Введение
ТРАКТОР БЕЛАРУС 80Х/80Х.1/100Х (80Х-0000010 РЭ) - РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
Руководство по эксплуатации предназначено для изучения устройства, правил эксплуатации и технического обслуживания тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х».
Внимательно изучите настоящее руководство. Это поможет Вам ознакомиться с приемами правильной эксплуатации и техобслуживания трактора.
Невыполнение этого указания может привести к травмам оператора или по-ломкам трактора либо нанесению ущерба третьим лицам.
Работа на тракторе, его обслуживание и ремонт должны производиться только работниками, знакомыми со всеми его параметрами и характеристиками и информи-рованными о необходимых требованиях безопасности для предотвращения несчастных случаев.
В связи с постоянным совершенствованием трактора в конструкцию отдель-ных узлов и деталей могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руководстве по эксплуатации.
Любые произвольные изменения, внесенные потребителем в устройство ка-ких-либо узлов, освобождает изготовителя от ответственности за возможные после-дующие травмы оператора и поломки трактора.
Принятые сокращения и условные обозначения: АКБ – аккумуляторная батарея;
БД – блокировка дифференциала; БКЛ – блок контрольных ламп;
БП – блок предохранителей; ВОМ – вал отбора мощности; ВПМ – вал приема мощности;
ГОРУ – гидрообъемное рулевое управление; ГНС – гидронавесная система;
ГС – гидросистема;
ЕТО – ежесменное техническое обслуживание; ЖКИ – жидкокристаллический индикатор;
ЗИП – запасные части, инструмент и принадлежности; ЗМ – задний мост;
ЗНУ – заднее навесное устройство; КП – коробка передач;
МТА – машинно-тракторный агрегат; МС – муфта сцепления;
НУ – навесное устройство; ОЖ – охлаждающая жидкость; ПУ – пульт управления;
РВД – рукава высокого давления;
СТО – сезонное техническое обслуживание; ТО – техническое обслуживание;
ТО-1 – техническое обслуживание №1; ТО-2 – техническое обслуживание №2; ТО-3 – техническое обслуживание №3; ТСУ – тягово-сцепное устройство;
ЭО – электрооборудование;
ЭФП – электрофакельный подогреватель
Изготовитель использует стандартные международные символы, касающиеся при-менения приборов и органов управления. Ниже даны символы с указанием их значений.
— смотри инструкцию; — манипуляции управлением;
— тормоз; — быстро;
— ручной тормоз; — медленно;
-
звуковой сигнал; — вперед;
— аварийная сигнализация; — назад;
— зарядка аккумулятора;
-
охлаждающая жидкость; — плафон кабины;
-
электрофакельный подог-
реватель; — габаритные огни;
-
обороты двигателя; — указатель поворота трактора;
-
давление масла в двигателе; — указатель поворота прицепа
трактора;
-
температура охлаждаю-щей жидкости двигателя;
-
засоренность воздушного фильтра;
— дальний свет;
-
ближний свет;
-
выключено / останов; — рабочие фары;
— включено / запуск; — блокировка дифференциала;
— плавная регулировка; — вал отбора мощности включен;
-
стеклоочиститель передне-
го стекла; — останов двигателя
-
стеклоомыватель и стек-
лоочиститель заднего стекла; — вентилятор;
-
давление масла в ГОРУ — запуск двигателя;
-
давление воздуха в пнев-мосистеме
— выносной цилиндр – втягивание
-
поворотный рычаг – верх — выносной цилиндр – вытягивание
-
поворотный рычаг – вниз — выносной цилиндр – плавающее
-
-
Назначение трактора БЕЛАРУС 80Х/80Х.1/100Х
Тракторы «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» предназначены для выполнения с со-ответствующими орудиями следующих работ в хлопководстве: посев, нарезка и за-равнивание поливных борозд, междурядная культивация с внесением удобрений, борьба с вредителями растений, чеканка хлопчатника, дефолиация и уборка хлопка-сырца в междурядьях 90 см, а при переоборудовании на колею 2400 мм – в узких междурядьях 60 см.
Тракторы «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х», имея большой дорожный просвет и ма-лый радиус поворота, могут быть использован для возделывания других высокосте-бельных культур.
Основные отличительные особенности моделей тракторов указаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Модель трактора
Модель двигателя; номинальная мощность дви-гателя, кВт
Колесная формула
Отличительные особенности
Базовая модель
«БЕЛАРУС-80Х»
Д-243 (Д-243С)
59,6 (60,0)
3К2
Д-243С для стран, в которых дви-гатели по выбросам вредных ве-ществ должны соответствовать экологическим требованиям I сту-пени [1]
Модификации
«БЕЛАРУС-80Х.1»
Д-243 (Д-243С)
59,6 (60,0)
4К2
Передняя ось
«БЕЛАРУС-100Х»
Д-245 (Д-245С)
77,0 (79,0)
3К2
Д-245С для стран, в которых дви-гатели по выбросам вредных ве-ществ должны соответствовать экологическим требованиям I сту-пени [1]
Внешний вид трактора «БЕЛАРУС-80Х» в базовой комплектации пред-ставлен на рисунке 1.1.1.
Внешний вид трактора «БЕЛАРУС-80Х.1» в базовой комплектации пред-ставлен на рисунке 1.1.2.
Внешний вид тракторов «БЕЛАРУС-100Х» в базовой комплектации представлен на рисунке 1.1.3.
Рисунок 1.1.1 – Трактор «БЕЛАРУС-80Х»
Рисунок 1.1.2 – Трактор «БЕЛАРУС-80Х.1»
Рисунок 1.1.3 – Трактор «БЕЛАРУС-100Х»
-
Технические характеристики трактора БЕЛАРУС 80Х/80Х.1/100Х
-
Основные параметры и технические характеристики тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Наименование параметра (характеристики) | Значение параметра для трактора | ||
80Х | 80Х.1 | 100Х | |
1 Тяговый класс по ГОСТ 27021 | 1,4 | ||
2 Номинальное тяговое усилие, кН | 14 | ||
3 Двигатель 1) а) модель б) тип двигателя 2) в) число и расположение цилиндров 2) г) рабочий объем цилиндров, л 2) д) мощность двигателя, кВт:
е) номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1 2) ж) удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/(кВт·ч) 2) допускаемое отклонение, % и) номинальный коэффициент запаса крутящего момента, % 2) к) максимальный крутящий момент, Н·м 2) | |||
Д-243 (Д-243С) | Д-245 (Д-245С) | ||
Без турбонаддува | C турбо-наддувом | ||
Четыре, рядное, вертикальное | |||
4,75 | |||
59,6 (60,0) 77,0 (79,0) | |||
+3,7 74,0+4,0 | |||
57,4 (57,8±1,0) (76,0+2,0) | |||
2200 (2200) | |||
229 (244) | 236 (244) | ||
+3 (+5) | +3 (+5) | ||
15 (15) | 15 (14) | ||
298,0 (298,0) | 385,5 (385,0) | ||
4 Мощность на заднем ВОМ | В подразделе 4.2.7 «Использование ВОМ» | ||
5 Удельный расход топлива при мощ-ности на заднем ВОМ в режиме ВОМ «540 об/мин», г/(кВт·ч), не более | 255 (255) | 248 (248) | |
6 Число передач: | 16 3) | ||
а) переднего хода | |||
б) заднего хода | 4 3) | ||
7 Скорость (расчетная) движения трак-тора при номинальной частоте враще-ния коленчатого вала двигателя, на ши-нах основной комплектации, км/ч: а) переднего хода:
| 1,94 18,40 4,09 9,22 | ||
8 Масса трактора, кг: а) конструкционная б) эксплуатационная с балластом в) эксплуатационная максимальная г) в состоянии отгрузки с завода 4) | |||
3470±100 | 3540±100 | 3550±100 | |
3700±100 | 3770±100 | 3800±100 | |
6500 | 6500 | 6500 | |
3550±100 | 3785±100 | 3670±100 |
Продолжение таблицы 1.2
Наименование параметра (характеристики) 9 Распределение эксплуатационной массы по мостам, кг: а) на передний б) на задний | Значение параметра для трактора | ||
80Х | 80Х.1 | 100Х | |
1150±50 | 1220±50 | 1030±50 | |
2550±50 | 2550±50 | 2770±50 | |
10 Допустимая нагрузка на мосты, кН: а) на передний б) на задний | |||
20 53 | 17,5 53 | 20 53 | |
11 Максимальная масса буксируемой прицепной машины (тормоза прицепной машины сблокированы с тормозами трактора), кг | - | 9000 | - |
12 Просвет (на шинах основной ком-плектации), мм, не менее: а) агротехнический под рукавами зад-них колес б) дорожный | 800 620 | ||
13 Размер колеи (на шинах основной комплектации), мм: а) по передним колесам б) по задним колесам | |||
-1900±25 2400±25 | от 1240 до 1640 и от 1350 до 1750 1900±25 2400±25 | -1900±25 2400±25 | |
14 Наименьший радиус окружности по-ворота при минимальной колее с под-тормаживанием заднего внутреннего ко-леса, м: а) по середине следа внешнего перед-него колеса б) по середине следа внешнего задне-го колеса | |||
- 3,2 | 4,7 - | - 3,2 | |
15 База трактора, мм | 2470±30 | 2475±30 | 2470±30 |
16 Максимальная глубина преодоле-ваемого брода, м | 0,90 | ||
17 Срок службы, лет | 10 | ||
18 Габаритные размеры, мм: а) длина с навесной системой в транспортном положении б) ширина по шинам задних колес
| 4040±50 2300±50 2800±50 2980±50 | ||
19 Шины (основная комплектация): а) передние колеса б) задние колеса | |||
13.0/75-16 или 12-16 15.5R38 | 9.00R20 или 9.00-20 15.5R38 | 13.0/75-16 или 12-16 15.5R38 | |
20 Электрооборудование по ГОСТ 3940: а) номинальное напряжение питания бортовой сети, В б) номинальное напряжение пуска, В | 12 12 |
Наименование параметра (характеристики) | Значение параметра для тракторов | ||
80Х | 80Х.1 | 100Х | |
21 Гидронавесная система: а) объемная подача насоса при номи-нальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, л/мин, не менее б) давление срабатывания предохра-нительного клапана, МПа в) условный объемный коэффициент, не менеe | 45 20-2 0,65 | ||
22 Рабочее оборудование: а) задний вал отбора мощности:
2) номинальная частота вращения хвостовика ВОМ при включенном син-хронном приводе, об/м пути б) полунезависимый боковой вал от-бора мощности
ния хвостовика ВОМ, об/м пути г) заднее навесное устройство:
д) тягово-сцепное устройство: | 540 (570 5)) 1000 (955 5)) 3,4 570 755 1,26 2800 2,2 В разделе 5 «Агрегатирование» | ||
1) Параметры двигателей, не указанные в таблице 1.2, должны соответство-вать документации 243-0000100РЭ, 243С ⁄ 245С-0000100 РЭ. 2) Для справок. 3) Без ходоувеличителя. 4) Уточняется в зависимости от комплектации. 5) При частоте коленчатого вала двигателя 2200 мин -1). |
Остов трактора – полурамный.
Ходовая система тракторов «БЕЛАРУС-80Х» и «БЕЛАРУС-100Х» с одноко-лесной осью – одно переднее управляемое колесо и два задних ведущих колеса, с пневматическими шинами низкого давления.
Ходовая система «БЕЛАРУС-80Х.1» и «БЕЛАРУС-100Х» с двухколесной осью
-
два передних управляемых колеса и два задних ведущих колеса, с пневматиче-скими шинами низкого давления.
На тракторах «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» установлен четырехтактный порш-невой четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рядным вертикаль-ным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском дизельного топлива и воспламенением от сжатия.
Система смазки двигателя комбинированная: часть деталей смазывается под дав-лением, часть – разбрызгиванием. Система смазки состоит из масляного картера, масля-ного насоса, масляного радиатора, центробежного масляного фильтра
Система питания двигателя состоит из топливного насоса, форсунок, трубок низкого давления, топливопроводов высокого давления, фильтра грубой очистки топлива, фильтра тонкой очистки топлива.
Система пуска двигателя – электростартерная. Средство облегчения пуска двигате-ля в условиях низких температур окружающей среды – электрофакельный подогреватель.
Система питания воздухом тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1» состоит из воздухо-подводящего тракта и воздухоочистителя. Воздухоочиститель – комбинированный, с су-хой центробежной (моноциклон) и масляной инерционно-контактной очисткой воздуха.
Система питания воздухом трактора «БЕЛАРУС-100Х» состоит из турбоком-прессора, воздухоподводящего тракта и воздухоочистителя. Турбокомпрессор вы-полнен по схеме: радиальная центростремительная турбина и центробежный одно-ступенчатый компрессор при консольном расположении колес относительно опор. Воздухоочиститель – комбинированный, с сухой центробежной и сухой двухступен-чатой очисткой воздуха бумажными фильтрами-патронами.
Система охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждаю-щей жидкости от центробежного насоса. Водяной насос приводится во вращение клино-вым ремнем от шкива коленчатого вала. Для ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и тем-пературах окружающего воздуха служит термостат, установленных на линии нагнетания.
Муфта сцепления -фрикционная однодисковая постоянно-замкнутого типа с меха-ническим управлением. Накладки МС – безасбестовые (по заказу металлокерамические).
Коробка передач – механическая, ступенчатая, с механическим понижающим редуктором, удваивающим число передач.
Задний мост:
Главная передача – пара конических шестерен со спиральным зубом;
Механизм блокировки дифференциала – две кулачковые муфты (подвижная и неподвижная), блокирующие валы конечных передач при нажатии на педаль.
Конечные передачи -пара прямозубых цилиндрических шестерен.
Дополнительные бортовые передачи (бортовые редукторы) – три прямозубые цилиндрические шестерни.
Тормоза:
Тормоза – сухие дисковые с механическим приводом, действующие на задние колеса. На тракторах «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х» управление сблокировано с пневмо-приводом тормозов прицепной сельхозмашины.
Стояночный тормоз – дисковый, с отдельным механическим приводом. Управ-ление сблокировано с пневмоприводом тормозов прицепа.
Привод тормозов прицепной сельхозмашины – пневматический, однопровод-ный, сблокированный с управлением тормозами трактора.
Задний вал отбора мощности – независимый, двухскоростной (540 мин-1 и 1000 мин-1) и синхронный; направление вращения – по часовой стрелке со стороны торца хвостовика.
На трактор установлен хвостовик ВОМ 1с по ГОСТ 3480 (8 зубьев, 540 мин-1). В ЗИП трактора прикладываются хвостовик ВОМ 1 (6 зубьев, 540 мин-1), ВОМ 2 по ГОСТ 3480 (21 зуб, 1000 мин-1).
Боковой полунезависимый ВОМ – двухскоростной 570 мин-1 и 755 мин-1. На-правление вращения – против часовой стрелки при виде на торец хвостовика; хво-стовик ВОМ 1с по ГОСТ 3480 (8 зубьев)
Боковой синхронный ВОМ – с номинальной частотой вращения хвостовика ВОМ 1,26 об/метр пути на задних шинах 15.5R38. Направление вращения – против часовой стрелки при виде на торец хвостовика; хвостовик ВОМ 1с по ГОСТ 3480 (8 зубьев).
Рулевое управление – гидрообъемное. Насос питания – шестеренный с левым направлением вращения.
Насос-дозатор – героторный с открытым центром, без реакции на руле.
Тип механизма поворота – реечный с двумя гидроцилиндрами одностороннего действия.
Передняя одноколесная ось тракторов «БЕЛАРУС-80Х/100Х» – фасонная вилка с осью колеса, на которой установлена ступица с направляющим колесом.
Передняя двухколесная ось тракторов «БЕЛАРУС-80Х.1» – подрессоренная, быстросъемная, с возможностью изменения колеи передних колес посредством вы-движения кулаков.
Гидронавесная система – раздельно-агрегатная, обеспечивающая возмож-ность высотного регулирования положения сельскохозяйственных орудий. При уста-новке распределителя Р80-3/1-222 система имеет две пары боковых независимых выводов. При установке распределителя РП70-890 – две пары независимых боко-вых выводов и одна пара задних выводов, дублированная с левыми боковыми выводами.
Заднее навесное устройство – трехточечное НУ, категория 2 по ГОСТ 10677 и по ИСО 730. Один цилиндр Ц100x200-3.
Тягово-сцепное устройство – поперечина ТСУ-1Ж для агрегатирования с при-цепными и полунавесными машинами.
Кабина – защитная, обеспечивающая безопасность, микроклимат, шумовиб-розащиту. с системой отопления и вентиляции Кабина оборудована подрессорен-ным регулируемым по весу и росту оператора сиденьем, зеркалами заднего вида, противосолнечным козырьком, электрическими стеклоочистителями переднего и заднего стекол, стеклоомывателями переднего и заднего стекол, плафоном освеще-ния и местом для установки радиоприемника. Двери кабины имеют замки, левая дверь с ключами.
Электрооборудование по ГОСТ 3940. Номинальное напряжение питания бор-товой сети 12В. Номинальное напряжение пуска 12В. Приборы – комбинация прибо-ров, электрический тахоспидометр, два блока контрольных ламп.
-
Уровень вибрации на рабочем месте оператора тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х»
Максимально допустимые уровни вибрации в вертикальном направлении на си-денье оператора тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Наименование параметра
Значение параметра в октавной полосе со среднегеометрической частотой, Гц
Октавная полоса, Гц
2,0
4,0
8,0
16,0
31,5
Среднеквадратическое значение ускорения, м/с2
0,79
0,57
0,60
1,14
-
Максимально допустимые уровни вибрации в горизонтальном направлении на сиденье оператора тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Наименование параметра
Значение параметра в октавной полосе со среднегеометрической частотой, Гц
Октавная полоса, Гц
1,0
2,0
4,0
8,0
16,0
31,5
63,0
Среднеквадратическое зна-чение ускорения, м/с2
0,316
0,423
0,800
1,620
3,200
6,380
12,760
Максимально допустимые уровни локальной вибрации на органах управления тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» представлены в таблице 1.5.
Таблица 1.5
Наименование параметра
Значение параметра в октавной полосе со среднегеометрической частотой, Гц
Октавная полоса, Гц
16,0
31,5
63,0
125,0
250,0
Среднеквадратическое значение скорости, м/с
4,0·10-2
2,8·10-2
2,0·10-2
1,4·10-2
1,0·10-2
Уровень скорости, дБ
118
115
112
109
106
-
Маркировка трактора БЕЛАРУС 80Х/80Х.1/100Х
Фирменная металлическая табличка закреплена на задней стенке кабины слева, как показано на рисунке 1.5.1.
Кроме того, порядковый номер трактора нанесен ударным способом на пра-вом или левом лонжероне полурамы.
Рисунок 1.5.1 – Место расположения фирменной маркировочной таблички трактора
-
Упаковка трактора БЕЛАРУС 80Х/80Х.1/100Х
Трактор отгружается потребителю без упаковки.
-
-
Расположение органов управления и приборов трактора
Органы управления и приборы, расположенные в кабине трактора, представлены на рисунках 2.1.1 и 2.1.2.
1 – выключатель аварийной сигнализации; 2 – маховичок управления шторкой водя-ного радиатора двигателя; 3 – многофункциональный подрулевой переключатель; 4 – ком-бинация приборов; 5 – блок контрольных ламп; 6 –тахоспидометр; 7 – место установки ра-диоприемника; 8 – дефлекторы; 9 – рециркуляционные заслонки; 10 – блок клавишных пере-ключателей верхнего щитка; 11 – плафон кабины с выключателем; 12 – солнцезащитный козырек; 13, 14 – рукоятки управления выводами распределителя ГНС (выносными цилинд-рами); 15 – рукоятка управления ЗНУ; 16 – рулевое колесо; 17 – пульт управления тахоспи-дометром; 18 – выключатель стартера и приборов; 19 – рычаг управления понижающим ре-дуктором КП; 20 – переключатель ЭФП; 21 – педаль управления подачей топлива; 22 – пе-даль управления правым рабочим тормозом; 23 – соединительная планка тормозных педа-лей; 24 – педаль управления левым рабочим тормозом; 25 – рукоятка фиксации угла накло-на рулевой колонки; 26 – рукоятка останова двигателя (красного цвета); 27 – педаль управ-ления сцеплением; 28 – выключатель стеклоомывателя переднего стекла; 29 – центральный переключатель света.
Рисунок 2.1.1 – Расположение приборов и органов управления трактора:
1 – рычаг переключения диапазонов и передач КП; 2 – педаль включения блоки-ровки дифференциала заднего моста; 3 – рычаг управления стояночным тормозом; 4 – рычаг включения заднего ВОМ; 5 – рукоятка управления подачей топлива; 6 – выключа-тель АКБ; 7 – рычаг фиксации механизма ЗНУ в транспортном положении; 8 – тяга вклю-чения полунезависимого бокового ВОМ; 9 – тяга включения синхронного бокового ВОМ; 10 – рукоятка переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод.
Рисунок 2.1.2 – Расположение органов управления трактора
-
-
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст