной системы
Прежде чем прийти к заключению об отказе тормозной системы, проверьте состояние и давление накачки шин и равномерность загрузки автомобиля. Диагностика любых отказов ABS, за исключением проверки состояния штуцерных соединений гидравлических трубок и шлангов, должна производиться на фирменной станции техобслуживания компании Skoda.
При торможении нарушается курсовая устойчивость автомобиля
· Изношены, повреждены или замаслены тормозные колодки/башмаки с одного из бортов автомобиля (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Заклинен поршень суппорта/колесного цилиндра одного из механизмов, либо затруднено его перемещение (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · С разных бортов автомобиля установлены тормозные колодки/башмаки с фрикционными накладками различного типа (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Ослабли болты крепления суппорта или щита тормозного механизма (см. Главу Тормозная система). · Изношены или повреждены компоненты рулевого привода или подвески (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление).
Во время торможения возникают посторонние шумы (скрежет или высокочастотный визг)
· Изношены до металла подложки фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Поврежден коррозией тормозной диск/барабан - наиболее вероятно после длительной стоянки (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Между диском и щитом тормозного механизма попал посторонний предмет (например камень) (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система).
Чрезмерно велик ход тормозной педали
· Нарушено функционирование механизма автоматической регулировки задних тормозных механизмов - барабанные механизмы (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Неисправен ГТЦ (см. Главу Тормозная система). · В гидравлическую систему попал воздух (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Неисправен вакуумный усилитель тормозов (см. Главу Тормозная система). · Неисправен вакуумный насос - дизельные модели (см. Главу Тормозная система).
Имеет место мягкость хода тормозной педали при ее выжимании
· В гидравлическую систему попал воздух (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Повреждены в результате старения материала гибкие тормозные шланги (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Ослабли гайки крепления ГТЦ (см. Главу Тормозная система). · Неисправен ГТЦ (см. Главу Тормозная система).
Для остановки автомобиля требуется прикладывание чрезмерно большого усилия к тормозной педали
· Неисправен блок вакуумного усилителя тормозов (см. Главу Тормозная система). · Неисправен вакуумный насос - дизельные модели (см. Главу Тормозная система). · Повреждены или отсоединились вакуумные шланги усилителя тормозов, либо ослабло их крепление на штуцерах (см. Главу Тормозная система). · Неисправен первичный или вторичный гидравлический контур (см. главу Тормозная система). · Заклинен поршень(и) суппорта/колесного цилиндра (см. Главу Тормозная система). · Неправильным образом установлены тормозные колодки/башмаки (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Установлены колодки/башмаки не того типа (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Загрязнены фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система).
Во время торможения возникает вибрация, передаваемая на тормозную педаль или рулевое колесо
· Имеет место чрезмерное биение тормозного диска/деформация тормозного барабана (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Изношены фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система). · Ослабли болты крепления суппорта/тормозного щита (см. Главу Тормозная система). · Изношены компоненты подвески или рулевого привода, либо опоры (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление).
Имеют место пульсации педали ножного тормоза при ее выжимании во время резкого торможения
· Следствие исправного функционирования ABS (см. Главу Тормозная система).
Тормоза “прихвачены”
(см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система).
· Заклинен поршень(и) тормозного суппорта/колесного цилиндра (см. Главу Тормозная система). · Нарушена регулировка стояночного тормоза (см. Главу Тормозная система). · Неисправен ГТЦ (см. Главу Тормозная система).
Задние колеса блокируются при нормальном торможении
· Загрязнены фрикционные накладки тормозных башмаков · Имеет место деформация дисков/барабанов задних тормозных механизмов (см. Главы Текущее обслуживание и Тормозная система).
Диагностика неисправностей подвески и рулевого управления
Прежде чем приступать к проверкам компонентов подвески и рулевого привода удостоверьтесь, что причиной нарушения не является неправильная накачка шин, установка шин различного типоразмера или “прихватывание” тормозов.
Нарушена курсовая устойчивость автомобиля
· Имеет место дефект шин (см. Главу Текущее обслуживание). · Шины накачаны с разным давлением (см. выше во Введении). · Изношены компоненты подвески или рулевого привода (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Нарушена регулировка углов установки передних колес (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Компоненты подвески или рулевого привода повреждены в результате аварии (см. Главу Текущее обслуживание).
Имеет место люфт колес и повышенная вибрация автомобиля
· Нарушена балансировка передних колес (вибрация заметнее всего передается через рулевое колесо) (см. Главу Текущее обслуживание). · Нарушена балансировка задних колес (вибрация заметнее всего передается через кузов автомобиля) (см. Главу Текущее обслуживание). · Повреждены или деформированы колесные диски (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Повреждены шины (см. Главу Текущее обслуживание). · Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Ослабли болты крепления колес(а) (см. Главу Текущее обслуживание).
Во время совершения поворотов и при торможении происходит “галопирование” и/или раскачивание автомобиля
· Неисправны амортизаторы (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Изношен или поврежден стабилизатор поперечной остойчивости, либо его опоры (см. Главу Подвеска и рулевое управление).
Имеет место рыскание или общая курсовая неустойчивость автомобиля
· Нарушена регулировка углов установки передних колес (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Нарушена балансировка колес (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Неисправны шины (см. Главу Текущее обслуживание). · Ослабли болты крепления колес(а) (см. Главу Текущее обслуживание). · Неисправны амортизаторы (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление).
Чрезмерно туго поворачивается рулевое колесо
· Упал уровень жидкости системы гидроусиления руля (см. Главу Текущее обслуживание). · Имеет место недостаток смазки рулевого привода (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Заклинен шарнир наконечника рулевой тяги или шаровая опора рычага подвески (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Оборван приводной ремень вспомогательных агрегатов, либо нарушена регулировка усилия его натяжения (см. Главу Текущее обслуживание). · Нарушена регулировка углов установки передних колес (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Погнута или повреждена рулевая рейка или колонка (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Нарушена проходимость тракта системы гидроусиления руля (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Неисправен рулевой насос (см. Главу Подвеска и рулевое управление).
Чрезмерен люфт рулевого колеса
· Изношен карданный шарнир(ы) промежуточного вала рулевой колонки (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Изношены шарниры наконечников рулевых тяг (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Изношена реечная передача (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление).
Отсутствует гидравлическое усиление
· Оборван приводной ремень вспомогательных агрегатов, либо нарушена регулировка усилия его натяжения (см. Главу Текущее обслуживание или Двигатель). · Упал уровень гидравлической жидкости (см. Главу Текущее обслуживание). · Нарушена проходимость шлангов системы усиления руля (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Неисправен рулевой насос (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Неисправна реечная передача (см. Главу Подвеска и рулевое управление).
Чрезмерен износ шин
Повышенный износ внутренней или наружной части протектора
· Недостаточно накачаны шины (износ обоих краев) (см. Главу Текущее обслуживание). · Нарушена регулировка развала или продольного наклона оси поворота колеса (износ протектора с одного из краев) (см. Главу Подвеска и рулевое управление). · Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Не снижается скорость на поворотах. · Имеет место механическое повреждение в результате аварии.
Чешуйчатый износ (обтрепывание) протектора
· Нарушена установка сходимости (см. Главу Подвеска и рулевое управление).
Износ центральной части протектора
· Шины накачаны слишком сильно (см. Главу Текущее обслуживание).
Износ внутренних и наружных краев протектора
· Недостаточно сильно накачаны шины (см. Главу Текущее обслуживание). · Изношены амортизаторы (см. Главу Подвеска и рулевое управление).
Неравномерный износ протектора
· Нарушена балансировка шины/колеса (см. Главу Текущее обслуживание). · Чрезмерно боковое биение диска или шины (см. Главу Текущее обслуживание). · Изношены амортизаторы (см. Главы Текущее обслуживание и Подвеска и рулевое управление). · Повреждена шина (см. Главу Текущее обслуживание).
Диагностика неисправностей систем электрооборудования
Проблемы, связанные с отказом в системе запуска рассмотрены выше в подразделе Диагностика общих отказов двигателя.
Батарея не “держит” заряд
· Имеет место внутренний дефект батареи (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Упал уровень электролита в банках (см. Главу Текущее обслуживание). · Окислены клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников проводов (см. Главу Текущее обслуживание). · Изношен приводной ремень вспомогательных агрегатов, либо нарушена регулировка усилия его натяжения (см. Главу Текущее обслуживание или Двигатель). · Генератор не выдает требуемый ток заряда (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Неисправен регулятор напряжения генератора (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Происходит разрядка батареи вследствие короткого замыкания в цепи (см. Главу Электрооборудование двигателя и Главу Бортовое электрооборудование).
Контрольная лампа зажигания/заряда продолжает гореть при работающем двигателе
· Изношен или оборван приводной ремень вспомогательных агрегатов, либо нарушена регулировка усилия его натяжения (см. Главу Текущее обслуживание). · Изношены, заклинены или загрязнены щетки генератора (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Ослабли или сломаны щеточные пружины генератора (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Имеет место внутренний дефект генератора или регулятора напряжения (см. Главу Электрооборудование двигателя). · Оборвана электропроводка контура заряда, либо ослабло крепление клеммных соединений (см. Главу Электрооборудование двигателя).
Контрольная лампа зажигания/заряда не загорается при запуске двигателя
· Перегорела нить накаливания (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Оборвана электропроводка, либо ослабло крепление клеммных соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен генератор (см. Главу Электрооборудование двигателя).
Не функционируют осветительные приборы
· Перегорела лампа(ы) (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Окислен цоколь лампы или контакты патрона (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Перегорел предохранитель (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправно реле (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Повреждена электропроводка, либо ослабло крепление клеммных соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен выключатель (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Нарушена точность или стабильность показаний приборов
Показания повышаются с увеличением оборотов двигателя
· Неисправен регулятор напряжения (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Отсутствуют показания датчика расхода топлива или температуры
· Неисправен датчик (см. Главу Системы охлаждения, отопления или Системы питания). · Оборвана электропроводка (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен измеритель (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Датчик расхода топлива или температуры постоянно выдает максимальное показание
· Неисправен датчик (см. Главы Системы охлаждения, отопления и Системы питания). · Оборвана электропроводка (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен измеритель (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Нарушено функционирование клаксона
Клаксон постоянно выдает звуковой сигнал
· Заклинена нажатой кнопка включения клаксона, (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Имеет место короткое замыкание на массу электропроводки клаксона (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Клаксон не выдает звукового сигнала
· Перегорел предохранитель (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Оборвана электропроводка, либо ослабло крепление клеммных соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен клаксон (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Клаксон выдает слишком слабый, либо нестабильный сигнал
· Ослабло крепление клеммных соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Ослабло крепление сирен клаксона (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен клаксон (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Стеклоочистители не двигаются, либо двигаются слишком медленно
· Щетки “прикипели” к стеклу, либо заклинена/деформирована приводная тяга (см. Главы Текущее обслуживание и Бортовое электрооборудование). · Перегорел предохранитель (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Оборвана электропроводка, либо ослабло крепление клеммных соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправно реле (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен приводной электромотор (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Чрезмерно велик/мал размах щеток
· Неправильно посажены на шпинделях рычаги стеклоочистителей (см. Главу Текущее обслуживание). · Изношен приводной механизм (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Ослабло крепление электромотора или приводной сборки (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Щетки не очищают стекло
· Изношены резиновые рабочие элементы (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Сломаны растяжные пружины рычагов, либо рычаги заклинены на осях (см. Главу Бортовое электрооборудование). · В жидкость омывания стекла не добавлен соответствующий очиститель, необходимый для удаления дорожной пленки (см. Главу Текущее обслуживание).
Нарушено функционирование стеклоомывателей (передних/заднего) Не функционирует одно или несколько сопел
· Нарушена проходимость сопла (см. Главу Текущее обслуживание). · Отсоединен подающий шланг, либо нарушена его проходимость вследствие блокировки или перекручивания (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Недостаточно жидкости в резервуаре (см. Главу Текущее обслуживание).
Не функционирует насос подачи жидкости
· Оборвана электропроводка, либо ослабло крепление клеммных соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Перегорел предохранитель (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен выключатель (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен насос (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Жидкость начинает подаваться с задержкой после включения насоса
· Неисправен односторонний клапан в подающем шланге (см. Главу Бортовое электрооборудование).
· Неисправен переключатель (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Стекло движется слишком медленно
· Поврежден, заклинен, либо нуждается в смазывании регулятор (см. Главу Кузов и отделка салона). · Внутренние компоненты двери, либо ее внутренняя обивка мешают функционированию регулятора (см. Главу Кузов и отделка салона). · Неисправен электромотор (см. Главу Кузов и отделка салона). Стекло не движется вовсе
· Перегорел предохранитель (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправно реле (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Оборвана электропроводка, либо ослабло крепление клеммных соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен электромотор (см. Главу Бортовое электрооборудование). Нарушено функционирование единого замка Система не функционирует вовсе
· Перегорел предохранитель (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправно реле (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Оборвана электропроводка, либо ослабло крепление клеммных соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен блок управления (см. Главу Кузов и отделка салона). Защелка блокируется, но не отпускается, либо наоборот
· Сломаны или отсоединены исполнительные штоки или рычаги (см. Главу Кузов и отделка салона). · Неисправно реле (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправен блок управления (см. Главу Кузов и отделка салона). · Неисправен механизм замка (см. Главу Кузов и отделка салона). Не функционирует один из моторов/электромагнитов управления
· Оборвана электропроводка, либо ослабло крепление клеммных соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование). · Неисправна сборка исполнительного устройства (см. Главу Кузов и отделка салона). · Сломаны, заклинены или отсоединены исполнительные штоки или рычаги (см. Главу Кузов и отделка салона). · Неисправен механизм замка (см. Главу Кузов и отделка салона).
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст