Трактор Беларус 2022.3 / 2022В.3. Руководство — часть 9

3.4 Электрогидравлическое управление редуктором коробки передач
Электрогидравлическое управление редуктором КП состоит из следующих ос-
новных элементов:
- сигнализаторов 15 и 14 (рисунок 3.4.2) на панели управления 1, расположен-
ной в кабине трактора;
- рычага 3 переключения передач и ступеней редуктора КП;
- датчика нейтрали КП 5;
- датчиков 7 и 8, установленных на гидроцилиндре переключения редуктора КП;
- распределителя 6, расположенного сверху на крышке КП;
- соединительных кабелей 4 с колодками 9.
Система запитана от бортовой электросети через предохранитель, располо-
женный в блоке предохранителей 2. Электрическое питание подается в систему при
установке выключателя стартера и приборов в положение «I» - включены приборы,
но переключение ступеней редуктора КП возможно только после запуска двигателя,
при работающем насосе гидросистемы трансмиссии.
На рукоятке рычага 3 расположены кнопки 10 и 11 и сигнализаторы (светодио-
ды) 13 и 12 включения низшей и высшей ступеней редуктора, соответственно. На
панели 1 расположены дублирующие сигнализаторы 15 и 14 включения низшей и
высшей ступеней редуктора и реле управления редуктором.
Система разрешает переключение ступеней редуктора только в нейтральном
положении рычага 3 (контакты датчика 5 нейтрали КП замкнуты).
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СТУПЕНЕЙ РЕДУКТОРА КП ВЫПОЛНЯЙТЕ
ТОЛЬКО НА ОСТАНОВЛЕННОМ ТРАКТОРЕ!
Сигналы на сигнализаторы 13, 12 и 15, 14 подаются от соответствующих дат-
чиков давления 8 и 7.
После запуска двигателя включается низшая ступень редуктора. При этом
должны гореть сигнализаторы 13 и 15.
Переключение на высшую ступень редуктора должно происходить при нажа-
тии на кнопку 11. При этом сигнализаторы 13 и 15 должны погаснуть, а сигнализато-
ры 12 и 14 - загореться.
Переключение с высшей ступени редуктора КП на низшую осуществляется
нажатием на кнопку 10.
Запуск двигателя возможен только при установке рычага переключения диа-
пазонов КП 1 (рисунок 2.13.1) в положение «нейтраль».
Схема электрическая соединений электрогидравлическим управлением редук-
тора коробки передач приведена в приложении А.
Рисунок 3.4.1 - Расположение элементов электрогидравлического управления
редуктором КП на коробке передач
91
К рисунку 3.4.1 - Расположение элементов электрогидравлического управле-
ния редуктором КП на коробке передач:
1 - датчик включенного состояния низшей ступени редуктора КП; 2 - датчик
включенного состояния высшей ступени редуктора КП; 3 - распределитель пере-
ключения ступеней редуктора КП; 4 - датчик «нейтрали» коробки передач; 5 - дат-
чик нейтрали диапазонного редуктора (блокировки запуска двигателя при включен-
ном диапазоне).
1 - панель управления БД заднего моста и привода ПВМ; 2 - блок предохрани-
телей; 3 - рычаг переключения передач и ступеней редуктора КП; 4 - соединитель-
ные кабели; 5 - датчик нейтрали КП; 6 - распределитель редуктора КП; 7 - датчик
давления включенного состояния высшей ступени редуктора КП; 8 - датчик давле-
ния включенного состояния низшей ступени редуктора КП; 9 - колодки соединитель-
ные; 10 - кнопка включения низшей ступени; 11 - кнопка включения высшей ступени;
12 - светодиод сигнализации высшей ступени; 13 - светодиод сигнализации низшей
ступени; 14, 15 - контрольные лампы.
Рисунок 3.4.2 - Электрогидравлическое управление редуктором коробки передач
92
3.5 Задний мост
3.5.1 Общие сведения
Задний мост состоит из следующих элементов:
- главной передачи;
- дифференциала;
- кулачковой муфты блокировки дифференциала;
- бортовых передач, расположенных в корпусе заднего моста;
- конечных передач, расположенных в рукавах полуосей.
Поперечный разрез заднего моста тракторов
«БЕЛАРУС-2022.3/2022В.3»
представлен на рисунке 3.5.1.
1 - шестерня ведомая; 2 - болт; 3,13 - шестерня полуосевая; 4, 17 - тормоз;
5, 25 - рукав;
6, 19 - вал ведущей шестерни; 7, 16 - стакан; 8 - роликоподшипник;
9, 15 - шестерня ведущая бортовой передачи; 10, 11а, 12а - корпус дифференциала;
11 - крестовина дифференциала; 12 - сателлит; 14 - конический роликоподшипник;
18 - крышка; 20 - сателлит; 21 - ролик; 22 - ось сателлита; 23 - шестерня ведомая;
24, 42 - полуось; 26 - шайба; 27 - набор прокладок; 28 - болт; 29 - пластина сто-
порная; 30 - шестерня солнечная; 31 - водило; 32 - шестерня коронная; 33 - втулка
ведомой шестерни; 34 - кулачковая муфта подвижная; 35 - кулачковая муфта не-
подвижная;
36 - корпус заднего моста;
37 - задний ВОМ; 38 - шестерня ведомая;
39 - втулка ведомой шестерни; 40, 43 - вал; 41, 44 - стакан; 45 - подшипник.
Рисунок 3.5.1 - Задний мост (поперечный разрез)
93
3.5.2 Главная передача
Главная передача - коническая с круговыми зубьями - состоит из ведущей ко-
нической шестерни, выполненной за одно целое с вторичным валом КП и ведомой
шестерни 1 (рисунок 3.5.1), закрепленной болтами 2 между корпусами дифферен-
циала 10, 11а, 12а.
Боковой зазор в главной передаче должен быть в пределах от 0,25 до 0,55 мм.
Прилегание зубьев - не менее 50% поверхности с расположением отпечатка в сред-
ней части зуба или ближе к вершине конуса. Регулировку бокового зазора необхо-
димо производить перед установкой конечных передач переносом прокладок из под
фланцев стаканов 7 и 16 без изменения их общего количества.
3.5.3 Дифференциал
Дифференциал - конический, закрытый - состоит из трех корпусов 10, 11а и
12а (рисунок 3.5.1), соединённых болтами 2, крестовины 11, четырех сателлитов 12
со сферическими шайбами. Корпус дифференциала в сборе установлен в корпусе
заднего моста 36 на двух конических роликоподшипниках 14. Блокировка диффе-
ренциала осуществляется электрогидроуправляемой кулачковой муфтой (34, 35),
установленной на втулках ЗЗ и 39 ведущих шестерен 9 и 15 и через валы 6, 19 бло-
кирует полуосевые шестерни 3 и 13 дифференциала.
Конические роликоподшипники 14 должны быть отрегулированы с натягом.
Усилие, приложенное к наружному торцу зубьев ведомой шестерни 1 для провора-
чивания дифференциала в подшипниках должно быть от 30 до 50 Н. Регулировку
производить изменением количества прокладок под фланцами стаканов 7 и 16.
3.5.4 Бортовые передачи
Бортовые передачи состоят из двух пар прямозубых цилиндрических шесте-
рен 9, 38 (рисунок 3.5.1) и 15, 23. Ведущие шестерни 9, 15 посажены на шлицевые
валы 6, 19, установленные на роликоподшипниках 8 в стаканах 7, 16. Валы ведущих
шестерен 6 и 19 шлицевыми соединениями связывают полуосевые шестерни диф-
ференциала с ведущими шестернями бортовых передач и дисками тормозов 4, 17.
Ведомые шестерни 23 и 38 посажены на шлицевые втулки 33 и 39, установленные
на шарикоподшипниках в корпусе заднего моста 36 и стаканах 41 и 44 соответствен-
но. Между фланцами стаканов 7, 16 и корпусом заднего моста 36 установлены регу-
лировочные прокладки толщиной 0,2 мм и 0,5 мм, изменяя количество которых регу-
лируют осевой зазор в конических роликоподшипниках 14 и боковой зазор в зацеп-
лении шестерен главной передачи.
3.5.5 Конечные передачи
Конечные передачи состоят из двух цилиндрических прямозубых планетарных
передач, расположенных в рукавах 5, 25 (рисунок 3.5.1) и шлицевых валов 43, 40 со-
единяющих ведомые шестерни 23, 38 с планетарными передачами.
Планетарная передача состоит из неподвижной коронной шестерни 32, поса-
женной на зубья стакана 44, водила 31, солнечной шестерни 30, четырех сателлитов
20, вращающихся на осях сателлитов 22 на роликовых подшипниках 21.
Регулировка конических роликоподшипников 45 полуосей 24, 42 осуществля-
ется подбором пакета прокладок 27 толщиной 0,2 мм и 0,5 мм, устанавливаемых
между торцом полуоси и шайбой 26.
94
3.5.6 Регулировки конечных передач заднего моста
При необходимости замены деталей и сборочных единиц конечных передач
последующие сборочные и регулировочные операции производите в следующей по-
следовательности:
- напрессуйте на полуось 9 (рисунок 3.5.2) предварительно нагретое в масле
внутреннее кольцо наружного подшипника 10 до упора во втулку 7;
- запрессуйте в рукав 6 наружные кольца подшипников 10, 11 до упора в бур-
тик рукава;
- установите полуось в сборе с внутренним кольцом наружного подшипника в
рукав и оденьте на полуось внутреннее кольцо внутреннего подшипника 11;
- посадите на шлицы полуоси водило в сборе 12, установите шайбу 5 без па-
кета регулировочных прокладок и затяните болт 4 моментом от 500 до 550 Нм, от-
пустите болт и снова заверните его от руки.
- замерьте штангенциркулем через отверстие в шайбе 5 расстояние от торца
полуоси до наружной поверхности шайбы;
- вычтите из величины, замера толщину шайбы (12 мм) и определите величи-
ну зазора между шайбой и торцем полуоси;
- отверните болт 4, снимите шайбу и заполните зазор пакетом прокладок. Ус-
тановите шайбу и затяните болт моментом от 500 до 550 Нм;
- проверьте момент проворачивания полуоси. Он должен быть от 16 до 21 Нм.
Если он превышает указанные выше пределы, увеличьте набор прокладок и наобо-
рот. Регулировку необходимо производить до установки коронной шестерни 2 и
крышки 8 с манжетой.
- законтрите болт стопорной пластиной 3, предварительно смазав плоскость
пластины, прилегающую к шайбе, смазкой Литол-24. Усы пластины должны войти в
выемки водила 12. При необходимости доверните болт до совмещения уса и выем-
ки. ОТВОРАЧИВАНИЕ БОЛТА НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
- установите коронную шестерню 2.
- установите солнечную шестерню 13 в сборе с валом 1 в водило планетарной
передачи и проверьте легкость вращения передачи в сборе.
- установите крышку 8 с манжетой в сборе, предварительно смазав манжету и
резиновое кольцо смазкой Литол-24. Затяните болты крепления крышки.
Конические подшипники 10 и 11 должны быть отрегулированы с зазором от
0,01 до 0,1 мм.
1 - вал; 2 - коронная шестерня; 3 - стопорная пластина; 4 - болт; 5 - шайба;
6 - рукав;
7 - втулка; 8 - крышка; 9 - полуось;
10 - подшипник; 11 - подшипник;
12 - водило; 13 - солнечная шестерня.
Рисунок 3.5.2 - Регулировки конечных передач заднего моста
95
3.5.7 Механизм блокировки дифференциала
3.5.7.1 Общие сведения
Кулачковая электрогидроуправляемая муфта блокировки дифференциала ус-
тановлена на шлицевых втулках 2 и 6 (рисунок 3.5.3) ведомых шестерен 1, 7 борто-
вой передачи и состоит из полумуфты 4, закрепленной на втулке штифтом 3, и под-
вижной полумуфты 5, посаженной на шлицах втулки 6 и управляемой электрогид-
равлической системой.
Блокирование дифференциала осуществляется путём перемещения полу-
муфты 5 под воздействием вилки 13, перемещаемой поршнем 11 при подаче масла
под давлением в канал «А» верхней крышки заднего моста 14. Поршень с вилкой и
отжимными пружинами 12 смонтированы в кронштейне 8, прикрепленном к крышке
ЗМ. При включении полумуфт происходит замыкание между собой шлицевых втулок
2, 6 и ведущих шестерен планетарных конечных передач.
Разблокирование дифференциала происходит автоматически под воздейст-
вием отжимных пружин 12 при сообщении канала "А" со сливом (сброс давления).
3.5.7.2 Регулировка механизма блокировки дифференциала
В процессе эксплуатации регулировки не требуются. После проведения ре-
монтных операций отрегулируйте зазор от 1,5 до 2,0 мм между торцами кулачков
полумуфт 4 (рисунок 3.5.3) и 5, выполнив следующие операции:
- установите кулачки полумуфты 4 против кулачков полумуфты 5 при снятом
кронштейне 8;
- установите и закрепите кронштейн и ослабьте стопор 9;
- вывинчивая винт 10, подведите подвижную полумуфту 5 до упора в торец
кулачков неподвижной полумуфты 4 и затем ввинтите винт на 1 ... 1,25 оборота для
обеспечения требуемого зазора; затяните винт 9.
1, 7 - ведомая шестерня; 2, 6 - шлицевая втулка; 3 - штифт; 4, 5 - полумуфта;
8 - кронштейн; 9 - стопорный винт; 10 - регулировочный винт; 11 - поршень; 12 -
пружина; 13 - вилка; 14 - верхняя крышка заднего моста.
Рисунок 3.5.3 - Механизм блокировки дифференциала
96
3.6 Задний вал отбора мощности
3.6.1 Общие сведения
Задний ВОМ имеет четырехскоростной независимый привод, который обеспе-
чивает два скоростных режима (стандартный и экономичный) переключением редук-
тора в корпусе сцепления, и две частоты вращения хвостовика ВОМ - путем замены
хвостовика 16 (рисунок 3.6.1) в редукторе заднего ВОМ. Привод осуществляется от
двигателя через две пары цилиндрических шестерён постоянного зацепления в кор-
пусе сцепления, внутренний вал КП, фрикционную муфту и редуктор ВОМ. Включе-
ние и выключение привода ВОМ осуществляется шлицевой муфтой 1.
Редуктор вала отбора мощности установлен в корпусе заднего моста и состо-
ит из ведомой 22 и ведущей 23 шестерен, расположенных соосно и соединенных
между собой посредством трех равнорасположенных промежуточных шестерен 9,
смонтированных на осях 7, запрессованных в корпус 10 редуктора.
Ведущая и ведомая шестерни имеют шлицевые отверстия, посредством кото-
рых они могут соединяться с шлицевыми шейками соответствующих хвостовиков в
зависимости от требуемой частоты вращения хвостовика:
- с шестерней 22 обеспечивается 540 об/мин;
- с шестерней 23 - 1000 об/мин.
На торцах хвостовиков нанесена маркировка - «540» и «1000» соответственно.
Хвостовики устанавливаются на конических роликоподшипниках 18 и фикси-
руются от осевого перемещения упорной шайбой 13, закрепленной четырьмя бол-
тами. При смене хвостовика снимите шайбу 13, замените хвостовик 16 и закрепите
упорную шайбу 13.
Включение и выключение ВОМ осуществляется многодисковой фрикционной
муфтой и тормозом ВОМ. На наружных шлицах ведущего вала 2 фрикциона уста-
новлены диски 3 с металлокерамическими накладками, а в прорезях барабана 5, со-
единенного посредством шлицев с ведущей шестерней 23 редуктора - стальные
диски 4. При включении ВОМ под действием давления масла поршень 26 сжимает
диски, соединяя, таким образом, редуктор ВОМ с ведущим валом 2. При выключении
фрикционной муфты поршень 26 под давлением пружин 27 возвращается в перво-
начальное положение. Устранение ведения хвостовика и его остановка осуществля-
ется тормозом ВОМ. Тормоз смонтирован в корпусе 10 редуктора и состоит из
поршня 24, фрикционного диска 6 и упорного диска 25. Фрикционный диск 6 установ-
лен на шлицах барабана 5. При подаче давления в бустер тормоза поршень 24 сжи-
мает диски 6 и 25, затормаживая барабан и хвостовик ВОМ.
Осевой зазор в конических роликоподшипниках 18 должен быть не более 0,1
мм. Регулировку производите путём подбора колец 19. Затяжку гайки 21 производи-
те крутящим моментом 220 Нм.
При установке переключателя скорости ВОМ в положение «стандартный ре-
жим» (рисунок 3.2.7) заменой хвостовиков, как указано выше, получаются две стан-
дартные частоты вращения хвостовика ВОМ (540 и 1000 об/мин).
При установке переключателя скорости ВОМ в положение «экономичный ре-
жим» заменой хвостовиков получаются две дополнительные частоты вращения хво-
стовика ВОМ (770 и 1460 об/мин).
97
1 - муфта переключения; 2 - вал ведущий; 3- диск ведомый фрикциона; 4 - диск ведущий фрикциона; 5 - барабан;
6 - диск ведомый тормоза; 7 - ось промежуточная; 8 - ролик; 9 - шестерня промежуточная; 10 - корпус; 11 - стакан; 12 -
крышка; 13 - шайба упорная; 14 - кожух; 15 - колпак; 16 - хвостовик сменный; 17 - втулка; 18 - конический роликопод-
шипник; 19 - кольцо; 20 - шайба; 21 - гайка; 22 - ведомая шестерня; 23 - ведущая шестерня; 24 - поршень тормоза; 25 -
диск упорный; 26 - поршень фрикциона; 27 - пружина.
Рисунок 3.6.1 - Задний ВОМ
3.6.2 Управление задним ВОМ
Управление задним ВОМ осуществляется расположенным на боковом пульте
управления рычагом 1 (рисунок 3.6.2) переключателя 24. При перемещении рычага 1 по-
средством троса 6 и тяги 12 поворачивается рычаг 22 крана управления потоком масла,
подводимого к поршню фрикциона ВОМ и поршню тормоза ВОМ. Для плавности включения
ВОМ на входе в фрикцион устанавливается демпфирующее устройство 9 на кронштейне 8.
Рычаг 1 имеет два положения:
- крайнее переднее - «ВОМ включен» (включен фрикцион ВОМ);
- крайнее заднее - «ВОМ выключен» (включен тормоз хвостовика ВОМ);
Рычаг 22 крана управления потоком масла имеет два фиксированных положе-
ния - верхнее положение «ВОМ включен» и нижнее «ВОМ выключен»;
ВОМ начинает работать только при работающем двигателе (т. е. при наличии
рабочего давления в гидросистеме трансмиссии).
Регулировка управления задним ВОМ производится следующим образом:
- установите рычаг 1 переключателя 24 в крайнее заднее положение, а рычаг
22 крана управления ВОМ 13 в нижнее положение;
- изменяя длину штока 5 троса (путем навинчивания или свинчивания вилки 3,
предварительно ослабив контргайку 4) и тяги 12 (навинчивая или свинчивая ее со
штока, предварительно ослабив контргайку 11), совместите отверстия в вилке 3 и
рычаге 23 переключателя 24, а также в тяге 12 и рычаге 22 крана управления ВОМ,
соедините их пальцами 2 и зашплинтуйте;
- после регулировки затяните контргайки 4;
- проверьте работу механизма управления. Рычаг 1 переключателя должен
под действием приложенного усилия не более 30 Н без заеданий перемещаться и
четко фиксироваться в двух положениях.
1 - рычаг управления; 2 - палец; 3 - вилка; 4 - контргайка; 5 - шток троса; 6 - трос; 7,
8, 14 - кронштейн; 9 - демпфирующее устройство; 10 - шланг слива; 11 - контргайка; 12 -
тяга; 13 - кран управления задним ВОМ; 15, 19 - прокладка; 16 - рукав тормоза;
17 - рукав
фрикциона; 18 - фланец; 20 - рукав подвода масла; 21 - рукав демпфирующего устройства;
22 - рычаг крана управления ВОМ; 23 - рычаг переключателя; 24 - переключатель.
Рисунок 3.6.2 - Управление задним ВОМ
99
3.7 Передний вал отбора мощности
Передний вал отбора мощности (ПВОМ) устанавливается на трактор по зака-
зу. ПВОМ предназначен для привода сельскохозяйственных машин с активными ра-
бочими органами, расположенными на переднем навесном устройстве. Имеет неза-
висимый привод с направлением вращения хвостовика по часовой стрелке, если
смотреть на его торец, и обеспечивает частоту вращения хвостовика 1000 об/мин
при частоте вращения двигателя 2100 об/мин с реализацией мощности 44 кВт.
ПВОМ выполнен в виде самостоятельного узла и представляет собой плане-
тарный редуктор с ленточными тормозами, состыкованный с цилиндрическим редук-
тором.
Передача крутящего момента на ПВОМ осуществляется от шкива 1 (рисунок
3.7.1) коленчатого вала двигателя к редуктору ВОМ 9 через проставку 2, закреплен-
ную на коленчатом валу, компенсационную муфту 3, установленную в проставке 2 и
шлицевой вал 4, закрепленный в муфте 5, имеющей возможность фиксированного
перемещения в осевом направлении, и установленную на входном валу 8 редуктора
ВОМ.
В редукторе ВОМ 9 передача мощности осуществляется от входного вала 8 к
хвостовику 12 посредством цилиндрического зацепления и планетарной передачи.
Редуктор ВОМ 9 управляется гидроцилиндром 11,закрепленным на корпусе
редуктора и связанным с поворотным валиком 10, воздействующим на рычаги лен-
точных тормозов.
1 - шкив коленчатого вала двигателя; 2 - проставка; 3 - компенсационная
муфта; 4 - шлицевой вал; 5 - муфта; 6 - пружина; 7 - втулка; 8 - входной вал; 9 -
редуктор ВОМ; 10 - поворотный валик; 11 -гидроцилиндр; 12- хвостовик; 13 - шарик.
Рисунок 3.7.1 - Передний ВОМ (механическая часть)
Для подключения редуктора к коленчатому валу необходимо сдвинуть втулку
7 (рисунок 3.7.1) в сторону двигателя, сжав пружину 6, и передвинуть муфту 5 с ва-
лом 4, введя его в зацепление с компенсационной муфтой 3 до фиксации шариков
13 подпружиненной втулкой 7 в канавке А.
Вывод вала 4 из зацепления с закрепленной на коленчатом валу двигателя
компенсационной муфтой 3 производится аналогичным образом.
При неиспользовании на тракторе ПВОМ привод ПВОМ следует отключить от
коленчатого вала двигателя в целях снижения нагрузки на двигатель и обеспечения
долговечности узлов переднего ВОМ.
100

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности